К ПРЕДЫДУЩЕЙ ЧАСТИ

4) Убить воображение (предельно важно)
Воображение не зло само по себе. Оно помогает человеку понимать что-либо, помогает осваивать необходимые навыки, науки и прочее. Воображение осознанно развивают в человеке школьными обучающими программами; тем более оно развито у тех, кто с высшим образованием.
Но…
при входе в духовный мир воображение неумолимо превращается в монстра, убивающего ВСЯКОГО, кто сталкивается с миром молитвы, с углублённым изучением святого Писания, при изучении свойств Бога, при молитвенном самопознании и прочее.
И уж тем более не знаю врага худшего, чем воображение, при реальной встрече с существами из иного мира.

«Если воображение не убьёшь в себе ты, оно убьёт тебя!» — вот сколь жёстко требовал смирения ума моего от меня наставник, обучавший молитве.
Что происходит с большинством духовно неопытных людей, если они не убивают в себе смирением духа своего религиозное воображение?
Происходит худшее: сатана ПРОДОЛЖАЕТ ТАЙНО из глуби сознания человека (как и прежде он делал это) надёжнее надёжного управлять этим человеком. Сатана, словно карточный шулер, показывает жертве то страшилки (изображая Бога неумолимо строим и жестоким),
то надевает на разум прельщённого розовые очки (изображая Бога крайне человекоугодливым и прощающим всех и вся без покаяния со стороны грешников), то иные религиозные картины. И так сатана создаёт БЕЗ ЧИСЛА и без меры в сознании верующего разную ложь, по своему усмотрению и так управляет всяким, кто наивно верит личным религиозным представлениям. И не спасает от беса гордого высокоумия ни священный сан, ни монашество, ни даже великая схима…
Человек верит личному воображению (считая, что он правильно понимает Писание и Отцов) и тем даёт возможность сатане управлять его эмоциями и всем
[в целом] мышлением своим. Не Отцы и не Писание виной тому, что человек делается рабом религиозного воображения, но виной БЕСЧИСЛЕННЫМ внутренним бедам человека делается глупая вера в самого себя, вера самому себе — это ХУДШЕЕ из зол, возможных для человека. Потому что верящего в то, что он правильно понимает Писание, — НЕВОЗМОЖНО исправить, НЕВОЗМОЖНО… поскольку тайно живущий внутри человека дьявол СРАЗУ же возмутит в человеке многие его мысли: «Это ты-то?! Ересям меня учить?! Да у святых написано…» — и начнёт «сыпать» цитатами из Евангелия и из творений Отцов, как из скорострельного крупнокалиберного пулемёта… Как ни убеждай, какие доводы ни приводи, но гордость, это уж как правило… как была так и останется неисправимой…
Такой заблудший верит, что стоит за Святую Истину, и эта вера его в собственную правоту (как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов)) и есть нерушимая печать гордыни его…
Посмотри на ссорящихся в быту, посмотри на спорящих о Боге, посмотри на ослеплённых злобою людей, грызущих друг друга из-за политических разногласий, — и сам можешь увидеть, что в воображении каждого есть разделяющая людей своя {вернее не своя, а в более точном смысле «сатанинская»} «правда». Такая «правда», что настраивает людей не на терпение, не на молитву друг о друге, не на Милосердие, но на разделения, на безумно устойчивую непримиримую вражду, на нелюбовь.
………………..
Бог же как только войдёт в душу человека, ТАК сразу же лишает Он, Всеблагой, душу всякого её воображения и БЕСЧИСЛЕННЫХ ложных никчемушных представлений о чём бы то ни было. После чего ум, находящийся под Покровом Божиего Смирения, сам по себе, без усилий над собой, по НЕПРЕРЫВНОМУ Действию внутри неё Милостивого Бога лишается ВСЕХ эмоциональных и уж тем более визуальных религиозных образов внутри себя.
Сатана и рад бы войти в человека и вселить внутрь представлений и чувств ту или же иную злобу, но после того как в человека входит Христос, дьяволу становится НЕ НА ЧТО опереться в уме человека… Человек не верит себе, он нищий духом, по заповеди Христа, он молится за других и НИКОГО не желает судить прежде Бога, ни с кем не желает вступать в конфликт!
………………..
Поэтому — кто в Боге и с Богом, тот ни с кем не спорит, ничего о себе не мнит, ни с кем не вступает в близкое общение, ни на кого не злится, не принимает среди спорящих НИЧЬЮ сторону, но молится за всех и одинаково любит всех Любовью Бога. Потому как любовь человеческая — вещь очень ненадёжная. Любовь же Бога не остынет даже в том случае, если враг будет лишать тебя жизни.
Я не о том, что раб Божий должен смотреть равнодушно на то, если кто обижает ребёнка, старика, женщину или его ближних. Нет, он будет прав, если возьмёт в руки оружие и \раз это будет нужно, то и\ убьёт преступившего нормы закона, но… это крайние случаи, бывающие очень и очень редко. Я же говорю здесь о другом.

«Блаженны нищие духом». То есть, не удивляйтесь сказанному здесь мною, ПРАВИЛЬНО войти в мир духов, в мир истинных молитвенных переживаний, вступить в тесное общение с Ангелами, со святыми и с Богом может лишь тот, кто не считает себя умным, образованным, духовным и вообще хорошим человеком.
Только тот может войти в мир духов безопасно, кто не мнит ни о себе, ни о духовном мире СОВСЕМ ничего.
Многие подвижники молитвы наступают на эти «грабли» и доводят себя до психических отклонений одним лишь тем, что {начитавшись святоотеческих книг} думают (вернее — обольщаются), что книжными знаниями могут победить дьявола. Да не тут-то было…
Дьявола смиряет Божия благодать, и ВСЯКИЙ человек, сколь бы начитан Отцами и внешне образован бы ни был, неумолимо БЕССИЛЕН будет понять, что такое истинная молитва, смирение, покаяние — без ОСОБОЙ на то помощи от Бога, без Его Личного Действия внутри души. И поверьте… до тех пор, пока человек верит своему религиозному воображению, пока человек верит тем бесчисленным картинкам (точнее, лжи о «Боге») которой может обильно наполнять себя ВСЯКИЙ читающий святоотеческую литературу вне смирения ума своего, он будет слепым рабом дьявола и лжи, а Бог будет с печалью Стоять в стороне и наблюдать, как ИЗ ГОДА в год, ИЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ в десятилетие человек будет всё падать и падать от действия внутри него его самых разных грубых и тонких страстей.

Бог помогает ЛИШЬ тем, кто не считает себя умным и образованным. Бог помогает лишь тем, кто дитя умом. Христос помогает ЛИШЬ тем, кто ни в чём не доверяет своему рассудку и тем кто умеет (в навыке) почти непрестанно каяться о ВСЁМ внутри себя.
Но пороки в человеке столь хитры и изощрённы, что гордое воображение человека может сказать самому себе: «я дитя умом.., не доверяю себе; Господи, помогай…» — и сразу же в человека войдёт дьявол вместо Бога.
……………………….
Давно уже говорю это на страницах своего сайта. Невозможно найти простые пути к Богу с помощью неких {неважно, простых или же сложных} интеллектуальных решений внутри себя, но истинное приближение к Богу потребует от души: бессонных ночей, жёстких длительных переживаний, десятков лет молитв, пожизненного (неизменно болезненного) сокрушения духа о всём внутри себя и обязательного
ТЕРПЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ и ещё раз ДОЛГОТЕРПЕНИЯ. И только лишь потом, лишь спустя десятилетия усердных покаянных молитв к Богу Свет Божий может воссиять в душе твоей, и ты удивишься Силе Бога, Раскрывшейся внутри твоего тела и души. Но это никак не прежде, чем пройдёт душа весь (отмеренный ей Богом) очищающий ад кровавого, напряжённого (для большинства ПОЖИЗНЕННОГО) труда над самим собой.
……………………….
Вот почему некоторые простые верующие старушки, те, что из года в год терпеливо тянут лямку приходских Богослужений, не смотря на их иногда смешные высказывания о вере, мне роднее и ближе, чем медийные религиозные интеллектуалы…
Потому что старушки трудятся ради Бога, трудятся {из воскресенья в воскресенье преодолевая боль в ногах своих} хождением в храм, а интеллектуальная болтовня о Боге и слушание этой болтовни у уютного монитора… — это не молитвенный труд ради Христа. Это просто болтовня.
А болтовня — она и есть болтовня…
Ведь сколь ни говори: «халва», «халва» — во рту слаще не станет; так и тут: сколько ни читай о Боге книг, сколько ни слушай проповедей на ютубе, но пока человек не станет перед иконами,
пока душа не возьмёт на час другой в руки молитвослов или Псалтирь и покуда она с болью не потрудится немало над внимательной молитвой своей — она так и останется никто и ничто перед Богом!

5) Не останавливаться на пути покаяния, не останавливаться ни на один день!

«…вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:5-6).
Покаяние…
Что знает о покаянии человек?
В наше время много начитанных верующих. Вот что́ бы ответил на этот вопрос я (лет двадцать назад)?
Вспомнил бы про метанойю, про изменение ума и жизни, вспомнил бы, что покаяние без исправления — это искушение Бога. Вспомнил бы о исповеди и что нельзя утаивать грехи свои перед священником. Вспомнил бы стандартные перечисления грехов, читаемые на общих исповедях. Вот, пожалуй, и всё…
Но… думать о покаянии так, как я только что сказал здесь, — это НЕ ЗНАТЬ о покаянии практически
ничего.
Да, покаяние есть изменение ума своего и посильное исправление себя перед Богом, но этого, для понимания природы покаяния, — НИЧТОЖНО мало.
Многие, да не то что многие, а скорее всего все приходят к Богу, думаю, с вполне честным желанием исправиться, ожидая получить скорую помощь от Бога и облегчение душе. Но… (это реальность, а не моя выдумка) очень и очень многие помощь от Бога или долго-долго не получают, или же не получают её и вовсе никогда. 🙁
Просят Бога о помощи, добросовестно каются, а грехи их из года в год остаются прежними. И то, о чём я сейчас говорю здесь, — это совсем не редкие исключения среди верующих, а печальная обыденность. И приходит к человеку мысль: «кайся не кайся — толку нет, а в чём-то даже и ещё хуже станешь, чем был до прихода в церковь» — к такому печальному выводу приходят очень и очень многие. К такому же выводу в своё время приходил и я сам.
Возникает вопрос.
Почему так происходит?
Почему покаяние большинству почти никогда не даёт скорого результата, а у многих их покаяние и вообще почти никакого явного плода не приносит? В чём тут подвох?
Ответ на это недоумение удивительно прост и удивительно сложен одновременно!
Представим себе, что мы строим дом. Большой. Высотой до неба. Одним словом, небоскрёб. К кому и в какую фирму обратимся мы с заказом? В недавно ли созданную строительную контору или в тот концерн, который уже построил не одно здание, и они стоят уже десятки лет?
Конечно, мы бы такие большие деньги вложили в надёжную, зарекомендовавшую себя фирму, опасаясь доверять тем (хотя и имеющим сертификат на проведение строительных работ, но всё же), кто не проверен временем.
Так делаются земные дела.
Смотрим и выбираем лучших из лучших и доверяем ТОЛЬКО им.
Читаем и слушаем не проповеди батюшки, закончившего семинарию, о том, как надо каяться, но узнаём, что думали о покаянии лучшие из лучших. И находим ПОТРЯСАЮЩИЕ ответы, простые и сложные одновременно.

Авва Сисой (Великий):
«Когда настало время умирать великому Сисою, просветилось его лицо, и он сказал сидевшим у него отцам: «Вот пришел авва Антоний». Помолчав несколько, сказал: «Вот лик пророческий пришел». Потом просветился более и сказал: «Вот пришел лик апостольский». И опять сугубо просветилось лицо его; он начал с кем-то беседовать. Старцы спрашивали его сказать, с кем он беседует. От отвечал: «Ангелы пришли взять меня, но я умоляю их, чтобы они оставили меня на короткое время для покаяния». Старцы сказали ему: «Отец, ты не нуждаешься в покаянии». Он отвечал им: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию». А все знали, что он совершен. Так говорил и чувствовал истинный христианин, несмотря на то что во время жизни своей воскрешал мертвых единым словом и был исполнен дарами Святаго Духа. И еще более засияло лицо его, засияло как солнце. Все убоялись. Он сказал им: «Смотрите — Господь пришел и изрек: принесите Мне избранный сосуд из пустыни». С этими словами он испустил дух. Увидена была молния, и дом исполнился благоухания» (Патерик Скитский, см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 110) .
Преподобный Агафон:
«Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании к себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: «Авва Агафон, где ты?» — «Я предстою Суду Христову», — отвечал он. Братия сказали: «Неужели и ты, отец, боишься?» Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранить заповеди Божий, но я — человек, и откуда(?) знаю, были ли угодны дела мои Богу». Братия спросили: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» — «Не могу уповать, — отвечал он, — потому что ин суд человечий и ин суд Божий». Они хотели еще спросить его, но он сказал им: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мной, потому что я не свободен». И он скончался с радостию. «Мы видели его веселящимся, — передавали его ученики, — как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей» (Патерик Скитский, см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 107).
Блаженный Феофилакт Болгарский:
В своём Толковании на Евангелие (XI век) пишет: «Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных…» «Много званных, то есть Бог призывает к покаянию всех, но «мало избранных», немного спасающихся, немного достойных избрания от Бога» (Толкования на Евангелие от Матфея, 22, 14, Сойкин СПб).
Что думаю о покаянии я?
Я не считаю себя святым, но по внутреннему опыту знаю, КАК только и можно преодолеть насилие греха в своей собственной душе. То есть я свидетельствую перед Богом и перед людьми, что насилие греха внутри себя ПРЕОДОЛИМО. ПРЕОДОЛИМО… да и не так трудно это сделать, но нужно внутри себя содержать правильные ступени не к тому покаянию, которое мы сами считаем истинным, но к тому, какое от нас ожидает Сам Господь!
Поговорим об этом подробнее сейчас же.
В моём личном понимании покаяние — это НЕ НАБОР определённых запретов или же рекомендаций (хотя рекомендации и запреты необходимы), но ТАИНСТВО, которое совершает ЕЖЕДНЕВНО внутри кающегося Сам Господь!!! (Я не претендую на истину в последней инстанции и не считаю себя эталоном СамогоПравильногоПравославногоИзВсех :), но излагаю ЛИЧНЫЙ — возможно, ошибочный — взгляд на покаяние.)
Особо активных и особо злобных критиков моих, а таких достаточно в сети, прошу угомониться. Речь в этой статье идёт не о мне и не о моих претензиях на мнимую святость и богоизбранность, но о природе покаяния, и тут пусть каждый сам смотрит внутрь своей души. Что созвучно его сердцу, о том может подумать, а не станет ли(?) важной точка зрения автора этих статей на покаяние и для него ТАК ЖЕ важной, как и для меня? А если нет доверия, то не почитать ли ему о покаянии другого, более достойного, нежели я, автора? :):)
Интернет, как известно, без границ, каждый сам устанавливает себе правила — кому можно доверять в сети, кому нет.
Я намеренно назвал этот сборник статей не иначе как, но именно «Дары вместо знаний», потому что, в моём понимании, внутри человека ежедневно и даже ЕЖЕСЕКУНДНО идёт Тайная ожесточённая борьба умов ангельских (тысячекратно превышающих разум человеческий) за обладание душой и чувствами КАЖДОГО человека.
Не повернётся ли душа к Богу? На Него ли(?) станет смотреть душа и не станет ли(?) думать человек о Боге (по возможности для себя непрестанно)… Или же(?) человек {в пагубном ежедневном навыке} отвлекаться будет \без покаяния в своём преступном легкомыслии к Богу\ на ИНОЕ хоть на что-нибудь?
То есть не знаниями (повторяюсь уже) приближается к Богу душа, не знаниями открывает душа сама в себе глубины сатанинские, но тайно (и от самого человека даже тайно) действуют внутри человека силы и разумы ангелов — как падших, так и Святых.
Дело же человека разумного — суметь РАЗОБРАТЬСЯ в этой вышечеловеческой мешанине, суметь с помощью Бога расставить все точки над i внутри ПОВСЕДНЕВНЫХ своих мыслей и чувств и — Милосердием Бога, а не своими силами, но Духом Бога — суметь-таки победить дьявола в самом себе именем Господа нашего Иисуса Христа! Именем Богородицы, именами Ангелов и святых. А имена святых — это СОВСЕМ не буквы и не слова, и вера православная — это не магия, где спасают одни лишь обряды и бездумное начитывание речевых формул на подобие колдовских заговоров и мантр, но, в православии обращаясь к именам святых, мы открываем внутри себя живую борьбу с грехом, до времени тайно живущим внутри каждого из людей.
Задача души — примкнуть к тому ТайноДействию, что делают внутри неё Господь и святые Его, оторвавшись и правильно (смиренно) возненавидев то тайнодействие сатаны, которое тот ЕЖЕМГНОВЕННО создаёт внутри каждого человека. Дьявола же НЕВОЗМОЖНО внутри себя победить умом своим. Его невозможно одолеть православной начитанностью и даже частым посещением Богослужений, — но только Господь, только Он Сам может избавить душу от власти того греха, который большинство верующих внутри себя и за грех-то не почитают и не признают; да (большинство так никогда ведь и) не СТАНУТ почитать за серьёзный грех — их ЕЖЕДНЕВНОЕ забвение о Боге и забвение о личном падении своём во всём.
В этом БОЛЬШАЯ проблема…
В том, что
в покаянных движениях души к Богу НЕЛЬЗЯ останавливаться ни на один день, а лучше бы даже и ни на одну минуту, потому что остановка при движении к Богу — может сделать душу практически абсолютно и ПОЛНОСТЬЮ слепой к тому тайному греху, что живёт внутри каждого человека НЕПРЕРЫВНО.
Святые — могли видеть таинство греха в себе самом и НЕПРЕРЫВНО и потому они (до последнего земного вздоха своего) оплакивали падение своё.
Они НЕ ОПРАВДЫВАЛИ себя самих…
А мы?
Лучше ли мы святых?
Природа наша стала теперь чище, чем у Сисоя и у Арсения Великих?
Мы стали просвещённее древних чудотворцев, стали намного ближе к Богу, нежели они, раз мы теперь уже не плачем о себе самих (столь же постоянно!) как плакали о себе самих они?

Думаю, дело тут в ином.
Мы ленивы духовно, и ТОЛЬКО лишь из-за духовной лени своей мы не видим той ЛАВИНЫ ежедневного греха своего, что цветёт пышным цветов внутри каждого из людей. И прежде всего… (оставим весь мир судить Богу, но не себе) грех живёт внутри меня лично!
Как я вижу свой грех?
Коротко поясню.
Не я вижу грех, живущий во мне, но моя молитва открывает мне падение моё, и падение это истинно БЕСКОНЕЧНОЕ.
Но как только хоть на минуту прекращаю я покаянно читать молитвы мои (обычно это или Иисусова молитва, или «Богородице Дево радуйся»), сразу же перестаю видеть ту БЕСКОНЕЧНУЮ глубину греха, что живёт ежеминутно во мне и живёт внутри души каждого человека, пока он на земле и покуда он в земном теле.
Зрение греха моего так же просто, как Прост Сам Господь.
Боль за свой грех, молитвенная боль за грехи мира — она или есть, или же её нет. Тут всё настолько просто, что проще некуда уже…
Нет у меня НИКАКИХ сложных, заумных мыслей о природе греха моего; не размышляю, в чём именно я был или буду грешен и как.
Нет ярких видений ада и прочее.
Нет видений демонов, шныряющих внутри меня, но есть ЧЁТКОЕ и ЯСНОЕ ЧУВСТВО, что я достоин ада и
всегда буду лишь только его и достоин.
Есть у меня выстраданное и предельно ЯСНОЕ понимание, что нет такого греха, который не могла бы любить душа моя истинно бесконечно, и нет такого зла, которое не творил бы я с бесконечным услаждением — если только Господь ПОПУСТИТ мне какой-либо грех. О чём и \далеко не безоблачное\ прошлое моё мне свидетельствовало не раз — на какие явные безумия перед Богом, будучи верующим в Него, бывал способен я; и прочее.
То есть.
В покаянии моём нет видений, нет образов, нет многих и умных мыслей, в том числе и о покаянии, но Дух Божий кается во мне, кается, Присваивая мой грех Себе, и так Искупает Господь грехи мои Честной Кровью и Страданиями Иисуса Христа! (в Самой же Природе Бога не может быть и нет никакого греха и нет ничего такого, в чём Богу надо было бы каяться.)
И вообще, кто как, но я очень хорошо это знаю опытом.
Огонь Любви к Богу, Огонь покаяния (именно о всём в себе самом и всегда), огонь молитв моих не я должен поддерживать — да и
не могу я этого делать правильно, но нужно уметь не мешать Богу, внутри меня Поддерживающему всё ПРЕДЕЛЬНО Просто и ПРЕДЕЛЬНО Милосердно, помня, сколь Крайне не любит Бог моих СЛОЖНЫХ и горделивых умопостроений перед Ним.
Вот если хочет чья-либо душа, чтобы Бог её покинул, — пусть тогда начнёт она много и сложно рассуждать внутри себя хоть о да чём-нибудь. И Бог МГНОВЕННО (И НАДОЛГО) удалится от подобного мнимо умного пустословия.
Тем более Бог удалится, если сложные рассуждения становятся публичными.
А ведь даже и самые тихие и тайные мысли наши — это ведь пости точно такие же слова, что и сказанные вслух, что и сказанные публично, но только не перед людьми, а перед собой, Богом и Ангелами святыми (и перед падшими также).
Поэтому я так панически боюсь внутри себя пустых безбожных (и вроде бы поначалу вполне себе внешне безобидных) диалогов со своими мыслями.
Ведь и святые издревле заметили:
«бесстрастные помыслы всегда переходят в страстные».
Поэтому внутри умеющей в навыке каяться (Духом Бога) души стоит НЕПРЕСТАННАЯ внутренняя Тишина и Покой.
Тишину эту потому НИЧЕМ (никаким внешними земными неприятностями и событиями) НЕВОЗМОЖНО поколебать или же нарушить, потому что Непоколебим Бог, Дающий Себя в Хлеб человеку. И самое лучшее в покаянии — это то, что Тишина и Радость о Боге задерживается в человеке не на часы и дни, но на годы и даже на десятилетия, — только бы душа не умничала о спасении своём, только бы не высокоумничала о Боге, только бы не вмешивалась {поспешно} в спасение ближних своих, но умела бы в навыке (и по возможности непрестанно) каяться сама о себе.
Каяться, каяться и ещё раз каяться… Каяться БЕЗ РАССУЖДЕНИЙ о природе того истинно бесчисленного и бесконечного греха, что открывает душе Господь.
То есть опять и опять повторяюсь:
бегать надо самосуда,
но, доверяя Богу,
— каяться о себе самом
и
— каяться (по возможности) без перерывов.
Каяться просто, по детски, памятуя о словах Христа:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 🙂 🙂 🙂 🙂
6) Не давать остывать душе в покаянных молитвах её:
Я выхожу на тропу войны.
Враг невидимый — гордость живёт во мне.
Если у гордости какие-то правила есть, мне они неясны.
Поражений моих… на этой войне не счесть.
.
Сложно было мне встать с жестоко разбитых колен!
В бесчисленный раз взыскать благодатной молитвы.
Отряхнув с старых ран соль унынья, сквозь демонский плен
Внутрь уставшей души вновь зайти после длительной битвы.
.
Знаю я, лишь терпеньем себя я смогу победить.
Тем терпеньем, что станет ненужным, когда я умру.
Лучше б мне на войне с сатаною себя сокрушить,
Чем, взыскуя покоя, — в себе обрести сатану.
.
Горько жаль мне…
Плясал и пел, злобно дрался порой — но, увы, не с собой…
Жаль, я счастье искал, но не в Боге, а где-то вдали…
Настрадавшись вконец, в покаянной молитве обрел я покой…
Со слезой бесконечной открылась мне тайна земли.
.
Я увидел: земля в благодати Христовой плывет,
По начертанной Богом от века для всех колее.
Иисус — Он насильно к Себе, никого не зовет.
Слеп лишь тот, кто не ищет спасения грешной душе.

.
Пунктом выше я говорил о важности постоянства движения души к Богу. Ещё раз хочу повторить эту мысль, потому что, как свидетельствуют святые Божии подвижники: «Забвение — УПОРНЕЙШАЯ из страстей».
По личному опыту я очень-очень хорошо это знаю. Чтобы душа горела к Богу, чтобы молитвы души не тлели, но горели и грели, — ПОСТОЯНСТВО памяти о Боге должно быть ВАЖНЕЕ земного хлеба и даже важнее земного дыхания для человека.
Стоит хоть на полчаса забыть о Боге — и душа почти МГНОВЕННО покрывается коркой нечувствия к Богу и к людям. А многие так и вообще не знают, что такое искренняя горячая любовь к ближним и к Богу, не знают, что такое тёплые молитвы хоть за кого да-нибудь.
Не знают лишь потому, что нечувствие — это их постоянное состояние; и многие даже и не делают попыток от этой жестокости внутри себя избавиться. Не делают, так как подсознательно понимают, сколь трудно на самом деле им будет оживить свою душу к Богу и к искренним молитвам за тех, кто им может быть близок и дорог.
В этом большая загвоздка.
Только така́я душа истинно может гореть к Богу, которая, по слову Христа,
«не оглядывается назад» на пути к Царствию Его и не пытается прелюбодействовать от Бога.
Да, помнить о Боге непрерывно и молиться Ему (по возможности непрерывно) — это нелегко, а для многих семейных — даже и невозможно почти {впрочем, вспомним слова, приписываемые прав. Иоанну Кронштадтскому: «молитва Иисусова да смешается с дыханием твоим»}. Но НЕ В ТОМ только беда, что остановки в молитве делают душу слепой к тому греху и к тем тонким, едва приметным действиям дьявола внутри нас, но ещё и в том, что потом ОЧЕНЬ трудно оживить душу будет (после сознательного перерыва в молитве хоть бы и на час-два) к молитве прежней, к молитве Живой, к молитве, Питающей тело и душу молящегося истинно живым и сильным Блаженством Божиим.
Нет, нет и ещё раз нет.
Душа
обязана по возможности непрерывно гореть к Богу.
Если читается молитва
«Богородице Дево, радуйся» (полный вариант), то каждое слово этой молитвы должно наполняться сердечными чувствами — а это ещё труднее, чем удерживать внимание в словах молитвы, чтобы сердце ОТЧЁТЛИВО желало Радоваться Той, Которая превыше Небес.
В чём-то я считаю молитву
«Богородице Дево, радуйся» даже и полезнее для себя, нежели молитву Иисусову, потому что, молясь именем Иисуса, я сам прошу спасти мою душу Им, а в молитве «Богородице Дево, радуйся» ДОВЕРЯЮ спасение души моей Той, которая неизмеримо ближе к Богу, чем немощный я.
С молитвой
«Богородице Дево, радуйся» я стараюсь не разлучаться никогда. Хоть полчаса-час в сутки ОБЯЗАТЕЛЬНО читаю эту молитву и считаю это ОЧЕНЬ важным для себя делом.
Мир же полон соблазнов. Может хотеться посмотреть фильм, поболтать о чём-либо с кем-либо, но ради молитвы до́лжно соблюдать ЖЁСТКИЕ ограничения, и не просто жёсткие, а ПРЕДЕЛЬНО жёсткие.
Зачем такое строгое отношение к себе?
Затем, что душа за краткое время забвения о Боге теряет ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ много внутреннего тепла, вернуть которое потом — после того как опомнишься от забвения о Боге — \обычно\ бывает сложно.
Вот почему я боюсь останавливаться в покаянии.
Душа за краткое время оставления молитв не просто ослабевает в движении к Богу, что уж почти неизбежно, но едва ли не ПОЛНОСТЬЮ как бы умирает для Него...
Вновь и вновь мне на ум приходит цитата из Писания, что стоит вверху этой странички…

«…вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:5-6).
Смирение же состоит не в том, чтобы, живя в мире с грехом Богозабвения, «смиренно» тупить глазки и говорить вслух: «я такой грешник… забываю о Боге»… Но смирение состоит ПРЕЖДЕ всего в горячем послушании Богу, чтобы не говорить якобы смиренно: «я забываю о Боге», но стараться на деле никогда не забывать о Нём как бы не казалось это неисполнимым и трудным, поамятуя что ДАЖЕ краткое забвение о покаянных молитвах и о сокрушении духа своего не только ЗАМЕТНО охлаждает душу, но и (почти полностью) убивает её для Жизни в Боге в считанные часы!!

7) Не возноситься ни над кем, искренне считать себя даже ниже бездушной травы…
На первый взгляд кажется, что искренне считать себя ниже всех бессмысленно, да и какое это может иметь отношение к зрению действий демонов внутри себя?
Но это лишь на поверхностный взгляд.
На деле же мистически всякий человек, кто почитает себя за умного, становится просто по умолчанию НЕСПОСОБНЫМ слышать внутри себя всё то великое и славное, чему Бог пожелал бы научить душу всякого человека. И
потому человек, верящий в себя, делается слепым и глухим к Богу: Божие ВСЕГДА (во все времена) будет превыше разума и превыше догадок любого человека, ТАК было и так будет всегда, иначе и быть не может.
У человека нет выбора… или доверять себе и подсознательно отталкивать от себя Всепремудрые Непостижимые Внушения Бога, или признать себя искренне за ничто и надежду возложить не на свой ум, не на свои качества, не на прочтённое в книгах, но ТОЛЬКО лишь на Мудрость вне себя, молитвенно-непосредственно на Самого Бога. Это, так сказать, мистическая причина того, почему крайне важно ВСЕГДА УСИЛЕННО искать искренне самое невысокое мнение о себе.
Причём, невысокое мнение о себе начинает правильно пониматься и приниматься душой, лишь ТОЛЬКО тогда когда оно предварительно бывает выстрадано многолетними молитвами и христианским опытом в тесном и неизменном союзе с трудными жизненными испытаниями и искушениями.
Можно ведь и ложное невысокое мнение о себе пытаться внутри себя культивировать, но такое актёрство перед Богом не приведёт ни к чему доброму, но приведёт лишь к тому, что так могут сложиться у человека обстоятельства, что на собственном печальном опыте он поймёт сам в себе: нет в нём НИКАКОГО смирения вообще. Мнение смирения, то есть «смирение», придуманное человеком самим для себя, — и поэтому это смирение ложное. Отличить же в себе самом смирение ложное от истинного бывает не так-то и просто.
Истинное вводит душу человека в Простоту Бога и хранит в надёжном долговременном Покое чувства человека, ложное же, измышлённое актёрское «смирение» блаженной детской простоты и уж тем более многолетне-устойчивого долговременного внутреннего покоя душе принести не может.
Заявление моё может видеться со стороны нелогичным, но за Христом, как за неизмеримо Превышающим во всех Решениях Своих разум человека, может идти лишь ТОЛЬКО духовно незрячий человек, может идти ЛИШЬ своего рода слепец разумом и немощный чувствами, лишь толко небогатящийся собой ни в каких случаях и ни при каких обстоятельствах. Хотим мы этого или же нет, но такова жёсткая духовная реальность:
«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор. гл.1 ст. 27)
8) Считать себя безумнее, глупее и немощнее дьявола:
Вот встаёт, к примеру, с утра человек, который никому ничего плохого не сделал и не собирается даже. Мысли текут ровно. И где же внутри него дьявол? И зачем человеку считать себя хуже сатаны… ведь у него всё более-менее в пределах разумного…
О чём говорит внутренне благодушное состояние человека?
Оно говорит о ПОТРЯСАЮЩЕЙ слепоте духовной. Говорит о навыке к духовной лени и о нечувствии к тем утончённым грехам, что ВСЕГДА живут по большей части тайно в чувствах совершенно КАЖДОГО человека.
Не стоит забывать, что дьявол и его действия внутри мышления человека — это не только провокации на активный грех, но это и ПОВСЕДНЕВНАЯ ПОЖИЗНЕННАЯ тяжесть пассивного греха.
Хочется помолиться Богу или кому из святых с живостью души? Возьми и попробуй… Помолись — и увидишь, сколь много лет душа твоя будет проявлять себя твёрдой и окаменевшей к Богу и к святым Его. Всмотришься в себя, а внутри жестокий-жестокий многотонный внутренний камень. И нет истинной искренней любви к тем, кто тебя окружает. Вспомнишь о ком-либо, кто нанёс тебе когда-либо обиду, может быть, это было годы назад, — и на душе может возникнуть желание зла ему и прочее.
Так вот бывает. Словно камни тяжёлые носит в себе человек: обиды, амбиции, неудовлетворённые страсти, невозможность Живо молиться Богу или святым, и при этом он может ещё и обольщаться, что якобы нет внутри него никаких таких действий от сатаны…
Да, активных греховных и явно злых действий в какое-то время может и не быть, но умри человек «в это прекрасное утро» — и все те пассивные зависимости от дьявола раскроются в его душе после того, как она покинет тело…. Окаменение к Богу и к Святым непременно ведь проявит себя, и не сможет душа с Живостью обратиться уже к тем и к Тому, Кто только и может ей там (за гробом) помочь, а непрощённые обиды и амбиции, хоть бы даже и одна какая осталась в душе, непременно ведь увлекут душу в темницы адские…
Плакать бы надо душе, тщательнее тщательного выискивая внутри себя все следы и всякое НАИМАЛЕЙШЕЕ присутствие сатанинских энергий как активных, так и пассивных, а не спать духом едва ли не всю земную жизнь свою. (Забвение о Боге — это ведь тоже пассивное давление на чувства человека; когда сатана как камень лежит на душе и давит и давит душу едва ли не пожизненно её личным нечувствием к Богу, а многие ведь и не видят даже этого пассивного пожизненного внутреннего давления дьявола на их дух… 🙁
Чтобы избавиться от окаменения к Богу внутри себя — на это надо потратить ГОДЫ и ГОДЫ НАПРЯЖЁННОГО ЕЖЕДНЕВНОГО труда над собой, но и при этом условии грех нечувствия к Богу всё равно будет всё продолжать и продолжать себя проявлять даже в ежедневно молящемся человеке до САМОГО последнего земного вздоха его)
Так что… С утра — мудрые с БОЛЬШИМ Духовным Плачем опускаются не внутрь грехов окружающих их людей, но внутрь самих себя, они изо дня в день входят в преисподнюю своей души, и ищут проявления сатаны в себе молитвой, и они ВИДЯТ Духом Бога то сокровенное томление дьяволом, которое есть в СОВЕРШЕННО каждом человеке, и потому они видя грех и несметные силы греха в себе ежедневно и по возможности ежеминутно плачут и скорбят о себе, плачут о всём в себе, плачут о всём без всякого и без любого даже и самого малого исключения…
Глупые же и духовно неопытные люди {актёрски} делают перед своей душой вид, что у них якобы всё хорошо, что внутри них дьявольской беды́ нет, да наверное и не будет, но взгляни духовно опытный человек в душу его со стороны — и там, за благодушной маской вежливости и внешнего видимого благополучия, ясно повеет адским мраком и тяжестью жестокого пожизненного нечувствия к Богу. Там можно увидеть ежедневное пожизненное обольщение самим собой, обольщение горькое, и мрак и тяжесть там истинно сатанинские…. Тем бывает душе хуже, что всё это внутреннее её сокровенное зло {к радости дьявола} не признаётся реальным, и потому человек не изгоняет своё из глубин своей души вон!
Большинство людей не испытывают святого беспокойства о своей загробной участи, то ЕЖЕДНЕВНОЕ святое беспокойство которое испытывали все Великие святые, ищущие не гипотетической, но реальной близости к своему Творцу внутри души и тела своего.
Благодушие о себе самом в человеке говорит не о том, что нет в нём сатанинского присутствия, но говорит лишь о СУГУБОЙ слепоте человеческого духа, и только; говорит о неопытности души в духовной войне с самим собой.
Так что вглядись в себя, читающий эти призывные строки, — а не в числе ли тех слепцов, что считают себя независимыми от дьявольских энергий?
Стоит ли, видя в себе непрестанно дьявола, думать, что ты сильнее и разумнее его?
Думаю, не стоит, но каждое утро надо начинать с покаяния, с болезненных вздохов к Богу, с желания не самому себя судить (пагубным самосудом), но обращаться к Богу со всей возможной для души горячностью: «Господи, спаси, Ты видишь тот бесконечный грех, что ношу в себе. Покажи мне его, и я буду плакать о себе сейчас, и буду посильно плакать о себе сегодня весь день, и стану плакать о себе всю оставшуюся жизнь мою…» — так \или примерно так\ встречают КАЖДОЕ своё утро духовно опытные подвижники, и (происходит ПАРАДОКС) чем кого более очищает Бог Милостью Своею — тем все более и более глубокие (прежде скрытые от души) пласты ЛИЧНОГО греха видит (не в ком-то другом, но) в себе самом (Живо чувствует внутри себя) человек.
Таково свойство ПОСТОЯННОЙ добросовестной многолетней молитвы… Душа начинает видеть себя не только ниже и хуже кого-либо из людей, но ниже и хуже самого дьявола и уж конечно же тысячекратно слабее его!
Гордыня же {не зная, опытно, ГЛУБИНЫ немощи своей} тайно и явно возносится и над сатаной, и над ближними, а значит, возносится она и над Богом, содержащим в Своей власти всё существующее живое и неживое.
9) Не обращаться к Богу и к святым без боли о себе самом, о БЕСКОНЕЧНО падшей своей природе. Не славословить Бога без болезни о себе самом:
«День, в который я не плакал о себе, считаю потерянным для себя, хотя бы в течение дня и сделал что доброе (Иоанна Лествичника Слово 5, гл. 33).
Боль о себе самом…
Боль о себе самом в устойчивом многолетнем навыке души.
Если бы только люди знали, сколько света и покоя может нести в себе этот Божественный навык!

Но боль о себе, в навыке, вкладываемая в КАЖДУЮ свою мысль и в каждое своё обращение к Богу, к Ангелам или к святым — не в моде у современного верующего человека, потому что этому \в наше время\ почти никто никого не учит.
Но
вспомним Иоанна Лествичника (глава о радостотворном плаче): чему(?) учит он. Подробнее текст см. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/12
краткие (немного изменённые мной) цитаты:
«Достигши плача, всею силою храни его, ибо прежде совершенного усвоения он весьма легко теряется; и как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, от попечений телесных, от наслаждения, в особенности же от многословия (от пустомыслия) и смехотворства», «С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного», «Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестаёт ежедневно (духовно) праздновать 🙂 », «Плачущим не прилично богословствовать: ибо этим (внутренними рассуждениями о Боге) истребляются их слезы», «Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей; ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключено в сосуд», «Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот наносит вред своей душе»
Что(?)
говорит Иоанн Лествичник о том, что надо с болезнью о себе самом — не только делать и думать всё, но также славословить Бога: «Свойство преуспевающих в блаженном плаче есть молчание уст (молчание мышления своего!)», «Плачущие не воспоют и не воскликнут в песнях: ибо сим истребляется плач. Если же ты пением и песнями стараешься призывать его, то ты далеко ещё от плача; ибо плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души, имеющей в себе огонь (Божественный)», то есть Бог — Один ТОЛЬКО и может правильно расположить душу к истинной (и к непрестанной) скорби души о себе.
Как представляют себе большинство верующих общение с Богом и со святыми?
Подходят они: к иконам дома, в храме, или же в душе своей {обращаются к Богу} просят Его о чём-либо, ожидая пользы для себя. Просят — ожидая…
В ЭТОМ-то и заключается ОГРОМНАЯ ошибка большинства. Они не получают ответа сразу же от Бога, но просят — ожидая ответа.., а это НЕВЕРНО.
Ответ от Бога надо получать СРАЗУ ЖЕ, чтобы был не монолог души к Богу, а Живой диалог с Богом. Ведь с монологом можно обратиться и к камню, и к бетонной стене, и они не дадут тебе ответа. Тогда чем(?) отличается твоё обращение к Богу, если ты не получаешь от Него ответа сразу же, от твоего обращения к камню или к бетону? Разницы тут нет почти что никакой 🙁 🙁 .
А
почему нет у большинства этого Живого диалога с Богом, но по большей части монологи? Потому что нет навыка к НЕПРЕСТАННОЙ скорби о себе самом…
А пусть попробует душа поискать внутри себя прежде всего (оставив судить весь прочий мир Богу, но не себе) НЕПРЕСТАННУЮ скорбь о себе и О ВСЁМ, что внутри тебя было, есть и будет… ТОГДА только и услышишь внутри себя ЯСНЫЕ и ЧЁТКИЕ {несловесные} ответы на ВСЕ свои молитвы как от Бога, так и от святых Его.
Подойдёшь к иконе, обратишься к святому, изображённому на ней, и СКОЛЬКО же Живой Божественной силы и Света вольётся в тело твоё и душу, если только будет в тебе навык к посильной душе и по возможности непрерывной сокровенной от всех БОЛЕЗНИ о самом себе!

10) Помнить, что всё, что ты есть перед Богом, — это большая НЕВЫРАЗИМАЯ тьма и лукавство:
Видение (Простое тайнозрение) того, в чём бесчисленно и бесконечно повинна душа перед Богом, может даровать чувствам человека только Сам Дух Божий. Сам же человек не может видеть истинно бездонную и истинно бесчисленную живую тьму в себе, не может чувствовать её в себе и не будет он болезновать о ней до тех самых пор, пока Бог Сам не войдёт в душу и тело человека и не освятит там всё Собой.
Поэтому человеческие рассуждения и ЛЮБЫЕ слова о том, кто, в чём и как бесчисленно может быть грешен перед Создателем своим, — в определённой степени лишены смысла.
Придёт Господь внутрь тебя, умолишь Его войти в тебя и поселиться в тебе — вот тогда ТОЛЬКО и увидишь ты ту тьму свою что ВСЕГДА была в тебе, и станешь плакать о ней, подобно Арсению или же Сисою Великому. И не нужно клеветать на Бога, что дары древних подвижников не даны нашему времени. Всё дано и всё лежит не так уж и далеко от каждого, кто хотел бы найти эти дары (безценные сокровенного духовного блаженного плача и скорби о себе самом), но
нужны не рассуждения о плаче и даже не чтение о плаче, а нужен ЛИЧНЫЙ покаянный болезненный внутренний труд и нужно весьма и весьма немалое время каждому из нас, время — проводимое в покаянных молитвах.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ