ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОШИБКИ 9 часть
Заключительная статья о правильном развитии сердечного (невербального) языка
.
Каждый православный минимум дважды в день, утром и вечером, обязан читать молитву Святому Духу, завершающуюся словами «Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны…». Приходя на богослужение в храм, верующий слышит ту же самую молитву и там, но что же обычно происходит, если вдруг кто-то скажет, что Дух Святой услышал его и Он, Всемилистивый и Всемогущий, вселился в его чувства и мысли, и что Он очистил его?
Многие из «братьев» и «сестёр» по «православной» вере сделают с таким заявившем о том, что молитва Святому Духу исполнилась на нём, точно то же самое, что в своё время фарисеи сделали с Иисусом Христом: они обвинят его в безумии, духовной прелести, служении демонам, славолюбии, самосвятстве, а потом просто возьмут, да и «распнут» при «помощи» цитат из святых отцов и Писания, и в общем, сделают массу искренних и честных усилий лишь для того, чтобы доказать-таки любому, кто их послушает, что Дух Святой, в наше, ну конечно же, самое что ни на есть распоследнее время, очистить никого уже не может. Не те, мол, сейчас времена, чтобы Бог смог кого-либо очистить. И если о духовной жизни начать судить по высказываниям некоторых «православных», то что-то слишком уж слабым, наверное, по их мнению, стал Господь Бог Вседержитель…
Парадокс, не правда ли?
Может ли быть слабым Всемогущий, и откуда берётся такое кощунственное лукавство? Возникает законный вопрос: а правильно ли ориентированы те «верующие» «православные» «христиане», которые и от себя самих, и от других людей не ожидают ничего величественного и Божественного, но нацелены только на личный пожизненный духовный неуспех?
.
Как человек, избравший практическую сторону веры, я не предлагаю моим читателям унылый анализ духовных болезней наших современников. Эти болезни набили оскомину, наверное, уже всем. И эту печальную виртуальную картину, когда одни «православные» гордецы «избивают» других, таких же гордых «православных», как и они сами, цитатами из отцов и Святого Писания, можно встретить в интернете достаточно часто. Я взял здесь слово «православные» в кавычки намеренно, потому что сказано в писании: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Так что, если нет любви в сердце твоём к каждому, кого ты видишь, то возникает законный вопрос, а ученик ли ты Христа, да и православный ли ты вообще? Ниже я предлагаю тем, кто захочет исцелиться от болезни осуждения ближних и маловерия, истинно действующее лекарство.
Всё, что нужно сделать для своего исцеления — это лишь предельно честно, молитвой попытаться заглянуть не в чужое, а в своё собственное сердце. Заглянуть в него без ложной стыдливости и страха, и посмотреть, проанализировать, не столько своим умом, сколько долготерпеливой личной молитвой к Богу, всё то, что Дух Святой пока ещё недоочистил не в ком-то другом, но лично в тебе самом. Чтобы Господь очистил тебя, для начала нужно хотя бы признать, хотя бы увидеть, а потом с гневом извергнуть холод к Богу и людям из своей души вон!
Впрочем, я не вчера родился, и прекрасно понимаю, что тот, кто привык годами ублажать свою гордыню тем, что он где только может (в интернете и жизни) тыкает цитатами из отцов в кого угодно, да только не в себя самого, такой, скорее всего, после прочтения этой статьи не исправится. Да он и читать-то её не станет. Я же не святой отец, а раз не святой, то что здесь и слушать?
Утешает меня одно: этой моей статьёй уж точно никто никого не сможет ткнуть, потому что она слишком уж объёмная, и покуда привыкшие тыкать ближних найдут хоть что-либо, чем они смогли бы «ткнуть» в тех, кто рядом, они и сами-то запутаются в том, что прочтут ниже. Так что «тыкать» и обвинять в ереси и в неправославии они смогут лишь меня одного, написавшего этот печальный труд, к чему я уже давно привык и внимания на эти тычки не обращаю совершенно никакого. Я адаптировался к ним и не чувствую в ответ совсем ничего, а просто молюсь о тех, кто тычет в меня цитатами из отцов, и слушаю своего духовника, который и сам не живёт расхлябанно и распущенно к Богу, и мне костенеть в теплохладности к Богу, думаю, не позволит.
Когда умники и умницы то и дело пытаются (в который уже раз) доказать, что не только кого-либо, но в частности, меня лично Бог якобы не в силах очистить и что Он, Всемилостивый, не в силах вселиться в меня, грешника, то я утешаю себя тем, что книжники от православия судить ни меня, ни Бога не будут, но и меня и их судить будет Господь наш Иисус Христос.
И Он спросит каждого, читающих эти строки: когда ты читал молитву Святому Духу и другие, читал ли ты их сердцем? Прикладывал ли ты к словам молитвы свои чувства? Прикладывал ли ты к словам молитвы свою веру?! Верил ли, что Господь может тебя очистить и что Он может вселиться и в твое сердце? И если не было в тебе несомненной веры в Милость Божию, тогда зачем приходил ты к Отцу Небесному?
Очень прошу тех, кто способен слышать не только себя самого и не только свои личные мысли о Боге, хотя бы на время чтения этой статьи обратить внимание на эти мои строки: СЕРДЦЕ, ЧУВСТВА и ВЕРА НЕ ВЫРАЖАЮТСЯ СЛОВАМИ!
Для того, чтобы с этим (невербальным, т.е. несловесным) внутренним материалом душа какого-либо человека могла действительно плодотворно и продуктивно работать, человек должен, разумно отказавшись от своей гордой словесности, суметь разглядеть внутри своего сердца тот грех, что гнездится в душе, и избавиться от него. Избавиться не цитатами, не канонами, не обрядами, якобы магически очищающими душу всякого стоящего в храме, и даже не словами, вычитанными из молитвослова, но ресурсами самого своего сердца.
От многих православных я то и дело получаю нарекания за мою нелюбовь к словам, и за мою особую нелюбовь к поверхностному неглубокому цитированию святых отцов. Но взгляните на то, что говорит нам в «Точном изложении православной веры» преп. Иоанн Дамаскин (книга 2, гл 3) «Ангелы — вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения».
Итак, как бы кто ни винил меня в фантазёрстве, духовной прелести и даже ереси, вдумайтесь ещё и в эти слова апостола: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». (Кор. 13:8-10)
Мы можем сколь угодно этого не желать и не признавать, но учение веры не оставляет никому из нас выбора. Если кто желает, чтобы Господь услышал его, и чтобы он сам смог увидеть и услышать Духа Божия, то должен научиться внимать тому, что Дух говорит ему внутри его сердца. И для того, чтобы научиться смотреть в своё сердце, нужно быть предельно честным и требовательным к себе и не пугаться размеров и объёмов той истинно бесконечной тьмы, с которой предстоит встретиться внутри себя, чтобы победить в себе грех. Ведь если грех где и побеждается, то вначале он побеждается внутри себя, а если он не побеждён Милосердием Иисуса Христа внутри себя, то не будет побеждён нигде.
Кто как, а я не вижу никакого смысла в том, чтобы только видеть свои грехи и бесконечно плакать о них. Цель христианства не только в бесконечном покаянии и плаче, но
в победе над своим грехом. Для того, чтобы грех был побеждён не в фантазиях человека, а реальным образом, внутрь человека должен войти Господь. И тогда уже побеждать грех самому будет даже не нужно, потому что Господь не опустится до борьбы с сатаной внутри человека, Он просто упразднит силу греха в сердце человеческом одним лишь Своим Божественным присутствием, и верующий станет блаженным не потом, не после смерти тела, а уже здесь, сейчас и сегодня.
Ведь
православная вера, если она протекает внутри сердца человеческого по правильному руслу, дарует Милостью Бога свободу от греха, а там, где человек найдёт свободу от насилия тонкого и грубого греха — там придёт к нему и истинное блаженство его тела и души.
К поиску этой свободы я и призываю читающих эту мою статью.

Итак,
что нужно делать, чтобы понять невербальный голос своего Ангела- хранителя?
Никаких особых секретов, никакой мистики и никаких таких сверхособых сосредоточений, близких по характеру к гордому оккультизму, аутотренингу, йоге, и, уж тем более, к магии я не посоветую. Всё, что нужно делать — это лишь стремиться
не позволять себе произносить какую-либо молитву Богу без сердечного усилия, прилагаемого к произносимым словам.
Если сказано: «Слава Отцу»,- значит, сердце твоё должно суметь (пусть поначалу это будет непросто и даже порой невозможно сделать, но сердце должно постараться) воздать искреннюю славу именно первому Лицу Пресвятой Троицы, Отцу Небесному. Если сказано: «и Сыну», — значит, сердце должно немного остановиться на этом слове и отдельно воздать искреннюю и честную славу второй Ипостаси Бога, и так далее. Конечно же, внимательная молитва всегда будет идти медленнее, чем молитва спешная, но куда же торопиться грешной душе от искренне любимого ею Бога?
Если идёт череда из 40 раз «Господи, помилуй», — это значит, что на каждом «Господи» душа должна прислушаться к тому чувству, осязаемому Духом, что рождается внутри неё, при произнесении
только одного этого слова «Господи», а при слове «помилуй» чувства должны изо всех своих сил просить у Господа прощения, милости, доброго изменения, защиты от греха и иное доброе всей палитрой своих чувств. Должна быть палитра не слов, а именно самых искренних чувств. Нужно приучить себя напряжённо прислушиваться к абсолютно каждому слову своих молитв, и тогда душа в той или иной степени ясно поймёт, распознает, научится понимать всё то, что производит внутри нее на несловесном уровне её Ангел- хранитель. Слово «Господи» вдруг наполнится такой силой, что ты удивишься тому, как мог раньше тараторить «Господи помилуй» сорок раз подряд как швейная машинка, ничего при этом внутри себя не чувствуя, но лишь оскорбляя Величие и Благость Божию своей невнимательностью к тому, чем занято твоё сердце.
Дальше — больше… Душа может увидеть не только зарождающееся внутри её чувств живое тепло к своему Создателю, но и холод, и нежелание молиться, и недостаток любви к Нему, и неблагодарность, и окаменение, а также и недостаток смирения в себе, недостаток доверия и веры Иисусу Христу.
Так же и недоверие какой-либо истине святого Писания или какому-либо эпизоду из житий святых, где оно находится? В уме ли? Конечно же, не только в уме, но более в сердце.
Всё там, там, в сердце твоём, простые и непростые одновременно ответы на все вопросы, и их при наличии постоянства в молитве и долготерпения абсолютно все, безо всякого исключения, может разрешить внутри тебя твой Ангел-Хранитель, сделав это без единого своего явления, без видений и произнесённых им слов внутри твоего разума. Нужен лишь твой долговременный честный покаянный труд, и тогда ты сможешь, если только сам этого захочешь, войти в мир прекрасной и живой молитвы, не иссушающей душу томительным ожиданием «да когда же, наконец, закончится время службы или правила?». Душа и тело твои наполнятся блаженным и живым покоем от Бога уже и во время самой молитвы.

Почему так медленно меняется сердце человека?
Причин, на мой взгляд, несколько, а именно:
— Если человек большую часть своей жизни не молился или молился невнимательно, то чему удивляться, что он сам себя и отгородил годами своего безбожия от живого духовного мира?
Обижаться на эти слова не стоит, но если ты пришел к Богу в сорок лет, то примерно столько же лет искренних молитв тебе и понадобится для того, чтобы ты смог своими ежедневными усилиями растопить лёд к Богу внутри себя.
Конечно же, Господь, хотя и справедлив, Он же и милостив. Тот, у кого просто по факту (потому что смерть придёт к нему раньше) нет времени на сорок лет молитв для того, чтобы душа его ожила в вере к Отцу Небесному, пусть поищет опять же в сердце своём Милости у Бога, и может, он найдёт её в себе, если не будет отчаиваться и не станет высоко мнить о своих внутренних способностях.
.
К человеку мистически привязано не только время его личного забвения о Боге, но и всё то время, которое в богозабвении провёл его род по крови. Это (родовое) богозабвение нужно в себе преодолеть с ясным пониманием того, что если ты своим терпением одержишь здесь победу, то за твои старания Бог введёт на Небо весь твой земной род.
Также к человеку мистически привязана греховность всего мира и всего ада. Мы можем этого не хотеть и, конечно же, частности скрыты от нас, но это явление есть. И если кто увидит всю безконечную глубину своей личной привязанности к мировому злу внутри себя сразу же и без долговременной предварительной подготовки, то, думаю, вряд ли какая душа спокойно выдержит это зрение в себе адского зла, и, скорее всего, станет до отчаяния страдать от величины и жёсткости неожиданно раскрывшегося внутри себя зла, просто сникнет и откажется от борьбы.
Поэтому-то и не сразу, но медленно, мало-помалу раскрывается в человеке живое видение (точнее, сердечное чувствование) в себе общемирового зла. И это зло нужно признать в себе. От него нельзя отречься, как не отрёкся от него и Сам Иисус Христос, но Он искупил Своим духовным трудом. Нам нужно победить эту боль в себе покаянием, начиная каяться уже не только за себя самого и свой род, но и за грехи всего мира.

Покаяние — это дело любви.

Покаяние приносит в чувства человека сильную и постоянную боль, искреннюю, честную и непрерывную скорбь, но с Божией помощью зрение мирового зла в себе не только смиряет душу православного, но и парадоксально наполняет её Любовью Бога, помогающего всем, кто не отрицается соучастия в несении тяжести Креста Христова. Так что Симоном Киринеянином, мистически помогающим Иисусу Христу нести Его Крест на Голгофу, может стать каждый православный в своём сердце, лишь бы только он не отрицался, когда Ангелы Божии попросят понести тяжесть греха не только личного, своего.
О молитве и молитвенных чувствах можно писать много и долго, но найти ответы на всё человек может
только многолетним личным молитвенным опытом, и никак иначе. Ответы придут не сразу, но они придут. И в один прекрасный день душа и тело твои увидят Невидимого Бога, и ты скажешь себе всеми искренними силами своей души: «Ты, Господи, Твоя Живая Сила и Могущество — это и есть ответ на все мои былые вопросы. И пока Ты будешь рядом со мной, Господи, у меня не возникнет к Тебе ни единого вопроса, потому что Ты и Твои действия — это и есть единственно верный ответ на любые мои вопросы».
Мучающая душу десятками лет неясность рассеется от Живого Света Любви Божией, и ты станешь другим человеком, ты сам — ясно поймёшь это, ясно осознаешь и почувствуешь, при условии если не побоишься ежедневного труда над самим собой.


Особая близость к Иисусу Христу была возможна во все времена, и в
наше время не исключение. Всё возможно верующему, но нужны терпение, предельная честность и труд над собой.

В чем секрет непрерывного присутствия зла в человеке, и как побеждает это зло Господь?
Когда душа созреет в молитве, то она уже не собственным умом, а по действию Ангела-Хранителя своего увидит в себе всю тяжесть креста, который она должна понести и от которого не нужно отрекаться. Человек увидит и ясно почувствует, что
в любых из его молитв и чувств, даже, когда он прикладывается к святым иконам не только телесно, но и всей душой, мистически скрыта бездна всего адского зла во всей его полноте!
Этого парадокса внутри себя самого не нужно бояться, и зла этого не нужно отрицать в самом себе, но созвучно с Силуаном Афонским можно попытаться сказать самому себе не актёрское, но уже вымоленное и выстраданное годами молитв, искреннее:
«Я действительно достоин ада абсолютно в каждом своём чувстве перед Тобою, Господи, но Ты пощади и помилуй меня на всякую минуту моей неизъяснимо греховной жизни. Этот грех Ты всегда видишь во мне, даруй же и мне видеть истинный ад внутри себя ВСЕГДА». И Бог, будучи верен Себе, помилует искренне кающегося не только за себя, но и за грехи всего мира, а некающиеся, где они будут? Слава Богу, что от людей пути Судов Божиих скрыты!
.
Почему опасность ошибиться и упасть во всякое зло сохраняется до последнего земного вдоха человека?
Мистическое зрение своего греха по природе предельно просто. Ум здесь мало участвует, он лишь отдалённо- гадательно, опять же не в образах, но интуитивно, чувствами понимает
всю необъятную серьёзность и величину живущего внутри человека греха. И, казалось бы, можно бы уже и успокоиться здесь: грех в себе вроде вижу (точнее, чувствую), что же ещё нужно?! Каюсь же, и о Милосердии Божием уже не только наслышан, но и опытом ясно чувствую Милость Христа, и всё же внутри остаётся томление от какой-то неясности, и душа понимает, что до полной своей «безопасности» нужно будет ей ещё идти и идти.
Это чувство своей ненадёжности душе нужно для того, чтобы она не расслаблялась, не обольщалась, что стала святою, но
чтобы душа трудилась в покаянии, и слезах, как трудились в ПОКАЯНИИ (до конца дней своих) величайшие из святых Божиих.
Но хочется ли нам подражать святым?
Хотим ли мы идти за Иисусом Христом по Его пути, по тому пути, который Господь нам заповедал, хотим ли идти по пути по возможности непрерывного покаяния? Если кто желает себе спокойной тепленькой, как у некоторых сектантов, внутренней «духовной» «жизни», то Бог ведь и не препятствует никому.
Не хочешь идти по пути молитвенного покаяния? Пожалуйста. На твоё место Господь найдёт другого человека, и потом уже не обижайся, что твоё место в Раю будет занято не тобой, а тем, кто Христа услышал.

Краткие дополнения для опытной в покаянии души:
Замечай, душа моя, что
чем более вложишь ты боли о самой себе на молитвах и при целовании икон, тем больший получишь отзыв на твои действия, явно ощущаемый от святых. И так будет всегда. Есть боль о себе — будет в тебе и мир, и благодать, и благословение от Господа, любящего кающихся. Но если не будет боли о себе самом, не будет и Благодати — ни от Бога, ни от святых, ни от Ангела-Хранителя твоего.
Вникай внутрь себя и пойми глубину простого: ведь совершенно
в каждом твоем поклоне и абсолютно каждом молитвенном слове, сказанном тобою (пусть даже мысленно), скрыта возможность бесконечного внутреннего совершенствования в покаянии.
Касания душой твоей Бога в начале пути будут одни, позже они изменятся, а в конце пути ты спустишься на дно адово, но уже не один, а со Христом, опустишься не для своей гибели, но чтобы победить ад Благостью и Любовью Иисуса Христа.
Но, если ты не борешься сам с собой за постоянное пребывание в памяти, Благодати и Любви Божией, если не трудишься в покаянии по возможности НЕПРЕРЫВНОМ — тогда зачем ты живёшь?
Самое опасное в духовной жизни — это горделивость. Но знаешь ли ты, что это такое? Чувствуешь ли ЕЖЕМИНУТНУЮ горделивость свою? Ведь горделивость — это семя самосмышления твоего. Это семя (с лёгкостью!!!) проникает во все чувства и во всякое чувство любого человека. Горделивость без труда входит даже в самое искреннее покаяние души перед Богом. Горделивость — это наша воля без участия в ней Бога. Горделивость — это и есть начало и корень любого и всякого зла как в человеке, так и в ангелах падших.

Без внутреннего же уединения никто не побеждает грех. Если кто любит часто и много говорить с другими о духовном и о Боге, такой человек не побеждает грех, но в общении с подобными себе он раз за разом и день за днём будет побеждаться тонкой горделивостью своей — и этого не избежать…
Для чего нужно удаляться от людей? Не для возношения над ними, но для искреннего и честного покаяния
во-первых, о себе самом, а потом и о них.
Мы читаем много духовной литературы, а потом не знаем, как нам с этим жить, не знаем как правильно понимать всё прочитанное в книгах, не знаем цены самому простейшему и не знаем, куда направить свой путь? Хочешь ли знать ответ? Направь путь свой
покаянной молитвой вглубь своего сердца. Бог ведь не в книгах живёт, но внутри тебя и Он всё скажет тебе, скажет без слов, и если ты будешь внимателен, ты услышишь Бога и Бог может упразднить (и ежедневно упразднять) в тебе силу греха твоего — Своей Любовью.

К ОБЩЕМУ ОГЛАВЛЕНИЮ