Реальность первая
Поймав курсором логотип OpenOffice, раскрываю текстовый редактор. Привычно долго вглядываюсь в услужливую программу.
Не припомню теперь уже случая, чтобы я сразу же начинал набор задуманного.
Кто бы только знал, сколь же блаженно это смиренное состояние перед
творчеством… не создавать ничего, но лишь вслушиваться в безмолвие белого полотна монитора, не думая ни о чём. Я молчу, потому что наверняка знаю, что ничто во мне… неспособно воспроизводиться без примеси того или же иного греха.
Давно уже жду того
времени, когда смогу сутками, а лучше — вообще всегда оставлять внутри себя нетронутыми слова… мысли… озарения… Всё это оставить бы мне неподвижным, забыть бы в себе почти всё, научившись насыщать душу одной лишь благодатью покаянной молитвы.
Не пусты ли все слова мои и все мысли мои, даже если они и о Боге? Не убегаю ли я от единого на потребу — от сокрушения духа, доводящего меня до болезненного молчания рассудком? Не гордыня ли моя стремится проявить себя во мне, то и дело накладывая на серые листы моего сознания краски, буквы, слова, движения, ноты, мысли, вкусы, взгляды, чувства? По большей части… не придуманы ли эти состояния мной из падшей моей горделивости? Как любой творческий человек, не пропитан ли я тайным высокоумием и актёрством? А душа моя (вот только моя ли она(?))… как же давно она жаждет чистоты полного безмолвия, жаждет необъяснимо сильно. Жаждет, сама не зная почему, утонуть в том, что невыразимо чувствами; жаждет навеки утонуть в Совершенном Безмолвии Бога.
Нарушая Безмолвие Бога, душа моя всегда и неизменно теряет то, к чему она предназначена от создания мира: она теряет способность впитывать в себя Чистоту Лика Божия, взирая на Который (не обольстившийся собой) человек не будет видеть в себе самом ничего, кроме, собственно, Чистоты: Незримой, Неизобразимой, Простой, Вечной, Вышеестественной, Всеблаженной, Всеблагой к тому ,кто в навыке обучен долговременно дышать Богом.
Безмолвие Бога и Блаженство Творца неописуемо. Это блаженство всегда и неизбежно ослабляется и даже совсем почти умирает, как только кто возьмётся описывать его. И чем точнее кто возьмётся описывать или изображать Блаженство Божие или в Боге: в красках, в словах или в звуках, тот (по умолчанию просто) лишь всё далее и далее будет удаляться от Возлюбленной Богом Простоты и Чистоты Его Зримо Незримого Образа.
Но, не нарушив девственное безмолвие своего ума, как можно создать что-либо стоящее? Как проникнуть в чистоту тех произведений искусства, на которых \отчасти\ почивает благословение Неизобразимого Бога? Широко распространено обольщение, что лишь накладывая на нечто изначально чистое нечто своё: из букв, звуков, красок, чувств или иного — только лишь так и возможно создать что-либо стоящее; но кто бы знал, насколько же это не так…
Кто бы знал, насколько искажается и даже почти полностью теряется перед нами Красота Лика Божия, когда мы, в безумии гордыни своей, начинаем дробить Его своими падшими красками и гордыми чувствами… Бог же, Господь мой, КАК же много Он любит: ум безмолвный, сердце чистое, разум не говорливый, душу УЕДИНЁННУЮ, душу, не считающую себя способной на какое бы то ни было благо!
Смотрю на белый монитор. Вслушиваюсь в искусство дышать безмолвием пространства. Особенно сильно безмолвие касается души моей, когда я нахожусь один в храме. Это Живое сильное безмолвие православного храма и есть высшее наслаждение для моей души и для моего тела. Тело наше подчас много-много разумнее души, если только оно благословлено Ангелами Бога. Телу так блаженно находиться в храме! И если внимательнее вслушаться в ощущение тела, то нетрудно заметить, НАСКОЛЬКО оно молчаливо и насколько оно не способно мысленно пустословить и вообще гордиться перед своим Создателем, но способно искренне без слов славить Бога. Надо уметь и любить прислушиваться к мудрости тела на молитве. Как оно успокаивается в покаянии, как оно живёт и дышит Богом, и насколько же(!) естественнее нашему телу, нежели беспокойному уму, дышать благодатью Молчащего Бога.
Безмолвием я могу наслаждаться сутками. Лишь от безмолвия не устаёт душа моя, лишь в безмолвии душа моя приобретает силу жить тем, от чего большинство людей подсознательно стараются уклоняться. Лишь в полном внутреннем безмолвии моих мыслей душа моя приобретает Живую способность и силу смиряться с Покоем и с Безмолвием Бога, в которых — всё.
С самого раннего детства полюбила и сроднилась с безмолвием душа моя, сроднилась с удивительным Творчеством Безмолвия Бога, когда на чистом листе моего сознания что-то недоведомое мне происходило, но детское сознание моё, напряжённо вслушиваясь в тайну окружающего меня бытия, оставалось изначально чистым, соприкасаясь с Руками Бога внутри меня (я рос в горном малонаселённом селе, в лесу на пасеке у отца). Сознание моё изменялось Молчанием, но оно \до времени\ не утрачивало изначальную чистоту, умея в раннем детстве впитывать в себя Живое Дыхание Бога, которым я не мог насытиться, которое не приедалось и которым я не уставал наслаждаться.

Реальность вторая
Что ждёт человека, не умеющего в навыке покаянно и болезненно вслушиваться в каждую свою мысль? Что ждёт человека, видящего (или даже хоть тенью мысли предполагающего) хоть какие-нибудь блага в себе самом, но не в Боге Едином?
Ничего хорошего в духовной жизни таких людей не ждёт и ждать не будет. Говорю это не только от личного опыта, но и от опыта других подвижников веры.
Где те, кто учат нас ежедневно болезненно (и главное покаянно) вглядываться в ту труднопостижимую, таинственную, единственно истинную реальность о себе самом — которая начинается ТОЛЬКО лишь за фасадом всех наших мыслей и слов? Кто понимает, что горький неизбежный самообман и последующие неумолимые блуждания во тьме своего духа — это всего лишь следствие того, что мысли наши не были заблаговременно омыты благодатью всюду проникающего покаяния?
Гордость человека: неумолимая, безмерная, безразмерная, НЕВЕРОЯТНО изменчивая. Мастерски подражая благодати Божией и смешиваясь с нею внутри нас, гордость невидимо и непостижимо проявляет себя ВО ВСЁМ.
Гордость приписывает человеку способность к благу — которой в нём нет, которой в природе человека никогда не было и никогда не будет, а если будет, то ТОЛЬКО по тайному (или же — уж лучше бы — по явному) сопричастию к благодати Святого Духа.
Укрывает гордость от человека ВАЖНЕЙШУЮ ВСЕГО мысль — мысль, что любое истинное благо ТОЛЬКО лишь Бог может подать в сердце человека, и по большей части эти блага подаются ИМЕННО без слов.

Мысль, что благ лишь ТОЛЬКО один Господь Бог ПРЕСТУПНО забыта и упорно пренебрегаема преобладающим большинством окружающих нас людей. В том числе пренебрегают этой наиважнейшей мыслью (о ничтожестве своём) многие из считающих себя и верующими, и знающими Закон Божий.
С маниакальным упорством гордость духа вновь и вновь, из десятилетия в десятилетие и из века в век, внушает людям лживое убеждение, что слова их — это якобы нечто важное; что слова могут порождать нечто надёжное и благое. А потом, спустя отмеренное Божиим долготерпением время, выясняется на неумолимом опыте, что надежда на любые слова, как и надежда на себя самого, надежды на какие бы то ни было благие убеждения — по большей части всё это было не более чем пустыми иллюзиями. Даже те, кто думают, что надеются на Бога, не падают ли и они
[от тайной своей гордыни] также?
Падают, и падает большинство, падает неизбежно; падают, потому что думают (вернее ,изначально обольщаются), что они могут быть надёжными и благими перед Богом. И как же нелегко выбраться человеку из океана своей гордыни!!!

Грех глубоко проник не только в мысли человека, он глубже глубокого проник и во
все наши чувства, в том числе к Богу. Хотим мы того или же не хотим, но даже самым честным и искренним чувствам своим к Богу в падшем нашем состоянии — очень и очень опасно доверять.
Многие, доверившись тому (и искренне веруя в то), что они приближаются к Богу, попали вместо Бога на приём к обольщающему их гордыню дьяволу.
Наверное, все знают, сколь ненадёжными могут оказаться любые из наших слов и чувств, хоть к людям, хоть к Богу. А молитвы наши… надёжны ли они?
Многие на опыте знают, сколь бесполезно убеждать себя в пользе чего-либо с помощью слов и каких бы то ни было правильных мыслей (из Евангелия и из святых отцов в том числе) в то время, когда грех жёстко насилует душу. Ни слова, ни мысли, ни искренние молитвы порой не помогают избавиться душе от злой власти грехов. (А чем, собственно, мысли отличаются от слов? Ничем не отличаются… Мысли \если мы уже приняли их\ — это уже не только слова, но даже и дела, пусть даже эти мысли не были высказаны вслух.)
Многие знают на личном опыте, сколь часто совершенно бесполезно душа может икать выход \из бесчисленных своих тупиков\ какими бы-то ни было словами, правильными чувствами и мыслями… А ведь выход прост и непрост одновременно, и он в ином.

Выход — в реальности за границами слов.
Выход НЕ в умении легковесно, бодро, с пластмассовой улыбочкой, по-скорому, сиюминутно, походя, по сектантски, мимоходом и между делом, обращаться «к Богу», но истинный выход таинственно укрывается в ежедневных многолетних усилиях стараться жить по непростым евангельским законам. По законам столь трудным, что без НЕИЗБЕЖНОЙ гибели своей души для плотского гордого {личного} мудрования — Евангельские истины не может исполнить никто.
Даже издали правильно невозможно понять ни один из Евангельских законов — до тех самых пор, пока душа МАКСИМАЛЬНО ПОЛНО не погубит сама себя — ради имени Иисуса Христа и Духом Иисуса Христа.
Духовный же мир настолько отличен от земных наших представлений, что Он почти никогда не пользовался \до сего дня не пользуется и в будущем пользоваться не станет\ привычными нам земными формами: языковыми, знаковыми, трёхмерными, о чем {яснее ясного} излагает Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»:
«Ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и в слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу свои мысли и решения. Являясь по воле Божией достойным людям, они являются не такими, каковы сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их. {Ангелы} находятся в местах, постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы, — ибо по природе они не принимают вида, как тела, и {не имеют} троякого измерения» См. подробнее по ссылке:

Иоанн Дамаскин глава 3 «Об Ангелах»

Мы можем сколько угодно не хотеть этого, но весомый молитвенный результат недостижим без болезненного долговременного (поначалу нелёгкого) ЕЖЕДНЕВНОГО насилия над собой, чтобы (не без труда, но все таки) НАЧИСТО избавить душу свою от {ставшей привычной всему миру} гордой обманчивой шелухи земных слов и мыслей.
После смерти же тела жить в мире без слов и без форм ведь поневоле же(!!) придётся всем без исключения.
Так не стоит ли глубже задуматься об этом и приготовиться к отсутствию форм и мыслей заблаговременно?
Не нужно думать, что эта моя статья — это некая моя особая высоко-интеллектуальная прихоть… Нет, это не так. Жить в Духе Бога, НЕ ИМЕЮЩЕМ Вида и Формы, — ОТ НАЧАЛА были призваны все верующие, а не одни только пустынники и монахи! Всякий, кто читал, Евангелие знает: мы должны жить в Боге, а Бог в нас. Для того ТОЛЬКО и Страдал Господь — чтобы Соединить нас с Отцом, не имеющим Вида и Формы. Но вот ГОТОВИМ ли мы свою душу и тело к этому ВАЖНОМУ \важнейшему всего земного прочего\ реальному Единению?
Почему, почти любые слова для всякого любящего безмолвие и настоящую молитву — это почти всегда до безумия невыразимая серость, блёклость, убогость, а подчас и явная ложь?
Почему, подчас самые правильные (пусть даже с точки зрения православия догматически верные) слова могут стать в осуждение говорящему или думающему их, если душа легкомысленная не видит в себе самой НЕПРЕРЫВНЫХ личных БЕСЧИСЛЕННЫХ немощей..?
Почему слепота души, кормит гордых сладковато-приторным сатанинским надмением собой? Потому что отсутствие внутри говорящего Истинной Силы слов — это и есть неизбежная расплата духа человеческого перед Духом Бога за забвение о личной гордости, которая есть во всех, за забвение о ЛИЧНОЙ внутренней всепроникающей лжи внутри себя! Душа же мудрая ЛЮБИТ молчать о Боге и старается не говорить о Боге при реальных встречах с людьми как можно более реже, за исключением тех нечастых случаев, когда Бог Сам подвигает верующего к словам о Нём.
Присмотритесь к духовным людям.
Вникните в жития наиболее Великих святых.
Сколь многие из них не что-то иное, но именно безмолвие ставили выше всех прочих христианских добродетелей.
Почему они так поступали? Почему вместо проповеди о Христе (заповеданной в Евангелии) избирали молчание?
В чём причина?
В том, что ничто истинно ценное не раскрывается вне терпеливого долговременного безмолвия Божиего Духа!
Кто желает быть в духовном мире реальной силой, должен УЧИТЬСЯ искусству жёстко ненавидеть внутри себя самого абсолютно всё — и это СОВЕРШЕННО неизбежно.
Без этого \предельно жёсткого\ повседневного (в навыке), поначалу довольно болезненного, смирения своего духа (святая ненависть к себе) невозможно обучить свою душу умению говорить на языке Ангелов, на том языке без слов, которым пользуется весь благой (и не благой) духовный мир и входа в который не минует никто из ныне живущих!
Думаю, всякий разумный верующий должен понимать важность и нужность умения (неизбежно и НЕУМОЛИМО) раз за разом отучать свою душу мыслить внутри себя земными словами и образными представлениями, то есть по-плотски.
Блажен, кто осознал в себе самом КРАЙНЕ ВАЖНУЮ необходимость {из года в год, из десятилетия в десятилетие} болезненно будить и будить в себе самом реальную молитвенную несловесную (неизменно, покаянную) силу (святых) чувств и слов.
Ищущий сильную молитву должен знать, что если не навыкнуть внимательно вслушиваться в реальность вне слов, то НЕ СМОЖНЕТ он наполнить невыразимо могущественной силой слова привычных повседневных своих молитв:
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», «Слава и ныне», «Символ веры», «Отче наш», да вообще всё читаемое и на богослужениях, и дома в православии.
Каждое читаемое не умом, но в {трудолюбии молитвы} РАЗБУЖЕННЫМ сердцем {вернее бы сказать Духом} слово лишь на первый взгляд несложных по смыслу молитв может наполниться Живой Силой Свыше, и лишь только тогда {что происходит не сразу и не вдруг} когда то что вне слов станет основанием слов и тогда изменится всё.
Слова молитв оживут, как (несловесная) Сила и Огонь внутри чувств!
Чувства наполнятся Такой Могущественной Силой Бога, что весьма и весьма удивится тогда душа, сколь же неправильно {и сколь преступно сухо 🙁 } ранее читала она прежние свои молитвы…
Весьма и весьма удивится сердце тому, сколь могут стать Блаженными живыми и сильными привычные обыденные молитвы, сколь способно КАЖДОЕ слово молитвы источать из себя Особую, Радостную, Покойную, Надёжную, Живую Силу Света Божия.
Тем же, кто не обучен вникать в реальность вне слов, обычно слова молитв видятся бесцветными, сухими, не оживляющими их душу, и потому… молитвы почти никак не питают их дух.

Стоит ли верующему легкомысленно забывать о том что от начала мира не что-то иное, но именно безмолвие Бог поставил во главу Вечного будущего бытия:
«Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1-ое Кор. Гл. 13 ст. 8-12)
Реальность третья
«Уединение изощряет чувства, изощряет мысль. Круг действия их — расширяется»
святитель Игнатий (Брянчанинов)
НЕСЛОВЕСНЫЕ ТАЙНЫ ДУХОВНОГО МИРА
КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ИХ?

Тайны иного мира во все времена привлекали внимание многих и во все времена открывались не большинству, но лишь особо терпеливым в покаянной молитве подвижникам православной веры.
Духовно же легкомысленные люди, сколь бы много их ни было, могут делать сколь угодно долгие попытки заглянуть внутрь тайн Божиих, но Бог не откроет им ничего.
«Вбейте» в поисковик на ютубе: «о Боге», «о посмертном опыте», «о Страшном Суде», «об Ангелах», «о демонах», «о мистике» и многое подобное прочее, и каждый может воочию лицезреть во всём «великолепии» тысячи и тысячи фильмов… смотреть которые вредно для души. Вредно, потому что фильмы эти создаются людьми столь далёкими от базовых знаний реального проникновения в мир иной, что диву даёшься; сколь же легковесным надо быть тому, кто пытается читать книгу не зная не только букв, ни даже элементарных основ строения прежде незнакомого ему языка.
Славики, Чапманы, психически больные женщины, лжеучёные, оккультно-магические личности в нездоровых каналах \подобных РЕНтв\… и прочие…, усыпляют сознание зрителей густой россыпью псевдонаучных терминов и озвучивают бесчисленный видеоряд НЕПРЕСТАННЫХ безумий о Боге и о загробном мире (плюс инопланетные страшилки)! И вся эта жуткая АХИНЕЯ лишь с одной только целью делается: чтобы потрясать воображение ошарашенных слушателей.
Но \воображению, а точнее сказать\
образному мышлению человека невозможно войти в мир Живых тайн Бога.
Проникновение в мир Бога происходит не воображением, но СОВСЕМ иным способом, о котором скажу несколькими абзацами ниже.

Пространственно-временное воображение неспособно правильно понять мир Божий, просто потому что в духовном мире нет {привычного нам} пространства, нет {привычного нам} времени, да и словами там от начала мира никто никогда не пользовался и не пользуется до сего дня.
Кто-то может возразить.
Ведь яснее ясного написаны же
(в Евангелии от Луки глава первая стих 28) слова Ангела: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» и далее по тексту. Также и в других местах Писания Бог, и уж тем более воплотившийся Бог Иисус Христос, обращается в Писании как к человеку так и к Ангелам посредством земных слов.
Как же тогда я здесь смею, вопреки очевидному, утверждать, что мир Божий не пользуется словами?
Ну, во первых, истину, что в духовном мире не пользуются словами утверждаю не я, а преподобный Иоанн Дамаскин.
Иоанн Дамаскин глава 3 «Об Ангелах» Во вторых, от опыта это говорю и понять эту мысль несложно, суть обращения к Богу и к Святым и суть Языка Божия не в словах заключается, но Силе Духа, которому слова не нужны.
Интуитивно догадываюсь, что если бы неочищенная благодатью душа могла бы услышать Ангельское:
«радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» и далее, то даже не знаю, а смог(?) ли бы кто остаться живым после услышанной сердцем Божией СИЛЫ этого Архангельского приветствия?
Писание {изначально в целом} пользуется земным языком, этого никто отрицать не станет, но пока не обучится душа слышать в Писании Язык Духа, она не сможет правильно понять Писание, и будет оставаться слепым и глухим человек к Писанию до тех самых пор, пока (долговременным смирением духа) он не приготовит в себе самом место, способное вместить Силу и Дух «Слов» Бога заключённый вне земных форм слова.
Лишь приспосабливаясь к немощи ума человеческого, Писание (неизбежно ослабляясь при этом в Силе действия своего) приписывает Богу и Ангелам
слова, которые ни Богу, ни Ангелам, ни человеку при прямом обмене переживаниями не были нужны раньше и в будущей Вечности слова земные не будут нужны НИКОГДА.
Не всё так просто в Евангелии, как это может видеться поверхностному воображению.
Я уже писал в трёх пространных главах о крайнем вреде воображения человека для его духовной жизни:

Беседа 106. Воображение — враг мой 1 часть

Беседа 107. Воображение — враг мой 2 часть

Беседа 108. Воображение — враг мой 3 часть

и по этой причине подробно повторяться об этом не вижу особого смысла.
Теперь же, как я и обещал это чуть выше, озвучу нечто о том, как правильно раскрываются тайны духовного мира. Что помогает понять их и при каких ТОЛЬКО усло
виях верное понимание духовного может происходить.
«Люди бывают непомерно требовательными, Бог — никогда»
святитель Игнатий (Брянчанинов).
КАК И ЧЕМ ПРАВИЛЬНО РАСКРЫВАЮТСЯ ТАЙНЫ Бога?
Если бы тайны духовного мира раскрывались легко и просто, тогда об этом не было бы смысла мне писать что-либо здесь. Эти тайны \и без моей писанины здесь\ раскрывались бы каждому желающему без проблем, но на деле — с таким явлением встречаться не приходится; тайны иного мира легко не раскрываются ни для кого; скорее наоборот, тайны загробного (иного) мира скрыты от большинства людей, скрыты Самим Богом. Лишь единицы из десятков тысяч верующих получают близкий доступ к ним.
Почему это так?
Почему тайны Бога столь труднодоступны для понимания большинства людей?
Для знающих дело ответ предельно прост. Люди не в силах будут понести Действие этих тайн на себя.
По печальному личному опыту я познал это. Как-то, лет, наверное, пятнадцать подряд (не зная, о чём прошу) усиленно и настойчиво просил я Бога показать мне селение праведных на Небе, и наконец Бог услышал мою молитву.
Опыт того, что я увидел, весьма и весьма не понравился мне тем, что он оказался ошеломляюще трудным.
Мне пришлось пережить клиническую смерть, и лишь только после того, как душа покинула моё тело и землю, я смог реально побывать там, где живут праведные, смог почувствовать то, что они испытывают во Владениях Бога… и ПОСЛЕ этих переживаний со мной произошла крупнейшая в моей жизни внутренняя катастрофа. В абсолютный ноль во мне оказался убитым всякий социальный интерес. Познание блаженства праведных отняло у меня желание цепляться за жизнь, отняло желание достигать каких-либо земных целей. Хотел я это или же нет, но душа моя умерла для мира в тот день, и всё, что в моей душе тогда осталось, — это лишь невыразимая по своей силе боль, что я живу не там, не с ними, не с праведниками.
Живое переживание блаженства праведных так сильно изменило мою душу, что, вернувшись на землю, душа моя оказалась в силах лишь ТОЛЬКО исступлённо долго и безумно плакать и сокрушаться, что я уже не могу видеть и чувствовать виденное и чувствованное кратковременно там. Понял я, сколь несчастен каждый из людей, что живёт здесь. Земля, особой мучительности которой я как-то прежде не ощущал, стала для меня восприниматься почти как полноценный ад. Даже воздух земной после того, как я побывал в мире праведных, стал чувствоваться моей душой как труднопереносимое дикое зловоние. Он словно наполнился окаменением зла и стал угнетать меня так, как не угнетал никогда прежде. После того, как я увидел Небесные Обители, я даже не только говорить ничего потом не мог в течении около четырёх месяцев, но даже и думать ни о чём не мог, кроме как о покаянной молитве перед Иисусом Христом.
Кого заинтересует подробнее мой загробный опыт, это можно прочесть здесь

, но скажу сразу, что большинство из того, что я там узнал, я не озвучивал и не озвучу нигде и никогда, да я и не смогу этого сделать. Нерядовой случай клинической смерти моей произошёл не по моей воле и был полной неожиданностью для меня.
***Об этом нужно помнить.
Реальное раскрытие внутри себя самого тайн Бога — через клиническую ли смерть или же при правильном покаянном молитвенном подвиге души — неболезненным не может быть ни для кого, и всё, что душе потом уже останется, — это только удалиться от всех как можно дальше и погрузиться в непрестанное покаяние перед Богом. По факту работать где-либо на производстве, и даже кратковременно находится в гуще людей, не думающих и не помнящих о Боге, для меня до сего дня — это остаётся одной из наиболее мучительных пыток 🙁 (и это при всём при том, что люди окружающие меня, совсем не злые)…
По-другому это не сможет произойти ни с кем.
Реально вошедший в мир тайн бытия Ангельского мира отсечётся от общепринятого психологического состояния большинства людей, будет он этого желать или же нет. Неумолимо и неизбежно попадёт он в сильнейший «водоворот» неземных течений, в «водоворот» иной жизни: жизни удивительной, жизни неизобразимо прекрасной, жизни… в высшей степени наполненной, сильной и блаженной, но при всём при этом — жизни, полной неописуемых духовных опасностей, ну, а если кто будет иметь несчастье довериться вместо реальностей духовного мира безумным фантазиям о них, тот легко может дойти до открытого психического расстройства — что со многими, в том числе с монахами и священниками, случалось и случится не один раз.
…………….
Давайте ещё раз зададим себе, с посильным для себя внутренним усилием, вопрос заданный выше: «КАК И ЧЕМ ПРАВИЛЬНО РАСКРЫВАЮТСЯ ТАЙНЫ Бога?»
Мы можем этого не желать, но духовное развитие не может правильно образовываться в душе православного до тех пор, пока не произойдёт опытного познания личной полной АБСОЛЮТНОЙ зависимости от Бога.
То есть — правильно идущая к Богу душа опытно познаёт сама в себе не некие великие озарения, голоса, видения и тайны от Бога, но она из года в год, а у многих и из десятилетия в десятилетие и даже пожизненно, познаёт свою личную (опять же ПОЛНУЮ) немощь буквально во всём, как в мелочах, так и в вещах более важных. И правильное развитие души православного невозможно иначе, как через опытное познание того, что спасают нас от силы и от власти греха
не наши добродетели и не наши (пусть даже и самые искренние) усилия к ним, но Сам Иисус Христос Бог Духом Отца.
То есть на вопрос «как(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога» ответ (у меня лично) только один — правильно душа может развиваться ТОЛЬКО через познание ПОЛНОЙ личной всегдашней (ежеминутной и даже ежемгновенной) немощи своей.
В ответ на вопрос «чем(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога», если бы я был новоначальным в вере, немало бы здесь мог процитировать наставлений из святых отцов: о посте, о непрестанной молитве, о смирении и о ином многом прочем; но вдуматься просто… сколько постящихся? Но все ли они от поста становятся святыми? Разумеется, не все. Сколько молящихся? Но ведь и впавших в сатанинскую прелесть от гордой молитвы — мы видим немало. Сколько пытающихся смириться? Но где гарантия, что граница между смирением и человекоугодием соблюдена верно? Нетрудно увидеть, что ЛЮБАЯ из добродетелей может оказаться неспасительной для любого. Поэтому моё же мнение такое. На вопрос «чем(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога» правильного ответа нет.
Всё правильное в человеке может раскрываться не чем, а Кем. Всё правильное в человеке может совершаться ТОЛЬКО Духом Бога, и от этого Божиего абсолютизма и максимализма никому никуда не деться.
К Духу Бога надо уметь приспосабливаться, надо уметь прислушиваться к Нему, надо уметь (в навыке) УЗНАВАТЬ Божий голос в себе самом и делать всё от себя зависящее, чтобы привлечь внутрь себя Дух Бога. Когда же придёт Он,
любящий Безмолвие более всего иного, тогда надо обучить душу свою безошибочно отличать Его Святые внушения от голоса своего разума и от внушений сатаны.
***Если же Безмолвный Язык Духа Божия окажется душой не усвоен, то реального успеха в духовной жизни душа точно уже не дождётся при жизни в теле, ну а после выхода из тела — один только Бог знает, что будет ждать душу далее.
Необходимо помнить, насколько КРАЙНЕ придирчиво Дух Бога чувствителен к любой из мыслей или чувств, принимаемых человеком, да и ко всему его поведению в целом.
Малейшая остановка в духовном развитии, малейшее нерадение, лень или худшее из всех зол — хоть самая самая малая тень доброго мнения о себе самом — и капец душе… Дух Божий отступит от разума, и былое более-менее правильное отношение к себе и к миру может сделаться {незаметно для души} вначале вялым, а потом и совсем как бы несуществующим.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО УМЕНИЕ И НАВЫК ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО ВСЛУШИВАТЬСЯ В НЕСЛОВЕСНЫЕ Энергии Бога?
Конечно же, при неоспоримой важности навыка НЕПРЕРЫВНО вслушиваться в Действие несловесных Энергий Бога необходимо помнить, что путь приближения к Богу НИКАК нельзя сводить лишь к одному этому наблюдению; да к тому же схематично упрощённому. (К сожалению, даже в монастырях многим в наше время бывает свойственно стремиться к примитивной упрощённости не для спасения души, но чтобы на уровне подсознания, упрощённостью (своего рода американизированностью православия 🙁 ) оправдать личную духовную лень.)
Если же душа стремится исполнять заповеди Бога, то ей необходимо быть готовой к тому, что Бог потребует от души почти непрерывного напряжения ВСЕХ её сил {словесных и умственных} и особенно ТЕРПЕНИЯ.
Потребуется ежедневное напряжение сил и от тела, потому что усиленная молитва не может не наносить скорбь телу и без этого никак (так называемые молитвенные боли).
То есть, не только несловесный состав человека (как увидим ниже — чрезвычайно важный), но от всего человека в целом Бог необходимо потребует ежедневных, по возможности непрестанных интеллектуальных, умственных душевных и телесных усилий, а не только от той части ума и сердца, которые развиваются в несловесной области Духа. Здесь же, не забывая о важности молитвенной словесности и о предельной важности православной догматики, о неоспоримой важности правильного уверенного произношения внутри себя имён Бога и Святых, я намерен углубиться в важность несловесного, просто потому что без непрестанного наблюдения внутри себя за несловесным, как я отметил выше, весомый успех в духовной жизни не будет возможен ни для кого.
Тут есть определённые трудности.
Всем известно, что у каждого человека словесность индивидуальна, а в падшем человеке она ещё и страстно (фантазийно) обусловлена. Именно поэтому ЛЮБОЙ своей (или чужой) (даже самой догматически правильной) словесности — доверяться крайне и крайне опасно. Крайне и крайне опасно чувствовать себя надёжным в вере. Чрезвычайно опасно чувствовать себя надёжным в самом себе. Очень и очень опасно чувствовать себя духовно зрячим.
Опасно чувствовать себя благодатнее и разумнее других и прочее, потому что это не духовные чувства, это — гордость… сумевшая удалить от соборной православной церкви, единой истинной, тысячи душ, в том числе в священном сане 🙁
Практика неумолимо показывает, что начитанность святыми отцами и знание православной догматики (при всей своей необходимой важности) не даёт полной гарантии правильности движения к Богу, но необходимо ежедневное, тщательное, в навыке, именно что НЕПРЕСТАННОЕ углубление в несловесную область своего духа… и без этого наблюдения над своей несловесностью — обойтись, моё мнение, совсем никак нельзя.
Но мало кто обучен и мало кто желает НЕПРЕРЫВНО углубляться несловесные проявления своей души, потому что там… Там живёт много неприятного, внутри нас, там (тоже, кстати, несловесно) живо проявляют себя ад, демоны и тот груз, что каждый из нас несёт от греховности своего рода.
Тут нужно мужество, предельная честность и полное невнимание к личной религиозной фантазии.
Если увидит душа внутри себя блудные желания, неверие, хулу, окаменение к Богу, равнодушие к Нему или даже искреннюю обиду на Бога за Его (как нам может думаться, преступное) бездействие в чём-либо, то всю эту греховность не нужно сбрасывать со счетов, не нужно загонять её внутрь себя и потом подобно страусу \по-глупому\ делать вид, что ничего такого ужасного внутри нас нет, но необходимо честно признавать наличие в себе всего того зла, что видит душа сама в себе при помощи благодати Бога, и находить способы работать со своей душой так — пока от греха, живущего в душе, не останется даже малой тени воспоминаний.
Но у многих нередко бывает так, что за шумом личной \едва ли не непрерывной гордой\ словесности (в том числе и о Боге) внутри ума нашего у души и времени-то может не остаться видеть, сколь крепкий ад душа может носить внутри себя…
Большинство людей так и живут. Они носят внутри себя все грехи мира, но забивают видение греха своего в себе — непрестанными развлечениями для ума, непрестанными отвлечениями своего сознания, прежде всего ИМЕННО от несловесной части своей души.
То есть несловесный состав души, её \общая всем нам\ привязанность к греховности мира может долгие годы оставаться МОЛИТВЕННО нераскрытой и потому неочищенной.
Человек (не раскрывший себя молитвенным подвигом покаяния) живёт в невероятно крепком обольщении: «не убил, не украл, всем желаю добра, значит и греха на мне нет…» — и он может не видеть того, что внутри него (как и внутри каждого человека) НЕРАСТОРЖИМО ЗАКЛЮЧЁН весь ад, со многими его связями и безчисленными тяжестями. Но души большинства
не желают смотреть внутрь себя Глазами Бога, сотворившего всякую душу человеческую нерасторжимо связанной со всем видимым и невидимым миром. А хотим мы того или же нет, но (по Воле Бога) мы ответственны ЗА ВСЁ, что есть в этом и ином мире. Мы созданы по подобию Бога и потому необходимо объемлем собой (мистически) весь видимый и невидимый мир.
Хотим или же не хотим, но мы созданы такими.
Но кому из нас хочется, подобно древним святым, плакать о греховности ВСЕГО мира?
Никому почти ведь не захочется носить ежедневно \и даже ежемгновенно\ в самом себе этот, значительно болезненный и тяжкий, груз греховности всего мира и омывать его по возможности НЕПРЕСТАННЫМ искренним покаянием, без глупого «самоанализа» и без самооправдания: «я не убийца», «я не вор», «я не желаю никому зла»; да нет: все мы убийцы, воры, блудники и злодеи и все мы хуже дьявола, но просто Бог не отпускает большинство нас из Своего Благого Намерения, даруя нам непрерывно и незаслуженно все те блага — которые, по природе своей, нам не принадлежат не принадлежали и не принадлежат они также никому из живших когда-либо людей.
Ведь даже о Своей Человеческой природе Иисус Христос сказал:
«Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, но только один Бог».
Так что же нам думать о себе самих хорошего можно и позволено, если Сам безгрешный Иисус Христос Человечество Своё не назвал причастной Природе блага, но ВСЮ способность к ЛЮБОМУ благу приписал (как это и было во все времена справедливым) Единому Богу?!
Да, слова важны, но ведь почти всё истинно важное происходит в душе человека несловесно!
Искреннее покаяние, Покой в Боге, искреннюю Любовь к Богу, как и силу притяжения греха внутри нас — КАКИМИ(?) словами можно это высказать, КАКИМИ(?) объяснить, КАКИМИ(?) описать? Никакими.
……………………….
В целом же секрет БЕЗОШИБОЧНОГО следования за Богом заключается в том, чтобы уловить внутри себя Безмолвие Его Живого Покоя и впоследствии ЕЖЕДНЕВНО делать внутри себя всё от себя возможное, чтобы не терять этот Покой ни по каким причинам.
Покой Бога — это несловесный «Голос Его», это как Дыхание, Которое описать невозможно, и невозможно привыкшей к этому Покою душе жить без Него.
Вначале это Дыхание проявляет Себя тихо, едва-едва приметно в душе и в теле, но потом, если душа окажется предельно тщательной в служении Иисусу Христу, этот Покой Бога рано или поздно, с десятилетиями молитв (всё не так скоро как нам хотелось бы 🙂 ), но усилится в душе и теле человека до ПОЛНОГО безмолвия его ума и всех чувств.
Душа станет жить в земном мире как труп среди трупов.
Ни суда над ближними не будет в ней, ни действия страстей, ни желания вмешиваться в жизнь других, за исключением лишь тех случаев, когда душа встречается с явным насилием и с грубой несправедливостью над другими.
Потом в душе приживётся смиренная ПОКАЯННАЯ молитва о всех и за вся.
Будет жалко всех и в первую очередь будет
[правильно и безконечно] жаль самого себя. Потому что, невзирая на устойчивый мир внутри себя и почти полную нечувствительность к отрицательным событиям в мире, душа будет по повелению Божию живо чувствовать чужие страдания.
То медленно, с годами, а то вдруг внезапно будет спадать с души гордая греховная завеса её, и душа будет (если усилия её к Богу постоянны и более-менее правильные) опускаться всё ГЛУБЖЕ и ГЛУБЖЕ в угасание личной словесности, и наконец, в идеале, словесность (за ПОЛНОЙ её ненадобностью) может АБСОЛЮТНО полностью умереть в человеке, сгореть в Огне Прохладной, Блаженнейшей Благодати своего Создателя. После чего словесность души станет восприниматься ей как нечто излишнее, как нечто дико неповоротливое и уродливое.
И вот только лишь тогда может начаться для души её новая Жизнь в Боге, возможная лишь только на несловесном фоне, возможная лишь только на ВПОЛНЕ несловесном основании, на безмолвном Языке Духа.
Это-то и есть Высшее блаженство для души человека, и возврат её, по Воле Иисуса Христа, в то древнее её устроение, когда язык человеческий ещё не вошёл в ум человека как проклятие ему от Бога и как ежедневное смирение для него.
После того как душа обучится вполне несловесному Языку Духа, у неё само по себе, без натуги и без малейших усилий над самой собой начнётся беседа с видимым и невидимым миром одновременно, на Языке Духа. Начнётся простая и естественная беседа — непрестанная беседа без единого слова (кроме повторяемых имён Бога) — Беседа Усладительная, беседа сердца с невидимым миром. И тогда познает душа, что земная жизнь, земные наши цели и уж тем более наши земные обиды и страсти — это всего лишь подобие сна, что земная жизнь это всего лишь САМОЕ краткое мгновение перед той жизнью, что может раскрыться с Силой внутри души прежде смерти её тела.
ТОЛЬКО ЛИШЬ несловесно душа может войти в Жизнь будущего века с Богом — в молитву без слов. ТОЛЬКО ЛИШЬ несловесно легко и просто может разум человека войти в Жизнь Духа, войти без экзальтации и даже без особого удивления к сему, ну просто потому что Бог, хотя и многосложен (так что и Ангелы не способны понимать Его вполне), но Он же и чрезвычайно Прост, и потому ВСЁ, что Он делает внутри человека — Бог делает органично, без спешки, без надрыва, весьма и весьма просто, так просто — как дышать!
Реальность четвёртая
(заключительная)

КАК ПРАВИЛЬНО ИСКАТЬ ТАЙНЫ Бога?
Послушанием Богу, послушанием Богу и ещё раз (посильным ежедневным и даже \опять же без надрыва посильным\ по возможности ежемгновенным) послушанием Богу.
Да, Волю Бога сложно найти в чистом Её виде. В чистом Её виде Воля Бога это и есть Сам Бог. Воля Бога это и есть Его Действия в человеке или же в Ангеле. По природе своей мы не способны ни к какому благу, даже к самому малому, и опыт красноречиво и доходчиво подтверждает нам эту неспособность к благу едва ли не всю нашу жизнь. Но Бог может дать нам возможность Его Силой \не владеть благом по существу, но\ даровать нам блаженную возможность быть послушным Его Внушениям, быть проводниками Дыхания Божия в себе самом.
Другого пути для правильного раскрытия в себе самом Тайн Бога, не исполняя Волю Бога и не становясь Органом Дыхания Бога, — я не знаю.
КАК НЕ СПУТАТЬ ТАЙНЫ Бога с обольщениями от САТАНЫ?
Даже и в самом смелом своём сне не нужно мечтать, что сам в себе человек может научиться хоть когда-либо отделять внутри себя истинное от ложного.
Нет, нет и ещё раз нет.
Отделяет внутри нас льстивое от истинного человек
не сам в себе, не духовной опытностью своей, но только лишь по Личному Действию Духа Бога.
Грех же гордыни… так глубоко въелся в каждого из нас, что всякий разумный непрерывно видит в себе самом грех гордыни!
Святые утверждают, что прежде смерти тела — полностью от гордыни своей и от внутренней слепоты духа своего не может очиститься никто.
Сроки же очищения от гордыни (не полного очищения, но существенного) я читал в монашеских книгах такие.
Минимальный срок 13-14 лет покаянных молитв при непременном руководстве истинно духовного наставника, потом идут сроки более долгие 20, 25, 30, 40 и более лет молитв. И у каждого это (не полное, но частичное) очищение от духа гордыни происходит в разные сроки, а у большинства \неполное\ очищение происходит лишь перед смертью, или же (самый худший вариант) только после смерти спадает с ума у многих завеса личной гордости.
…………
Всякая духовная неудача в человеке — только от того и происходит, что человек забывает о личной своей греховности и о немощах своих без числа, забывает о покаянии. Только от этого.
Лишь только по духовной неопытности (как бы не вполне осознанно) человек может позволять думать о себе самом хорошо, но если подобные мысли душа примет в себя саму и если она усладится ими, то потом происходит неумолимое и неизбежное. На какой бы душа прежде духовной высоте ни находилась, она непременно сваливается в тонкие и грубые грехи…
КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ ВНУТРИ ТАЙН духовного мира?
Духом Бога.
Другой силы для правильного нахождения внутри тайн иного мира я не знаю.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ