****13 часть 311 запись****

В самообольщении мы ставим себе жирные плюсы, но будущее неумолимо ставит нам жирные минусы.
.
Самообольщение сначала вводит душу в приятный самообман, а потом лишает рассудок покоя и делает мысли хаотичными.
.
Самообольщение — это те самые шоры на глазах, которые скрывают от человека его немощи, обстоятельства и его пороки. Шоры самообольщения столь ужасны, что их сдирает с человека не только Бог, но даже и сами демоны, но многие продолжают упорствовать. Они вновь и вновь пытаются вернуть эти шоры самим себе.
.
Самообольщение — это увлечение приятными, но ложными мечтами.
.
Самообольщение — преступная перед Богом идеализация самого себя.
.
Самообольщение — оптимизм, замешанный на сатанинской гордыне.

****13 часть 312 запись****

Встретив Бога, никакая душа не сможет удержаться, чтобы не прославить Его. Есть предание, в котором говорится о том, что даже сам дьявол на Страшном Суде Божием, когда станет сходить туда, где мучения нестерпимые и бесконечные, невольно будет славить Бога, потому что Дух Божий войдёт в него, и нечистый будет вынужден искренне воскликнуть: «Слава Тебе, Господи! Ты правильно поступаешь со мной, отсылая на бесконечные мучения, я воистину заслужил это».

Сейчас же бесам не дано славить Бога, и они непрестанно хулят Его. Когда же наступит Суд — всё изменится внутри всех. А у святых людей эти благие мистические изменения начинают происходить еще при их жизни в теле.

****13 часть 313 запись****

Если ты молишься, но не слышишь сразу же ответ от Бога на свою молитву, то это значит, что твоя душа пока ещё не научилась правильно молиться. Но тот, кто молится в согласии с Волей Бога, — получает ответ, ощущая его и в душе, и в теле своём прямо в то время, когда произносит молитву. Человек всем существом своим начинает чувствовать, что Бог принял молитву его и непременно её исполнит. Но многим нашим современникам войти в реальный диалог с Богом бывает сложно, потому что они склоны умничать перед Богом и представлять себя сложными, а Бог не любит сложностей. Он любит простоту и простых.

****13 часть 314 запись****

Хочешь ли знать, далёк от Господа ты или же близок?
Это несложно.
Произнеси вслух (или даже мысленно) слово: «Господи» — и всё станет ясным.
Если при произношении слова «Господь» в душе твоей сразу же становится тепло и приветливо, значит, не зря ты молишься и вообще живёшь. Но если при произношении этого слова на душе возникают недоверие, сомнение, холод, двоедушие, некая мучительность, томление, если отсутствует радость и живая любовь к Богу при каждом произношении имени Его, это значит — в твоей жизни что-то идёт не так и нужно что-то менять внутри себя.

****13 часть 315 запись****

Два парадокса духовной жизни: 1. Иногда человек думает, что поступает по заповеди и по канонам, а в итоге — немалое зло. 2. Душа, переставшая чувствовать горечь живущего внутри её греха, гибнет, не понимая своей повседневной гибели.
Спаситель нужен лишь тому, кто погибает ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Тому же, кто не погибает, будет ли нужен СПАСИТЕЛЬ?
Бог и Святые нужны многим, но каждому для своих целей. Кому же нужен Спаситель? Он нужен лишь тонущему. Вроде все просто, но как невыразимо трудно раскрыть для себя ту бездну зла, что носит в себе каждый из нас. И необходимо проявить невероятное МНОГОЛЕТНЕЕ долготерпение в уединённых молитвах, чтобы достичь реальной, а не мечтательной ежедневной болезни о себе самом.

****13 часть 316 запись****

Почему мы испытываем страх, что оступимся, страх, что не сохраним твёрдости при встречающихся искушениях, страх, что можем ошибиться на пути к Богу, и иные подобные страхи? Это дано нам на пользу.
Ведь мы сами ничего доброго не имеем: всё то доброе, что появляется внутри нашего ума и чувств — это Божие. И Бог Желает, чтобы мы привыкли к тому, что в нас может не оказаться даже самого малого доброго. Бог Желает Сам быть Благом внутри каждого из нас. Человеку же, по гордыне его, хочется САМОМУ угождать Богу, но это — обольщение. Бог может вложить в любого человека Своё и Своё же в Себя принять, как на Литургии поётся: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще», но многие из наших современников настолько отучены от нищеты духовной, что им думается: и человек может принести Богу что-то доброе… Но это не более чем печальный самообман, рождённый от незнания своей истинно немощной природы.

****13 часть 317 запись****

Любовь к Богу не должна быть напоказ. Любовь к Богу не должна быть экзальтированной, как у сектантов и оккультистов, но она должна быть НЕПРЕРЫВНОЙ, РОВНОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ, как земное дыхание. Так же и молитва должна быть живой, по возможности непрерывной и естественной. А по большому счёту, покаянная молитва к Богу должна быть важнее земного дыхания твоего. Ведь после смерти тела твоего — земное дыхание отнимется от всякого человека, а молитвенное дыхание души — останется и будет ЕДИНСТВЕННОЙ возможностью благополучия с Богом, там — в мире ином.

Не иди вслед за обычаями мира, вошедшими и в среду верующих, не забывай о Боге и не оставляй себя без молитвенного дыхания ни здесь, ни там. И наблюдай, как произносится в тебе имя Бога. С теплотой ли? С любовью ли? Живо ли?
Если имя Божие произносится внутри тебя сухо, вяло, уныло, безрадостно — тотчас бей тревогу… Это очень и очень опасное состояние, когда душа утрачивает внутри себя теплоту при произнесении имени Бога или имен святых.

****13 часть 318 запись****

Многим в наше духовно оскудевшее время лишь по книгам приходится искать правильные способы личного молитвенного опыта. Сложно стало найти опытного и смиренного духовного наставника. Конечно же, православные книги о молитве могут раскрыть некоторые секреты общения с Богом, но и эти же самые книги, написанные святыми отцами церкви, могут опутать душу немалыми трудностями и повести́ человека к непосильному для него, гордому и ложному «духовному» жительству. Каким же образом можно определить, верна ли наша молитва?
Покоем… Ведь то, что приближает к Богу, рождает во внутреннем мире человека блаженство и ведет к живому общению со Христом. Но Покой рождается в душе не сразу, а после того, как отшумят многолетние бури страстей, разбуженных молитвой. Этим и смиряется человек.

****13 часть 319 запись****

Каждый верующий, так или иначе, знаком с чувством неудовлетворенности во время своих молитв. Стараешься молиться как можно лучше, а внутри может вновь и вновь рождаться устойчивое убеждение: что-то делается неправильно. Вот это «неправильно» и есть нить спасения для души. Ведь пока в человеке есть чувство неправильного, у него есть возможность искренне болеть о себе самом.
Человек может духовно расти, и есть надежда, что Бог исцелит его. Но если кто-то думает, что он научился хорошо молиться и каяться, то это означает только одно: душа его опустилась в сектантскую гордыню, и ум его ослеп от высокоумия.

****13 часть 320 запись****

Вот путь единственно правильный — путь покаяния, и даже как бы самоуничтожения перед Господом. Нужно настолько глубоко впитать в себя самого самоненадеяние (даже в мелком) и нищету духовную, чтобы не считать себя способным и на земное дыхание без Помощи Божией. Но всё доброе (и малое, и большое) привязывать к Единому Богу и искать, искать в себе самом самую искреннюю благодарность Создателю за каждую прожитую тобой минуту!
Когда же в тело и душу твою войдёт Господь, ты увидишь в себе самом НЕПРЕСТАННЫЕ тайные действия духов тьмы. Те самые действия, которые есть в каждом человеке, и они непрерывны. Но люди не видят их и потому не сокрушаются о себе самих, подобно древним святым.

****13 часть 321 запись****

Вот в чём заключается парадокс духовной жизни! Не может ни один человек вести правильную духовную жизнь, пока не увидит в себе самые разнообразные действия и давление от падших духов. Правильно молящийся подвижник (не сам, но Благодатью) НЕПРЕСТАННО чувствует действие общей всему человечеству истинно бездонной греховности своей. И только лишь при условии, что он будет видеть ад в себе, сможет видеть он и Лицо Господа, лица Ангелов и чувствовать близость к святым на Небе.

****13 часть 322 запись****

Может показаться нелогичным, но наибольшую радость и покой Божий душа моя получает лишь в те дни, когда физическая боль становится едва-едва выносимой. Во время наиболее жёсткого усиления болезни душа моя (сама по себе, по умолчанию просто) становится недоступной для большинства грехов. От боли она начинает неудержимо стремиться к внутреннему молчанию и к устойчивой искренней, особо сильной покаянной молитве, которая без боли была бы невозможной для меня. Покаяние же приводит к последующему за ним внутреннему покою и к блаженству, перекрывающему боль.
.
Найду ли я силы мысленно пустословить и скитаться умом по вселенной без толку и без смысла или осуждать кого-либо, когда все силы души моей — начинают концентрироваться лишь на усиленной борьбе с собственной болью? Стану ли я в таком положении спорить хоть с кем-либо, пусть даже мысленно? Пожелаю ли строить гордые планы на будущее, если болезнь не даёт мне надежду на то, что новый завтрашний день может наступить для меня? Захочу ли возноситься над кем-либо? Потянет ли меня к развлечениям? На служение суете, славолюбию, сребролюбию болезнь отнимает у меня силы и возможности.
Не в молитву ли буду я вынужден углубиться всё сильнее и сильнее, даже и помимо желания своего? Не усилю ли я молитву, чтобы Господь послал мне терпение, чтобы я мог вытерпеть боль? Мало ли полезного получает душа моя при усилениях моей болезни? Нет, очень и очень немало. Болезнь — это моё прямое и безошибочное движение в объятия к Богу, если Он, по Милосердию Своему, даст мне силы принять болезнь с верой и благодарением Ему.
(2018 год)

****13 часть 323 запись****

Не знаю ничего более нужного для души своей, чем видеть себя худшим всех. Но как это на самом деле нелегко: почитать себя худшим всех! Не при людях, но перед Богом и перед своей совестью. Ведь Бог не примет актёрства. Людей можно обмануть. При особых «талантах» в чём-то несуществующем можно убедить даже и себя самого (например, в том, что душа уже достигла истинного смирения). Но найти такое внутреннее предстояние перед Богом, когда ты искренне ненавидишь себя самого, искренне презираешь себя и искренне каешься за КАЖДОЕ прожитое тобой мгновение жизни, за то, что живёшь не по Евангелию, найти такое внутреннее, в навыке, сокрушение духа и искренне жить им — это то же самое, что найти самого Бога… Это то же самое, что истинно встретить и увидеть Его перед собой лицом к Лицу… И тогда человек опытом познаёт блаженство нищеты Христовой духовной.
.
На самом деле, в духовной жизни всё очень и очень просто: если душа твоя не блаженна и тело твоё не плавает в блаженстве Благодати Божией — значит, ты пока ещё далёк от Бога. И знай, что ты не встретишь Его до тех пор, пока не научишься искреннему самоуничижению и по возможности непрерывному покаянию в навыке.
Мне покаянию в навыке помогает жить зрение греховности своей. Зрение не своим умом или чувствами, но Умом и Чувствами Бога. Воистину в человеке всё достойно великого и бесконечного плача, достойно плача хорошее и, уж тем более, достойно плача плохое. Всё должно быть оплаканным перед Богом, и если духовного плача, всеобъемлющего, искреннего плача в человеке о себе самом нет, — это значит, что он пока ещё не знает самого себя, это значит, что пока ещё не созрел он для плодотворного покаянного молчания перед Богом.
.
Ведь если ты идёшь к Богу, не онемев от глубины греховности своей, неожиданно раскрывшейся перед тобою Духом Бога, то можно сказать, что пока ещё напрасно идёшь, и не пришло время твоего истинного блаженства… Господь же принимает лишь тех, кто приходит к Нему как блудный сын и мытарь. Остальные же могут лишь обольщаться тем, что они якобы приходят и приближаются к Иисусу Христу, что Он якобы слышит их…

****13 часть 324 запись****

Навык думать о духовном поверхностно и поспешно — один из наиболее коварных и один из наиболее часто встречающихся и разрушительных признаков нашей современности. Многим нравится обольщать себя таким «правильным» пониманием веры, которое не требовало бы от человека личного ежедневного подвига и болезненных усилий над самим собой. О, если бы только кто всерьёз об этом задумался, то нашёл ли бы он хоть один день из всей своей жизни, который был бы прожит им истинно по-христиански?
Печально видеть тех, кто гордится своей богословской начитанностью или духовным саном, но чьи цитаты из Писания и отцов лишь подчёркивают бесплодную холодность и пустоту их души. Стало модным спешно оценивать духовное. Стало популярным критиковать священство, при этом критикующие даже и в самой малой мере не живут и не могут жить теми молитвенными нагрузками, которыми вынужден жить каждый совершающий богослужения иерей или епископ. Стало традиционным спешно входить в молитву и легко покидать её. Мой же духовный отец настойчиво приучал меня к мысли, что торопиться с выводами мне нельзя и что «в молитве десять лет — один шаг». Но как же упорно навык думать поверхностно и поспешно, в тайниках душ человеческих, навязывает людям диавол!
.
И, если всмотреться, то истинной причиной внутреннего неуспеха в молитве, у преобладающего большинства верующих, не является ли их легкомысленная и преступная спешка при размышлениях о духовных вопросах?

****13 часть 325 запись****

Отсутствие тревоги о спасении души своей, самоуспокоенность и уверенность в том, что у меня всё хорошо перед Богом и перед людьми, говорит мне не о том, что душа моя ведёт правильный образ жизни, но о том, что душа моя УСНУЛА к Богу сном непробудным. Уснула так КРЕПКО, что она уже и не видит (не осознаёт) опасного внутреннего состояния своего.
……
……
Присутствие или же отсутствие сокрушения духа — вот та самая «лакмусовая бумажка», по которой я могу судить, живу ли я духовной жизнью, или же нет. Если искреннего сокрушения духа (не перед людьми, но перед собой и Богом) внутри меня нет, если я увлёкся миром, и из-за погружённости в суету перестаю духом плакать (не над другими, но прежде всего над самим собой), значит, по учению Святых отцов, я уже умер душой. Значит, я уже умер для жизни вечной, значит, я уже умер для Бога, оставив покаяние, оставив САМОЕ ВАЖНОЕ для себя.
……
……
Опасно мне оставлять искренний, по возможности непрерывный, плач над собой, ЗНАЯ, что душа моя убита неизъяснимо глубоким грехом, который большинство людей в себе не видит и не признаёт. К сожалению, лишь некоторые интуитивно (отчасти) чувствуют, насколько их жизнь нуждается во внутренних глубоких переменах.
.
Да, держать себя самого в непрестанном сокрушении духа из года в год, из десятилетия в десятилетие, трудно. Так трудно, что не высказать. А мир, он всегда отвлекал меня, и он настойчиво продолжать будет и завтра отвлекать мысли мои от сокрушения духа. Мир будет почти непрерывно или льстить мне, или же рисовать мне страшилки для моего будущего (инфляцию, болезни, семейные неурядицы, недовольство мной ближними и т.п). Мир будет пытаться заманивать меня в гордые решения моих или общественных проблем ЕГО коварными способами, которые будут лишь обещать мне некую надёжность в моём будущем. Но всё эти ГОРДЫЕ страшилки и обещания потом окажутся ложными и не сбудутся. Я бы давно уже и бесповоротно погиб бы от давления мира на меня изнутри и снаружи, если бы опытом не знал, сколько МНОГО покоя и сколь МНОГО света даёт душе моей стремление, именно к (по возможности, непрерывному) покаянию. Духовно погиб бы, если бы не знал, сколько покаяние даёт мне внутренней крепости в скорбях, какими бы сильными и частыми последние ни были бы!
.
Истинно: по возможности непрестанное сокрушение духа не сразу, но с годами молитв способно открыть человеку Лицо Божие, способно открыть способность видеть, дышать, наслаждаться, жить Благодатью (Энергиями) Бога.
НИЧТО не даст человеку такого блаженства, которое доставляется ТОЛЬКО лишь покаянием в навыке!
И если душа моя, хоть на одну минуту, утрачивает свой внутренний плач, тогда тотчас уходит из моих чувств и незримый Лик Божий, видимый душою моей без визуальных образов. Лик Божий я иногда вижу столь отчётливо и ясно, что мир видимый становится для меня не просто блеклым или же невыразительным, но даже словно бы и несуществующим.

****13 часть 326 запись****

Задумываясь о термине «воинствующая церковь», прихожу к выводу, что воинствовать мне нужно лишь с тем грехом, который ежедневно проявляет себя внутри меня самого. Те же, кто «воинствует» с пороками ближних и, тем более, с пороками общества, не забывают ли они (а может, и не знают?), сколь далеко пока ещё сами они отстоят от истинной Любви Божией? Ведь Любовь Божия желает спасения всем, всем без исключения!
Но как соблазнителен суд над ближним, прежде Божиего Суда! Соблазнителен настолько, что многие из нас не могут удержаться и смирить свой ум. А ведь смирение (безмолвие) ума в навыке — великое блаженство!

****13 часть 327 запись****

Чем отличается осуждение от рассуждения? Пожеланием зла. Можно сказать о человеке, что он пьяница или блудник, если точно знаешь, что он такой и есть… Но сказать с молитвой о исцелении, искренне болея о его падении. Но эти же самые слова можно произнести и с пренебрежением к человеку, с возношением над ним. Ещё хуже, если мы кому-либо желаем наказания от Бога. И не в словах суть. Суть – в чувствах твоих и в молитве за всякого человека. Если нет такой молитвы – значит, нет ни любви, ни смирения.
Кому же ЛЕГЧЕ всего молиться о грешниках? Тому, кто сам был длительное время рабом тех или иных пороков, но испросил у Бога свободу от них.

****13 часть 328 запись****

Неизменное качество Бога — долготерпение. Бог снисходительно переносит несовершенства человека и ждёт раскаяния от грешника, бывает, даже до последнего часа жизни его. Так и молитва – она не может развиться в той душе, которая не готова терпеливо бороться с сухостью и рассеянием чувств своих десятками лет.
Почему же мы так медленно растём духовно? Потому что Бог награждает человека не только за труд, но более за смирение. Вот почему не нужно отчаиваться, видя себя неуспешным в молитвах, но наоборот, нужно радоваться этому. Потому что за предстоящее смирение, даст Господь награду в Вечности. Без многолетнего же труда над собой НИЧЕГО доброго в человеке возникнуть не может.

****13 часть 329 запись****

Всматриваться внутрь себя невозможно без духовной боли. От чего же возникает боль? От несовершенства чувств и мыслей. Но есть немало людей, которые не чувствуют боли, думая о себе. Почему же так происходит? А потому, что они всматриваются в себя своим умом, а нужно уметь видеть себя молитвой. Только там, в тишине молитвенной боли, можно встретить Иисуса Христа, можно увидеть Его Незримый Лик, можно ожить Его Духом и коснуться истинного блаженства. А истинное блаженство может быть найдено только покаянием. Таково свойство молитвы. Молитва рождает боль, а боль приводит к помилованию. Помилование же рождает радость о Боге Милующем.
Мысли о покаянии нельзя никому навязывать даже косвенно – пусть каждый живет, как хочет. Но ты же, душа моя, более всего иного ищи покаяния и помилования… Ищи молитвой, искренней и тёплой.

****13 часть 330 запись****

Как же трудно человеку увидеть истинную глубину падения своего. Трудно, потому что не с чем сравнить. Нет перед глазами ни того Адама, который ещё не успел отпасть от Бога, ни земного праведника, по поведению которого можно было бы яснее понять, в чём же мы живём неправильно. Но ищущие видеть грех свой находят способ увидеть себя Духом Бога… Находят способ видеть грех свой через молитву, встречая ВНАЧАЛЕ не Небо внутри себя, но тот самый духовный труп, что носит в себе каждый из людей. Было бы хорошо, если бы этот труп был истинно мёртвым, но он — живой. Он сопротивляется Божьему Закону. И убедительно доказывает свою «правоту». Он оправдывает себя. И вот в чём парадокс. Как только кто-то перестаёт оплакивать истинно бесконечное трупное состояние своё, как только начинает думать о себе, что каяться ему особо не в чем, он становится неисправимым для Неба и для Бога.

****13 часть 331 запись****

Как избавиться от упрощённого сатанинского мышления, если оно столь опасно? Ответ тут предельно прост и даже примитивен. Меньше болтай, меньше думай о сложностях Богословия, не рассуждай много о судьбах людей и, ТЕМ БОЛЕЕ, о политике, но больше молись. Чем чаще будешь молиться, тем меньше у тебя останется времени к тому, чтобы вырабатывать в себе навык к горделивому упрощённому мышлению.

****13 часть 332 запись****

Хочешь услышать голос Божий внутри себя? Упраздни себя. Стань нищим духом по слову Иисуса Христа. Поищи Бога, но не в беседах с людьми, не в чтении книг, не в видениях и откровениях, не в словах и не в чудесах, но в тишине кающегося сердца.

****13 часть 333 запись****

Вдуматься и ужаснуться внутри себя! Ад, смерть, болезни и все то страшное, что мы имеем на сегодняшний день, который привел нас к почти всевластию греха на земле, родилось на Небе в чувствах Святого Архангела, ПОСПЕШНО доверившегося ЛИЧНОМУ мышлению. Один из ближайших к Богу помощников отсёк себя от послушания Богу, самонадеянно проявив излишнюю самостоятельность, и для него был создан ад. Святой Архангел стал сатаной, бедой и проклятием ангелов, поверивших ему, а потом он стал проклятием и наказанием и для Адама с Евой, также ПОСПЕШНО доверившихся тому, что внушил им падший архангел. Как видим, СПЕШКА смогла родиться и навредить даже там, где (до времени) греха и в помине не было… Если же мы всмотримся в причины духовного неуспеха любого из современных нам людей, то можно с уверенностью предположить, что СПЕШКА в духовном, погубив множество душ, погубит в будущем ещё не один миллион душ человеческих.
.
Найдём ли мы в себе то, что случилось принять спешно? Ведь
спешное есть в КАЖДОМ из нас. Отречёмся ли мы от спешного? Отрекусь ли от спешного я? Раскаюсь ли в принятом поспешно?

****13 часть 334 запись****

Жил монах на земле одинокий,
В неприступных горах далеких.
Там, вдали от людской суеты,
Пролегали его следы.
Я искал его много лет.
«Как мне жить?» — я искал ответ,
Но когда я его отыскал.
Он смотрел на меня…
…и молчал…

.
Почему же духовный мир так долго молчит, прежде чем впустить к себе человека? Потому что всем нам нужно время для выработки устойчивого навыка к самоотречению. Отречение от себя, от своих гордых прошений к Богу, отречение от самовольного толкования святого Писания одна из наиболее сложных и трудных задач. Сиюминутным усилием души отречься от самого себя невозможно. Это происходит не по своей воле, а с годами молитвенной покаянной жизни… Душа меняется не быстро, но так сильно, что уже и не помнишь, каким ты был лет двадцать назад.
В этом и есть смысл настоящей духовности: в долготерпении ждать, пока Бог Сам вырастит внутри молящейся души Божественное. Ждать, когда войдут в тебя Его смирение, Его послушание Отцу Небесному. Истинная духовность тайна Божия. Вот почему духовный мир так долго молчит… И для правильного входа в него человек тоже должен стать для себя самого тайной Божией.

****13 часть 335 запись****

Небесной флейты неземной узор
В событиях увидел я земных —
И прекратился бесконечный спор
Злых мыслей перепутанных моих.
.
Как многим хочется весь этот мир познать,
Чтоб снять с него таинственный покров.
Но Небу свойственно пред гордостью молчать,
Перед пытливым взором мудрецов.

.
Ум, зрящий личную немощь, перестаёт скитаться по Вселенной, словно неудержимый ветер. Он перестаёт судить о ближних, перестаёт рассуждать о событиях мира. Ум успокаивается у ног Спасителя Иисуса Христа.
Наступает время покоя, время мира с ближними, время терпения и принятия всего, с чем встречается душа как с тем, что желательно.
Нет неприятного. Всё принимается как от Руки Божией.

****13 часть 336 запись****

Даже если стараешься держать себя в сокрушении духа, и то бывает весьма и весьма сложно избежать греха. Но когда забывает душа моя о непрерывном сокрушении духа и начинает расслабляться, тогда уже каждая минута жизни моей и всё время жизни моей (пока я расслабляюсь) превращается в НЕПРЕРЫВНУЮ цепь греха.

****13 часть 337 запись****

В наше время для того, чтобы спасти душу, требуется, хотя бы в некоторой степени, священное безумие, и без этого — никак. Обстоятельства жизни нашей только к тому и ведут, что отвлекают от молитвы, от покаяния и от памяти о Боге.
Если не стать добровольно «безумным», если не отречься от того «здравого смысла», что внушают нам наши близкие, если не отказаться от обычаев, принятых в миру и проникших даже в церковную среду, то огонь спасения души может окончательно погаснуть в стихиях, не родных для истинно духовного, в стихиях, где нет места для по возможности непрерывной покаянной памяти о Боге.

****13 часть 338 запись****

Отчего бывает уныние и неуспех в вере? От нетерпения, от желания скорого духовного роста, от стремления войти в мир веры в прежнем своём человеческом качестве — не преобразившись благодатью, при отсутствии должного духовного руководства; от желания одному идти по пути спасения, не советуясь ни с кем и никому не подчиняясь, от пренебрежения к храмовой службе, от высокого мнения о себе самом, от навыка мыслить не верой, но своим умом, от привычки опираться на себя, от гордой надежды на Бога, от долговременных перерывов в молитве, от желания проповедовать о Боге, не будучи к этому готовым, от осуждения, от нелюбви к ближним, от малоопытности, от пренебрежения мелочами, от любви к развлечениям, от излишней привязанности к земным вещам и к людям.
Нужно отречься от многого — таков правильный путь к Богу. А при подступе к Живому общению с Богом душа должна будет отречься и от себя самой. Только тогда она услышит Голос Божий — и радости её никто не сможет отнять. Сокрушение духа, самоукорение, любовь к молчанию, самоотречение и нищета духа в сути своей — это почти одно и тоже.

****13 часть 339 запись****

Для достижения глубины в духовном, помимо православной веры, необходимы три обязательных дополнительных условия:
1) Большую часть времени тратить на молитву к Богу, чем на чтение, размышления и, тем более, общение. Общение с ближними — почти всегда опасность. Ведь или вознесёшься умом, или кого осудишь ненароком, или скатишься на поверхностные слова и мысли. Глубина же веры требует прежде всего покаянной, сокрушённой молитвы о себе самом. То есть покаянной, уединённой, напряжённой ВДУМЧИВОСТИ.
Духовник учил меня: «Если мысли мешают молитве — нельзя принимать их, какими бы «божественными» они ни казались».
Всё, что от Бога, делает ум мирным, душу — покойной, молитву — всё более и более глубокой. Если же пошла торопливость, если началось отвлечение от духа покаяния, то это не от Бога, но от самого сатаны.
2) Размеренный быт. Очень важно упростить свой быт так, чтобы он стал несложным. Сложный быт потребует усилий для его поддержки, и человек, хочет он этого или нет, но отвлечётся от блаженного постоянства в покаянной молитве.
3) Невысокое мнение о себе самом. Оно, по умолчанию, ограничивает душу от ненужного общения, от споров и от конфликтов с кем бы то ни было.

****13 часть 340 запись****

Как же избавиться от гордости ума и полюбить тишину в Боге? Очень и очень просто… Посвящай все больше и больше личного времени непосредственному разговору с Богом, общайся с Ним чаще, чем с людьми, с книгами и с самим собой. И Бог Сам, пусть и не сразу, но с годами молитв, сделает ум твой смиренным, а душу наполнит Божественной и непостижимой нищетой духа и блаженным покоем.

****13 часть 341 запись****

Если человек полагает, что никто не видит те мысли, которые к нему приходят, думая, он заблуждается. Это можно признавать или же нет, но все мысли человека ПРЕДЕЛЬНО ясно видны в духовном мире — ничуть не хуже, чем видна зрителям игра актёров на арене цирка или на сцене театра. Кто был на сцене, тот хорошо знает этот эффект: актёр или музыкант, если он ярко освещен со всех сторон, не видит зрителей — они для него словно погружаются во тьму.
Согласно учению святых отцов, сатана не способен знать мысли человека, но он ВСЕГДА увидит те мысли, которые человек примет непосредственно от него. Поэтому-то и нужно всеми силами души опасаться возникновению внутри себя даже и малейшей ТЕНИ неприязни к кому-либо вообще, особенно в наше непростое время. Эту неприязнь увидит дьявол, и он обязательно найдёт способ укрепить эту неприязнь в душе. Он убедит ненавидеть якобы ради любви к своей родине или якобы ради любви к Богу. Господь же, когда касается всякой души, делает ее изумительно мягкой. Нет, душа не станет любить грех и не будет ласково отзываться о грехе, не станет и одобрять дела греха, но она станет молиться за грешников и будет испытывать неприязнь лишь к тому греху, который проявляет себя внутри неё самой.

****13 часть 342 запись****

Не знаю ничего более лёгкого для души моей и ничего более трудного, чем простота. Разве сложно примерить на себя заповедь «Возлюби Бога ВСЕМ сердцем и крепостью своей» и без пагубного гордого самооправдания увидеть, что большую часть времени ум мой витает в отрыве от Бога… Несложно увидеть в себе, что ум и сердце мои ЕЖЕДНЕВНО грешат против всего лишь этой одной (наиболее важной) заповеди Христа… Что скажу тогда о неисполнении мною остальных заповедей?
Как трудно смирить свой ум…

****13 часть 343 запись****

Человек — ничто и никто, только не хочет это в себе признать. Человек даже в самых «умных» своих мыслях более чем нуждается в молитве и в терпении, даже в беспримерном смирении и долготерпении.

****13 часть 344 запись****

Пока вижу грех свой, вижу и Христа. Перестаю видеть тяжесть греха, живущего в глубине моего духа — перестаю видеть и Лик незримый Иисуса Христа и Отца Небесного. Почему это так? Потому что я создан по образу и подобию Божию. Душа моя непостижимым для меня образом охватывает собою все миры. Хочу я того или же нет, но внутри меня вся вселенная, внутри меня — весь ад и весь Рай. Встречаясь с Богом, я вижу ад в себе и невольно чувствую тяжесть его, но вижу и Рай, и сладостью [вернее Покоем] его питается душа.

****13 часть 345 запись****

Болезнью Бог отнимает у меня почти все земные возможности, оставляя лишь возможность молиться. Просто лежу и молюсь. Бог знает: годы моей болезни — это наиболее счастливые годы моей жизни.

****13 часть 346 запись****

Плотское мудрование. Гордость ума… Страшная язва, разлагающая душу всякого человека, нередко под видом тех или же иных житейских, политических или даже «духовных» добродетелей.
Как избавиться от плотского ума?
Только одним способом: заменив своё мышление внушениями от Бога, внушениями от Духа Божия. Да, цель высока и не каждому она посильна, но иного выхода нет. Или Бог внутри тебя, и ты перестанешь совершать бесчисленные глупости и ошибки, или ты сам в себе — и тогда ошибок не миновать.

****13 часть 347 запись****

Покорность Богу требует самоотречения. Вот почему многие не могут выиграть войну с дьяволом, ежедневно проигрывая тьме бой за боем, — потому что им жалко себя. Им жалко расстаться со своей духовной ленью, с прежним образом мыслей, и нет у них желания изгонять из себя теплохладность к Богу. Но если не бороться с расслабленностью в отвлечениях и не преодолевать забвение о Боге, то конца этому не будет. Побеждает же внутри себя самого дьявола лишь тот, кто сумел вырвать ум свой из навязчивой рассеянности. Выигрывает лишь тот, кто сумел покорить свой ум вере.

****13 часть 348 запись****

Спросил однажды у духовника, как обрести ощущение, что я хуже всех. И вот что он мне ответил:
— Если станешь внушать себе, что ты хуже всех, — это будет актёрство. Бог этого не примет. Чувство, что ты хуже всех, вымаливается и приходит не сразу. Оно рождается медленно, с молитвой, и приходит, если будешь думать, сравнивая то, как ты живешь на самом деле, с тем, как ты обязан жить по Евангелию. Осознание, что ты хуже всех, должно исходить не от твоего ума. Ум всякого человека лжив и льстив. Правильное от Бога принимается не умом, но верой.
— Как это — не умом, но верой? — переспросил я.
— Это когда ты не сам себя будешь разбирать «по косточкам», какой ты плохой или какой ты хороший, но когда вымолишь у Бога Его мнение о тебе. Оно и будет истинным, а всё остальное выкинь из головы, потому что это всё — пустое.

****13 часть 349 запись****

Молитва — главное дело жизни, но с каким маниакальным упорством душа моя стремится сойти с узкого спасительного пути сокрушённой ПОКАЯННОЙ молитвы! Когда ум мой начинает рассуждать о Боге — это и есть САМОЕ опасное состояние. Вместо духовной жизни создаётся ИЛЛЮЗИЯ её, создаётся дьяволом. Очень, очень боюсь внутри себя рассуждений о Боге, когда утрачиваю покаянную {болезненную о себе самом} молитву. Если ум мой рассуждает внутри меня о Боге, но в чувствах моих нет молитвы — сатана внутри меня.

****13 часть 350 запись****

Ум гордого человека, по незнанию, а у кого-то и намеренно уклоняющийся от нищеты духовной и «укреплённый» многой начитанностью Писания и творений отцов, нередко губит сам себя знаниями, данными Богом человеку для спасения. Многими утончённая ложь внутри них воспринимается за истину, и поэтому духовную болезнь эту НЕВЕРОЯТНО сложно увидеть в себе и из себя изгнать. Разновидности этой болезни таковы: высокоумие, религиозное воображение, гордыня души, надмение падшего духа. Но как эту болезнь ни назови, суть её одна, и она примитивна, словно мычание. Человек прежде Бога и вместо Бога начинает вершить суд над ближним и над самим собой, не взирая на то, что подобный суд прямо запрещён Иисусом Христом. Мало, очень мало кто бывает в силах в течение хотя бы одного дня удержать себя от своих гордых фантазий и от внутренней злонамеренности, что прячется за покровами мнимой правды.

****Конец 13 части****

ПЕРЕХОД к 14 ЧАСТИ

К общему ОГЛАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ