****1 часть 1 запись****

Я видел: он шел, не оставив следов,
Сплетая узоры в цветах на траве;
Я слышал: он пел мне о Небе без слов —
Серебряный ветер, живущий во мне.
Я видел, как Бог прикасается к травам,
Я жил вместе с ветром в весенней листве.
Дух мой улетал не к неведомым странам —
Он видел, как Небо живет на земле.
.
Задумываются о Небе, наверное, почти все. Слышат призывный голос из мира иного, из мира гораздо более светлого и лучшего, чем мир земной — многие. Но лишь немногие решаются искать реальное единение с Богом. Еще меньше тех, кто достиг этого единения. Хотел бы того кто-либо или же нет, но на Небо идут в одиночестве.
Одинокий путник, ищущий Небо, блаженнее всех в мире. Он блажен Богом, его блаженство — Бог.
Взошедший на Небо, там, где другие видят лишь скорби и беды, видит Небо. Он видит Небо душой, освященной благодатью веры. Подражая Ангелам Божиим, молчит он там, где молчат и Ангелы. Остаётся бесчувственным там, где чувств его не касается Бог.
«Никто не может дважды войти в одну и ту же реку», — говорили древние. В каждом человеке каждое мгновение что-то неумолимо меняется.
Суета земная, ежедневно одурманивая людей обещаниями благ {иллюзорных}, тысячелетиями пожирает тьмы людей неумирающим ненасытным зверем…
Нескончаемые попечения о земном заковывают молитву в сон тяжкий…
Время…
В вечности оно — совсем другое.
Гордое, злое, порочное не способно проявить себя вне земного времени. В вечности сжигает всё (не Своё) Собой неприступный Свет Божий! Извне {земного времени} касается меня Дыхание Бога.
Лишь вне времени могу читать я священную книгу бытия, глядя на её поверхность.
Книга не лежит ни на чем.
Ее невидимо держит Дух.
На раскрытых страницах, как и всегда, ни единой буквы. Страницы чистые прозрачно-золотые. Непрерывно исходят от них образы: без формы, без изменений, без движения, без фантазий. Нет в этих {образах} ничего не благословенного Богом. Властвует в них движение, не нарушающее покоя. В словах Духа нет ни тени противоречий. В словах Духа царит власть над всем. Слова Бога невозможно представить в своем сознании. Тот, кто слышит их \слышит их внутри себя\, и нет нужды искать их вне себя.
Блажен тот, кто обучен жить в нерушимом Покое Бога.
Не в силах постичь я… что за злая такая сила тысячелетиями, день и ночь, гонит почти весь мир вдаль от Покоя Божиего в призраки бесчисленно меняющейся лжи?
Читаю Священную книгу. Печалюсь, но печали мои миру кажутся надуманными и странными.

****1 часть 2 запись****

Чем опасно НЕПОСТОЯНСТВО в духовной жизни? Оно опасно тем, что душа может охладеть к покаянию и даже забыть о нем за считанные часы без молитвы и без памяти о Боге. Господь ждет от человека ПОСТОЯНСТВА и ставит ПОСТОЯНСТВО молитвенных усилий к Нему во главу угла. Да вот только большинству людей Божие требование, если хотите, Божия просьба к человеку любить Его ВСЕМ сердцем и ВСЕМ помышлением своим — видится излишней и чрезмерной.
От того и происходит неуспех в духовном: Божии воззвания к человеку ставятся ни во что ради обычаев мира сего и ради навыка ума к непрестанным скитаниям где угодно, но ТОЛЬКО не у ног распятого Христа.
Постоянных же в покаянии людей ЛЮБИТ Господь и даёт им Дар Любви к Нему, Дар Любви Духа. И тот, кто имеет в себе самом Дар Любви Духа, лишён стрессов, лишён тревог, лишён страха перед будущим. Он в высшей степени счастлив на этой земле, наполненной страхами, болью, бесчисленными разочарованиями и бедствиями. Счастлив, потому что с ним — Сам Господь!

****1 часть 3 запись****

Чувствовать внутри себя блаженное дыхание Божие — как же это важно для христианина! Если чувство дыхания Божия есть в человеке, он не зря живёт. Не живет для того, чтобы по смерти душе его кормить червей вместе с телом. Но живет, чтобы завтра мог видеть он Бога ещё более близко и с еще большим блаженством, чем он видит Его сегодня. Ведь святые учат, что тот, кто не встретит Бога внутри себя при жизни в теле, тот не встретит Его и по смерти своей. И тогда пойдёт в мрачный ад.
.
Если в земном теле дыхание Божие делает человека в высшей степени блаженным и спокойным (даже несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, обычно сопутствующие праведникам), то почему же так мало таковых, кто ищет дыхание Бога внутри себя? И почему ещё меньше можно найти тех, кто реально обрёл это Дыхание?
Ответ один: у многих людей не хватает терпения и не хватает ПОСТОЯНСТВА усилий души, чтобы жить такой жизнью, какой требует от них Евангелие.

****1 часть 4 запись****

Нищета духовная непонятна большинству людей потому, что им кажется более надёжным опираться на свой разум и на свои силы, а не на разум Бога и не на Его силу. Она кажется неразумной также и для тех, у кого пока ещё нет живого опыта веры. Нищета духовная становится ясной и понятной лишь тем, кто обучен молитве и у кого есть опыт убедительных побед над грехом и над дьяволом с помощью покаяния и смирения.

****1 часть 5 запись****

Читал об этом в древнем патерике. Некий инок пришёл к старцу и пожаловался на скуку в уединении. Старец ответил ему, что если бы у него был страх Божий, то ни единого дня не было бы ему скучно.
Что поучительное можно почерпнуть из этой старой истории?
Во-первых, нам становится известно, что скука в духовном присуща не только мирянам, но и монахам.

Во-вторых, мы осознаём, что если в духовной жизни человека будет страх Божий, то ему не нужно будет понуждать себя к молитве.

В-третьих, начинаем понимать, что страх Божий бывает трудно обрести и среди совершенных христиан, и потому нужны личные усилия к поиску его внутри себя.
.
Правильная духовная жизнь характеризуется пониманием того, что именно сегодняшнего дня тебе может не хватить для полноты покаяния. И каждую минуту земной своей жизни следует желать провести в живом общении с Богом, после чего, при опыте постоянства в молитве, начнешь осознавать, что с Богом НИКОГДА и никому не может быть скучно.

****1 часть 6 запись****

ПОЧЕМУ Я ПИШУ О ВЫСОКИХ МЕРАХ.
За девять лет сетевого контакта с православными пришлось мне выслушать сотни упрёков в том, что я пишу о высоких мерах. Намекают, что я пишу не для мирян, что нахожусь в молитвенной прелести, что я самовыдвиженец в святые, что высокие меры запрещены отцами, что я создаю себе культ личности, что «29 лет молился, а смирения нет» и, буквально вчера, «с Вами всё ясно».
Люди выносят свой спешный суд надо мной.
Намеренно не скажу ни слова, как я отношусь к такому суду.
Хочется сказать о ином.
Высокие меры заповеданы Господом КАЖДОМУ верующему в Его Учение — независимо от того, кто он — мирянин или монах. Высокая мера, ради которой Христос учил, страдал, принял смерть на Голгофе, воскрес и создал церковь Свою — одна для всех. И никто эту меру и цель не имеет права понизить, тем более, изменить. Цель эта и эта мера — это ЯВНОЕ единение души с Богом. И если уж кто-либо за 20 и более лет воцерковления не стал святым, он обязан задать себе предельно простой и честный вопрос: «Что идёт не так?». Он обязан найти причину духовного неуспеха своего, обязан исправить этот неуспех, и, исправившись, получить от Христа Дар ПРЯМОГО Богообщения, который незримо заключён в каждом из Таинств православной церкви.
….
Высокие меры не запрещены святыми отцами. Этого нет ни в одной из их книг.
….
А вот в Евангелии дана предельно простая и прямая заповедь Иисусом Христом: «Будьте совершенны, как и Отец ваш совершен есть». То есть совершенство своё верующий НЕПРЕСТАННО должен уметь В НАВЫКЕ черпать в Боге Отце, а иначе и ради чего Иисус Христос приходил на землю?! Просто так, что ли? Святые отцы запрещают искать высокие меры в падшем состоянии и тем, кто будет не готов принять их. Но они никогда не запрещали и не запрещают искать высокие меры благочестия никому — законным способом, наоборот, всеми силами призывают к высоким мерам. Молись, кайся, живи по заповедям, и высокая мера САМА придёт к тебе, независимо от того, кто ты — многодетная мать, коммерсант или клирик.
Но что же мы видим (и эта зараза распространилась не только среди верующих мирян, но и в среде священства) в настоящее время? Стоит лишь одно слово сказать о благодати, как тут же тебя осекут, тут же «поставят на место», тут же косо (с подозрением) посмотрят, а то и явно обвинят в обольщении, в самосвятстве и поиске дешёвой славы человеческой…
Что сказать на это лицемерие?
А ничего…
Лучше всего в реальной жизни среди современных верующих вообще не говорить слово «благодать». К добру это, как показала практика моего общения с людьми, не приводит ни говорящего, ни слушающих.
.
Когда читается правило к святому Причастию, то много-много раз мы просим, чтобы Господь жил внутри нас. Но в жизни об этом говорить почему-то нельзя… А о том, КАК ИМЕННО Господь может проявлять Себя внутри человека и как проявляет, об этом вообще не смей даже и думать! Ты должен считать себя неисправимым пожизненным грешником — только так и не иначе. И происходит ГРУБАЯ подмена понятий.
……
Вместо того чтобы пожизненно считать себя грешником, узаконивается пожизненное состояние грешника.
……
Грешник — это хорошо и православно! Но если ты почувствовал в себе ЯВНОЕ действие благодати — это уже обольщение. Если же ты чувствуешь в себе ЯВНОЕ действие благодати непрерывно и боишься потерять его — это сектантство. Так, к сожалению, думают многие.
……
Меня нередко называли сектантом. Но я никогда не пытался создавать внутри церкви течения, объединённого какими-либо общими целями. Святая цель, я уверен, у каждого из верующих одна, и указана она отцами церкви. Эта цель во все времена неизменна: менять нужно не других, но только лишь себя самого и тогда…тогда и внутри тебя, и вокруг тебя изменится мир, потому что ты встретишься с Богом лицом к Лицу.
.
Я пишу о высоких мерах и не собираюсь отступать от выбранной стратегии публикаций.
.
Высокие меры, повторяюсь уже, заповеданы Богом. Все верующие должны слышать глас Христа, все должны находиться в ЯВНОМ общении со Христом и с Ангелами Его. Это вполне естественно, но с оговоркой, что общение должно быть достигнуто законными способами. А вот до конца дней своих жить в плену у греха — это ненормально. Считать же личное рабство греху нормальным состоянием православных верующих — это уже сумасшествие (коллективное, к сожалению). Ну, а считать, что высокие меры запрещаются отцами, — это наглая ложь на писания святых отцов церкви.

****1 часть 7 запись****

Гордость так изворотливо действует в человеке, что НЕТ ни одного доброго чувства и ни одной доброй мысли, да и ни одной добродетели, на которых не взрастало бы в человеке его самообольщение, его хорошее мнение о себе самом.
Так кто же может победить в себе самом гордость?
Побеждает ее лишь тот, кто Благодатью Божией отвергает даже наималейшую тень доброго мнения о себе самом. И тот, кто ИСКРЕННЕ убеждён в том, что хуже всех во вселенной не кто-то другой и даже не дьявол, но он сам.
Гордость — производное духа сатанинского, и победить этот дух, злейший среди всех иных в человеке, может лишь призванный им Дух Божий.
Вот для чего нужно длительное время для покаянных молитв… Тех покаянных молитв, что совершаются без долгих рассуждений о том, в чем именно ты грешен, без гордого самокопания внутри своих мыслей и чувств. Нужно бояться «побеждать» в себе гордыню своим скудным умом и своею немощной волею и лучше искать непрестанной молитвой такое состояние души, при котором Сам Бог НЕПРЕРЫВНО побеждал бы гордость внутри нас Милосердием Своим.

****1 часть 8 запись****

Нагрей металл докрасна и подумай: сможет ли кто отделить огонь от металла? Так и во всяком человеке присутствует огонь духов падших и Огонь Любви Божией, и таким образом, что невозможно отделить человека от этих, тайно движущих его чувствами и мыслями огней. Но Дух Божий, если Он посещает человека, то со временем, мало- помалу, упразднит Собой падшие огни в человеке, оставив место ЛИШЬ для Себя Одного. Конечно, это произойдет не сразу. Должны пройти годы или даже десятилетия в покаянных молитвах.

****1 часть 9 запись****

Некоторые люди думают приблизиться к Богу правильными мыслями своими, но это неверный подход. За любой, даже самой что ни на есть правильной мыслью, легко может укрыться гордыня. Бог ждёт от человека не правильных мыслей, а правильного (покаянного) состояния. То есть покаяние должно обратиться в навык и в стабильное состояние. Через СОСТОЯНИЕ устойчивого покаяния человеку непременно откроются начала Живого Богообщения. Душа вкусит Покой Божий и Его Милость, она насладится Богом, она насладится Его Духом и сразу же поймёт, в чём её польза… Польза не в умных и якобы особо правильных сверхправославных мыслях, но в состоянии стабильного самоуничижения и самоукорения перед Богом.
Конечно же, правильные мысли тоже необходимы, но покаянные состояния важнее. Именно они, а не правильные мысли реально способны приблизить человека к Духу Бога.
Взять заповедь Христа «Блаженны нищие духом…» Вдумайтесь в нее, и в свете ЭТОЙ ВАЖНОЙ заповеди сразу же станет ясно, что правильные мысли зачастую значительно более опасны и коварны для человека, чем это принято считать.

****1 часть 10 запись****

Чем больше лет проводишь в молитвах, тем сильнее и сильнее нарастает тревога в душе. Так будет, пока она, душа, не научится каяться за КАЖДЫЙ прожитый день. Казалось бы, годы молитв должны ее очищать, но происходит обратное. Через тридцать лет молитв она уже и не увидит внутри себя самой ни единой минуты, прожитой вне зависимости от грехов Богозабвения, Богоборчества, прелести и прочих. И чем дальше, тем всё печальнее и печальнее будет становиться душе от всего, о чем она думает, о чём мечтает, от того, к чему она (так гордо) стремилась и стремится. Грех раскроет себя, и будет видно, что душа ВСЯ — грех.
Возникает вопрос: так в чём же спасение, если и величайшие из святых день и ночь плакали о себе? Ответ прост… Бог Сам желает быть Правдой и Истиной внутри тебя, и всё, что от тебя требуется, это умение смиренно отказываться от всего своего ради Непостижимой Божией Воли.

****1 часть 11 запись****

Минимальный срок для того, чтобы обрести смирение ума (эту информацию я нашёл в монашеских книгах) — 20 лет. И все эти годы надо провести в покаянных молитвах. Далее указываются сроки в 25, 30, 40 лет для того, чтобы душа могла НАУЧИТЬСЯ отличать в себе самой Божие покойное, надёжное, истинно радостное от поддельных лжерелигиозных мыслей и чувств…
Вот как медленно ВЫЗРЕВАЕТ душа для того, чтобы смогла она вместить в себя правый разум Божий.
Но человеку не хочется ждать так долго… И происходит ПОВТОРЕНИЕ древнейшей истории. Спешка убивает. Она духовно убила Адама с Евой и убивает тех кто не проявляет терпение в наши дни. Я уже и не говорю о духовной смерти тех, кто к долготерпению (на 20, 25, 30, 40 и более лет) не предрасположен.
Всмотрись в себя, читающий эти слова.
А не убивают ли спешные выводы о духовном тебя самого?

****1 часть 12 запись****

Спешка в духовном характерна тем, что человек привыкает искать ответы не в молитве и не с помощью долготерпения, а в своём разуме. И он находит массу ответов, стараясь при этом опираться и на Святое Писание. Но может произойти то, что среди этих ответов не будет НИ ОДНОГО правильного.
И это духовно губит людей… Их страшит вероятность потерять свой разум ради преобладания в душе Разума Божия, пугает необходимость смирения ума. Страшит нищета духовная. Страшит утрата мнимой самостоятельности мышления и утрата навыка опираться на свой ум.
Но гордыня человека изворотлива, и она может лукаво подсказывать некоторым людям немедленно довериться Духу Бога. Люди, СПЕШНО вручив себя этому «духу», попадают в жёсткую зависимость от дьявола, явившегося им под видом ангела света. Особенно это распространено в сектах и у оккультистов.
Так где же выход? Выход — ТОЛЬКО в одном. Нужно ПРЕОБРАЗИТЬ себя долготерпением в покаянных молитвах.

****1 часть 13 запись****

Просьба не удивляться тому, что скажу сейчас… А скажу я о том, что ПРАВИЛЬНОЕ наставление о молитве написать невозможно. Ведь правильная молитва — это не действие мыслей и чувств человека, хотя стремление к правильности необходимо, но это Действие Духа Божия в человеке. Пока Бог не начнёт Сам молиться в тебе, даже и не думай о том, что ты хорошо молишься! Когда же Бог станет молиться внутри тебя, ты не будешь трудиться уже над своей молитвой, но молитва сама перенесёт тебя в тот удивительно красивый мир, где нет образов и видений – туда, где живут святые.

****1 часть 14 запись****

Нужно очень и очень опасаться спешки и актёрства в духовном. Истинно духовное не может возникнуть от сиюминутного желания человека. Оно выстраивается ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, многолетним покаянием, выстраданным и постоянным. Религиозные чувства, мгновенно возникающие в душе, — не более чем игра воображения. Подобная игра в религию касается лишь поверхности чувств и не даёт крепости при испытаниях.
Огромна разница между тем, что человек выжимает из гордости своей, и тем, что вкладывает в человека Бог. Божие — оно простое, но без труда Его простоту не находит никто. Своё же даётся просто, но на деле оно не простое… А всё потому, что СВОЁ — это смесь гордыни с истинами веры. Избавиться от этой адской смеси без напряжённого труда над самим собой — невозможно.

****1 часть 15 запись****

Вот как проявляется внутри меня НЕПРЕРЫВНОЕ действие бесов:
Не желаю молиться Богу искренне и горячо.
Не желаю молиться непрестанно.
Не хочу молиться со вниманием.
Забываю о Суде Христовом.
С равнодушием молюсь об усопших и о живых.
Нет сокрушения духа.
Нет боли за тех, за кого молюсь.
Желаю развлечений: фильм посмотреть, отдохнуть, поболтать.
Тяжесть ума на молитве.
Мысли о том, что непрестанная молитва якобы невозможна.
Всё это и другое, подобное этому, пытаются внушать мне бесы едва ли не ежечасно. Плюс ко всему общее томление от нападок демонов, что живут как внутри меня, так и внутри других людей. Это похоже на долг в банке, который нечем отдать. Томит мою душу эта тяжесть, но я молю Бога, чтобы всегда чувствовать это демонское давление, ведь душу мою ТОЛЬКО видение греха в себе делает трезвее.

****1 часть 16 запись****

Нищета духовная разумно ослепляет ум таким образом, что люди, события, молитва и даже собственные чувства — становятся для человека непостижимыми. И тогда Душа перестает самостоятельно рассуждать о мире, о Боге и о себе самой. Она смиряется и уже не верит себе. И лишь только ПОСЛЕ того, как вслед за душой смирится и ум человека, может прийти (неожиданно) такое время, когда Дух Бога одарит душу непостижимым действием истинной Его Любви.

И тогда душа увидит мир таким, каким его видит Бог. И непостижимое, оставшись, как и прежде, непостижимым, станет непостижимо постигаемым. Видеть мир, ближних и себя самого глазами Бога — это величайшее из возможных наслаждений для человека на земле, и это наслаждение даётся только через смирение.

****1 часть 17 запись****

Молиться за других — великое блаженство, но блаженство это не приходит сразу. Нужен опыт, чтобы душа яснее смогла понять, что лишь ту молитву благословляет Господь, исток которой — в Милосердии Его. Если же молитва будет исходить от личных душевных качеств, то, скорее всего, Бог не примет такую молитву.

****1 часть 18 запись****

Во все времена отцы Церкви напоминали о том, что все мы находимся в духовном обольщении. Нет ни одного человека, который не пребывал бы в прелести. Помоги нам, Господь! Помоги, Матерь Божия, исправить свою жизнь. Труднее всего — менять себя. Навык думать, что у тебя в духовной жизни всё хорошо и что лично ты точно уж не в прелести, — это всего лишь навык. И вытеснить из мыслей своих привычку хвалить себя можно ТОЛЬКО лишь терпеливым воспитанием в себе самом противоположного навыка.

****1 часть 19 запись****

Искренняя молитва о ближних твоих и родных, о болящих, скорбящих и о тех, кто отступил от Бога, может наполнить твою душу такой радостью и таким особенным внутренним состоянием, с которым не сравнятся никакие впечатления от фильмов, развлечений, земных бесед и, тем более, застолий. Молитва — это блаженнейшая жизнь для души и покой для тела. Молитва делает мир необыкновенно красивым, жизнь — осмысленной, страх смерти — несуществующим. Невозможно описать богатство глубоких искренних переживаний, доставляемых человеку постоянной молитвой! Молитва способна вернуть душу в то время, когда еще был ты ребёнком… Небо тогда было бездонным, дни — бесконечными, а люди виделись Ангелами…

****1 часть 20 запись****

Святые отцы всегда подчеркивали особую значимость самоукорения. Но как почувствовать, искренне, без актёрства и ложного смирения, что хуже всех — именно ты? Помнится, как с этим вопросом я обратился к своему духовному отцу в 1995 году. Вот что он мне ответил:
— Откажись от собственных оценок, но не так, чтобы прикинуться дурачком, а чтобы молитва сделала твой ум неспособным оценивать ни себя, ни других прежде Бога. Так приходит нищета духовная. Она приходит через молитву, и ты сам не будешь знать, как это происходит. Вот тогда-то ты и увидишь себя хуже всех. Это произойдёт само собой, но не сразу.

****1 часть 21 запись****

У каждого слова, произнесенного человеком, есть дух, зависимый от образа его жизни. Если человек живёт с молитвой, то при каждом произношении слова «Бог» его душа будет наполняться и оживать, как оживает душа любящего, когда он слышит имя любимой. Дух будет радоваться произношению вожделенного для него имени. Также и простые глаголы — «помилуй», «прости» и другие обращения к Богу или к святым. Они будут иметь свой вес и свою индивидуальную силу в духовном мире. Если всмотреться, то слово «помилуй» увидится совсем-совсем непростым: оно, обладая бесконечной глубиной, может обретать бесчисленные тона и оттенки. При произношении этого слова в душе рождаются и благодарная радость, и вера несомненная, и надежда, но могут возникать и такие состояния, как маловерие, сомнение, рассеяние, отчаяние и разные смеси этих и прочих отрицательных эмоций. Но и это еще не все. Гордый человек, читая молитвы с верой, может не получить того, что просит, потому что не смирил себя.
И лишь у того получается жить просто, кто упразднил свою душу ради Иисуса Христа. В таком человеке молится Сам Господь, молится Дух Божий, и потому для него всё просто. Потому и блаженны на земле живущие в покаянии — ведь сколь многое внутри их души делает за них Сам Господь.

****1 часть 22 запись****

У дьявола есть набор подделок под любое проявление духовности. У сектантов и оккультистов и любовь «к Богу» есть, и «молитва», и «озарения». И возникает вопрос: «Почему Господь дал сатане возможность искажать, подделывать и ложно направлять добродетели?»
Ответ, исходя из мнений святых отцов об этом вопросе, существует только один: Бог хочет Сам побеждать духов зла внутри человека.
В этом и заключается смысл победы над грехом, и только для этого приходил на землю Иисус Христос две тысячи лет назад. Для того, чтобы Дух Божий стал вновь жить внутри тела человека и внутри его души.
Опытные в молитве люди знают, что когда в их душу приходит Дух Господа, то борьба с нечистыми мыслями становится ненужной. Бог — это тот самый Свет, который не опускается до борьбы с дьяволом, Он просто напросто УПРАЗДНЯЕТ сатану одним лишь только Своим Божественным присутствием.

****1 часть 23 запись****

Хочешь избегать ссор и не принимать ошибочных решений?
Просто возьми и испытай свои мысли горячей молитвой. Если от двух — или трёхдневной молитвы мысли и желания ослабнут, это будет означать, что Господь убрал из тебя лишнее. Если же мысли укрепятся, то прислушайся к себе и подумай, укрепился ли вместе с принятыми мыслями особый внутренний мир Божий в тебе? Если душа чувствует мир — делай то, к чему привела тебя молитва. Но если душа чувствует хотя бы некоторое смущение, значит, нужно ещё помолиться и ещё раз выждать некоторое время.
В духовной жизни, пусть и не часто, но бывают такие вопросы, ответы на которые нужно вымаливать лет пятнадцать и дольше. Этому не нужно удивляться. Искренняя молитва к Богу сама по себе огромное благо, и потому надо радоваться, если Бог медлит. Медлит Бог ещё и тогда, когда Он видит, что на данный момент мы не сумеем правильно распорядиться тем, что просим у Него.

****1 часть 24 запись****

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Начитанному верующему сложно встретить в сетевых религиозных сообществах что-либо принципиально новое для себя, потому что Учение Иисуса Христа совершенно. И именно из-за идеального совершенства своего — Учение Христа останется неизменным и через миллион лет. Да и сам путь спасения довольно тесно ограничен правилами отцов, некоторые из которых не меняются не то что веками, но даже и тысячелетиями. А всё особо яркое, новое, тем более всё то, что претендует на «писк православной истины в последней инстанции», как правило — это не более чем подделка и пустота, указывающая лишь на «яркую» духовную несостоятельность авторов «православного писка».
И неважен духовный сан и медийная известность «пищащего». Учение Христа — это ПРЕЖДЕ всего ЕЖЕДНЕВНЫЙ напряжённый покаянный, молитвенный труд над самим собой, а не блестящее «богословие» и не яркие новые идеи свежих подходов к Евангелию. К Евангелию возможен только один правильный подход — древний. Покаяние, молитва, удаление от греха и, по возможности, как можно более частое участие в Божественной Литургии.
Многое в православной сети не радует меня, но православные сообщества живут. Некоторые из них развиваются и становятся популярными. Веду (две православных) группы и я. Что лично мне это даёт? Развивает ли это мою душу?
Да, развивает.
Ведь истинное развитие души происходит не в уме верующего, а гораздо-гораздо глубже! Дух. Вот что требует ЕЖЕДНЕВНОГО развития в человеке. А дух развивается совсем не по тем законам, нежели по которым развивается ум человека. Поэтому православные сетевые ресурсы, при грамотном подходе к тому, что публикуется в их новостных лентах, могут помочь ежедневно обновлять и оживлять христианский дух внутри себя любому верующему, в том числе и тем, кто достаточно близок ко Христу.
Мне, как администратору, приходится набирать из сети материалы (я не сторонник репостов), приходится дотошно и детально вникать в каждую найденную мной картинку с текстом и в почти каждое слово, которое потом появится в моей группе. И, хочу я этого или же нет, но ум мой, при подборе публикаций и цитат святых, погружается вглубь православных истин. Внутри себя при этом я наблюдаю ИНТЕРЕСНЕЙШУЮ работу духа. Открываются новые горизонты, не интеллектуального, а именно, ДУХОВНОГО углубления веры.
Работа с текстами, особенно с теми, что написаны прославленными церковью святыми, успокаивает мою душу. Она приносит (покаянием) мир в моё прошлое и каким-то образом позволяет мне избежать тех ошибок, которые я мог бы совершить в будущем, если бы не знал того, что говорили по тому или же иному поводу Феофан Затворник,Тихон Задонский или святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие.
В сообществе же, где я вникаю в комментарии, я учусь у тех, кто пишет что-либо мне или друг другу. Ведь церковь, при неизменяемости догматов, живёт (по историческим меркам) в стремительно меняющихся условиях современности, и возникает необходимость вырабатывать христианское отношение к новым технологиям, к меняющемуся миру, к меняющемуся языку, к меняющейся общей психологии восприятия. Тут уже… на войне как на войне!
Нужна человеку и осторожность, и осмотрительность, и умение УЧИТЬСЯ у других верующих тому полезному, что выработали на своей многотрудной практике они. В этом духовная польза социальных сетевых православных сообществ. В открывшейся возможности каждому из нас учиться друг у друга правильному — через интернет, в умении учиться терпению, любви друг к другу и иное.
Но нужны и знания духовной безопасности в сети, о которых коротко напишу (если Бог даст сил) в этой же ленте.

****1 часть 25 запись****

Молитва — это хлеб души. Есть молитва покаяния — значит, жива душа, значит, у неё есть шанс ожить благодатью. Но если нет молитвы покаяния, душа умирает, и мысли о том, что ей было некогда помнить о Боге, не оправдают её на Страшном Суде Христовом…

****1 часть 26 запись****

Невозможно в ком-либо пробудить добрую волю к спасению души без личных усилий с его стороны. Что ни говори тем, кто не желает искать Бога, или же тем, кто ищет Его неправильно, — вряд ли получится их убедить. Приведите любые доказательства о загробной жизни или о Суде Божием, о правильном отношении к святым иконам и ко всему, что связано с верой, но доколе сам человек не пожелает измениться к лучшему — вам не по силам будет найти слова, которые помогли бы ему.
За неверующих или же за находящихся в секте, а таковыми бывают и наши друзья, и дети, и родители, — только лишь молиться можно. Слова же наши, сказанные от гордости, не принесут пользы не только тем, кому мы их говорим, но и нам самим.

****1 часть 27 запись****

Серьёзная болезнь очищает человека от гордости, освобождает от рабской преданности суете и даёт время на молитву. Да и что ещё делать, когда лежишь бревно бревном, будучи не в силах делать какую-либо работу? Остаётся лишь трудиться душой. А если во время болезни не знаешь, доживёшь до утра или же нет? Вот когда шелуха с души слетает, как с белых яблонь дым… Начинаешь видеть мир другими глазами. Ни с кем уже не захочешь ссориться и всех простишь. Все наши споры и доказательства, в том числе и религиозные, перед лицом настоящей боли — полное ничто… И гордыня человека, со всеми её бесчисленными лжеблагими желаниями, перед лицом серьёзной долгой болезни — также полное ничто… Болезнью Бог стирает в пыль гордость человеческую. Поэтому за болезни нужно благодарить Создателя своего, как за особую Его Милость к человеку, приближающую душу к очищению, более чем любой пост и многие другие подвиги добровольные.

(2017 год)

****1 часть 28 запись****

При долгих разговорах о духовном и при частом переходе размышлений с одного духовного предмета на другой неумолимо утрачивается глубина молитвенного устремления к Богу. А ведь духовное — это не информация, почерпнутая из святых книг, а жизнь в унисон с Действиями Духа Божия в человеке. Вот что такое истинная духовность. Это покаянное молчание духа человеческого обо всём, в том числе и о духовных предметах. Истинная духовность — это таинственная Жизнь Божия в человеке, это отражение Покоя и Света Божия в мыслях его и чувствах, и без стремления к непрестанному покаянию это отражение невозможно. Оно может стать доступным человеку лишь только в долговременном внутреннем уединении, когда Бог станет для души всем, а всё прочее — расположится значительно ниже.

****1 часть 29 запись****

«Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23) Насколько же актуальны всегда были эти слова для моей души. Всматриваюсь молитвенно в них и ясно понимаю… Понимаю, что все мои мысли, все мои чувства и вся моя жизнь перед Богом — тьма. Мои молитвы — тьма. Покаяние мое — тоже тьма. Не зря же святой Пётр Студийский ещё в IХ веке сказал: «…безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю…» Как же близки эти слова душе моей.
Плачу тихо и знаю: помилует меня Господь и всегда будет миловать, лишь бы осознавал я грех, живущий внутри меня… А внутри — весь ад. Безумно мне отрицать это. Ад внутри меня всегда присутствует во всей своей полноте и во всём своём ужасающем безобразии. Это царство теней есть в глубине каждого человека, но одни люди признают, что носят вселенский грех внутри себя и ищут покаяния, другие же не находят времени, чтобы увидеть этот грех в себе. Души их заняты иным, и не видят они нужды в том, чтобы проливать духовные слезы, потому что не обучены непрестанному покаянию… И нет у большинства людей тревоги о том, что НЕПРЕРЫВНОЕ сокрушение духа — значительно важнее многого иного для каждого из нас.

****1 часть 30 запись****

Слышал историю, как однажды митрополит Питирим, выйдя из дома в пять часов утра, увидел открытой входную дверь храма. Решив узнать, почему в столь неурочное время собор не заперт, он зашёл в притвор, а там, в следующем дверном проходе, лежит «в стельку» пьяный церковный сторож. Причём так улёгся поперёк, что его и обойти было нельзя. Начал Питирим его толкать, чтобы тот поднялся, а сторож что-то бормочет и бормочет… Митрополит нагнулся ниже и слышит: «Господи..! Господи..! Прости меня грешного, зде лежащего, повсюду православного…» И пожалел его архиерей, потому что даже в невменяемом состоянии, человек не забывал о покаянии. Позвонил старосте, чтобы вызвали другого дежурного и подменили «зде лежащего, повсюду».
За смешным «фасадом» этой истории (сторож слышал сугубую ектению: «Еще молимся… о преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных» и по-своему её интерпретировал) я вижу образ моего духовного состояния.
Ведь как мне хотелось войти в живое общение с Богом?! Очень хотелось! Но я был пьян от своей гордыни, потому не мог переступить порог духовного храма. Проработав в церкви более 25-ти лет, по малоопытности своей, я и сам не жил истинно духовной жизнью, и другим к Богу приблизиться мешал, потому что о всём судил с НЕПОМЕРНОЙ гордостью. Но, по временам, желая обрести христианские добродетели я причитал: «Господи! Прости меня, зде лежащего, повсюду». И лишь спустя почти тридцать лет покаяния я понял, что войти во внутренний храм своей души я не могу самостоятельно, но нужна особая помощь от Иисуса Христа. Самое простое — я не могу исправить в себе самом десятилетиями! Ведь вплоть до сегодняшнего дня я спрашиваю себя перед каждой исповедью: «Возношусь ли я над ближними?» И слышу ясное внутреннее свидетельство: «Да. Возношусь над многими. А над некоторыми — особенно возношусь!». И как же НЕВЕРОЯТНО трудно мне избавиться (только лишь от этого, примитивного, как мычание коровы) моего пожизненного тупого возношения над людьми. А сколько в себе я чувствую ещё и других пороков? Ежедневное окаменение к Богу, пустомыслие и иное.
Но у меня есть надежда… Пока я не улягусь в гроб, мой внутренний храм Ангелы не закроют для меня окончательно, и слава Богу, что духовник приучил к смиренной мысли, что «в молитве десять лет — один шаг».
Слышащий, да разумеет.

****Конец 1 части****

ПЕРЕХОД к 2 ЧАСТИ

К общему ОГЛАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ