Жизнь в огне
Всё хорошее начинается утром (12 статей о правильной Любви к Богу)
В душу вольётся тишина заката.
Страницы прошлых лет переверну.
Слезой омою всё мной спетое когда-то.
В ночи безмолвной памятью усну.
.
Проснусь окрепший, прошлое забывший,
Как малое дитя, вспомню о Боге.
Великий дар – душою неизбитой
Молиться с Ангелами на восходе.
.
Вновь ночь прошла.., отдав покою дань.
В молчанье утра встречу тайну бытия.
Может, впервые прошлого не жаль,
Так почему ж так много плакал я?
.
Жалел о том, в чём Бог давно простил,
Сдувал с историй своих горькой боли пыль…
Ангел покоем душу окропил,
Горечь раздумий в Боге растворил.
Очень краткое предисловие
Православный читатель {иногда бывает} страшливо склонен видеть магию, там где её нет. Умоляю.., никакого магического отношения к чему бы то ни было проповедовать я не собираюсь. До тошноты бывает скучно из повести в повесть читать (глава первая, глава вторая и т.д.). Огонь первый, огонь второй и т.п. — это всего лишь литературная попытка точнее выразить то, что мне видится важным в жизни каждого верующего (и неверующего) человека, – его движения внутри духовных реальностей.
Огонь первый
У каждого пути начало есть,
Но нет конца, есть только бесконечность.
Путей во тьму, их все — не перечесть…
Клише (фр. сliche) — рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания, избитое выражение, прописная истина, стандарт, стереотип, трафарет, шаблон, штамп.
Почти не приходилось встречать людей которые не реагировали бы болезненно при попытках вывести их из русла привычных им клише.
Большинство людей клишированно мыслят: о ближних и дальних, о воспитании, о религиях, о Боге, о молитве, о православии, о психологии, о спорте и почти обо всём. Клишированный человек может быть хорошим, но с ним, как минимум, скучно. Но если с вами кому-то скучно, это не повод для беспокойства. Беспокойство должно возникать оттого, что никто из клишированно мыслящих людей не сможет достичь реально весомого успеха в духовной жизни. Никто и никогда.
Что такое клише с точки зрения некоторых психологов? Это защитная реакция души, стремление психики сохранить свою (пусть даже и мнимую) ясность для себя и целостность. Ведь для того чтобы что-то кардинально изменить в своём мышлении, необходим болезненный личный труд над самим собой. Без долговременного значительного болезненного труда над самим собой развитие невозможно… Именно поэтому, предчувствуя внутри себя болезненную перемену и (бессознательно) стремясь избежать труда переосмысления своих устоявшихся взглядов, психика большинства людей борется за свои клише довольно ожесточённо и длительно, этим сохраняя свою целостность и {мнимую!} безопасность в тех клише (стереотипах), которые каждый сам избирает для себя лично. Но гораздо чаще (сплошь и рядом) избирают «наши» клише за нас (мешающие нам правильнее поступать, жить и тем более развиваться): родители, школа, реклама, разного рода учителя {в так называемой науке}, в вере, в быту, а теперь уже и в интернете. Клише впитываются из окружения, и \крайне-крайне\ редко можно встретить человека, способного мыслить более-менее независимо от тех или иных установок, привитых ему воспитанием в той или иной части общества.
В настоящее время {через соцсети} развиваются новые виды клише (исторически наименее неинтересные, на мой взгляд) — сетевые клише. Сетевые клише скучные — потому что в сокровенности своей они уныло одинаковые. У Бога же нет скучной одинаковости.., но, жёсткими, мрачными, унылыми, скучными и одинаковыми людей делает служение греху. Ещё раз повторюсь. Клишированный человек может быть душевно хорошим, но в общении для умеющих мыслить глубоко он всегда будет сухим, пресным, и успеха в духовной жизни он ни при каких условиях не сможет достичь лишь потому, что духовная жизнь — это совсем не то, что мы думаем о ней, но это то, что она думает о нас.
Духовные ступени — это отнюдь не стабильное движение по неким условным ступеням возрастания, по которым душа может якобы подняться к Богу, переходя от простого к сложному или {как бы} из класса в класс.
Нет.
Духовная жизнь — это такие движения, такие изменения (как правило, почти всегда неожиданные) и такая {неподконтрольная человеку} внутренняя смесь чувств в нём.., где человеческий разум БЕЗСИЛЕН.., и переход из одного духовного в состояния в последующее состояние происходит не по мере приобретения душой тех или иных навыков и знаний, но Ангелы Божии переводят душу человека из одного состояния в другое, именно в те дни или часы, когда человек менее всего этого может от себя ожидать!
Огонь первый в моём понимании (начальная ступень правильной духовной жизни) — это ЯСНЕЕ осознать внутри себя то, что внутри каждого человека действует отнюдь не логика и не те или же иные расчёты и выводы его разума, но действуют различные огни, то есть разумы высшие человека, разумы, УПРАВЛЯЮЩИЕ логикой и желаниями людей, управляющие {по большей части} тайно от самосознания большинства. Этих огней — два типа, ангелы падшие (преобладают в большинстве людей) и Ангелы Бога (до этих достучаться внутри своего сознания ГОРАЗДО сложнее, чем этого многим хотелось бы…).
Почему называю их огнями? Да потому что большинство людей о них почти что ничего не знают. Потому что постижение этих огней (ПРАВИЛЬНОЕ понимание их) никоим образом невозможно силами ума человеческого, но лишь объединившись в некое Единство с Духом Бога можно получить от Всевышнего способность яснее разобраться в той (вышечеловеческой) мешанине, что месит огни внутри каждой души.
Для чего пишу об этом?
Для того, чтобы дать (тому, кто сам это пожелает) некую малую возможность самому в себе разобраться в том, чему можно ТОЛЬКО обучиться извне. Ведь и я также не сам пришёл к тем выводам, которые озвучу ниже, но меня учили ориентироваться в мире духов люди, гораздо более опытные в духовном смысле, чем я сам.
К сожалению, наиболее повлиявшие на меня люди в духовном плане уже у Господа. И кто бы знал, почему лучшие покидают нас так скоро и неожиданно?
Лишь только на первый взгляд в человеке всё просто.., нет же, ЕЖЕМГНОВЕННО каждый человек решает свою вечную участь, ЕЖЕМГНОВЕННО каждый человек выбирает, с Богом его сознание и чувства или сознание УДАЛЕЯЕТСЯ от Него. ЕЖЕМГНОВЕННО каждый человек или восходит к Вечной жизни, или нисходит к Вечной смерти. И тот, кто живёт ПРАВИЛЬНО, тот живёт в НЕПРЕРЫВНОМ ОГНЕ заботы о своём спасении и о спасении ближних, и он видит своими духовными глазами тот иной мир ТАК ЖЕ ясно, как прочие люди видят мир физический, и страшное открывается им… Мир горит огнём, неумолимо движется к Огню, будет испытан огнём Благодати Божией, но {так было во все времена} преобладающее большинство людей духовно спит, духовно СПИТ и \почти пожизненно\ будет и далее из года в год и из века в век СПАТЬ сном беспробудным!!! Спать в ОГНЕ Богозабвения…
Этот сборник статей — моя слабая попытка разбудить хотя бы одного из десятков тысяч крепко спящих к Богу людей…
Бога же надо любить всем сердцем, любить пламенно, непрерывно, любить правильно, то есть… не падшим своим естеством.., не экзальтированно «стремиться» «к Богу» (подобно оккультистам), но любить Бога — Силою Духа Божия, любить — ПОСТОЯННО, РОВНО, СПОКОЙНО, не на показ, но гореть Огнём Любви к Богу столь жарким, чтобы не оставлять в себе самом почти ничего, не касающегося так или иначе Бога. То есть более всего прочего хранить и культивировать в себе самом Богоцентричность.
Огонь второй
Жизнь состоит из маленьких минут.
Минут своих, душа, не трать беспечно.
Ни Бог, ни Ангелы минут нам не вернут,
С кем здесь идешь, с тем после будешь вечно.
Для того чтобы яснее раскрыть детали того, как воспринимает реальность духовного мира тот, кому ДАРОВАНО видеть духовный мир столь же ясно, как и мир физический, ближе к концу этой главы я приведу несколько примеров из мира материального.
Вот только ошибочно было бы думать, что правильное ви́дение духовного мира должно быть обусловлено некими внутренними озарениями, видениями, голосами, явлениями святых и нечто подобное этому.
Нет.
Это совсем не так. Правильное ви́дение духовного мира происходит не в форме видений или голосов. Тот, кто видит частые видения и слышит некие голоса из потустороннего мира, тот почти на все 100% слышит демонов, играющихся с сознанием духовно неопытных людей. Правильное видение {действие внутри человека} духовного мира — это огни.., это {дарованное Духом Бога} умение различать внушения дьявольские от внушений Свыше, это умение болезненно и по возможности НЕПРЕРЫВНО носить в себе самом огонь ТРЕВОГИ о своём спасении и о спасении душ ближних. Правильное видение духовного мира — это сила чувств, прежде всего, это чувство (огонь) скоротечности этого мира, это сила заботы ИМЕННО о по возможности НЕПРЕРЫВНОМ покаянии, это ясное осознание того, сколь трудно и как сложно меняется душа, так что и медлить с покаянием нельзя человеку ни единой минуты в его жизни. Промедление в покаянии смерти подобно, промедление в покаянии подобно Вечной смерти.
Вот как чувствует себя душа, правильно видящая духовный мир. Она вся — огонь, огонь тревоги о своём спасении и огонь Любви к Богу. Огонь нелюбви к излишним в быту предметам и устойчивое убеждённое яркое отторжение от большинства целей этого мира. Это огонь неприятия, нелюбви ко многому, что мир почитает за ценное интеллектуальное и высокое…
Душа, занятая огнём Любви к Богу, ВСЯ, без малейшего остатка будет непрестанно стараться быть устремленной к Создателю своему. Чувства души, правильно видящей духовный мир (точнее бы сказать, чувствующей движения духовного мира) будут стремиться непрерывно ПЛАМЕНЕТЬ к Богу, и если ПЛАМЕНИ Любви к Богу в душе своей (правильно видящий духовную реальность) не видит, то это будет являться предметом первостепенной тревоги.
Возникает вопрос. Почему же большинство людей духовно мертвы к Живому страху Божию? Ответ прост и непрост одновременно. А кто(?) воспитывает, кто(?) культивирует в людях правильную тревогу к спасению своей души? Этого нет.
Я четверть века хожу почти на все службы в храме, на которые в силах прийти, и за все эти годы не слышал ни единой проповеди о ПРАВИЛЬНЫХ способах, как разбудить тревогу о своём спасении. Почему этой проповеди нет? Ответ прост с точки зрения веры… Священники сами спят духовно… Они видят цветные сны. Они САМОУСПОКОЕНЫ в том клише веры, который избрали для себя сами, не зная, или же не догадываясь о том, что отсутствие ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ покаянной (по возможности НЕПРЕСТАННОЙ) болезни о себе самом {что и составляет суть самоуспокоения} — это и есть самый первый, САМЫЙ коварный и самый страшный враг внутренней трезвости. Трезвенная духовная жизнь — это, собственно, и есть НЕПРЕРЫВНАЯ болезнь о своём удалении от Бога и покаяние, непрерывно приносимое за себя и за других, за всех, кто дорог твоему сердцу.
Правильно относиться к своему спасению меня научил монах-отшельник. Монах, которого братия фактически изгнала из монастыря, потому что он был иным. Теперь вернёмся к тем примерам, которые я обещал привести в начале главы.
Несколько физических примеров, поясняющих, почему одни люди чувствуют огонь и тревогу о своём спасении, а другие — нет? В духовном мире для тех, кто имел счастье бывать внутри него, есть как схожие с физическим миром детали, также есть такие детали, которые не имеют никаких аналогов в мире физическом.
Первая, наиболее важная и наиболее яркая особенность в духовном мире, в нём НЕВОЗМОЖНО ПРАВИЛЬНО видеть или же ПРАВИЛЬНО чувствовать что-либо своим собственным зрением или же чувствами, но лишь ПО ПРИЧАСТИЮ к Богу или же НЕПРАВИЛЬНО (по причастию) к силам демонским (последние человеку ближе и роднее.., именно поэтому истинное слово о Боге так СЛОЖНО и даже В ШТЫКИ воспринимается большинством людей на бессознательном уровне).
Вот представьте себе человека в мире физическом.
Поставим его на земле. Мир вокруг него, вполне закономерно, будет видеться почти неподвижным, и человек не сможет в этой точке наблюдения увидеть, что земля движется вокруг солнца со скоростью около 30 км в секунду. Не будет видеть он и того, что земля вращается вокруг своей оси со скоростью более чем полторы тысячи км в час. И если кто-либо скажет человеку эти цифры, и человек (если не будет в силах покинуть то клише, к которому он привык) может, как ему покажется {вполне справедливо}, возмутиться и сказать:
– Брат, ты это что?! Я стою, и земля стоит. Это солнце вращается вокруг земли, а не земля вокруг солнца.
По-своему он будет прав. Ведь всё зависит от точки отсчёта и от метода наблюдения. Если точкой отсчёта поставить землю, на которой мы живём, то истинно земля будет (как бы) неподвижной, а ВСЯ вселенная будет «вращаться» вокруг земли.
В духовном мире — то же самое. Всё зависит от точки расположения и метода наблюдения (вернее, от личности, точнее сказать, от Личности — наблюдения).
В духовном мире не только любые «предметы» (движения и огни) духовного мира, но также и само время воспринимается в каждом из внутренних состояний по-разному. Следует помнить, что многие и многие духовные законы БОЛЬШИНСТВО людей даже и издали не чувствуют совсем никак, точно так же, как большинству людей в их повседневности не свойственно чувствовать те самые 30 км в секунду, с которыми все мы несёмся вокруг нашего светила.
А если представить себе человека в неподвижной точке космоса… Что будет с ним?
Земля со скоростью 30 км в секунду умчится от него вдаль…
А если представить себе человека на солнце?
А если на той звезде, которая (по данным астрономии) в 1708 раз крупнее солнца?
Нечто подобное происходит и с той душой, точкой отсчёта которой (вернее, Личностью наблюдения которой) становится Дух Божий. Земля со всеми её ценностями и со всем её никому, по сути, не нужным глупым гонором «улетит» от человека в небытие не со скоростью 30 км в секунду, но гораздо скорее. И вообще.., всё в этом мире для души {вошедшей в Огонь наблюдения с точки зрения святых и Бога} станет иным. Мягко, но в то же время и твердо, КАРДИНАЛЬНО изменится отношение: к самому себе, к людям, к противоположному полу, к событиям, к священству, к тому, как правильно надо проводить время, к жизни и к смерти. Душа сделается зрительницей настолько ИНОГО, что почти всё земное становится для неё скучным, пресным, не стоящим почти никакого внимания.
С точки зрения психологии душа, вошедшая в Огонь Божией Любви, во многом утратит социальный интерес и почти всегда станет стремиться не вмешиваться почти ни во что. Яснее ясного станет видеть будущую Вечную гибель ближнего такая душа, но душа не скажет никому ничего, не станет наставлять, зная механизм истинного восприятия слов. Будет лишь молиться обо всех, о ком хватит внутренних сил, пытаясь найти в себе только лишь Любовь к ближнему ВНЕ худого суждения о ком бы то ни было.
Огонь второй… — это понять, что НИЧТО истинно важное и интересное НИКТО не сможет видеть и яснее чувствовать до тех самых пор, пока душа не покинет личный уютненький {мнимо безопасный} мир тех клише, которые навязало большинству людей падшее человеческое общество, привыкшее жить повседневно в слепой своей теплохладности к Богу.
Очень и очень в наше время широко распространены и опасны {мнимо безопасные} клише православия… Мне страшно делается при мысли о том, что будет с теми, кто подвержен клише агрессивного православия «все погибнут — я спасусь…». Страшно делается при мысли, что будет с теми, кто подвержен клише православия как субкультуры, не меняющей природы человека «сходил в храм на службу, освятился — этого для спасения моего вполне достаточно». Страшно делается при мысли, что будет с теми, кто подвержен клише неверия… Ещё страшнее делается при мысли о том, что будет с теми, кто подвержен клише горделивого самоуспокоения и «духовного» самодовольства!!!
Огонь второй… — это увидеть внутри себя действие уходящего времени, почувствовать внутри себя ВАЖНОСТЬ каждой минуты своей жизни, это ЯСНО осознать что важнее покаяния и важнее личного приближения к Богу ничего не может быть в жизни человека, это стать безумным для этого мира, никого при этом не обличая и не исправляя, но исправляя и обличая ЛИШЬ себя самого. И всё бы хорошо, если бы только навстречу всякой душе, ищущей Бога, не выходили бы бесы в виде огней ложных и не показывали бы душе БЕСЧИСЛЕННЫЕ ложные «пути» «приближения» «к Богу».
Третья статья (и отчасти последующие несколько статей) будут посвящены попыткам человека избежать тех демонских обманов {ложными видениями и тонкими гордыми чувствами}, перед которыми большинство людей оказываются не только беззащитными, но и СОВСЕМ слепыми. Большинству, как некогда и мне, обычно бывает свойственно принимать ложный «свет» от демонов за свет, якобы исходящий от Бога.
Огонь третий
Чей свет во мне? От Бога или нет?
Чьи имена живут в глубинах сердца?
Чей слышится в душе моей совет?
Кто зажигает в моем небе звезды?
Есть темы, о которых не могу думать без немалой скорби о себе самом. Столько много я видел людей, обманутых дьяволом, которые думают, что они приближаются к Богу, но на деле всё обстоит иначе… Не приближаются (большинство) людей к Богу, но планомерно удаляются от Него. Не осуждаю я никого, ни над кем не возношу себя.., но только лишь трезво смотрю на то, что вижу.
Одна из наиболее распространённых ошибок верующих заключается в том, что человек (пришедший к вере или верующий по воспитанию) мерилом добра и зла оставляет СЕБЯ самого (вернее, «себя» самого, неразумно продолжая пользоваться привитыми обществом теми или же иными клише). Это «само»смышление и есть тот самый скучный подводный камень, о который НЕВОЗМОЖНО не разбиться ВДРЕБЕЗГИ всякой душе, желающей (или лучше сказать — высокоумно мнящей о себе) приблизиться к Богу.
Нет.
Так, {то есть, оценивая, что есть добро, а что есть зло, самостоятельно} приблизиться к Богу не сможет никто, будь даже он ангел… К Богу можно приблизиться, ТОЛЬКО отбросив от себя самосуд как можно далее и далее. И вот это вот… утрату самосуда над чем бы то ни было (то есть приобретение нищеты духовной, заповеданной Иисусом Христом, ВО-ПЕРВЫХ) едва ли кому возможно правильно вместить в себя самого без руководства от опытного в деле молитвы духовника. «Бог наш есть Огнь поядающий…» — свидетельствует апостол Павел в послании к Евреям, глава 12 стих 29.
Душа должна сгореть в этом Огне Любви Божией к человеку.., но что же делают те, кто полагает приблизиться к Богу не на Огне Его Любви, но на огне своих падших чувств и представлений о Боге и о спасении?
Они попадают в жёсткий многолетний плен своего личного ВООБРАЖЕНИЯ, не зная и не видя того, как именно в их сознании {тонко} действует дьявол.
Причём человек может быть даже престарелым иеромонахом.., он может вести внешне благочестивый образ жизни, может иметь у себя поклонников и почитателей, но при этом он (весь до мозга костей) может пребывать в самодовольстве и в тайном даже от себя самого служении сатане.
Не нужно удивляться этому.
Стоящий у престола Божия и (десятилетиями) совершающий Божественную литургию священник находится НИЧУТЬ не в меньшей духовной опасности пасть самодовольством и тонким тщеславием перед Богом, как и ЛЮБОЙ из прихожан.
Истинно молитвенные чувства, эстетические чувства, чувства самодовольства, воображаемые чувства к Богу (или точнее сказать, к «Богу»), дьявольские внушения о мнимом «приближении» к Богу, то, что о нас могут говорить и думать видящие нас, — всё это так похоже друг на друга, что выход из этой ситуации только один существует… Необходимо ЕЖЕДНЕВНО пропускать абсолютно всё, что посещает душу через некие ТЩАТЕЛЬНЫЕ внутренние фильтры:
1) постоянства;
2) самоукорения;
3) помнить, что НИЧЕГО чистого в природе человека не может быть {по умолчанию};
4) жить не самосмышлением, но на «отзвук»;
5) очень ВАЖНО помнить, что истинный путь к Богу не в великих планах и не в великих ЛИЧНЫХ мыслях и озарениях заключается, но в МЕЛЬЧАЙШИХ, поначалу совсем незаметных (или же едва-едва заметных) ОТТЕНКАХ чувств и мыслей внутри себя.., в тех самых оттенках.., где не человеческий разум дышит, но (поначалу очень-очень тихо) Дышит Разум Бога!!!
Огонь четвёртый
Кто скажет, чья рука ведет нас вдаль?
Кто освещает перекрестки бытия?
Как не хотелось б пред кончиной мне сказать: «Жаль…
Не нашел покоя в Боге я…»
ИСПЫТАНИЕ огнём ПОСТОЯНСТВА
Огонь постоянства… КРАЙНЕ мало тех, кто способен впустить его в себя и хранить его в своей душе…
Любить Бога невозможно без огня постоянства внутри себя, за который ещё побороться и побороться надо — побороться с миром, с почти непрерывно отвлекающими наш ум от Бога людьми, для которых постоянная молитва не нужна и никогда не будет нужна и в будущем, побороться со своей падшей природой (когда то и дело покидая Бога, «наш» «разум» начинает безумно и без пользы скитаться по всей вселенной), и что наиболее трудное — побороться с дьяволом внутри себя, когда попытки ОТЧЁТЛИВЕЕ внутри себя молиться Богу начинают пресекаться мутным жёстким потоком мыслей нечистых, хульных или же пустых.
Огонь постоянства исполнения заповедей внутри себя носить по-настоящему нелегко.
О молитве постоянной только говорить легко. А попробуй сам молиться почти непрестанно десять, двадцать, двадцать пять и более лет… Вот тогда поймёшь, как это трудно и сколь от многого необходимо оградить себя заботливо (и жёстко), чтобы огонь постоянства горел в тебе, как пламень, сжигающий ВСЁ неБожие в тебе самом.
Но у огня постоянства есть ещё одна (немногими учитываемая) ВАЖНАЯ особенность: ослабевающий в огне постоянства (чурающийся непрерывности внутренних усилий к Богу) не ослабевает в вере, но он неумолимо и неизбежно ПОКИДАЕТ канву веры…
То есть тот, кто непостоянен в своих усилиях к Богу, тот… НЕУМОЛИМО делается СОВЕРШЕННО слепым и бесчувственным к своему спасению, он начинает (ежедневно) оправдывать в себе самом Вечную смерть. И что уж СОВСЕМ печально — для тех, кто не в силах нести в себе самом огонь постоянства усилий к Богу, для того НАВСЕГДА останутся закрытыми двери ко всем последующим ступеням духовной лестницы… Не сможет {непостоянный к Богу} заблаговременно понять своего опасного положения после смерти (потому что был духовно и душевно ленив при жизни в теле…), не сможет он развить в себе ВКУС блаженной молитвы, не сможет познать в себе самом БЛАЖЕННУЮ истинную духовную силу тех мыслей и слов, которые он произносит в себе самом читая свои молитвенные правила.
Тот же, кто постоянен в усилиях к Богу, тот за труды свои НЕПРЕРЫВНО видит то предстоящее страшное испытание (которое почти весь прочий мир не видит и не признаёт), что ждёт ВСЯКУЮ душу человека за пределами его земной жизни, тот ЧУВСТВУЕТ на себе (внутри себя) силу того адского огня, что ЕЖЕДНЕВНО обжигает весь мир, тот боится осуждения от Бога и он молится, исходя из той силы адских мук, что он видит яснее ясного внутри себя.
Жизнь настоящего христианина — это жизнь в Огне болезненного и одновременно Блаженнейшего (по возможности) НЕПРЕСТАННОГО покаяния.
Огонь пятый
Душа, проснись! Пока еще мы здесь…
Для покаянья собирай минуты, дни.
Забудь о том, что в этой жизни есть…
Иная радость, чем к Христу идти.
ИСПЫТАНИЕ огнём САМОУКОРЕНИЯ
Как-то я спросил своего духовника-монаха о самоукорении. Он ответил мне так:
– Сравнивай через Евангелие, как ты должен жить по слову Бога с тем, как ты живёшь на самом деле, и самоукорение будет в тебе ВСЕГДА.
Огонь шестой
Пусть ноги окровавлены уже.
Пусть мир смеется… и живет своим.
Вновь слышу я, ехидно шепчут мне:
«Сим миром правит падший херувим…»
ИСПЫТАНИЕ ПАМЯТЬЮ, ЧТО ТЫ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ НЕЧИСТ
Мысль о том, что всякий человек всегда и во всём нечист перед Создателем своим, — это как смертный приговор человеческой гордыне, как смертный приговор оккультно-магически настроенному мышлению, именно поэтому эта мысль действует на многих православных (в том числе и на некоторых священников), как красная тряпка на быка.
Гордая душа восстаёт… «Как так? А покаяние? Разве оно может быть гордым? А наши молитвы ко Христу?».
Хотелось бы спросить.., но если покаяние не гордое, почему тогда каемся в одних и тех же грехах (годами и даже десятилетиями) и ПОЧЕМУ нет исправления? Если молитвы не гордые, почему души у большинства людей каменные к Богу? Где тот Огонь Любви Божией, который НЕ ЧУВСТВОВАТЬ в себе самом никто не смог бы?
Меня же монах-отшельник учил воспринимать себя самого во всём и всегда нечистым перед Богом, НЕ РАССУЖДАЯ в самом себе о деталях нечистоты. Он мне так говорил:
– Иное дело твой ум, иное — Божий. Душа каждого человека связана с греховностью всего мира, и НЕТ такого греха, который ты ЛИЧНО не сделал бы с удовольствием. Если думаешь, что ты можешь не любить какой-либо из грехов, ты НЕ ЗНАЕШЬ самого себя, обольщаешься, и за такое неоправданно высокое мнение о себе Бог попустит тебе, и ты можешь согрешить как раз тем грехом, к которому думаешь, что не лежит твоя душа.
– Но ведь есть такие противоестественные грехи, к которым я никогда не испытывал наклонностей, – возразил я.
– Это потому, что Бог не попустил тебе любви к таким грехам. Благодари Бога, что хранит тебя, но знай, что все люди ОДИНАКОВО бесконечно испорчены, испорчены именно бесконечно, и надо ТРЕЗВО относиться к самому себе. Не вникать в тонкости и детали, как ты мог бы согрешить, но считаться с тем бесконечным падением, что есть в КАЖДОМ человеке. От этой порчи СТОЛЬ опасно доверять и надеяться на себя самого, так и на других.
С годами молитв я это очень ясно отследил за своей душой… Чем болезненнее я представлял себя самого перед Всевышним, чем ниже себя считал, чем прокажённее, тем БОЛЬШУЮ благодать получал от Бога, так что и лицо и тело моё начинало гореть огнём благодати, даже жгло, и ум делался Чистым. Из ума уходили пустые мысли, переставали мешать (отвлекающее от молитв к Богу пустомыслие), ум делался настолько спокойным и тихим, что в нём не произносились никакие слова, кроме слов молитвы. И это были отнюдь не кратковременные состояния (молчание ума в Блаженстве видеть и чувствовать, как душой, так и телом Энергии Бога), но состояния многолетние теперь уже.
И всё это богатство (почти абсолютный покой от лишних мыслей и от сопутствующих лишним мыслям страхов и страстей) мне, не монаху, но мирянину даётся не за что-либо иное, но потому, что я был послушен своему духовнику.
Он сказал: «Носи в себе самом самое искреннее убеждение, что не кто-то иной, но ты сам хуже сатаны в тысячи раз и слабее его». И я ношу это сам в себе уже около двадцати лет, ношу (хоть это и нелегко) как САМУЮ важную мысль для себя после веры в Иисуса Христа — Спасителя мира.
Огонь седьмой
Плач пред Христом, рожденный от Небес,
Рождает скорбь, но скорбь перед Христом!
Огнем от слез погублен будет бес,
И радость будет бесконечная потом.
Когда душа сгорит и запоет…
Пред Богом на Небесном языке.
Когда увидит Ангелов полет,
Не в небе, но в самой себе…
ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ «НА ОТЗВУК»? (очень важно… РАСКРЫТИЕ ИСТИННОЙ СИЛЫ СЛОВ в САМОМ СЕБЕ)
Жить «на отзвук» — это устойчиво приучить себя вслушиваться не в те мысли о мире, о Боге и о людях, что рождает СОБСТВЕННЫЙ разум (сколь бы правильными с точки зрения Святого писания последние не казались бы тебе), но умение вслушиваться внутри себя в то, что ОТРАЗИТ в тебе Благодать Божия, когда ты думаешь или молишься о чём-либо.
Жить на отзвук очень и очень нелегко, особенно первые годы.
Нелегко, потому что человек привык искать ответы в самом себе или же внутри своей совести, и отучить свою душу от этого внутреннего автоматизма всякой душе будет весьма и весьма трудно, сложно и непросто, потому что ГОРДЫЙ самоцен будет вновь и вновь восставать внутри тебя, как мертвец из гроба, сколько долго и тщательно не убивай его в себе самом. Но для того, кто ищет Бога, ответы надо искать не в себе и не в своей совести (которая у каждого срабатывает по-своему), но Лично у Самого Бога, и ИНОГО пути приближения к Творцу своему, иначе чем через НЕПРЕСТАННОЕ узнавание Его Личного Мнения о чём бы то ни было, я не знаю. Может, какие-то более простые пути спасения души (чтобы у Бога ничего такого особого не выпытывать) и есть, но я не был такому пути наставлен ни одним из своих духовников.
Почему жить «на отзвук» тяжело?
Потому что (особенно поначалу) душа будет видеть внутри себя долгими томительными годами (а у многих и пожизненно)… падшую свою природу, грехи маловерия, личный непокой, томление по неизвестно чему, страхи перед обстоятельствами и людьми, жёсткое (по-видимому ничем непобедимое в самом себе) окаменение к Богу и к людям, и многое-многое из того, в чём ТОЛЬКО лишь раскаиваться и останется…
Вот причина, почему «на отзвук» от Бога столь мало людей стараются жить.., да потому что внутри нас многое и многое нестройно и неспокойно, там внутри нас.., если вглядеться внимательнее и честнее в себя самого, не просто отблески ада, но там сам ад, во всей его ужасающей наш дух полноте пребывает. Вот почему святые сказали эту (лишь на первый взгляд) странную и малопонятную фразу… «чем ближе к Богу, тем БОЛЬШЕ грехов». Каким-то сокровенным образом ВСЕ МЫ мы с адом, и каждый из нас, со всей полнотой ада, мистически (скрытно от нас) крепко-накрепко соединены. И вот тут-то и нужно то самое испытание огнём постоянства, о котором я кратко говорил в четвёртой главе.
Вот тут-то и нужно многолетнее, скорее всего, для большинства — пожизненное долготерпение личных немощей и своей падшей природы, чтобы мало-помалу, из десятилетия в десятилетие РАСТОПИТЬ своё каменное сердце молитвой, ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ беспримерным, сделав его сердцем, ПЛАМЕНЕЮЩИМ к Богу, наполнив его чувствами глубокими, постоянными, сильными. Сильными не силой падшей природы своей, но Силой Его Духа. А это… «дай кровь — прими Дух» процесс очень-очень медленный и очень-очень болезненный до не могу…
Вот ТОЛЬКО так (из десятилетия в десятилетие ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ беспримерным) и возможно раскрыть в себе самом правильный смысл (силу) (огонь) тех (привычных нам) слов, что мы произносим в своём уме, и уж тем более, если мы их пишем или же говорим.
Душа, разбуженная молитвой при произнесении (пусть даже и мысленно) имени Бога, Богородицы или любого из имён святых, должна в идеале ЯСНО чувствовать природу того (или Того), к кому (к Кому) она обращается, и душа может исполняться от этого «отзвука» из Святого мира миром внутри себя, может ЯСНО чувствовать отзвук от Бога в себе самом, в том числе и по ОТЧЁТЛИВОМУ телесному успокоению.
Но… нас, современных христиан, никто не учит искусству жить «на отзвук», нас почти никто не учит не доверять себе самому практически ни в чём. Нас почти никто не учит искать ответы не в своём разуме, но у Бога.
Об отсечении своей воли любят говорить среди православных более для того, чтобы добиться при монастырях и приходах административного, но не духовного послушания, разница между которыми очень и очень велика.
Есть ещё одна причина, почему живущих «на отзвук» от Бога христиан в наше время так мало.., это происходит потому, что жить «на отзвук» — это ОБРЕЧЬ себя к тому, что ты много-много лет не будешь видеть в себе самом НИЧЕГО хорошего и уж тем более Богу угодного.., это значит — ДОЛГИЕ годы, а иногда и десятилетия, душа будет вынуждена слушать личное Жёсткое МОЛЧАНИЕ Бога внутри себя самой и в себе, душа будет вынуждена осознавать, что она этого Молчания достойна — раз Бог так Упорно молчит внутри души, но при этом душа не должна терять надежды на Милость Христа, но нужно будет всё продолжать, и продолжать просить Бога, не словами, но самим сердцем, всеми чувствами своими: «Оживи меня, Господи, Любовью к Тебе, такой Любовью, чтобы она ясной была как для меня, так и для Тебя…».
Если душа окажется терпеливой и не отчается, то в тот день, когда она не ожидает, вдруг оживёт внутри неё ТАКАЯ Сила Любви ко Господу и ко многим из творений Его, что душа (СРАЗУ ЖЕ) ЯСНО поймёт, что это не её чувства и мысли, но Чувства и Мысли (как правило, без слов) Божии внутри неё, чувства данные душе извне от Духа Божия.
Вот в чём смысл христианской жизни, вот для чего Страдал Господь на Голгофе.., чтобы Отец Небесный жил внутри души и тела человека, Оживотворяя Собой АБСОЛЮТНО всё, что думает и чувствует человек, но эта, столь ЯСНО изложенная в Евангелии цель — чтобы человек жил в Боге, а Бог в нём — в наше время упрямо замалчивается, потому что большинству верующих эта цель душевно и духовно непосильна, и потому эта цель (Бог в нас и мы в Нём) находится под негласным запретом, в том числе и у православных или же она грубо профанируется в харизматических христианских, печально известных своими грубыми беснованиями сектах.
Огонь восьмой
Глас Божий, он для мира как тюрьма!
Тюрьма мне слаще, только б со Христом.
Уж лучше плакать день и ночь без сна,
Чем горечь от утех познать потом.
ПОЧЕМУ Бога не В ВЕЛИКОМ, НО В едва-едва приметных ОТТЕНКАХ ДУШИ найти можно?
Думаю, не только я один испытал на себе, что попытки приблизиться к Богу посредством усилий своего разума, сколь бы они ни были честными и искренними, приводят обычно.., да ни к чему доброму они не приводят почти никогда, разве что — к разочарованиям приводят и к последующему, почти неизбежному «выводу»: «времена сейчас не те… — сколько Богу не молись, толку всё равно не будет. Лучше уж жить, как все», ну, в смысле — жить ТЕПЛОХЛАДНО. Сходил в храм.., да и вернулся из него без особой наполненности души реальной Близостью Бога. Жить как все…
Почему так происходит? Почему большинство Бога в Живую почти никогда не чувствуют, а если и возникают у кого-либо {иногда} некие живые чувства к Богу или предчувствия веяний из иного мира, то они бывают непродолжительными и скоро «замыливаются» суетой земной и повседневным внутренним пустомыслием?
Причин может быть много, но одна из наиболее распространённых — та, что человек пренебрегает Богом в своей сокровенности, пренебрегает в своей повседневности.
Как пояснил мне мой духовник, многие ищут Бога не в ПОВСЕДНЕВНЫХ мыслях своих, но лишь по временам (например, только лишь во время уставного богослужения), и оттого не находят они Бога, что Бог Хочет ПОСТОЯННО жить в сердце каждого человека, Бог Хочет быть основанием человеческого сердца. Он хочет ощутимо Проявлять Себя в КАЖДОЙ мысли человека. И в дальнейшем, желает того человек или же нет, но он должен научиться понимать Бога почти без слов. А без слов — это и значит, в тех САМЫХ оттенках души, на которые большинству бывает несвойственно ПРИСТАЛЬНЕЕ обращать своё внимание.
Как учил меня искать Живую близость с Богом мой духовник?
– Всматривайся внимательнее не в то, что ты говоришь Богу, и не в то, что ты сам думаешь о Боге и о своём спасении, но в то, что Бог говорит в тебе. (Испытывать себя огнём постоянства, укорять себя (болезновать о себе самом), помнить о том, что в человеке НИЧЕГО чистым НИКОГДА быть не может, и проверять всё внутри себя \особенно Богоцентричность\ «на отзвук» надо по возможности непрерывно… — вот в чём трудность пути, В НЕПРЕРЫВНОСТИ усилий к Богу, тяжести которого большинство верующих избегают. И расплатой за такую внутреннюю расхлябанность служит им их пустая душа… У многих — даже и не ведающая о том, что Живой Мир Божий — он НЕДАЛЕКО от каждого из людей.
– Как Бог может говорить мне что-либо? – спрашивал я.
– Не словами, конечно же. Слова могут быть, но крайне-крайне редко.
– Почему? – спрашивал я.
– Потому что слова не отражают сути вещей.
– А что отражает?
– Та СИЛА, которая действует в тебе помимо слов. Ведь иногда бывает так, что ты поступаешь не по заповеди, вроде бы, но сердце подсказывает тебе, что поступил ты отчасти правильно. Отчасти потому, что абсолютно чисто поступать никто из нас не может. Разве только что молчать мы можем чисто, – он улыбнулся.
– Как эту силу Бога в себе понять? – допытывался я.
– Вслушивайся в себя. Непрерывно вслушивайся и старайся обучиться внутри себя языку Ангелов. Языку сердечному. Они радуются красоте Божиего мира, и ты радуйся вместе с ними. Поверь мне. Слова УБИВАЮТ не только радость в человеке о Господе. Они убивают в человеке вообще почти всё более-менее ценное. А когда приучишь душу говорить на языке сердца, сам откажешься от слов. Почти совсем от них откажешься, потому что поймёшь, сколь много мы грешим гордостью, когда говорим кому-либо что-либо, пусть даже и о Боге.
Так я начал (с осени 97-го года) приучаться вслушиваться внутри себя не в мысли свои, какими бы правильными они мне не представлялись, но в своё несовершенство и в те силы, которые действовали в моём сердце БЕЗ слов, и я открыл для себя удивительно богатый мир. Мир столь ярких и сильных переживаний, что это не высказать ничем и никак. Это когда ты приходишь за час до начала службы в храм ТОЛЬКО лишь для того, чтобы послушать, как Ангелы поют в храме. А они всегда там поют особо.
Многие понимают, что храм — это особое место, понимают это сердцем. Так почему бы не пойти дальше и не сделать попытку развить внутри себя сердечное понимание того, что происходит вокруг и внутри нас? Слышащий — да слышит.
Огонь девятый
Юродивые миру не нужны.
Мир не стремится к плачу — о себе.
Мир, очевидно, видит чьи-то сны…
Ну, а юрод сгорает на Огне…
ДУХОВНОЕ УТРО — КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ОНО НАСТУПИЛО?
Духовное утро — это когда после ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ многолетней духовной ночи наступает-таки время предельного упрощения отношений с Богом. Когда молитва становится не насилием над собой, не обязанностью, но доставляет радость и простоту, подобную земному дыханию, когда ничто не мешает чистой молитве, когда всем телом и душой ты без труда над собой устремлён к Богу, подобно летящей к цели стреле. К Единственно блаженной цели — к Иисусу Христу, к Богу — Пресвятой Троице.
Душа в таком {преображённом} состоянии НЕ МОЖЕТ не думать о Боге, НЕ МОЖЕТ не молиться Ему, НЕ МОЖЕТ не болезновать о себе самой непрерывно, НЕ МОЖЕТ не благодарить Бога сердцем (без слов), НЕ МОЖЕТ не любить Бога, ясно осознавая в себе самой, что Любовь к Богу — это дар ИЗВНЕ, это Дар Духа, и потому, даже если душа будет сгорать от Любви к Богу предельно пламенно и сильно, она не станет при этом возноситься ни над кем немолящимся, потому что будет носить в себе свидетельство от Господа, что она сама в себе — хуже демонов в тысячи раз, и что Бога она любить не может ни ЕДИНОГО мига своей жизни.
Огонь десятый
Огонь молитв сжигает его душу.
Огонь несет его по Небесам.
Я пред юродивым молчанья не нарушу.
Ведь всё, что я скажу, он знает сам.
ЮРОДСТВО (ради Христа) ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ, КАК ИХ РАЗЛИЧИТЬ?
Истинное и ложное безумие можно различить в себе самом ТОЛЬКО Благодатью Духа. Без Благодати Святого Духа (усилиями собственного ума) НИКТО не может увидеть личное безумие перед Богом, а когда увидит, тогда неизбежно и неумолимо он ужаснётся своему безобразию НЕПРЕРЫВНОМУ, и замолчит его душа. НАВСЕГДА замолчит. Так сильна в человеке его греховность!!! Отсюда вывод. Разум в человеке не вынашивается, но ВЫМАЛИВАЕТСЯ у Бога, и процесс самопознания себя Духом Бога бывает крайне болезненным для любой человеческой души, и неболезненным самопознание не может быть ни для кого. Любое неболезненное «приближение» к Богу — не более чем жалкая подделка, под какую бы то ни было «духовность».
Огонь одиннадцатый
Юродивые, вы печаль земли.
Слезами вы смываете грехи.
А мир вам платит…
так же, как Христу.
То там, то здесь…
вновь высятся Кресты!
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ТЕРПЕНИЕ И ЮРОДСТВО?
Не знаю, кому как, но тот, кто внимательно читал всё озвученное мной выше, и то, чему я был обучен своим духовником в начале веры, сам поймёт это ясно.
Истинно духовной жизнью в наше время почти никто не живёт.
Терпеть пожизненно, искать Бога пожизненно, с болезнью, устремлять к Нему ВСЁ, все доступные себе силы своей души — в наше время это воспринимается как безумие, и жизнь наша повседневная к священному безумию ради Христа очень и очень не располагает многих. Но всё же, я по себе это понял хорошо… — лучше уж я буду безумным перед миром, чем перед Богом, чем оказаться безумным перед Евангелием. А быть разумным одновременно и перед людьми, и перед Евангелием — невозможно.
Терпение пожизненное и разумное духовное юродство, умение идти в полном смысле слова ПРОТИВ всех ради Христа, в том числе и против единоверцев, уклоняясь от излишнего общения со всеми ради молитвы, и это в наше время не роскошь, это не чудачество и не возношение над ближними, но это прямая жизненная НЕОБХОДИМОСТЬ для спасения своей бессмертной души, особенно в наше духовно ослабевшее время.
Очень и очень (в наше время) надо бояться душевно сближаться с кем бы то ни было, хоть с верующими, хоть \тем более\ с неверующими, в том числе и с людьми в сане монашеском или же священническом.
Душевная любовь и духовная любовь — это СОВСЕМ разные виды любви… Если первую найти трудно, то вторую… я встречал лишь дважды в своей жизни, и эти люди уже у Господа. Протоиерей Фёдор (имя не изменено) и монах Александр (имя изменено).
Протоиерея Фёдора на приходе почитали за ничто, пока он был жив, а я неоднократно видел, как он в алтаре причащался Огня, как Сергий Радонежский, а монаха Александра братия фактически выжила из монастыря… Вот так на деле «ценят» и «видят» верующие тех, кто был истинно близок к Богу.
Огонь двенадцатый
Все, как и прежде. Этот мир не нов.
Юрод один, но рядом с ним Христос.
И улетает глас юрода в Небо…
Сквозь бесконечные потоки его слез.
КАК СОВМЕСТИТЬ НИЩЕТУ ДУХА И БОРЬБУ СО ЗЛОМ?
Зло в себе самом можно увидеть лишь только с помощью Благодати Святого Духа, и иного пути тут нет и быть не может. Бог отделяет внутри нас истинное перед Ним добро от зла, и много-много меньше зла мы делаем, когда молимся за ближних и не учим их ничему духовному.
Мой же этот сборник статей — это не стремление кому-либо навязать своё мнение, но это моя скромная ненавязчивая пассивная проповедь о том, чему я был некогда научен людьми лучшими меня.
Кто хочет, читай, кто же не хочет или же видит для себя в моих статьях что-либо соблазнительным и не святоотеческим, то для таких в сети много православных ресурсов. Ищите с Богом для себя там душевную пищу \более для себя легкую и более мягкую\, нежели то, что озвучил здесь я, грешный.
Комментарии блокированы во избежание спама