Об обольщении
Вместо предисловия
Прежде смирения своего ума многолетней молитвой невозможно видеть в себе (непрерывные) действия вражеского обольщения. Именно поэтому о духовной прелести так сложно писать. Ведь не молящийся ум свою непрестанную связь с сатаной будет упорно отрицать и грех свой видеть в себе не сможет до тех пор, пока не войдёт в него Господь. Зрение греха своего столь трудно, что даже лёгкое увлечение излишним и на поверхностный взгляд невинным делает ум слепым. Вот что страшно… Душа перестаёт видеть губящий её грех, ни от чего иного, как только от недоверия словам Христа и от слабого покаяния.
Без непрестанной памяти о Боге невозможно видеть всю глубину греха в себе самом.
…………….
«Истина это не мысль, не слово, не отношения вещей, не закон. Истина это Личность. Это Существо, Которое проникает во все существа и дает жизнь всему… Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев».
(св. Николай Сербский. Мысли о добре и зле)
…………….
Видеть страсти в себе может лишь ум, не мудрствующий: о людях, о Боге, о страстях, о сатане и особенно о чужой греховности.
Повторюсь особо.
Чтобы видеть свой грех, надо чтобы молитва с годами привела ум в безмолвие: о мире, о себе, о Боге и вообще обо всём на свете.
Лишь осознавший свою полную немощь, сокрушённый покаянием и оттого безмолвствующий ум может видеть, как не он сам, но Дух Божий, непрестанно оплакивает внутри стремящегося к покаянию человека, греховность всего мира. Оплакивает, потому что чувства наши как-то связаны с душами всех живых и всех усопших людей.
Как мы связаны с окружающими живыми и умершими мы не знаем, но эта связь есть. О чём было непрестанно плакать перед концом своей жизни святым монахам, как не о греховности мира? Почему глаза почти у всех святых при их жизни на земле так или иначе были наполнены немалой печалью? У меня давно возникает вопрос: почему святые плакали о себе, ну, а мы почему не плачем? Почему мы не печальны? Может быть, именно потому, что нам безразличны слова Христа, и мы не хотим всерьёз задумываться о них?
В наше время сатана многих обманывает тем, что заставляет искать духовное в осмысливании не своей личной греховности, но в раздумьях о греховности мира. Греховность мира это большое и даже бескрайнее поле…, в котором можно найти всё, кроме чистоты для своей души. Любая Богомудрая душа ясно понимает это, и потому непременно удаляет себя не только от мира, но и от мышления по законам мира.
Ниже я постараюсь описать всё, что мне известно о природе духовной прелести и о способах избавления от неё. Статья займёт немалый объём, но тем, для кого эта тема больна и важна, большой объём статьи будет лишь в радость. Тем же, кто любит сусальные материалы о вере, читать что-то ниже не имеет смысла, потому что видеть в себе самом тайно живущий грех может ТОЛЬКО лишь тот, кто не боится ежедневного, честного, кропотливого, непрерывного, покаянного труда над самим собой. Ещё раз повторюсь, труда не над чужой греховностью, но над самим собой.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
(Природа духовного обольщения)
Не хотел утяжелять изложение пространной главой: «Природа духовного обольщения». Но материал мало кому достаточно хорошо известен. Понять его без ясного определения важных базовых знаний будет едва ли возможно. Ведь и читающий книги не сразу читает их, но прежде учит буквы и другие правила. Изучающий незнакомую профессию также не сразу приступает к практике, но прежде вникает в лексику (а иногда и в профессиональный жаргон) выбранного дела. Без этого никак…
Поэтому в первой главе я просто вынужден буду определяться с тем, что я подразумеваю под понятиями:
Что такое духовное обольщение? Откуда оно взялось? Кем развивалось и как?
Обольщение это лесть, хвала самому себе, переоценка своих способностей, не подкреплённая реальным положением вещей. Казалось бы, так ли сложно понять природу этого духовного недуга? Что можно пространно сказать об обольщении? Может ли в обольщении скрываться нечто трудное для понимания?
Для гордого душой человека сложностей, как правило, «не существует». Для него почти всё так или иначе «разложено по полочкам». Но не видит гордый человек, сколь мало он знает самого себя, сколь мало знает мир, а о мире духовном, о его законах и о том, как сатана морочит всему миру голову, он и знать ничего не может… Да и как(?) он может узнать что-либо о тайнах иного мира, если в тайны духовного мира можно (не опасаясь повредить свой разум) смотреть, только отказавшись от своего гордого «Я», и ТОЛЬКО Глазами Бога, Глазами Святого Духа.
Как поступает адекватно мыслящий человек, когда ему необходимо решить некую сложную задачу? К примеру, построить дом, отремонтировать современную технику или поправить своё здоровье? То есть, когда возникает нужда делать такое дело, которого он не знает? Все предельно ясно. Он идет к специалисту. Не к первому попавшемуся идёт, но к лучшему. И не он сам, но прошедшие специальное обучение люди, делают проект, заказывают необходимые детали, ставят диагноз, прописывают те или же иные лекарства и прочее.
Так вот.
Для правильного познания того, что такое НА САМОМ деле духовное обольщение, надо тоже обратиться к знающему специалисту, и не к первому попавшемуся, но к лучшему.
Упаси Господи!
Я не ставлю себя самого на место лучшего специалиста по тайнам духовного мира, но лишь правдиво расскажу о том, что мне было объяснено в начале девяностых об обольщении. О том, откуда оно взялось, кем развивалось и как.
Впервые термин «духовное обольщение» я услышал от престарелого вдового протоиерея за штатом (имя его я умолчу). По немощи здоровья и с благословения правящего архиерея он, не афишируя себя, служил литургии у себя дома на окраине города Бийска. На клиросе пела его дочь. Молящихся, кроме его и дочери, было мало, обычно не более двух-трех человек. Привёл меня к нему почитавший его мой друг, только-только рукоположенный в священство. В те годы на Алтае не было духовного образования. Рукополагали без особого разбора. Подготовки никто и не думал требовать. Лишь бы только кто соглашался на сан. Естественно, у начинающих священников возникали недоуменные вопросы по порядкам чинопоследований и служб, а отец Иоанн славился среди старого священства отличным знанием уставов и Писания. К нему ходили за различными разъяснениями и псаломщики, и молодое священство. У меня тоже были к нему свои вопросы. Поэтому я стал время от времени ходить на его службы.
О духовном обольщении разговор зашел случайно, во время пояснения мне значения второго и шестого стиха 115-го псалма, обязательного к чтению перед Причастием, которого я не понимал.
2 А́зъ же рѣ́хъ во изступлéнiи моéмъ: вся́къ человѣ́къ лóжъ
6 Честнá предъ Гóсподемъ смéрть преподóбныхъ егó
Объяснение было несложным и поэтому крепко врезалось в память:
«Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь»
Исступление это наивысшее наитие Святого Духа. То есть не Давид, но Господь через него как высшую истину сказал: «Всяк человек ложь».
«Честна пред Господем смерть преподобных Его».
Мне было объяснено, что в этом стихе говорится о пользе полного смирения, о сокровенной смерти души, об умерщвлении высокого мнения о себе ради воли Бога.
Я задумался над сказанными словами.
— Трудно понять, почему «всяк человек ложь», и как может умереть душа, если она бессмертна?
— Ложь тут означает не простую неправду, – ответил мне батюшка, – но духовное обольщение, о котором мы знаем мало. Оно возникло в разуме павших ангелов ещё до того, как был создан Богом первый человек. Духовное обольщение от дьявола перешло в Адама. Через него по наследству передалось на всех его потомков. Вот почему все мы ложь. Я, ты, все, каждый из нас рождается с большим обольщением о себе.
— А святые? – спросил я.
— Святые потому и стали святыми, что не верили себе, но исполняли заповеди Христа. Действием молитвы они как бы убили свою душу перед Иисусом Христом. Об этом и говорит стих: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
— Почему мы мало знаем о духовном обольщении?
— Ангелы думают быстрее человека, и их мысли не имеют слов.
— Я не знал этого… – удивился я, – но ведь святым Бог мог же открыть то, о чем думал дьявол, когда пал?
— В этом нет нужды. Дьявол непрестанно придумывает все более и более новые духовные обольщения в себе самом и внушает их миру. В том числе мне и тебе. Каждому человеку он приносит своё. Он даже к Иисусу Христу приходил со своими обольщениями, но был отвергнут. Если бы не было дьявола, то никто в мире не мнил бы о себе высоко. Обольщение – это не качество человека и не качество души, но личное действие демонского разума внутри людей. Это важно помнить. Когда мы боремся с пороком внутри себя, мы боремся с самим сатаной. С его силой, с его внушениями, с его хитростью, с его настойчивостью, с его упорством, с его разумом. Если дьявол видит, что он не достигает цели, то меняет тактику, придумывает что-либо новое и подходит к уму человека с такой стороны, откуда человек не ждёт.
У меня, помню, даже голова во время того разговора заболела от раздумий над новыми для меня мыслями.
— Как сатана меняет обольщение? Это можно описать словами?
— Только в общих чертах. Дьявол ни от кого никогда не отходит до самой смерти. Он смешивается с каждым чувством, которое видит в человеке, со всеми его мыслями, с молитвами, даже на исповеди он не отходит.
— Разве такое возможно? – опять удивился я. – Ведь где-то написано, что дьявол не терпит покаяния и уходит.
— Уходит, да не весь. Дьявол хвалит человека и делает покаяние гордым. Учит возноситься над другими. Ожесточает душу, делая её похожей на фарисея. Уметь хорошо каяться это как убить свою душу, как лишиться своей воли. Вот, видишь, насколько глубокая книга Псалтирь. Всего два стиха, а в них может вместиться не только земная жизнь христианина, но и древняя история, и даже в этих стихах говорится о том вечном блаженстве в Царствии Христа, когда языки умолкнут и знания прекратятся, но будет лишь одна Любовь Божия «Честна пред Господем смерть преподобных Его».
Слова старого протоиерея оставляли в моей душе четкий и яркий след истины не сколько от того, что я открывал через него новые для себя горизонты мышления, сколько от того живого умиротворения, которое едва ли не физически витало в воздухе, когда я разговаривал с ним. Иногда у меня возникало чувство, что отец протоиерей был не из нашего мира, словно он жил в каком-то ином, много лучшем чем мой мире… и благоухание этого его внутреннего покоя я получал рядом с ним обильно, иногда вообще без слов.
Сейчас мне видится это странным…
В те годы… (начало девяностых) я по простоте души своей думал, что все старые священники имеют такую большую благодать от Бога, и что потеряв общение с одним старым священником я без проблем потом легко найду ту же самую благодать в любом из старых священников в другом месте.
Осознал невосполнимость утраченного я лишь тогда, когда уехал с Алтая в монастырь, расположенный в Калужской епархии. Там я тоже встретил немало старых священников и монахов, но они были другими.
ГЛАВА ВТОРАЯ
(Раскрытие духовного обольщения)
Парадокс духовного обольщения в том, что цель обольщения примитивна, как мычание (ежедневно не дозволять душе свободно молиться Богу), но вот движущие силы обольщения и способы отвлекать человека от молитвы реально неисчислимы и непостижимы.
Впервые прочитав у Симеона Нового Богослова о том, что (дословно): «козни дьявола непостижимы», я вначале подумал: может, тут опечатка(?) или неточность перевода(?), но потом у других святых отцов (в том числе у русскоязычных) я встречал высказывания, утверждающие эту же самую мысль. Ум человека бывает бессилен предугадать и постичь то, как сатана действует на него. Категорично утверждалось, что без Личной помощи от Бога избавиться от действия дьявола внутри себя душа не может.
Почему сатана стремится достигать самыми разными способами именно этой цели? Почему для него так важно, чтобы душа не обрела навык к (по возможности) непрестанной покаянной молитве?
Хорошо знает он, что по смерти ему легче будет отсудить душу в вечные мучения, если она не обучилась самому важному в жизни каждого человека делу близкому общению с Богом. Опасность неумения молиться большинство людей не понимают, не признают и потому, к радости сатаны, не стремятся избавиться от неё.
Раскрыть в себе духовное обольщение можно только одним единственным способом. Призвать внутрь себя Дух Бога, сродниться с Ним и Его Глазами начать видеть в себе все те зависимости от дьявола, какие душа пожизненно и ежедневно носила, носит и будет до последнего вздоха носить сама в себе.
Чтобы Дух Божий вошел в чувства человека и осветил там всё, надо стать своего рода (в хорошем смысле слова) безумным фанатиком Евангелия. Надо жить Евангелием, дышать им, каждую свою мысль сверять с ним (по возможности непрестанно), думать о заповедях. Выражаясь проще, Дух Божий любит и просвещает только лишь тех, кто относится к словам Бога именно как к словам Бога. То есть хранит их в себе и, несмотря ни на что, ежедневно непрестанно думает о них.
Да. Жить, всё время думая о Боге, и непрестанно (с болезненным покаянием) молиться Ему не свойственно для современного, озабоченного разными хлопотами человека. Но что это меняет для того, кто ВСЕРЬЁЗ решается отдать ВСЁ своё сердце Богу?
Ровным счётом ничего.
Дар живой веры дар близкого общения с Богом столь блажен для души и для тела кающегося, что тот, кто в живую испытал блаженный Покой в Боге, тот непременно ради этого Покоя и блаженства освободит себя от многого лишнего и, пройдя через немало поражений и внутренних неудач (которые неизбежны), продолжит трудиться над своим покаянием далее. Он найдёт внутри себя возможности (это надо делать тайно от других) каяться непрерывно до самого последнего вздоха.
Покаяние, если оно проводится правильно, не делает ум и чувства унылыми и печальными, но, наоборот, приводит душу к устойчивому многолетнему блаженству в Боге, хотя и не без болезненной молитвы к Нему.
Проблема многих прежде, чем кто привыкнет непрестанно каяться: привычка всё оценивать самостоятельно, множество бытовых ежедневных забот и отсутствие страха перед несмолкаемыми потоками пустых помыслов. Рассеянность в бесконечных мыслях о мире сем вот что делает душу слепой и глухой к словам Евангелия. Человеку привычно оценивать своё состояние своим умом. Но правильно оценивать себя сам человек не способен, но, как сказал Господь: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить ….. в последний день».
Ежедневно судить себя словами Иисуса Христа вменяет ли кто себе это в нелёгкий навык?
А ведь по-другому, не погружая свой ум в Евангелие, видеть свой грех в себе невозможно.
Переставая думать (болезненно и ежедневно) над словами Евангелия, душа перестаёт видеть, как непрестанно порабощает её мысли и чувства грех, тайно и непрестанно действующий внутри совершенно всех душевных переживаний любого человека.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
(Как избежать рецидивов духовного обольщения)
Казалось бы, что может быть сложного в борьбе с рецидивами (повторениями) духовного обольщения? Достаточно лишь ясно понять своё обольщение (их невероятно много, кстати), и потом лишь делать некие несложные усилия над собой, чтобы не повторялся грех. Вот и вся нехитрая практика.
Но лишь с одной стороны это так. Прошлые обольщения надо помнить. Без этого не обойтись. С другой же стороны… Те, кто много читал о молитве, знают из монашеских книг о том, что забвение о молитве (а это и есть рецидив наиболее опасного духовного обольщения) с лёгкостью и ежедневно побеждает отшельников-монахов даже и после сорока лет их подвига. Побеждает даже тех, кто живёт под руководством духовно опытного наставника.
Возникает вопрос.
Так ли просто избежать повторения того, что душой уже достаточно хорошо осознано как обольщение? Почему обольщения возвращаются в душу с пожизненным упорством? Как с этим бороться? Для того чтобы понять способ избавления от этой напасти, необходимо учесть важную деталь…. Рецидив обольщения всегда начинает действовать в одно и то же время, в мгновение, как только душа возвращается из сна. Неважно, дневной был сон или в другое время, но как только просыпается сознание, тут же начинается активное действие обольщения на душу.
То есть.
ПЕРВОЕ условие свободы от рецидивов духовного обольщения – сокрушение духа, молитву и память о Боге надо начинать в самое первое же мгновение, как проснёшься.
«Слава Тебе Господи», если вместо этих слов возникли в сознании (любые иные мысли), значит обольщение уже действует. Рецидив развивается.
Таков закон.
Если ты не Божий, то под влиянием внушений от сатаны.
Ну, а далее только лишь ежедневный упорный многолетний труд над самим собой. Ни секунды не позволять себе отвлекаться умом от сокрушения духа, молитвы и ещё раз от сокрушения духа.
Если НИКОГДА не позволять себе даже и малых поблажек, то может наступить такое время, когда на рецидивы не останется ни минуты свободного времени, но душа привыкнет к непрестанному покаянию о себе.
Почему обольщения пожизненно возвращаются? Да потому, что обольщения это не свойство души человека, но энергия сатаны, непрестанно стремящаяся вернуться в то самое место, где прежде ей (во многих душах) удавалось оставаться долгие годы незамеченной.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
(Условия видения духовного обольщения)
Перестающий думать о наиболее важных заповедях Христа по умолчанию в туже минуту перестает видеть в себе самом действие духовного обольщения. Понять в себе грех невозможно быстро. Видение грехов раскрывается постепенно лишь через десятилетия молитв, лишь по мере понимания важности заповедей.
Наиболее распространенный (и наиболее неправильный) подход к познанию своих грехов начинается у многих оттого, что они хотят оценивать себя своим (собственным) умом, но не свидетельством Ангелов и Бога об их поступках в их сознании.
Итак.
Первое условие видения своих грехов исполнение заповедей. Второе условие умение отличать внутри себя голос своего ума от голосов демонов и от голосов Святых Ангелов и Бога.
Третье (наиболее сложное) условие не допускать в свою душу такие чувства, которые мгновенно делают невозможным видение своих грехов.
КАК ОТЛИЧИТЬ В САМОМ СЕБЕ ГОЛОС СВОЕГО УМА ОТ ГОЛОСОВ ДЕМОНОВ И ОТ ГОЛОСА БОГА?
Мысли человека (голос его ума) так уж устроены, что они не могут не зависеть как от Бога, так и от влияния дьявола одновременно. Любая из мыслей человека это всегда и неизменно будет некая смесь трех влияний. Человек думает одно. Бог ведёт человека (по большей части к смирению). Сатана обычно пытается лишив душу НЕПРЕСТАННОГО покаяния, впутать её или в искаженное понимание правды или же в явный грех.
Я давно уже это очень хорошо понял: не смешанной любая из мыслей человека, как с влиянием дьявола, так и с внушениями от Бога быть не способна, поэтому я уже более двадцати лет даже и не пытаюсь в себе искать волю Бога в чистом, незамутненном виде.
Искать в себе чистую волю Бога это всегда и бессмысленно, и гордо.
Очень хорошо знаю по многолетнему опыту, что любая мысль, приходящая ко мне, любая моя молитва к Богу, любое моё, даже самое искреннее покаяние, на исповеди это ВСЕГДА будет смесь из моих мыслей, из действия Бога внутри меня, ведущего мой ум к смирению и Покою, и из действий дьявола внутри меня же, НЕПРЕСТАННО пытающихся всё испортить и исказить.
Истинное покаяние это НЕПРЕСТАННАЯ борьба внутри себя с внушениями от сатаны. Именно НЕПРЕСТАННАЯ. Тот, кто опытен в духовной брани и молитве (и тот, кто обучен опытным в молитве наставником), эту основополагающую истину о человеке помнит и памятует не хуже, чем символ православной веры.
Почти любая из мыслей человека это ВСЕГДА будет смесь трех воль. Некто (умников их хватает, к сожалению, везде) может сказать, что мысль помыть руки с утра и одеться принадлежит лично ему, и никакого дела нет до этой мысли ни Богу, ни дьяволу. Но это ГРУБЕЙШАЯ ошибка думать так легкомысленно… Если человек решил помыть руки и моет их, но при этом о Боге он не помнит и не молится Ему, то в его душе невидимо дьявол уже давно укрепил своё пагубное влияние. Это неизбежно. Душа привыкла или привыкает к безмолитвенности. Утратила или утрачивает чувство неизбежности Суда. Душа не думает ни о Боге, ни о своей смерти, ни о неизбежном ответе перед Ним. Не знает она и того, как ТРУДНО достичь реально близкого общения с Богом. Не знает, что за настоящую молитву необходимо биться внутри себя ЕЖЕСЕКУНДНО, НЕПРЕРЫВНО И ПРОЧЕЕ.
Вот видите? Человек решил помыть руки и моет их, но он при этом весь с ног до головы может принадлежать своей душой сатане, быть в его плену и власти, и при этом он об этой опаснейшей зависимости от дьявола может даже и не подозревать….
Впрочем, эта моя статья пишется не для тех, кому плевать на заповедь Христа: «Возлюби Бога всем сердцем», то есть всегда, но для тех, кто ищет очищения своей души.
Не нужно думать, что отличить внутри себя голос своего ума от голоса Бога и голосов демонов невозможно. Отличить их возможно, и я объясню, как это делается. Но при этом распознавании полного разделения между тремя влияниями в человеке (он сам, Бог и сатана) не произойдёт никогда, но всегда будет (и останется) смесь до самого последнего земного вздоха. Именно поэтому святые плакали о своих грехах до самого последнего мига своего бытия на земле.., потому что они видели в себе самих НЕПРЕРЫВНОЕ присутствие энергий и внушений греха и дьявола.
Так как же отличить в себе голос своего разума от голоса Бога и от голоса сатаны?
С голосом разума уже пояснено это ВСЕГДА смесь.
Голос Бога это истины Евангелия, заповеди Христа и желание исполнять их.
С голосом сатаны сложнее всего. Он всегда ведет к сокровенному непокою и к скрытому противлению воле Бога.
Делает же это ясное различие внутри души что и от кого (от Кого) и как именно исходит и чего в нас больше, чего меньше ТОЛЬКО Сам Дух Бога.
Когда Дух Бога действует в душе, ничего не остаётся непонятным. Всё делается предельно ясно, ясно, в чем именно надо каяться на тот или же иной момент, но мало кто находится в таких состояниях, чтобы уметь ясно слышать голос Бога внутри себя. Почему мало? Да потому, что большинству людей неинтересно с Богом.
Они просто живут более для себя, чем для Бога, и потому слепы.
Бог ведь не будет навязывать Себя никому и никогда, но наоборот, человек должен сам себя навязывать непрестанно (в хорошем смысле слова) Богу, и Бог придёт и объяснит всё. Бог придёт, но только это происходит не сразу, но как я уже говорил выше, нужны десятилетия покаяния и большое долготерпение в заповедях.
КАКИЕ ЧУВСТВА ДЕЛАЮТ ДУШУ СЛЕПОЙ К СВОИМ ГРЕХАМ?
Рассеянность ума (это более именно чувство, но не мысли).
Объясню почему. Рассеянный ум, бесконечно скитаясь по миру и бесконечно рассуждая о поступках других людей, утонченно наслаждается этими скитаниями и томится ими. Это и есть духовный блуд. Рассеянность ума на корню убивает не только видение своих грехов, но и саму молитву! Если рассеянность ума вошла в навык, избавиться от неё бывает крайне сложно.
Довольство собой, даже и самая слабая тень этого чувства, мгновенно пресекает в человеке не только видение своего обольщения, но выжигает в человеке вообще любые начатки истинно духовной жизни.
Считать себя лучше кого бы то ни было трудно искренне содержать себя в мысли, что ты хуже всех. Это очень трудно. Тем более видеть себя так постоянно. Но если это не делать, не увидишь ясно наиболее частые и наиболее опасные грехи свои.
Духовная лень, забвение о покаянной молитве.
Гордое желание спасать и очищать души других.
Считать себя неспособным на любое из зол. Подобное высокое мнение о себе бывает только от неопытности.
Считать себя способным делать правильные выводы. Это очень важно… Правильные выводы без Бога человек не может делать. Тот, кто забывает о нищете своего духа, тот непременно наказывается за такое легкомыслие от Бога ОСОБОЙ слепотой к своим грехам.
Повторимся.
Условия видения в себе самом духовного обольщения (давайте оставим весь прочий мир в покое) таковы:
1) По возможности непрестанно думаем о заповедях внутри себя. 2) Призываем Бога, доколе Он не придёт и не пояснит всё. 3) Стараемся ни на мгновение не впускать в свою душу те мысли и чувства, о которых я только что говорил выше.
Особенность некоторых недолжных перед Богом чувств такова, что даже лишь и на одно мгновение стоит впустить в себя самодовольство (и забыть о непрестанном сокрушении духа внутри себя), как мгновенно срабатывает наказание от Бога. Уходит покой и исчезает наслаждение молитвой. Душа начинает чувствовать внутри себя немалое уныние. Таким образом Бог с Любовью и постоянством приучает душу быть внимательной к мелочам.
ГЛАВА ПЯТАЯ
(Можно ли быть свободным от духовного обольщения?)
Можно ли быть свободным от земного притяжения пока живёшь в теле? Нет, потому что живёшь в зоне гравитации земли.
Так и духовно.
Душа каждого человека (пока она в теле) находится в зоне влияния дьявола и не зависеть от этого влияния не может ни в одно мгновение бытия. Это не я придумал. Так утверждают отцы церкви и святое Писание.
Конечно же, приятно думать о себе, что ты хоть когда-то, хоть в чём-то, но можешь быть полностью свободен от влияния зла. Но считать так не значит быть свободным. Как я уже говорил выше, духовное обольщение начинает видеть в себе человек лишь тогда, когда он начнёт всерьёз исполнять заповеди и ежедневно трудиться над собой, вот только лишь тогда начинает сила греха выявляться. Увидит он в себе и немощь на молитве, и нетерпение к ближним, и сухость к Богу, и ещё множество неумения и немощей, разных недостатков и даже явное противление Воле Бога.
Хорошо, если человек ищет максимальной свободы от обольщения. Но необходимо знать, как именно раскрывается обольщение в природе человека. А раскрывается оно, как и многое в духовной жизни, ИМЕННО парадоксально… то есть чем более трудится над собой человек, тем всё более и более (Духом Бога) видит он в себе действие сил греха. Вот откуда появилось (ставшее широко известным) высказывание преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». Духовное созерцание раскрывшегося внутри себя греха это такое свидетельство Бога о человеке, представить которое себе самому правильно никак невозможно, но можно лишь пережить это зрение греха своего в себе тогда, когда оно придёт.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
(Как постичь непостижимые действия духовного обольщения)
Причин непостижимости духовного обольщения всего три: 1) Разумность обольщения. 2) АБСОЛЮТНО полное отсутствие в природе человека органов обнаружения обольщения. 3) Воля Бога о том, чтобы падший архангел не мог побеждаться природой человека, но лишь только Природой Бога.
Природа человека совершенно бессильна: как против хитрости сатаны, как против сладости греха, так (иногда) и против насилия сатаны над волей человека. Противиться любому из видов греха человек может лишь при одном условии, когда Бог явно или же тайно будет помогать человеку в борьбе с грехом.
Сатана, пусть и падший, но всё же ангел. Именно поэтому он с легкостью может начать действовать внутри ума и чувств человека, отталкиваясь как от любого человеческого помышления, так и от всего человеческого менталитета в целом. Сатана свободно обходит любые словесные формулировки и никакими, даже самыми догматически правильными словами или мыслями его не перехитришь и не прогонишь, даже словами молитв. Для того чтобы молитва начала всерьёз жечь его, она должна совершаться часто, а лучше непрерывно. У молитвы вообще немало сложных и трудных условий, но речь сейчас не о ней.
Ясное ви́дение того, как и куда именно дьявол желает завести ту или же иную душу человека, иногда может открываться Богом усердно молящейся душе. Для Бога это нетрудно. Но для непривыкших к подобным озарениям в это сложно поверить, что такое вообще возможно, но это возможно. То есть ум кающегося человека (время от времени) может по воле Бога (но не по своей воле) неожиданно входить в глубь сознания дьявола и там ясно видеть изнутри всю последовательность планов сатаны и ту самую цель, и все те самые способы, которые сатана планирует против человека. Бог может открыть человеку всё, но для того чтобы открытое могло вместиться в его разум, разум должен быть приготовлен особым смирением, которое скоро не приходит ни к кому.
Почему в природе человека нет никаких органов обнаружения обольщения?
Разве бы это было плохо?
Только бы сатана приблизился бы к душе, и раз, душа уже яснее ясного видит его… пинка ему под зад и прощай грех! Но этого не происходит. Евангелие открывает нам истину о том, что «никто не благ, как только один Бог» и что «без Меня (без личной воли Бога) не может человек ничего» не может он ни видеть грех, ни противиться ему, ни тем более побеждать его.
Для чего так сделал Бог?
Разумная душа, если уж она верит в то, что Бог Всесовершенный, никогда подобные вопросы не станет задавать Богу. Она простой и безыскусной верой примет ту истину, что вот (именно) так и будет лучше для всех, чтобы в человеке не было источника правды и благости, но чтобы этим (особо отмечу, Единственным!) источником любого блага был Сам Господь.
Из всего написанного выше в этой главе, ясно следует, что постичь полноту действия греха в себе самом можно только лишь одним единственным законным способом. Не выводами своего разума, не тщательным анализом себя, не чтением многих книг, но лишь живым свидетельством от Самого Бога и никак иначе. Тщательный анализ себя тоже нужен и важен, и книги бывают важны, но они не принесут особой пользы, наверное, почти никому, если при анализе и при чтении книг не будет искренней долговременной молитвы к Богу: «Господи, помоги мне понять себя».
Полнота греха, живущая в каждом из людей, в то время, когда она раскрывается для ума Духом Бога (это внутреннее зрелище, простое и в то же время необъяснимое тем, кто не испытал его в деле) не может не ужасать душу. Ясное получает свидетельство от Бога ум, насколько бессильна всякая душа перед властью любого греха. Насколько немощна видеть душа грех в себе и его полную (уже раскрытую Богом) тайну.
И что же происходит с душой, которая видит в себе грех и неисправимую наклонность в себе ко всякому греху и свою беспомощность перед притяжением любого греха? Отчаивается ли она в своём спасении? Нет. Ни в коем случае, но благодатью Бога такая душа перестаёт осуждать вообще всех и вся, но начинает искренне молиться обо всех и каждом, стремясь не принимать ничью сторону в своих молитвах, но жалея весь мир. Жалеет каждого. То есть душа не судит никого, но взывает к Милосердию Божию обо всех, потому что знает истину без Бога все и вся ничто… и что ничто и никто не поможет никому, если не будет на то Личной воли Бога.
Наиболее же важным для своей души я считаю то, что душа, внутри которой раскрылась полнота тайны греха Богом, НАПРОЧЬ перестает давать добрую цену всему, что бы она ни делала, но все благо, какое где видит и какое (помощью Бога) душа делает, приписывает уже никак не себе, но Единому Богу.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
(Почему полноту духовного обольщения видят не все)
Вот как было бы хорошо?
Повелел бы Господь открыть каждому человеку, живущему на земле, а не только особым православным подвижникам веры, всю полноту той тайны духовного обольщения, о которой я только что так пространно говорил. И повалил бы народ валом в церковь, каяться и прочее, ведь никому неохота было бы в ад…
Но этого не происходило никогда раньше и сейчас не происходит.
Мир пребывает в слепоте. Даже более того. В слепоте (о строгости будущего Суда Божия и о той тайне бесконечного греха, что находится внутри каждого человека) пребывает практически весь мир. В том числе и большинство верующих во Христа. Но лишь единицы святых, в основном, уединённо живущие православные монахи, видят всю бездонную и всеохватывающую глубину греха внутри себя и непрестанно проливают над этим своим грехом духовные слезы. Те самые слезы, в которых нет ни капли экзальтации, но они, хоть и болезненны, приносят всякой душе покой и даже полноту Покой как раз именно потому, что они болезненны и беспрестанны.
Так в чем смысл?
Для чего нужна слепота?
Не ошибся ли Бог, наградив столь плотной слепотой мир?
А вот не, не ошибся.
Стоит помнить, что этой слепотой мир покрывает не Бог, но дьявол избрал для себя такой путь. Люди же принимают эту слепоту внутрь себя. Кто-то по неведению. А кто-то и сам не хочет ничего знать о будущем Суде Бога. Кто-то верует во Христа, но вот верует ли он словам Христа…? Ведь если бы веровал, то и жил бы иначе. Помнил бы и о первой заповеди блаженства из Нагорной проповеди, и о второй (практически непрерывно), а ведь именно о них я и пишу всю эту статью о немощи человека (нищета духа) и о покаянии (блаженны плачущие). Но люди, формально веруя во Христа, не верят в строгость Его слов. Из-за неверия они и слепы до сего дня.
Это неведение потом послужит отягчающим обстоятельством для сатаны. Оправдания ему уже не будет. Он знает, что делает и к чему ведёт души, слушающие его. Он знает, что он обманывает весь мир и как он это делает, внушая всему миру забвение о Боге и обо всех Божественных Истинах Его. Для людей же эта слепота и беспомощность (отсутствие в людях источника силы противления греху) отчасти может послужить за гробом неким оправданием.
Далее же я просто не хочу рассуждать об этой теме. Потому что могу легко запутаться в том, что выше моего разума, и ввести людей в заблуждение или даже склониться к ереси.
Довольно моей душе веры, что раз уж эта слепота есть в мире и Бог терпит её, не убирает, несмотря на то, что она распространена ныне чрезвычайно плотно и широко в умах и сердцах людей, значит, так это лучше для всех.
Но об этой слепоте не запрещено говорить. Не запрещено писать о той опасности, которая будет ждать всех тех, кто не просит Бога о прозрении от слепоты.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
(Почему Бог, хотя и может, но не пресекает действия духовного обольщения и не показывает всему миру полной правды о сатане?)
Что плохого было бы в том, если бы Бог разом прекратил любые внушения демонов на людей? Если бы Бог показал всему миру всё то зло, что исходит от дьявола, разве люди сами бы не прокляли бы бесов за разное их зло? Уничтожив обольщение, не уничтожился бы и грех? Не было бы греха, для чего нужен был бы тогда ад? Что было бы плохого в этом?
Вот что интересно.
Если бы Бог аннулировал все обольщения, исходящие в мир людей от сатаны, то не только ничего не изменилось бы к лучшему, но всякий человек подпал бы тогда к гораздо ещё большему осуждению. Подпал бы, потому что стал бы жить в условиях, когда ничто не наталкивало бы его тайно на грех изнутри, не препятствовало бы исполнению воли Бога, а ведь необходимость непрестанно поклоняться Богу, возделывать заповеди Его, приближаться к своему Создателю стала бы ещё более нужной. Всё равно ведь пришлось бы каждому из людей черпать силы в Боге, для того чтобы возрастать в Нём. Да и не возмутились бы люди на Бога, узнав вдруг неожиданно для себя, какое страшное (бесконечное почти) зло жило в них самих? Узнав о загробной жуткой участи тех своих родных, что теперь осуждены Богом, не прокляли бы люди и Самого Бога? Конечно, возмутились бы, и возмутились бы весьма сильно, потому что душа и ум человека не в силах были бы перенести всё то великое, злое и жестокое, что им неожиданно открылось бы.
Если откроется всё прямо сейчас душам неопытным, то самый крайний и сознательный бунт людей против Бога был бы просто необратим.
Я это по себе знаю.
Пережив опыт клинической смерти и коснувшись душой всего того, чем наполнен мир духовный: увидев как ад, так и Небо, я после того, что пережил, около четырех месяцев даже и думать ни о чём не мог, кроме как о помиловании от Бога. Сильно тосковал по тому, что видел на Небе. Почти невыносимо тягостно мне потом стало жить на этой земле.
В духовном мире ведь иное зрение. Не такое, как здесь. Видя кого-либо там, ты сразу же чувствуешь то же самое, что чувствует тот, кто находится в ином мире. Видя праведника, ты чувствуешь его радость. Видя грешника, чувствуешь его мучения. Пережив и то, и другое, никак не сможет душа остаться прежней, но, скорее всего, она просто сойдёт с ума. Что со мной и произошло после того, как побывал там. Лишь спустя восемь месяцев после пережитого мной там, я стал немного приходить в себя, и появился интерес к контактам с внешним миром. Но прежним я уже не смог остаться, и слава Богу!
Хоть молиться стал больше и молитву стал считать самым важным для себя ДЕЛОМ.
Если кого заинтересует мой посмертный опыт, он описан здесь Пять встреч с тайнами загробного мира (редакция 2016 года)
Всё в этом мире сделано премудро Богом.
Тайны духовного мира открываются душе медленно очень, и это хорошо. Если Богу будет угодно, то молящаяся душа может рано или поздно получить более-менее свободный доступ в иной мир. Этот доступ (и один только он) может сделать душу человека самой счастливой на земле. Но открывшиеся тайны иного мира сделают душу ответственной за каждое её чувство. Потребуют от души максимальных усилий в молитве, как за себя, так и за ближних.
Видеть тайны духовного мира это очень большая радость, величайшее блаженство для души, но такое видение требует огромного терпения и ежедневного, практически непрерывного нелёгкого, болезненного труда над самим собой.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
(Возможны ли состояния, когда духовное обольщение не действует внутри души?)
В ГЛАВЕ ПЯТОЙ (Можно ли быть свободным от духовного обольщения?) я уже пояснил, что невозможно никакой душе, пока она в теле, быть независимой от влияния сатаны ни в одном из своих чувств, ни в одной из мыслей, ни в какое время.
Нравится нам это или нет, но всё это правда и всё это придумано не мной, но святые отцы свидетельствуют нам это. В главе ДЕВЯТОЙ я не хочу вновь подробно рассматривать то, что было написано прежде, но хочу отчетливее раскрыть механику действия духовного обольщения именно в такие моменты, когда душа может думать, что обольщения в ней (вот, к примеру, именно сейчас) нет.
Помнить о глубинном (по большей части скрытом от ума) НЕПРЕСТАННОМ механизме действия обольщения в себе крайне важно. Это важно для того, чтобы не расслабляться в поисках правильного состояния души перед Богом и перед своим будущим.
КАК ДЕЙСТВУЕТ СКРЫТОЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ?
Понять, как действует в душе НЕПРЕРЫВНОЕ скрытое обольщение, несложно.
Для этого надо представить себе (несколько образно) такую картину. Идёт поезд. Движение его остановить нельзя ни на миг. В конце пути пропасть и Суд. А что делает пассажир? В данном случае я сам… Готовится ли он к НЕМИНУЕМОМУ болезненному крушению своего временного купе? Помнит ли о Страшном переходе в Вечность, которого и многие святые (с их же слов) весьма и весьма боялись? И почему это святые боялись и ежедневно готовились к переходу в иной мир, к Богу, а я не испытываю вообще никакой тревоги за себя, к примеру, сейчас, сегодня, вообще непрестанно? Может, это потому, что святые были свободны от непрерывного обольщения? Трезвее относились к времени? Ведь движение поезда неумолимо, а менять свою душу ОЧЕНЬ нелегко, и это благое изменение своей души ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно происходит. Времени на доброе изменение, если я не делаю ничего именно сегодня, может ведь потом и не хватить… Может не хватить сегодняшнего дня.
Завтрашнего.
Любого из предстоящих впереди дней.
Вот как действует скрытое обольщение сатаны, которое он щедро разливает по всему миру и в каждого человека.
Оно непрестанно лишает душу чувства тревоги за посмертное будущее. Отнимает потребность к (по возможности непрерывной покаянной) молитве. Упорным ежедневным забвением и обольщением суетой дьявол уводит души людей от мыслей о неминуемой смерти их тела. Что же происходит тогда, когда душа проснулась от тяжкого сна обольщения?
Душа начинает ежедневно болезновать о себе. Начинает почти непрестанно думать о заповедях Иисуса Христа. Начинает, оставив всё излишнее, искать пути реального приближения к Богу. Бог, непременно, поможет искренне ищущей Его душе обрести истинную молитву, и вот что удивительнее всего…
Когда в душе Бог раскроет истинную молитву, то ум начинает видеть себя уже при минимальном обольщении. Он ясно станет непрестанно чувствовать в себе самом (именно во время молитвы) непрерывающуюся ни на один миг вышеестественную силу притяжения греха и действие силы сатаны на себя. Так и только так, непрестанно чувствуя действие сил греха в себе самой, душа получает возможность не обольщаться о себе в будущем.
Молится человек, благодатью Бога усиленно молится, но сила греха при этом не только не оставляет душу, но с годами лишь всё более и более являет себя, уязвляя чувства ощутимой болью.
По большому счёту, если в какой моей молитве нет боли (вначале о себе самом, а потом и о том, о ком молишься, неважно, за живого или усопшего), то такую молитву я в себе даже и не считаю за молитву, но так… легкомысленное и пустое актёрское, глупое играние неопытных чувств.
Молитву без непрерывной боли о себе самом, даже если она во мне была бы с предельным вниманием к словам прошений, была бы непрестанной и самодвижной, я принял бы как опасное обольщение от сатаны.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
(Возможна ли молитва без духовного обольщения?)
На мой взгляд, молитва, в которой не присутствовал бы грех перед Богом, совершенно невозможна. Это не моё мнение, но мнение святых. Обольщение действует в каждом из людей непрерывно, хотим мы это признать в себе или же нет. Знаем мы об этом или же нет. Избавление от обольщения никак не может быть быстрым, именно потому, что душа просто не вынесет внутренней перегрузки, если вдруг ей откроется все то, что она о себе пока ещё не знает. Парадокс раскрытия в себе самом обольщения в том и состоит, что чем духовно опытнее становится какая душа, тем во все большем и большем обольщении она сама себя будет видеть. Тем все более и более станет сокрушаться и скорбеть о себе, и нет другого пути.
Это может казаться нелогичным, но духовной прелести тот, кто провел в молитве лет 25, будет бояться гораздо более, чем тот, кто промолился всего лишь лет 10-15.
Но есть такие редчайшие (всегда кратковременные) состояния, которые возможны только после длительного покаянного подвижнического уединения, когда (что происходит всегда неожиданно) Дух Бога захватывает душу в полноту Своего Действия и начинает делать в чувствах человека нечто совершенно особенное. В это время воля человека лишь извне наблюдает безгрешное действие внутри себя Бога и понимает очень хорошо, что его воля и ум тут не при чём, но Сам Бог сейчас делает всё, как Сам того Хочет. Это особое Действие Духа вряд ли можно описать какими словами, не погрешив при этом против Правды Бога. Поэтому я не буду касаться описания подобных состояний. Тем более, что я давно уже лишен и уединения, и тех благодатных состояний, которые возможны только лишь в долговременном уединении.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
(Почему непостижимы действия духовного обольщения)
Сложность постижения духовного обольщения в том, что духовное обольщение это не всегда динамика. Это по большей части статика.
Хочет душа помолиться, но не может. Силы души связаны обольщением. Хочет душа помнить о Боге и заповедях Его, но опять же, не хватает сил, потому что расслаблены и память, и ум, опять-таки, долговременным обольщением.
И много ещё чего статичного приходится перелопатить душе в себе, покуда не получит она хоть малую свободу от той тяжёлой демонской статики, вне которой жизнь в Боге и с Богом невозможна. И вполне естественно, что в душе может возникнуть этот вопрос. Почему же действия духовного обольщения, особенно статичные, непостижимы уму? Почему они не тревожат его? Почему обольщение дьявола (по большей своей части) не воспринимаются душой как нечто опасное для себя и даже не просто опасное, но САМОЕ опасное?
Ответ на удивление прост и сложен одновременно.
Лишь вполне послушная повелениям Бога душа может обрести покой в Боге. А как душа сможет быть вполне послушной Богу, если уже не Бог, но она сама в себе будет иметь способность ПРАВИЛЬНО определять что-либо? Её личная правда, правда души, вопреки нищете духовной рано или поздно обязательно вступит в тайное или же в явное противоречие с Путями Бога и с Ним Самим.
Бог, смиряя душу, постепенно, с годами молитв открывает ей её АБСОЛЮТНУЮ слепоту, глухоту и немоту не только перед силами греха, но и вообще во всём… Открывает немощь, чтобы душа не осуждала и не возносилась потом над теми, кто падает и делает что-то не так. Смиряет Бог ум человека, чтобы он не лез потом со своими советами о спасении других, в то время, когда и Сам Бог молчит об этом.
Вся борьба за душу идёт только ведь лишь за полноту её смирения перед всегда НЕПОСТИЖИМЫМИ Путями Бога и ни за что иное. За нищету духа.
Именно поэтому, во избежание гордого применения своего рассудка к жизни, и сделал Бог так, что действия дьявола на душу человека большинством людей не чувствуются почти никак, но нужна большая воля и многолетняя молитва самого человека, чтобы Бог постепенно раскрыл душе опасное её и печальное (весьма и весьма печальное) положение.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
(Какие причины мешают душе видеть в себе действия духовного обольщения)
Тот, кто обучен вниманию в себе, хорошо знает, что жить духовной жизнью это как жить на краю берега моря. То относительно спокойно. То ветер от искушений. То шторм. И неизбежны ежедневные приливы (нечувствия к Богу и забвения об искренней честной молитве), готовые то и дело с головой утопить душу с целью пресечь в ней вообще всякую покаянную жизнь в Боге. Мало кому дано долговременное спокойствие, когда и море, и солнце, и ровный бриз изо дня в день приятно радуют мысли.
Что же мешает душе видеть в себе самой действия духовного обольщения?
Во первых, духовное обольщение, как я уже писал выше, оно активно. Это не некое пассивное свойство души человека, но личная энергия дьявола. Так уже она устроена, что всегда входит в душу ИМЕННО тонким обманом. Забвение о Боге? Да подумаешь… Кому нужна непрестанная молитва? Да ничего опасного в том, что душа не молится, нет. Это пусть монахи молятся, а тебе зачем? Вот и весь сказ. Невозможно доказать опасность духовного обольщения любому из тех, кто привык плевать на слова Христа о любви к Богу ВСЕМ сердцем в течение почти всей своей жизни. К сожалению, вялое, никакое, откровенно депрессивное, долговременно наплевательское отношение к наиболее важной заповеди Иисуса Христа (о непрестанной любви к Богу ВСЕМ помышлением) у большинства тех, кто живет рядом с нами, это их обычная повседневная практика. Практика заразная. Заразная тем, что по-видимому, те, кто не молятся, живут вполне себе неплохо.
Бог всем Судья. Речь не о грехах посторонних.
Я пишу эту статью для тех, кто сам (оставив весь прочий мир на Суд Божий) пожелает разбудить свою душу к Богу. А чтобы её разбудить, надо ясно отдавать себе отчёт в том, что именно может помешать душе видеть в себе самой действие (ежедневного) упорного духовного обольщения. Почему ежедневного и почему упорного? Да потому, что сатана никогда не бездействует. Он действует всегда и на всех. Действует непрерывно. То и дело меняет свою тактику обольщения, подчас на прямо противоположную чем та, которую вёл прежде.
Скажу просто и прямо.
Видов внутренней слепоты (выдумывая которые сатана вселяет их в душу каждого человека непрестанно) очень и очень много. К духовному обольщению особо располагает опыт общения и совместной жизни с теми людьми, которым до Бога просто и времени никогда прежде не было, чтобы непрерывно думать о Нём и каяться. Духовной слепоте усиленно и особо способствует любое чрезмерное увлечение всем, кроме покаянной молитвы. Делают душу слепой и нечувствительной к словам Бога также и любые из развлечений ума и чувств. Также делает своё ежедневное черное дело в душе суета, многопопечительность и рабство различным страстям, плюс привычка ежедневно пренебрегать Евангелием, да и многое ещё что иное, но (на мой взгляд) главная и основная причина духовной слепоты это отсутствие благодатного опыта жизни души в Боге.
Вспоминаю сейчас начало своего пути в вере.
Ведь ничего я вначале не понимал. Как слепой котёнок, тыкался в тайны духовного мира, и тут и там получая ощутимые болезненные щелчки по своему любопытному носу. Но… я чувствовал, что рядом со старыми монахами, инокинями и священниками особенно блаженствует моя грешная душа, блаженствуют все мои чувства.
А что собственно такого особого делали те благодатные люди, которые сейчас уже перешли в мир иной? Да ничего такого яркого они как раз и не делали. Просто… любили Христа. Молились Ему. Бывали почти на всех богослужениях. Искали Бога искренне, добросовестно, истово. И Бог даровал мне почувствовать частичку их внутреннего блаженства. Даровал понять, что у духовной жизни есть реальный вкус, реальное наслаждение, и что лучше этого наслаждения ничего на земле нет и не будет никогда.
Вот так вот я встал на путь борьбы с сатаной. На путь борьбы с тем обольщением, которое охватило ныне почти весь мир.
Если вдуматься и попытаться кратко выразить смысл духовной борьбы с дьяволом, то вся борьба идёт за нищету духа. За покой мыслей, внутри которых обязана читаться какая-либо, можно краткая, молитва или иное богомыслие. А как только пошли пустые мысли, к Богу или к повседневным твоим обязанностям никак ни касающиеся, то это ОДНОЗНАЧНО… пришло уже обольщение, и начиная от пустомыслия, потом уже оно запутает тебя во всякую мысленную грязь, принуждая забыть, во-первых, о беспомощности души человека без Бога, а потом и о Самом Боге, о котором душа должна стремиться помнить непрестанно.
Одолеть духовное обольщение можно лишь только одним способом. Необходимо почувствовать в себе сладость духовной жизни. Ту сладость, которую даёт покаяние. Почуяв эту сладость Бога, надо не терять с ней связи. Каяться и всегда помнить о непрестанном движении к Богу, о смирении ума, о всех тех заповедях, которые можешь в себя вместить. И потом придёт следование за благодатью. Появится тревога о своём спасении. Ближе к концу духовного пути должно появиться в душе и теле живое чувство питания и дыхания благодатью, наслаждение ей, жизнь в Боге.
Ещё раз повторюсь… Главная и основная причина духовной слепоты это отсутствие благодатного опыта жизни души в Боге.
Заключение
В заключение статьи я хочу искренне попросить всех, кто не окажется равнодушным, помолиться о болящем Сергии, авторе этой статьи.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ