****6 часть 131 запись****
Тот, кто не осознает себя неправым перед Богом в каждое мгновение своей жизни и не видит себя недостойным Царствия Небесного, тот не сможет смирить свой ум и душа его не сможет прийти к духовной радости.
.
Если же человек привыкнет смирять свой ум и свои чувства покаянной молитвой, по возможности непрерывной, то Сам Господь станет хранить его и будет большая радость человеку, потому что придёт для него время блаженства нищеты духовной.
.
Блаженство настанет не завтра, не после смерти тела — оно настанет сегодня и сейчас.
Всякий истинно верующий приходит к состоянию блаженства в Боге ещё здесь, при жизни на земле, и святые отцы учат, что тот, кто не получает внутреннего блаженства от Духа Божия здесь, тот может не получить его и в Вечности.
****6 часть 132 запись****
Мистика Суда раскрывается нескоро, и немногие способны ежедневно хранить и нести зародившуюся в них силу искренней боли о самом себе… Иногда нужны годы и годы покаянных молитв, пока не раскроется для нас вся та глубина духовной порчи, которая есть в каждом из нас. Увидеть и явным образом почувствовать греховную сатанинскую порчу в самом себе очень и очень непросто. Нескоро, весьма и весьма нескоро могут возникнуть внутри души истинно глубокие, НЕПРЕРЫВНЫЕ и неподдельные покаянные чувства. Иногда это может произойти лишь спустя десятки лет УПОРНОГО труда над самим собой, а до этого времени нужно будет потерпеть сухость своей души. Молитва — труд тяжёлый. Особенно на первых её этапах, когда Господь как бы скрывает Себя, когда чувства погружаются в смятение и грех наседает из года в год, роняя ум во тьму, в бесчисленные обольщения самим собой.
****6 часть 133 запись****
Когда мы прикладываемся к изображению ног Спасителя мира, тогда и Господь прикасается к нам. При благоговейном целовании Распятия, как и при правильном наложении на себя крестного знамения, тело должно ясно чувствовать, как входит в него Божественная прохлада Духа. Это должно быть нормой для верующего, но в наше духовно слабое время о подобном не говорится.
Если же кто-то засвидетельствует о прохладе Духа Божия, то его, скорее всего, признают впавшим в обольщение, порекомендовав нечувствие как некую норму смирения. А виной же нечувствия Благодати Духа телом верующего является грех. И если кто ничего не чувствует при целовании Распятия или принятия просфоры, то ему нужно оживить в себе духовную жизнь, не упрекая никого в нерадивости…
****6 часть 134 запись****
Очень и очень малая часть людей находит важным — по Благодати Божией — оплакивать самих себя поистине бесконечно. Большая же часть бесконечной греховности своей в себе самих не осознаёт и потому каяться в ней не видит смысла. Очевидно, что то, какими мы видим себя сами, и то, какими нас видит Господь — это разные представления.
Нищета духовная является такой добродетелью, на фоне которой всё внутри человека может измениться кардинально, и лишь только сокрушение духа о себе САМОМ может принести душе устойчивый покой, искреннее неосуждение, христианскую любовь, надежду, долготерпение и несомненную веру в то, что всё случающееся с нами Бог направляет ТОЛЬКО лишь к лучшему.
Конечно же, нищета духа неумолимо лишит гордого человека восприятия многоцветия мира и упростит его разум настолько, что тому может показаться: у него нет ума. Оно и справедливо. Ведь ум человека слаб, и потому абсолютно правильно уповать на разум Бога не только в познании Божественных истин, но и во всем прочем. Когда же нищета духа привьётся, а прививается она только лишь долговременной покаянной болезненной молитвой, она окупится блаженством искренней любви к ближним и любовью к самой молитве.
Молитву же чистую, радостную и не оскверняемую пустыми мыслями Господь на длительный срок не даст никому, Он будет ждать до тех самых пор, покуда не выработает человек в себе устойчивое сокрушение духа, то есть непрерывное покаяние, в котором живет таинство действия Духа Божия в человеке. Этому невозможно научиться из книг, это таинство познается лишь на практике и не сразу.
.
Нищий духом НЕПРЕМЕННО будет блажен несмотря ни на что — настолько велика сила этой Божественной добродетели.
****6 часть 135 запись****
Лишь тот, кто много молится, может ощутить, как внутри него НЕПРЕРЫВНО прикасаются ко всем его чувствам и ко всем его мыслям падшие духи. Тот же, кто относится к своей духовной жизни невнимательно, остается полуслепым. Да, он может скорее интуитивно чувствовать: что-то идёт не так, что-то внутри мешает ему жить и не позволяет радостно и чисто молиться. А прозрение наступит лишь тогда, когда он начнёт без жалости к самому себе и без самооправдания непрестанно молиться. Когда же прозреет, то не сможет не заплакать горько о себе самом, истинно, не сможет. Молитва откроет видение сокровенного греха, и человек начнёт печалиться сам о себе и плакать непрерывно, но не напоказ.
За всё нужно уметь благодарить Бога, в том числе и за отступление Благодати, и следует стараться не судить никого чрезмерно строго, в том числе и себя самого. Чрезмерно строгий суд над самим собой и тем более над другими — один из наиболее явных признаков гордыни. Душу же спасает Милость Бога, а не наши (или же чьи-либо) труды, хотя труды нужны и без них — никак.
****6 часть 136 запись****
Внутри каждого из нас есть особо охраняемые участки души: те области чувств и мыслей, откуда не изгнан дьявол. И при общении с человеком иногда ясно осознаёшь абсолютное бессилие помочь кому-либо избавиться от обладающего им греха, потому что избавиться от него и извергнуть грех из себя можно только личным долговременным покаянным трудом.
Как можно привить другому человеку горящую огнём смиренной ЛЮБВИ молитву к Иисусу Христу и Богу Отцу?
Никак… Человек может лишь сам начать стремиться к внутреннему горению молитвы, и никто и ничто не сделает этот труд за него. Ни Бог, ни Ангелы, ни святые, ни духовный отец его не смогут одолеть в грешнике ЕГО греха.
Как можно помочь другому человеку привить себе по возможности непрерывное сокрушение духа и покаяние? Никак, никогда и никто ему в этом не сможет помочь, пока он сам не станет терпеливо удерживать в самом себе тревогу о личном покаянии, и лишь в этом случае непрерывное покаяние действительно привьётся. И так во всём истинно ценном. Человек может очистить себя от греховных навыков: от навыка не молиться и оправдывать свою духовную лень; от навыка надеяться в духовном на самого себя; от навыка считать себя лучше кого-либо; от навыка судить и рассуждать о людях; от злого навыка к мнимой благой самостоятельности (гордости духа); и особенно от навыка думать, опираясь на что угодно, но только не на Евангелие и не на Иисуса Христа; от навыка к многомыслию, многословию и пустословию. И так далее и тому подобное, и нет тому числа…
…
И чем тщательнее человек будет работать над самим собой, тем всё более и более глубокие, постоянные и ставшие сокровенными залежи греха увидит он в себе. Тот же, кто реально приблизится к Богу, увидит себя самого наполненным непроглядной, бесконечной, бездонной тьмой. Увидит себя состоящим из непрерывной цепи грехов и заблуждений, и скажет он тогда Богу лишь одно: «Если хочешь, можешь меня очистить…» Мф. 8,2.
****6 часть 137 запись****
Если человек правильно идёт к Богу, его НЕИЗБЕЖНО ждет внутреннее духовное одиночество. Почему же одиночество станет неизбежным? Да потому, что мало кто пожелает идти вместе с кающимся путём самоограничения и НЕПРЕРЫВНОГО плача о себе самом.
****6 часть 138 запись****
ПОЧЕМУ Я ЧАСТО ПИШУ О НЕПРЕРЫВНОМ ПОКАЯНИИ И МАЛО О ДУХОВНОЙ РАДОСТИ?
Меня упрекают в том, что я редко пишу о духовной радости, но я редко пишу о ней не без причины. Я по личному опыту знаю, как ТРУДНО найти истинную Божию радость внутри себя и как трудно удержать её внутри себя. Знаю, что Бог принимает лишь тех, кто кается. Знаю также по опыту, сколь многие обманываются внутри себя, идя во след радости сатанинской, вместо того, чтобы идти им к радости Божией. Сколько оккультистов, сколько сектантов и сколько православных (не имея опытных духовников), думая, что они испытывают радость Божию, попадают в зависимость от духовного сладострастия? А умение отличать радость истинную Божию от радости мнимой приходит к человеку очень и очень непростыми, трудными и сложными путями. Знаю это и по личному опыту и по живому общению с теми подвижниками, что некогда впали в ложный подвиг.
Вот почему я так мало говорю о духовной радости и столь часто делаю акцент на НЕПРЕРЫВНОСТИ покаяния. Когда подвижник молитвами своими опустится внутрь своей души, он встретит там не Христа, он увидит внутри себя ад. Увы, но это неизбежно! А потом в этот ад спустится Христос и поднимет душу, возьмёт её к Себе в тот день и в тот час, когда подвижник даже и не будет уже надеяться, что он будет спасён. Вот ТОЛЬКО тогда могут настать для человека дни, а потом месяцы и годы его духовной радости, когда Христос, смирив человека, примет его к Себе.
Причина моего молчания о радости духовной ещё и та, что радость истинную, Божию, на мой взгляд, никто не сможет описать точно. Если даже Апостол, и тот говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его…» (1Кор.2:9) то что же я могу думать о тех, кто думает, что Божие можно в точности передать словесно?
****6 часть 139 запись****
Слова… Как мало они значат и как мало способны передать глубину человеческих переживаний! Бывает так: кто много читает, переосмысливает, говорит и слушает о Боге, тот нередко малую получает для себя пользу: нужна мудрость, чтобы ясно понять, что смысл духовных переживаний не в словах и не в неких якобы особо правильных, особо православных мыслях. Смысл заключён глубже: он в понимании истинной ГЛУБИНЫ слов, в переживании той мистической силы, что может раскрыться лишь временем, проведённым душой в покаянной молитве, тем самым временем, которое человек уделяет личному общению с Богом.
.
Некоторые немало читают, говорят и пишут о Боге, но души их пусты и усталы. Другие же, удаляясь от общения с людьми, удаляясь от общения даже с самим собой, убивают ежедневной напряжённой молитвой внутри себя самого все свои внутренние диалоги и погружаются в природу Бога.
****6 часть 140 запись****
(ЛИЧНОЕ) Периодически (слава Богу что не ежедневно) в интернете не только среди неверующих, но и среди верующих я сталкиваюсь с возникновением таких ситуаций, когда повеет холодом из-за монитора, и этот холод начинает лишать меня доброго расположение к человеку. Потом, если общение затягивается, могут начинаться провокации на неприятие, на осуждение, и я чувствую, что ситуация начинает требовать от меня, чтобы сердце моё склонилось на гнев. Причём бывает сложно выяснить, что на самом деле является причиной духовного холода? Я ли сам, страстно и ложно истолковавший слова, прочитанные мною, или в холоде виновна страстность того, кто пишет что-либо мне? Ведь внутри МОЕЙ испорченной грехопадением природы возможны явные искажения, я не могу избежать их, потому что я — потомок отпавшего от Бога Адама.
Как я стараюсь поступать в таких случаях?
Это нелегко, но я стараюсь бороться с самим собой и не судить о словах человека спешно. Я стараюсь дать себе время на рассмотрение позиции говорящего с различных сторон. Пытаюсь понять, что же (не злое, но доброе) могло подвигнуть человека сказать то, что не видится добрым мне?
Второе правило — я свято помню, что холод (хоть и не без труда над собой) я могу растопить ЛИШЬ в себе самом. Внутри же того, кто за монитором, холод может растопить лишь Господь Бог.
Если надежды исправить положение и примириться я не вижу, то умолкаю, оставляя себе одну лишь молитву. Я стараюсь вообще молиться о КАЖДОМ, с кем пересекаюсь в сети и в жизни, стараюсь молиться, не вникая в поступки людей, памятуя о том, что и сам я нуждаюсь в Безграничном Милосердии Божием и в помощи от Бога ничуть не меньше, чем любой другой человек.
.
Вот когда душа моя исполняется любви и покоя! Она исполняется любви к людям лишь тогда, когда я памятую о грехах и о немощах СВОИХ. Лишь при этом условии рождается внутри меня искренняя, честная и болезненная молитва о ближних моих, такая же молитва о помощи — как и о самом себе. И после таких молитв меня перестанет тревожить холод за монитором, потому что согревает Господь сердце моё — Его Божественной любовью к людям.
****6 часть 141 запись****
Когда душа встретит Бога, она не сможет не узнать Его. Бог — это покой, это мир со всеми, это прощение всех и молитва за всех, это безусловная надежда на Бога. Когда Бог приходит — Он Сам становится доказательством истинности Своей.
****6 часть 142 запись****
Одно из наиболее важных качеств внутри себя, которому многие не дают должной оценки — это умение отделять внутри себя движения своей души от тех движений, что даёт душе Бог. Всё, что от Бога, приносит в душу большой покой, умиротворяет совесть, делает блаженными чувства и тело человека.
Но когда человек прислушается внутри себя к действиям благодати Божией, то рано или поздно он вынужден будет признать, сколь от многого греховного он должен будет отказаться для того, чтобы общение с Богом сделалось более тесным. И делается страшно. Человека начинают одолевать сомнения: смогу ли я жить без греха? Это нельзя, то нельзя и это нельзя… В результате душа делает сознательный выбор: остаться прежней и лишить себя возможности живого общения с Творцом своим или стать ближе Богу, отрекаясь от себя?
Мы все КАЖДУЮ секунду делаем этот выбор. Останемся ли мы в дружбе со грехом или твёрдо решим жить со Христом здесь и в вечности? Этот выбор нужно успеть сделать пока жив, потому что после смерти покаяния нет.
****6 часть 143 запись****
Одним из наиболее трудных осознаний для современного человека при его реальном (немечтательном) покаянном приближении к Богу является осознание НЕИЗМЕРИМОГО различия его мыслей и Мыслей Бога.
Мы можем этого не хотеть, но в Мир Божий входит только лишь то, что очищено не только нашими слезами и покаянием, но и Духом Божиим. В Мир Божий входит лишь то, что очищено Слезами Бога, о которых сказал апостол: (Рим 8:26) «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Точнее не скажешь… неизреченно то, что Бог принимает «от нас» в живое общение с Собой. Неизреченно и то покаяние, которое Христос дарует любящим Его. Неизреченным делается всё в человеке и ВЕСЬ человек делается неизреченным, если он приближается к Богу реально.
С этим нужно смириться.
К этому — нужно привыкнуть.
Это — нужно принять.
Очистить нас, приблизить нас к Себе может ТОЛЬКО Сам Господь, ТОЛЬКО Своей Силою и Милостью. И хотя с нашей стороны нужны будут пожизненные посильные усилия к личному покаянию, но вполне очищает нас ТОЛЬКО благодатное покаяние Духом Святым, то самое покаяние, которое будет исходить не от нашей горделивой падшей природы, но из Духовной Природы Бога.
До тех же пор, пока человек будет сокровенно опираться на личные покаянные усилия, он не сможет вступить в живое общение с Богом, он продолжит оставаться нечистым, будет внутренне пустым, будет страдать от своей никчемности, будет осознавать, что он лишён реальных Блаженств Христа.
****6 часть 144 запись****
Почему святые считали себя виновными во всех грехах мира? Потому что они осознавали величие и силу той молитвы, которую может дать ВСЯКОМУ человеку Бог, если только человек ищет молитву, если жертвует ради времени молитвы чем-то своим.
Почему же так мало среди нас великих молитвенников?
Потому что немного находится тех, кто жертвует ради молитвы своими желаниями и своими страстями.
****6 часть 145 запись****
Когда кто встречается с чем-либо прекрасным, поражающим душу, он как будто утрачивает себя, весь погружаясь в созерцание того, что видит, впитывая то, что чувствует. Такое же наблюдается и при встрече души с Господом. Душа будто утрачивает сама себя. Как бы отрекается от самовыражения, но, очарованная милосердием и красотой Создателя своего, впитывает и чувствует Его силу, Его покой, Его благость настолько объёмно, что забывает о своих желаниях и о своих прошениях.
Господь настолько благ, что душе при реальной встрече с Ним становятся не нужны даже молитвы к Нему, и поэтому те молитвы, что душа желала прежде представить пред Господом, становятся излишними, ненужными, совсем не тем, что на самом деле требуется, но Сам Бог становится молитвой внутри человека, Сам Бог становится переживаниями человека, его мыслями, его чувствами, его живым покоем. Это и есть величайшее из блаженств для человека: в нищете духа стать как бы не собой, но Богом по благодати.
По существу же Бог един в Троице. По благодати же и по особой милости своего домостроительства Он делает богами по благодати истинно верующих Ему, и никакие, даже самые искусные слова не смогут передать живого блаженства души и тела покаянно молящегося. Только личный долговременный молитвенный опыт может открыть человеку то блаженство нищеты духовной, которое не скоро приходит к искренне ищущим Бога…
****6 часть 146 запись****
Встреча с подвижником может изменить жизнь, но произойти это может лишь при условии, что человек сам устроит свою жизнь по примерно таким же правилам, по каким живёт подвижник. Если же кто не делает усилия изменить себя к лучшему, тот может встречаться с подвижником ежедневно и может о чём-то говорить с ним, но духовная глубина скроется. Ведь объединять может лишь общий образ мыслей, общая цель и общий дух. Дух же Божий не станет задерживаться ни в каком человеке надолго до тех пор, пока душа не перестрадает, пока она не привлечет Бога внутрь себя долговременной, многотрудной, усиленной, покаянной молитвой.
.
Хорошо когда встречаются два подвижника, примерно равные друг другу по духовному преуспеянию (читай:«равные по смирению»). Блаженство таких встреч описать словами невозможно. Да и не нужны становятся в этих случаях слова.
.
Молчание теснее объединяет людей, чем любые правильные слова, да и слова наши — это не «пена» ли на устах наших перед Духом Бога, не гордость ли и пустота?
****6 часть 147 запись****
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ОТХОДЯТ ОТ ЦЕРКВИ ИЛИ БЫВАЮТ НЕСЧАСТЛИВЫ?
По святым отцам знаем, что основная причина отступления — это конечно гордость. Но проблема в том, что человек не видит её в себе и не признает. Просто ему становится тошно, скучно или даже депрессивно от пребывания в Церкви, в то время как вне Церкви существует столько интересного и приятного, что устоять невозможно. То есть причина отступления — в доверии иллюзиям, неприметно формируемым гордыней (человек рано или поздно убедится в этом) особенно когда его болезни, старость, трудности и нереализованные амбиции опустошат душу. Человек не может быть длительно счастлив живя вне Бога и Его Таинств, особенно если какое-то время он пребывал в Церкви, а потом отошел.
.
Бывает, что человек длительно пребывает в Церкви, но чувствует себя не счастливым, впадает в депрессию. Если не оставлены грубые грехи, то это понятно, потому что без доброй нравственности нельзя получить духовное благо. Не возможно пить чашу Господню и чашу бесовскую. (1 Кор. 10:21) Но если у человека нет грубых грехов, то, думаю, происходит это опять-таки из-за наших нереализованных иллюзий и мечтаний о своем духовном пути. Наши иллюзии не сбудутся, потому что неприметно исходят из гордыни, которую мы в себе не замечаем. А как известно, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. В Церкви надо идти путем терпения и учиться смирению ради стяжания благодати Духа Святого. Ради этой цели надо научиться с Божьей помощью на корню отсекать все свои духовные иллюзии, мечтания и амбиции, иначе не избежать беды.
.
У каждого в Церкви, кто достаточно долго потерпит неприятные для себя моменты и наказания, появится чувство тихой радости внутри души. Это Дар Божий всем труждающимся и обремененным, по Его обетованию (Мф. 11:28). Вначале радость может быть совсем малой, но постепенно, по мере смирения ума и сердца, она будет расти, потому что Божья благодать изгонит из души все пустые печали и уныние и заменит пагубные чувства на чувства, угодные Богу. Процесс этот, конечно, не быстрый и не легкий, необходимо терпение, но если есть милость Божия, то душа легко преодолевает страхи на пути к Источнику Жизни.
.
р. Б. Дмитрий
****6 часть 148 запись****
Как относился к себе преподобный Александр Свирский, один из величайших святых православия? Считал ли он себя святым? Считал ли он себя способным на святые чувства к Богу?
Это ясно видно из его молитвы к Богу….
…
Молитва преподобного Александра Свирского ко Господу Богу и Пресвятой Богородице:
Душе́, душе́ моя́, почто́ жа́луешися на Го́спода? Я́ко ле́ность твоя́ ве́чной му́це хода́тай е́сть. А́ще бы ве́дала да́р Бо́жий, пла́кала бы ся́ горячими слеза́ми, стеня́щи со воздыха́нием, скорбя́щим о вся́ком гресе́, о ма́лем и о вели́цем. Возопи́ к своему́ Влады́це, да не предвари́т тебе́ я́рость одержа́щаго всеси́льною руко́ю пра́ведною. А́з же, гре́шный и лени́вый и льсти́вый язы́к име́яй, ка́ко помолю́ся Влады́це моему́, да изба́вит мя́ Госпо́дь от Стра́шнаго суда́? Всегда́ бо трепе́щу по́мыслов в се́рдце мое́м о Стра́шном суде́, да изба́вит мя́ от му́ки ве́чныя, и че́рвия неусыпа́ющаго, и тьмы́ кроме́шныя и от грозы́ несогреемыя. Поми́луй мя́, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имяре́к), я́ко Па́вла апо́стола, его́же любля́ше па́че все́х, и от на́с убо́гих, не отврати́ лица́ Твоего́ во о́н де́нь Стра́шный, его́же трепе́щет душа́ моя́ и соста́вы те́ла моего́ ужаса́ются. Го́споди, изба́ви мя́ стра́шнаго ча́са, да не отпаду́ от ми́лости Твоея́. Но молю́ святы́я А́нгелы и Арха́нгелы, и проро́ки, и му́ченики, и вся́ святы́я, да мо́лят Бо́га за мою́ ду́шу. Ва́шего ра́ди моле́ния да возврати́т Влады́ка тре́бы Своя́ от мене́ гре́шнаго. И Ты́, Пречи́стая Госпоже́ Де́во, иму́ще дерзнове́ние к Сы́ну о рабе́х Твои́х, не забу́ди трудо́в раба́ Твоего́ (имяре́к), Влады́ко Спа́се, от убо́гия души́ Тебе́ молю́ся, изба́ви мя́ от печа́ли грехо́в мои́х и введи́ в ра́дость безконе́чнаго жития́, иде́же прославля́ется всесвято́е и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
****6 часть 149 запись****
Вера характеризуется постоянством исполнения заповедей Христа. Можно ходить в храм, можно часто исповедоваться и причащаться и даже быть в священном сане, но если выйдя из из храма кто-либо не помнит о Боге и не молится Ему с сокрушением духа своего, он — неверующий, что бы он сам о себе не думал и не говорил.
Он неверующий по той простой причине, что НЕ ВЕРИТ в важность исполнения главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего ВСЕМ сердцем твоим и ВСЕЮ душею твоею и ВСЕМ разумением твоим» (Мф. 22:37). По-настоящему живым верующим можно стать только при по возможности НЕПРЕРЫВНОМ исполнении заповеди Христа, как этого требует Евангелие. Но у людей в обиходе кривое толкование слова «вера».
Верующими называют уже и тех, кто верит хотя бы лишь в то, что Бог есть.
Таких «верующих» много, и такая вера не трудна. Она принимается развращённым миром просто потому, что она никого ни к чему не обязывает. Но вера ли это Богу? И есть ли хоть что-либо общее между легкомысленными представлениями о Боге и Самим Богом? Серьёзные ответы на подобные вопросы никому не даются легко.
****6 часть 150 запись****
Люди весьма и весьма непросто усваивают мысль о необходимости непрестанной скорби о своих грехах. Пока человек не поймёт, что хуже всех на свете не кто-то иной, а он сам, — вряд ли сможет он оказать кому-либо истинную духовную помощь, у него не получится вместить в себя любовь Божию к ближним и достигнуть свободы от страстей, которые будут мучить его беспрестанно. Не сможет он по-настоящему молиться о своих ближних.
Тот, кто молится о живых и о усопших, но не осознаёт, насколько БЕСКОНЕЧНО отпал от Бога он сам, тот подвергает сам себя великой опасности. И ещё более опасным может стать его положение, если он дерзнёт вымаливать своих ближних и знакомых просто потому, что знал их когда-то. Нужно помнить, что гордые молитвы за ближних, даже за родных мать и отца, даже за самых близких своих друзей и знакомых, к радости сатаны, не приносят пользы ни тому, кто гордо молится, ни тем, за кого он молится.
.
Мне часто задают в письмах вопрос о том, почему я пишу о столь долгих сроках молитвенного вызревания? Почему говорю о необходимости двадцати и более лет напряжённой духовной жизни, чтобы приобрести духовный разум? Зачем нужно непрестанно каяться — ведь в жизни так много прекрасного, почему бы иногда не повеселиться?
Но мысли о долгих сроках духовного вызревания — не мои. Так учили меня мои духовники. Вплоть до того, что мне был наложен запрет на разговоры о духовном на 20 лет, и я не жалею, что исполнил это. Всмотритесь в себя… возможно вы поймете, что сроки внутреннего вызревания невозможно сократить… Не смог сократить их и я, хотя мне очень хотелось избавиться от тирании страстей, мучающих меня. Но ничего не вышло. И только на двадцать седьмом году молитв моя душа пришла к умению пребывать в состоянии устойчивого Божественного покоя.
****6 часть 151 запись****
Личные расчёты наполняют мою душу различными по своему характеру тревогами, но если я безоговорочно полагаюсь на Бога — в мою душу входит стойкий святой Покой Бога.
****6 часть 152 запись****
Чрезмерная моя увлечённость земными проблемами, если она длится несколько дней, всегда и неизменно лишает дух мой болезненного покаяния о моих грехах. А потом, когда нечувствие покрывает душу мою туманом забвения о заповедях и о Страшном Суде Божием, душа моя начинает, один за одним, получать мистически ощутимые {весьма и весьма глубокие} опасные духовные язвы. Душа каменеет к Богу в считанные три-четыре дня. По опыту хорошо знаю. Если я позволяю себе преступно медлить вне личного покаяния более суток, то худые внутренние изменения чувств моих очень и очень быстро крепнут и становятся сложнопреодолимыми. И чем больше я медлю в земном, тем труднее мне вернуть внутрь своей души прежнюю живость молитвы.
****6 часть 153 запись****
СТРАХ БЫТЬ СВЕТОМ
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. (Мф.11,11) Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он НЕ БЫЛ свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. (Ин. 6,8)
Душа моя! Не видишь ли ты, на фоне этих Евангельских двух цитат о Иоанне Крестителе, сокровенный смысл падений гордого мира? Кто из желающих посредством света ума своего достичь счастья (с Богом или же без Бога) не стремится к хорошему? Конечно же, многие, слушающие разум свой, желают блага себе и ближним. Но кто из них видит личную НЕПРЕРЫВНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ свою от СОКРОВЕННОЙ духовной тьмы? И кто видит, что свет ума преобладающего большинства людей — ведёт во тьму бесконечной духовной ночи?!!
.
Неприятно видеть чужие падения.
Но ради блаженства Небесного, ради спасения своего, ради смирения и ради духовной безопасности своей, сердцу моему нужно свято хранить эту важную мысль: если даже больший всех пророков, Иоанн Креститель, НЕ БЫЛ светом, то что можно сказать о тех, кто видит в себе что-либо правильным и святым?
Я особенно стал бояться вступать в единомыслие с теми, кто считает себя способным на правильные мысли. Даже если кто из таких называет себя православными, я мысленно бегу от них; бегу, потому что знаю, что Правда Божия не только отвергает от Себя всех правильных, но она может духовно убить их. Не уничижает же Господь — лишь тех, кто стремится сокрушать свой дух, по возможности, непрерывно.
Многие утрачивают осторожность, потому что Огонь Правды Божией сжигает мысли гордых не всегда сразу, но Бог разрушает мысли и планы гордых неизменно!
Хочешь ли знать, гордыми были мысли твои или же нет?
Если расчёты твои разрушились — знай, не что-то другое, но именно гордость твоя, именно свет падшего ума твоего — предварил боль поражения твоего.
Все видящие в себе святое и свет — духовно сгорают!!!
Ужасно… но к гордому безбожию иногда по-особому бывает расположен именно тот, кто часто размышляет и говорит о Боге.
.
С благодарностью вспоминаю наставления духовника моего.
«Перестающий видеть грех в себе — уже упал»,
«Не молись без боли»,
«Более всего ослабляют молитву мысли, не ведущие к покаянию».
.
Некоторые ревнители веры ошибочно думают, что ищущий непрестанное сокрушение духа обязательно впадёт в уныние. Им трудно понять, что тот, кто не позволяет в себе видеть доброй и святой ни единую из своих мыслей, — тот более всего-то и получает от Бога как блаженства, так и устойчивого покоя. Но по возможности непрестанное покаяние видится для большинства наших современников ошибочно: или духовной прелестью, или оригинальничанием, или непосильным, или безумным, или же воспринимается как лицемерие и актёрство.
.
Думаю о судьбах людей.
Всматриваюсь в доводы тех, кто спорит между собою о религии.
Вдумываюсь в слова тех, кто то и дело напоминает мне о том, что я излишне много говорю о покаянии.
И предполагаю с печалью, что, невзирая на бесчисленные личные падения свои, большинство людей всё продолжают и продолжают УПРЯМО оставаться слепыми к тому, сколь глубоко и сколь НЕПРЕРЫВНО ДЕЙСТВУЕТ бесконечная и бесчисленная тьма именно внутри их самих.
С особой печалью думаю о тех, кто, считая себя верным Создателю, видит в других малограмотных пришельцев к Богу, и плачу… Плачу о себе и плачу о них, зная, что я точно так же наполнен духовной бесчисленной порчей — как и весь остальной мир.
С немалой опаской вслушиваюсь в слова тех, кто особо превозносит тех или же иных современных нам проповедников веры — потому что знаю: чистая правда Божия — удел лишь тех, кто умеет терпеливо молчать и по возможности непрерывно каяться. И эта правда Божия делает молчаливым не только уста кающегося, но правда Божия погружает в нерушимое блаженное молитвенное молчание почти все мысли человека.
.
Я знаю, что я не лучше пыли на дороге. Я знаю, что грех мой всегда был и всегда будет… МНОГО-МНОГО выше слабого понимания моего! Вот поэтому мне нужен Спаситель Иисус Христос, потому что грех разумнее, опытнее и тысячекратно сильнее меня. Вот почему мне нужен молчаливый Разум Христа и Его Непостижимое ко всем Милосердие, потому что ТОЛЬКО Молчание Божие побеждает во мне грех мой и делает недоступными для греха мысли и чувства мои.
****6 часть 154 запись****
Молитвы, прочтённые наспех, опаснее молитв непрочитанных, потому что наспех читающий {и наспех слушающий} могут обольщаться, что они совершают нечто Богоугодное…. Ведь они же на службу пришли, они пришли в храм к Богу.
Или, может, они пришли лишь к одеждам Бога?
Не получит душа благословения от святых, если она разрезана грехом на разрозненные части, если язык ума её говорит одно, а сердце наполнено другим. Если мысли и чувства человека не соединены Духом в единое целое, если он убит нечувствием — он труп для Неба.
Кто станет разговаривать с трупом?
Сам подумай…
Хочешь получить ответ от святых или от святого, к которому обращаешься, скажи ему (или им) прямо: «Я труп… нуждаюсь в исцелении, потому что не умею молиться». Скажи об этом не умом или вслух, но скажи это чувствами сердца и поверь мне… НЕВОЗМОЖНО, чтобы не услышал ты ответ от святых.
Сам увидишь, сколько света, сколь много Милосердия вольётся внутрь твоих мыслей и чувств, сколько Покоя, сколько Небесной Любви и Ласки получишь ты, если не поленишься каяться (по возможности непрерывно).
Ум твой успокоится.
Дух очистится от пустого и ненужного.
Тело почувствует Силу Неба, и Любовь Бога войдёт в сокровенную глубину твоих мыслей так сильно, что сможешь ли ты устоять перед Силами Небесных Даров кающемуся?
Ответ святых ты получишь не в словах и не в видениях, пришедших к тебе, но светом невидимым озарит дух твой и тело изнутри Бог.
Огонь Бога проникнет в такие сокровенные глубины твои, о которых ты прежде не подозревал даже.
КАК ПРАВИЛЬНО ВИДЕТЬ СЕБЯ
Хочешь правильно увидеть себя?
Слушай.
Правильно видеть себя просто и непросто одновременно.
Но слушай не себя и не свой ум, слушай не то, что рождает твой убитый гордыней ум из прочтённого тобой в святых книгах о грехе и о природе греха. Но сумей расслышать голос Бога внутри себя.
Если услышишь голос Духа Божия внутри себя, если сумеешь понять Его Язык, тогда научит тебя Бог плакать о себе самом точно так же непрестанно и бесконечно, как плакали о себе самих величайшие из святых.
Нет к Богу иного пути, кроме как через бесконечный (по возможности НЕПРЕРЫВНЫЙ) духовный плач о себе самом.
****6 часть 155 запись****
Старцы на Афоне, что пребывают под руководством духоносного наставника, — и те боятся духовной прелести. Но сколько же среди современных верующих таких людей, которые прочитают пару десятков книг о молитве — и прелести уже и не боятся…
Есть над чем задуматься, не правда ли?
****6 часть 156 запись****
Не знаю мысли коварнее и разрушительнее для правильной духовной жизни, чем предположение «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Лук.18:11)
****6 часть 157 запись****
Любое из зол может возникнуть в человеке неожиданно. Этому удивляться не нужно. Даже помыслам богохульства внутри себя удивляться не стоит. С грехом нужно бороться, а не думать: «Откуда такое во мне?!» Однажды, около трёх лет назад, повлекло меня к женскому полу, хотя я женат, и жена меня вполне устраивает. Это искушение длилось почти два года и прошло само собой.
На службах, даже в алтаре, дьявол пытается по-разному осквернять мысли, делая попытки очернить веру в Таинства. Но Таинства — потому и называются Таинствами, что до конца постичь их даже святые Ангелы не могут.
Если грех возник в душе неожиданно — этому не нужно удивляться. Но если грех берёт власть над тобой и начинает владеть чувствами, то это уже не является случайностью, но говорит о том, что насилие греха возникло за доброе мнение о себе, за возношение над ближними или за осуждение их.
****6 часть 158 запись****
— Пост по средам и пятницам можно всю жизнь неправильно соблюдать, — услышал я от своего духовника в разговоре с кем-то.
— Как это? — спросили его.
— Первые христиане не ели вкусное в среду, потому что скорбели о предательстве Бога Иудой, а в пятницу скорбели о страданиях Божиих. Они не ели скоромную пищу от переполнявшей их скорби и передали этот обычай нам. А ты? Скорбишь ли ты о Боге? Если не скорбишь, то есть ли смысл от поста?
****6 часть 159 запись****
Частое нахождение в интернете портит вначале молитву, а потом и душу. Молитва углубляет чувства, а интернет, даже если читать лишь одно православное, — расплёскивает силы души и ум по поверхности предметов. Молитва углубляет ум, делает его покойным, а частое чтение о духовных предметах делает душу мелкой. Часто читать полезнее всего молитвослов.
****6 часть 160 запись****
Бойся, если совесть твоя говорит тебе, что ты что-то важное делаешь для спасения своего. Всё для спасения твоего сделал Господь. Какова же цена Его страданий, и что сделал для Него ты? От чего излишнего ты мог бы отказаться сейчас, сегодня и завтра? Что ты должен и можешь изменить в себе? Что мешает тебе жить строже?
****Конец 6 части****
Комментарии блокированы во избежание спама