****17 часть 416 запись****
Без самоотречения благодатного невозможно приблизиться к покаянию. Без покаяния — невозможно приблизиться к Христу. Православие — это не учение, не философия и не система стройных рассуждений и взглядов, это даже не догматика, но это Живой Христос внутри людей. «Я есть истина и Путь» — сказал Христос. Предельно прямо, предельно точно и предельно просто выраженная истина Божия, к сожалению, отвергается в наше время едва ли не всеми подряд верующими. Поэтому многим так ТРУДНО вести истинно духовную жизнь…, потому что они пытаются низвести Жизнь Бога внутри себя (подсознательно, неосознанно и почти невольно) на уровень ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО учения. И это заводит миллионы верующих в более чем надёжный тупик… И без конца будут надёжные тупики для всех тех, кто будет понимать православие как систему правильных взглядов, но не как живое проявление Духа Божия внутри человека.
****17 часть 417 запись****
Между самоотречением (нищетой духа) от духа человеческого и самоотречением благодатным (истинной нищетой духа) различие бесконечное… Первое рождается легко и скоро, но не приносит пользы. Человек говорит сам себе, казалось бы, совершенно искренне: «Отрекаюсь от воли своей ради Иисуса», и душа его не видит того, что этим утверждением она лишь погружает сама себя в глубины своей же гордости. Благодатное же самоотречение зарождается в человеке от Духа Божия ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно, и когда оно зародится, то рассекает огнём благодати все в целом чувства и мысли человека так, что душа не сможет видеть уже в себе совершенно ничто чистым перед Богом, но и самые добродетели свои (пост, молитвы и иное) она увидит поражёнными гордостью и нечистотой. У нищеты духа по благодати есть основной признак, однажды войдя в человека, она не очистит душу, но будет всё более и более углублять в ней зрение греха её, и это будет происходить с душой до последнего её земного вздоха. Душа будет видеть себя истинно худшей всех, и в этом не будет актёрства или притворства, потому что зрение греха в себе душа будет видеть не своими чувствами и рассудком, но действием Ангела-Хранителя своего, поэтому душа будет видеть себя иначе, чем если бы опиралась на свой разум. Видеть себя глазами Ангела Божия — это ИНОЕ восприятие себя и ИНОЕ понимание всего в самом себе, но познаётся это лишь только через личный опыт. От слов — благодатному зрению греха своего невозможно научить ни одного человека. Нужен личный опыт этого переживания, и этот опыт может быть вымолен ТОЛЬКО самим человеком. Другого пути (без личных долгих молитв Христу) к приобретению благодатного самоотречения нет.
****17 часть 418 запись****
ИСТИННОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ
Приходящий к вере понимает, что если он ранее крал, обманывал, был груб с ближними, любил (наркотики) спиртное и блуд, то это необходимо оставить. Но понимает ли душа, что оставление грубого греха — это лишь преддверие к зрению греха в себе более сокровенного, более важного и более неприятного Богу, чем грехи грубые?
Как я вижу свои сокровенные грехи (которые перестали быть тайными для моей души)? Вижу, что я о Боге или забываю, или не люблю Христа так, как этого Он достоин, или не имею желания и сил любить Бога всем сердцем, всеми мыслями, всей крепостью (как заповедано). Но я вижу каждый день, с помощью благодати, в течение всей моей жизни (как говорят святые) свою ЕЖЕДНЕВНО и ПОЖИЗНЕННО мёртвую душу перед Богом…
Вот в чём заключается истинное исправление… душа и тело мои должны жить в Боге, а Бог должен жить во мне. Ради этого приходил Христос, и это единственная цель, ради которой Иисус страдал, принял ужасную смерть и иное. Но ставим ли мы цель, поставленную каждому из нас Христом сами себе? Стремимся ли к тому, чтобы на престоле нашей души находился Бог Вседержитель, Создатель всех миров? Не укрепилась ли среди православных почти повсеместная ересь, что святых в наше время нет, что их якобы никогда уже не будет и что (заимствованная у Бога Отца) святость, заповеданная Христом: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть» — это дело недостижимое, что к святости стремятся лишь только особо прельщённые ложной своей благостью люди?
Истинно, истинно, мы живём во времена почти поголовного отречения от тех целей и задач, что Христос поставил перед каждым верующим без исключения.., мы живём во времена, когда истинное исправление (заповеданное Богом) ЗАМЕНЕНО человеческими ЛОЖНЫМИ целями в религии.., мы живём во времена почти поголовного преступного маловерия, уныния, отчаяния и во времена искажений веры, вчинённых в неумолимую обязанность и в непреодолимый ложный закон между людьми. Мы живём во времена сугубой широко распространённой ереси и лжи, и при этом… ересь преподносится как истинное православие, а истинное православие (истинное исправление) стало почитаться почти повсеместно или за ересь, или за нечто недостижимое для нашего времени.
Но тот, кто ищет Христа честно, тот не будет слушать отступивших от целей, заповеданных Христом, сколь бы много последних не было бы, но он будет вдумываться в Евангельское учение день и ночь, он будет искать хотя и забытую большинством, но истинно блаженную, единственно правильную цель, он будет искать ИСТИННОЕ исправление себя, чтобы через благодатное самоотречение подчинить свой дух — Духу Бога Отца, Духу Христа, Духу Святому. И тогда ищущий Бога в тот час, который он не ожидает, он вдруг увидит внутри себя Тайну святых отношений Трёх Лиц Троицы между собою. Это и будет достижением истинного исправления перед Богом. Это будет принятие жертвы Христа в себя, принятие не мечтательное, но истинно блаженное.
****17 часть 419 запись****
Преподобный Григорий Синаит
Говорящие или что-нибудь выполняющие без смирения подобны строящим дом без цемента. Опытом и разумом найти и постичь смирение есть [счастье] очень немногих. Распространяющиеся о нем словесно похожи на измеряющих бездну.
Мы же, слепые, младенчески догадывающиеся об этом великом свете, скажем немногое. Настоящее смирение не имеет смиренной речи и смиренного вида, оно не понуждает мыслить смиренное, ни, смиряясь, упрекать себя. Хотя [все] эти признаки и образы смирения [суть] как бы разновидности его, но само смирение есть благодать и вполне дар свыше.
Существуют, как говорят отцы, два смирения: А) считать себя низшим всех и Б) приписывать свои добрые дела Богу. Первое – начало, второе же – конец [смирения]. Ищущим его следует сознавать и иметь в уме три таких [предмета размышления]: 1) что они грешнее всех людей, 2) отвратительнее всего творения, как противоречащие своей природе, и 3) несчастнее бесов, как демонские рабы. [Смиряющийся] так должен говорить: «Точно ли я знаю грехи людей, каковы они и сколько их? Превосходят ли они или равняются моим грехам? Вследствие незнания будем, душа, считать себя ниже всех людей, как землю и прах под их ногами. И как мне не считать себя гнуснейшим всех тварей, когда они соответствуют своей природе, с какою рождены, я же по неизмеримым беззакониям уклонился от правильной природы? Подлинно звери и скоты чище меня, грешника. Потому я, низвергающий себя до ада и лежащий [в нем] прежде смерти, ниже всех. Да и кто не знает и не чувствует, что грешник низменнее даже бесов, как их раб, послушник и наследник с ними тьмы еще здесь?! В самом деле, он, несчастный, ожесточеннее бесов и, управляемый ими, пострадает чрез это, наследовавши с ними бездну. Обитающий прежде смерти в земле, аде и бездне! Как ты осмеливаешься именовать себя праведным, обратив себя злыми делами в грешного, нечестивого и в беса? Горе прельщению и заблуждению твоему, бесноватый, пес грязный, посылаемый за это в огонь и тьму!».
****17 часть 420 запись****
НЕПОСИЛЬНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО
В наше время по-настоящему ценные духовные материалы устойчиво не пользуются спросом у большинства верующих по трём основным причинам. 1) Увлечение земными заботами делают души мёртвыми ко Христу. 2) Истинная духовность НЕУМОЛИМО потребует от человека не только ежедневного преодоления себя, она потребует отречения от себя самого ради Христа, вплоть до полного внутреннего (пожизненного) самораспятия. 3) Так как большинству на личной практике не знакомо блаженство духовного преображения, то поэтому даже и самая малая возможность благодатного состояния начинает упорно отвергаться (в том числе и священством). Ведь стоит кому в наше время сказать о проявлениях благодати внутри себя хоть одно краткое слово, как он тотчас услышит: «Ты в прелести, брат. В последние времена дары отнимутся, и спасаться будут лишь одними только скорбями».
Поясню примером…
Преп. Амвросий Оптинский (и не только он один) пишет в одном из писем, сколь полезно кающемуся видеть себя хуже и слабее даже и самих демонов. И пусть кто-либо попробует правильно и духовно (не позволяя себе играть с личным религиозным воображением) увидеть себя худшим демонов? Получится ли это у него сразу? Думаю, что не получится, потому что истинное видение себя вот лично ко мне пришло не ранее, чем спустя 34 года опыта покаяния в церкви. Ну, хорошо… пусть кому-то удалось увидеть себя худшим демонов не игрой воображения, не по-актёрски, но действительно, по благодати.., но ведь видеть себя худшим демонов надо не на какой-то краткий час и даже не один день или неделю, но таким нужно видеть себя ВСЕГДА, то есть непрерывно. И, таким образом, непосильность может стать для ищущего благодать покаяния у Христа ещё того более отчётливой… И люди (и там, и тут) начинают смущаться: а стоит ли вообще начинать подвиг самоукорения и благодатного покаяния, если он столь не по-детски труден не только для мирян, но даже и для серьёзного подвижника-монаха? Но дело в том, что когда придёт РЕАЛЬНАЯ благодать смирения от Христа, тогда душа уже не будет испытывать боль от того, что она истинно всегда и во всём хуже бесов, и что она была и будет всегда и во всём абсолютно полный ноль перед Богом и перед людьми, но душа будет УСТОЙЧИВО радоваться открывшейся ей возможности черпать всё благое и правильное уже не в самой себе, но ВСЁ станет брать из Природы Христа, и произойдёт благодатная перестройка внутри.
****17 часть 421 запись****
☨ Много лет назад в моём доме я убил человека и мёртвое тело его, вскрыв полы, скрыл в земле боясь что люди узнают о моем преступлении. И сейчас я хожу по могиле и живу в страхе хотя внешне, на людях, делаю вид что всё у меня хорошо. Каждый день думаю о том как он там гниёт, как разлагается. Во снах моих (как маньяк) я то и дело раз за разом раскапываю свою тайную могилу и страшное зловоние встречает меня. Никому не показывал я этот труп потому что вид его ужасен, но о нём знают все священники которым я исповедуюсь потому что труп этот — это я сам.
****17 часть 422 запись****
☨ Тридцать четвёртый год подряд я иду по пути покаяния, и казалось бы, что за этот срок я мог бы научиться если уж не всему, то многому правильному, но на деле вышло иначе. Без актёрства говорю сам себе, честно признаю, что в абсолютно полном смысле слова я не научился ничему истинно духовному. Поясню это примером из жития Сисоя Великого (конечно же, не стремясь сравнивать себя с ним, но этот пример позволит мне объясниться наиболее точно).
С юности уйдя в пустыню Скитскую, Сисой провёл в запредельно жёстких монашеских подвигах 72 года. О высоте его жизни говорит факт, что среди прочих даров он получил от Бога дар воскрешения мёртвых. И что же Сисой Великий сказал перед своим переходом в Вечность, отвечая на слова братии о том, что он уже не нуждается в покаянии? Вспомнил ли он время трудов своих? Посчитал ли себя духовно опытным? Посчитал ли себя НАУЧИВШИМСЯ истинам духовной жизни?! Нет. Он этого не сделал, но со слезами ответил им Сисой: «Поистине, я не знаю, положил ли я хоть начало покаянию»…!
Какой же мы видим в этом примере РАЗИТЕЛЬНО иной подход к сути духовной жизни, который ПОВСЕМЕСТНО видится правильным для современных нам верующих, и каким он был у Сисоя, жившего более полутора тысячи лет назад!!!
Современному верующему вынь да положь (да ещё и побыстрее) самые точные ответы о правильном смирении, о молитве, о покаянии и так далее. И я часто получаю в письмах подобные вопросы… и никак не могу донести до людей мысль, что я сам не положил ещё начало не только покаянию, но и правильному смирению, молитве, правильному познанию себя, правильному отношению к Богу и иное…
Надеюсь, что вдумчиво (не вскользь) прочитавший этот мой пост поймёт, что к духовному нужно относиться правильно, то есть, как к Тайне Божией, которая даже будучи раскрыта в подвижнике веры, не может быть раскрыта до конца никогда и никем, кроме как Самим Богом.
Молитва — это Тайна действия Духа Божия в человеке. Правильное отношение к себе — это ТАКЖЕ Тайна действия Духа Божия в человеке. Смирение, способность не осуждать и не болтать лишнего о духовном (и вообще всё правильное) — это есть СОВСЕМ НЕ ТО, что может быть понято правильно хотя бы самым гениальнейшим из людей, но всё это не что иное, как Тайна действия Духа Божия!
Так что.., так ли уж это плохо что за мои 33 с лишним года «духовной» «покаянной» напряжённой жизни я так ничему правильному и не научился??
Так ли уж плох, что я, как попугай, раз за разом повторяю всем, кто не отвергает то, что я говорю: «Не ищите правильных понятий о молитве, о смирении, о том, как перестать осуждать и вообще о всём остальном. Ищите Христа, и когда Он, Всеблагой, войдёт внутрь вас, вы на опыте поймёте, что правильных ответов на духовные вопросы не существует, но есть Христос.., и что Его Благая Природа — это и есть единственно верный и Правильный ответ на всё. Но приобретя Христа, вы приобретёте и правильное отношение ко всему иному, и это правильное отношение не будет заключаться в словесных формулировках, оно будет наполнено Силой Духа Христа, которая не может точно быть описана даже и Ангелами, а не то что кем-либо из людей».
****17 часть 423 запись****
Душа моя
Как корабль разбитый
Медленно обломки
Ложатся на дно греха.
Плакал бы я,
Но я мёртв и убит
Нет не только надежды на Бога,
Но кажется нет бытия.
Пустые глазницы души
Поднимаю к Богу.
Слезами которых нет,
Горько молю Христа.
Доколе я буду
Во ад пролагать дорогу?
Я не в силах исправиться
И нет покаяния.
Не всем суждено
На дне океана греха сидеть.
Не всем по силам терять всего себя
(До тайных глубин) перед Богом.
Не всем дано
Непрерывным грехом смердеть.
Искал я сочувствия у святых и у Бога…,
но его нет…
За окном ночь.
В ночи дождь.
Надежда тает.
Душу сжигает мою
Огонь от Любви Христа.
Да, Любовь Христа это больно
Да, Любовь Христа это невыносимо скорбно,
И слышу я голос с Неба:
«Идущий к Христу не минует Креста
И нетвёрд во смирении тот
Кто в аду не жил».
****17 часть 424 запись****
ТРИ ВИДА САМООТРЕЧЕНИЯ
Все знают, что мир с Богом невозможно получить [без самоотречения] без отречения от греховных желаний, но многие ли знают о том, сколь сильно отличается один вид отречения от греха [один вид самоотречения] от другого? Между тем практика показывает что самоотречение первого вида (как я это квалифицирую в этой статье) будет хитро препятствовать второму его виду, и уже совершенно неумолимо ни первый, ни второй вид самоотречения не даст ни единого и ни малейшего шанса наиболее ценному виду самоотречения перед Богом — самоотречению третьего вида.
Первый вид самоотречения я назвал «горделивое», второй вид — «самоотречение с усилием», третий вид (в настоящее время мало кому известный) — «самоотречение благодатью», или, выражаясь иначе, отречение от себя — силою Духа Божия.
Горделивое самоотречение (отказ от того или иного вида греха) присуще всем начинающим в вере. У верующих вне строгого православия (тем более у всех сектантов, у всех католиков и иноверцев) гордое отречение от греха остаётся пожизненным, и смысл сказанного святыми отцами православной церкви «Дай кровь — прими Дух» остаётся для них АБСОЛЮТНО закрытым.
Через жернова самоотречения с усилием проходят все те, кто борется внутри себя с какой-либо укоренившейся внутри них страстью. Блуд, пьянство, наркомания, обжорство, забвение о Боге, окаменение на молитве, невозможность остановить свой язык, зависимость от интернета и иное. Самоотречение с усилием в глазах Бога уже не является столь мерзким и отвратительным как самоотречение гордое, оно полезно потому, что является ступенью к самоотречению благодатному, но и оно же может являться препятствием для того вида самоотречения благодатью Духа, о котором сказал Иисус Христос: «Если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». Думаю, что самоотречение с усилием не нуждается в сложных комментариях, потому как действие его просто и усилия его просты, хотя и трудны.
А вот самоотречение благодатное — это уже СОВЕРШЕННО ИНАЯ тема, с иными условиями приобретения, потому что усилия внутри человека к этому виду самоотречения прилагают уже не падшие и поражённые неумолимой гордыней воля и чувства человека, но Дух Божий, не имеющий в Себе какой-либо немощи или недостатков.
Как обретается благодатное самоотречение? Оно приобретается лишь только через личный опыт и не иначе как через наиболее тщательное исполнение [по возможности, всех] заповедей Христа.
Благодатное самоотречение отличается от всех иных видов самоотречения тем, что оно не только охватывает, но и преобразует в человеке все БЕЗ МАЛЕЙШЕГО исключения его мысли и чувства, внутри которых начинает действовать Дух Божий, Его Воля и Его сила. Молитва становится иной (она становится легче), в мысли и чувства приходит устойчивый (прежде недостижимый и невозможный для человека) Мир Божий. Благодатное самоотречение меняет качество мыслей, чувств, духа и тела человека столь глубоко и сильно…, что описать это земными словами не представляется возможным. И тот, кто пришёл к благодатному самоотречению, начинает видеть всё прежнее прошлое своё (все свои прежние поступки, мысли, чувства, молитвы и покаяние своё) весьма нечистыми, настолько несовершенными, что они делаются недостойным памяти о них. Благодатное самоотречение стирает в человеке всё его прежнее человеческое, разлучает с миром и делает подобным Богу, ЧЕРПАЯ в Духе Бога свою силу и смысл.
Для чего я создал эту краткую статью?
Для того, чтобы слышащий меня с гневом отверг всякое гордое самоотречение (а ведь отрекаться от своих желаний можно ради денежного заработка…; это ведь тоже самоотречение ради греха), для того чтобы не останавливаться разумной душе на самоотречении с усилием, но искать то самоотречение, которое в наше духовно безумное время отвергается практически повсеместно, так, что можно утверждать, что благодатного самоотречения в настоящее время мы не видим и не встречаем нигде. Благодатное же самоотречение (пронизывая и КАЧЕСТВЕННО меняя всего человека в целом) приводит дух и тело к истинной святости, черпающей силы уже не в падшей природе гордого человека, но в чистейшей природе Бога.
****17 часть 425 запись****
Обилие пустых (оторванных от Бога) мыслей показывает, что душа больна немощью и грехом, но ведь и обилие мыслей о духовном говорит о том же!
Если душа реально близка Христу, то в самосознание её неумолимо и неизбежно поселяется Мир Божий, не терпящий многословия, в том числе и о духовном.
Если же внутри души идёт мысленный спор с отступниками от Христа, диалог с ними, мысленная брань о духовном или благие планы о духовном, то это САМЫЙ верный и самый ПРЯМОЙ признак, что в человеке укрепил своё влияние дьявол, который паразитирует на гордыне человека.
Истинно близкий же Богу молчит о себе, молчит о ближних и тем более о Боге. Весь мир в душе близкого Богу человека содержится во Всемогущей Руке Христа, так о чём же беспокоиться? Близкий Богу не судит никого и ни о ком не рассуждает, его удел — мир мыслей, Покой Христа и блаженство Неба. Гордые же… НЕПРЕСТАННО МЯТУТСЯ то от обилия мыслей о пустом и безбожном, то от обилия мыслей о духовном.
****17 часть 426 запись****
Великое и разнообразное множество чувств и мыслей пытаются войти да и входят ежедневно в мою душу, но одно лишь только благодатное покаяние о себе самом я оставляю в чувствах и в памяти своей, ко всему остальному отношусь с недоверием, с внутренним юродством и не воспринимаю серьёзно. Почему же только покаяние? Почему не иначе? Потому что я существо падшее и падшее столь глубоко, что мои личные усилия к покаянию не приносят мне пользы, но нужно мне покаяние именно благодатное, рождённое не мной, но рождённое от Духа Божия, и такое покаяние и есть высшее из всех возможных наслаждений для тела и души человека, высшее, потому что сокровенный и сакральный источник этого покаяния — Христос.
****17 часть 427 запись****
Дух Бога не только всегда удалялся, но Он всегда будет удаляться от всякого, кто привычно опирается на свой ум и на свои чувства. И, хотим мы это признавать или же не хотим, но так уж заведено в духовном мире, что Иисус Христос истинно исцеляет лишь ТОЛЬКО того, кто [в навыке и по возможности непрерывно] болеет от того по-настоящему бездонного греха, что живёт внутри всякого человека. Благодатное покаяние, примиряющее душу с Создателем её, во все времена достигалось и достигается по невыразимо болезненным, сложным, по крайне тёмным, по запутанным и по очень-очень нескоро вызревающим внутри всякого человека путям. Вот именно по этой причине (потому что истинно духовное достигается всякой душой очень и очень медленно) в настоящее время о духовном стали всё чаще и чаще говорить, опираясь на свой ум и на прочтенное в книгах. Таким образом, духовная гордость не только тайно прижилась, но она стала печально традиционной не только внутри почти всех тех, кто в наше время говорит (или обязан говорить) о Боге, но духовная гордость свила свои твёрдые гнёзда также и внутри почти всех тех, кто слушает почти любого из современных проповедников. При общении же с по-настоящему близким Богу человеком (что в наше время стало крайней редкостью) в чувства того, кто слушает и слышит, начинает явственно вливаться блаженный покой, и в дух приходит истинное прощение и мир Иисуса Христа.
****17 часть 428 запись****
К сожалению, в наше время для многих суть православия — это как японский театр в детском саду, когда выносят разного рода декорации, на фоне которых актеры-самураи яростно и картинно машут деревянными мечами. Головы летят с плеч. Малолетние зрители в восторге. Этот жестокий псевдорелигиозный театр может продолжаться у некоторых всю их жизнь, потому что встречаясь с чем-либо, они начинают сравнивать всё то, что они видят, с красочными декорациями, бережно хранящимися в их канонично театральном сознании. Со стороны это выглядит не только уныло, но и скучно. Из акта в акт головы врагов Христа и православия сотнями тысячами и даже миллионами «летят» с плеч и скатываются в вечные темницы ада. Псевдорелигиозная суть театра — не отступать от жёстких «японских» канонов, которые нельзя менять, даже спустя тысячи лет. Но православие — это не театр, это не экзотика и это не самурайский канон. Православие — это Живой Христос в человеке. Православие — это Христос, вошедший в дух и тело человека во всём Его Божественно непостижимом Спокойствии и Величии. Православие — это Христос, не вписывающийся в чьё-либо болезненно упрощённое сознание… И пока неразумные «театралы» не поймут, что Христос — это не театр, и что Бог не вписывается в жёсткие каноны, они так и будут духовно погибать в выдуманном ими же самими «самом правильном» «каноническом» «православии». И, на мой взгляд, это одна из наиболее болезненных в наше время и массово встречающихся духовных проблем…
…Христа пытаются упростить внутри своего сознания до неких самых-самых правильных жестоких методик… Но Христос — это не методика. Христос — это Бог, Который в Простоте Своей и в Своём Величии ВСЕГДА будет находиться вне упрощённой самурайской идеологии.
****17 часть 429 запись****
Я смотрю внутрь себя, а внутри тишина.
В ней безвидно Христос пребывает.
И уставший мой дух от играний ума
Во Христе вновь и вновь отдыхает.
.
Мир мятётся, шумит. Вечно ищет своё.
Мне ж милее быть рядом с Христом.
Мне милее молчать и молитвы читать,
Не тревожиться завтрашним днём.
.
Мир страдает, скорбит,
Страхом сам себя душит.
Мой смирившийся ум
Тишину не нарушит.
.
Пусть молитва живёт
В стороне от смятений.
Со Христом мило всё…,
Нет тревог и сомнений.
.
И Христова Любовь не приходит к тому,
Кто себя в мире видит благим.
Лишь смирившего дух… хладом крыл покрывает
Огнезрачный благой Херувим.
….
12.02.2022
****17 часть 430 запись****
Знаем ли мы о том, помним ли ВСЕГДА, что настоящая молитва основана на заповедях блаженств Христа, то есть: 1) на мистическом глубоком самоотречении (нищета духа); 2) на благодатном покаянии (блаженны плачущие) и 3) на Действии Правды Божией (на алкании правды не человеческой, но Божией)?! Именно поэтому настоящая молитва — это не действие чувств и мыслей человека в самом себе, но это не что иное, но Личное Действие Духа Божия в мыслях и в теле человека. Настоящая молитва столь Велика в Благодатном Блаженстве своём, что это невозможно выразить никакими даже самыми правильными земными словами.
Настоящая молитва — это не что иное, как Личное обращение Бога к Самому Себе же, более того, это Жизнь Бога в Самом Себе. Настоящая молитва — это когда Бог смотрит на Самого Себя внутри человека, и когда человек (на определённый Богом срок) делается сопричастным по благодати Силе Святой Любви Бога между Лицами Пресвятой Троицы. Вот что такое настоящая молитва, это Величайшее из Блаженств, доступных природе человека, блаженство для тела, для ума и для духа, но КАК приучены понимать молитву современные верующие? Как действие ли Духа Божия внутри себя? Как действие ли отношений Лиц Бога между Собою?
Нет, к сожалению, обычно ищется не самоотречение, но наоборот, ищется тонкое самоутверждение в молитве, что по сути НЕ смирение, но грубый или же скрытый оккультизм. Ищется не благодатное покаяние, но ищется покаяние, выжатое от себя. Ищется не Личное Действие Правды Бога внутри себя, но ищется кажущееся правильным личное действие чувств и мыслей своих внутри себя. Ищется не стороннее Действие Духа Божия внутри себя, но ищется СВОЁ.
…Вот именно по той причине, что молитва подавляющего большинства современных нам верующих НЕ основывается на указанных мною выше трёх заповедях блаженств Христа, и происходит почти повсюду встречаемый ныне духовный неуспех в молитве. А когда кто слышит о правилах настоящей молитвы и о том, как Блаженно и могущественно она действует, человек не верит… Не верит, потому что гораздо ПРИВЫЧНЕЕ душе тайно опираться на себя саму, но не на Благодать Христа, привычнее опираться на свою гордость, но не на Личность Христа, привычнее опираться на то, что прочитано душой о молитве у Святых Отцов церкви… и криво понято.
…Так устроена духовная жизнь, она ВСЯ ЦЕЛИКОМ опирается более всего не на что-то иное, но на заповеди блаженств Христа, и Святые Отцы церкви прямо говорят всем верующим им о том, что без смирения (читай — без нищеты духа, без мистического благодатного самоотречения, без плача Духа Божия о человеке, без Личного Действия Правды Божией внутри человека) не принесут человеку пользу никакие христианские добродетели и подвиги. Ни пост, ни бдения, ни даже милостыня не принесут пользы, если будет в каком человеке хоть капля доброго мнения о себе, если будет внутри него оставаться хоть даже самая малейшая тень опоры на свои мнимо благие мысли и чувства, и если не будут внутри духа ОСНОВАТЕЛЬНО истреблены и изжиты хоть самая малая толика надежды на себя и (подчас тайное) любование самим собой.
****Конец 17 части****
Комментарии блокированы во избежание спама