Путь к Божественному безмолвию ума и сердца
(сборник статей)
Предисловие
Сила, глубина, блаженство, жизнеспособность, истинность, непоколебимость, сладость, величие, покой, обилие мистической любви, дар нескончаемой радости, дар бесконечного познания, благоговение от осознания того, что душа нашла (наконец) предел своих желаний и мечтаний у Божественного пути безмолвия ума и сердца, столь велики, что тот, кто хоть однажды войдёт в его пределы, не сможет выйти из пределов безмолвия ума и сердца уже никогда…
Человек, вкусивший благодать безмолвия ума и сердца, НАСТОЛЬКО полно очаровывается безмолвием Бога, что он забывает мир, забывает себя, забывает ВСЁ, что он ценил или мог ценить прежде, и погружается в безмолвие Бога, как в Жизнь Блаженнейшую и Всепростую, как в Живую Любовь, уничтожающую мысленную природу человека и {одновременно} дающую человеку реальный опыт переживания возвращения в колыбель древнейшего Ангельского бытия.
Дар безмолвия ума и сердца привлекает к себе тем, что тот, кто овладеет этим даром,(точнее было бы написать «овладеет», потому что безмолвием Бога владеет не человек, но по единственно Любви Божией даётся этот Божественный дар) тот НЕПРЕМЕННО раскроет внутри себя двери в бескрайний мир истинно духовных переживаний, в мир, изумительный в своём величии и простоте, в тот самый мир, где нет ни болезней души, ни печали, ни переживаний о том, что ты будешь отвергнут Богом в нём. Благодать безмолвия также велика, проста, блаженна, всеведуща, многообразна, многосложна, всепрекрасна, неизмерима, как Прост, Блажен, Всеведущ, Бесчисленно Многообразен, Неизмеримо Многосложен, В Невидимости и в Непостижимости Своей Всепрекрасен и Сам Бог, Сам Дух Божий, Вездесущий Создатель, дарующий Своим творениям Радость Бесконечно разнообразного, Бесконечно Глубокого, Бесконечно Прекрасного Познания Его Божественной Любви.
Наиболее трудное искусство это узнать себя самого… Крайне-крайне-крайне трудное искусство через опытное познание немощи своего ума и сердца, уничтожая себя годами болезненной сокрушённой молитвой, обучиться непрестанно покорять себя Божественному смирению Божественному Безмолвию и Воле Иисуса Христа… Очень-очень трудно принимает природа ума человека внутрь себя умение (через болезненное безмолвие ума и сердца своего видеть (Богом, Его Глазами) внутри себя самого ИСТИННУЮ природу своих помыслов! Невероятно трудное искусство обучить себя (в Божественном навыке) жить внутри Бога, войти внутрь Духа Которого невозможно, мистически не сгорев в Нём. Невозможно, не утратив ВСЕ прежние свои представления о чём бы то ни было приблизиться к Богу. Невозможно, не утратив себя, объединиться с Духом Бога, объединиться с Тем, Кто объединяет с Собой лишь тех, кто умеет и любит, ради Воли Божией, становиться таким же простым, молчаливым и безвидным, как Прост, Молчалив и Безвиден Сам Господь! Возьмусь твёрдо утверждать что никак невозможно истинно познать самого себя вне устойчивого многолетнего навыка к безмолвию ума и сердца своего. И ни единого ПРАВИЛЬНОГО ШАГА невозможно сделать во внутренней жизни своей без и вне благодати сокрушения духа своего, без и вне благодати самоуничижения перед Богом, вне самоуничижения столь глубокого, что не станет душа и почитать себя способной на самоуничижение, на правильное познание и вообще на что-либо благое…
Тот, кто умеет в навыке входить в благодать НЕПРЕРЫВНОГО ВСЕГДА болезненного сокрушения духа своего, тот начинает видеть демонов внутри себя столь ясно, что они и не дерзают близко подходить к сознанию НЕПРЕСТАННО болезненно болезнующему о себе самом и видящему действия демонов не своей силой, но Силой Божией. Вот почему благодать безмолвия, несмотря на то, что рождается из болезненного по возможности непрестанного (в навыке) сокрушения духа своего, столь сладостна для человека и столь ужасна для бесов.., потому что не человек делает это сам в себе, но Господь и Ангелы Его входят в человека и открывают его (преображённым) мыслям и чувствам вход в Царствие Небесное ещё при его жизни в теле, ещё прежде смерти физического тела. Ниже я хотел бы поговорить о возможностях, о способах, о необходимости, о достоинстве и о путях обретения мысленного и сердечного безмолвия со всеми теми, кто живо интересуется подобными вопросами.
Прежде чем я начну раскрывать тему безмолвия, желаю особо акцентировать это… Я не признаю безличной благодати Безмолвия, оторванную от практики покаяния, оторванную от православного миропонимания, оторванную от православной догматики и прочее. Я не буддист, не тантрик, не последователь религии дзен, не суфий, не мусульманин, не оккультист, не эзотерик, не безразличный к вероисповеданиям мистик, не медиум и не проповедую идеи спиритов, но я активно практикующий православный. Регулярно причащающийся и рукоположенный в низший чин священства Митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Я православный христианин, и ниже речь пойдёт о той Благодати покаяния и благодати смирения (ума и сердца), которую душа получает через Таинства православной церкви. Речь пойдёт о благодати смирения ума и сердца даруемой человеку НЕПОСРЕДСТВЕННО Страданиями Господа Иисуса Христа, Его Волею, при условии что и сам человек старается следовать тому Учению, что Господь проповедовал в те времена, когда Он пришёл на землю как Бог и как Человек.
Примечание: сборник статей не представляет собой цельную книгу. Статьи связаны между собою лишь отчасти. Не буду стараться избегать повторений, потому что повторения (в определённом смысле полезны). Статьи можно читать в любом порядке, выбирая в оглавлении интересующую статью. Необязательно читать всё подряд, можно выбирать лишь то, что конкретно заинтересует. Доступ к оглавлению есть внизу этой и внизу каждой из шести интернет-страничек этой книги.
Статья первая
Объяснение причин, почему мои статьи о безмолвии столь многословны
На неискушённый взгляд о православном молитвенном покаянном (мысленном и внешнем) безмолвии что интересного можно вообще написать? Действительно ли не о чем писать и нечего описывать? Человек закрывает глаза своего ума не только почти на весь внешний, но во многом и на почти весь личный внутренний мир и всё бубнит да бубнит… (к примеру, молитву Иисусову или же просто «Господи, прости меня, помилуй и т.п»). Всё… Какие могут быть краски? Какие эмоции? Какие яркие переживания? Когда внутри безмолвия ВСЁ до КРАЙНЕГО предела: примитивно, уныло, скучно, серо, грустно, плачевно и прочие невзрачные эпитеты…
***Беспросветно думать о покаянном безмолвии особо склонны лишь те, кто не знает опытом, какое же
истинно необозримое богатство раскрывает внутри человека покаянное безмолвие! СТОЛЬ примитивно думают о покаянном безмолвии лишь те, кто не знает опытом разницу между душевной и духовной религиозностью. Так устроен мир Божий… душевная религиозность (та самая религиозность, которая рождается в самом человеке (через его ветхие личные поверхностные представления о вопросах веры и прочее)) именно эта душевная религиозность ВСЕГДА, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА будет жестоко воевать внутри каждого человека, с упорством неистовым против религиозности истинной. А что такое религиозность истинная? Это не наши представления о духовном, но те, которые даёт нам НЕПОСРЕДСТВЕННО Сам Господь.
Между духовным пониманием мира и душевным пониманием всегда и во все времена будет безразмерная по ширине и по глубине пропасть… И если смотреть непредвзято, то в том только и состоит нынче основная проблема и духовный неуспех в массе православных, что на дне душевной религиозности большая часть верующих с маниакальным упорством ежедневно хоронит свои души. В пропасти душевной религиозности утонул ныне почти весь православный мир. Это горько осознавать, но факт того, что мы живём не так, как должно, подсознательно понимают почти все верующие, а как можно изменить себя, мало кто понимает.
Почему так происходит? Почему душевное в почёте, а духовное днём с огнём не найти невозможно даже в монастырях? Это происходит потому что люди НЕПРЕРЫВНО видят перед самим собой ложные добродетели веры. Они ежедневно видят добродетели душевные, те самые добродетели, что Богу неинтересны, потому что они не от Него исходят, но из того искажённого понимания о добре и зле, внутри которого вынуждены жить все мы, в том числе и я также. Я не исключаю себя из числа тех, кто утопает в душевной религиозности, но я стараюсь покинуть эту бездонную пропасть и увидеть внутри себя не свой свет, не свет своего падшего рассудка, но Свет Господень. Для того чтобы видеть Свет Божий внутри себя (а ведь видеть Бога внутри себя это ОБЯЗАННОСТЬ каждого верующего), необходимо ежедневно, с крайним долготерпением из года в год переделывать ВСЕ свои мысли, необходимо переиначивать и пережигать покаянной молитвой ВСЁ своё восприятие обо всём, нужно изменить молитвой себя всего без остатка. Переделывать же себя верующему нужно не своим умом, но мистическим действием внутри себя Духа Божия, призываемого покаянной молитвой. И эта переделка своей психики, своей души, своего миропонимания всегда очень большая боль, это всегда очень и очень не просто, это всегда ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ не сразу…, как учил меня духовник-монах: «В молитве десять лет один шаг». И я пошёл по этому пути. По пути, лишь на первых своих этапах кажущемуся жёстким, унылым, чрезмерно простым, пошёл жёстко приучая себя думать только О СВОИХ грехах, стремиться только лишь к близости Богу, всем же иным разумно жертвуя ради покаянной молитвы. Так начал приобретаться мной личный опыт внутреннего погружения в (по возможности непрерывную) покаянную, болезненную обо всём в себе молитву, и произошло Чудо…
Не я сам, но призываемый молитвой Господь, не сразу, но с десятилетиями молитвенных покаянных усилий моих изменил всё вокруг меня и внутри меня столь сильно, что невозможно это будет описать словами, невозможно будет мне передать те изменения, в которые плотский разум не поверит даже никогда, что в наше время это возможно… Возможно то же самое древнейшее переживание Жизни с Богом и в Боге, что было в Адаме и в тех святых, которые стали (не ипостасно, но по приемству благодати Христа) одно с Богом. Мир души меняется разительно. Люди, события, вообще всё начинает видеться из глубины покаянного безмолвия ума настолько другими, что описать это можно ТОЛЬКО лишь тому, кто сам войдёт в благодать покаяния. В этом и состоит наиболее трудная и сложная часть предстоящей моей публикуемой ниже работы. Инструментами падшего мира, несовершенными словами и представлениями попытаться описать то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2, 9). И как это будет возможно сделать коротко? Истинно никак. Но это лишь одна из причин моего (видит Бог, вынужденного) многословия о покаянном безмолвии. Есть и другая причина моего многословия о покаянии.
Человеческий дух ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно просыпается к тому, чтобы разбудить в себе самом вкус к истинной духовности, и для этого (в определённый период развития души, в определённые годы) человеку нужно много и часто читать, нужно годами читать порой об одном и том же, чтобы душа (проснувшись от окаменения к Богу) сумела с трудом ожить для вкуса к иной жизни. К той самой духовной жизни, познав вкус которой лишь однажды, душа уже не сможет остановиться (и оставаться в этом мире), но она всенепременно уже уйдёт туда, уйдёт без сожаления в Блаженный мир свободы в Боге, уйдёт в Безконечный мир той самой свободы в Боге о которой легко только лишь мечтать и говорить, но реально войти в мир Божий это труд и труд, пот и пот, усилие и усилие над собой… работа не над другими, но ТОЛЬКО над самим собой.
Так устроена душа человека. Стоит ей только лишь отчасти начать вглядываться в чужие поступки и мысли… это всё… конец. Уходит теплота души, слабеет молитва, начинают тревожить страсти, наступает уныние… И выход остаётся только один. Нужно будет со смирением разума просто взять и глухо на глухо закрыть глаза на всех и на вся. Нужно произнести самому себе искреннее: «Дурак я, и что мне с моим дурацким умом пытаться судить других людей? Лучше я припаду к ногам Спасителя моего и буду молить Его о преображении моей души до тех пор, пока Он её не переделает для Себя». И когда Господь переделает душу, мысли и чувства человека «для Себя», тогда душа вдруг обнаружит в себе желание, которое впоследствии остаётся, в основном, только ОДНО… Душа станет молчаливой на людях и научится скрывать своё покаянное состояние от всех. Душа начинает предпочитать словам молитву и невмешательство почти ни во что. Человек перестаёт желать говорить кому-либо что-либо, в том числе и о Боге, и он ясно поймёт, что ПОМОГАТЬ искать Бога можно лишь только тому, кто САМ ищет Его, а тому, кто не ищет, но кто любит болтать о духовном {в сети, в реале, перед камерами, или в частных беседах} более лишь от сокровенной скуки и от внутреннего безделья, с теми и Сам Бог не станет говорить, а если и станет, то будет «говорить» скорбями и падениями их, а не Словом Своей Благодати. А Слово Божией благодати это не слова (не те слова, какими мы привыкли представлять их), но это Живая Сила Блаженства Христа, Сила вселяемая,Сила и Дух Божий Живущий внутри чувств человека, преображённого безмолвием покаяния.
***У Бога, у святых есть безмолвные имена… Если душа сумеет правильно (с искренней болезнью о всём в себе самом) произнести Имя (Имена) Бога или имя святого и Ангелов Божиих
(научиться правильному внутреннему произношению имён святых и Бога очень и очень нелегко), тогда сила Божия, сила святых и сила Ангелов Господних НЕПОСРЕДСТВЕННО станет вливаться в тело (во-первых, в тело человека), а потом и в душу и в чувства его. И для этого мистического единения со святыми слова горделивой земли лишь только помеха… Слова — это жалкая пародия на Язык Неба и на Язык Духа, Который и есть Господь, потому что Бог это и есть Язык души, раскрывшей в себе самой тайны (всеглубокого обо всём в себе) покаянного безмолвия.
.
Лишь только на первый взгляд может показаться, что думать о своих грехах и (думать всегда неизменно, до последнего земного вздоха болезненно) о своей греховности по возможности почти непрерывно
это так уныло, блёкло, неинтересно. Нет, это совсем не так… По возможности непрестанное покаяние вводит в Блаженнейшую Жизнь с Богом, и Бог МЕНЯЕТ всего человека таким образом, каким человек не может себе представить ни в каких, даже в самых-самых наиболее смелых своих мечтах! Мир с Богом это ИНОЙ мир, это ИНОЙ язык, это ИНОЕ чувствование, это ИНОЕ общение с жителями иного мира, общение (точнее бы сказать единение) опирающееся на ИНЫЕ принципы, с ИНЫМ пониманием и восприятием того, что красиво, а что нет, что справедливо и хорошо, а что нет и т.п. И как же это всё можно описать кратко? Никак…Всё то, что я перечислил лишь в последнем абзаце выше, одно лишь это невозможно будет описать даже и в десятке томов книг… Полагаю, что у вдумчивого читателя теперь уже не осталось ко мне вопросов, почему мои статьи, те, что ниже о безмолвии, будут столь небезмолвны и столь многоречивы? Дело в том, что покаянное безмолвие это ИНАЯ природа чувствования, это природа блаженная, природа труднопонимаемая и труднодостигаемая, поэтому-то и невозможно мне будет избежать вынужденного многословия при попытках описать различные частности условий пути внутрь покаянного молитвенного безмолвия ума и чувств.

Статья вторая
Каким образом безмолвие обнаруживает и изгоняет действия демонов из чувств и мыслей человека
Каждый, кто знаком с основами продуктивного мышления, знает об этом печальном эффекте.., если общение непозволительно часто переходит с тему на тему, если в общении употребляется слишком много слов (тем более о духовном), а в подобном (безумно поспешном) ритме в настоящее время ведутся почти все (известные мне публичные) беседы о Боге…, тогда НЕУМОЛИМО и НЕИЗБЕЖНО исчезает глубина в общении, НЕУМОЛИМО и НЕИЗБЕЖНО теряется даже и самая малейшая возможность верной передачи смысла обсуждаемого или же объясняемого.
Ум слушающих и большинства говорящих и пишущих {или читающих} о Боге начинает скользить по поверхности слов… И такая ПРЕСТУПНО безумная поспешность в принятии понятий о духовном приучает души людей быть мелкими, неглубокими, поверхностными, по сути, глупыми и недальновидными в повседневном процессе своего мышления. Не знаю, у кого как, но у меня временами даже самое что ни на есть краткое общение (на духовные темы) с людьми, не обученными думать (продуманно покаянно и) неспешно, вызывает чувство физической тошноты. Перекинешься с человеком всего лишь одной-двумя фразами, и возникает полное ощущение, что душу до краёв заполнили духовной грязью и мысленными помоями гордыни. И чем святее предмет, о котором говорится, тем большее осквернение может получить душа от того, что она услышит, или когда о чём скажет. Почему подобные осквернения происходят? (У многих подобные духовные гордые осквернения бывают часто, если не всегда вообще 🙁 🙁 🙁 )
Ведь нередко при подобных внутренних сокровенных осквернениях цитируется писание и святые отцы, рассказывается о тех или иных делах и о чудесах Божиих.., всё, вроде, ради пользы души говорится, а внутри говорящего о Боге становится гадко… Подобные мысленные осквернения происходят потому, что любое слово это ВСЕГДА лишь поверхность смысла. Гораздо более сильное действие оказывают на слушателей и на читателей те духи, что живут в говорящем, которые живут в пишущем слово и в читающем духовное (слушающих о духовном), вот эти ТАЙНЫЕ действия духов, именно они… или исцеляют души, или же НЕПРЕРЫВНО оскверняют их.
Господь и Его ученики говорили с Силой Духа Божиего, а внутри какого духа говорим (пишем) (воспринимаем) (слушаем) слова о духовном мы? Вот в чём вопрос, и этот вопрос является ОСНОВНЫМ. Как меня учил духовник-монах, если мы думаем внутри себя и уж тем более, если что-то озвучиваем от себя без боли обо всём в себе самом, тогда в нас говорит сатана, а не Господь, даже если мы только и делаем, что цитируем святое Писание и отцов церкви или же думаем о них.
Ужасное состояние, по большей части неизлечимое, когда человек НЕ УМЕЕТ, НЕ ОБУЧЕН и НЕ СТРЕМИТСЯ мыслить покаянно, когда кто не обучил сам себя мыслить в зоне действия благодатного безмолвия.
***Демоны высокоумия в душе необученной (по возможности непрерывному) сокрушению духа чувствуют себя столь свободно, что умудряются захватить в свою власть ВСЁ мышление человека в целом, и не оставляют свободным от своих внушений ни единой мысли в человеке. А если человек ещё и получил богословское образование, тут демонам высокоумия будет самое УДОБНОЕ место внутри души такового… Душа, охваченная демонами высокоумия, может быть и в священном сане, она также может иметь множество искренних последователей (среди православных верующих), потому что демоны высокоумия умеют МНОГО, харизматично и КРАСИВО говорить о духовных предметах и говорят о Боге (по-видимому догматически выверенно с канонами и правилами церкви), но так как говорит (обольщённый дьяволом) много и быстро-быстро перескакивает с предмета на предмет, словно попугай с веточки на ветку, то таким образом \как говорящему, так и слушающим\ НЕ ОСТАВЛЯЕТСЯ времени (на критическое мышление). Слушающие не успевают вникнуть по ходу бесед в тайну сказанных \кем-либо\ слов.
То же самое искажение реального происходит и в мышлении тех обольщённых сатаной людей, которые много читают о духовном. Человек (экономя на времени молитвы) весьма и весьма поспешно принимает внутрь себя и начинает пользоваться понятиями о духовных предметах, НЕ ВИДЯ своей слепоты едва ли не во всём…, не видя что совершенно всё в уме ОБОЛЬЩЁННОГО СОБОЙ происходит по внушению дьявола: опосредствования принимаются спешно, мысли текут непродуманно, всё-всё наспех…
Болезнь высокоумия ужасна по своей сути…, ужасна тем, что тот, кто впитывает внутрь своего мышления тонкие и грубые энергии демонов высокоумия, те искренне становятся лживо уверенны в том, что они духовно растут, что они (своими правильными рассуждениями) якобы приближаются к Богу и способны бывают прельщённые по временам чувствовать внутри себя некие хорошие, якобы высокие умные мысли и «благодатные» переживания, и они не видят что все их личные переживания дьявольская подделка.
Души, не обученные НЕПРЕСТАННО жить внутри благодати личного покаяния, сатанинских подделок в себя самих не видят, потому что им бывает не с чем сравнить… Но, если кто обучен (по возможности непрестанной покаянной, болезненной о всём в себе) молитве, тогда он проводится Богом сквозь многолетний обязательный период смирения ума и чувств. Этот период (обычно длится никак не менее двадцати и более лет покаянных молитв) обучает душу разумному и смиренному НЕДОВЕРИЮ себе буквально почти во всём. Догматика православия остаётся нетронутой, но и она пересматривается не в сути своей, но в глубине её мистического понимания и её опосредствования.
***
Вот на чём основана особенность мысленного безмолвия, особенность души, обученной думать НЕСПЕШНО и глубоко, особенность души человека, ПРИВЫКШЕГО молчать умом бесам становится просто НЕГДЕ «разгуляться» внутри мышления смирившего свой разум и свои чувства человека. И демоны зла со временем, когда душа привыкнет плакать обо всём в себе непрестанно, напрочь отсекаются от души, опытно познавшей ОСОБУЮ КРАЙНЮЮ важность и ценность полноты и постоянства в самой себе той нищеты духовной, заповеданной Иисусом Христом (и даруемой Им же), которую святые отцы церкви ставят во главу угла ЛЮБОЙ добродетели.
Безмолвие ума, признание себя неспособным правильно понимать и излагать духовное вот что губит бесов высокоумия с силой всеуничтожающей…, вот что является дверью в мир Живых Божиих переживаний и Тайн Христианских… Вот каким всесокрушающим оружием на дьявола является устойчивый НАВЫК к покаянному мысленному безмолвию. Тот, кто обучен и привык к Блаженнейшей Силе Божией, входящей ТОЛЬКО лишь в НЕПРЕРЫВНО болезнующую обо всём в себе самой душу, тот и сам не захочет быть внутренне мелким, тот и сам не захочет быть прыгающим в своём сознании с одного духовного предмета на другой и, говоря (или же думая внутри себя) о Боге и о Делах Его, не пожелает уподобляться в своей несерьёзности трехлетнему ребёнку, играющему с учебниками по ядерной физике и делающему вид, что он понимает их.
Тот, кто обучен и привык к блаженному безмолвию ума своего, лишь только он как полновластный хозяин ВХОДИТ внутрь духовного мира и пьёт Реки Божией Любви и благодати внутри мистической реальности Духа (при этом процессе не употребляя внутри своего мышления словесные формулировки почти никак вообще! (исключение лишь слова молитв)). Образ мышления души, умеющей правильно (в навыке) безмолвствовать внутри себя в мыслях, делает молчаливыми не только уста человека, но так как (от Действия частых молитв) умолкает ум, то человек становится непостижимым не только для себя самого, не только для посторонних ему людей, но также и для падших духов, хотя последние стократ быстрее думают, чем любой из людей.
Образ мышления души, умеющей оплакивать внутри себя всё и всегда так устроен, что он (просто автоматически) непрерывно и предельно ЖЁСТКО отторгает от себя вообще ВСЁ поверхностное, неглубокое, несерьёзное, недостаточно тщательно продуманное и всё то, с чем высокоумие так преступно и легкомысленно любит играться, как неразумное дитя, до тех самых пор, пока физическая смерть не явит высокоумному УЖАСНЕЙШЕЕ безумие его и гордость его… Вот что страшно… Душа, не наученная умению Духом Бога смиренно признавать и видеть ИСТИННО БЕСЧИСЛЕННЫЕ личные ошибки свои, душа, не признающая тотальную греховность свою и не видящая испорченность всего своего личного, конечно же, будет думать о себе, что она нечто доброе имеет в своей природе, хотя, на самом деле (абсолютно все люди стали таковыми после падения Адама…) всяк человек ложь… Всяк человек ничто и никто столь глубоко, что он даже видеть личное ничтожество без (как правило, крайне болезненной) особой Помощи от Создателя своего не может.
Безчисленные реальные духовные опыты показывают и доказывают, что никак не может самостоятельно человек в самом себе видеть: глубину пожизненного личного безумия, глубину пожизненного личного падения, если можно так выразиться, НЕВОЗМОЖНОСТЬ возвращения в Разум Божий без и вне Непрестанного Личного Действия Духа Божия внутри души, без благодати возвращённой человеку не заслугами самого человека, но через Страдания и Служение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Ещё раз хочу особо акцентировать здесь это.
***
Не безличное некое внутреннее безмолвие выявляет в человеке его прежнее легкомыслие, и не безличное изгоняет из мышления человека бесов высокоумия о духовном и делает душу человека наполненной духом Божиим в покаянии, но Бог Сам даёт и само покаяние, и Живое, Наполняющее тело и душу человека Вышеестественное Блаженство Любви Своей, Своё Живое Безмолвие, которое и делает в человеке всё угодным Богу! Вот тут то и находится центр внутренней жизни истинно христианской души… О духовном надо не болтать и даже не читать, но Заповедями Иисуса Христа надо по возможности НЕПРЕСТАННО жить внутри себя, по возможности чаще и чаще вспоминать, ради чего страдал Господь, ради чего Он умер Человечеством Своим, ради чего Он воскрес, ради чего воскресил Собой каждого верующего Ему. А верующие Ему это ТОЛЬКО лишь те, кто исполняет Его Заповеди, те, кто живёт Ими, те, кто дышит Ими, те, кто ставит Заповеди Иисуса Христа на самое главное место в центре своей души, а ВСЁ прочее остальное лишь привязывает к Ним.
Может, кто-то задастся вопросом, почему я здесь пишу о Заповедях Христа с большой буквы? Не болен ли я психически? Объясняюсь… заповедь Божия, о которой мы думаем, это одно… Но когда Заповедь Божия Действует внутри мышления и чувств человека Силою Духа Божия, это совсем, СОВСЕМ уже иное Дело. Правильно пониматься и исполняться любая из заповедей Христа может ТОЛЬКО Силою и Действием Самого Господа, Бога Духа, потому-то и результат от благодатного Действия Заповеди в теле и душе человека бывает СОВСЕМ иной. Душа наполнится не мыслями о заповедях, не мысленной болтовнёй и не пустой шелухой из Писаний, но наполнится прежде неиспытанной Силой исполнения того, что Господь Исполнит в душе (в мышлении, в чувствах) человека совсем-совсем ИНАЧЕ, совсем-совсем не так, как это исполнил бы и сделал сам человек. И эта потрясающе сильная РАЗНИЦА не сможет душой СРАЗУ ЖЕ не почувствоваться и не осознаться.
Это и есть огромная беда нашего времени… НА ОПЫТЕ люди не знают, СКОЛЬ разительно отличаться станут внутри него ВСЕ мысли и чувства его в случае, когда Господь станет Сам направлять в человеке всё. Люди подчас делают самые искренние попытки угождать Богу своими силами (хорошо хоть есть и это), но Бог желает иного… Он ЖЕЛАЕТ Сам делать внутри человека всё, и к этому Деланию Богом внутри человека ЧЕГО-ЛИБО никогда и НИКТО не сможет приблизиться, не ОСВОИВ прежде болезненную науку безмолвия ума и сердца, не освоив [основательно в навыке] науку сокрушения духа, науку смирения себя, о которой я (многословно) собираюсь говорить более чем в двадцати статьях ниже.
Душа тогда и только тогда войдёт в мир Живой Мистики, которая и есть Сам Господь, тогда и только тогда душа войдёт внутрь ИНОГО мышления, внутрь ИНОГО миропонимания и мироощущения, внутрь не мыслей о духовном, но внутрь Действия Силы Божией, когда Сам Господь совершит Свой Вход внутрь чувств и мыслей человека, обученного благодатному самоотречению и обученного в навыке всегда отказываться от личной воли своей. Господь же обычно {почти всегда} Действует, МИНУЯ привычный словесный уровень мышления человека, Он Действует событиями жизни и внутренней силой сокровенных переживаний человека, которые выразить словесно бывает крайне-крайне сложно, да и ненужно.
Вот что делает с человеком правильно проходимый подвиг покаянного безмолвия ума и сердца, подвиг ношения внутри себя благодатного сокрушения духа… покаянное, всегда болезненное о всём с себе самом молитвенное безмолвие ума и сердца делает человека, ни много ни мало, но делает его Богом по благодати, благодатное безмолвие вводит в умение ДУМАТЬ, минуя гордую словесную шелуху понятий. Мышление, чувства и молитва умеющего в навыке непрестанно болезновать и каяться обо всём в себе человека совершенно естественным образом переходит в область мистических тонких чувств, и неумолимо при этом (почти напрочь) теряются словесные формы.
***
Вот почему не могут войти в непрестанно кающуюся душу демоны: многословия, пустословия, пустомыслия, тщеславия, гордые планы, осуждение и прочее, и прочее и прочее, потому что их не только поспешным, но даже и самым искусным подделкам под духовное становится НЕГДЕ присоединиться к уму человека, бесам становится НЕ ЗА ЧТО уцепиться, в то время, когда в человеке уже не живут слова, когда в душе не живёт шелуха Писаний, но живёт благодать Божия, Которой слова ( в их человеческом понимании) не нужны, и совсем уж не будут нужны земные слова Богу в Вечности…
Думаю, что достаточно уже сказано здесь мною о том, каким образом безмолвие обнаруживает и изгоняет действия демонов из чувств и мыслей человека, что безмолвие изгоняет бесов не безличностно, но изгоняет бесов из мышления человека призываемый покаянной молитвой Иисус Христос {это Изгнание БЕСЧИСЛЕННЫХ демонов зла, которых человек не видит в себе ясно, и до времени не осознаёт внутри себя действий бесов, не происходит быстро, но это изгнание затягивается в человеке на ДЕСЯТКИ лет, и это изгнание не проходит безболезненно ни для кого}.
Следует также помнить о том, что психике человека бывает свойственно за неимением реально весомого духовного опыта и навыка и при неумении жить в по возможности непрестанном покаянии выдумывать внутри себя некое «Божественное» безмолвие, придумывать некое «благодатное» «непрерывное» покаяние, «смирение» и «чистоту» души от якобы всего гордого в себе самом и излишнего. И встречает человек внутри себя из десятилетие в десятилетие прочие безчисленные духовные подделки, которые образуют демоны во всякой душе, искренне ищущей чистоты в Боге. И эти [мастерски умеющие маскироваться под истинное] бесовские «духовные» подделки воистину — не имеют числа!!!
***Выдумывать внутри себя хоть что-либо духовное и якобы угодное Богу, это и есть самый надёжный способ подпасть под влияние бесов высокоумия, чем очень и очень страдают харизматические секты христианского (и околохристианского) направления, секты склонные экзальтировать себя перед Богом и выдумывать внутри своего мышления и чувств (ложные мнимо духовные) внутренние состояния за неимением у них истинных духовных переживаний.
Истинный путь к правильному православному безмолвию никак не должен быть основан на стремлении личности уйти (от действительности) в некий мир иллюзий, в мир личных фантазий о Боге, в некий «Блаженный» «мир» «безмолвия» «Божия», в выдуманный мир якобы особо чистого «покаяния» и прочее…
В этом отличие духовности истинной от её подделок. Духовность истинная требует мистически благодатно ПОЛНОГО самораспятия любых даже и самых тонких и малоприметных проявлений личной воли перед Богом. А что такое человеческие фантазии о духовных предметах? Это и есть проявление его личной воли в тайне горделивого душевного мышления. Подобные мысленные (схожие с оккультными и магическими) внутренние «духовные» приёмы не пройдут перед Богом незамеченными… И совершенно любая гордость мышления перед Богом МГНОВЕННО обнажает душу от хранящего и питающего её Духа Божия.
***Бог ревнив. Иной созидающей воли внутри человека (если эта созидающая воля не Он Сам) Бог не потерпит и в малом даже! Это надо помнить и знать… Всё благое в человеке Делать может ТОЛЬКО Дух Божий, Действующий Непостижимо, и при этом Бог обычно почти никогда не пользуется мыслями, выраженными внутри человека словесно. Бывает, что мысль от Бога принимает словесную форму, но и тут не всё так просто, как хотелось бы, но об этом отдельно я буду говорить в других статьях.

Слова для людей Божиих это мысленная поверхность, которая неспособна отражать суть правильного понимания.
Статья третья
Как и с чего начинается безмолвие (как для монахов, так и для мирян)?
Правильное стремление к безмолвию в душе любого человека может начинаться только при одном условии, если человека к безмолвию ума и чувств призывает Сам Господь. Бывают случаи, когда Господь не призывает душу, но человек начинает стремиться к безмолвию внутреннему или к внешнему, проявляя собственный почин. Обычно это проявляется в том, что человек резко меняет образ жизни. Забрасывает работу. Перестаёт заботиться о родных и близких. Начинает запоем читать духовную литературу, святое Писание, пытается молиться с утра до вечера, делает много земных поклонов и тому подобные перегибы, всё это, по-видимому, ради доброй цели, чтобы приблизиться к Богу, чтобы начать жить более свято, нежели жил прежде.
То есть душа, совсем ничего ещё не понимающая в мире духов, без предварительного обучения у духовно опытного наставника в молитве начинает вести образ жизни, до времени непосильный человеку. И происходит примерно то же самое, когда кто-либо начнёт заниматься особо сложной и опасной наукой, не освоив её основ в правильном понимании! Опасность подобного самовольного ухода в молитвенное безмолвие сложно переоценить. Как правило, пытающийся войти в мир духов, но не умеющий ориентироваться в нём, заражается в той или иной степени жёстким неприятием к людям, ведущим, по его мнению, неправедный образ жизни… Уклонений здесь может быть много, в том числе и у человека, находящегося в монашеском или священническом чине. И все эти уклонения основаны на ошибочном мнении, что один человек может быть выше и лучше другого, но не будем сейчас об этом.
Поговорим о тех аспектах ПРАВИЛЬНОГО входа во внутреннее (или внешнее) уединение, к которому может призывать чувства и мысли человека Сам Господь в православной традиции веры. Почему я пишу о православном безмолвии ума и сердца? Ведь известны подобные направления в буддизме и в иных религиозных или же мистических традициях. Во многих религиях аскеты-безмолвники пользуются той или иной степенью уважения от людей за свой образ жизни. Но это было бы глупо, мне, не знающему буддизма, суфизма или иного какого мистического учения изнутри, писать о том, что может испытывать или в чём конкретно может заблуждаться стремящийся к безмолвию буддист, суфий или кто бы то ни было ещё. Я вырос в православной традиции. Обучался секретам безмолвия у православного монаха. Поэтому и писать могу только лишь о православном безмолвии, потому что изнутри мне известна (плохо или хорошо известна, не мне судить) лишь эта мистическая область
безмолвие в православном мироощущении.
Давно уже замечено, что от достигшего серьезного успеха в молитве человека по повелению благодати Божией исходит особое ДУХОВНОЕ действие. Это действие невидимое, тонкое, но оно ясно ощутимое, так что может передаваться другому человеку или даже сразу многим людям. Те, кому доводилось на опыте ощущать это действие молитвенного покоя на себе самом, без лишних слов понимают, что означает на опыте встретиться с Энергиями Христа.
Благодать
это свет, покой, радость. От неё исходит приятность, присущая только ей, особая детская приятность, непосредственная естественность. Благодать Христа, Её ни с чем невозможно спутать, она никогда ни в чём не упрекает никого, никого не судит, дарует чувствам сокровенную Жизнь и Силу. Своим присутствием Благодать Божия обычно делает мысли человека безмолвными и даже не существующими. Словесная ментальность словно умирает перед Христом, и открывается НОВЫЙ образ и вид мышления, не собой, не своим умом, но Покоем Бога, Его Силою. Она (Благодать), хоть и предельно Проста, но в то же время предельно Могущественна, наполнена Непоколебимой чистотой, содержит в Себе некое внутреннее благоухание, особую приятность, которая касается в первую очередь тела и лишь потом души. Это надо понимать в том смысле, что тело СРАЗУ узнаёт своего Творца, а вот душа нет…
Тело успокаивается. Страсти во время Действия Духа Божия на человека перестают действовать и на тело, и на душу, и на мысли, и на чувства. Так начинается первое правильное знакомство с миром духов. И
никаких видений, голосов, особых откровений при правильном разумном знакомстве с благодатью Безмолвия Бога быть не должно. Те чувства и касания душе и телу, которые приходят от Бога, имеют именно это свойство: укрепляется внутренний мир, возникает желание устраниться от любых видов ссор с кем бы то ни было, возникает жажда Любви Божией, которая вне тебя. Внутри тебя и вне тебя одновременно.
Возникает острое желание вслушиваться в (до времени) сложно понимаемое Безмолвие Божие. Пропадает желание говорить кому-либо что-либо о Боге. Только начнёшь говорить…, благодать уходит, и душа становится пустой! Как это происходит в повседневности? Первые касания благодатью безмолвия души человека бывают не особо значительными по глубине и не столь продолжительны. Эти касания никак не сравнить с тем Могущественным Огнём уединения, от которого и само тело начинает столь сильно «прожариваться» в потоках благодати Божией, что едва-едва организм подвижника выдерживает то наслаждение Духом Бога, которое возможно только
в покаянном долговременном уединении.
Почему высокие меры благодати безмолвия на даются людям, живущим среди мира? Ответ прост. Благодать безмолвия, когда входит в значительную силу
делает ум человека совершенно безвидным. Так что и слова молитвы (даже самой простой) не могут уже читаться ясно, но сам дух человека непрестанно произносит несловесное имя Божие, и тело и ум утопают в имени Бога, они как бы почти без остатка растворяются в Создателе своём. В таких состояниях человек неспособным делается совсем ни к чему. Он делается столь глубоко очарован Энергиями Бога, что уже не может ни говорить, ни думать ни о чём. Забывает о еде и о сне. В таком состоянии выпадает человек из всего своего прошлого опыта, приобретая новый опыт. И не нужно думать, что подобные состояния духа не даны нашему времени. Они даны, но нужен наставник и самое строгое следование заповедям Иисуса Христа. Таково свойство пути к Богу. Чем большие меры благодати открываются телу и душе подвижника, тем всё строже и строже для него становятся требования от Бога. И… не нужно думать, что с Богом легко и просто. Нет. В уединении будет трудно, даже при том условии, что душа не сбилась с узкого пути покаяния, потому что тело будет испытывать значительные молитвенные боли, известные лишь подвижникам в удалении от людей. Тело будет сгорать на огне молитв. И будет утрата контроля времени. День может быть столь насыщенным, что может казаться едва ли не годом, час может пролететь, как мгновение, неделя как Вечность или же как день. Всё спутается. Одно только будет определённым, долговременное молитвенное уединение это наивысшая степень блаженства для обученной покаянию души. Блаженства… выше, чем (немечтательное) единение души и тела человека с Духом Бога я не знаю, да и нет его, скорее всего, ни для кого.
Но вернёмся к тому, с чего начинается блаженство уединения? С каких малых штрихов, намёков, касаний Божиих, как бы издалека. Богу обычно вести человека к Себе неспешно. Неспешно, но твёрдо. Твёрдо ЛИШЬ при одном условии, если человек отвечает на Действия Божии внутри себя желанием молиться, стараниями жить более внимательно к Богу, нежели жил прежде.
***Медленно Бог приближает к Себе человека, очень медленно, как я говорил немного выше: «В молитве десять лет
один шаг». Так устроен путь приближения к Богу, Бог СОВСЕМ никак не будет касаться (до времени) тех глубин в человеке, которые человек должен и может разбудить в себе самом (открыть их для Бога) только самостоятельно.
Исповедуется человек. Причастится. Внимательно прочтёт молитвы и вдруг обнаруживает внутри себя некое прежде не испытанное его душой присутствие Покоя Божиего. Ум его умолкает. Чувства становятся такими, словно человек и не здесь живёт, но в ином мире. Так внутри делается хорошо, мирно, спокойно. Таким образом, человек впервые прикасается к благодати безмолвия ума и сердца, с немалым удивлением для себя обнаруживая, что безмолвие Божие, оно СОВСЕМ не безмолвно. Оно Полно Жизни, Жизни незнакомой, Могущественной, необычной и… неудержимой!
Проходит совсем немного времени, иногда час-другой, иногда и того меньше, и вышедшая из храма душа ТЕРЯЕТ Мир Божий внутри себя, заваливая Его личными страстями, событиями, хлопотами, разборками с тем, от чего можно было бы и отказаться ради жизни с Богом. Таким образом… Бог как бы даёт возможность человеку коснуться края Его Одежды, вдохнуть Его Покоя, Его Милосердия, Его Любви. И Бог ждёт.., как поведёт душа далее сама себя? Заметит ли она Его касание? Не станет ли ответственнее молиться, не найдёт ли времени чаще и усерднее каяться и прочее?
Путь Божий сложен…, очень сложен, но он же и очень прост. Прост в том, что Бог УМНОЖИТ благодать Свою, умножит Живое Безмолвие и Живой Покой Свой в человеке, если только человек в ответ на касание Бога ответит (не мечтами, конечно же), но делами. Станет ли душа чаще думать о Писании, о заповедях Бога, станет ли искать те возможности, что есть у каждого, выкраивая для Бога всё более и более своего внимания, чувств, размышлений, энергии, дел? Тут продвинется человек в приобретении большей благодати безмолвия внутри себя или же нет
почти всё зависит от САМОГО человека. Мне известно немало случаев, когда Бог касался души ОЧЕНЬ значительно, но человек не отвечал Христу ничем и никак…

ПЕРЕХОД к 2 ЧАСТИ

К ОГЛАВЛЕНИЮ