Дары вместо знаний. Как увидеть дьявола в себе?
Предисловие
Прежде чем взяться за раскрытие этой темы, немалой печалью наполнил я душу свою. Трудно, истинно трудно современному человеку признать проявления дьявола лично в самом себе, а для большинства это даже и невозможно.
………………..
Сложно принимается мысль, что жизнь истинно духовного человека — это ЕЖЕМИНУТНАЯ
{до последнего земного вздоха} БОРЬБА с властью дьявола в самом себе, заключающаяся в видении внутри себя действий духов тьмы и в неустанном призывании Духа Бога.
………………..
Ещё сложнее в обществе принимается истина, что действия и падших духов, и Духа Божия неотступно влияют на мысли каждого из людей.
Большинство людей даже и в первом приближении не подозревают, в СКОЛЬ великом неведении {и в сколь великой непрерывной зависимости от падших ангелов} они живут!
Послушные дьяволу, люди даже не осознают, насколько часто их {повседневные, кажущиеся для них привычными} мысли и чувства — рождаются не их сознанием, не их знаниями, не их интеллектом, но падшими духами, находящимися вне их разума и внутри одновременно.
Первая глава
(яд гордых знаний вместо Даров)

Приходя к вере, многие из нас читают книги: о спасении души, о вере, о православии, о чудесах, о молитве, о смирении, о послушании, о монашестве. Это видится разумным, но… Господи! не для того ли только читаем мы книги о духовном, чтобы из года в год всё глубже и глубже на личном опыте познавать, сколь бессильны они объяснять духовное?
Духовное невозможно объяснить словами.
Можно озвучить тысячи слов о Боге, но никакое слово не сможет выразить истинную глубину и форму переживаний. Разве что сумеют {весьма и весьма} отдалённо намекнуть слова на их смысл и силу.
Смысл сокровенно присутствует в Даре чувствовать Бога рядом с собой и в себе самом. Духовное поясняется и объясняется только ЛИШЬ Самим Богом; только ЛИШЬ Его Свидетельством человек может чувствовать и осознавать Его Силу, Его Покой, Его Радость, Его Простоту, Его Беспредельную Милость и Надёжность.
Стоит ли(?) забывать человеку, что
в 99 случаях из ста {если речь идёт о духовных предметах} слова́ не способны открыть человеку истину, не делают истину доступнее, но рождают множество обольщений 🙁 .
Дар живо чувствовать Бога — вот что выше чтения любых книг и ценнее любых слов о Боге, и КАК же бывает невыразимо скучно слушать слова о Боге, не подтверждённые Свидетельством Его Силы, Его Жизни, Его Милосердия.
Всмотритесь в Евангелие, оно предлагает не знания, но Дары! В какое(?) знание способны будут уместиться слова Иисуса Христа:
«Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Не яснее ли ясного(?) сказано в этой знаковой цитате Евангелия, что не знания приводят к Богу души людей, но привлекает к Себе (Собою) всякого человека Сам Господь. Привыкшие же руководствоваться знаниями в повседневной жизни своей, как я это часто вижу, пожизненно Евангелие воспринимают именно как знание, но не как Живой Божественный Дар.
Часто ли(?) понимает кто, что
любые попытки понять Евангелие не с помощью Самого Бога, но с помощью разума приводят к неумолимым неминуемым неудачам в религиозной жизни!
А кто(?) и кому(?) в наше время объясняет, что реально приблизиться к Богу можно ТОЛЬКО лишь после того, как утратит душа почти всё прежнее падшее мышление своё. Кто(?) и кому(?) объясняет, что Истину можно обрести внутри себя ТОЛЬКО лишь после того, как утратит человек почти все прошлые навыки искать истину. Как(?) и кому(?) объяснить можно в наше время, что
истину нельзя найти умом своим, сколь бы высокообразован он ни был, но истину ищут и находят ТОЛЬКО лишь вымоленной у Бога Силой Духа Божия, а иначе тогда и зачем(?) длительные богослужения и посты в православии, если к Богу приводили бы знания…
Зачем раз за разом повторять ОДНИ И ТЕ ЖЕ молитвы? Не для того ли, чтобы вместо ГОЛЫХ знаний \наконец-то\ вымолить внутрь своих мыслей дух смиренномудрия, терпения, рассуждения и любви?..
Но, как это показывает печальная духовная практика, не даров Духа ищет большинство людей в вере, но ищут (кажущиеся им правильными) знания, ищут знания, потому что берёт верх внутри них пагубная привычка полагаться в делах веры на личный разум, а не на Дух Бога.
Вот почему без скорби в сердце я не могу слушать и читать большинство современных проповедей и «рассуждений» о Боге… Потому что толкованиями Святого Писания (и цитатами из святых Отцов) люди пытаются выявить то, что выявить знаниями НЕВОЗМОЖНО — то есть Живую Силу, Живую Славу Бога.
Прячется от людей ПРОСТЕЙШАЯ МЫСЛЬ, что душами людей ЕЖЕДНЕВНО и ЕЖЕСЕКУНДНО управляют не знания, но дары.
Дары.
О, если бы эти дары были только свыше… Если бы они были только от Бога. Не было бы тогда на всей земле ни одного сектанта, ни одного неправо судящего о Боге, не было бы бесчисленных разделений среди православных на миллионы противоположных мнений по разным вопросам. Но было бы всеобщее единство верующих: в Боге, Богом и с Богом. Ведь если в душе всех был бы истинный Господь разделения сделались бы бессмысленными.
Любовь — это не разделение, но желание ВСЕМ быть в Боге и с Ним.
Любовь — это не суд над ближним и не «избиение» ближнего каким-либо словами из Писания, но это Дар — более Дар, чем какое бы то ни было знание. Знание же — оно и есть знание.
Знание Писаний — это как нож, которым можно нарезать пищу духовную, а можно душу человека убить. Как часто бывает, что чем искренне и честнее руководствуется человек знанием Писаний и Отцов, тем от этого знания он всё более безумеет, всё более делается жестоким и духовно слепым к тому, что людям приносят пользу не знания, но Дары.
****Приносят пользу душе не слова о Боге, но лишь Лично Сам Бог, Его Дары.
****Нашим миром, сознанием большинства людей (в том числе и верующих), хотим мы этого или нет, но по большей части правят дары падших духов — участие которых в жизни современного человека в обществе отрицается. Отрицается — потому что всякий подсознательно очень хорошо понимает сам в себе, что, как только он увидит внутри себя ЕЖЕДНЕВНО И ЕЖЕСЕКУНДНО действующих падших духов, ему придётся серьёзно менять себя и свою жизнь, а меняться — немалый труд, немалые внутренние болезни и потрясения.
Предлагаю всем, кому это не покажется страшным, заглянуть в преисподнюю своей души.
Предлагаю поразмышлять о том, как именно можно увидеть в себе самом действия духов тьмы.
Предлагаю здесь не в других поискать грех, но лишь в самом себе. Да и разумно ли искать какие-либо особые грехи в ближних, когда ты сам НЕИСЦЕЛИМО болен?
Предлагаю {точнее познав повадки падших ангелов внутри себя} сделать вначале выводы, а потом и реальные попытки вымолить у Бога свободу от ежедневных действий дьявола внутри себя.
Вторая глава
(недооценённая Трагедия)

Понять, как спасать свою душу, невозможно, не вникнув в начало падения человека, не пытаясь осознать и ТЩАТЕЛЬНО УДЕРЖАТЬ в душе своей предварительные представления о природе того, каким был человек до падения из Рая и каким стал после того, как Бог Праведно отлучил человека от Живого Общения с Собой.
Бог отлучил человека не со зла, но для одной только цели: чтобы тот опытом познал
[тотальную] Трагедию жизни без Бога. А познав опытом свои бесчисленные немощи, раскаялся в безумии своём и вернулся к Богу. Вернулся, чтобы не уходить от Послушания Богу повторно, чтобы не совершить вновь ошибку своих праотцов, чтобы не вызывать вновь и вновь к жизни внутри себя смерть внутреннюю.
О Трагедии отпадения от Бога НЕ СЛОВАМИ бы нужно говорить, но болью сердца и страданиями разума, известными НА ОПЫТЕ очень и очень малому числу искренне кающихся подвижников.
Люди, ЖИВО носящие в себе живую память о отпадении от Бога, о этой (ужаснейшей) мировой Трагедии, во все времена были очень и очень редки.
Почему?
Не для всех ли Страдал, не для всех ли был распят Господь?
Для всех.
Тогда отчего же лишь единицы видят свою падшую природу, (а через это) видят и природу падения человечества?
Почему так?
Почему в падении находятся все, но ЯСНО видят своё печальное состояние лишь редкие единицы подвижников?
Потому что зрение греха своего НЕВОЗМОЖНО усилиями ума.
Зреть сокровенный НЕПРЕРЫВНЫЙ грех свой возможно лишь по ОСОБОМУ наитию Святого Духа внутри чувств человека.
Истинное зрение греха своего — это ЖИЗНЬ внутри Духа Божия, Жизнь внутри Бога, Жизнь внутри Дара, это пришедшее внутрь чувств человека ИЗВНЕ умение Силою и Наитием Дара видеть истинно бесчисленный перед Богом грех свой.
Вот только так и возможно зреть себя и ближних правильно — когда Бог войдёт в тебя и ты станешь Частью Его Зрения, Частью
Его Печали о твоём личном падении и о падении мира.
Его Печалью лишь можно увидеть ВСЮ глубину греха в себе самом.
Лишь Его Печалью можно понять те Пути, которыми может быть спасена чья-либо душа.
Лишь Его Милостью можно войти в Блаженство правильной Любви к ближним своим, и тогда сама удивится душа, НАСКОЛЬКО излишними будут для неё внешние знания Писаний и Отцов, но Знанием души, Силой её чувств станет Сам Господь.
То есть должно произойти ЗАМЕЩЕНИЕ падшего разума человека Разумом Милостивым, Жалеющим, Не рассуждающим, но Милующим весь мир. И этим Разумом в человеке должен стать Сам Господь Иисус Христос, Бог Сын по Воле Отца Наитием Духа Божия.
Чем же знаменательно наше время?
Чем же оно так безумно и что вызывает печаль во мне более десятка последних лет?
Печаль вызывают БЕСЧИСЛЕННЫЕ попытки (неумолимо обречённые на провал)
не обновлённой Наитием Святого Духа душой разобраться внутри себя в вопросах веры, и уж тем более если кто берётся разобраться внутри душ ближних своих.
Вглядишься в современное нам общество верующих — и ужаснёшься этому…
………………
Большинство, находясь в глубочайшей внутренней тьме, не понимают, что НЕВОЗМОЖНО тому, кто находится во власти дьявола, помочь другому приблизиться к Неприступному Свету Божию. Сперва надо войти в Свет самому.
……………….
Вот и получается… Те, кто не в силах осознать ВСЮ Глубину личного греха своего, те, кто не в силах пока ещё понять Путь спасения, — именно они-то и говорят о спасении много (и, казалось бы, внешне правильно цитируют Евангелие и Отцов, для них открыты медийные службы — проповедники могут быть необыкновенно популярны…). Но нет Бога рядом с этими говорящими.
Истина проста, но для того, чтобы понять бесчисленные личные ошибки духа своего, надо сделать первый шаг… Надо признать СЕБЯ САМОГО стоящим вне Жизни с Богом, надо признать самого себя НЕСПОСОБНЫМ правильно мыслить, неспособным правильно молиться, правильно вести духовную жизнь, правильно каяться, правильно понимать себя и ближних…
Вот мы и добрались до того самого места, когда (едва ли не каждый первый) православный с гордыней своей возмятётся духом, возмутится и скажет мне, пишущему эти горькие строки: «Это кто неспособен ПРАВИЛЬНО мыслить? Я — прочитавший о православии СТОЛЬКО книг? Это кто не умеет правильно молиться? Я — ходящий еженедельно в храм?» Ну и т.д. и т.п. И всё… Душа закрывается для более глубокого познания личных немощей, закрывается для блаженной Жизни НЕ СВОИМ умом и НЕ СВОИМИ чувствами, душа выбирает жизнь в самой себе, а это означает ни что иное, но, Жизнь ВНЕ Бога — душа выбирает этот скользкий и ненадёжный путь сама, она считает сама себя умной (и зачем же(???) тогда(???) ей нужно будет ещё какое-то Особое Личное присутствие Бога внутри неё?!! Зачем душе «ересь» о КРАЙНЕЙ необходимости Личного Присутствия Божия внутри неё?). 🙁 🙁 🙁
Зачем(?) душе БУКВАЛЬНО понимать слова Христа:
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна гл. 15 ст. 4); и не нужно думать, что это иносказание… Мол, если я хожу в храм, причащаюсь Тела и Крови Иисуса Христа, соблюдаю некоторые обряды, то я и на лозе… Нет, всё не так. На лозе лишь тот, кто ЧУВСТВУЕТ в себе Действия Бога, ЧУВСТВУЕТ их явно и не чувствовать не может. Но в наше время о явном присутствии благодати Божией в самом себе лучше даже нигде и не заикаться — запишут по-скорому в еретики и прельщённые, после чего поставят на тебе большой и жирный ничем не смываемый крест: «в прелести он».
Что же остаётся делать тому, кто видит болезнь ближнего своего и ЯСНЕЕ-ЯСНОГО осознаёт, что слова его о том, как ближнему стоило бы начать вести себя правильнее перед Богом, ТОЧНО не будут приняты?
А остаётся ТОЛЬКО одно: молча молиться о тех, кто не в силах Жить с Богом, о тех, кто не в силах быть Послушным Духу Его.
Молча, молча и ещё раз молча!
Не наставлять никого, не открывать рта, когда чувствуешь, что слова твои не будут приняты.
Да и что такое Жизнь в Боге, если она действительно настала для тебя? Это Блаженство. Это Величайшее из всех Блаженств. Это Жизнь в Ненарушаемом Покое, и
если уж Само Блаженство молчит — тогда молчи и ты.
Всё просто — для имеющего разум.
Если Бог позволил миру разделиться на мириады ошибочных мнений о Нём, то Бог Сам Знает, для чего Он это попустил. Слабому же человеку лучше даже и не пытаться понять, почему(?) Бог делает то или же это… Не вместит Божиего ум человека как бы не старался, не вместит… до тех самых пор, пока он не станет одно с Богом, а когда станет ум человека одно с Богом (не по существу одно, естественно, но по благодати), то не захочет он задавать Богу лишних вопросов, но Бог Сам Очарует разум человека Блаженнейшим Молчанием Своим, Очарует настолько — что не станет уже человек жалеть, что большинство людей его не хотят слушать, и НИКОГДА не захотят. Да и есть ли(?) смысл кому-то что-то говорить о Боге, если общеизвестно, что
Бога находят ЛИШЬ ТОЛЬКО те, кто ищет.
Бога находят ЛИШЬ ТОЛЬКО те, кто ищет не свои личные «православные» {и подчас по сути глубоко гордые и ложные} «представления» о Боге, но именно Его Самого.
Найти Бога человек не может силой личного мышления, но ЛИШЬ по Желанию и по Личному Блаженному Действию Самого Бога. И не тогда, когда того желает человек, происходит его встреча с Богом, но лишь в то время, когда Он Сам Назначит срок и примет избранную Им душу к Себе. Обычно это происходит в то время, когда душа не ждёт встречи с Богом, но считает себя недостойной общения с Творцом своим, и может искренне считать себя отвергнутой Им.
***
Бог отвергает тех, кто думает о себе, что он лучше других. Бог отвергает тех, кто не ищет сокрушения духа и чурается почти непрерывной болезни о себе самом.
Вот почему с Богом так легко и просто. Вот почему где Бог — там НЕИЗБЕЖНЫМ становится Блаженство души и тела человека. Потому что Бог всё Сам(!) Делает за человека, всё Делает Правильно и этим Дарит человеку Большой Покой и Радость в Самом Себе.
Но что же происходит с людьми, когда они слышат о том, что Бог Живёт в ком-либо?
Они почти непременно начинают православно возмущаться внутри себя или же вслух обрушивать на говорящего о Жизни в Боге возмущённые «обличительные» святоотеческие цитаты о духовной прелести: «Это ты-то говоришь нам о Жизни в Боге? Да на себя посмотри… грешник… Не знаешь ли(?), что нашему времени не будут даны духовные дары» — и отворачиваются с гневом!
Во все времена святая и простая Истина — Сам Господь большинством мира сего был гоним… гоним (под благими предлогами) и непонят точно так же, как и во времена земной Жизни Христа.

Что же остаётся делать тому, кто искренне и честно ищет Бога?
Ему остаётся ТОЛЬКО один путь, и какого-либо другого пути у него нет:
нужно отстраниться от спорящих о Боге и удалиться от общества. До возможного предела ограничить общение с людьми, для которых Бог не на первом месте. Искать и искать Бога В УЕДИНЕНИИ своей души. Искать покаянием. Искать ПРИЗНАНИЕМ бесчисленных личных ошибок своих…
Третья глава
(«знающие» без Даров)

Думаю, что невозможно почувствовать внутри себя Дух Божий без устойчивого навыка к личному МОЛЧАНИЮ ума. Думаю, что долговременное молчание ума весьма и весьма родственно заповеданной Иисусом Христом нищете духа, и {хотим мы того или же нет} истинная духовная жизнь всегда была и всегда будет полна необъяснимых разуму человека парадоксов.
Все более-менее опытные подвижники молитвы знают этот, широко распространённый в среде новоначальных, парадокс: ЧЕМ БОЛЕЕ ЯСНЫМ видит душа что-либо о Путях Бога и о путях правой веры, тем более становится вероятнее, что она видит внутри себя «свет» сатаны.
Людей, принявших в себя пагубный «свет» дьявола о «истинах» веры, я (на внутреннем духовном жаргоне) называю «”знающие” без Даров»…
«Знающие» без Даров внутренне похожи друг на друга как две капли воды, но внешне могут отличаются поведением. Одни заражаются жёстким духом обличительства всех и вся, другие же пытаются оправдать всякого грешника и всякий грех, не интересуясь при этом мнением Евангелия и Мнением Бога о том, а что же(?), собственно, такое грех в Очах Христа?
«Знающих» без Даров узнать очень и очень несложно… ведь почти все разговоры они ведут
не о своих грехах, не о греховности личной, но о грехах мира. Или же, наоборот, «Знающие» без Даров непрестанно почти говорят о делах мира, безмерно оправдывая свою и чужую теплохладную жизнь перед Богом.
Под предлогом борьбы за чистоту веры «знающие» без Даров легко идут на конфликт (или же на дружбу) с кем угодно ради «истин» — как им думается — православной веры. И не понимают они, что всего только две вещи им нужны: молиться чаще и
молчать, когда молчит Бог.
Также
коренное отличие «знающего» без Даров: он не видит НЕПРЕСТАННО погибающим СЕБЯ 🙁
Укрывается от «знающих», что Бог Сильнее и Мудрее их, так почему бы не отдать Христу дело вразумления своих ближних. Почему бы не себе, а Христу (сокрушённой {неизменно болезненной} молитвой) не отдать обличение себя!
Почему бы не перестать человеку судить себя самому!
Но как только увидит себя самого человек глазами Бога, увидит, насколько же он немощен и беспомощен САМ перед силами и властями падших ангелов, — тогда духовно заплачет душа уже не о мире, не о еретиках и не об отступниках, не о блудниках и о не трансвеститах, но о себе самой заплачет ГОРЬКО-ГОРЬКО вначале, после чего заплачет и о других, но заплачет так, как плотское мудрование не может себе представить… Заплачет Вышеестественно и Блаженно — Глазами Бога и Действием Духа Божия в себе самом по Воле Его.
Не ссориться на почве веры станет человек с ближними и не Судить их станет увидевший немощь и грехи свои, но, уповая на Милосердие Божие, искать будет искренних МОЛИТВ за них — не дерзая, по заповеди Иисуса Христа, никого судить и уж тем более осуждать, кто бы как ни жил.
Потому только и осуждает один человек другого, что не видит того, как сильно поражён мистически бездонным грехом лично он сам пред Богом. Не видит, что порча НА КАЖДОМ человеке ИСТИННО бесконечна.
Почему бесконечна? Об этом в главах ниже.
Страшно… очень страшно, когда кто не видит бесконечности своего личного падения перед Богом….
Страшно… страшно видеть людей, беспечно проводящих дни свои: не думающих о Суде; не осознающих ПРОСТЕЙШЕЙ истины, что ГОРАЗДО БОЛЕЕ любого другого нуждается в прощении от Бога не кто-то иной, но они сами… они сами — лишь по ошибке считающие себя неплохими (неплохо соображающими) людьми.
Вот в чём причина духовного неуспеха многих. Человек сам судит о себе и о окружающем мире, сам — без Бога (судит в том числе и о Боге, и о Путях Его), и этим самосуждением своим подписывает сам себе НЕУМОЛИМО смертный перед Богом для ума своего приговор:
«Аз рех во исступлении моем: всяк человек ложь». «Во исступлении» — по толкованию одного из святых отцов церкви — означает: в высшем наитии Святого Духа…
В наивысшем наитии Святого Духа сказано (вдуматься только) Самим Богом:
«Всяк человек ложь…»
«Знающий» без Даров вычёркивает из лжецов себя самого, и этим признанием себя за разумного он сам же, в безумии гордыни своей, ЗАКРЫВАЕТ в себе простоту молчания разума, ЗАКРЫВАЕТ путь к нищете духовной, ЗАКРЫВАЕТ двери к полноте смиренного послушания Господу, ожидающему от человека ЛИШЬ признания личных грехов, признания бесчисленных пожизненных личных ошибок и личной немощи.
Каких ошибок?
Об этом в двух главах ниже.
Четвёртая глава
(Дары вместо знаний)

Что(?) БОЛЕЕ всего Раздражает Господа в человеке, что(?) человеческое конфликтует с Богом?
Святые дают потрясающий ответ:
личная воля человека — вот что является медной стеной между ним и Богом.
Вот через что крайне сложно преодолеть в самом себе человеку, не умеющему в навыке молчать умом перед Богом и молиться Ему, от Него Единого ожидая Необъяснимого Действия вне и внутри себя.
Не знание предлагает Бог человеку (как надо правильно молиться, креститься и прочее), но Себя Самого.
Не инструкции по спасению, не инструкции по Суду и не свод «самых-самых православных» законов и канонов предлагает уму человека Бог, но предлагает нищету духовную. Предлагает отказ от своего разума: «Азм есть Истина и Путь», «не приходит Царствие Божие с соблюдением», «Славы Моей иному не дам» и иное… И к этому отказу многие — не готовы…
Как это?
Мне, такому православному, такому начитанному, так хорошо знающему веру, да я вообще семинарию (и даже Академию) Духовную закончил… и вдруг отказаться от моего понимания, что такое хорошо и что такое плохо? Да никогда! Веру я не предам.
А Бог не предательства веры требует от человека, когда ожидает смирения ума и сердца своего пред Ним; Бог Желает войти в человека и ЗАМЕНИТЬ Собой все мысли о чём бы то ни было, ЗАМЕНИТЬ Силой Своего Духа и Своего Мышления в человеке ВСЁ… заменить абсолютно ВСЁ.
В этом заключается парадокс конфликтов с Богом и бесконечная вина КАЖДОГО человека перед своим Создателем… в Необъяснимую Мудрость Божию человек так или же иначе хочет войти со своим знанием Законов Бога, но… не получится это НИ У КОГО.
К Богу можно прийти, ТОЛЬКО потеряв себя (если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода — см. Иоанна 12.24). К Богу можно прийти, ТОЛЬКО Сгорев в Огне Его Любви и в Огне Его Разума. К Богу можно прийти, ТОЛЬКО покорив свой разум и свои желания Его Непостижимым Определениям о чём бы-то ни было: Определениям о ближних наших, о себе самом, о наших детях и прочее.
Дар же, который Бог даёт вместо религиозных, жёстко очерченных знаний в человеке, — это ОН Сам, Его Воля, Его Милость, Его Любовь, Его Ведение, Его Сила, Его Самовластие.
Если у подвижника молитвы достанет нищеты духа покорить свою душу Велениям Бога, Желаниям Бога и Власти Бога — тогда Бог войдёт внутрь него (как и Обещал) и Сам станет Молиться внутри человека, Сам даст направление мыслям и чувствам человека, сделав (таким образом) его не только рабом Своим, но более того… подобным Себе Самому! Не по естеству подобным, потому что единосущен Богу Отцу только Сын Его и Дух, но подобным по благодати.
Человек же, не будучи в силах смириться с этим Достоинством Бога, предлагаемым ему, как это часто и часто случается — начинает предлагать Богу свои личные (БЕСЧИСЛЕННЫЕ) представления о том, что будет хорошо, а что нет, и можно быть уверенным на все тысячу процентов — ни ОДНОГО предложения о добре и зле не примет Бог от человека, но Пожелает, чтобы человек понял, наконец:
познание добра и зла НИКОМУ не по силам — кроме самого Бога.
Не знаниями приближается человек к Богу и оправдывается перед Богом, но Им Самим.
В этом и состоит «борьба» всякого человека с Богом — в предложении своих личных представлений о том, что такое хорошо, а что нет. А Бог ожидает от человека не указаний Христу, КАК надо что делать, а искреннего и предельно честного смирения ума и сердца.
В этом бесконечность греховности человека — в желании вместить личное понимание о правде в Бога; а не выйдет…
Сколь бы православным ни представлялось кому-либо что-либо, Бог Примет Себе лишь только Своё, Непостижимое для человека Действие.
Бог предлагает человеку не знания о Нём, (да и какие(?) вообще возможны знания о Непостижимом Боге), но Блаженно предлагает Себя Самого, Объясняющего человеку Себя же.
Простая мысль, но она укрывается от многих, потому что человека настойчиво всю его жизнь общество приучает руководствоваться в своей жизни не Разумом
вне себя, не разумом Бога, не Его Силой, но силами своего падшего слабого рассудка и падшего сердца. И от этого крайне упорного внутри людей несмирения начинается не только у многих, но практически у всех — ПОЖИЗНЕННЫЙ спотыкач в духовном, начинается пожизненная «борьба» за чистоту «веры» и за «правильность» понятий о добре и зле — «борьба» с Богом же!
Воздвигающие гонение на правильное нередко бывают убеждены, что своим «праведным раздражением» они якобы особо угождают Богу.
Во все времена гордецы будут считать смирившихся умом и сердцем рабов Божиих неповоротливыми, медлительными, глупыми… а себя — будут считать хорошо знающими Божии законы и прочее. И не найдётся мира в душах «знающих» до тех пор, пока Бог не войдёт внутрь их и не сделает внутри них всё Сам — Даруя им Себя, Даруя Свою Надёжность и Свой Покой.
И
нет других путей ни для кого…
Или покорись Непостижимым Необъяснимым Действиям Бога внутри себя, прими Дар вместо (пусть даже, по видимому, внешне строго православных) знаний о Боге — и тем будешь блажен Богом и с Богом!
Или продолжай доверять себе самому — с неумолимым мистически твёрдым противостоянием своему Создателю.
…………………..
Или ты с Богом, или ты против Него: «
Кто не со Мной — тот против Меня»
…………………..
«Кто не со Мной — тот против Меня» — так мог сказать ТОЛЬКО Бог, но в человека с неимоверным трудом вмещается простая мысль смиренно руководиться Тишиной и Миром (Молчанием) Бога, а не личными «знаниями» о Боге и о правде. Человеку трудно (отсекая своеволие и самосмышление) стараться следовать от А до Я не за теми мыслями, что кажутся ему правильными и праведными, но за Действиями Блаженного Дара Молчания божия внутри его бездонно падшей души. Мысль НЕПРЕРЫВНО покоряться Благому Молчанию Бога в своих самых глубоких желаниях — с трудом вмещается в человека, который не знает ВЕЛИЧАЙШУЮ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ для своего разума от умения слышать Божии (а не свои мнимые) Благость и Любовь, Долготерпение и Мудрость!
Человеку сложно вместить, что доверяться внутри себя надо не шуму личных мыслей о Боге — бесконечно, беспокойно, тревожно сменяющих одна другую (сколь бы ни казались они православными и правильными), — но Личному Покою Христа, Его Милости, Его Любви, Его Силе, Его Личной \Непостижимой человеку\ Воле и Его Желанию, Его Непоколебимости — выражаемых, как правило, без слов: в событиях.

Два важных отступления
перед началом пятой главы
(как(?) увидеть дьявола в себе)

ПЕРВОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:
Все продолжительно молящиеся так или же иначе замечают на практике, сколь часто чувства зависят не от желания самого человека, но от сил, неподвластных сиюминутной воле его. Женщины (вследствие своей более эмоциональной природы) опытно знают полноту личной зависимости от иного мира значительно лучше мужчин, вот почему в храмах женщин больше.
Опытно помогают осознать более ПОЛНУЮ подчинённость наших чувств решениям Духа Божия, а (во многом) и духам тьмы, наши трудноизлечиваемые немощи и греховные наклонности, которые есть у каждого человека и «комплект» которых у каждого свой.
Знакомая многим картина: человек просит Бога о помощи, но помощи нет. Душа мучается, страдает, пытается понять причины, почему нет реально значимой помощи от Бога, почему даже какого-либо мало-мальски понятного ответа к ней не приходит. Иногда такое неясное, тёмное внутреннее состояние неопределённости длится по десятку и более лет нахождения в подвиге покаянной молитвы и веры. Хочется определённости в решении того или же иного вопроса, а уверенности опять… почти ни в чём нет. Бог годами и даже десятилетиями УПОРНО молчит, и всё.
В подобных случаях от многолетнего УПОРНОГО Молчания Божия, бывает, теряют веру.
Я сам проходил через это долговременное видимое Бездействие Бога и лишь позже понял, почему Бог в ответ на мои скорбные молитвы ЛИШЬ (время от времени) менял условия моего внутреннего устроения, но почти никогда не давал ЯСНЫХ и чётких ответов почти ни на один из задаваемых Христу вопросов.
Как бы я ни старался и как бы ни страдал от своих дурных наклонностей, но силы тьмы, с годами моих молитв, не только не ослабевали, хотя я и просил усиленно Бога о свободе, но порой наоборот… Пороки давили меня ещё того много более сильнее, чем до того, как я пришёл к вере.
Спустя лет пятнадцать жестоких внутренних поражений от грубых и тонких страстей я понял:
Бог хотел, чтобы ответом на мои вопросы были не умные и правильные мои мысли, но Он Сам.
***То есть не к правильным знаниям вёл меня Господь, но к пониманию того, что вот как Он решит — так всё и будет со мной (или с кем другим). Хочу я того или же не хочу, но мне придётся всегда считаться с Личными Его решениями. Бог вёл меня к Дару, этим Даром был Он Сам; я же (безрезультатно около пятнадцати лет) пытался искать у Бога определённости и знаний. Это и было моей злой ошибкой…
***Я не искал Истину не в Нём Самом, искал не в недоступных моему пониманию Его Воле и Желаниях, но, я хотел САМ научиться правильно мыслить, минуя Его Непостижимую Волю. И Бог научил-таки (потом) меня мыслить более разумно и более смиренно, с ясным пониманием, что правильное направление моим мыслям (или внутреннему молчанию ума) может дать ТОЛЬКО Сам Христос.
………………….
Вот в чём печальная ошибка и препятствие многих и многих в духовной жизни. Люди не ищут безопасности и определённости в Боге, в Его {всегда и о всём Непостижимой} Воле (которая о человеке может меняться, с годами, в самых разных направлениях), а ищут правильных знаний в Писании и у святых Отцов.
Но, как я уже говорил выше,
правильных знаний не существует, есть верно задокументированная в Православной Церкви догматика — понять которую неправильно более чем легко!!!
Полностью правильное — это Сам Бог, Его Воля и Решения, которые для каждого человека Свои и (по умолчанию) Непостижимы для человека. Поэтому дана заповедь: «Блаженны нищие духом». То есть причастными Мудрости Божией могут быть лишь по детски доверчивые, доверяющие Богу умом и сердцем… Смысл всего, что я описал в этом первом отступлении перед началом пятой главы, таков: ЯСНО ВИДЕТЬ в себе самом многоразличные и ПОСТОЯННЫЕ в каждой душе действия дьявола может лишь тот, кто ищет не (наиболее точных) знаний о грехе и о сатане, хотя они прописаны и нужны, но тот кто — через долговременную покаянную молитву — ищет веры.
***Ка́к ты будешь молиться — та́к ты и увидишь личные действия демонов в себе самом!
Святые, подобные Арсению Великому, настолько умели выпросить у Бога зрение греха своего, что они почти НЕПРЕСТАННО проливали духовные слёзы о своей душе, каялись для того чтобы Господь не осудил их на вечные муки… И возникает вопрос:
Почему они плакали?
О чём же они плакали?
Ведь, насколько мы знаем, Арсений не был сверхзлодеем ни до прихода в монашество, ни тем более после.
Святой видел свою греховность Глазами Бога, видел ту самую греховность, которую носит в себе КАЖДЫЙ из нас.
В чём простота мысли, которую я хотел выразить здесь и немного выше?
Она в том, что Бог не даёт и никому НИКОГДА не даст ЗНАНИЙ о полноте греха в человеке, но Бог может привести человека к дару видеть свою личную бесчисленную греховность Его Силой, может дать ВОЗМОЖНОСТЬ оплакивать свою личную бесчисленную греховность Его же Духом.
ВТОРОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:
На крещении каждого спрашивают перед Богом:
«Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Отвечают
«Отрицаюсь»
Повторно спрашивает священник:
«Отреклся ли еси сатаны?»
Отвечают
«Отрекохся»
Слова эти произносятся каждым верующим (или восприемником), пришедшим к крещению, и ведь это не только слова обряда, но ОБЕЩАНИЕ Богу: не иметь ничего общего ни с каким из дел сатаны.
Возникает вопрос, а почему же тогда пренебрегает человек изучением всех дел дьявола в последующей своей жизни?
Не нарушается ли {по лени и по преступному пренебрежению к делу спасения своего} обет, данный Богу:
«Отрицаюсь от сатаны и от всех дел его»?
А ведь если изучить все те дела дьявола, что делает он ЕЖЕДНЕВНО внутри КАЖДОГО из нас, если познать их Духом Бога, если раскрыть в СЕБЕ все действия духов тьмы, то уверяю вас: не сможет НИКАКОЙ человек не заплакать о себе самом горько и бесконечно, не сможет не заплакать пусть не телесными слезами (не всем они даны, не всем полезны и не каждому возможны), но заплачет слезами духовными.

Пятая глава
(как(?) увидеть дьявола в себе)

Прежде чем яснее для себя самого понять природу греха, НЕПРЕРЫВНО живущего, НЕПРЕРЫВНО давящего душу мою и обескровливающего мысли и чувства мои, я много лет думал и думал о том, какой же именно природы был человек до его отпадения от Бога?
Святые отцы (согласно друг с другом) дают ОДНОЗНАЧНЫЙ ответ.
В центре души и тела человека Жил Бог, и Он был для человека Блаженством, Смыслом, Целью, Ясностью, Радостью, Покоем, Движением, Постижением, Питанием, Мудростью, Светом, Отцом, Любовью, Бесконечным Раскрытием…
Что произошло после того, как первые люди решили попробовать пожить «сами как Боги», то есть без Его попечения внутри них?
Сатана занял место Бога в центре души человека.
А что произошло после того, как дух сатаны вошёл в человека?
Произошло то ужасное, о чём преобладающее большинство верующих стараются не думать и не размышлять, но святые видели эту {недооценённую большинством верующих} Трагедию души в себе самих, и потому они НЕПРЕРЫВНО плакали о своём падении Слезами Духа.
По отпадении от Бога
душа ослепла и перестала видеть Свет и Блаженство Создателя своего.
Но о, если бы она только ослепла!..

Душа перестала понимать, что она слепа…
Но о, если бы она только перестала понимать, что ослепла!
Наши души теперь (под неутомимым ЕЖЕДНЕВНЫМ ЕЖЕМИНУТНЫМ руководством дьявола) придумывают себе НЕПРЕСТАННО меняющийся невероятно объёмный МИР лжи внутри себя, в котором есть: «Бог», «добро», «истина», «благо», «православие», «умные мысли», «смирение», «молитва», «покаяние», «Богослужения», «любовь» к «Богу» — и много чего ещё есть замечательного важного и необходимого, но нет САМОГО ГЛАВНОГО: нет глубины осознания личной БЕСКОНЕЧНОЙ порчи, нет глубины понимания своей БЕСКОНЕЧНОЙ слепоты, нет глубины осознания БЕСКОНЕЧНОЙ немощи ума своего и чувств… А потому нет и ИСКРЕННЕГО честного прошения к Богу: «Спаси меня, Господи, и исцели!!!»
Всё… Вот ту-то и замыкается дужка на неломаемом замке́ греха.
Если нет Живого осознания, насколько глубоко и бесконечно БОЛЬНА порчей греха лично моя душа (насколько глубинно она больна), то ОТКУДА возьмётся в чувствах человека честная и искренняя болезнь и личное прошение к Богу:
«Исцели БЕСЧИСЛЕННЫЕ язвы мои, Господи!»?
Самосуд не даёт человеку вернуться к Богу, и до тех пор не даст, пока человек на вступит в отношения с Богом на волне Его Святого Безумия основанного на мистической нищете духовной.
Вот первая степень зрения бесконечного греха своего и первая к этому зрению ступень: нужно вполне ОСТАВИТЬ САМОСУД (и самооправдания) и попытаться взглянуть на самого себя с точки зрения Евангельских требований, с точки зрения того, что не нами самими, но Самим Богом почитается за грех.

С этой ступени (с оставления самосуда о себе и о ближних) начинается самое сложное. Начинается практика, цель которой — овладеть инструментами зрения греха своего.
10 ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ЗРЕНИЯ ГРЕХА СВОЕГО:
1) Изучать истины Писания и о них помнить
2) Помнить и анализировать своё прошлое (изучать себя молитвой)
3) Сокрушённо (всегда болезненно) молиться Богу
4) Убить воображение (предельно важно)
5) Не останавливаться на пути покаяния, не останавливаться ни на один день!
6) Не давать остывать душе в покаянных молитвах её
7) Не возноситься ни над кем, искренне считать себя даже ниже бездушной травы…
8 ) Обязательное условие: считать себя безумнее, глупее и немощнее дьявола (не покоряться ему, но всегда считать себя искренне и честно слабее его)
9) Не обращаться к Богу и к святым без боли о себе самом, о БЕСКОНЕЧНО падшей своей природе. Не славословить Бога без болезни о себе самом
10) Помнить, что и болезнь о себе самом также вполне ПОЛНА в человеке НЕВЫРАЗИМОГО мистического лукавства и тайной сокровенной глубочайшей внутренней ТЬМЫ перед Богом. Помнить, что всё, что человек есть перед Богом, — это большая НЕВЫРАЗИМАЯ тьма и лукавство, та самая тьма, о которой я (основываясь на сказанном прежде) кратко скажу ниже, в пункте 10 — в конце всей этой темы — отдельно.
Теперь —
подробнее, по пунктам, ЧТО-К-ЧЕМУ-ЗАЧЕМ:
1) Изучать истины писания и о них помнить:
Истины Писания… Какая же для некоторых людей это скукотища… Скукотища — потому что сердце их спит к Богу, спит крепко, и потому слова Писания для них мертвы. Сила Жизни святого Писания в них пресечена повседневным навыком хронически забывать о Боге.
Иначе же воспринимает душа слова Писания, {частыми молитвами своими уже} раскрывшая в себе силу слов Божиих.
Чуть выше я говорил, что прежде чем увидеть дьявола в себе, должно человеку оставить САМОСУД и на волне Святого Безумия Божия взглянуть на себя; и тогда… Тогда СКОЛЬКО же действий демонов увидит душа в повседневности своей, и дай Бог не остаться ей равнодушной к БЕСЧИСЛЕННЫМ врагам её, живущим внутри!
Дай Бог разума изгонять из себя внушения демонские — сколько бы раз они ни пытались взять душу в свою льстивую власть.
.
Как изгоняю и как вижу действия демонов в себе самом я сам?
Всё очень просто.
Сказано Господом, Писание доносит до нас Слова Бога:
«Возлюби Бога твоего ВСЕМ сердцем, крепостью, душою, силою твоею!» раз ВСЕМ, значит ВСЕМ… и с Божией помощью возможно для человека многое. Возможными могут стать и такие ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ внутренние состояния, когда заповеди не будут уже тяготить душу, как прежде (если их не читать вскользь души только, а начать исполнять тщательнее тщательного), но тогда слова Евангельские станут всё чаще и чаще, всё полнее и полнее радовать и душу, и тело читающего (или вспоминающего о заповедях Бога) сокровенной Силой написанных {на бездушной бумаге} слов.
Итак. ЛЮБАЯ мысль, в которой не помню я о Боге, не думаю о Нём, не благодарен Ему, — эта мысль от дьявола исходит, ему принадлежит и должна быть изгнана из меня так, чтобы и воспоминаний не осталось!
Так, так и только так.
САМОСУД в сторону… и на волне Святого Безумия Божия — встать на страже души своей и изгонять врага из себя самого, сколь часто бы он ни приходил!
Помни, душа моя, что
у Бога НЕТ РУК спасти тебя, КРОМЕ ТВОИХ СОБСТВЕННЫХ…. если сам ты не станешь убивать безжалостно ВСЕ мысли свои, при которых нет Памяти о Боге, тогда и Бог не избавит тебя от власти демонской… Не думай, что пустомыслие, развлечение помыслов твоих, когда ты забываешь о Боге, — это МАЛЫЙ грех… Нет. НЕ МАЛЫЙ грех забыть о Боге хоть и на мгновение жизни твоей… не малый, но большой, потому что душа МГНОВЕННО остывает к Богу, мгновенно ОХЛАДЕВАЕТ к Нему, когда позволяет себе ХОТЬ на одну минуту забывать о Нём.
Другие пусть как хотят — ты не забывай.
Стань безумен Христа ради и помни: чем искреннее ты будешь любить Бога, чем упорнее будешь цепляться за Память о Нём, тем ЛЕГЧЕ пойдёшь за Богом… Даже не идти будешь ты за Ним и не лететь, но Бог Сам возьмёт душу твою и тело в Руки Свои и понесёт так, что тебе и труда не понадобится НИКАКОГО. Но только будь ревностен, борись за Память о Боге, до последней капли «крови» души твоей борись. Борись до тех пор, пока сатана в ужасе не скроется от лица твоего, и тогда ты поймёшь, что Рай возможен и на земле, возможен — ТОЛЬКО не ленись!
Также и нищета духовная.
Лишь тень помысла возникнет в тебе, что ты в чём-то хорош… Лишь тень тени намёка увидишь в себе, что ты что-то сделал хорошо, хорошо помолился (молишься) или покаялся {хорошо что-то понял или же усвоил}… — знай, сатана уже не вне тебя, он внутри, потому что ты нарушил заповедь о смирении; и если ты сам с гневом не изгонишь из себя лесть дьявольскую, Господь изгонит тебя от Лица Своего — вместе с той ГЛУПОЙ лестью себе самому, которую многие люди впускают в себя самих, а потом удивляются: почему же их не оставляют страсти?
А вот потому и не оставляют, что льстит сам себе такой человек, преступно позволяет принимать добрые мысли о себе самом, несмотря на строгие запреты Божии.
«Блаженны нищие духом…» Сколько же света и Силы Божией в этих, скучных и простых лишь на первый взгляд, словах.
Одно дело — изучать Писание как слова и буквы, и СОВСЕМ иное — жизнью своей изучать, исполняя их.
И вот чудо (повторяюсь уже этой мыслью): чем более кто делает усилий к Богу жить по Писанию, тем легче и легче будет даваться ему Путь Божий, легче — потому что не сам человек уже поидёт к Богу, но Бог Понесёт человека к Себе, только не ленись, человек, не ловись на крючок САМОСУДА,
на крючок САМОСУДА дьявол уловил почти весь мир; не будь безумен вместе со всеми, но будь безумен ради исполнения Заповедей Бога, которые совсем не скучные, но мрачны и скучны те, кто не знает Силу Божию, затворённую в Заповедях Его!
Не суди никого…
2) Помнить и анализировать своё прошлое (изучать себя молитвой)
Конечно, если верующий то молится, то забывает о Боге в повседневной жизни своей и не меняет себя так, чтобы помнить о Боге постоянно, то такая теплохладная душа Богу неинтересной делается и Бог не изменяет её воспоминаний. Не изменяет, потому что человек двоедушен к своему спасению.
Живёт себе человек, живёт. Живёт «как все». Думает, вернее обольщается, что он верующий, и так как истинно спит он к Богу, то свойственно ему бывает ценить своё прошлое, свойственно бывает для него слепо копаться в своих мнимо благих воспоминаниях, свойственно бывает почти все мысли и желания свои связывать ЛИШЬ с чем-либо земным или похожим на земное. Не подозревает человек, что сладкие его воспоминания или же представления о чём-либо земном — это тонкие (во многих почти непрерывные) ДЕЙСТВИЯ (внушения и образы) дьявола внутри него. Но если человек ищет постоянства в Боге, то, со временем, молитва начинёт так СИЛЬНО менять отношение души к её прошлому, что прошлое человека «перегорает» для него. Человек перестанет относиться к земному прошлому своему как к чему-то ценному и уж тем более чистому, но о чём ни вспомнит душа — всё найдёт немало поводов к личному раскаянию, что жила она не так, как должно, что не была она в обновлённом истинно духовном состоянии, но что прозябала она в забвении Бога и в состоянии падшем и что не стремилась возвратиться к Нему всеми своими силами. Так, всё чаще и чаще каясь, постепенно (не сразу, но с годами молитв) прошлое человека им переоценивается и омывается покаянием настолько глубоко, что становится ВСЁ прошлое человека для него — как истинно несуществующее.
В этом важная составляющая нищеты духовной.
Если кто желает приблизиться к Богу, его прошлое должно НЕПРЕСТАННО омываться слезами покаяния.
КАЖДОЕ чувство, КАЖДАЯ мысль, КАЖДОЕ слово, КАЖДОЕ воспоминание, КАЖДАЯ молитва своя, КОГДА бы они ни происходили, — НИЧТО не должно оставаться не омытым особым сильным НЕПРЕРЫВНЫМ БОЛЕЗНЕННЫМ покаянием
. Настолько сильным, чтобы память без покаяния ни к чему не возвращалась и тем более (упаси Господи кого от этого безумия) не оказывалась ДОВОЛЬНА хоть мелочью какой из своего прошлого…
Довольство хоть чем-либо из своего прошлого отсекает от Живого Общения с Богом почти наглухо!
Если нет покаяния хоть при одном воспоминании, если не сожалеет человек, что душа его была хоть миг не с Господом и не в Нём, то говорит это о духовной неопытности. Говорит о том, что душа не видит в себе самой сокровенной бездонной мистической греховности, присущей (каждому) человеку НЕПРЕРЫВНО, и потому позволяет себе опускаться своими представлениями в земные события \или в воспоминания свои\, не опасаясь загрязниться — потому что НЕ ЗНАЕТ хорошо ни себя, ни того покаянного духовного преображения своего, которое день и ночь ожидает от каждого верующего Господь.

Не нужно думать, что воспоминание о прошлом своём (если они не приводит к раскаянию) безобидно для души. Нет — ВОСПОМИНАНИЯ \или же, наоборот, планы на будущее\ (сколь бы светлыми и чистыми они не представлялись душе) — это злая игра дьявола в человеке. Оживляет всё подобное в душе человека сатана ни для иного чего, как только для того, чтобы душа не молилась, не каялась, не приближалась к Богу НЕПРЕРЫВНЫМИ духовными слезами своими!
Нет мелочей в духовной жизни.
Это и есть лакмусовая бумажка, определяющая, истинно ли(?) ты живёшь по Богу или же нет!
ЕСЛИ не плачешь ты непрестанно о себе самом, если не болезнуешь, что вне Бога проводил ВСЕ дни твои, то далека душа твоя от того, чтобы видеть себя как должно; далека от тоски по Небу; далека от истинных переживаний внутренних, но полна непрестанной льстивой и преступной перед Христом ЛЖИ о себе самой; полна НЕПРЕСТАННОГО обольщения также и обо всём, чего касается или касалась душа когда-либо.
Посмотри в себя и подумай… станет ли душа, болезнующая о ВСЁМ своём прошлом, о каждой минуте прожитой своей — пустословить, станет ли мысленно шататься по вселенной, станет ли спорить с кем-либо о Боге, станет ли завидовать, злиться на кого-либо и прочее.
Нет, не станет! Не до этого ей будет, но
скорбь по Богу сделает душу УЕДИНЁННОЙ даже и от себя самой, от своего прошлого, и душа возлетит к Небу и к Ангелам Господним: возлетит, ЗАБЫВ всё земное, забыв о суете, о пустомыслии, о том, что земное может приносить радость.
Так
приближается к Богу душа… скорбью, скорбью и ещё раз скорбью о ВСЁМ своём прошлом. Так избавляется душа от всего, что навешал на неё сатана в течение всей жизни её, и становится душа чистой от мыслей, чистой от воспоминаний, чистой от прошлого и от будущего своего (не строит душа планов никаких, да и зачем(?) душе какие-либо планы её, когда её план — Сам Господь Вседержитель Всемогущий, Которому торопиться никуда и никогда не будет нужно… 🙂 ) .
Это очень и очень важно… ЛЮБАЯ часть НЕРАСКАЯННОГО своего прошлого ВСТАНЕТ ОСУЖДЕНИЕМ перед душой на Страшном Суде Христовом. Но если душа обучена омывать НЕПРЕСТАННЫМ покаянием и болезненностью ВСЁ, что в ней было прежде, бывает сейчас и будет в будущем, то такая душа делается зрителем не только того, что происходит здесь, но также и того, что есть в Вечности уже сейчас… И КАКОЕ же ТАМ БЛАЖЕНСТВО!
Так формирует сама собой молитва прошлое человека: сама убивает в человеке всё его прошлое, выжигает без остатка, сама вводит душу в иной образ мышления, в Простоту и в Милосердие Бога.
В Боге же нет воспоминаний, нет образов, нет суеты, нет злобных чувств ни к КОМУ, нет спешки, нет страхов, нет уныния, нет непокоя, но есть Дух. Дух, Блаженство Которого в кающейся душе, с годами её молитв, может усиливаться всё более и более, до таких пределов, которые человеку неподвластны; и не передать это никому никакими словами, лишь можно это Блаженнейшее состояние пережить самому — если душа обучена именно НЕПРЕРЫВНОМУ покаянию без лишнего самокопания в себе.
Этим поразил меня монах-пустынник в горах Алтая, которого я двадцать лет назад посещал около года и у которого учился началам молитвы.
Рядом с ним душа моя чувствовала такое блаженство, такую безмятежность и отсутствие пустых мыслей, что, как мне казалось, и сам воздух вокруг меня становился неизъяснимо сладким. То есть Бог ЯВНО чувствовался рядом с монахом Александром (имя изменено).
Он-то и научил меня непрерывному болезнованию о всём внутри себя, хотя поначалу мне было трудно верить его наставлениям, потому что я видел, насколько строго он спрашивал со своей души, строго до тех САМЫХ мелочей, на которые в повседневности своей большинство верующих даже и внимания-то не обращают никакого, и уж тем более о этих строгостях ничего не говорится с амвонов.., а жаль.
Люди, очевидно, просто НЕ ЗНАЮТ, КАКОЕ Великое блаженство теряют, когда не требуют от себя ПОЛНОТЫ послушания Евангелию Христову:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» — утешатся отсутствием тревог и Блаженством в Боге не там, не потом, не за гробом, не в будущем, но уже здесь и сейчас.
Напоминал мне об этом монах Александр…
«Не встретишься со Христом здесь и сейчас — тогда сильно рискуешь не встретиться с Ним и после смерти. Другие пусть живут как хотят, но с себя спрашивай строже всех».
Блаженна будь душа этого отшельника там, куда призвал его Господь, за то, что силой испытанных рядом с ним переживаний я понял разницу между поддельным христианством (распространившимся в наше время почти повсеместно) и христианством настоящим!
Этот отшельник научил меня (без слов) ещё и тому, что
христианство истинное НЕВОЗМОЖНО при частом нахождении в обществе и при частом общении с людьми, но возможно лишь внутри того, кто любит и ценит уединённые молитвы свои и уединённую (неизменно ПОКАЯННУЮ) работу внутри своей души ради Господа — БОЛЕЕ любви и привязанностей ко всему чему-либо иному!
3) Сокрушённо (всегда болезненно) молиться Богу
Лишь на первый взгляд это может выглядеть неким (типа православным) самоистязанием и даже мазохизмом. Нет. Это совсем не так.
Всё наоборот.
ТОЛЬКО лишь из НЕПРЕСТАННОГО (по возможности НЕПРЕСТАННОГО) сокрушения духа своего, которое совершает человек в навыке, только из болезни о себе самом и могут произойти истинная Радость о Господе, терпение немалое, неосуждение ближнего, любовь к людям, зрение славы Ангелов и святых.
И наоборот: там и тогда,
когда забывает душа сокрушать сама себя болезнью о всём в себе самой — ТАМ-ТО и берёт начало ВСЯКИЙ грех во всяком человеке!
Там-то (внутри сокровенной гордости своей, внутри доброго мнения о себе) и берёт начало мечтательность, берёт тайное мистическое начало гордое поучение ближних, берёт начало обольщение мнимой благостью своей, берут начало гордые чувства «любви» к ближним и «любви» к «Богу». Изнутри льстивого и благого мнения о себе берут начало настаивание на своём, нетерпение, уныние, отчаяние в спасении и прочее всякое зло без числа и меры. Всё это «богатство» сатанинское вместе со страстями, и тонкими и грубыми, БЕЗ КОНЦА будет оживать в человеке ДО ТЕХ самых пор, пока душа {в навыке} не научится говорить искренне и болезненно сама в себе непрерывно:
«Господи!!! Всегда и во ВСЁМ тьмой я была и всегда буду {НЕОБЪЯСНИМОЙ для меня} тьмой перед Тобою. Силою Твоею, Собою (так как нет у меня и во мне НИЧЕГО благого) Сам Укрепи и Спаси меня».
У сокрушения духа, у болезни о себе, именно о ВСЁМ себе — есть ещё одна КРАЙНЕ приятная для души особенность…
Сокрушение духа делает душу не только ПРЕДЕЛЬНО терпеливой в скорбях её, но освобождает от мятежа мыслей и вводит в наиболее Тесное Общение с Богом, и
ничто иное не делает душу Покойной в Боге, но ТОЛЬКО (по возможности непрерывная) болезнь человека о себе самом.
Чем глубже, чем постояннее (в навыке) будет сокрушение о себе, тем всё БОЛЬШЕ и БОЛЬШЕ Радости в Господе вкусит человек — не только душа, но и тело \сокрушающего себя\ обильно станет насыщаться Богом.
Прохладный Огонь потечёт по всем членам тела умеющего (в навыке) непрестанно каяться, заструится, начиная с лица, вниз. Не сразу, но с десятилетиями молитвенных искренних усилий, разольётся по человеку величайшее из возможных телесных блаженств.
То есть тело (обученного непрерывно сокрушать себя) Бог Обласкает совершенно ОСОБОЙ Милостью Своей — только ты не ленись…
«Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны чистые сердцем» — этим и примечательно расположение заповедей Христа в их порядке…
Ведь если не будет нищеты духовной, то не будет и последующего {за крайним своим самоуничижением} истинного плача о всём в себе самом, не родится тогда в душе и истинное (не самоизмышленное, но Духом Бога Производимое) сокрушение о всём в себе самом, и не сможет тогда очиститься сердце человека. Нечистое же сердце не может видеть Свет Божий ни внутри себя, ни вне.
Этим и отличается безумец мира сего от безумца, любящего Бога Силою Духа Его. Безумец мира любит и ценит себя самого, и всё, что он (как думает) ценного накопил в себе, — всё это он преступно тщательно хранит от ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ Богом 🙁 🙁 🙁 . Этим глупейшим самоценением он неумолимо отсекает себя самого от Живой связи с Создателем миров.
Безумец же любящий Бога ничто в себе самом не ценит, не любит, ценить не собирается, не лелеет, но
ищет искренних, {по возможности непрерывных} слёз пред Богом, слёз и ещё раз слёз. Слез не напоказ, не перед людьми, но в тайне своего сердца. И такой человек, не удивляйтесь сказанному здесь, с десятилетиями молитв может (неожиданно для себя самого) прийти в такое устроение, что ПЕРЕСТАНЕТ видеть демонов внутри себя, ПЕРЕСТАНЕТ слышать и чувствовать их, потому что Бог Собой наполнит кающегося, наполнит все мысли {сокрушающего себя} Покоем вышеестественным! И на фоне этого Покоя всякая гордая, мечтательная, высокоумная мысль — возникнет ли она в самом кающемся или в ком из ближних его — станет вызывать эффект неожиданно разрывающихся в тишине снарядов.
Тот, кто не обучен в навыке каяться о всём в себе самом, тот НЕПРЕРЫВНО живёт внутри безумно неостановимого почти непрерывного мельтешения греховных мыслей «своих», то и дело сменяющих одна другую, то пугающих, то обещающих ложное наслаждение. И не видит необученный каяться О ВСЁМ в себе того, что ВЕСЬ он живёт (и ранее также жил) внутри дьявола, и что дьявол в нём. Ведь это очень БОЛЬШАЯ ошибка — думать, что если дьявол входит в человека, то человек сразу же начинает как-то особо злиться, начинает что-то крушить, начинает мычать, кричать и подобное прочее, то есть как-то неадекватно вести себя.
Совсем нет…
……………………
Дьявол ТАЙНО живёт в каждом человеке, совершенно в каждом, и большинство людей не чувствуют, как ими (и насколько плотно и надёжно ими) управляют падшие силы зла. Основная же цель сатаны — ОТЛУЧИТЬ душу и тело человека от его Творца. Надёжнее и уверенней он именно ТАЙНО достигает своей цели, и бесам СОВСЕМ не обязательно делать человека неадекватным и особо агрессивным. Знают бесы, что совсем необязательно для гибели души человека вселять в него явно кричащее зло 🙁 🙁 .
……………………
Вот к чему приводит НЕПРЕСТАННОЕ (по возможности непрестанное) сокрушение духа о всём в себе самом: оно приводит к тому, что малейшее действие или малейшая попытка дьявола показаться (лишь только издали) душе — вынаруживает его Благодатью Бога и Живое Безмолвие тотчас прогоняет всех врагов души вон. Сила Божия, строго говоря, даже и не прогоняет бесов, — потому что может перестать борьба человека с пороками внутри себя, но Сам Господь — может УПРАЗДНИТЬ внутри души и сатану, и необходимость борьбы с порочностью своей.
……………………
***
Тьмы тем пустых никчемушных {мелких как мошка} докучливых мыслей, от которых мучается и страдает весь прочий мир, не обученный непрестанному покаянию перед Богом, перестают существовать для умеющего (в навыке) каяться!!!
……………………
Итак, повторю ещё раз, кратко:
Сокрушение духа и болезнь о себе самом, о всём в себе самом, не несчастной делает душу, не забитой, не мазохизмом наполняет человека, не униженной делает душу, но
приводит человека к зрению СОКРОВЕННОГО греха своего. Приводит к осознанию ГЛУБИН сатанинских (которые есть совершенно в каждом человеке) и вводит человека в Высшую степень счастья и в высшую близость к Богу! По возможности непрерывное покаяние вводит человека в Покой Бога и в тайнозрение Блаженства Христа, повсеместно разлитого не только на Небе, но и на земле.
Непрестанно сокрушающий себя самого делается способным видеть не только демонов внутри себя и внутри других, но для него открывается и мир святой, Ангельский, открывается и Сам Бог, так что душа может свободно и легко общаться со святыми, с Ангелами и с Самим Богом внутри себя на Их языке, на безмолвном языке лишённых пустой словесной шелухи чувств.
Поверьте мне, на Небе хотя и ничего не говорят на земном языке, но там нет скуки. Никогда не будет там скучно ни для кого, не будет скучно и никому из тех, кто сумел ПОКАЯНИЕМ вместить Небо внутрь себя 🙂 🙂 .
Напрасно думают люди, что христианство — это некая унылая, скучная наука… 🙂 🙂 🙂 — вовсе нет…
Христианство — это высшее Счастье на земле.
Христианство — это возможность войти в мир духов и освоиться там ЗАДОЛГО до смерти своего тела.
Христианство — это возможность дышать Будущим Веком уже здесь и сейчас.
Христианство — это возможность не голословно переживать (не в уме, не в фантазийных представлениях своих) Суд Христов и жизнь Будущего века, но возможность переживать Страшный и Блаженный Суд Христа Живо, переживать с силой в своём сердце. Христиансто это блаженнейшая возможность жить тайнами будущего века здесь и сейчас.
Христианство — это величайшее счастье на земле.
Христианство — это умение и навык {ещё прежде смерти тела своего} видеть Бога, навык чувствовать Его Силу внутри себя, навык Дышать, Думать, Чувствовать Им и всё это (не удивляйтесь сказанному здесь…) — ДАЁТСЯ лишь
ТОЛЬКО за духовный смиренный НАВЫК по возможности непрестанно каяться о всём в себе самом!

ПЕРЕХОД к 2 ЧАСТИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ