****14 часть 351 запись****

Когда мы жалеем другого человека, видя, как действует внутри него тот или иной грех, но не жалеем при этом себя самого, не плачем о том, что на месте другого человека мы могли бы поступить ещё того хуже, этим мы подписываем лично себе невидимый приговор. Мы провоцируем Бога попустить нам впасть или в то же самое прегрешение, от которого мы считаем себя свободным, или же в прегрешение худшее. И что можно найти в себе хуже, чем неспособность любить Бога всем сердцем? Но кто из нас может любить Божию Волю хотя бы на протяжении одного часа, особенно если ради исполнения Воли Божией нужно отвергнуть какую-либо личную привязанность или прихоть?
.
Много недоуменных вопросов может задать душа сама себе, и где же найти ответы? ТОЛЬКО в напряжённых, по возможности непрерывных, покаянных молитвах к Богу.

****14 часть 352 запись****

Рассуждать о заповедях легко. Реально же чувствовать свою ежечасную недостаточность в исполнении заповедей и стараться всеми силами души не упустить внутри себя ГЛАВНОЕ в Учении Иисуса Христа — непрерывную память о Воле Божией — невероятно трудно, но это важнее всех остальных наших дел. Повседневные дела наши должны освящаться Евангельскими словами Христа, а если это не так, то для чего приходил Господь и для чего Он страдал? Парадокс, но именно исполнение заповедей Христа убивает внутри души мудреные рассуждения о заповедях. А исполнение заповеди о нищете духа напрямую лишает душу многословия в рассуждениях о Писании и о канонах. Нищета духа вселяет внутрь души Дух Бога, Который делает душу не рассуждающей, не надеющейся на себя даже и в малых делах, но уповающей на Силу Божию. До тех пор, пока душа не успокоится смирением в Боге и святые ангелы не откроют ей невидимые для других, но явственные для нее самой двери на Небо, правильная молитва к человеку не придёт. Молитва будет, но только не более чем жалким подобием настоящей молитвы: она принесет душе скорбь, а не радость. Настоящая же молитва — это действие Бога внутри человека, и поэтому она всегда приносит душе большую радость.

****14 часть 352 запись****

Душа, привыкшая жить молитвой, не может не заметить, что молитва — это не слова, но чувство, похожее на то, которое мы испытываем, насыщаясь земной пищей, и если во время чтения своих молитв человек не получает от Бога явного подкрепления себе, подобного тому, что чувствует земное тело после приёма земной сытной пищи, то это говорит о том, что молитва в человеке пока еще не созрела. А может случиться и так, что молитва подсознательно начнет заменяться её подделкой, неким эстетическим чувством, которое может быть похожим на молитву, по сути являясь лишь игрой гордого сознания со своими чувствами. Правильное же общение с Богом всегда более глубокое, чем любые из произносимых душою слов, и это истинное общение возможно лишь при ощущении взаимной любви Бога и человека.
.
Искреннюю, сильную любовь слова обедняют. Это знают и влюблённые, и молитвенники-монахи. Но те чувства, что выражаются без слов, обогащают как земную любовь, так и молитву. Без чувства любви и доверия к Богу молитва становится неглубокой, и человек вскоре может оставить её. Развивается же правильная молитва в человеке очень и очень медленно. Как учат отцы: «В молитве десять лет — один шаг».

****14 часть 353 запись****

«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.» (Мф. 18-21).
…………..
Вдумываясь в эти слова Евангелия, понимаю, почему смиренный побеждает всегда. Он побеждает — потому что с ним Дух Иисуса Христа. Смиренный обычно никому и ничего не старается доказывать, но всякий, кто берется что-то доказывать смиренному и пытается с ним бороться, неизбежно проигрывает, но проигрывает не сразу, а со временем. Некоторые лишь спустя годы придут к пониманию того, что противоречили напрасно. А кто-то будет вынужден признать свои неправды лишь за гробом…
Не спорьте со смиренными. И если кто-либо склонен настаивать на своём мнении, цитируя отцов и Писание, то это говорит лишь о том, что душа его больна — так учат святые. В интернете зачастую наиболее активными в противодействии бывают те, кто любит показать своё знание Писаний, знание православных канонов и учений отцов, но если в их словах нет смирения, то они будут проигрывать, и проигрывать будут всегда… Сталкиваясь с деятельностью гордых в сети, вспоминаешь старую русскую пословицу о том, что пустая бочка — громче звенит.

****14 часть 354 запись****

Молитва таинственным образом меняет отношение к собственным мыслям, но не иначе, как только через переживание внутренних острых кризисов. По незнанию правил течения духовной жизни люди пытаются изменять себя в соответствии со своей гордой волей и не видят того, что почти ВСЕ их чувства, почти ВСЕ их мысли, почти ВСЕ их представления о Боге, о себе и о ближних густо-густо пропитаны «благоуханием» ненавистной Богу гордыни.
Человек стремится вроде бы ко благу и к истинам православной веры, а внутри себя ему приходится невольно наблюдать самого сатану. И вместо ожидаемой чистоты души внутри верующего нередко всё продолжает и продолжает проявлять себя неутомимая удручающая грязь страстей. Молитва же не сразу, но мало помалу вводит внутрь человека Господа и Ангелов Его. После чего человек, с немалым изумлением, начинает видеть внутри самого себя действия разума Высшего и милости Высшей, милости НЕ СВОЕЙ и разума НЕ СВОЕГО, но Божиих. И тут возникает парадокс.
Бог не станет сюсюкаться с душой и не предложит душе приторной елейности, но Он покажет ей единственно правильный путь: через глубокое смирение души покорить себя Его Святой Воле. Если душа сумеет смириться и найдёт силы, отрекшись от себя, проникнуться нищетою духа, тогда она перестанет судить себя и ближних самостоятельно, а Милосердный Бог может Сам стать внутри человека Судьёй и Царём его мыслей, чувств и поступков.
Если покорность Богу окажется душой достигнута — это и будет блаженная жизнь во Христе, блаженная жизнь не только там, в будущем, но уже и сегодня, здесь и сейчас.

****14 часть 355 запись****

Внутреннюю жизнь православного человека невозможно представить без молитв Богородице. Прославлением Царицы Небесной пронизано абсолютно каждое православное богослужебное действие, и для этого есть важная причина. Эту причину чувствует душа.
Я, например, даже не понимаю, как можно не молиться Божией Матери?
Молитвы Пречистой воспринимаются мною даже более значимыми лично для меня, чем обращения к Богу. Конечно же, молитвы к Всевышнему — главное! И это — безусловно. Но если вдуматься: кто я такой, просящий Бога о чем бы то ни было, и кто Она по сравнению со мной, немощным и грешным? Стоит ли говорить, насколько вес моих и Её прошений пред Господом неизмеримо различен? Меня Господь, за гордыню мою, может и не послушать, но Матерь Свою Он услышит всегда!
Ни дня не позволяю себе прожить без молитвы «Богородице Дево, радуйся», читаю её раз за разом, читаю, насколько хватает внутренних сил, особенно вечером, когда отхожу ко сну. Как бы я ни уставал, но засыпаю всегда с молитвами Матери Божией.
.
Наша духовная жизнь немыслима без ежедневных молитв Богородице.

****14 часть 356 запись****

Когда душе открывается духовный мир, в сердце человека входит боль о том, сколь великого блаженства лишают себя те, кто пренебрегает заповедями Христа о покаянии. Боль и блаженство одновременно — вот что почувствует душа, если она правильно войдёт в духовный мир. Ей нужны боль и блаженство, но не видения и не красочные приключения в стиле фэнтези. Ведь видения в мире духов — ничто. Если видения и бывают, то очень и очень редко, один раз в несколько лет, а то и того реже. Духовное передаётся силой чувств, как и учит Писание (Ин. 4. 24): «…духом и истиною», а множество красочных слов и, тем более, внутренних видений — чуждо истинной духовности.

****14 часть 357 запись****

Если ты веришь Христу, то будешь молиться часто. Будешь особо молиться за усопших, которых неизмеримо больше, чем живых, и которые уже не могут молиться за себя. Бог может помиловать всех и без наших молитв, но Он ждёт наших усилий, направленных к Нему. Молитвы к Богу важнее всего, важнее текущей земной жизни. Если же молитва не меняет тебя, то это подделка, а не молитва. И нет ничего важнее, чем развитие в себе самом молитвенного Дыхания Бога.

****14 часть 358 запись****

У Адамова плача есть свойство — он ВСЕГДА присутствует в глубине привыкшей к непрестанному покаянию души, и внешне, перед другими людьми, он себя не проявляет никак. Это сокровенная боль внутри.
.
Моё покаяние пред Богом — ничто. Знаю это, но ни в чём ином душа моя не способна обрести покой, как только в покаянии.

****14 часть 359 запись****

Почему людей, стяжавших молитву, так мало? Вероятно потому, что путь немечтательного приближения к Богу необыкновенно тесен. То, что увидит ум, устремлённый к Богу, многими станет восприниматься словно ад, потому что умолкнут даже и сами мысли у того, кто вместит в себя Дыхание Бога.
Молчание разума любезно Богу, но его с трудом выносит ум образованный. Не потому ли апостолами Бог избрал неграмотных рыбаков, но не фарисеев и саддукеев?

****14 часть 360 запись****

Парадокс, но иногда бывает так: человек уверен, что он поступает по заповедям и по канонам, а в итоге получается, что делает немалое зло. И другой парадокс: как только человек перестаёт чувствовать горечь живущего внутри него вселенского греха, он НЕУМОЛИМО гибнет, даже и НЕ ОСОЗНАВАЯ своего повседневного движения к гибели.
И как тут не рассуждай, а Спаситель нужен лишь тем, кто погибает ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Тем же, которые не видят, что погибают, будет ли нужен СПАСИТЕЛЬ?
Бог и святые нужны нам, но мы склонны к попыткам приспосабливать их и Бога для собственных целей. Но кому же действительно нужен Спаситель? Он нужен лишь действительно тонущему. Вроде все просто, но как невыразимо трудно раскрыть для своего сознания и чувств всю ту бесконечно глубокую бездну зла, что носит в себе каждый из нас. И сколь необходимо молитвах, чтобы достичь ежечасного, не мечтательного, а реального болезнования о себе самом. И тот, кто опытен в покаянной молитве, воспринимает себя никак не иначе, как ТОЛЬКО лишь ПОГИБАЮЩИМ ежеминутно. При этом боль души будет разрывать чувства с нешуточной силой, ни в малейшей степени не ведомой тем, кто не знает, что такое молитва в долговременном уединении. С точки зрения классической психиатрии, кающийся подвижник выглядит похожим на человека с нарушением психики, но покаяние во вселенском грехе, что живет внутри человека, — это не психоз. Это Божественное очищение души. И чем сильнее, чем напряжённее, чем постояннее и устойчивее болит душа духовно опытного христианина, тем всё больше и больше она очищается и постепенно становится причастной Божией Радости и Божией Любви — той самой Любви Христа, которую мир, гордый и суетливый, презирает, не ищет и не видит.
***
Без боли души и сердца, без духовной боли — никто не очищается от греха.

****14 часть 361 запись****

Про других не знаю, но в себе я непрестанно чувствую гордыню, нечувствие, разного рода грехолюбие, нелюбовь к Богу и даже ненависть к окружающим. Все это есть во мне в зачаточном состоянии, а может, даже и в зрелом, но Бог не допускает злу проявляться явно.
Почему же я так боюсь, когда перестаю видеть свою глубинную греховность — то неистребимое «семя тли», как именуют её святые отцы? Ответ прост: когда грех мой перестаёт уязвлять моё сердце, в ту же минуту я слепну и становлюсь неспособным к молитве с болью. Перестаю искренне молиться за других. После чего довольно скоро впадаю в гордую мечтательность и Бог, как Спаситель и Защитник, становится мне ненужным.

****14 часть 362 запись****

Сложно человеку, переставшему искать правильные ответы внутри себя самого, с долготерпением приучить себя вымаливать у Бога правильные решения, правильную интуицию, правильные чувства и правильные поступки, потому что большинству из нас представляется более удобным надеяться на свой разум, нежели на Христа. А если же кто-то из нас решается опереться в какой-либо ситуации на Иисуса Христа, то, как правило, это делается исходя из личных представлений о правильном, что и становится препятствием для исполнения Богом большинства наших желаний.
Но как же трудно человеку удержать в себе мысль о том, насколько опасно приближаться к Богу без смирения. Мы можем не знать о смирении совсем ничего или же можем не хотеть смиряться, но до тех пор, пока душа в стремлении к благодати не преодолеет привычку мыслить обо всем самостоятельно, Бог может не дать ей ни одного ответа, даже если человек потратит на молитвы десятилетия. Господь будет терпеливо ждать тех, кто осознает, насколько губительно отвергать благодать нищеты духовной, которая есть проявление Его истинной Любви к человеку, и эта Любовь ждёт от нас послушания Святому Духу.

****14 часть 363 запись****

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Кто из начитанных православных не знает эти слова преподобного Силуана Афонского? Ну а если вникнуть в сказанное практически? Кто из нас сумеет почувствовать ад в себе так, как его чувствовал преп. Силуан? И не зря ли старец Софроний Сахаров говорил о том, чтобы мы даже и не смели пытаться держать себя во аде, подражая Силуану Афонскому, потому что , во-первых, это — воображение, а во вторых, — мы не на его уровне…
Следует вдумываться в себя и ясно осознавать, что очень и очень часто истинными ответами на многие вопросы являются не какие-либо особо правильные формулировки, взятые нами дословно из духовной литературы, но умение правильно ставить перед собой предельно ЧЕСТНЫЕ вопросы, и без этих вопросов невозможно приблизиться к Иисусу Христу.
Почему это именно так? Да потому, что нищета духовная сокрыта не в способности гордо и красиво формулировать мысли, но в умении правильно задавать вопросы себе самому и Богу.

Это и есть наиболее сложное для души моей: найти в себе способность задать Богу вопросы правильным тоном, в правильных смиренных чувствах — так, чтобы Он не молчал в ответ на мою гордость, но отвечал бы мне сразу же.

****14 часть 364 запись****

Если на богослужении трудишься в молитве сердцем на каждом священническом прошении с тем смирением, которое только возможно для всех твоих внутренних сил, то служба проходит для тебя как одна минута, даже если она длится более пяти часов. Но если в храме стоишь лишь потому, что «обязан», тогда и полуторачасовая служба может томить, словно некая унылая вечность.
О чём это говорит?
Это говорит о том, что одни люди стоят в храме, как на Небе, и не чувствуют земного времени, потому что они трудятся рука об руку со Христом и со святыми Его.
Другие же, присутствуя в храме, думают о земном.
Вот потому-то они и остаются чуждыми для молитвенных радостей Неба, потому что у них внутри земное — убивает духовное.

****14 часть 365 запись****

Сколь угодно много может мнить о себе самом человек, но он вынужден выбирать: ИЛИ — ИЛИ. Или он сам будет толковать внутри себя Святое Писание и вообще всё, или это станет делать за него Дух Божий, Сам Господь.
ИЛИ Господь через нищету духа, посланную Им же внутрь тебя, оживит душу и тело твоё молитвой живой и сильной, ИЛИ ты сам будешь судить обо всём и о всех, но судить будешь ВСЕГДА ошибочно.
С Богом душе хорошо и просто, и нет препятствий ни в чём… Самому же с собой человеку сложно и тягостно, и унылые мысли его посещают. Будущее нередко видится мрачным, как и прошлое. С Богом же всё осветится и освятится… Даже память о грехах и падениях твоих бесчисленных станет приносить тебе немалую духовную пользу! Так делай же выбор, душа моя… Или ты сама по себе, и как все, или ты с Богом, и не как все… Но — с Богом.
.
Только нужно опасаться думать, что ты избран. Многие сгубили свою душу мыслью: «Я не такой, как этот мытарь».

****14 часть 366 запись****

Что самое важное в вере?
В вере самое важное не что, а Кто. Христос — самое важное в вере, потому что Он тайно вкладывает ВСЁ благое внутрь и Ангелов, и людей. Не будь Христа, у человека не возникло бы и малейшей потребности ни в покаянии, ни в молитве. Это важно помнить, что без тайной помощи от Бога НИКТО не может ни молиться, ни даже помнить о Создателе своём. И потому нельзя возноситься, нельзя считать себя лучше кого-либо. Нельзя даже тенью мыслей думать о себе самом хорошо.
.
Думать о себе самом хорошо — ИСТИННЫЙ И ОПАСНЫЙ САМООБМАН.

****14 часть 367 запись****

Человек, искренне считающий себя неумным, не будет никого осуждать. Осуждает лишь тот, кто думает, что он умный… Тот, кто ЗАБЫЛ о первостепенной важности нищеты духовной, или ИГНОРИРУЕТ её, НЕ ДУМАЕТ о ней или даже НЕ ЗНАЕТ, что это такое. Нищета же духовная не может быть гордой. И это вовсе не мысль: «Я глупый, и отвяжитесь от меня». И не то, что обозначается пословицей «Моя хата с краю — ничего не знаю». Нет. Истинная нищета духовная может быть только ВЫМОЛЕНА у Бога с болью и ВЫСТРАДАНА многолетними молитвами.

****14 часть 368 запись****

Если бы меня спросили о наиболее опасном качестве моей души, я бы ответил не задумываясь: «Отсутствие искренней тревоги о загробной участи».

****14 часть 369 запись****

Путь к Богу у каждого из людей может протекать столь индивидуально, что для правильного совета их духовнику иногда приходится опираться не только на церковные каноны, но и на Непостижимую Волю Бога.
Но какой духовник может знать Волю Бога неискажённо? — Лишь действительно нищий духом, лишь тот, кто пожертвовал Богу свой ум и всего себя.
Почему же истинных наставников так мало среди нас?
Ответ прост… Если бы мы слушали Писание и каноны, то слушали бы и наставников, но так как большинству из нас Писание не закон, то и наставников Бог нам не посылает. Зачем наставник тому, кто в своей будничной жизни ни во что не ставит истины Евангелия?

****14 часть 370 запись****

Стремясь к правильному молитвенному настрою, духовно малоопытные люди обычно предлагают Богу (в той или иной благовидной форме) свои чисто человеческие условия, думая, что они приведут к успеху в общении с Ним. Они не опасаются озвучивать, обращаясь к Всевышнему, свои благие, по их мнению, мысли и чувства. И возносят к Нему свои добрые, как им видится, прошения, даже и не подозревая, что всё их «своё» рано или поздно, но приведёт сначала к внутренней тревоге, а потом и к жёсткому конфликту с Духом Бога, а причиной тому будет гордость и привычное человеку свойство высоко оценивать самого себя.
Но если человек стремится к тому, чтобы Бог принял его, нужно будет прежде обрести жесткий опыт осознания немощей своих во всём, и на это могут уйти десятки лет молитвенного труда. После познания же бесчисленных своих ошибок человеку необходимо отказаться от личного мышления, при этом в высшей степени осмысленно, обретя у Бога покаянной своей молитвой нищету духа. То есть человек должен будет отказаться от гордого и ПАДШЕГО своего «добра» , обрести навык непрерывного покаяния и научиться принимать внутрь своих мыслей Дух Божий, который едино правильно и с большой Любовью рассудит обо всём и обо всех….
.
Это нужно вовремя успеть понять, что ЛИШЬ только при условии «Не я, но Ты — Господи!» может настать для человека блаженное время его внутреннего примирения с Богом, да и вообще со всеми. А при навыке глубокого самоотречения может настать блаженное время для тёплых и даже для чудотворных его молитв.

****14 часть 371 запись****

Тот, кто сумел упростить свой разум молитвой, нищетой духа и верой в то, что всё в руках Божиих, обретает надёжный Кров, Покой и Вершину своих исканий, он находит живую Жизнь в Духе Бога. Простоты слов Иисусовой молитвы кающемуся станет достаточно для полноты жизни его ума и чувств. Простота в Боге появится в нём не от бесчувствия к самому себе и не от безразличия к людям, и вовсе не из-за отсутствия интеллекта. Источником этой простоты станет настолько полная надежда на Бога, что прибавить что-либо своё, человеческое (заумное, житейское, суетливо-торопливое и наполненное тревогой и страхом) к простоте Бога человек и сам уже не только не сможет, но и не захочет. Важным для него останется лишь его личное покаяние и долготерпение ко всему, что принесут наступающие дни.

****14 часть 372 запись****

Если на одну чашу весов положить всё то, что я знаю о спасении души, а на другую — молитву, то молитва перевесит, потому что, когда я перестаю молиться, тогда все мои знания о духовном становятся мне ТОЛЬКО лишь в осуждение.

****14 часть 373 запись****

Великим постом хор поёт в храме: «Душа моя, восстани, что спиши? Конец приближается». Люди, по обычаю, при начале этого важного песнопения встают на колени. А если всерьёз вдуматься, то иначе восстать и невозможно. Уж не знаю как у кого, но моя душа восстаёт перед Богом лишь тогда, когда я в чувствах невидимо становлюсь на колени перед Христом.

****14 часть 374 запись****

Верующим невозможно стать за считанные дни или даже за пять-шесть лет труда над собой. Вера (и молитва) должны быть выстраданы всей своей жизнью. Вера приобретается не только при чтении книг и не только на богослужениях, но и в повседневности. Если вера оживает в тебе лишь раз в неделю, потому что ты в храм обязан идти, то это — не вера, а маловерие.
Бог требует от человека отдать Ему всего себя. Каждую минуту своей жизни — отдать Ему. Жить, работать, воспитывать детей и вообще всегда и всё делать нужно ТОЛЬКО перед Его Глазами.
Истинно верующий живёт и дышит Богом ежедневно и даже ежемгновенно, и нет человека счастливее в этом мире, чем человек верующий. И если уж кто несчастен, то считать себя истинно верующим ему пока ещё рано.

****14 часть 375 запись****

Всё Евангелие было непосильно исполнить даже величайшим из святых, но Бог ждёт от меня то, что мне по силам. Вот и принеси Богу, душа моя, посильную молитву, посильное терпение, посильную Любовь к Нему. Иного Бог и не ждёт от меня, зная, что я слаб. Но если взыщу Бога всем сердцем, Он может непосильное внутри меня взять на Свои плечи.
Чем же страшно то, когда время, которое мог бы посвятить Богу, я трачу на пустое? Это страшно тем, что Бог скажет мне на Суде: «У тебя была возможность спасти душу, но ты сам этого не захотел».
Не стремись, душа моя, к непосильному. Оно не от Бога, непосильное, даже если это пост, покаяние и молитва, потому оно и сломало духовно многих…
Но бойся не делать то, что обязан и можешь делать.

****14 часть 376 запись****

В мир молитвы высокой степени можно войти быстро. Иногда это происходит при встрече с земным праведником, рядом с которым ты почувствуешь себя как на Небе, и тогда дух молитвы перейдет к тебе от него. Господь может дать высокую степень молитвы в первый же год твоего прихода к вере. Но не стоит ожидать, что высокая молитва никогда тебя не покинет. Нужно настраиваться на другое. На то, что разбуженные молитвой страсти восстанут на тебя, и враг сделает жизнь твою безотрадной на длительное время. Следует быть готовым к тому, что дьявол станет заливать твою душу грязью, собранной со всей вселенной, и ожесточением к Богу. И эти мерзкие натиски могут длиться годами — до двадцати пяти лет. У меня время утраты благодатной молитвы равнялось семнадцати годам. Думал, не будет уже с меня никакого толку. Опустил руки. А потом молитва вернулась в другом качестве, и я забыл о рассеянии на молитве, забыл о мешающих мыслях во время обращения души к Богу. Наступило другое время, и началась другая жизнь.

****14 часть 377 запись****

Современным людям свойственно пренебрегать заповедью Иисуса Христа о любви к Богу всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью и всем разумением своим, несмотря на то, что эта заповедь наиболее важная в законе и особо обязательна для всех. Заповедь эту не принимают из-за того, что она не оставляет человеку такого времени, в которое он мог бы расслабиться и не стремиться к своему Творцу.
Подсознательно люди вытесняют из самих себя слова, сказанные Иисусом Христом с предельной ясностью: «Возлюби Господа Бога твоего ВСЕМ разумением, ВСЕЙ крепостью,
ВСЕЮ душою твоею». Из слов Христа ясно, что о Создателе нужно стараться помнить в каждое мгновение жизни, и если уж забылся (хотя и на минуту), нужно каяться в этом и впредь стремиться не позволять себе преступного забвения.
.
Иногда говорят: «Монахи пусть молятся, а у меня дети и работа. Если я стану день и ночь молиться, кто за меня мою работу делать будет?» И «не замечает» человек того, что любую работу, не связанную с явным грехом, можно делать с молитвой. Ясно, что заповедь о непрерывной любви к Богу очень и очень трудна на деле. Она так трудна, что даже в монастырях и в священнической среде сразу же после завершения богослужения начинаются едва ли не бесконечные разговоры о чём угодно, но не о Боге. Исправлять же нужно
лишь себя самого. Других нельзя судить и, тем более, никого не нужно насильно толкать к Богу, потому что Богу нужны только добровольно идущие к Нему.

****14 часть 378 запись****

В поисках духовного перед нами зачастую встает выбор. Почитать книгу или послушать проповедь? А может, просто поразмышлять о Боге, о добродетелях и о спасении? Пообщаться с единоверцами в интернете или в реальной жизни? Но не лучше ли посвятить время самой молитве?
Конечно же, из всего перечисленного молитва —
всегда полезнее.
.
Чрезмерное чтение может ослабить душу. Размышления о Боге, тем более, если вы погружаетесь в глубины богословия, порицаются святыми отцами, потому что при этом душа может лишиться простоты и молитвы. Общение православных в сети нередко складывается сложно, и вместо ясности рождает новые проблемы. Одна лишь молитва сразу же укрепляет душу и приводит чувства в спокойное состояние. Оно и правильно. Молитва — это тот самый ручеёк, который напрямую наполняет душу благодатью Божией.

****14 часть 379 запись****

Наставления о молитве не сможет правильно понять тот, кто не выстрадал личную молитву. Книги о молитве полезны, но без опыта молитвы они наносят вред, потому что люди, привычные к недуховному чтению, смотрят внутрь своего воображения и там пытаются найти ответы. Но молитва и воображение точно так же несовместимы, как несовместимы свет и тьма, пламя и вода. Молитва — это не физический мир, а совсем-совсем иной…

Правильную молитву невозможно объяснить словами и образами. Молитва — это действие Духа Божия, а Дух Божий, образов не имеющий, нужно вначале привлечь смирением ума. И Господь принимает от молящейся души не слова, а те чувства, которые человек испытывает, обращаясь к Богу. К тому же, и это непросто понять, молитвенные чувства не должны быть самонадеянными.

Сколько сектантов думают о том, что они уже спасены? Но мы знаем, что ни гордых, ни гордые молитвенные чувства Бог не принимает. Смирение даётся только тем, кто стремится жить в покаянии. И находят истинную молитву — лишь наиболее долготерпеливые.

****14 часть 380 запись****

Вера с лёгкостью вмещает то, что не может вместить в себя наш разум. Мы стремимся понять умом, почему болеют дети, почему мало святых на земле? Почему Бог молчит, когда душа мучается без слов вразумления от Него? Почему жизнь переполнена досадными неурядицами, бедностью, страданиями, ошибками, обманом, людьми, не расположенными к добру, и неверующими? Вопросов такого рода много, и разум пытается найти ответы. Но до тех пор, пока разум будет брать на себя непосильную для него ношу познания Путей Божиих — человек не сможет стать близким Богу. Не сможет, потому что не доверяет Создателю, потому что не научился нищете духовной. Иное дело — вера. Если человек верит в Благость Божию, его душа остается спокойной при любом повороте событий. Не равнодушной к страданиям ближних, но молитвенно спокойной.
Разум, покоряющийся воле человека, — неумолимо введёт его в суету и непокой.
Разум, покорившийся Богу, — поставит человека перед Блаженным Его Лицом.

****14 часть 381 запись****

Невероятное обольщение: думать, что покаяние — это просто. Покаяние — крайне сложный процесс. Оно требует от человека предельного напряжения всех его сил: интеллекта, совести, интуиции. Покаяние невозможно без духовного углубления, и КАЖДАЯ мысль человека и (в идеале) КАЖДОЕ его чувство должны быть омываемы непрерывным потоком благодатного покаяния. Бог должен омыть тебя всего Своими слезами, слезами Святого Духа. Это — вершина покаяния, и она — Божественная.
.
Почему же так мало в наше время тех, кто преуспел в покаянии? Причина в том, что многие ошибаются, считая это делом простым и посильным для человеческого духа. А ведь покаяние — это Божий дар, и вымаливается оно десятилетиями личных молитвенных усилий.

****14 часть 382 запись****

У каждого приходящего к вере первые годы духовной практики наполнены разного рода внутренней шелухой. Бог поначалу «не замечает» недостатков человека и даёт ему, по сути пустому и никчемушному, Свою Благодать, и многие на этом спотыкаются… Человек начинает думать: «Господь дал мне Благодать. Значит, я достоин её». Но это — самообман. Бог дал Благодать лишь для того, чтобы душа стала искать Его, чтобы поняла она разницу между настоящей жизнью с Богом и унылой безрадостной жизнью вне стен Божиего Небесного Града. А потом начинается очищение мыслей от шелухи… Боль, пот, кровь души, скорби, уход благодати на годы. Мало кто выдерживает это очищение, но тот, кто выдерживает, обновляется. И невозможно будет найти человека блаженнее его, потому что он бывает очищен Богом.

****14 часть 383 запись****

Правильная молитва — это не усилие воли, и она не является некой особенностью души, как, заблуждаясь, думают якобы одарённые колдуны или экстрасенсы, полагающие, что они имеют какой-то особый доступ к Богу.
Нет. Правильная молитва — это единение с теми молитвами, что произносятся на Небе. Правильная молитва — это Действие Бога внутри произволения человека, а не действие воли человека в самом человеке.
Воля человека поражена гордыней, и потому зачастую Бог человека не особо-то и слышит, но ВСЕГДА слышит Господь Себя в человеке.
В этом — смысл настоящего христианства. Волю свою пожертвовать Богу — тогда и чудеса станут доступны, и Небо откроется, и Бог примет, и не найдёшь ты человека счастливее, чем ты сам, ОТРЁКШИЙСЯ от воли своей.

****14 часть 384 запись****

О гордости написано много, но редко делается важный акцент на одном из наиболее коварных свойств гордости — на духовной самоуспокоенности. Все гордые — удивительно спокойны в мыслях о своей загробной участи. Их дух пребывает в сонном состоянии. Гордецам неведомо желание постоянного покаяния, и они искренне не понимают, почему пожизненная твёрдость в покаянии была устойчиво свойственна святым людям. В гордых нет искренней болезни перед Богом о том, что они живут не по заповедям Христа. Святые же, боясь гордыни, наоборот, плакали о себе день и ночь, уходя для (более удобного покаяния) жить в пустыню.
Мы же (большинство современных верующих) вынуждены жить среди мирского расслабления. Но именно из-за умножения соблазнов не должны ли мы плакать больше пустынников?.. Не должны ли мы плакать более Арсения Великого, который, как известно, плакал почти непрерывно? Интуитивно необходимость серьёзного личного покаяния понимает каждый, кто честен перед Богом. Но гордый не плачет…
Почему же не плачет?
Потому что рассеяние мыслей лишает его не только теплоты, но даже и возможности масштабного благого изменения себя. А гордость — это ведь и есть легкомысленное рассеяние по бесчисленным предметам мира сего. Гордец, придя к вере, по привычке станет легковесно рассеиваться и по духовным предметам, воспринимая их несерьёзно, вскользь…
И мысли о личном покаянии для него — тоже вскользь.

Внутренняя жизнь гордого напоминает беготню белки в лесу: Это когда «с ветки на ветку», и нигде надолго не задерживаясь. Серьёзное углубление в молитву — это не для гордого. Он ведь занят «улучшением» веры и даже «улучшением» мира…
.
Гордец проводит свою «духовную жизнь» на бегу — и в этой беготне он не осознает, что главное в нем — не любовь к Богу и не заповедь Христа о нищете духовной, но любовь к своим мыслям, любовь к самому себе в ПАДШЕМ своём состоянии…
Гордость личную каждому человеку видеть в себе — НЕОБЫКНОВЕННО трудно.

****Конец 14 части****

ПЕРЕХОД к 15 ЧАСТИ

К общему ОГЛАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ