Статья тринадцатая
Как правильно хранить безмолвие
Внутреннее безмолвие (как дар Бога) невозможно приобрести скоро, но если от многолетних покаянных молитв оно САМО образуется внутри человека по Милосердию Божию, то такое внутреннее безмолвие приобретает в человеке определённые черты, определённые свойства, характер и силу. Как бы это ни казалось странным, но правильное безмолвие это дар Божий, и так как оно не вызвано личными усилиями воли человека, то правильное безмолвие поселяется (при условии, что душа ищет Христа всеми возможными для неё силами и средствами) внутри мыслей и чувств человека, и оно само начинает хранить себя. То есть Господь образует и Сам Хранит в человеке некую безмолвную область мышления (точнее было бы сказать, область отсутствия мышления, потому что словесная ментальность и образное мышление перестают действовать внутри души почти на все сто процентов). Какую мысль хочу здесь озвучить? То, что правильное хранение внутреннего безмолвия НЕВОЗМОЖНО для человека, но Бог Сам образует безмолвие мыслей в человеке и Сам же хранит его, от человека лишь требуется покаянное молитвенное усилие. Покаянное молитвенное усилие души может выражаться различно.
Это может быть или просто чувство личной вины перед Богом, не выраженное словами (Бог видит всегда и всё внутри человека, поэтому ВСЕ чувства и мысли в человеке уже по умолчанию молитва), или это может быть молитва, читаемая умом, или лучше в груди (в сердце), или чтение молитв по молитвослову или Псалтири, но покаяние должно выражаться обязательно. И это покаяние лишь в ОДНОМ случае даёт реально весомую благодать…, если ТОЛЬКО душа и мысли УСТАЮТ от молитв. Душа, не устающая от молитв, этим показывает и себе и Богу яснее ясного, что чем-то весомым для Господа душа не хочет жертвовать, поэтому правильное внутреннее безмолвие возможно только лишь при ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ежедневной усталости человека в его молитвах. Засыпаешь с молитвой, просыпаешься, и сразу же (немедля ни минуты) за покаянную молитву, также и в течение дня выкраиваешь для молитвы всё свободное от семейных и иных неотложных обязанностей время. Бог не даст благодати безмолвия ума просто так, если человек не будет сам вкладываться ПОЛНОСТЬЮ, если не будет (искать всеми зависящими от себя способами) покаянную молитву. Конечно же, на первый взгляд может показаться, что непрестанно каяться с ума сойти можно. Захиреет душа от уныния и прочее, но на практике всё происходит прямо наоборот. Ежедневное покаянное вкладывание всех сил души в молитву Иисусову (например) не делает душу ни унылой, ни захиревшей, но наполняет тело и душу человека столь великим блаженством и весёлостью особого (вечного) рода, что удивится душа, сколь легко можно получить у Бога всё, о чём душа только может мечтать (вход в тайны иного мира) и не за что-то иное, но за болезненное деятельное многолетнее ежедневное покаяние.
Думаю, что тема о правильном хранении внутреннего безмолвия раскрыта здесь достаточно уже полно. Не сам человек должен хранить внутреннее безмолвие в себе, по методу психотренировок, но лишь Господь, вошедший внутрь чувств души может хранить Свой Покой в человеке, а для того чтобы Господь не удалялся от души и тела человека, человек должен быть обучен в УСТОЙЧИВОМ навыке (по возможности непрерывно) болезновать и печалиться обо всём в себе самом. Да, в настоящее время подвиг (по возможности) непрестанного призывания имени Божия или непрестанное чтение молитвы «Богородице, Дево» (полный вариант) встречается очень и очень редко, но что это меняет?
Те внутренние ценности, которые получает душа и тело кающегося в навыке, если только хотя бы раз коснутся они человека, этого не сможет уже человек забыть, потому что Господь НЕ ДАСТ человеку забыть Его. И для этого необходимо: по возможности непрестанные самоосуждение, самоукорение, нищета духа, сокрушение духа, благодать покаяния, трезвение, правильное видение себя самого… Слова могут быть различными, но суть одна… Благодать покаяния и безмолвия ума очень сладостна для человека, и с годами человек так обучается жить внутри покаянного безмолвия своего сознания, что это очень напоминает то, как дышать свежим воздухом в лесу. Но как только душа попадает в общество, где не любят молитву и не ценят время своё, данное Богом ЛИШЬ на деятельное покаяние человеку, то душе становится сложнее дышать внутри себя молитвой и захочется скорее уйти от тех, кто не молится, захочется как можно скорее удалиться из среды тех, кто не обучен каждую свободную минуту своей жизни вкладывать в болезнование о себе самом. Живущий внутри правильного внутреннего безмолвия образуемого внутри души человека Богом никогда и нигде не будет скучать внутри себя, но ему будет уныло и скучно среди тех, кто не любит покаянную молитву.
Статья четырнадцатая
Формы безмолвия ума, обязательные для живущих в миру
Я могу сколь угодно долго и много описывать те или иные формы безмолвия ума, обязательные для верующих, живущих в миру, да только толку от этого не будет ни на грош до тех пор, покуда сам человек не поймёт КРАЙНЮЮ необходимость внутреннего безмолвия для себя самого. Если верующий живёт в уединении и руководствуется наставлениями опытного в молитве человека, то такого верующего не нужно подталкивать к покаянному безмолвию ума. Он и сам весь огонь, весь почти НЕПРЕРЫВНАЯ забота о спасении и о смирении своей души. Почему это так? Почему подвижник, правильно проводящий жизнь в уединении не нуждается в том, чтобы убеждать себя в необходимости смирения? Да потому, что в безмолвнике РАСКРЫТ иной мир.
Внутренняя жизнь безмолвника, обученного непрестанной покаянной молитве, ежемгновенно ЧРЕЗВЫЧАЙНО напряжена. Безмолвник видит умом своим не только прошлое своё, но и будущее. Он воспринимает БОЛЕЗНЕННОЕ приближение к Суду Божию, чувствует, как СКОРО течёт его время, по опыту знает, как МЕДЛЕННО и как трудно меняется к лучшему душа его, и потому он старается ни единой минуты жизни своей не забывать о Боге, о покаянии и о болезненном приближении своей души к Богу.
Верующего, обученного непрестанному покаянию внутри себя можно сравнить с человеком, плывущим на большом плоту (плот это всё то, что окружает человека внутри его и вне его в его повседневности: мысли, чувства, желания и внешние события) и ЯСНО видящим перед собой тот водопад в Вечность, который НЕУМОЛИМО приближается к нему. Видит он, что полёт вниз будет разрушительным для плота и столь ужасным, что это похоже на испытание огнём (как пишет об этом апостол Павел). Это зрение грядущего испытания подвижник покаяния видит ежедневно СТОЛЬ ясно, что яснее некуда, и это предстоящее неизбежное посмертное духовное испытание его [вызывая внутреннюю боль] стоит перед его душевным взором день и ночь. День и ночь подвижник покаяния {правильно обученный своим духовником относиться к земному времени} болезненно плачет к Богу, плачет горько, страх испытывает не актёрский, но глубокий и истинный, заботу о спасении и о благом изменении души носит в себе \подвижник покаяния\ почти непрерывную по времени.
СОВСЕМ иное дело верующий, живущий среди мирских забот и повседневной суеты. Он может умом как-то ещё понимать, что суд и смерть неумолимо приближаются и к нему, но он НЕ способен ЧУВСТВОВАТЬ того живого мистического страха перед будущим своим, которым очарован безмолвник, живущий в уединении. И потому дух того, кто мало времени посвящает покаянной молитве, СПИТ сном КРЕПЧАЙШИМ, иногда (у большинства) спит душа крепче, чем смерть. Они могут стоять рядом в храме и молиться одному и тому же Богу, но чувства у них будут разными.

Привыкший к покаянию будет видеть Силу и Красоту Бога, будет ясно слышать внутри себя безмолвные голоса Ангелов, славящих дела Божии, будет видеть (что важнее всего) недостатки личные перед Богом и свою болезненную удалённость от Царствия Небесного. А у человека, не разбуженного (по возможности непрестанным покаянием), всё иное… О Силе и Красоте Божией он не может иметь ни малейшего опытного представления, потому может только порассуждать об этом, сухо цитируя что-либо из прочитанного. О безмолвном пении Ангелов {не встречавшийся с этим феноменом внутри себя на практике} вообще скажет, что лишь прелесть духовная может говорить о подобном. Ну, а то, НАСКОЛЬКО далека душа его от Бога и в КАКОЙ всепоглощающей ЕЖЕДНЕВНОЙ опасности находится душа его перед наступающим днём его земной смерти, всерьёз думать находящийся во мраке земной суеты не сможет, как бы он того искренне не захотел бы, до тех пор покуда он не прольёт пот своей души, чтобы увидеть себя не своим умом, но Глазами Бога.
Живущий в суете так же, как и безмолвник, находится на плоту, неумолимо приближающемуся к разрушению, к «водопаду» высотой в вечность, но он: слеп, глух и нем. И по большому счёту, он не только почти НИЧЕГО не делает, но он и не может делать ничего всерьёз для спасения своей души до тех пор, покуда его внутренние очи не раскроются, и покуда он ЯСНЕЕ не увидит того будущего, которое ждёт каждого из нас и всех. Покуда живо не почувствует и не увидит мистическим зрением приближающуюся к каждому из нас смерть и воистину Страшный Суд Божий. Вот для чего жизненно необходимо всякому, кто находится в суете, выискивать, выкраивать внутри себя время, чтобы ПРОСНУТЬСЯ, РАЗБУДИТЬ душу к ЯСНОМУ осознанию того, что время коротко, что летит оно очень и очень быстро, а изменить душу свою… это труд и труд, труды и труды.
Как не только можно, но и нужно будить свою душу, если она пока ещё спит у того, кто вынужден жить среди бесчисленных мирских забот? Тут всё предельно просто. Нужно усилием воли отсекать от себя любые мысли, в том числе и о Боге, и о ближних, и о себе самом, сколь бы не казались подобные мысли важными и прочее, и в НЕПРЕМЕННОМ молчании ума раз за разом призывать Бога внутрь себя, искренне желая только одного спасения и вразумления себе и своим ближним.
Молчание ума и молитва. Ещё раз молчание ума и молитва. Периодичное покаянное молчание ума и молитва. Вот что может разбудить душу к более-менее правильному страху Божию внутри себя, к более-менее правильному отношению ко времени, отмеренному каждому человеку более лишь на ПРИБЛИЖЕНИЕ, на ВОЗВРАТ к Богу, чем на что-либо иное. Не рассуждения о Боге надо взращивать внутри себя, не читать горы литературы о духовном, не опускаться в бесполезные и нескончаемые в споры о Боге на просторах интернета с откровенно умирающей от скуки публики, но [много будет полезнее для души и лучше] уединиться от всех и от вся, в том числе и от своих повседневных забот, и молить, и молить с покаянием Бога: о заблаговременном реальном, немечтательном приближении к Нему. Вот что только и может приблизить душу живущего среди семейных и мирских попечений… как можно более частая молитва при НЕПРЕМЕННОМ безмолвии ума своего основанном на опытном смирении, и опыт не замедлит показать душе этот знаменательный эффект… Человек САМ увидит это. Увидит, как дьявол внутри его чувств и мыслей станет оказывать жёсткое сопротивление такой (совершаемой в безмолвии ума своего) покаянной молитве.
Вдруг неожиданно, как только наступит время молитвы в уме пытающегося молиться в безмолвии мыслей Богу, станет возникать МНОЖЕСТВО мыслей, и тут очень важно внимание своё отдавать не мыслям о чём-либо (пусть даже и о Боге, сколь бы чистыми, важными, правильными и светлыми последние не казались бы), но раз за разом, день за днём и год за годом нужно уметь в навыке погружать весь ум свой и почти все чувства в болезненное о всём в себе покаяние, как в бездну.
Поверьте мне, в том числе и живя в миру, можно достичь весомой заботы о душе своей, как я, хотя и вынужден жить в семье, но времени отдавать молитве стремлюсь как можно более часто. Если тот, кто, живя среди мира, будет делать упражнение в смиренном безмолвии ума и деятельном покаянии внутри себя, и не станет давать внутри себя ход рассуждениям НИ О ЧЁМ, но будет больше молиться, тот со временем сам увидит внутри себя действия той иной реальности, что напрямую не зависит от исполнения правил и обрядов веры (хотя правила и обряды нужны), и он поймёт необходимость того, что с этим надо как-то разбираться.., что надо учиться расставлять внутри себя приоритеты и разрывать все отношения с духовным легкомыслием внутри себя (когда обрядам приписывается едва ли не магическое действие, и при внешнем исполнении тех или иных обрядов ВЕСОМО не меняется душа). И как можно дальше надо убегать внутри себя от высокоумных мыслей: о ближних, о мире, о Боге и обо всём, а достичь этого можно примитивным и жёстким призыванием внутри себя имени Божия, совершаемого в НЕПРЕМЕННОМ покаянном, болезненном обо всём в себе молчании своего гордого разума. Увидеть в себе самом дух гордости и высокоумия ОЧЕНЬ нелегко, ОЧЕНЬ.
Так человек учится не доверять себе и будит свою душу к духовному зрению того, что происходит в ином мире, в Вечности. И тот, кто не обучит душу свою находиться в устойчивом покаянном молитвенном НАВЫКЕ безмолвия ума и чувств, тот не сможет сделать в духовном мире ни единого правильного шага, это так же истинно, как дважды два четыре.
Статья пятнадцатая
Правильное безмолвие ума и сердца в долговременном уединении
Долговременное уединение ставит перед верующим всего лишь одну цель покаянием ума и сердца почувствовать внутри себя ясные Действия Бога, попытаться личным болезненным опытом слиться с Действиями Бога воедино. Конечно же, решившийся на подобное уединение должен в совершенстве знать догматы православия. Должен хорошо знать святоотеческий путь молитвы и смирения ума, должен иметь навык беспримерного долготерпения в молитвах, должен иметь опыт нахождения в вере, как я думаю, никак не менее десяти-пятнадцати лет при приходе или же при монастыре.
Ошибки, которые возможны в долговременном уединении, их СТОЛЬ много, они ТАК разнообразны, их так СЛОЖНО донести до желающего хоть что-либо знать об этих ошибках, что я даже не возьмусь описывать то, что известно по опыту мне, а знать всего я не в силах, как и многие. Но есть ещё одна причина, по которой невозможно говорить со многими об искушениях, случающихся в долговременном безмолвии.
Долговременное безмолвие это ИНОЙ мир. Искушения там в разы жестче и сложнее, и коварнее, чем в тех условиях, когда человек живёт в миру. Искушения там приходят с совершенно неожиданных сторон и с такой ужасающей дух человека силой — что не высказать словами. Сама же правильно проводимая жизнь в долговременном безмолвии выставляет перед подвижником покаяния столь сложные, столь многие и столь жёсткие условия, что, я уверен, и до конца времён никто не сможет описать подробно и правильно этот вид редкого подвига, не сможет, потому что в долговременном уединении душа человека попадает на жестокие истинно адские жернова ангелов падших и на не менее жестокие испытания от Ангелов Святых. Ангелов, думающих ИНАЧЕ, нежели любой из людей, говорящих на ином языке, действующих иначе, нежели человек, живущих в иной среде и прочее. Так что я уклонюсь от подробного раскрытия этой сложной темы сейчас и здесь.

Статья шестнадцатая
Как правильно соединяется внутреннее безмолвие и чтение молитв по молитвослову
На первый взгляд, тема статьи, указанная в заголовке для опытного в молитве не должна представляться сложной, но это не так. Таково свойство духовной жизни (если она не актёрство и не подделка, конечно же), то, что лишь на поверхностный взгляд может видеться простым и ясным, на практике, почти обязательно потом начинает проявлять внутри человека значительную строптивость, проявится множество неясностей, может возникнуть немало неожиданных неприятных сюрпризов и прочее. Постараюсь выражать свои мысли максимально просто.
Если кто {стремясь молчать умом} станет читать молитвы по молитвослову, вслушиваясь в чувства внутри себя и не позволяя уму ни о чём ином чувствовать, кроме того к чему обязывает текст молитв, то он правильно поступит. Так и надо. Во время чтения текстов по молитвослову душу свою надо жёстко держать в узде читаемого, но… У этого процесса есть множество непредвиденных нюансов и неожиданностей, о которых, если не знает человек, то может поскользнуться и направить свою душу вместо плода или к гордому бесплодию перед Богом, или же к тесному сближению с миром падших духов, умеющих искусно маскироваться под Божественное и правильное!

РАЗБУЖЕННЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО «ЕДЯТ»?
Когда человек начинает читать свои молитвы, он может только ЛИШЬ обольщаться, что он вступает в общение с областью, ДОСТУПНОЙ его разуму. Нет, нет и ещё раз нет!! Многие знают этот печальный эффект на опыте, но не знают, как это стойкое, мало кому ясное недоумение можно в себе самом исправить-то? 🙁 🙁 Начитаешься книг. Вроде, всё так или иначе видится поначалу ясным, а потом на практике… «упс!», и попёрли неприятности и внутренние неясности с такой крайней запутанностью и неубиваемой тьмой внутри себя (едва ли не непрестанной), что «мама не горюй».
Человек искренне обращается к святым книгам… Там, вроде, масса правильных советов, но рано или поздно душа (хочет того или нет), а сталкивается-таки с этим феноменом… Книг полно. Прочтённого и вроде бы правильно ({православно} осмысленного) много, да и вообще много чего внутри себя можно накопить за годы изучения истин православной веры, а на деле и по факту внутри души почти ничего кроме сухости к Богу, плюс мысленный ежедневный бардак, нередко нет мира с домашними и постоянное откровенное насилие грубых и мелких страстей, и эта печалька 🙁 🙁 🙁 затягивается не на день два, но на годы, а у кого-то мрачное личное внутреннее состояние его затягивается на десятилетия и даже бывает что на всю жизнь… В чём причина?
Причина на удивление проста в объяснении, но исправить себя по тем рекомендациям, что я дам ниже, будет непросто. Непросто, потому что простые пути к Богу это иллюзия, фикция, бред и мечтание для любителей легких духовных «прогулок к Богу», которые называют «духовный туризм».
Путь к Богу ни для кого не бывает лёгким. Это и в Писании сказано яснее ясного: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Так что… книги книгами, а внутренних болезней не избежит никто из тех, кто ищет Бога, и эти болезни (надо быть к этому заранее готовым) будут пожизненными для большинства. Конечно, можно прийти в меру устойчивого Блаженства в Боге и Богом (Его Силою) начать жить себе припеваючи, но, простите, в этом случае нужно иметь внутри себя ПОЛНУЮ самоотверженность ради исполнения основных заповедей Христа. Нужен навык к смирению ума, к терпению всего находящего и к по возможности непрестанной покаянной молитве.
Причина духовного неуспеха многих в том, что человек пытается войти в мир духов, продолжая (просто иначе он и не обучен) пользоваться человеческой логикой. А у духов логика иная… Можно сравнить с тем, как если компьютерную программу, созданную для одной операционной системы, попытаться раскрыть в другой. Создано для Mac OS, а раскрыть пытаемся в Windows, или же наоборот. И то, и другое работает, но каждое в своей области. Если же попытаться любой из программ, созданной для одной операционной системы, воспользоваться в другой, то (и та, и другая) система выдаст НЕУМОЛИМУЮ ошибку, не распознает. То же самое происходит и в том случае, когда кто-то начинает стараться с вниманием читать молитвы в молитвослове, стараясь сохранять покаянно безмолвным свой разум. Человек (сам ещё до конца не осознавая, сколь глубокий мир он пытается своими молитвами открыть для себя) НЕУМОЛИМО вступает в прежде СОВСЕМ незнакомый ему мир: в мир с иной логикой, с иным языком, с иными отношениями, в мир с абсолютно иными способами взаимопроникновения… И хочет того человек или же нет, но он будет не принят и не понят духами (равно как падшими, так же и святыми) до тех самых пор, покуда он не оставит ВСЮ человеческую логику в прошлом.., покуда он не постарается перепрограммировать свой разум под «ангельскую операционку».
Звучит, вроде, просто, но на деле «заточить» себя под мир Ангелов это труд и труд, мучение и мучение, отказ от своей воли и ещё раз отказ от своей воли, это неумолимый и неизбежный отказ от доверия вербальной словесности, отказ от доверия разного рода видениям из иного мира, и (что КРАЙНЕ сложно даётся любому из людей) нужен будет неумолимый ОТКАЗ от личного понимания, что же такое есть добро, а что зло? Так человек попадает в неожиданности в духовном мире… Он начинает с вниманием читать молитвы, стараясь содержать свой ум свободным от мешающих молитве мыслей, и попадает в иной мир, с иными законами, внутри которого прежний его разум и прежняя его словесность будет почти во всём и почти всё время совсем не у дел. Речь даже не пойдёт об ошибках… Речь пойдёт о том, что человеческий падший разум, которым мы читаем книги о молитве и вообще всё… там он в мире ангельском, в мире Бога он не нужен… Падший гордый разум в ином мире элементарно не сможет правильно взаимодействовать с Богом. Как выйти из этого непростого положения?
Лишь только пройдя личным опытом процесс: «Дай кровь прими дух». Иного пути нет. Нужно {отказавшись от своей падшей логики} ВПУСТИТЬ внутрь себя Дух Божий, нужно (со смирением и при неизменном БОЛЕЗНЕННОМ безмолвии ума своего) создать внутри мыслей своих такие условия, чтобы Ангел-Хранитель твой мог жить внутри [смиренного и всегда неизменно сокровенно мистически покаянного] БЕЗМОЛВИЯ твоего разума. Вот только тогда сам человек увидит нечто странное и изумительное в самом себе.., он увидит, что не нужно будет ему приспосабливать безмолвие своего разума к чтению текстов в молитвослове и вообще ко всему, молитвослов (и вообще всё) увидится душе иначе, молитвы воспримутся иначе, ВСЁ, с чем встретится душа внутри и вне себя после того, как войдёт внутрь неё Дух Божий, изменится и БОЛЬШИНСТВО проблем религиозного характера, не нужно будет решать (после того как душа получит у Христа благодать смирения) вообще никак.
Наконец-то, увидит душа, что почти все проблемы внутри её создавала душе её же собственная безумная слепая гордыня и её неумение верить (отсутствие навыка верить) в то, что Бог всё и везде делает справедливо, правильно и вовремя! Душа, увлечённая Богом (это ВСЕГДА только так и бывает), увлекается Духом в совершенно неожиданных для неё направлениях в мир сколь Прекрасный, столь и необъяснимый всем тем людям, кто на опыте не бывал внутри него. Земное увидится иначе, не таким безнадёжным и безотрадным, нежели прежде. Небесное не увидится вообще, в форме тех или иных ярких озарений или же видений, но в душе изменится и озарится смирением и блаженнейшим безмолвием абсолютно всё. Человек утратит свою прежнюю логику, он услышит тот язык без слов, которым Ангелы поют НЕПРЕСТАННУЮ Славу Вседержителю. Вера введёт устойчивый мир Божий в душу, и это произойдёт несмотря ни на какие неблагоприятные внешние обстоятельства. Душа увидит, что можно читать с вниманием тысячи молитв (неважно каких), но при этом душа может оказаться отвергнутой Богом, а можно читать те же самые тысячи молитв, и Бог примет смирившуюся душу к Себе, и дело, ОКАЗЫВАЕТСЯ-то, СОВСЕМ не в том БЕЗМОЛСТВУЕТ ум человека во время чтения его молитв или же нет, но в том, чтобы дух человека стал опытно ПОКОРНЫМ Богу.
Ведь безмолвие ума может быть и гордым, и весь феномен различия между «человеческой» и «ангельской» «операционными системами» в том, что человек обольщается в том, что он мыслит сам в себе, а Ангелы Бога думают Духом Бога, ангелы падшие черпают свои (тоже непостижимые для человека) губительные внушения душам людей у отца лжи, у дьявола. И без Личного Участия Бога и Ангелов Его сам человек внутри себя пусть даже и не надеется расставить верные точки над i, пусть даже и не надеется правильно видеть внутри себя самого хоть что бы-то ни было когда бы-то ни было.

ИСТИННЫЙ ОГОНЬ ЛЮБВИ К БОГУ — почему он так упорно НЕ СОВМЕЩАЕТСЯ почти ни с какими правильными РЕКОМЕНДАЦИЯМИ о духовной жизни, взятыми из книг? Почему в духовных книгах правильного много, но оно не вмещается почти ни в кого так, как это нужно?.. Кто не знает высказывания преп. Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного», но на практике в мире духов простота помогает далеко и далеко не всем, далеко и далеко не всегда. Многие из тех, кто занят не сколько теорией, но более практикой молитвы и исправлением себя, замечают этот эффект. Чем проще, чем правильнее и чем разумнее душа носит в самой себе мысли о Боге и о спасении, тем безумнее и неспокойнее может начать течь её внутренняя (а иногда и внешняя) жизнь.
Вся трудность состоит в том, что в более-менее правильное взаимодействие с миром духов никто не может прийти иначе, чем через крайнее терпение и через долговременный опыт в неизменно болезненном покаянии. Если всмотреться, то почти каждый, кто жёстко осекается Богом от реализации его личных добрых мечтаний о чём бы то ни было, носит внутри себя некую благую самостоятельность, некую добрую самонадеянность, к которой ТАК не благоволит Бог. И то человеку может видеться правильным, и это своевременным, и вот это полезным и духовным, и это нужным и важным, и прочее.
Человек может искренне и честно просить Христа о исполнении и поддержке его личных планов (и душа может руководствоваться казалось бы, самыми добрыми и правильными представлениями о Боге), но в ответ от Бога она из года в год может стабильно получать: разрушение за разрушением, разочарование за разочарованием одно горше другого, одно болезненнее другого, и внутри невольно воызревает вопрос… «Так как же тогда можно угодить Богу? Если почти всё, что я хочу, мне не даётся Небом. Возможно ли добиться весомого духовного результата вообще? И так стараешься вести себя как можно более правильнее перед Богом, и иначе стараешься, а в результате боль следует за болью, разочарование за разочарованием, непокой за непокоем». А ведь именно эти трудные испытания это и есть опытное начало ПРАВИЛЬНОГО входа в тесное общение с Богом!
Не видениями и не громом с Небес убеждает Бог человека, но внутренним горьким течением его жизни в том, что Бог думает ИНАЧЕ обо всём, и что если кто хочет научиться видеть и слышать Бога внутри себя таковым, каков Он и есть на самом деле, он должен ОТРЕЧЬСЯ от того, что прежде почитал правильным внутри себя. И это (отречение от своей падшей гордой человеческой правды) покуда оно не произойдёт в человеке…, он не сможет понимать Бога, он не сможет верить Богу, не сможет приблизиться к Нему. А приблизиться к Богу можно только одним, только ПОКАЯНИЕМ болезненным обо всём в себе, и нет иного пути… ТОЛЬКО болезненным покаянием до почти полного молитвенного мистического болезненного пережигания абсолютно всех своих мыслей и чувств перед Богом, пережигания Его Силою, Его Промыслом, Его Любовью. Поверьте мне…, сколь угодно искренне может человек делать перед Богом и что угодно, но Бог Принимает Себе без осуждения лишь только то, что Он Сам Делает в человеке… Мысль простая, но как же мало людей, ищущих Правду не в себе, не в прочитанных (пусть даже и святых книгах), но в Самом Боге, в Его Простоте и в Его Личном жёстком Неприятии от человека почти всего человеческого… Так происходит изменение своих навыков мышления под мышление (или как я образно выразился чуть выше), изменение (перепрограммирование) человеческой операционной системы на «операционку Ангельскую»… Тишина, Сила, Покой, Любовь, Надёжность, Жизнь, Радость Божия входят внутрь души (привлекаемые НЕПРЕСТАННЫМ покаянием и болью человека обо всём своём), и в человеке начинает медленно и сильно меняться СОВЕРШЕННО всё… И после подобных покаянных изменений, как следствие… мысли человека почти полностью утрачивают прежнюю гордую словесную ментальность также и само понятие о вербальности — в принципе становится лишним при тесном общении с Духом Бога.

Мир людей, так любящий осуждения и разделения, начинает видеться странным, чуждым душе, и познает душа ясно, что если кто несчастлив, то несчастлив он лишь по одной причине.., потому что почитает себя не павшим, потому что почитает себя добрым, потому что почитает себя не нуждающимся в МНОГОМ БЕЗУТЕШНОМ плаче о себе самом. В этом и ТОЛЬКО в этом причина духовного неуспеха многих… в неумении идти к Богу тесным путём покаяния, в неумении не осуждать никого и никогда, в неумении искать опору не в себе самом, в неумении молиться Богу в НЕПРЕРЫВНОЙ болезни о себе самом и о всём в себе самом.
Конечно же, духовная жизнь требует от человека не только неосуждения и покаяния. Бог так относится к человеку, что человек не должен расслабляться почти ни в чём и никогда, но человек должен КАЖДУЮ свою мысль направить к Богу, он должен уметь в навыке быть Богоцентричным, должен стараться в навыке стараться всех любить НЕ СВОИМИ падшими качествами и усилиями души, но Силой Духа Божия, а это очень и очень нелегко и непросто особенно в начале личного покаянного пути. Так вот просто и одновременно непросто устроена правильная внутренняя жизнь человека.
Он должен направить ВСЕ усилия души своей к Богу и быть очень внимательным к каждой приходящей к нему мысли. Стоит душе впустить внутрь себя лишь одну неправильную мысль или даже правильную, но не с должным оттенком чувств (с добрым мнением о себе самом), как Бог с немалым гневом мгновенно освободит душу от защищающей человека Его благодати, и тогда в человека по-скорому войдут: непокой, нетерпение, суетливость, страх, уныние, несвобода от страстей, а из многих людей страх, уныние и непокой вообще никогда не отступают далеко, а если страсти и уходят, то они заменяются демонами на ложный покой души мёртвой к Богу, притом настолько сильно мёртвой, что мёртвости личной не видит в себе самом человек…. Тот же, кто с Богом, тот НЕПРЕРЫВНО видит ад в самом себе и НЕПРЕСТАННО болезнует о том аде, что носит каждый человек внутри себя. Жизнь с Богом, жизнь в Духе Бога это не свобода от ада, но ЯСНОЕ осознание того, что душа человека не может не любить ВСЯКИЙ и ЛЮБОЙ грех, плюс ясное осознание крайней необходимости в непрестанном Милосердии Божием, непрерывно защищающем всякого и любого человека от его ежесекундного неумолимого падения в ад. Иначе можно сравнить с лодкой. Если в лодке всё будет прекрасно устроено, но не будет хватать лишь одной доски в её корпусе, одного весла или будет испорчен руль, плаванию наступит конец. И как же тогда исправить себя, как заточить свою душу под «ангельскую операционку» если на опыте и в реальной практике всё так непросто?
На этот вопрос нет простых ответов. Вернее, он есть и он такой. Терпение и старание, ещё раз долготерпение и ПРЕДЕЛЬНОЕ постоянство, и тщательность в исполнении заповедей Евангелия, плюс обязательное умение жертвовать основным своим временем и основными силами души ради покаянных молитв, ради исполнения заповедей Христа. Сам человек (НИКТО, как бы он ни старался) не может переделать себя под правильное понимание мира, но Бог может изменить человека и меняет человека Бог обычно скачкообразным образом. Меняет тогда, когда душа в навыке перестаёт надеяться на себя и на что-либо лучшее в себе самой, то есть когда чувства и ум человека будут обучены ПОЛНОТЕ Божиего СМИРЕНИЯ. Так Бог меняет человека для того, чтобы человек яснее понимал, что его «перепрограммирование» и его устойчивость в правильном может производиться ТОЛЬКО извне и только Самим Богом в установленные Христом сроки.
Да, конечно же, нужна синергия. Человек сам должен делать всё для своего исправления. И тут многолетнее постоянство в болезненных покаянных молитвах (как я уже озвучивал это выше, «В молитве десять лет один шаг») решает почти всё. Что произойдёт, когда душа пройдёт процесс «перепрограммирования»? Душа увидит в себе самой НЕПРЕСТАННЫЕ действия одновременно как духов тьмы, так и духов Божиих, и душа будет с разумом Бога {стремиться} не допускать в себя ничего из того гордого, чем она жила прежде, сердце станет всемерно со смирением искать Покой с Богом, Жизнь в Нём, внутренние Действия не от себя, но Силой и Властью Христа.
Действия же демонов невозможно описать в человеке во всей их полноте. Видеть в себе самом силу и проявления демонов душа человека может, лишь только после того как душа опытно объединится с Духом Бога в нечто одно. Всякая душа может видеть действия греха в себе во всей его полноте ЛИШЬ по Воле Христа, и ЛИШЬ в установленные Богом сроки.
Так как же ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ во внутреннем БЕЗМОЛВИИ свои молитвы ПО МОЛИТВОСЛОВУ И ПСАЛТИРИ?
Правильно читать свои молитвы это значит непрерывно видеть тот ад внутри себя, что содержится внутри каждого человека без исключения, это значит непрерывно видеть ад в себе самом Духом Божиим и по возможности почти непрерывно болезновать о нём, по возможности почти непрерывно болезновать о своей непрерывной ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ любви к ЛЮБОМУ греху, это умение в навыке вслушиваться не в те «умные» и «светлые», «правильные», «православные» мысли о Боге и о спасении души, которые рождаются внутри нас нашим гордым рассудком, но умение вслушиваться в то, что открывают (говорят) душе Ангелы Господни. А они говорят человеку о его ПОЛНОЙ зависимости от Духа Божия, они из десятилетие в десятилетие долготерпеливо открывают человеку его ПОЛНУЮ духовную и душевную немощь, после чего душа начинает яснее понимать что правильно поклоняться Богу без Личного Действия внутри неё Духа Божия она ни единой минуты не может.
Внутри каждого человека непрестанно что-то производится гордыми демонами, и если человек не видит внутри себя бесчисленных цепей и действий греха, то это САМЫЙ первый признак того, что душа находится в немалом обольщении о себе самой. Это САМЫЙ ПЕРВЫЙ признак того, что душа слепа к тому, что она есть, с чем она связана и что ей должно ожидать от себя самой. Если душа видит себя Духом Божиим, то она НИКОГДА не сможет увидеть в себе самой ничего светлого, доброго, правильного, справедливого, истинного, надёжного, чистого. Это и есть основной признак правильной молитвы, совершаемой в безмолвии. БЕЗМОЛВНО принимать внутри себя свидетельство Духа Божия о своём личном БЕЗГРАНИЧНОМ падении.
Вот почему так сложно человеку неподготовленному правильно молиться… Он видит себя самого своим горделивым умом и пытается оценивать себя опять же самостоятельно. Правильный же вход в мир духов заключается в том, что человек в навыке ПЕРЕСТАЁТ оценивать самонадеянно как свои собственные состояния, так и состояния ближних, но в устойчивом навыке он начинает прислушиваться к тому, что свидетельствует душе не сама душа, но к тому что открывает ей Бог. Сказанное мной выше призывает душу к покаянию Духом Бога. Да, это очень и очень нелегко отказаться от своего разума в пользу [неизменно Обличающего и неизменно Милующего душу] Свидетельства Божия внутри себя. Можно сравнить с тем, как если бы предстояло человеку при близком знакомстве с Богом и с Ангелами Его умереть в себе самом почти всеми мыслями своими…., но по-иному не выйдет ни у кого! Тот, кто желает правильно молиться (хоть по молитвослову, хоть нет), тот будет вынужден Богом почти НЕПРЕСТАННО видеть в себе самом болезнь греховную, болезнь, общую всем людям и всему человечеству. И если человек не видит в себе самом болезненность греха, это говорит о том, что душа или совершенно слепа к себе самой, или говорит о том, что душа так даже и не сумела проснуться пока ещё к тому, что она и какова она есть на самом деле. И надо ожидать неразумной душе (мыслящей о себе хорошо) немалой помощи от скорбей и от своих немощей, чтобы душа сбросила с себя маску ложного благочестия, ложного взгляда на себя и вообще лжи.
Ещё раз повторюсь. Душа, перестающая видеть и чувствовать свою вечную принадлежность к вечному греху внутри себя, находится в КРАЙНЕМ заблуждении, и потому молиться как должно Богу она не будет способной. Тот же, кто видит себя Духом Бога правильно, тот безмолвствует о Путях Бога, тот принимает ту боль о грехе, которую видит в себе, тот в терпении несёт живое искреннее неактёрское покаяние, стараясь не ослабевать в покаянии ни на одну минуту своей жизни. Да, находиться душе в НЕПРЕСТАННОЙ болезни о себе самой и тем более о всём внутри себя самого это нелегко, но это единственно верный «незаблудный» путь к Богу каяться всегда, каяться на всех своих молитвах (в том числе и на славословных), это умение Духом Бога видеть в себе самом тот вселенский грех, который большинство людей, именующих себя верующими, видеть и чувствовать не обучены, и потому не считают непрестанно болезненно уничижённое мнение о себе самом жизненно необходимым для себя.

ПЕРЕХОД к 5 ЧАСТИ

К ОГЛАВЛЕНИЮ