Как святое стало несвятым
(2010 год. Редакция 2018 года)
.

Предисловие
В личной духовной жизни невозможно переоценить важность правильного понимания причин падения ангелов и первых людей. Можно знать наизусть всю Библию, изучить все каноны и догматы, но незнание того, какими способами лжи сатана обманывает душу изнутри, приведёт к тому, что дьявол с лёгкостью подчинит себе всё мышление человека в целом, умело обратив против Господа и текст Писания, и каноны, и святые догматы. Подобные подмены в наше время происходят сплошь и рядом. И увидеть эти подмены внутри себя труднее всего образованным людям.
Почему?
Потому что они, образованные, привычно опираясь на свой «просвещенный» книгами разум, могут недооценивать или совсем не знать то, каким образом дьявол непрерывно орудует внутри мыслей и чувств абсолютно каждого человека, живущего на этой земле.
Но те, кто прониклись учениями святых отцов прошлого, ведают, что дьявол действует в душах людей не только грешных, но и праведных, возлюбленных Богом, носящих в себе дары Святого Духа. Образованные горделиво игнорируют ту истину, что дьявол опытнее любого из людей. Величайшие же из святых ни на мгновение не забывали о личной немощи. Они постоянно видели действие дьявола внутри себя и до последнего земного вздоха плакали о своей глубинной греховности.
.
Я прожил среди образованных православных двадцать девять лет. Подолгу жил и в монастырях, и в общине среди монахов в лесу, но так и не встретил ни одного верующего, непрестанно плачущего о своих грехах.
Почему?
Не потому же, конечно, что все те, с кем я встречался, святостью своей превысили Сисоя и Арсения Великих.
Хотелось бы понять, откуда возникает сегодня причина или, я бы даже сказал, глубокий кризис понимания истин веры во всём православном обществе в целом, как среди мирян, так даже и среди священства и современного нам монашества.
Хотел бы сказать не о призывах к расколу и не о позорном «богословии», основанном на недостатках тех, о ком искренне молюсь, а о том, как пал сатана, и о том, что полезного может почерпнуть из этой поучительной истории всякий, кто ищет личного покаяния.
История падения ангелов и человека… Как правильно понимать её? Для чего ее необходимо понимать? Как современному человеку жить правильно, вооружившись знанием истории падения ангелов?
Знание наиболее важных деталей падения созданий Божиих — это тот самый стержень правильной духовной жизни, изымать который из своего внимания ни в коем случае нельзя. Забвение (а также и незнание) неумолимо разрушит изнутри всё истинно Божие, и все святое внутри человека станет несвятым: вера превратится в субкультуру, обряды — в магию, молитва закутается в гордыню и станет в осуждение даже тому, кто будет молиться совершенно искренне. Поэтому предлагаю серьёзно вдуматься в важные детали создания Богом живых существ и в сущность искупления Им человека, сделав краткий экскурс в означенные темы. Эти детали неразрывно связаны между собой, и, чтобы их уметь учитывать, необходимо вникнуть в самые истоки возникновения греха. По прочтении данной статьи, надеюсь, можно будет понять феномен того, почему правильное понимание своего спасения ныне оказалось отнятым у преобладающего большинства людей. В этой статье хотелось бы показать тем, кто захочет слышать, неожиданный для многих парадокс: при всей своей очевидной закреплённости в Евангелии и Богослужебных текстах мало кто из наших современников хотя бы слышал о правильном пути спасения своей души, что лишний раз подтверждает слова Иисуса Христа, сказанные две тысячи лет назад: «Слухом будете слышать и не услышите, оком будете видеть и не увидите» (Мф. гл. 13,14).
Итак, как же было создано общество, лишённое конфликтов?
Создав Свои творения, Господь пожелал Сам быть внутри них источником правильного знания и правильных приоритетов. Он жил внутри Своих созданий. Был их опорой, их Жизнью, их Блаженством и Покоем, но не хотел насилия, предоставив каждому право избирать форму собственного бытия. Хочешь, чтобы Господь был внутри тебя Истиной и Правдой — не гони Его. Хочешь попробовать себя вне Его, в свободном творчестве? Бог не запрещает. И вот первый конфликт: воспользовавшись свободой воли, Сатаниил решил поэкспериментировать, и получил соответствующий результат: помрачнел, стал неумолимым лжецом, неутомимым клеветником, злом и началом зла. Так святые Ангелы получили важный для них урок. Они увидели, что выход из полноты послушания Богу не даёт свободы, но приводит к несвободе, к безумию, тьме, мраку и ужасу и внутри, и извне. Священный страх перед Любящим Богом укрепил святых Ангелов в верности Творцу и своему Создателю, разумно сплотив их вокруг Бога. Падшие же ангелы сплотились под властью родоначальника их падения. Так (вероятно, ещё до того, как был создан человек) духовный мир разделился на тех, кто слышал и слушал Бога, и на тех, кто не захотел проявлять всей полноты послушания Благому Создателю.
Падшие ангелы не одумались. Места их на Небе опустели. И Бог, для восстановления изначально задуманного числа святых, создал человека, чтобы тот, восходя в Богопознании, заполнил бы в своём потомстве опустевшие в духовном мире места.
Какими были созданы Адам и Ева?
Не пустой и не мелкий вопрос! Очень важный духовный вопрос! Недопустимое, на мой взгляд, недопонимание того, какими были созданы первые люди, может запросто лишить человека спасения своей души и понимания смысла собственной земной жизни в целом.
Адаму и Еве Бог предоставил ту же самую возможность, что и ангелам. Блаженство в Нём (при полноте послушания Ему) и возможность свободного эксперимента. Точно так же, как и в Святых Ангелах, внутри человека не было ни малейшего источника правды, добра, разума, да и любого иного истинного блага, но Источником всего этого внутри человека был Дух Божий.
А потом произошла трагедия, породившая болезни, страдания, томление и смерть в земном мире. В своей свободе выбора между послушанием Богу-Творцу и собственной волей человек выбрал последнее, пожелав сам стать вполне самостоятельным, то есть — как Бог.
Для чего же пришёл Иисус Христос? Для чего учил, исцелял, страдал, принял мученическую смерть, воскрес и вознёсся на Небо? Для того, чтобы каждому из нас дать возможность вернуться в древнейшее изначальное внутреннее послушание Богу Отцу и Духу. Чтобы уже не сам человек, но Дух Божий вновь стал для человека всем —
единственной Истиной,
единственной Правдой,
единственной Силой,
единственным Благом,
единственным Смыслом,
единственным Блаженством,
единственной Пищей для ума человека, для его чувств и тела, которому предстоит воскреснуть,
единственным Приоритетом
и единственной Целью.
Всё, что я не слишком умело выразил выше, Господь выразил с предельной простотой: «Сын Мой. Дай сердце твоё Мне» (Притч 23,26)
В чём же состоит сверхважность задачи, и что упорно вымывается из духовного сознания большинства верующих в наше печальное время, какая истина, которую дьявол украл у людей, тысячелетиями льстиво обманывая их в науках человеческих?
ВСЁ, даже и самое наималейшее благое и правильное в человеке, от человеческой внутренней природы никогда не исходило, не исходит и исходить никогда не может!
Господь выразил это предельно ясно: «Славы Моей иному не дам», «Без Меня не можете творити ничесоже» и т.п. Иисус Христос и Свою, хотя и безгрешную, но природу человеческую, не назвал благой: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»
….
Вот что, на мой взгляд, является камнем преткновения и причиной духовных неудач многих начитанных верующих людей. Они не учитывают того, что внутри их разума место Духа Божия издревле (ещё в Адаме) занял тысячекратно превышающий силы и способности любого человеческого разума дух дьявола. Ни Крещение, ни Причастие, ни Исповедь не изгоняют из человека его грехи полностью, но лишь дают силы и саму возможность для БОРЬБЫ с грехом внутри своей души. Окончательный же итог борьбы человека за свою душу мы узнаем, очевидно, лишь по смерти своего тела.
….
Что же происходит с теми, кто забывает о том, что внутри его мышления живут две силы, превышающие его разум, сколь бы начитанным человек ни был Писанием и творениями святых отцов? Происходит то, что человек выходит на «борьбу» с грехом внутри себя, непрерывно имея своим руководителем не только Бога и свою волю, но и дьявола.
Дьявол смешивается с мышлением и чувствами человека так: все молитвы человека и самую волю к спасению, даже и само покаяние, поражает высоким мнением о себе. Развращает разум высокоумной сугубой слепотой по отношению ко всему окружающему! Духовное самообразование, а также Духовные Семинария и Академия, дают для дьявола лишь ещё более удобный подход к сознанию человека. Победить же дьявола может только тот, кто своим смирением сумеет упразднить себя самого как такового почти полностью, как бы уничтожив долговременными покаянными молитвами в себе самом не только наклонность к явно означенному в Писании злу, но и к своему испорченному добру, которое есть в каждом человеке и пребудет с ним до последнего его земного вздоха. И это падшее гордое своё добро (о чём непрестанно плакали величайшие из святых отцов-безмолвников) и есть ещё того более худшее зло. Более худшее, потому что это зло не принимается душой большинства наших современников как опасность и яд, но как добродетель и «Благодать Божия».
…..
В связи с этим вспоминается один из подвижников, сошедший с ума в нашей лесной общине. Он несколько дней не ел: так готовился к Причастию. Потом перестал воспринимать окружающий его мир адекватно. Стоял с поднятыми вверх руками и часами «разговаривал с Богом». «Бог, я люблю Тебя», — говорил он эти и иные подобные слова, которые я слышал сам, потому что был рядом, охраняя его от того, чтобы он не ушёл в лес и не потерялся бы там надолго. А потом мы связали его ремнями. Напоили снотворным и увезли к психиатру с значительными затруднениями по причине труднодоступности места. Но это, конечно, крайний случай. Гораздо хуже, когда кто-то принимает своё падшее отношение к Богу за норму, и таких людей среди современного нам общества очень и очень много.
Наиболее же точным признаком того, что кто-либо молится Богу неправильно (гордо), есть отсутствие искренней постоянной (не экзальтированно-смиренной) болезни о себе самом, болезни о каждом своём чувстве и каждой принятой душой мысли, а также отсутствие осознания истинной бесконечности и непрестаного своего падения в целом.
Способный слышать да слышит.
К чему я здесь призываю?
В любой ситуации призываю судить только самого себя. Никого другого не только не судить строго, но и вообще никак не судить, но с молитвой обо всех поискать в себе самом тот самый Таинственный Голос Божий, что приведёт душу к Покою в Нём. Поискать этот Покой, поискать
прощения у Бога за свою пожизненную злую, непрерывную гордыню по возможности непрерывным покаянием.

Как же избавиться от тайного сокровенного зла внутри себя самого?
Избавиться от него (точнее сказать, получить от Бога власть над тайным, сокровенным вселенским злом) в себе самом можно лишь, памятуя пять важных вещей:
1.
Сам в себе человек своё падение увидеть не может. Зрение греха своего вымаливается настойчивыми, постоянными молитвами. Смирение ума приходит не скоро, а смирение чувств — и того медленнее и болезненнее. Опытные подвижники веры указывают сроки обретения начального смирения и правильного начального мировоззрения, наступающего как минимум лет после восемнадцати молитв, а потом двадцати, двадцати пяти, тридцати, сорока и более лет деятельного, непрерывного, усиленного покаяния. Разные источники указывают разные сроки, потому что люди разные, и у каждого своя жёсткость души, а не жестких к Божиему добру людей в мире не существует. Поэтому не стоит слишком верить тем, кто учит смирению своих ближних, не имея опыта личных покаянных молитв в течение двадцати-двадцати пяти лет.
2.
Не может наступить время якобы полной чистоты мыслей и чувств человека перед Богом прежде, чем душа его окончательно покинет своё тело и вступит в Небесную Торжествующую Церковь Христа.
3.
Чем чище, чем духовно-опытнее, православнее и разумнее видит человек самого себя, тем более глубоко он будет зависим от гордых внушений дьявола.
4.
Отсутствие искренней и честной боли перед Богом о себе самом и непременно о каждом своём чувстве — это признак крайней болезни души, признак большой гордыни. Такая по возможности непрерывная боль о себе самом и обо всём в себе не делает душу человека унылой, но она и только она может дать возможность Господу непрерывно побеждать и попирать зло внутри человека за самого человека.
5.
Человек создан по подобию Божию и по Благодати Его условно безграничным). Не удивляйся, что и ад будет всегда весь внутри тебя. Бог же хочет научить тебя не свободе от ада, потому что при жизни в теле это невозможно, но хочет научить твою душу непрестанно попирать ад в себе самой Божией Силой и Милостью Иисуса Христа, которые в человеке без навыка к непрерывному покаянию в его чувствах и мыслях не действуют или почти не действуют.
Аминь.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ