Трудная реальность духовной жизни (о важности нищеты духовной)
Нет ничего важнее нищеты духовной для души, ищущей реальной близости к Богу, этого своеобразного внутреннего самосожжения перед Всевидящим Богом, самосожжения на Огне Его Духа. И не знаю даже, есть ли такая добродетель христианская, которую было бы найти труднее и сложнее, чем истинную нищету духовную!
Лишь уничтожив себя {многолетними покаянными молитвами}, сможет обучиться душа понимать ЧЁТКОЕ отличие между работой своего (падшего) ума и Действиями Благодати Божией.
Если же какая душа не обучится выбирать главенство благодати Божией и отвергать себя, то НИЧЕМУ доброму она, скорее всего, в земной своей жизни не научится, и быть покорной Внушениям Божиим ей будет трудно очень, как здесь на земле, так и (тем более) там, за гробом.
Большинство помыслов наших ведут нас ко лжи, ведут к большому обольщению собой, к следованию за своими {ложными и мнимыми} достоинствами. А что такое наши (падшие) помыслы? Это то, что точную картину нам почти никогда не обрисуют, но всё (обычно) сводится к тому, что даже внешне наиболее правильные (православные) доводы все равно потом безнадёжно смешиваются с тонкой замаскированной ложью внутри нас и с гордым (неоправданно высоким) мнением о наших личных качествах.
Вот в чём НАИБОЛЕЕ важная суть ПРАВИЛЬНОЙ работы души — нужно обучить свою душу в Покое Бога (внутри Его Тишины и Любви), не смешивать Действия Благодати Божией с работой своего ума и не доверять самому себе, в полном смысле слова НИ В ЧЁМ и НИКОГДА. Нужно уметь в твёрдом устойчивом НАВЫКЕ заменять себя в себе — внушениями Свыше.
За все те годы (сознательной моей жизни), что остались позади, я расстался с иллюзией создать такой текст или книгу, которые могли бы сделать не то, что многих, но даже хоть бы и одного человека лучше. Никакие слова не делают людей лучше, до тех самых пор, пока человек сам довольно жёстко и долговременно не перестрадает в самом себе для того, чтобы исправить себя перед Богом, для того чтобы выровнять себя к соответствию Его заповедям. И тут есть БОЛЬШОЕ различие. Наши личные представления о заповедях Бога и Его Воля это почти всегда не одно и то же.
Найти Божью Волю на деле очень и очень нелегко… Нахождение Воли Божией невозможно без внутреннего самоуничтожения, невозможно без мистического уничтожения личного мышления в пользу Ума Божиего. ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ долговременный и ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ болезненный это процесс — суметь прийти к истиной нищете духовной по-настоящему. По-настоящему это значит так, чтобы Сам Бог дал душе это качество стать безумным ради Иисуса Христа.
А если внимательнее посмотреть на многое из того, что столь активно распространяется сейчас в социальных сетях среди благонамеренно настроенных православных и неправославных? Несложно увидеть, что стойкой иллюзией сделать кого-либо лучше посредством слов больны очень и очень многие, как верующие, так и (по-видимому) неверующие. Но я это очень хорошо уяснил. Никакие слова никого не делают лучше, пока душа не смирится перед Богом, покуда душа не поймёт своё ЛИЧНОЕ бессилие правильно мыслить, пока человек не поймёт Полноту Зависимости своей от Священного Молчания Божия… Почему от Молчания Божия? Да потому, что только на Фоне Молчания Божия душа и делается способной видеть личное обольщение собой.
Как на практике обучить себя слышать в себе (столь важное для каждого из нас) Молчание Бога? Об этом я хотел бы поговорить подробнее в этой статье.
Митрополит Сурожский Антоний
«Быть учеником Христа не значит совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет».
Вот обо что в своё время споткнулся я сам и обо что спотыкаются многие, не только я.
Пренебрежение повседневными мелочами внутри себя. Нетрудно понять, почему столь мало людей стремятся (и способны) очистить себя от мелкой (от почти ВСЕЙ «мелкой») ИЗЛИШНЕЙ мысленной нечистоты и возношения. Мало тех кто чист — потому что это требует: кропотливого, напряжённого, ежеминутного, ежедневного, многолетнего, устойчивого (в навыке), дотошного, педантичного покаянного труда над самим собой.
Трудно, очень и очень трудно ВЫЧИЩАТЬ из себя по возможности всё недостойное пред очами Божиими, вычищать в течение десятилетий, скрупулёзно, подчас ежеминутно. Нередко очищение себя от греха мысленного производит в человеке весьма и весьма болезненные долговременные напряжения, пережить которые в самом себе бывает нелегко и непросто.
Но, между тем (очищение себя от всего лишнего) это единственно верный путь сделать душу свою пристанью Божиего Мира. Нужно изо дня в день упорно очищать себя от всего лишнего, мелкого, пагубно привычного, преступно ежедневного, чтобы в установившейся (с немалым трудом добытой) тишине, НАКОНЕЦ-ТО, суметь услышать внутри себя Божественное Дыхание Иисуса Христа Бога, на фоне Которого столь ясной делается ЛЮБАЯ человеческая гордость и тайное безбожие.., та самая гордость и безбожие, которой наполнен и даже переполнен почти весь мир, почти каждый человек, живущий в этом мире.
Но, так уж в нас всё непросто, что можно ведь только и делать, что думать и говорить о православии, о смирении, о послушании и о вере, но при этом внутренне упиваться своей мнимой праведностью… или иными тонкими мелочами, которые многих удаляют от истинного Мира Божиего более чем надёжно. А тот, в ком нет Мира Божиего, как бы он себя не обманывал, не в силах он быть счастливым человеком и не может (горделивый) жить в Боге по заповеди, а Бог в нём, и не может в нём быть Блаженства Божия, не может быть Покоя Его, Покоя НЕРУШИМОГО, несмотря ни на что внешнее.
Жизнь большинства наших современников в вере, как это показывает моя многолетняя переписка с моими читателями, это почти пожизненное противостояние своим страстям и личным духовным неудачам. Хочется хорошо молиться, но не получается. Желаем, чтобы мы сами и наши ближние были ревностными в вере но, и это не получается почти ни у кого. И эта хроническая неуспеваемость в духовном отнюдь не веяние нашего только времени. Ещё святитель Тихон Задонский, живший в XVIII веке, говорил: «В духовном странствии к Царству Небесному мы идем не от победы к победе, но от поражения к поражению. Главное, не садиться и не оплакивать свои падения и неудачи, а вставать и идти дальше».
В этом секрет внутреннего успеха. Необходимо делать все, что в наших силах. А Господь в известные Ему сроки может дать увидеть нам в самих себе однажды многое из того, что ВСЕГДА жило в нас, но (до времени) мы просто не видели и не признавали (не осознавали) некие наши тайные сокровенные качества в себе самих за грех… не осознавали нашу гордость, не видели нашу (мнимо благую) самодостаточность, наше неоправданно высокое мнение о себе, увидеть которое в себе самом можно ТОЛЬКО ЛИШЬ на фоне Молчания Божия внутри нас, да, к тому же ещё это видение Духом Бога греха в себе приходит к душе далеко не вдруг и не сразу, но лишь по многим болезненным покаянным трудам и продолжительным усилиям. Так что же такое Живое Молчание Божие внутри души? Почему Оно так ценно? Как научиться слышать в себе Молчание Бога и как правильно относиться к Нему?

Живое Молчание Божие внутри души. Отчего и как Оно рождается?
Живое Молчание Божие (САМО СОБОЙ естественно) рождается от покаянной молитвы и оттого, что душа привыкает всё чаще и чаще вслушиваться внутри себя в то, что РАСПОЛАГАЕТ её к молчанию. И может оказаться так, что Молчание Божие [не вдруг, но мало помалу] как бы начнёт преобладать в мыслях всё более и более полно, что, наконец, начинаешь понимать, что не надо (порой) ничего ни говорить, ни делать, но надо в терпении (не озвучивая в своём сознании никаких мыслей) просто выжидать время, когда Бог Сам без суеты и без спешки расставит всё по своим правильным местам и по Своему Праведному усмотрению. Иногда это время может измеряться днём или неделей, а иногда годами и даже десятками лет.
Молчать сознанием своим (мыслями своими) это не значит не просить Бога ни о чём вообще, но это значит болезненно взывать к Нему в навыке, чувством: «Господи, не оставь меня (нас, вообще кого-либо)», а для того чтобы всеми чувствами души взывать к Богу и слышать в ответ Его Благое Молчание, располагающее душу к большому долготерпению, мысленные слова душе не нужны. Нужна надежда.., нужна Живая надежда на Бога и чувство ответной Наполненности Богом. Это чувство наполненности души Молчанием Бога, которое на самом деле вовсе и не Молчание, но Полнота Жизни и Полнота смысла и даже Сама Жизнь… в некоторой степени парадоксально действует на человека и в человеке. Рядом с Богом и в Боге, душа всё яснее и яснее начинает понимать пустоту и никчемность БОЛЬШИНСТВА личных слов и мыслей… Всё яснее и яснее начинает понимать греховность почти всех своих слов, и ум ПРИУЧАЕТСЯ к долговременному молчанию и к большому долготерпению. И вот это вот МОЛЧАНИЕ души, погружённой в Бога, более всего-то и не смеет терпеть в человеке сатана. Он будет стараться наполнить душу ЛЮБЫМИ многими и сложными (на первый взгляд, даже светлыми и «чистыми» мыслями о Боге и о спасении многих…), но лишь бы только вывести ему (поганому) душу в то самое многословие мыслей, где он ОБЯЗАТЕЛЬНО обыграет душу в умении располагать человека к горделивым высокоумным недолжным чувствам, к поспешным словам, к преступным перед Богом мыслям и поступкам под ложно благовидными предлогами.
Так сатана действует в человеке… Он внушает душе НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ скороспелые (духовно невызревшие) доводы и выводы, которые лишь на первый взгляд правильные и которые могут даже соответствовать букве Писания, но на деле, всё внушаемое бесами всегда САМОЕ БОЛЬШОЕ ЗЛО…
Очень, очень бывает сложно (а то и невозможно) находиться рядом с верующими людьми, охваченными духом сатанинского высокоумия. Такие люди, не зная Божественной цены молчанию и долготерпению, могут едва ли не бесконечно говорить: о путях спасения, о молитве, о покаянии, о Писании, о последних временах, о пророчествах и о прочем, так что и молиться другим они не дадут и у самих у них молиться искренне не будет оставаться достаточного времени. И не будет у прельщённых полезного времени устремиться с покаянием к Богу до самоуничтожения своих «умных» мыслей. Это-то и преследует внутри многих душ дьявол, он желает всегда опутывать всякую горделивую душу бесчисленными мыслями «о Боге», лишая её этими тьмами мыслей главного.., лишая НИЩЕТЫ ДУХА и времени на искреннее молитвенное покаяние.
А ведь что такое нищета духа перед Богом? Это младенческое состояние ума. Это отсутствие ума даже.., при умении не говорить ничего Богу, при устойчивом навыке совсем ничего не говорить, но всё чаще и чаще слушать Его Священное Благое Молчание!!!
Это удивительно, но только лишь молчащий умом перед Богом способен всё Живее и Живее погружаться телом ума своего в своего Создателя и Творца миров. Лишь умеющий в Навыке молчать в Молчании Бога способным делается долговременно жить в Боге. Лишь умеющий в Навыке молчать внутри Молчания Бога способным делается (уже и при земной своей жизни) долговременно быть блаженным в Боге. Лишь умеющий в Навыке молчать внутри Молчания Бога способным делается презирать и даже не слышать внутри себя все те внушения, которыми сатана морочит голову и ум большинству людей этого мира. Лишь умеющий в Навыке молчать в Молчании Бога способным делается долговременно быть НЕПОДВИЖНЫМ в Боге, быть в высшей степени радостным. Молчание Бога это большáя, бóльшая всех любых иных радостей Блаженная духовная радость для человека.
Рождается же в человеке навык впитывать в себя и дышать Живым Молчанием Бога от осознания немощи самому правильно думать, от осознания немощи личных гордых чувств, от болезненного Святого неумения ПРАВИЛЬНО понимать свою (и уж тем более не свою) жизнь.
Нищий духом потому и блажен, что ум его не вмешивается почти ни во что, но в благоговении перед Путями Бога (подобно уму ангельскому) ум смирившегося человека молчит ОБО ВСЁМ… он Блаженно молчит и в молчании своём делается способным дышать Парадоксальным Молчанием Бога Молчанием Сильным, Могущественным и Живым.

Как Действует в уме человека Живое Молчание Бога? (Как происходит раскрытие глубины смысла наших чувств?)
Человек, трезво понимающий духовное, вполне естественно ожидает от Бога не чего-то простого и заурядного, но в высшей степени Сильного, Устойчивого, Надёжного, Блаженного, Желаемого. То есть такого Действия внутри себя, чтобы сразу же поняла душа… «это Господь! ТАК Действовать может ТОЛЬКО Он и более никто…».
Этим характерно Действие Живого Молчания Бога внутри души человека. Молчание Бога охватывает душу настолько полно, что очаровывает её Собой так сильно, что этот мир земной, если уж не перестаёт существовать для человека, то (во многом) утрачивает свою значимость, и уж тем более привлекательность.
Человек, который ни разу в жизни не сталкивался внутри себя с Действием Живого Молчания Бога, даже и отдалённо не способен будет представить, что это за состояние такое, когда вожделенным для души и для тела человека становится лишь Единый Господь и всё то, что приближает к Богу человека. Всё же прочее становится тягостным, почти осязаемо очевидно ненужным и даже мучительным. Не раздражающим, но мучительным, потому что если душа с Богом, она не будет раздражаться почти ни на что. Молчание Бога, если уж оно приходит в чувства человека, примиряет человека с окружающими его обстоятельствами и делает окружающий мир: мягким, ласковым, красивым для восприятия. Так что можно лишь, взглянув, с утра на окружающий мир, предельно точно сказать самому себе: «Со мной Господь. Или же {пока ещё} нет».
Если окружающий мир становится столь прекрасным, что душа часами не может налюбоваться, как красивы люди и насколько красивая вокруг природа, так что и словами душа это выразить не сможет, да и не захочет она никому ничего говорить, потому что с нею будет рядом Христос. Даже становится как бы «слышно», как в окружающем действует Милосердие Божие.
Ну, а если окружающий душу мир делается: уныл, сер, мрачен, скучен, НЕИНТЕРЕСЕН, если будущее не обещает душе ничего хорошего, значит, внутри души властвуют демоны, со свойственной им безнадёжием и злобной тьмой и серостью.
Молчание Бога делает мир хотя и непостижимым, но безумно красивым. Так что душа, как дитя малое, может часами любоваться тем, что её окружает. Может наслаждаться подолгу, к примеру, игрой ветра в листве деревьев. И правда, на то, как ветер колышет деревья и травы, можно смотреть часами и не уставать при этом. То есть Живое Молчание Бога делает душу простой и с мирской (потребительской) точки зрения как бы безумной.
Очень приятно смотреть в таком состоянии на детские лица. Но самое главное, что делает Молчание Бога в человеке, это оно показывает человеку немощь его разума. Разум просто прекращает свою личную (преступно-привычно суетливую, неоправданно многословную) работу. Мысли не просто утихают, но они полностью ПРЕКРАЩАЮТ личное существование. Душа, наконец-то, начинает понимать истинное назначение своё и истинную цену самой себе, она начинает понимать, что она никто и ничто. Поэтому-то у неё и не возникает желания вмешиваться во что-либо, но возникает усиленная осознанная потребность просить Бога о помиловании всех. Возникает стойкая потребность ни о ком и ни о чём не судить, но храня нищету духовную, всё просить и просить Бога: «Помилуй — всех, кого возможно».
Чувства же свои душа (на фоне Молчания Бога), ЛЮБЫЕ свои чувства душа может начать воспринимать как нечто лишнее, как нечто гордое, как нечто неуместное перед Богом. Так Действует Молчание Бога — душа начинает яснее и яснее понимать, что всё, что исходит от неё самой, это всё — ПОДДЕЛКА, ГОРДОСТЬ, ПУСТОТА, ОБОЛЬЩЕНИЕ — НИЧТО, достойное лишь забвения… Всё, что ценит мир, со всеми своими «лучшими» мыслями… тоже станет для души, вошедшей в Живое Молчание Бога, как ничто.., как ничто, достойное не презрения, но жалости.
Тот, кто находится (живёт) в Молчании Бога, всем своим существом, лишь только он один способен становится истинно наслаждаться тем, что он видит, и может дерзновенно просить о Милости Бога ко всем, ни о ком излишне не рассуждая и не судя никого.
В Молчании Бога невозможен непокой. Внутри Живого Молчания Бога делается совершенно невозможной болтовня о духовном, становятся невозможны споры о Писании. В высшей степени ёмко Молчание Бога ограничивает в человеке всё его личное, ограничивает до почти полного святого мистического самоуничтожения души, до почти полного сокровенного глубокого «сгорания» души внутри Милосердия Божиего. Понять Действие Молчания Бога можно лишь только личным опытным путём, лишь только (блаженным личным опытом) самому войдя внутрь Него. Представлять же Молчание Бога в своём сознании, думаю, это будет крайне неправильно. Ведь у Молчания Божия есть реальная сила.., а у наших представлений о чём-либо какая может быть сила..? Мысли человека в основе своей почти все (на почти все 100%) — это не более чем грустное ОБОЛЬЩЕНИЕ самим собой, не более чем пустая гордость, не более чем преступная перед Христом внутренняя пустота, не более чем истинное ничтожество, тем более жалкое, если и сам человек так и не признаёт себя истинно никем и ничем.

Почему Молчание Бога и молитва о ближних важнее, чем ЛЮБЫЕ слова и любые наставления ближним о спасении их души?
С точки зрения человека, в навыке привыкшем опираться на себя самого, тот, кто охвачен Действием Молчания Бога, становится человеком, не годным совсем ни к чему…
Ведь и правда… Ну какую пользу может кому-либо принести никому ничего не объясняющий? Но в том-то и важность Молчания тех, кто живёт в Боге, что они это очень хорошо понимают, что к Богу может приблизиться реально лишь тот, кто сам (истово и упорно, долговременно) станет искать Его своими молитвами и личным болезненным покаянием, ну, а если человек САМ не ищет Бога, таковым и о Боге говорить бесполезно, и хоть чудо перед ними соверши пользы от этого будет ноль. Только одно расстройство выйдет от общения с теми, кто Бога ищет не всерьёз, а так.., не всякий ли готов поговорить «о Боге» больше только от скуки или же для утверждения своей гордости?
У древних опытных подвижников свято соблюдалось правило им запрещалось говорить с кем-либо о Боге, пока их не спросят о Нём, но также известно немало святых Божиих, которые никому ничего не отвечали, в том числе и в тех случаях, когда их кто-либо спрашивал о спасении души.
Почему же святые иногда так твёрдо молчали?
Чем же были так заняты их освящённые Богом души?
А они слушали Бога НЕПРЕРЫВНО. Их освящённые души непрерывно молились Богу, и если уж Бог молчал, тогда молчали и святые Его, потому что знали, что всё, что не исходит Лично от Бога, то (при внешне правильной букве Закона) будет не только бесполезным, но гордым и греховным, а значит, и подсудным.
Душа того, кто живёт внутри Живого Молчания Бога, непрерывно оплакивает \во-первых\ свои грехи, а потом и грехи мира. Душа того, кто живёт в Боге, будет неумолимо и неизбежно полна невыразимо глубокой неземной печали о мире и о Боге и в то же время она будет непрестанно и ясно видеть во всём мире Действие Блаженной благодати Божией, она сделается способной слышать (несловесное) пение Ангелов, которое очень утешает душу, так сильно утешает, что всё прочее для человека, помимо Славы Божией, может утратить для души смысл.
Вот эта-то печаль души, вошедшей в Молчание Бога, она-то и приносит миру наибольшую пользу.., приносит без слов.., эта блаженная печаль Христа может делать явно осязаемым Живой Мир Божий в нашем земном мире. И это можно почувствовать, находясь рядом с христианином истинным.
Таким образом, без лишних слов и без сложных проповедей преобразилась моя душа и приобрела глубокую православную веру, когда я впервые встретил в горах Алтая своего второго духовника-монаха, о котором я уже написал на разных страницах моего сайта и передал почти всё, что слышал от него. Но он редко говорил. Много более сильное действие на меня оказывало именно его молчание. Придёшь к нему, и все проблемы становятся такими пустыми.., вопросы о Боге становятся излишними.., но душе так потом захочется молиться.., и уходишь от него, пусть и без словесного наставления, но зато обильно и сверх всякого ожидания наполненный Сильной Живой Тишиной Бога. Благодарю Бога, что мне довелось находиться рядом с этим удивительным молитвенником, ныне уже почившим.
Наибольшая трудность —
не видеть в себе добрых изменений после десятка и более лет покаянных молитв. Почему так происходит и как правильно понять свою НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ?

Коротко знаю немало подвижников веры, так и не сумевших одолеть внутри себя многолетнего испытания Богом их терпения.
И самому мне было крайне трудно пережить этот тягостный период, когда молишься, молишься из последних сил.., но, проходят годы, и хотя ты жертвуешь ради молитвы всем, чем только можешь, и всё же… душа так и не видит потом в себе самой почти совсем никаких добрых изменений. Во многом душа делается даже ещё более слабой перед силами греха, нежели чем она была прежде.
Бог как бы прячется от души, уходит, кажется, что Бог не проявляет Себя совсем никак (не помогает как бы). Очевидным становится жёсткое равнодушие Бога к страданиям души, а страдания её могут быть весьма и весьма немалыми.
А потом к человеку приходит помысел о бесполезности его молитв, и многие после этого тягостного долгого испытания перестают вести покаянный ревностный образ жизни. «Молись, не молись…» рассуждают они «толку всё равно никакого нет».
Уж не знаю по чьим молитвам, но мне удалось пробиться через этот (почти двадцатилетний) период оставления души благодатью Божией и всё же не опустить рук, но продолжать и продолжать умолять Бога о помиловании, иногда с почти кровавыми от внутреннего перенапряжения болезненными духовными слезами.
Потом произошла перемена, и Бог явно открыл мне, для чего был необходим мне этот период Его (как бы равнодушия) к моим немалым печалям. Этот период, когда Бог по-видимому не отвечает душе никак, необходим только лишь для того, чтобы душа моя всё яснее и яснее понимала, НАСКОЛЬКО отличны ценностные, смысловые, в том числе языковые и чувственные Действия Бога от личных гордых представлений человека: о правде, приличии, о Боге и вообще обо всём.
Бог — это совсем-совсем иное.
Тот, кто входит в реальное (в немечтательное) Живое общение с Богом, яснее ясного понимает, что Бог — это прежде всего не рассуждения и не правильные некие слова и мысли, но это Реальная Сила, Покой, Надёжность внутри молящейся Ему души. Бог, это Сила НЕ НУЖДАЮЩАЯСЯ ни в словах, ни в доказательствах словами или же чудесами для внешнего, по сути, глубоко равнодушного к Богу мира.
Бог Сам есть ответ на всё и Сам Он есть Непрерывное Чудо внутри души, которой Он же только и может назначить время Его встречи с душой, избранной Им. Бог Сам есть Доказательство, Живым Молчанием Хранящий душу от всякого и от любого греха. В этом принцип реального (немечтательного) приближения к Богу и все сроки реальной близости к Богу назначает лишь ТОЛЬКО Бог Сам.
Когда же Бог приходит к душе, тогда душа это очень хорошо понимает, что Бог — иной… И чтобы вместить Божество Христа внутрь себя, у души нет собственно НИКАКОГО иного выбора, как лишь только разумно расстаться с всеми теми прежними горделивыми и пустыми представлениями обо всём, которыми она в прошлом своём руководствовалась, или точнее было бы сказать, ОБОЛЬЩАЛАСЬ.
Душа, реально вошедшая в Бога (а к единению с Богом призываются ВСЕ верующие Ему), становится настолько иной, что и язык человеческий видится для неё обузой ненужной, но более обучается душа владеть языком сердца, языком без слов, языком духа (и даже Духа) так, что и мысли внутри себя формировать в слова душа, реально приблизившаяся к Богу, не посчитает нужным, потому что это унылым и скучным станет для неё.
Бог это Красота в Силе, но не красота в искусстве литературного слова. И тот, кто встречает Бога внутри себя, должен погибнуть для своего прошлого, должен понять свою сокровенную непрерывную гордость, он должен будет неизбежно смириться с тем, что с прошлым своим он к Богу не войдёт, но войдёт лишь с обновлённой Христом душой, войдёт душой, упрощённой до отсутствия слов в себе самой, до отсутствия тех слов, которым пользуется гордый мир и люди.
В идеале же, душа ещё до перехода в иной мир должна в навыке научиться говорить внутри себя без слов, должна в навыке научиться быть покорным не своему разуму, не своим чувствам, но уметь всегда и ПОЛНОСТЬЮ покорять себя сокровенным Действиям Бога, должна уметь всегда и во всём соглашаться с Ними, должна уметь в навыке сливаться воедино с Волей Всемогущего.
Именно поэтому так долго страдают многие души и не могут понять, почему Бог не отвечает им видимым образом, что они думают наладить общение с Богом на том языке слов, которым Бог не пользуется ныне и в будущем пользоваться также не станет, но всё Бог сделает много проще и быстрее, чем это можно предполагать, опираясь на опыт прежнего земного прошлого.
Надо внутренне обязательно и болезненно перестрадать внутри себя. Нужно суметь молитвой пережечь себя всего пережечь до почти полного самоуничтожения и нужно твёрдо понять свою неизменность в немощи, нужно понять свою неизменность в грехолюбии даже.
Поэтому и бывают столь длительными периоды оставления Богом душ человеческих, чтобы душа поискала новые резервы в себе самой, те самые (невыразимые словами) резервы, о которых она даже, может, всерьёз и не задумывалась в прежней своей жизни.
В целом Резерв человека единственно правильный это и есть Сам Господь Бог, Бог Непостижимый, Бог Всесильный, Милостивый, Умеющий исцелять и Утешать душу и тело человека.
Познавший свою неизменяемость во грехе становится милостивым к тем, кто грешит. Зная по опыту, сколь он сам слаб, он не судит никого, кто бы как не грешил, но он искренне и честно будет умолять Бога обо всех, о ком слышит и кого видит: «Господи, помоги ему (нам всем), как Ты помог и мне», «Другой так же немощен без Тебя, как и я сам. Прости Господи его».
Вот для чего нужны годы и даже десятилетия познания своей собственной (почти полной) внутренней и внешней беспомощности, чтобы душа смогла вместить в себя молитву сострадания обо всех — вместить молитву, без строгого суда над ближними!

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ