О гордости
Читать о гордости нетрудно, но невыразимо сложно видеть гордость в себе самом. Невыразимо трудно сокровенным сокрушением духа пытаться омывать каждое движение своей души, каждую свою мысль, каждую свою молитву перед Богом. Я делаю это, по большей части, лишь «задним числом».
Почему покаяние в гордости так непросто дается даже для тех, кто ищет его всем сердцем, и что же думают о гордости другие люди?
Пытался много раз, но так и не смог найти четкого ответа на вопрос о том, что же это такое — гордость, и «с чем её едят»?
………….
Википедия:
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
…………..
Что сказать на это?
Гордость — положительная это черта человека или нет? На этот вопрос, оказывается, до конца определённо не могли ответить даже святые…
Авва Исаия. Духовно – нравственные слова (перевод свт. Феофана Затворника):
«Мы должны тщательно охранять себя от всякого зла, как от унизительной для нас скверны. Такова должна быть святая гордость. Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в порочное самомнение, в гордость падшую».
Сложности в понимании…
Чем же страшна гордость?
Гордость НЕ СПОСОБНА принимать в себя принципиально новые для неё понятия. А Бог — это и есть непрестанно новое… Гордец при встрече с мудрым не сможет научиться у него ничему полезному для себя. Гордец видит только себя. Он, как замкнутая система, замкнутая в кургузом унылом кругу собственного высокоумия!
Да и как гордый человек сможет понять что-то принципиально для него новое, если он уже сам в себе имеет свое собственное «истинное» и «правильное» мнение чуть ли не о любом предмете своих размышлений?!
А если гордец встретится с Всеведущим Богом? Чему же благому и доброму сможет научиться он у Всепремудрого Бога?!
Ответ тут может быть только один — ничему…
Стоит задуматься, почему не обученный смирению человек подсознательно ни за что не признается даже самому себе в том, что он ничегошеньки не знает о пороке гордости не только своей, но, вообще, о любой гордости.
Смиренно мыслящий человек в простоте души с лёгкостью скажет сам себе: «Ну, не знаю я, что такое гордость… Не знаю, и точка… Точно знает о том, что такое гордость, только один Бог и те люди, которым Бог открывает эту тайну».
Вот ОСНОВА ОСНОВ православного самопознания.
Хочешь познать себя? Приложи к этому особые (постоянные, возможно,многолетние) молитвенные усилия. Моли Бога о вразумлении, моли непрерывно!
Лишь Господь может раскрыть в душе молящегося Свои тайны так, как плотской бездуховный человек даже и отдаленно представить себе не может!
Огромная разница: искать ответы на что-либо своим умом или, молясь Богу, переплавлять собственное сознание в принципиально новые для себя качества. Ум — обманщик!.. Молитва — смерть для ума. Нет иного пути к смирению иначе, как через смерть своего прошлого опыта, нет и не будет никогда.
То есть, надо перестать заниматься излишним самоанализом и стараться помнить о том, что от гордости избавляет только Господь и присутствие Его Благодати внутри чувств человека, а не наши «умные» мысли о том, что такое гордость.
Так что же такое гордость?
Как лично я сам определяю ее для себя?
Я считаю (не навязываю свою точку зрения никому, но лишь раскрываю ход своих мыслей):
гордость — это то, что Сам Бог определяет внутри нас как гордость…
В этом весь секрет.
Бог должен показать (засвидетельствовать) нашей душе все те места, где в нас присутствует гордость… И Он непременно покажет искренне молящейся душе все проявления гордости, но при одном, наверное, обязательном условии: если только душа сама не возомнит себя «специалистом» по гордости.
Чтобы понять свою гордость и яснее ясного увидеть в себе самом все её тончайшие оттенки, надо не в своём уме искать её признаки, а учиться слушать голос своего Ангела-Хранителя, и, как только услышишь обличение Ангела в гордости, стараться каяться в ней, понимая, что она и прежде всегда была в твоей душе, но Господь терпел её, потому что тогда душа твоя была к ней еще полностью слепа.
Если же кто услышит внутри себя тонкое внушение от Бога: «А ведь ты сейчас гордо молишься, брат…» — пусть не прерывает свою молитву, пусть не останавливает ее, а просто скажет Богу: «Я понимаю, что гордо молюсь. Прости меня, Господи, помоги мне!»
Ведь все, что Господь почти всегда ждет от каждого из нас, это и есть эти слова: «Прости меня!..» «Прости меня: ведь всю свою жизнь я был бесконечно горд перед Тобою, и всегда буду гордым и нечистым… Прости меня: ведь даже тогда, когда говорю Тебе: «Господи, прости меня!», ни на один грамм не становлюсь перед Тобою менее гордым!»
Если кто в навыке приучит себя к возможному непрерывному самоукорению перед Богом, тот без особых затруднений сможет подготовить себя и к тому, что внутрь его души со временем может войти и вся полнота благодатного покаяния в Боге.
Идеальное же совершенство же в покаянии, как пишут святые, ни для какого человека не может быть достигнуто никогда.
К благодатному покаянию в Боге приходят только те православные христиане, которые имеют природную склонность к внутреннему и внешнему уединению, которые стремятся к непрестанной молитве. Покаяние Духом не приходит к тем мирянам, которые не имеют монашеского устроения души. По личной переписке в интернете я выяснил, что покаяние Духом касается душ некоторых мирян даже в тех случаях, когда они ведут рассеянный образ жизни, но касается оно кратковременно и затем быстро уходит. Если же мирянин находит для себя возможность быть в уединении и молиться всем сердцем и всей душой, то он может прийти в меру покаяния Духом вышеестественную, то есть в меру, доступную лишь святым.
Хотелось бы предупредить: если мирянин в уединении не имеет опытного духовного руководителя, то скорее всего он придет к сильному душевному расстройству, чем к покаянию Духом, чему я видел немало печальных примеров. К сожалению, приходилось видеть и монахов, ушедших в преждевременное уединение, повредивших себя психически и духовно, и начинавших вести себя эксцентрично и неадекватно.
Но всё же (очень кратко) о том, что такое благодатное покаяние?
Как можно достичь благодатного покаяния и что нужно делать для того, чтобы оно не уходило из души?
Тот, кто на практике желает прийти в истинно благодатное состояние, во-первых, должен запастись многолетним терпением, во-вторых, помнить о том, что есть ложное «благодатное» (мнимо-покаянное) состояние, этот ужасный бич современных сектантов и тех православных, которые впали в духовную прелесть, не имея должного духовного руководства.
В наше время нетерпеливость, к сожалению, — это крайне печальная норма. Особенно же (нетерпение долгих сроков духовного роста) популярно у сектантов, но есть такие же стремления и у православных неофитов. Пришел, «покаялся» — и все! Ты уже чист, ты уже спасен, Бог Неизреченно Милостив и потому, не сомневайся в этом (ты уже прямо сейчас! Только поверь в это) находишься в самом что ни на есть тесном и живом «общении с Богом»…
А вот православные же святые (даже великие святые) до самого последнего мгновения своей жизни боялись осуждения от Бога и каялись перед Ним.
Так с кого же нам надо брать пример? С современных нам сектантов, с некоторых легкомысленных православных или же, скажем, с Сисоя Великого?
————————————————
Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония Великого (память 17 января). За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока.
Вот что пишет об авве Сисое Отечник (составл. свт. Игнатием (Брянчаниновым, полн. собр. Соч., том. 6, стр. 56): «Когда авва Сисой (незадолго до смерти своей) болел, сидели у него старцы, и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: “Что ты видишь, авва?” — “Вижу, — отвечал он, — что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние.”»
———————————————
Как отличить истинную благодать от благодати ложной?
Ложная благодать возвышает душу возвышением мутным, приносит ей яркие впечатления, делает ее экзальтированной и скорее-скорее торопит прельщенного человека на поспешную проповедь ложно понятого им христианства.
Благодать истинная прежде всего показывает человеку его бесчисленные грехи и немощи — и это самый первый и самый верный признак истинной благодати.
Если же душа человеческая перестает видеть свои личные, собственные грехи и немощи в бесчисленном количестве, то это как раз и является самым первым и самым точным признаком того, что она вступила на скользкий путь сатанинской гордости.
Что такое благодатное покаяние и как оно себя проявляет?
Самый первый признак благодатного покаяния — это мир души и НЕПРЕРЫВНАЯ память о Боге. Душа все, даже свое телесное дыхание, будет приписывать действию Благодати Божией. Она станет благодарить Бога за все, что видит вокруг себя, и за все случившееся с ней прежде. Тот, кто находится в состоянии благодатного покаяния, все увидит исполненным великой премудрости Бога. Господь ясно раскроет ему смысл того, с какой целью Он благословляет или попускает всё происходившее и происходящее.
Душа, находящаяся в благодатном покаянии, не имеет и не может иметь никаких недоуменных вопросов ни к Богу, и ни к кому из людей или духовных лиц.
Душа, находящаяся в благодатном покаянии, ни над кем не возносится, ни с кем себя не сравнивает, ни о чем не рассуждает, не копается сама в себе, никого не судит, не видит в себе самой ничего совершенного и достойного награды от Бога.
Душа, находящаяся в благодатном покаянии, исполнена нищеты духа и потому не ставит перед собой почти никаких долговременных целей, ко всему случающемуся относится с терпением и смирением.
Бог любит молчаливых и кротких. Бог любит немечтательных и терпеливых в скорби. Лишь терпеливый в скорби получает Благодать истинного покаяния от Бога, приносящую устойчивый внутренний МИР.
….
автор текста Сергей Михайлов (Запись их архива 2013 года)
Комментарии блокированы во избежание спама