Осторожно! Православный форум
Глубины правды… кому они открыты?
Как часто правда — лишь в признании неправд.
Не дай мне, Господи, от гордости своей…
Пить тонко-сладкий сатанинский яд.
Православные форумы, при всем их обилии, мало чем отличаются друг от друга. Явные ереси и проповедь иноверия довольно быстро блокируются подготовленными модераторами… это неплохо, но есть одно немаловажное «но»… Ни на одном из православных форумов за пять с лишним лет мне так и не удалось всерьез поговорить о тонкостях покаянной духовной жизни. Не яснее ли ясного это говорит о том, что ГЛУБОКАЯ ПОКАЯННАЯ духовная ЖИЗНЬ на большинстве православных форумов — не нужна почти НИКОМУ…
Это не может не печалить.
Это может показаться кому-то странным, но на активно посещаемых православных форумах духовное общение становится значительно более затруднительным, чем на форуме малопосещаемом.
Почему это так?
Основных причин я вижу три:
Во первых, большинство людей очень не хотели бы нарушить свой личный внутренний покой. Они из года в год будут старательно избегать продуктивного разговора о их собственном покаянии. Они готовы будут сколь угодно долго говорить о чём угодно, но лишь не о необходимости изменения своих личных взглядов на веру. Глубокое покаяние же без НЕПРЕСТАННОГО изменения взглядов на те или иные вопросы веры, я считаю, вообще невозможно в принципе. Я давно уже заметил, что уютную жизнь в своём тёпленьком (ложном) мире веры люди хранят внутри себя ЧРЕЗВЫЧАЙНО тщательно!!! Оно и понятно, зачем теплохладный верующий рискнет начинать с кем-либо продуктивную духовную беседу? А ну как придётся ему решаться что-то реально менять в своей жизни ?
Думаю это необходимо признать с ясностью — большинству современников очень и очень боязны тщательные размышления, особенно над наиболее важными заповедями Христа…
Многие так сильно боятся молитвенных ежедневных страданий над той бесконечной глубиной греха, которая живёт в душе каждого человека, что готовы где угодно и как угодно отрицать необходимость непрестанного покаяния внутри себя под мнимо-благовидным предлогом, что непрестанное личное покаяние, дескать, приведёт к полному унынию. Вот от этого-то подсознательного страха за свой ложный внутренний покой в продуктивные разговоры о духовном большинство завсегдатаев православных форумов не станут вступать вообще ни с кем и никогда, даже в том случае, если бы на форуме зарегистрировался Сам Иисус Христос.
Во вторых, в наше время на форумах хватает людей, со стопроцентной слепотой и глухотой, фанатично преданных фантомам «истинного православия»… и горе бывает тем, кто не вписывается в Прокрустову модель «правдолюбцев»… Борцы за «чистоту православия» могут начать поспешную борьбу с кем угодно, кроме себя самого. Весьма бывает скучно видеть, как «правдолюбцы» уныло «избивают» всех, кого ни попадя, цитатами из Евангелия и святых отцов, не принося этим пользы — никому.
В третьих, в серьезных темах достаточно появиться всего лишь одному или двум придирчивым бесцеремонным людям, и всё… этот один или двое в корне задавят своим оффтопом и откровенными придирками ЛЮБУЮ созидательную мысль. Зафлудят избранную ими тему и потом будут из месяца в месяц делать всё от них возможное, чтобы выжить из форума того, кто им не нравится, пока не добьются своей цели. Нет-нет да и приходится видеть, как умные думающие, тактичные собеседники (чтобы избежать бесконечных споров) надолго покидают нишу того или же иного форума.
Мне лично, при всех моих усилиях к терпению, нередко приходится уходить с форумов на месяцы и даже насовсем, ясно понимая, что перепостить тех, у кого свободного времени на пустословие и на придирчивость намного больше, чем у меня — мне будет не по силам.
К тому же я заметил на личном опыте, что долговременное общение на православных форумах (как ни стремись сохранить внутри себя дух покаяния) молитву ОБЯЗАТЕЛЬНО рассеет, внимание к своей ЛИЧНОЙ греховности (в считанные дни) сведёт на ноль, а живой страх перед Судом Бога — непременно ОЧЕНЬ ЗАМЕТНО ослабит.
Как я поступаю, когда почувствую внутри себя охлаждение покаянной молитвы?
Также просто и твердо, как поступал всю жизнь.
Ухожу в, по возможности, полный интернет-затвор на несколько месяцев (обычно от трех месяцев до полугода). Ухожу с радостью, потому что душа моя чувствует себя в благодати личного покаяния о бесчисленных грехах моих, ЛЕГКО И СВОБОДНО, а вот пребывание на форуме весьма похоже на непрерывное купание в грязи чужих грехов… под свист словесных «пуль», метания «гранат», бу́ханья «минометов»… Печально бывает видеть, как свои палят изо всех «стволов» — по своим же… А зачем, спрашивается, палят? Почему не молятся друг за друга искренне, со слезами?
Да потому что нет у едва ли не непрестанно осуждающих и пустословящих ни времени, ни сил плакать ДАЖЕ О СЕБЕ САМОМ… где уж там взять им силы на плач о греховности чужой?!!
Иногда задумываюсь о психологических причинах, принуждающих особо активных форумчан тратить на форумы бóльшую часть вообще всего своего личного времени. Разумеется, это время тратится в прямой ущерб делам: покаянным, молитвенным, семейным, домашним, творческим и т. д.
Многих в нишу православного форума приводит элементарная скука и желание «убить» тяготящее их время. Некоторых удерживает на форумах внутреннее одиночество или же невозможность активно реализовать себя в реальном мире. И может получиться так, что форум для некоторых может стать (не имею в виду администраторов) едва ли не основным делом их жизни. Многое можно понять и отчасти оправдать, но вот странное дело… если кому-либо на православном форуме указать на его самый что ни на есть явный и грубый промах, то в 99-ти случаях из ста они сделают всё, чтобы только не сказать такие простые слова как: «простите, я ошибся».
Слова «простите, я ошибся» на православном форуме я почти никогда не читал…
Почему это так?
Я не знаю.
Переведут разговор на иную тему, смолчат, обвинят в чем-либо того, кто указывает ему на его ошибку, но публичное признание своей ошибки на православном форуме — ВЕЛИЧАЙШАЯ редкость!
На православном форуме вообще нечего было бы делать добрым людям, если бы часть форумчан (к этой категории отношусь и я) не искали бы там какую-то новую для себя информацию или же разрешения своих недоумений и вопросов. С такими пользователями бывает интересно поговорить. Но всё рано… по настоящему люди раскрываются ТОЛЬКО в личной переписке и только в том случае, если одна душа начинает доверять другой душе…
Только такое общение и бывает наиболее интересным.
Только в такой переписке от людей можно узнать всё то что их тревожит по настоящему. И обычно это отнюдь не сложные богословские вопросы, но — боль, груз забот, разочарования в ближних, болезни, недостаток любви и куча нерешённых земных проблем.
Как определить, есть ли у кого зависимость от форума или же нет? Надо просто запретить себе выходить вообще на любые форумы и в соц. сети недели на две — и всё станет предельно ясно. Страсть тем и выражает свое присутствие, что душа начинает страдать от того, что доступ к предмету страсти становится невозможен.
Если вето на общение в сети душа принимает с радостью и беспокойства по поводу отсутствия словесного наркотика не испытывает, то это значит, что интернет-зависимости у души нет. Если же интернет-зависимость образовалась и душа не может найти себе места до тех пор, пока вновь не окунётся в виртуал — то надо задуматься, а не дьявол ли влечет вас к монитору?
Нет никаких сомнений, если мир души во время общения на форуме утрачивается, если желание привлечь к себе внимание становится потребностью, то надо найти мужество признать в себе самом наличие гнездящейся страсти и, никого не обвиняя, покинуть форум.
К сожалению, как я успел заметить, современное общение православных в виртуале часто сводится к навязыванию своего ЛИЧНОГО понимания православия — БЕЗ КРИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ НАД ДУХОМ СВОИХ СЛОВ.
Иногда я вижу, как дьявол умело и часто выстраивает в сознании людей искаженные (неблаговидные) портреты тех, кто приходит общаться. И если уж дьявол оклевещет кого-либо в чьих-либо глазах и этой клевете поверят — то это уже всё… созидательное общение, при наличии сердечного разделения, становится совершенно невозможным, иногда на день-два, а иногда и на годы.
Легко ли писать на духовные темы?
Между
тем, что я думаю,
тем, что я хочу сказать,
тем, что я, как мне кажется, говорю,
тем, что я говорю,
и тем, что вы хотите услышать,
и тем, что как вам кажется, вы слышите,
тем, что вы хотите понять
тем, что вы понимаете,
стоит десять вариантов непонимания.
Добрым и мудрым человеком нельзя сделаться вдруг, но это достигается внимательным рассуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и сильным желанием доброго дела.
Преподобный Антоний Великий
Первая трудность… (при описании духовных проблем) возникает от того, что внутреннюю жизнь Бог (всемерно смиряя личную гордыню каждого человека) не направляет предсказуемо, но направляет почти всегда так, как этого не хотелось бы и самому человеку. Я давно уже ясно понял, что «безгрешные рецепты спасения души» невозможны — ни для кого. Обширная переписка с моими читателями ясно показывает: внутренняя жизнь многих протекает в весьма и весьма трудных обстоятельствах, вводящих души в такое положение, что о духовной свободе человеку остается только лишь со скорбью мечтать. Реальную же свободу от страстей на деле приобретают единицы из тысяч верующих.
Бог обычно исполняет Свои обещания не советуясь с сиюминутными желаниями человека. Многим, наверное, почти всем приходится проходить через унылый помысел, что измениться к лучшему — для них невозможно.
Грех так глубоко проник в природу человека, что даже святые люди, описывая те или же иные духовные переживания, потом иногда каялись в написанном перед Богом.
Такова реальность!
Вторая трудность… представим себе невозможное.
Некто трудился, молился, каялся (под руководством опытного духовника) и наконец-таки (вопреки всему) — получил свободу от страстей, вошел в страну бесстрастия, стал истинно блаженным, реально услышал голос Неба, НЕПРЕСТАННО прославляющего Милость Бога. То есть (по Милости Бога) — он состоялся как христианин… ПРОСТО состоялся и всё.
Казалось бы… вот тут-то и должен наступить легкий период. Ведь помогая ему, Бог всё делает ясным…, не так ли? Но на деле вместо внутренней легкости тяжесть искушений становится ещё более серьёзной, а зрение грехов, как своих, так и чужих, начинает вводить душу в болезни вышестественные.
Такова реальность.
Чем ближе к Богу — тем больше становится внутренних скорбей, тем болезненнее и чаще оружие Правды Божией начинает ежедневно кровоточить в душе искренне кающегося. Силу и постоянство этих внутренних скорбей невозможно познать никому из тех, кто сам не пережил нечто подобное на личном опыте.
Третья трудность… душа, опытом познавшая бесконечную немощь человеческого рассудка, — НЕПРЕМЕННО будет вынуждена признать крайнюю недостаточность языка людей для описания реальностей духовного мира и вообще при описании любых истинно духовных переживаний.
Так уж устроен духовный мир, что духовные переживания не передаются искусством слова, но лишь Силой Духа — действующей НЕЗАВИСИМО от слов.
К примеру. Если душе вдруг раскроется силой Духа смысл всего лишь двух блаженнейших слов: «Богородице Дево», то душа в полном смысле слова с ума сойдет от внутреннего восхищения перед раскрывшейся силой сказанного… Передать же силу этого переживания другому человеку, ничего подобного внутри себя не испытавшему, — невозможно будет никому, кроме Самого Духа Бога. И это касается абсолютно всего… Если не коснется чьей-либо души Сила Духа Бога, то ЛЮБЫЕ слова и ЛЮБОЕ искусство слова окажется бессильным, потому что ключ разумения к силе истин Бога находится в руках Бога, но не в руках того, кто пишет о Боге и о Царствии Его. Бог кому Хочет — открывает силу смысла, а если уж Он не Пожелает делать это, то сила смысла так и останется закрытой от любого человека.
Что такое человек…? И что такое искусство слов его?
Четвертая трудность… неверие в благодатную жизнь во Христе в наше время настолько всеобъемлюще и широко укоренилось в среде верующих, что ныне… только намекни на действия благодати внутри кого бы то ни было, как сразу же получишь жёсткий упрёк: «не выделяй никого», «будь как все», «не бери на себя слишком много», «не говори о бесстрастии, которого не имеешь» и многие подобные «благочестивые» «смиренные» упрёки…
Но где в подобных упреках правда Бога….?!!
Разве может быть угодной Богу — едва ли не повсеместная безблагодатная жизнь современных нам верующих?
Разве КАЖДЫЙ верующий не обязывается Богом ясно слышать внутри себя голос Иисуса Христа и быть послушным Ему?
Разве Иисус сошел с Небес не для того, чтобы дать верующим в Него свободу от страстей?
Правда заключается в том, что невозможно продуктивно писать о духовном для тех, кто ежедневно в течении многих лет привык оправдывать свою беспробудную внутреннюю духовную лень.
…..
Как научиться правильно воспринимать духовные тексты?
Не припомню НИ ОДНОГО случая, когда бы правильное понимание чего-либо приходило бы ко мне без серьезной долговременной скорби о себе. Также по опыту я хорошо знаю, что говорить что-либо всерьез о духовном перед теми, кто привык жить в зоне личного психологического комфорта — не имеет НИКАКОГО смысла. Тот, кто не любит ежедневно переплавлять свою душу в плавильне личного болезненного покаяния, не может смирить свой ум, а БЕЗ СМИРЕНИЯ УМА и без покаяния в духе В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — НИЧТО НИКОГДА, НИКОМУ НЕ БУДЕТ В ПОЛЬЗУ. Без скорбного сокрушения духа делать правильные выводы — невозможно ни о чём. Невозможно, потому что Бог не даёт мудрость тем, кто не умеет болезненно каяться о всём внутри себя.
Я нередко озвучивал эту мысль и нередко получал жёсткие упреки в том, что непрерывное покаяние перед Богом — вредно и невозможно. Так многие считают. Но опыт моей внутренней жизни мне говорит обратное…, ровно настолько, насколько я ослабляю внутри себя болезненное сокрушение духа о всём внутри себя (прежде мной пережитом и передуманном) — ровно настолько же и уходит от меня Милующая благодать Бога, блаженный вкус которой моему телу и душе хорошо знаком.
Одного сокрушения духа о всём в себе для реального немечтательного приближения к Богу и для правильного понимания духовных текстов весьма и весьма недостаточно. Есть ещё такие важные факторы, как — ПОСТОЯНСТВО усилий и крайне-крайне медленное развитие души.
В православии невозможно взять вот так вот, между делом, просто так напрячь себя на пару лет (подобно индийскому йогу в покаянии и в смирении) и достичь подобными усилиями весомого результата.
Нет.
Практика моего личного духовного общения показывает, что духовно верно развивающихся в среде верующих найти бывает очень и очень сложно (даже в среде монахов), но вот с «духовной» скороспелостью и подделками под православную святость встретиться можно едва ли не повсюду.
Когда-то давно я долгие годы легкомысленно считал, что для верного понимания духовных текстов достаточно лишь прийти уму к правильным мыслям (или же объяснить кому-либо что-либо правильно) и затем следовать этому. Но это был большой самообман.
Практика показала, что умение правильно понимать духовное приходит очень и очень медленно, быстро же вникнуть умом в духовные ценности — невозможно ни для кого. И хотела моя душа этого или же нет, но ей пришлось из года в год, мысль за мыслью, чувство за чувством — терпеливо очищать покаянием КАЖДОЕ своё чувство и переживание. Стоило мне, на минуты расслабившись, впустить в свою душу нечто пусть даже мелкое, но Богу неугодное, как к следующему дню душа моя — полностью утрачивала способность продвигаться вперед в духовном развитии. Душа теряла способность правильно мыслить.
К примеру.
Стоило мне подумать сегодня о ком-то с недобрым сердцем, не посочувствовать искренне кому-либо сегодня в его беде, над кем-то возвысить себя сегодня и всё… Этого одного единственного внутреннего мелкого греховного помысла перед Богом уже было мне вполне достаточно для того, чтобы я не получил завтра у Бога: ни чистой искренней молитвы, ни способности видеть внутри себя что-либо духовно ценное. Это томление и слепота удерживали меня в жёсткой власти до тех пор, пока я не раскаивался искренне вообще во всех своих мелких проступках и помыслах перед Богом.
В этом оказалась наибольшая трудность к правильному пониманию духовных текстов. Правильно раскрыться внутри меня духовные тексты не могли до тех пор, пока душа моя не обучилась ежедневно выправлять ВСЮ свою жизнь в целом, не отделяя духовную свою жизнь от всего прочего быта.
Но и тщательного слежения за собой в повседневности — оказалось тоже недостаточно. Немалая доля внутренней слепоты и жёстких искушений приходила ко мне за ту внутреннюю мою гордость, которую до поры душа моя ни видеть, ни осознавать внутри себя не могла. И мне пришлось терпеливо ждать того дня, пока Бог не вошел Сам в мою душу и не открыл ей всё. После чего мне уже нужно было лишь внимательно следить за собой, чтобы неверными и гордыми движениями души лишний раз не провоцировать Бога убирать Его разъясняющую всё благодать.
Почему, для чего и для кого я пишу?
С возрастом я всё тверже и тверже убеждаюсь в том, что никакая книга (даже лучшая из книг — Евангелие), не сделает никого лучше до тех пор, пока сам человек не начнет искренне искать Бога и просить Иисуса Христа о истине, и пока Бог не войдёт (Духом Своим) в чувства и мысли человека.
Мой духовник много говорил мне о обольщении словом, настойчиво советуя мне, отложив чтение духовных книг, всё более и более времени уделять ЧАСТОЙ покаянной молитве. Покаянная молитва не сделала меня безгрешным, но раскрыла во мне мою тотальную духовную порчу. Познав немощь своего сердца и своего ума, я начал всё яснее и яснее понимать в каком трудном положении живет мир. Избавиться же от высокого мнения о себе без ежедневного многолетнего тяжелого внутреннего труда над собой — невозможно.
Мало кто хорошо понимает, что избавиться от личной гордости безболезненно и быстро невозможно ни для кого. Едва-едва единицы из тысяч людей способны видеть всю полноту своего ЕЖЕДНЕВНОГО личного обольщения собой. И лишь тогда, когда молитвами моего духовного отца я стал яснее видеть, кто и что я есть на самом деле, я понял, сколь много нуждаются в помощи от Бога все люди. Видеть в себе свою тотальную тьму, гордость, бесконечную ежедневную немощь и периодическую наклонность к ЛЮБЫМ из грехов мира — по настоящему нелегко. Это зрелище весьма и весьма горькое. Но без зрения своей личной бесконечной греховности невозможно исцелить свою душу от крепчайшего обольщения собой. То, что мир горд и безумен, понять значительно проще, чем понять СВОЁ ежедневное безумие и ни к чему истинно благому — полную непригодность.
Вот в чём оказалась наибольшая для меня сложность при попытках описать правильные мысли.
Правильные мысли не может человек познать сам до той поры, пока Дух Бога не поставит душу на путь твёрдого непрерывного покаяния. Эту истину я понял очень-очень хорошо.
С одной стороны, в литературном творчестве мне удалось значительно сузить зону своих внутренних поисков. Я ясно понял, что если о чём-то и стоит писать, то лишь о долготерпении в покаянии и о правильной подготовке себя к принятию благодати Бога, без которой правильно понимать себя и мир человек не может.
С другой стороны, искать истину внутри узкого коридора — так же трудно, как искать Бога — на пути широком.
Можно бы сейчас и не вдаваться в эти сложности, но без этих сложностей нельзя…
Многие пишут о Боге с искренним намерением сделать мир лучше. Но, как я уже говорил только что, НИКАКИЕ, даже самые правильные слова не способны сделать никого лучше до тех пор, пока сам человек с глубоким ежедневным, личным покаянием — не осознает полноту немощи своего ума.
Поэтому я пишу лишь для тех немногочисленных моих читателей, которые готовы реально, на практике, всерьёз изменять себя. Пишу для тех, кто разумно одержим желанием реально приблизиться к Богу. Пишу для тех, кто ищет не возвышенных (интеллектуально утонченных и изощренных) бесед о православии, но лишь для тех, кто стремится к нелегкому ежедневному покаянию перед Богом.
Комментарии блокированы во избежание спама