ГОРДОСТЬ и БЕЗМОЛВИЕ (охотник за демонами)
Размышление первое
Убейте меня, но я не помню случая, когда бы Бог, приближаясь ко мне, не уничтожал бы Собой всё прежнее моё человеческое.
Слова мои, образы мои, озарения мои, любые мысленные представления и видения мои о правде и о справедливости, все эти громоздкие, неповоротливые, убогие, жалкие, мерзкие, дико неудобные движения души моей…. всегда-всегда-всегда…. сжигал их и всегда будет сжигать их Собою, Господь мой, Иисус Христос, Бог, Огонь всё Сжигающий.
Огонь губит меня и Дарует мне Нерушимый Покой Безмолвия ума, Покой Бога, призываемый Ангелом-Хранителем моим в душу мою день и ночь.
День и ночь Дух Покоя ищет служителей Своих, но ищут ли Покоя люди?
Приходя в меня, Господь забирает мысли и чувства мои из земного мира и из земного времени. Меняет меня внутри меня настолько сильно, что я всё яснее и яснее понимаю, что любые слова и уж тем более любые представляемые мною чувства \и образы о Боге\ и о Путях к Богу… — это только лишь {жалкая мрачная} растопка…. растопка, более годная для ада, нежели для Бога…
Разгоревшемуся же Духу не нужны слова.
Бог ненавидит их!
Образы и чувства человека не нужны Богу…, и как бы кто ни желал обратного, но Бог не примет их: ни на земле, ни в Вечности.
Бог принимает в людях только лишь то, что Он Сам считает нужным дать Самому Себе Силою Духа Его.
Это и есть смирение.
Это и есть блаженная Жизнь в Боге.
Это и есть тайна будущего века.
Это и есть высшее наслаждение для любого из людей на земле.
Это и есть умение Жить в вечно Юной Неизменяемости Бога:
Умение Богом познавать Бога.
Умение Богом познавать Божие в Боге.
Умение Богом познавать всё внутри себя.
Умение Богом познавать всё вне себя.
Бог Действовал в сокровенностях чувств моих в прошлом моём без слов. В настоящем моём Действует без слов. В будущем моём Он также будет Действовать внутри меня (как и вне меня) без слов.
Область же действия дьявола — падший «рассудок» «мой».
Если (вольно или невольно, ведомо или неведомо для меня самого) по гордости моей попадает рассудок мой под власть представлений и мыслей сатаны, то спустя недолгое время, подпадают под власть сатаны во мне и мои чувства…
Вот наиболее худшее из зол на земле и худшее зло в мире ином — мои мнимо правильные представления о чём бы то ни было… разум, служащий дьяволу. Как всё перепуталось в этом мире!
Когда Бог входил внутрь меня, со мной всегда происходило одно и то же. Божественным Молчанием Своим Бог всегда убивал \и всегда будет убивать во мне\: все слова мои, все образы мои, все чувства мои, все желания мои, и мне не жаль было этой утраты, не жаль было моей этой гибели.
Только гордый боится потерять своё ветхое мышление в Боге.
Любовь Бога не нуждается в земных словах.
Слова ослабляют способность любить.
Всякий, истинно влюблённый, интуитивно знает, что слова губят любовь.
Всякий истинный мистик знает, что образы и слова {надёжнее надёжного} затемняют истинные Знания о Боге.
Всякий истинный молитвенник знает, что любые образы и представления человека о Боге {надёжнее надёжного} закрывают Чистейший Дух от того, что Он истинно есть.
От этих опытных знаний мудрые БОЛЕЕ ОГНЯ ГЕЕНСКОГО боятся мешать в себе самом всему Божиему, своими куцыми {ложными ограниченными} представлениями и чувствованиями о чём бы то ни было, и тем более, о Боге.
От умения видеть немощь разума своего и чувств мудрые БОЛЕЕ ОГНЯ ГЕЕНСКОГО боятся затемнять своими личными религиозными фантазиями в себе самих Истину, Которая сколь Непостижима, столь и Проста…
Бог столь Велик, что не вмещается в кургузые представления человека о Боге.
Даже если представления наши бывают основаны на Библии, тонкая мысленная ложь не становится внутри нас от этого менее опасной!
Бог Непредставим.
Любое из Действий Его Непредставимо и Неповторимо.
Хочешь избавиться от гордости, друг мой?
Свято возненавидь свой рассудок.
Стань Огнём, НЕПРЕСТАННО сжигающим в себе самом всё лишнее покаянной молитвой.
Стань ловцом и безжалостным блаженным убийцей бесчисленных демонов внутри себя самого.
Приди к Богу и заколи себя самого молитвой без остатка.
Принеси мысли и чувства свои во всесожжение Духом Его Любви.
ТОЛЬКО лишь мысленно и чувственно убив себя, познаешь ты, наконец, что это такое — истинная свобода в Боге и Богом!
Только лишь умерев в Боге, познаешь ты…., что такое настоящая свобода души от страстей, блаженнейшая свобода за границей этого мира и за границами земного времени, обвенчанного с безграничной печалью.
Да будет благословенна смерть моих чувств перед Богом, совершаемая внутри меня Богом же!
Умирание образов, чувств, земных привязанностей, уничтожение мыслей моих обо всём, будь же ты благословенно, потому что не я это делаю, но делает это во мне Господь.
Не из ненависти ко мне и к миру, но из Любви ко мне Бог лишает меня всего моего {прошлого накопленного} ведь ВСЕ прошлые (и даже будущие) мысли мои о Боге \и обо всём\ всегда были и будут горды и неправильны.
Убивая же меня нищетой духа моего {ублажённой Иисусом Христом}, Бог рождает меня для Жизни вечной в Нём — в Единой Правде обо всём!
Желаешь ли ты прийти к Творцу миров бесчисленных?
Убей себя Им же, и лишь только тогда Он примет тебя к Себе.
Если же не убьёшь себя Духом Его, тогда демоны не замедлят ни на одно мгновение, но с лёгкостью непринуждённой они наполнят тебя ложью о Боге, и ты станешь добычей лжи, думая, что хорошо знаешь веру и Писание.
Сколь многие видят вечную духовную смерть свою в себе самом, как нечто важное, ценное, весьма и весьма оправданное святыми отцами и Писанием 🙁 🙁 🙁 🙁
Бог же ждёт от нас, когда мы, наполнив себя самих — Им же, скажем Богу то, что Он Сам Желает слышать от нас…, а Он желает слышать в нас Голос Свой.
Он желает видеть в нас действующей Его Силу, непрестанно попирающую внутри нас бесчисленную в своих проявлениях гордость нашу…, гордость, много более древнюю, чем мир людей…, гордость, рождённую в недрах падшего архангела, гордость, возникшую задолго до формирования современной \напрасно восхваляемой\ человеческой «культуры», задолго до падения Адама и Евы…
Хочешь ли знать, чем убивается гордость?
Хочешь ли узнать, как можешь ты стать безжалостным убийцей бесчисленных демонов?
Слушай.
Если молитвой непрестанно болезненно о себе самом покаянной найдёшь в себе способность слышать то неслышимое Божие, что презирает большинство людей, живущих ценностями этого мира, то найдёшь ты и Бога.
В себе самом встретишь Его.
Не пренебрегай Безмолвием души и чувств твоих…, они — образ будущего века.
Если же ты внутри покаянного Безмолвия своего не встретишь Живого Бога и не научишься, живя ещё здесь на земле в теле своём, Блаженнейше Безмолвствовать внутри Безмолвия Создателя своего, то по смерти тела своего, НЕУМОЛИМО войдя в Вечное Безмолвие Бога, что ты там делать станешь?
Как ты сможешь быть блаженным там, куда ничто нечистое и не омытое Живым Святым Безмолвием Бога не входит…
Истинно. Истинно говорю тебе!
Бог принимает к Себе лишь Своё Очищенное Им же…
Блажен, кто своевременно осознал предельную важность внутреннего покаянного безмолвия своего пред Богом, и кто был обучен духовником своим любить Безмолвие в Боге много более, чем строить храмы и помогать ближним своим.
Безмолвие не для всех.
Многим оно приносит не исцеление от возношения, но лишь увеличивает гордость их всё боле и более.
Но если же ты предназначен Богом для безмолвия в Нём, то остерегись внешней деятельности более всего иного.
Отдай себя молитве покаяния, отдай себя Ей, и она освободит тебя от оков высокоумия, но освободит не полностью, потому что полная свобода лишь там, лишь по смерти тела, лишь в Церкви Торжествующей, возглавляемой Безмолвниками в Боге. Здесь же на земле нет человека, вполне свободного от гордыни своей.
Был лишь один Человек без гордости на этой земле, Он был вполне послушен Богу, но Его распяли первосвященники иудейские за грехи наши.
Блажен, кто не сам упорствует спасать ближних своих, но мудро предоставляет Самому Богу спасать души и тела ближних своих; ближних…, ВПОЛНЕ и ВСЕГДА подвластных Творцу…
В любой миг Бог может спасти и приблизить к Любви Своей каждого, ищущего Его, но цена приближения к Богу ВСЕГДА одна и ТА ЖЕ…
Смерть, принятая от Духа Его.
Смерть, принятая от Духа Его, без которой ни для кого не станет возможным Божественное смирение.
Смерть, принятая от Духа Божия, — это и есть убийца и охотник на демонов {бесчисленных} внутри тебя, это и есть источник истинного Евангельского света: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна гл. 12 ст. 24-25)
Размышление второе
Гордость моя….
Била ты меня бичами жестокими.
Сжигал её во мне Господь искушениями столь тяжкими и многолетними, что не запомнить ужасного лика гордости в себе я не смог бы, даже если бы хотел этого всемерно…
Всматриваюсь в лик гордости моей, всматриваюсь в неё десятками лет, вглядываюсь тщательно в лик этой зверины ненасытной, но обретаю способность видеть её более-менее ясно ТОЛЬКО ЛИШЬ в ПОКАЯННОМ, болезненном (о всём в себе) самом молитвенном воздыхании к Богу…
Доколе есть во мне болезненное чувство покаяния обо всём в себе, лишь только тогда вижу я всего себя — гордостью окованным.
Но как устанут силы души моей…, как ТОЛЬКО они хоть на миг отвлекутся от покаяния и забудут о НЕПРЕРЫВНОМ внутри меня болезновании обо ВСЁМ в себе, как лик гордыни прячется от меня…. прячется змеюга хитрейшая {быстро изменчивая}, не куда-то вне меня, но искусно и скоро прячется гордыня моя внутрь меня же самого же; после чего, недомыслимо для себя самого, но явно для Бога, я сливаюсь с гордыней своей в одно целое. В гордости обольщаюсь, что служу Богу, но думаю, мыслю, рассуждаю, молюсь, каюсь, предполагаю, пишу, оцениваю свое прошлое и будущее, смотрю на других, на Бога и вообще на всё существующее, ВСЁ делаю по-дьявольски гордо.
Всё начинаю думать гордо.., в том числе и болезную о себе тоже всегда и во всём гордо…
Кто исчислит дно покаянного моря моего…?
Истинно, нет дна у правильного покаяния, потому что правильное покаяние не имеет предела в глубине человеческого духа, и не нахожу я в самом себе ни единого места в душе и в любом из чувств моих, где Ангелу покаяния не нашлось бы слёз обо всём внутри меня и всегда…
Гордынею своей делаюсь ненавистным я Богу и Творцу моему, делаюсь ненавистным и себе самому.
Становлюсь — враг — сам себе.
Делаюсь ненавистным…, потому что гордость, слушая себя саму, ВСЕГДА и неизменно ища истину в себе, {по Неумолимой Иронии Бога} находит не истину в себе, но с потрохами погружается душа в ПЛОТНУЮ ложь дьявольскую…, и при этом обилии мрачной лжи внутри себя душа может только «о Боге» думать и говорить…
Жалкий раб сатаны \говорящий о Боге\, не ведающий того, что о Боге говорить земными словами едва ли возможно, чтобы не согрешить при этом многажды…, а согрешаем все мы — ИСТИННО, всегда.
Но… видеть мерзкие лица демонов — это одно…
Описать же опасность гордости тому, кто почитает гордость свою в самом себе за истинную добродетель, видит Бог…, это невозможно ни для кого из людей.
Бог приносит душе человека Покой (как правило, не ранее чем после многолетних внутренних бурь и после неизменных сильных искушений тьмою его разума и чувств).
Гордость же…, она ВСЕГДА торопится, ВСЕГДА спешит с «выводами», ВСЕГДА стремится ввести ум человека в слова и в мысли незрелые \скороспелые\, и потому несправедливые.
Размышление третье
Ты желаешь знать, что такое гордость?
Желаешь стать убийцей демонов, как становится им всякий послушный Богу?
Слушай…
Я расскажу тебе о гордости всё, что знаю о ней сам.
Ничего не желаю утаивать, но помни… Гордость БЕСЧИСЛЕННО умнее человека, и нет НИ ЕДИНОГО чувства, НИ ЕДИНОЙ мысли и НИ ЕДИНОГО сокровенного представления в душах людей, НИ ЕДИНОЙ молитвы чьей-либо, не поражённых ею, и никогда не будет!
Не будет при жизни души в теле такого человека, который был бы вполне свободен от всех без исключений тонких влияний гордости внутри себя самого.
Лишь в избранных Своих Бог по временам заменяет их тонкую гордость Самим Собою, и в это Блаженное время Святые молчат, молчат духом в изумлении перед Путями Бога, как и Небо любит молчать на земле.
Небо же молчит на земле не без причины.
Но внутри тех, у кого открыто духовное зрение, Небо НИКОГДА не молчит.
Оно «говорит» всегда, но слышать Небо можно ЛИШЬ Духом Бога, но никак и ничем, и никем нельзя почувствовать Небо в себе иначе!
Размышление четвёртое
ЧТО ПОЗНАЛ Я О природе ГОРДОСТИ СВОЕЙ ВО ГЛУБИНЕ МЫСЛЕННОГО БЕЗМОЛВИЯ МОЕГО
(молитвенное безмолвие разума обнаруживает демонов)
Рад бы был бы я о всём говорить просто, так, чтобы и ребёнок мог бы понимать мои мысли, но говоря о гордости, невозможно избежать весомых усложнений, потому что не в мире людей, но в мире ангелов родилась гордость.
Желаем мы этого или же нет, но всем, кто ищет Бога, придётся считаться с тем, что гордость свою человек НЕ СМОЖЕТ увидеть до тех пор, пока сам не войдёт в мир святых Ангелов, пока не освоится внутри мира Ангелов, пока не изучит их привычки и их язык.
Вот только лишь тогда: не от людей, не из книг \пусть даже и православных\, но от самих Ангелов и от Бога душа сможет узнать истинное состояние СВОЕЙ собственной природы… Сможет увидеть бездонную область духовного плача над самим собой, а через свою внутреннюю ежедневную боль о себе самом {когда душа увидит, как истинно погибает она от НЕПРЕРЫВНЫХ натисков на неё от духа сатаны}, родится в душе и Правильный (от Духа Божия) Блаженный духовный плач обо всём мире, родится Плач Духа обо всех людях, живущих на этой земле, и не будет уже на земле для души никаких кумиров!
Знания сокровенных тайн гордости, сколь бы эти знания не были трудны для понимания современного человека, моё мнение, эти знания необходимо как можно более широко распространять.
Несложно это увидеть, что в настоящее время грех гордыни в сокровенной сути своей в ПОДРОБНОСТЯХ почти никем и нигде не описан.
По этой причине, что грех гордости столь слабо описан даже и в святоотеческой литературе, но говорится о нём прикровенно и как бы гадательно, человечество {практически весь мир} утопает в гордыне своей всю свою «сознательную» жизнь.
Утопает, потому что неоткуда людям и узнать-то признаков гордыни, которая, по неложному утверждению православных святых, обильно и непрестанно проявляет себя в каждом из живущих на земле людей 🙁
Хотим мы этого или же нет, но познать признаки своей гордости и то, насколько гордость может быть опасной для души, может только аскет.
Монах или мирянин, неважно, но он должен быть аскетом, любящим долговременные многолетние непрестанные духовные наблюдения над самим собой.
И тут…, вне опыта {многолетнего внутреннего, а лучше бы и внешнего} покаянного безмолвия, лучше бы даже и не делать попыток опускаться умом своим в области изучения духовного мира.
Кто бы там что не утверждал, но гордость — духовное понятие, раз она родилась в духовном мире.
Более того…, она возникла в Святом духовном мире.
Родилась гордость в те малопонятные для нашего понимания времена, когда и греха-то ни в ком не было, но: грех, ад, мучения, болезни и смерть появились лишь как следствие {недомыслимо} родившейся на Небе гордости в святом Архангеле. Именно поэтому так сложно даётся для понимания человека этот вопрос, именно поэтому гордость столь неясно и слабо описана даже у святых аскетов, потому что дух гордыни, дух противления Богу настолько старше человечества и настолько совершеннее людей, насколько совершеннее и старше человечества мир ангельский, созданный, по-видимому, значительно ранее,чем до начала создания Богом видимого физического мира.
КАКАЯ ДРЕВНЯЯ ШТУКА — ГОРДОСТЬ...
Давайте сделаем (см. чуть ниже подзаголовок ПОЧЕМУ ВНЕ БЕЗМОЛВИЯ ГОРДОСТЬ СВОЮ УВИДЕТЬ НЕВОЗМОЖНО) экскурс в те незапамятные времена, когда возникла гордость.
Не для праздного любопытства необходимо (каждому желающему очистить душу свою) сделать это разумное исследование, но чтобы, более ясно для себя самого понять феномен гордости; чтобы яснее понять, почему не что-то иное, но именно гордость стала родоначальницей всех зол и бед в мире духовном и в мире земном.
К сожалению, о гордости (в наше время) большинству современников почти ничего не известно и ещё менее известны широкой публике методы борьбы внутри себя с нею.
Сразу хочу предупредить, методы борьбы с личной гордостью трудны как для понимания, так (и тем более) для ежедневного исполнения их внутри себя.
…………………….
Обязательный акцент….
С гордостью надо бороться внутри себя самого прежде всего, по необходимости, до времени оставив гордость других людей за пределами своего внимания.
В этом — чудо правильного духовного развития.
Пока душа не вынет бревно гордыни из своего глаза, она не сможет увидеть того способа, которым можно оказать помощь кому-либо из посторонних…
…………………….
Смирившаяся душа после того, как увидит себя саму, после того, как откроется ей глубина её ЛИЧНОГО бездонного падения перед Богом, сама по себе легко и естественно придёт к ясному осознанию, что большинству людей и не нужно оказывать никакой духовной помощи, но надо ежедневно усиленно работать над самим собой, над самим собой и ещё раз над самим собой.
ПОЧЕМУ ВНЕ БЕЗМОЛВИЯ ГОРДОСТЬ СВОЮ УВИДЕТЬ НЕВОЗМОЖНО
Безмолвие… — ЖЕСТОКАЯ палка о двух концах…, оно (в большинстве случаев) у современного человека гипертрофированно увеличивает личную гордыню его, с другой же стороны, современному человеку ничто иное, но ТОЛЬКО лишь с разумом проводимое (внутреннее, а по возможности, лучше бы и внешнее) долговременное покаянное, мысленное безмолвие может дать НЕОБХОДИМЫЙ толчок для возрождения духовного.
Об этом прямо пишут многие отцы церкви…, при неправильных внутренних усилиях безмолвие лишает душу возможностей спасения среди мира, лишает не по какой-то иной причине, но потому что в безмолвии открываются ворота внутрь духовных переживаний, открывается в человеке сокровенная способность входить в духовный мир, и первые, кто встречают душу в духовном мире — это падшие ангелы, бесы. То есть те, кто заведомо сильнее и многократно разумнее человека, ведь им не одна тысяча лет.
Безмолвие, проводимое без руководства со стороны опытного духовника и молитвенника, духовно опасно, но и без (по возможности регулярного) внутреннего безмолвия никакая душа не сможет увидеть гордости своей, не сможет, даже если кто с отличием закончит Духовную Академию.
Для удобства восприятия давайте в этой теме оставим в стороне рассматривание вопроса, почему внутреннее безмолвие одних созидает, а других губит, для тех же, кто заинтересуется этим аспектом подробнее, есть тема
смотрите всё там.
Что происходит в безмолвии?
Как человек в безмолвии может заглянуть в историю возникновения гордости в ангельском мире, и как он может познать тайны её в самом себе?
Почему вне безмолвия человек ВСЕГДА будет слеп к своей гордыне?
Не торопясь, углубимся в рассматривание этих {непростых для понимания современного человека} тем.
Вдумаемся в жизнь современного человека, тем более для живущих в городе…
В большинстве случаев с утра и до ночи сознание его почти непрерывно атакуется разными раздражителями. Конечно же, тот, кто пожелает в городе выкраивать для себя некие свободные промежутки для молитвы, это всякий может сделать, без частой молитвы ведь и пользы для души вера не даст почти никакой, да вот только у большинства обычно, как уж тут не приспосабливайся для того, чтобы молитву свою сделать по Евангелию непрерывной {реально практической}, непрерывности не получится…, разве кто настолько обеспечен средствами, что может позволить себе жить в городе, как в пещере пустынника, не выходя ни за дверь, ни в интернет.
Соцсети и излишнее общение в сети (пусть даже и на православных сайтах) — это {почти на все} 100% смерть для всякой внимательной к своему спасению души!
Это стоит помнить и помнить…
Поэтому тот, кто желает увидеть себя самого более-менее в правильном свете Духа Божия, тот по необходимости просто должен приучить себя ЖЁСТКО отсекаться от людей и от любых мирских проблем, оставив чувства свои только в зоне ЛИЧНОГО покаяния перед Богом, устранившись от общения в реальности и виртуально.
Не нужно обольщаться, что правильно видеть себя не своим умом, но Действием Духа Божия, — это такое уж лёгкое зрелище… Нет, это зрелище очень и очень нелёгкое. Такое видение себя Духом Бога (зрение греха своего) НИ ДЛЯ КОГО лёгким быть никак не может.
Мало того, если увидеть себя Духом Бога, если увидеть грехи свои, как песок морской, увидеть их истинно без числа… — это уже немалый труд; но ещё много больший труд — непрерывно УДЕРЖИВАТЬ в себе самом зрение греха своего (точнее, ТАЙНО зрение внутреннего непрестанного греха). Видеть грех свой может лишь тот, кто кается и молится (по возможности, почти) ПОСТОЯННО.
Таков предельно жёсткий закон духовного развития.
…………………….
Стоит лишь ненадолго остановить себя самого в покаянии, и душа в тот же самый миг СЛЕПНЕТ к той бесконечной гибели своей (к мысленной тайне беззакония), которую сатана воспроизводит внутри КАЖДОГО человека обязательно!
Святые, Великие святые, когда они начинали видеть в себе самом грех сокровенный, когда они видели его не своим умом, но Духом Бога, тогда почти НЕПРЕРЫВНО плакали они о себе самом в течение всей своей жизни… Плакали о себе — до последнего вздоха и заповедовали плакать о себе самих всех тех, кто желает жить подобно им!
…………………….
В Святом Безумии своём, по действию Духа Божия в них почти НЕПРЕРЫВНО плакали они о самих себе или же внешне никому невидимыми духовными слезами, или же (что бывает реже, и это духовно небезопасно) некоторые из них много плакали также и слезами телесными.
…………………….
Многие читали о феномене непрестанных покаянных слёз в житии Арсения Великого или в жизнеописаниях других монахов-пустынников, но вот знаем ли мы причину их плача?
Знаем ли, что видели они в себе?
Знаем ли, как (в какой именно форме) они видели в самих себе грех?
Знаем ли, как они приобретали в себе способность НЕПРЕСТАННО оплакивать не только себя, но и весь мир?
Может, кому-то думается, что ему о себе плакать так, как плакали о себе святые, нет никакой такой особой необходимости?
Что же?
Вольному — воля…
Каждый сам свободен выбирать для себя тот образ своей внутренней жизни, который ему видится правильным.
Богослужение в храме — это ведь тоже некое покаянное безмолвие…, ведь на службах в храме не принято разговаривать с ближними, не принято самостоятельно формировать свои мысли и чувства, но в общем строе идти должно только лишь к Богу и с Богом.
Не о безмолвии ли ума нашего говорят нам первые заповеди Христа, первая в Законе (возлюби Бога ВСЕЙ душой) и первая блаженств (блаженны нищие духом)?
Вот сколь важной почитал для человека молитву во внутреннем безмолвии Господь, если говорил о безмолвии, ВО-ПЕРВЫХ!
Но слышим ли мы ПЕРВЫЕ заповеди Бога?
Стараемся ли жить ими, дышать ими, умеем ли чувствовать безмолвием?
Взять нищего духом…, станет ли много говорить он с кем-либо, даже хоть и с самим собой, пусть даже и мысленно?
Нет, не станет, если только он искреннее будет почитать себя самого за ничто перед Богом и перед людьми.
Ведь вполне видится естественным, что тот, кто нищ духом, тот, кто ищет покаяния и плача, тот будет искать ТОЛЬКО ЛИШЬ покаянного молчания и непрестанных прошений у Бога…, ведь если он — истинно нищий и ищущий, то нищему и ищущему свойственно непрерывно просить, просить и простить, не рассуждая много о заповедях и о том, как надо бы и можно ПРАВИЛЬНЕЕ спасать свою душу, но ВРЕМЯ (львиную долю личного времени своего) посвящать не размышлениям о духовном, но САМОЙ покаянной молитве, в простоте призывая (годами и десятилетиями даже) имя Господне, имя Матери Божией и имена святых.
Вот для чего нужно внутреннее и внешнее безмолвие…, чтобы дать устояться своему уму, и чтобы сердце ПОЧУВСТВОВАЛО запахи духовного мира внутри себя, чтобы оно могло заблаговременно для себя разобраться с этими тонкими \сложно понимаемыми\ веяниями духовного мира. Чтобы оно могло заблаговременно отучить себя от питания запахами недобрыми и чтобы сердце смогло обучиться НЕПРЕРЫВНО питаться внутри себя, подобно как тело питается воздухом земным, Духом Бога.
Вот для чего нужно безмолвие, в том числе и мысленное безмолвие на молитве…, чтобы душа могла обучить себя в совершенстве понимать внушения (вернее, Чувства) Ангелов святых внутри себя.
Как это сделать?
Как научить душу свою видеть в себе самой Действия Бога и как уметь отличать Действия Бога в себе самом от игры своего разума и от бесчисленных демонских {религиозных} фантазий внутри себя?
Этот вопрос очень и очень важен.
Но сначала, буквально в «двух словах», предельно коротко о том, что(?) может \опасного\ происходить с душой человека внутри его внутреннего или же внешнего безмолвия.
Как уже ясно для многих, вне безмолвия у человека и времени-то не будет на то, чтобы внимательнее всмотреться ему в то, что происходит внутри него… Вот потому-то вне безмолвия человек ВСЕГДА был и БУДЕТ оставаться слепым к тому, сколь искусно и тайно правит им грех, правит им дьявол, правит его личная гордыня!
В безмолвии же душа (вернее, сердечные её чувства) становится \мало-помалу\ всё более и более чувствительной к тому болезненному и горькому, что {и ранее всегда} происходило внутри неё, да только было оно прежде незамечаемым… и так, душа ТОЛЬКО лишь в безмолвии сможет начинать издали усматривать в себе самой, как именно НЕПРЕРЫВНО и ПРЕДЕЛЬНО ТЩАТЕЛЬНО действуют внутри неё демоны тьмы… И только лишь во внутреннем безмолвии своём (приучив и мысли свои уничтожать покаянной молитвой) может научиться понимать душа истинные внушения от Бога внутри себя.
Учиться понимать внушения Бога — непрерывный немалый труд для всякой души.
Я не проповедую мысль, что всякий, у кого не было опыта безмолвия, погибнет для вечности, но говорю лишь то, что говорю.
Если пожелает кто увидеть в себе самом тайну беззакония, ЕЖЕДНЕВНО всеваемую внутрь него сатаной, пусть приучает себя к покаянному безмолвию мысли своей, и тогда он сможет увидеть внутри себя самого не только БЕЗДНЫ греха, но и то, сколь много внутреннего Света способна принять в себя всякая верующая Иисусу Христу душа.
Так что же видели святые в своём уединении?
Чему мы можем научиться из их практики?
Вспоминаю второго духовника моего монаха. Без каких бы то ни было объяснений с его стороны я всегда ясно понимал, что он непрерывно видит внутри себя некий ПРЕКРАСНЫЙ иной мир.
Понимал, что он видит Силу и красоту иного мира.
Я видел (точнее, чувствовал), что он непрестанно погружён в Божественную красоту.
Понимал, что он живёт в красоте и в Силе Бога настолько всепогружённо, что красота Божия {Сила Духа} чудотворно проявляла себя рядом с ним весьма и весьма ощутимо для меня.
Монах Александр был единственным человеком, который обучал меня непрестанной молитве, не говоря о ней при мне иногда ни единого слова за весь день.
У меня была возможность спрашивать его.
Чем он живёт?
Что он видит в себе самом?
Во что погружён?
Что занимает его так сильно, что он удалился от всех?
Почему он ушёл из монастыря, от всего готового, почему удалился от обеспеченности?
Почему предпочёл скудость жизни в горах, где и продукты питания доставлять на безжизненные высоты — немалая была проблема?
Вот что отвечал он мне.
«Бога НЕВОЗМОЖНО видеть в себе без непрестанного зрения греха своего, а грех НЕВОЗМОЖНО видеть в себе при частом общении с людьми.
Общаясь с людьми, мы слепнем.
Мы заражаемся от них их Богозабвением и гордыней.
Это заражение и последующая немощь к духовному происходит в любом обществе где забыто смирение и забыто НЕПРЕСТАННОЕ устремление к Богу.
От людей, забывающих о Боге, как из сосуда в сосуд мы наполняемся гордостью и нечистотой.
Именно для того, чтобы увидеть себя правильно, надо удалиться от тех, кто далёк от Бога, и пожить одному так лет с десять-пятнадцать хотя бы, тогда только душа начнёт видеть в себе самой грех свой во всей его полноте и непрерывности.
Бог покажет душе её грех, но покажет не скоро.
Не сразу открывается зрение греха своего в душе каждого человека.
Требуется значительное время для правильного видения себя самого.
Нужно много молитв.
Много покаяния»
А как видишь ты грех в себе самом?
Что видишь ты, когда Бог показывает тебе твой грех? — спрашивал я его.
И его ответ потряс меня своей парадоксальностью!
«Когда я вижу в себе грех свой, я ничего не вижу.
Никаких видений, никаких представлений.
Никаких особых чувств.
Просто знаю, что я хуже всех, сокрушаюсь непрерывно о себе самом.
Мысли мои перестают принимать формы, а душа опускается в такое блаженство в Боге, которое нельзя описать словами.
Покаяние и блаженство — это ОДНО И ТО ЖЕ.
Для блаженства в Боге видения, озарения и мысли не нужны.
Покаяние само собой убирает из человека все его слова, потому что все наши слова — это по большей части гордость, гордость и ничего, кроме гордости.
При правильной молитве остаются только ПОКАЯННЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ о себе самом чувства к Богу, выраженные без слов сердцем.
Даже сама молитва, она действует и всегда должна действовать без слов, без видений и без мыслей, но в сердце, как Живое (Движимое Богом) чувство к Богу.
Сердце своё трудно разбудить к живой молитве, очень трудно.
Без уединения не разбудить себя.
При правильной сердечной молитве в уме не должно быть ничего, ни видений, ни ярких чувств, но близость Бога делает ум чистым от всего, что есть в этом мире.
Всё яркое и особенное в себе — это гордость дьявольская.
А когда душа увидит грех свой, мир перестанет существовать для неё.
Мир и всё, что в нём, и не нужен будет уже человеку, когда душа его погрузится в Бога.
Если душа в Боге, нужна только любовь ко всем, и тогда человек сделается убийцей демонов.
Не ты сам, но Бог станет убивать демонов через твою душу и через Его Молитву, свершаемую в тебе. Но когда просишь для кого что-либо у Бога, в таких состояниях надо просить, не сомневаясь в том, что ты получишь всё, что ни попросишь. Сомнение в том, что Бог может всё, — это слабость души. А Бог не любит нерешительных»
Как я смогу научиться внутри себя отличать Божие от иного, от своих мыслей и от мыслей демонских? — спрашивал я его.
«Без Бога никто не может отличить в себе самом добро от зла.
Зло — это всё то, что приводит к недовольству, к спешке и к непокою.
Тем более, если мы осуждаем других людей.
Тот, кто с Богом, тот НИКОГДА никуда не спешит.
Куда ему спешить…, если с ним Всемогущий?
А когда человек думает, что он знает Путь Божий, или если он думает, что хотя бы что-либо, но знает он хорошо, то это большое обольщение.
Мир и всё, что в нём, — тайна.
Всё — прекрасная тайна.
Когда люди для меня тайна, я перестаю судить о них, и душа получает силу любви от Бога.
Сам же по себе человек не способен любить даже себя самого, а не то что любить весь мир…
Покаяние — это великое блаженство.
Есть покаяние, будет и блаженство в Боге.
Остановится покаяние — остановится и блаженство, но начнётся непокой, суета и пустомыслие. А вслед за пустыми мыслями в душу ворвутся страсти всего мира с последующей расплатой и неминуемой болью за сделанный грех свой».
Размышление пятое
МОЛИТВА БЕЗ БОЛИ о себе самом — УЖЕ НЕ МОЛИТВА, но БЕСЧЕСТИЕ
Не знаю, как устроены другие люди, но твердолобая душа моя крайнюю необходимость непрестанной болезни о себе самом долго-долго признавать не хотела.
Десятки лет молитв не приносили мне почти никакой реально ощутимой пользы до того самого года (2009-го), когда, наконец, не осознал я простоты Божией, требующей покаяния моего во всём и всегда-всегда-всегда, требующей от меня искреннего моего покаяния без излишнего рассуждения и без чрезмерного самокопания в своём прошлом.
Для чего каяться душе во всём и всегда-всегда-всегда?
Есть ли в этом смысл?
Уж не надо ли каяться ещё и в том, что принято душой православие?
Не надо ли не рассуждающим ни о чём покаянием изменять догматы святой веры?
Не надо ли уходить в безмолвие своего рассудка {наподобие буддийской нирваны}, не чувствуя внутри себя ничего, кроме собственно некоего всеобъемлющего покаяния перед Богом?
Всякий, кто осмелился бы задать мне подобные вопросы, одними этими вопросами он уже показал бы, насколько (легковесно) он размышляет о покаянии: как бы о некоей психотехнике, как бы о некоем аутотренинге или же как о некоей особой йоге, но ТАК о покаянии могут думать лишь те, кто ни единого раза опытом не чувствовал в себе самом НЕПОСТИЖИМОГО по глубине Действия БЛАГОДАТИ покаяния от Бога.
Вот что главное….
Истинное покаяние РОЖДАЕТСЯ от Духа Бога в душе человека, а не воспроизводится душой {как бы} личными её некими особыми, пусть даже и долговременными усилиями.
Тем и отличается истинное покаяние Духом Бога от покаяния, выдавливаемого из своей гордой {всегда падшей во ВСЕХ своих проявлениях} природы, что покаяние из себя — это не более, чем элементарная гордость и грубейшая подделка (основанная на ПОЛНОМ неведении истинно бездонной глубины своего ЛИЧНОГО падения перед Богом)….
Покаяние же Духом Бога:
Божественно,
Блаженно,
Могущественно,
Непостижимо,
от сиюминутных чувств и желаний человека покаяние Духом Бога не зависит и зависеть НИКАК не может, потому что: «Дух дышит где хочет», но это Благодатное покаяние не придёт ни к кому само по себе, но оно очень и очень зависит от ВСЕГО образа жизни человека в целом, НЕОБХОДИМО зависит от совокупности ВСЕХ его мыслей, как маленьких, так и больших…, и именно потому истинное Благодатное покаяние Духом Бога так крайне редко встречается в среде современных нам верующих, в том числе и у монахов, потому что мало кто из нас обучен наблюдать НЕПРЕСТАННО за КАЖДОЙ мыслью, приходящей в его сознание.
Образ жизни, хоть в малом невнимательный, хоть в малом развлечённый, хоть в малом не сосредоточенный на непрестанной памяти о Боге, образ жизни, не основанный на непрестанном (покаянном, болезненном) устремлении ВСЕХ чувств и мыслей к своему Создателю, делает душу человека НЕДОСТОЙНОЙ пребывания в Духе Покаяния непрерывно {ежемгновенно} омывающего ВСЕ грехи души и всю \истинно бездонную\ ГЛУБИНУ греховности падшей человеческой природы.
Вот для чего (как воздух) необходимо отсечение от общества людского, вот для чего (как воздух) нужно безмолвие, как внешнее, так и внутреннее: чтобы (покаянием болезненным непрестанным) о недостаточном своём исполнении Заповедей Бога сделать смогла душа себя способной вместить в себя Дух Бога, омывающий душу не её собственными, но Его Слезами, Слезами Вышеестественными.
В обществе же людей, далёких от духовного плача о себе самом, Дух Покаяния в человека обычно не приходит. И вот лишь только после этого Омывания, надо ли(?) говорить, что изменится в человеке СОВЕРШЕННО всё, но нетронутыми Богом в душе человека останутся прежде всего именно догматы святой православной веры, нетронутыми (неповреждёнными) останутся \все\ слова и всё учение Иисуса Христа!
Однажды я слышал от отца Александра такие слова, истинной цены и важности которых я \долгие годы\ не мог понять для себя, но понял эту важность спустя лет двенадцать после его отшествия к Богу:
— Если мы молимся без болезни о себе самом, то этим мы бесчестим Бога тем,что не хотим видеть себя грешными перед Ним всегда.
Размышление заключительное
КАК УВИДЕТЬ ДЕМОНОВ В САМОМ СЕБЕ И КАК ПОБЕДИТЬ ИХ
Первое, что нужно понять и о чём нужно помнить, это то, что в привычном для нас состоянии гордыни победы над демонами у нас не будет, и что Бог не примет никакую душу к Себе, доколе не станет она {покаянием} иной.
Чтобы Бог принял человека в Себя, человек должен стать иным. Не как все, но иным. Иным даже до молчания ума своего о всех.
Наиболее ясным доказательством, как меня учил монах Александр, присутствия демонов внутри души является то, когда кто не видит их в себе самом во всяком настоящем его времени, и в ещё более худшем положении находится тот, кто не считает себя грешником также и в своём прошлом.
………………..
С этого начинается всякое духовное обольщение и всякий грех… — с забвения человека о ПОЛНОТЕ личных немощей своих.
………………..
Тот, кто способен слышать, надеюсь, сам дойдёт до того, что видеть демонов в себе самом, чувствовать их тайную в себе самом силу, их ВСЕГДА присутствие во всякой душе человеческой может лишь тот, кто обучен хранить более всего иного ПРЕЖДЕ всего самое невысокое мнение о себе самом, обучен хранить память об АБСОЛЮТНОЙ немощи души и духа своего, по мере возможности, совершенно во всём.
Лишь при одном необходимом каждому человеку условии становится возможным зрение греха своего и зрение демонов, НЕПРЕСТАННО действующих во ВСЯКОМ человеке…, когда личная природа человека будет заменена природой Ангела-Хранителя его, когда свойства души человека через природу Ангела его ЗАМЕНЯТСЯ на Внушения Божии обо всём том, с чем встречается человек как внутри себя, так и вне себя, и в это время… изменится в человеке совершенно всё…
Таинственно, но явно, откроется человеку глубинный смысл КАЖДОГО сказанного кем-либо слова, откроется тайна борьбы в человеке за КАЖДУЮ принятую мысль и чувство…
Откроется истинная цена КАЖДОЙ пришедшей в его сознание мысли.
Откроется КРАЙНЯЯ необходимость вездеприсутствия нищеты духовной во всём.
Душа может научиться, хоть это и нелегко, НЕПРЕСТАННО памятовать о тотальной немощи своей, может научиться видеть всё — не своими падшими силами и свойствами души, но через Ангела-Хранителя своего, будет видеть всё Глазами и Чувствами Бога!
Вот где начинается истинное здравие души и истинное зрение действия духов тьмы, и истинное покаяние в душе каждого человека.
Вот где начинается истинное зрение греха действующего в человеке, который всё уже начинает видеть (как в себе, так и в других) не своими свойствами, но заимствованной Благодатью у Бога, вошедшей внутрь его мысленной и чувственной природы по личному действию Ангела-Хранителя его…
Следствием того, что человек начинает видеть себя и ближних не своими свойствами, но Энергиями Бога, ВСЕГДА бывает ОДНО и то же…
………………..
Человек перестаёт не только осуждать ближних своих, кто бы как себя не вёл, но человек перестаёт даже рассуждать о ближних, без рассуждения НЕПРЕРЫВНО осуждая лишь одного человека в этом мире — себя самого.
………………..
Помимо парадокса замены своего ума и чувств Умом и Чувствами Ангела-Хранителя своего, есть и ещё один удивительнейший парадокс духовной жизни, весьма и весьма хорошо опытно известный всем тем, кто умеет каяться внутри себя, не выжимая из себя «покаяние», но кающемуся Силой Духа Бога…
Демоны… при полноте прихода Благодати Божией перестают быть слышимыми душой, и душа входит в полноту Покоя Божиего, переходит в иной мир и даже в иное временное пространство.
Состояние удивительнейшее и предельно простое.
Душа надёжно и надолго перестаёт слышать демонов, потому как Бог только тогда приходит, когда Он Сам это Желает, и Ему несложно вполне и без труда упразднить все и любые демонские \даже самые малые досаждения\ на месяцы и более того по времени. Но, хотя всякая душа, приближенная к Богу Его Силой, просто по умолчанию приходит в состояние Нерушимого Покоя, она Им же ЯСНО осознаёт, что не кто-то иной, но именно она сама может и ТОЛЬКО что и способна, что БЕСКОНЕЧНО любить любой из самых ужасных грехов на земле и в аду. Из этого ЯСНОГО понимания бесконечной неизменной падшести своей, что Свидетельствуется ВСЯКОЙ истинно приблизившейся к Богу душе, ВСЯКАЯ душа начинает вполне справедливо, вполне искренне и честно НЕПРЕРЫВНО оплакивать всю себя как всеконечное, вечное, неизменное глубокое зло на земле, содержащее внутри себя всё зло ада. Душа, приблизившаяся к Богу, НЕ МОЖЕТ видеть себя иначе, как полнотой тьмы, не может не осознавать себя много и даже бесконечно более худшей, чем та злоба и любое нечестие, которыми до краёв наполнен ад.
Так уж устроена истинная духовная жизнь… — она наполнена по Промыслу Бога всемерно и на каждом буквально шагу смиряющими мышление и чувства человека парадоксами, парадоксами и ещё раз парадоксами. А парадокс в том, что душа в Покое Великом, не тревожат её НИКАКИЕ страсти даже издали, но видит душа себя при всём этом Богатстве Божиего Милосердия к ней истинно худшей всех….
Ещё раз хочу акцентировать, бесчисленный уже раз повторяя наиболее ценную внутри моей духовной жизни мысль…: покаяние, покаяние и ещё раз всемерное неизменно непрестанное болезненное покаяние обо всём в себе и всегда, лишь оно одно даёт возможность душе жить в почти полном покое от демонов и видеть себя саму более-менее правильно, и так (не собой, но Духом Бога) бесконечно духовно оплакивать, себя саму видя не в фантазиях своих (фантазии о «благодатном» покаянии у любящих молитву тоже бывают возможны), но видя по Свидетельству Бога истинное бездонное личное падение своё во всем.
ТОЛЬКО лишь покаяние, покаяние и ещё раз (до последнего земного вздоха) покаяние может дать душе, пусть не вполне совершенную, но всё же надёжную устойчивую защиту от грубых и от большинства тонких падений перед Богом.
Покаяние — это и щит, и зрение бесчисленных демонов внутри себя, и вот только лишь при этом истинном зрении {как бы всесилия} греха внутри себя самого Устойчивым бывает предельно Надёжный долговременный Покой от Бога с уверенной (входящей впоследствии в предельно устойчивый навык) способностью наслаждаться {ненасытимо насыщаемо} Духом Бога — во всяком месте тайно от постороннего взора.
Душа, видящая Духом Бога себя и других, ОБЫЧНО если она находится среди общества человеческого, продолжает жить в мире НАСТОЛЬКО отличном от общепринятых представлений (и о святости в том числе), что этим отличным от общепринятого при личных встречах с людьми подвижник покаянной молитвы делиться ни с кем не станет до тех самых пор, пока Бог Сам не понудит её к этому с кем-либо из избранных Его, не публично, но только лишь наедине.
Дар говорить слово Божие.
Дар слышать Слово Божие.
Дар зрения греха своего.
Дар молитвы обо всех.
Дар неосуждения и любви к людям.
Дар упразднять демонов из своей души и дар видеть свою НЕПРЕСТАННУЮ зависимость от сил греха.
Дар — видеть истинно бездонное грехолюбие своё… — всё это есть дары Святого Духа, и не нужно обольщаться: тот, кто не осознаёт истинной ПОЛНОТЫ бесконечного личного НЕПРЕСТАННОГО падения своего, тот не сможет видеть Бога лицом к Лицу!
Тот, кто видит в самом себе гордость, тот ИСТИННО это знает (по Свидетельству от Бога), что гордыня словесно не может быть описана во всей её глубине ни для кого и никакими словесными ухищрениями, даже если бы на подобное описание ушли десятилетия писательского труда и был бы написан вагон книг, но, как ни странно, при всём при этом, — гордость предельно тупа и примитивна, когда кто увидит её Глазами Бога…
Гордость тошнотворно проста по своей сути, но видится и побеждается она в человеке не самим человеком, но только лишь Силой Бога, Даруемой человеку через страдания Иисуса Христа на Голгофе.
Аминь.
Комментарии блокированы во избежание спама