Что такое настоящая молитва?
Многим в наше духовно ослабевшее время приходится лишь по книгам о молитве искать правильные способы личного молитвенного опыта. Сложно стало найти духовного советника. Конечно же, православные книги о молитве могут раскрыть некоторые секреты общения с Богом. Но ведь и эти же самые книги, написанные святыми отцами церкви, могут запутать душу в немалую трудность и повести́ человека к непосильному для него, гордому и ложному, «духовному» жительству. Тут раз на раз не сходится. Так уж получилось, что моё личное знакомство с истинной молитвой, началось не с чтения книг и не из личного молитвенного опыта, но оно неожиданно (буквально как снег на голову) открылось мне ещё тогда, когда я только-только пришел в церковь. Это яркое впечатление запомнилось мне на всю жизнь.
Событие произошло в то время, когда я книг о молитве не читал (их в те времена почти не печатали, а об интернете и не знал толком никто), и личного опыта молитвы у меня тогда тоже почти никакого не было.
Произошло это так. Пришел я как-то к своему, только-только выбранному мной, духовному отцу. Задал ему один вопрос, потом второй, но он, к моему удивлению, мне ничего не ответил. Он просто сидел напротив меня и молчал.
Я не знаю, как это произошло… но в глубину моей души могущественно вошла неотмирность, властно вошёл внутренний покой и такое живое чувство близкого общения души моего духовника с Богом, что я в те минуты понял очень хорошо
: в то время, когда человек сосредоточенно молится, не надо задавать ему никаких вопросов, потому что молитва — намного важнее. Так вот, на опыте, без единого слова, лишь по молитве моего духовника, мне открылись (в считанные минуты) такие тайные истины живого Богообщения, которые невозможно открыть НИКАКИМИ (самыми правильными и многочисленными) словами.
Вот в чём сила убеждения опытом… Лишь один раз испытав на своей душе живую силу молитв праведника, потом непременно захочется стать похожим на него. Захочется, потому что душа опытом поймёт: особая, живая и даже чудотворная молитва возможна в наше время. Она возможна. Но для того, чтобы её обрести, необходим долговременный труд над собой.
К сожалению, аскетический запрет духовных отцов о поиске особых молитвенных состояний, ныне многими воспринимается совсем не как необходимое ограничение для своей гордыни, но принял силу широко распространенной ереси и стал восприниматься как некое, не только дозволение, но даже и «благословение» на личную теплохладную внутреннюю жизнь.
Я часто говорил об этом и ещё раз повторюсь.
Единение с Богом — НЕ ОСОБЫМ — БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
Ведь если реальное единение с Духом Бога произойдёт, то особое состояние души — станет НЕИЗБЕЖНЫМ.

.
Из своего личного опыта я много раз убеждался в том, что молитва — это не слова молитвы, написанные на бумаге (как принято считать),
молитва — это не чтение текста по молитвослову и даже не обращение к Богу своими словами, но чувства души.
К примеру, попросили меня помолиться об усопшем. А мне не хочется прилагать усилий сердца в молитве. С кем не бывает? Молитва не всегда и не всем легко дается, а многим она не даётся вообще никак. Чтобы не обидеть просящего, я, конечно же, могу вслух сказать: «Упокой, Господи…» (и так далее, всё что положено в подобном случае). Но я ясно при этом осознаю, что до Бога дойдут не те слова моей молитвы, что я прочту, но то равнодушное чувство к покойнику, которое я на самом деле могу испытывать во время молитвы. Молитва может быть внимательной и равнодушной при этом одновременно. Стоит помнить об этом.
Живая, искренняя молитва, идущая из глубины сердца и подвигающая Бога на немедленное СКОРОЕ действие — весьма и весьма трудна. Молитва, в природе своей, непроста и проста одновременно. Для того чтобы душа могла достичь зрелой, благодатной молитвы — нужно обучить душу непрестанно учитывать много разных факторов.
Внимание в молитве важно, но одно лишь внимание, без других, не менее важных свойств молитвы, о которых я хочу коротко сказать ниже, приведёт душу к большому обольщению собой и к неизбежной её внутренней неудаче перед Богом.
.
Простота истинной молитвы в том, что она совершается по действию Бога внутри души. Сложность истинной молитвы в том, что Дух Бога
не сразу входит в человека, но лишь после того, как потерпит душа Крест многолетних жёстких искушений, проявляя в несовершенной молитве, — большое-большое, очень большое терпение.
.
Настоящая молитва невозможна для тех, кто не привык следить за течением своих незначительных мыслей. Качество молитвы, как учил меня мой духовный отец, зависит не от запредельных подвигов, но именно от повседневных мелочей. Стоит душе принять рассеянные мысли или хотя бы одну мысль осуждения, возношения или самовосхваления, как Дух Бога МГНОВЕННО покинет такую душу, потому что для Бога — нет мелочей. Уйдёт Дух Бога, и от молитвы останется лишь её внешняя оболочка… Не может душа
без благодати Бога правильно молиться. Более же всего ненавидит Бог в человеке его самодовольство… даже легкая тень самодовольства (не важно по какому поводу), пусть даже самодовольство будет минутное — непременно удалит из души истинную молитву — минимум на сутки!
.
Вот в чём основная причина духовных неудач многих подвижников.
В своей внутренней жизни они стремятся подражать подвигам прежних святых, но при этом оставляют без досмотра именно те мелочи, которые делают душу недоступной для внушения свыше.
.
Коварное испытание для души, если она начнёт почитать себя духовно опытной и думать, что не кто-то иной, но именно она — стала способной видеть путь к Богу. Крайне опасно, когда кто-либо считает себя духовно зрячим, когда считает себя в силах идти по пути спасения. Он устраняет из себя нищету духа, и в такой душе уже никак (и даже никогда) не сможет действовать истинная молитва. Истинная молитва невозможна в том, кто думает о себе, что он чего-то дости
г… Если уж правда в человеке какая-то есть, то это действие Духа Бога — НЕПРЕРЫВНО показывающего душе её грехи. Идти по пути спасения надо, но не надо считать себя способным идти по этому пути и нельзя считать себя изначально способным ни к какому благу, даже самому малому и простому. В этом смирение.
Вот в чём путь к настоящей молитве:
Молитва обнаруживает в человеке его бесчисленные немощи.
Немощи (если их много) — лишают ум рассудка.
Через терпение бесчисленных своих немощей — сердце делается зрячим.
Зрячее сердце — не даёт уму думать лишнее.
В смирившийся ум входит любовь Бога и дарит человеку надежду на Творца, молитву
о всех и большой Покой.
.
Иногда вспоминаю, как я ходил на первые православные службы. Ведь не понимал тогда ни смысла обрядов, ни язык, вообще не понимал почти ничего. Потом, через двадцать пять лет усердного изучения книг о вере, пришел к выводу, что внутри себя — я тоже… ничего никогда
правильно не понимал.
А тот, кто думает что он себя понимает… куда он идет?
К смирению ли?
Не думаю.
Нескоро я понял истину, что,
приближаясь к Богу, невозможно не ослепнуть умом. Для начинающего смиряться ума люди, события, молитва и даже его собственные чувства — неизбежно станут всё более и более непостижимыми. Со временем, молящаяся душа устанет рассуждать о мире и о себе самой. Она смирится и перестанет верить себе. После чего придёт (неожиданно) то время, когда Дух Бога даст душе НЕПОСТИЖИМОЕ действие истинной Его Любви.
Единственно верный путь к настоящей молитве начинается тогда, когда душа, по действию (призванного ей) Духа Бога, начнёт чувствовать внутри себя действие бесчисленных непрестанных
своих грехов, начнёт видеть непрестанные действия духов тьмы внутри себя, отчего станет непрестанно каяться, и научиться любить других людей и не осуждать совсем никого
Покаяние же, в полноте своей, непременно сделает ум кающегося почти совершенно
безмолвным и от этого — неизъяснимо блаженным.
Именно в блаженном безмолвии ума и живет дух настоящей молитвы. Той самой молитвы — в которой действует не человек, но Бог.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ