ИСПЫТАНИЕ ПАДЕНИЯМИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
КАК МОЖНО УВИДЕТЬ ВСЕ ПАДЕНИЯ СВОИ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ?
Рад был бы я показать краткий и простой путь к зрению падений своих (греха своего), но это невозможно. Также невозможно, как и невозможно чудесным образом кого-либо поднять на вершину высокой горы. Необходимо чтобы сам человек потрудился, потратил время на подъем, и лишь после этого он сможет увидеть тот пейзаж, что открывается на вершине.
Вершина покаяния трудна и малопопулярна, вот почему так мало тех, кто восходит на неё, не обольщаясь собой. Медленно-медленно, лишь с десятилетиями ежедневных покаянных молитв начинает раскрываться душе её воистину всебедственное состояние перед Богом, весь бесконечный объём её реального падения.
Без помогающей благодати Божией небезопасно вот так вот сразу видеть глубину падения своего. Тем более глубину падения ближних. А у реального видения своих грехов есть сопутствующее свойство. Душа начинает чувствовать яснее не только своё падение, но и то, насколько далеко удалены от благодати Бога другие люди.
Трудно видеть себя живущим посреди живых мертвецов, не расположенных к Богу, тем более, что таких живых мертвецов — большинство. Это нелегко в себе носить. Видеть глубину удаления чувств человека от Бога можно лишь только на фоне ясных представлений о той Древнейшей чистоте, что была дана Богом человеку при его сотворении.
В этом сложность. Душа может видеть своё падение (стараясь не вникать в падения ближних) только лишь сравнивая себя с той чистотой, которую она может подразумевать лишь гадательно, смутно чувствуя эту чистоту, по свидетельству Бога. То есть душа должна иметь (хотя бы отдалённое) представление, какой она должна быть в Боге и какой она не является. От этого несоответствия будет боль. Она неизбежна.
Сложность же в том, чтобы понять, какую именно чистоту должна иметь в себе душа. Это трудно, потому что душа прежде в себе этой Божественной чистоты никогда не имела и потому ей не с чем сравнивать, не на что равняться. Научиться видеть в себе ту чистоту, в которой был создан Адам и, сравнивая себя с ней, непрестанно каяться,— вот это и есть «видеть себя Глазами Бога». Это и есть — видеть все свои падения перед Богом. Это и есть — непрерывно находиться в духе болезненного покаяния о себе самом, никого не осуждая, ни с кем себя не сравнивая и искренне считая себя худшим всех.
С чем можно сравнить НЕПРЕСТАННОЕ зрение греха своего?
Это можно сравнить с непрестанным Свидетельством Бога о том, какими Он Сам видит все твои чувства, все твои мысли, все желания. Когда Дух Бога приходит в чью-либо душу, то душа одевается в Божественный мрак. Это совершенно неизбежно. Удивляться этому не нужно, потому что это естественно, потому что так это и должно быть. Когда душа реально и немечтательно приближается к Богу, она неизбежно увидит ТЁМНЫМИ, недостаточными и исполненными немыслимого греха и печали СОВЕРШЕННО ВСЕ свои чувства, все свои молитвы, любые свои слова и мысли перед Богом.., и уж тем более перед людьми. От такого зрения бесчисленных и непрерывных падений своих душа (естественно и без экзальтации) оденется в непрестанный духовный Плач, в тот Плач, который живет во всякой духовно зрелой душе НЕПРЕСТАННО. Этот Плач не есть действие падшего духа человеческого, но это Действие Милосердия Божия в человеке. Действие вышеестественное. Если же человек начнёт сам выдумывать внутри себя некое «благодатное» покаяние, то такое «покаяние» будет гордым. Бог не примет его, но предаст гордого подвижника, возомнившего о себе, что он научился покаянию, жестокой тирании грубых пороков. Тогда познает человек, что его покаяние было подделкой.
Истинное же покаяние и истинный Плач присутствуют в человеке НЕПРЕСТАННО и приводят душу к устойчивому Покою, а страсти, как грубые, так и тонкие, перестают достигать кающейся Богом души. В этом суть. Покаяние должно исходить от Духа Божия. Естественно, не в Своих грехах будет каяться Бог, потому что Он безгрешен, но Дух Бога покажет душе её падение, то её всебедственное состояние, которое человек в себе САМ увидеть НИКОГДА не сможет. Человек сможет видеть себя Глазами Бога лишь тогда, когда (тщательно и ежедневно призываемый ею) Бог — Сам войдёт внутрь души и Освятит там всё. И тогда душа НЕИЗБЕЖНО познает, что она — «ничто», что всякое благо внутри неё (в том числе и её покаяние) — не может исходить из её ипостасной природы, но может лишь быть Даровано Тем, от Кого исходит Всякое благо, может быть Даровано Богом, Духом Бога.
В этом красная нить истинной духовной жизни в Боге и суть правильного поведения перед Богом. Душа должна найти такой подход к Богу, чтобы Он Сам всё делал внутри неё, и когда Бог начнёт Действовать внутри какой-либо избранной Им души, то такая душа неизбежно СТАНЕТ проливать слезы о ВСЁМ в себе, ВСЕГДА, НЕПРЕРЫВНО. И этот непрерывный духовный Плач (и только лишь Он один) может сделать душу истинно блаженной на этой земле прежде перехода души в иной мир, в иное измерение, где и время иное, и язык иной, и общение между жителями того мира происходит совсем не в таких формах, как это может представляться земному человеку.
Кратко подведу итог.
Испытания бесчисленными падениями Бог даёт человеку для того, чтобы тот мог обучиться абсолютно новому мышлению, абсолютно новому умению находить опору НЕ В СЕБЕ САМОМ И НИ В ЧЁМ БЫ ТО НИ БЫЛО СВОЁМ ИЛИ ЧУЖОМ, но лишь в Боге, всё Умеющем Делать Непостижимо Божественно и Единственно Правильно.
Увидеть же свои бесчисленные (именно непрестанные) падения может лишь тот, в кого Дух Бога уже вошел. Ну а тот, кто не считает свои чувства (все без исключения) всегда и во всём непрерывно достойными самого глубокого [сокровенного, тайного от всех] покаяния, тот просто пока ещё недостаточно набрался духовной опытности, чтобы видеть себя самого Глазами Того, перед Которым и само Небо нечисто.
Как достичь зрения своих личных грехов (и греховности) не своим падшим и гордым разумом и чувствами, но Глазами Бога?
На этот вопрос я уже косвенно ответил в начале текста в этом подзаголовке. Надо быть разумно упорным и постоянным в покаянии и молитвах. Исповедь, богослужения, частое Причащение Святых Христовых Тайн — это должно совершаться по умолчанию, это мной здесь даже и не оговаривается. Надо вести строгую жизнь. Стараться жить и дышать заповедями Евангелия непрестанно. И тогда наступит время зрения своих грехов. Наступит время реальной близости к Богу, которое без непрестанного, болезненного о всем в себе покаяния невозможна. ТОЛЬКО лишь НЕПРЕРЫВНЫМ Покаянием близость к Богу и может сохраняться. Это — знать так важно, что важнее некуда.
Если есть непрестанное покаяние перед Богом (именно о ВСЁМ в себе и всегда), то будет и близость к Богу, и дарованная Богом свобода от насилия тонких и грубых страстей. Но как только дух покаяния начнет ослабляться, то СРАЗУ ЖЕ вслед за этим ПРЕСТУПНЫМ перед Богом (пусть даже и кратковременным) оставлением покаяния — прекратится и реальная блаженнейшая близость к Богу. Прекратится дыхание \душой и телом\ Духом Бога. Уйдёт Покой и человек почувствует себя ненадёжно.
Сложность в том, что в настоящее время даже среди ревностно верующих людей отсутствуют размышления и разговоры о непрестанном покаянии перед Богом, тем более стремление к тому, чтобы внутри души покаяние совершалось Духом Бога, а не [истинно во всём] гордым духом человека.. Очень жаль, что так сложилось… Если кто внимательно вчитывался в главы о покаянии, созданные святителем Игнатием Брянчаниновым, тоn мог бы отметить там эту мысль. Древние подвижники православия во главу спасения и совершенства ставили, ВЕРУ словам Христа, [по возможности непрестанное] самоукорение, покаяние и непрерывный, до самого последнего дня жизни, духовный плач о себе самом.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Испытание нестабильностью
Каламбур, но именно испытание нестабильностьюдля многих является наиболее стабильным.
Почему и для чего это так?
Нестабильным может быть здоровье, отношения с важными для тебя людьми, политическая, финансовая, духовная стороны жизни и иное.
Каждая перемена — это призыв Бога, чтобы душа с особой силой вспомнила о Нём, чтобы душа поискала в себе ту истинную искреннюю надежду на Христа, которая может проявиться лишь только при нестабильности.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Испытание утратами
Кому как, но мне видится, что испытание утратами — самое лёгкое из всех испытаний.
Было, к примеру, у тебя «нечто»: ближний, доходное дело, здоровье или что-либо иное что из того, что ты ценишь.
Бог забирает у тебя это.
О чем плакать и чего бояться?
Если надеяться только на Бога и верить в то, что ничего не происходит без Его ведома, то надо верой принять, что всё то, что ежедневно происходит с тобой, именно это и есть — самое лучшее для тебя. Вот и всё.
Вера может дать нерушимый покой душе почти при любых обстоятельствах, которые никогда и ни с кем не бывают случайными или же бессмысленными.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Испытание фантазиями
Крайне сложное испытание. Лишь на первый (поверхностный и недальновидный) взгляд, испытание фантазиями может казаться простым для понимания.
Нет, это совсем не так. Для того, чтобы описать подробно все те опасности, что создают человеку его фантазии — не хватило бы объёмного романа.
Я объясню почему.
ОТКУДА БЕРУТ НАЧАЛО ФАНТАЗИИ ЧЕЛОВЕКА И В ЧЁМ ИХ ОПАСНОСТЬ?
Грех (падших ангелов) начался с фантазии архангела о том, каким мудрым он может стать сам по себе, без Бога. Вот с тех древнейших времён так и повелось, что всякий грех дьявол начинает в любом человеке именно с его фантазий. Более того, человек привлекается дьяволом ко греху внешне привлекательными или же устрашающими фантазиями, поддерживающими и укрепляющими грех в человеке. Если вдуматься, то невозможно найти греха, в основе которого не лежала бы фантазия. Убивая свою буйную, неуёмную фантазию — человек убивает в себе и ВСЯКИЙ грех. Фантазии всегда приносят беду: будь то радостные фантазии о предметах страсти, фантазии о Боге, фантазии о своей мнимой святости, фантазии о благом ином мире или же мрачные фантазии о том, как Бог осудит почти весь мир в ад и прочее. То есть любая из фантазий — это всегда ложь и обольщение, которые (пусть и не сразу, но всё же НЕИЗБЕЖНО) рождают вслед за собой жестокую боль. Неважно, где в человеке начнет действовать его фантазия, тайно подпитываемая внутри его сознания сатаной, неважно, откуда фантазия взялась, привита ли она воспитанием или появилась как мечта в уме человека сама по себе, но если уж она где-то есть, то непременно будет там грех и неизбежная расплата за него.
Тот же, кто с Богом и в Боге — тому не нужна никакая фантазия. Зачем она ему?
Всякий, кто знаком с практикой долговременной молитвы, очень хорошо это знает. Правильно совершаемая молитва рождает нищету духовную и от нищеты духа из души НЕИЗБЕЖНО исчезают и все её фантазии: о святых, о Боге, о ближних, о мире, о всём.
Посмотри… отчего бывает страх?
От мрачной фантазии.
Отчего бывает грех?
От фантазии о том, что грех может оставаться безнаказанным.
Отчего бывает нераскаянность?
От фантазии о том, что Бог не простит.
Отчего кто-то дерзает осознанно грешить, надеясь на Милость Бога и на покаяние в будущем?
От крайне опасной фантазии о том, что к истинному покаянию можно прийти так вот легко и просто.
От чего обольщается человек и впадает в сатанинскую прелесть?
От самых разных светловидных фантазий: о Боге, о Ангелах и о святых.
Взгляни в ум духовно неопытного и что там увидишь? Увидишь, что весь ум его охвачен фантазиями, нет в нем СОВСЕМ ничего, чего не касалась бы дьявольская фантазия. Тот человек, что пленен своей фантазией и принимает её за истину — НИЧЕГО не может видеть в истинном свете. Но видит всё или же в свете мрачном, или же в свете крайне опасного «розового» обольщения обо всём. Третьего состояния не дано никому… Или фантазии и служение лжи и греху, или служение Богу в нищете духа своего, убивающее любые фантазии Силой Бога. Фантазии в человеке (коим нет ни числа, ни меры) уничтожить может только Сам Бог, — так они (почти неограниченно) сильны (и невидимы) почти в каждом из людей… Но наиболее непобедимы фантазии именно в тех людях, которые считают себя независимыми от сатанинских фантазий.
О фантазиях человека, о всем их немыслимом разнообразии можно было бы написать множество объёмных книг, и все эти книги описывали бы те бесчисленные и разнообразные сети дьявола, что есть в каждом человеке. Но большинство людей не видят своих фантазий в себе. Не видят, потому что ум их всё время занят суетой, земными вещами или же бесконечными развлечениями для ума, да чем угодно, лишь бы только не главным в жизни, лишь бы только не терпением в покаянной молитве…
Допустим, живёт человек. О будущем Суде Бога не беспокоится. Просто живёт и всё. Живёт — как все. Казалось бы, в простоте его жизни какие могут быть фантазии, укрепившие и ежедневно укрепляющие его духовную лень? А ведь эти фантазии есть, но человек не видит их в себе, не осознаёт. Человек фантазирует в себе, что по смерти никто его судить не будет, а если уж и будет, то не строго. Или же наоборот. Человек может фантазировать так, что Бог, мол, все равно осудит его в ад при любых условиях — как закоренелого, заядлого грешника, так что… зачем ему исправлять себя? В этом, мол, все равно не будет смысла… Вот и получается, что в одном случае сатана убивает душу розовой ложью о том, что награду у Бога можно получить без труда над собой, а во втором случае — мрачной фантазией о том, что Бог не простит. Цель же у всех этих дьявольских выдумок ВСЕГДА будет одна: лишь бы только душа не смела каяться в грехах своих и не исправляла бы своего прежнего (преступно легкомысленного) отношения к Богу.
Вражду между людьми также разжигает дьявол через фантазию человека, то и дело поворачивая её так, как это выгодно ему. К сожалению, многим людям не дано видеть, как именно их мысленным и чувственным воображением управляет нечистый дух.
Пока душа болезненной покаянной молитвой и нищетой своего духа не убьёт в себе все свои фантазии СОВЕРШЕННО о всём, то никак не сможет она реально приблизиться к Богу. Никак не сможет увидеть Его в себе. Никак не сможет поклониться Ему и никогда, и никак не сможет принять в себя блаженнейший Дар Духа Божия. Любая фантазия всегда приводит человека ко лжи и к возмездию за неё. Вот как страшна фантазия!!!
Помню, как духовник мой подолгу бился со мной, требуя от меня уничтожения моих личных фантазий: о Боге, о пути спасения, о молитве, о смирении и о многом прочем. В этих фантазиях была моя большая ошибка в начале моего пути в вере. Я много читал духовных книг, и на основе всего прочитанного у святых отцов в моем сознании развилась религиозная фантазия, которую мне, следуя советам духовника, пришлось потом убивать в себе почти два десятилетия. И лишь когда фантазия о духовном была убита (и я до сего дня продолжаю ежедневно убивать её покаянной болезненной молитвой обо всём в себе и всегда), лишь тогда наступил для меня блаженнейший покой от десятилетиями мучающих меня грубых и тонких страстей. Как только умерла моя фантазия, так вслед за ней перестали мешать страсти и мысли на молитве, однако как только фантазия снова оживает или начинаются гордые мечтания о будущем (хоть на час вперёд), так вместе с ними оживают и тревоги от разных страстей.
Вот чем опасна фантазия….
Пока она есть — НЕИЗБЕЖНО будут и мучающие душу страсти.
Как только личные фантазии о всём перестанут жить в душе и будут убиты призванным Духом Бога, так СРАЗУ ЖЕ наступит долгожданное блаженство в Мире Бога. Мир же земной станет видеться уже не во лжи (мрачной или же наоборот, мнимо радостной, что, мол, не будет ни Страшного Суда, да и вообще ничего страшного впереди не будет), а таким, каков он и есть на самом деле — движимым к совершенству Совершенным Богом, движимым совершенно.
Что нужно человеку для того, чтобы он понял, сколь опасны фантазии о всём внутри него и почему с ними нужно вести внутри себя непримиримую ПОЖИЗНЕННУЮ войну покаянной молитвой?
А ничего для этого более не нужно, кроме как всей душой поверить в неопровержимую важность заповеди Иисуса Христа: «блаженны нищие духом», и чтобы Дух Бога Сам коснулся чьей-либо души во время чтения этой несложной моей (десятой) главы.
Для чего Бог испытывает человека бесчисленными фантазиями?
Ни для чего иного, как только для того, чтобы привести ум человека в священное безмолвие, в любезное Богу смирение мыслей о всём. Ведь только в смирении мыслей человек может слышать Голос Бога, Его Дух, Его Волю о всех и о всём.
Так уж устроен ум человека. Пока ум говорит и размышляет (пусть даже и о Боге), он не может слышать Бога, а когда ум услышит Бога — он молчит. А если просит о чём-то Бога, то просит уже не от себя, но бывает он тайно (или же даже явно) движимым в своих прошениях Духом Бога.
ГЛАВА ОДИННАДЦТАЯ
Испытание праведностью
Бог может испытывать душу двумя видами праведности: «Праведностью» ложной и праведностью истинной. Необходимо уметь отличать одно от другого. Оба этих испытания пройти нелегко. Ведь без непрестанной боли (вначале) о себе, а потом и о всех ближних перед Богом, истинная праведность невозможна.
ПРИЗНАКИ ПРАВЕДНОСТИ ЛОЖНОЙ И ИСТИННОЙ (эти различия важно знать каждому верующему)
ЛОЖНАЯ «ПРАВЕДНОСТЬ»: наполняет душу многими красочными планами «угождения» Богу и недюжинной энергией действовать необдуманно и поспешно. Лжеправедникам не терпится обратить других людей к Богу и к правильным (в их понимании) мыслям о многом. Лжеправедникам нравится привлекать к себе внимание. Они навязываются обличать и исправлять других, но… вот беда… их часто не воспринимают всерьёз. Когда лжеправедник видит несогласие с собой, ему свойственно обвинять (несогласных) в неверном понимании Писания и в явном отступничестве от Бога. Когда есть возможность, прельщённый с завидной регулярностью старается распространять в интернете обличающие материалы о том, как неправильно живут люди. Ищет единомышленников, чтобы осуждать других не в одиночку, и одобряет действия подобных себе.
Без осуждения других в грехах лжеправедник не может мыслить о Боге и о спасении. Чувства же истинного праведника основаны на частой молитве о каждом. «Любовь» лжеправедника выражается рассуждениями о букве закона с последующими обличениями. Любовь же того, кто движим Богом — выражается молитвой о всех.
Лжеправедник склонен уйти из той семьи, где не разделяют его «праведных» идей. Как я уже отмечал главой выше, основа любого греха, в том числе и основа ложной «праведности» лжеправедника, — это буйные фантазии о Боге и вообще обо всём ином. При этом лжеправедник слеп и может совсем не осознавать, что он обманут сатаной. Ум лжеправедника обычно тесно наполнен гордо понятыми цитатами из Евангелия, Библии, Корана или, к примеру, Бхагават-Гиты. Источник обольщения неважен. Главное для лжеправедника — чувствовать себя избранником Бога. Мыслью о своём высоком избрании он услаждает свою самооценку. Для чего Бог попускает ложную «праведность»?
Вот даже не могу сам себе объяснить, для чего она нужна.
Исцелиться от лжеправедности сложно, потому что надо будет переосмыслить и отказаться от многого из того, что он прежде почитал за святую истину. Отказаться от «святой истины» для лжеправедника — как отказаться от самого себя. Это по-настоящему трудно для любого человека. Но без умения отказываться от своей гордости невозможно человеку видеть себя таким, какой он есть на самом деле, то есть — ПОЛНОСТЬЮ И ВСЕГДА беспомощным без благодати Божией даже в самом простом.
ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ: Внутренняя жизнь истинного праведника движется не его личными пристрастиями и представлениями о Боге, но Самим Богом. Истинный праведник благие планы на будущее не строит, но принимает жизнь такой, какая она приходит к нему. Зная, что ВСЁ от Бога и что без Воли Бога не бывает никакой мелочи, все встречающиеся неприятности истинный праведник терпит и благодарит Бога за трудности. Истинный праведник не стремится исправлять ближних, потому что по опыту знает, как сложно реально угодить Богу для любого человека. Истинный праведник о чужих грехах не думает, но думает о смирении, о милости Бога и о любви. Осуждающие разговоры не поддерживает ни при каких условиях. Активно в православие никого не заманивает, ожидая, что человек сам со временем сделает сознательный выбор. Всех ошибающихся жалеет и терпеливо молится о всех. Деятельность истинного праведника — это слова, обращённые не к людям, но к Богу. Истинный праведник вставшие проблемы решает не умом, но молитвой. Для любящих внешние эффекты истинный праведник может казаться медленно соображающим, слабовольным и даже глупым.
Испытание истинной праведностью отягощено тем, что с каждым шагом приближения к Богу с праведника всё строже и строже спрос. Ближе к завершению земного пути, истинный праведник должен уже непрестанно трудиться в Боге, не позволяя себе ни минуты расслабления. Одна лишь молитва о мире, усопших и живых — уже может забрать всё внимание праведника без остатка.
Этим и отличается истинный праведник от ложного. Непрерывно погруженный в молитву, он не склонен привлекать к себе внимания. Ложный же праведник в обществе старается быть активным.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Испытание тщательностью
Не случайно испытание тщательностью я поставил в конце этой подборки статей.
Испытание тщательностью самое болезненное из всех тех земных испытаний, что я знаю. Молитву и память о Боге можно довести до автоматизма, так что душа сама сможет потом молиться и помнить о Боге непрерывно, перестав делать некие сложные усилия над собой. Но вот тщательность довести до автоматизма невозможно, настолько она трудна. Да и нужна она на каждый отдельный случай — в разной глубине и даже в разном качестве. Испытание себя тщательностью непременно приводит к внутренней боли, приводит к тому, что начинаешь яснее осознавать те стороны своей души, над которыми необходимо трудиться и трудиться…
Приведу самый что ни на есть простой пример.
Молитва после трапезы.
Казалось бы…, так ли сложно прочесть текст: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас». Но если испытать слова этих молитв в себе тщательнее, испытать то, как отражается в твоей душе КАЖДОЕ произнесённое тобой слово, то увидишь в себе много печального, приводящего к внутренней боли. Но это боль полезная, боль созидающая, боль, располагающая к дополнительной работе над собой.
Теперь, для примера, подробнее разбор:
Благодарим Тя…
(Надо всмотреться в себя и постараться тщательнее увидеть, испытывает ли душа твоя на самом деле благодарность Богу за посланную еду? Не прочла ли душа эти два \столь важных\ слова автоматически, без участия чувств, равнодушно? Верит ли ум, что без Бога ничего на столе не было бы, да и стола, кстати, тоже…)
…Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ;
(Относится ли душа твоя к Богу как к Богу, к Иисусу — как к Спасителю? Или может в действительности слова «Христе Боже» ничего теплого так и не сказали твоему окаменевшему сердцу во время чтения этой (простой ли?) молитвы?).
…не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия
(А действительно ли ты хотел в Царствие Бога при произнесении этих слов? Желал ли ты этого? Или просто как попугай говоришь эти слова после каждой трапезы, даже и не задумываясь о том, ЧЕГО ты просишь? А ведь просишь самое великое, что можно просить… Но просишь ли сердцем?)
…но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас»
(а желал ли ты во время произнесения этих слов, чтобы Господь пришел к тебе прямо сейчас, пришел, как и к ученикам Своим, пришел, пусть невидимо, но всё же явно, и чтобы Он дал тебе Свой мир? Просишь ли спасения ВСЕМ своим сердцем не за себя только, но за всех нас»?).
Конечно, непрестанно мучить самого себя тщательностью — это будет нелёгкая и даже мученическая жизнь.
Даровано нам от Бога это испытание для того, чтобы, потрудившись, мы могли стать лучше. Однако некоторые ничего не знают и даже не задумываются об этом испытании или сознательно обходят его стороной. И не без причины ведь обходят. Жить, то и дело мучая себя тщательностью В КАЖДОЙ молитве и тщательностью исполнения всех заповедей Евангелия без исключения — это как ежедневное пролитие внутренней крови. Но зато… какая немыслимая по силе благодать раскрывается, когда душа обучится читать тщательно столь привычную многим молитву… «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас» Сколь величайшее внутреннее блаженство может войти в сердце при тщательном чтении одной лишь этой молитвы. Подумать только,какую перспективу может дать душе только лишь чтение одной молитвы после вкушения пищи… Тщательно читаемая — одна эта молитва может ввести душу в Вечный покой. Соединить со Христом. И это — не мечтательно, не в перспективе, не как нечто из того, что получишь не сейчас, а лишь потом когда-либо (в будущем), но, тщательно читаемая, одна лишь эта молитва может раскрыть в душе вход в Царствие Небесное.
А как мы читаем «Отче наш?», а «Царю Небесный», а священническая молитва на литургии (для тех кто молится в алтаре): «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый: / Того, Благий, не отыми от нас, / но обнови нас, молящих Ти ся» Любая из этих молитв, проходящая через жёсткие тиски личной добросовестной тщательности, может дать душе столь сильное очищающее действие, что не сможет потом душа и слов-то таких подобрать, чтобы описать ту истинную глубину и силу молитвенных покаянных переживаний, которые ей откроются.
Скажу кратко, чтобы не разводить излишнего многословия.
Тот, кто не боится тисков тщательности, рано или же поздно откроет для себя мир Святых Ангелов и станет отчетливо и ясно, НЕПРЕРЫВНО и ежедневно, в течении многих лет своей жизни слышать силу Ангельского славословия Богу внутри себя. А непрестанно слышать внутри себя силу Ангельского славословия Богу, совершаемое Ангелами без слов — это высшее наслаждение из всех возможных наслаждений для земного человека.
Вот чего лишает себя тот, кто отвергает от себя Божие испытание тщательностью. Он отвергает от себя Высшее счастье петь внутри себя ежедневное непрестанное славословие своему Создателю вместе с Ангелами Бога.
Вместо послесловия
Хотелось бы ещё раз повториться.
Эта статья создавалась ЛИШЬ для тех, кто не боится ежедневного кропотливого труда над самим собой, ну а тому, кто не настроен на дотошную работу со своей душой — статья не принесёт пользы.
Читать о испытаниях только лишь для того, чтобы забыть о всём прочитанном спустя две минуты после прочтения — ведь это же совершенно бессмысленно. Иное дело, когда человек сам решится ежедневно НАПОМИНАТЬ себе, к примеру, о том испытании безмолвием Бога [о котором я писал в первой главе этого сборника статей и] которое не смогли понести многие из святых Ангелов, но они пали. Ежедневно напоминая самому себе о описанных мною в этом сборнике статей (пожизненных для каждого человека) испытаниях,можно оживить свою душу к ЧУВСТВАМ полезной обеспокоенности об очищении себя, можно оживлять себя к частой покаянной молитве, можно разбудить себя от того духовного усыпления, в котором находится почти весь окружающий верующих и преступно легкомысленный к Богу, мир.
Немалую можно получить пользу от всего прочитанного выше, если ежедневно НАПОМИНАТЬ СЕБЕ всё то, чем испытывает нас Бог. Нам всем нужно тратить своё личное время на трудные размышления. Нужно не бояться вникать в нелёгкие для нашего осознания подробности и стараться посильно и непрестанно себя, хоть в чём-то, но исправлять.
…..
Ещё раз повторюсь. Эта статья написана не для разового прочтения, а (именно) для регулярного, углублённого размышления над своими повседневными мыслями.
Комментарии блокированы во избежание спама