Статья двадцать вторая
Почему не что-то иное, но именно безмолвие многими православными аскетами почитается высшим, более других добродетелей?
«☦Если на одну чашу весов положить множество добрых дел, а на другую молчание, то молчание перевесит» — Преподобный Исаак Сирин. «Любящий молчание пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои, когда ты сам будешь хранить уста свои (см. Притч. 13,3)» — Прп. Антоний Великий.
«Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же — ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же — орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл.16). Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, и Господь готов сделать тебя из человека ангелом: на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих» (Исаии 66,2).
«Когда мы в молчании пребываем, тогда враг — диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме».
«Память Иисусовой молитвы да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия» — Прп. Иоанн Лествичник.
«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на страшном суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12;37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!» — Свт. Григорий Нисский.
«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышет, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения» — Преподобный Исихий Иерусалимский.
Основная причина важности внутреннего безмолвия в том, что (всякий опытный в вере знает это) вне безмолвия человек не может сам в себе победить то древнее зло, которое есть в каждом, даже увидеть НЕПРЕСТАННЫЕ действия внутри себя духов тьмы вне покаянного безмолвия ум человека не может. Увидеть в самом себе действия духов тьмы (они бывают пассивными, статичными и активными) человек может ТОЛЬКО одним законным способом. Внутрь [безмовных смирившихся] мыслей человека должен войти Дух Божий, должны войти внушения его Ангела-Хранителя, и таким образом [через Действие Духа Божия внутри чувств] человек становится зрителем того, как внутри него НЕПРЕРЫВНО сражаются (непостижимые для человеческого разума) духи падшие и Ангелы Божии.
Видеть в себе самом духовную войну, не прекращающуюся ни на одно мгновение, человек может, ТОЛЬКО сделав безмолвным свой разум и сердце (то есть сделать ум и сердце своё посильно: покаянным, сокрушённым духом, нищим духом, смиренным — слова разные, но суть совершенно одна и та же). Вот почему православные аскеты столь высоко ценили безмолвие ума… Вне ПОКАЯННОГО безмолвия ума своего душа ВСЯКОГО человека становится СЛЕПОЙ игрушкой в руках сатаны, игрушкой беззащитной, обманутой, игрушкой, неспособной отделить внутри себя истину от её искусных бесчисленных подделок!
Статья двадцать третья
Сможет ли спасти свою душу тот, кто не владеет тайнами безмолвия?
Душа, познавшая бессилие своё, излишне рассуждать не только о других, но даже и о себе, не будет и не будет задавать вопрос «кто спасётся, а кто нет?» Всякого человека будет судить Сам Господь. Всё, что человеку надо знать, что Суд будет справедливым и что Бог без наших догадок и без наших советов Ему кого посчитает нужным, того введёт к Себе, кого не посчитает нужным, изгонит вон. Прямо не будет ставиться вопрос, умел человек безмолвствовать своим умом или же нет, но всё же стоит учитывать что безмолвие ума косвенно заповедано человеку во ВСЕХ первых четырех заповедях блаженств Иисуса Христа. Ведь что такое нищета духа? Это и есть безмолвие ума… Что такое плач о грехах своих (вторая заповедь блаженств)… Именно, плач духовный, делает душу безмолвной, саму по себе просто автоматически!
Что такое кротость (третья заповедь)? Возможна ли кротость, если ум не смолчит перед несправедливостью? А сможет ли алкать и жаждать правды Божией душа человека, которая начиталась святых отцов и Евангелия так плотно, что разучилась молчать внутри себя, так что Бог ничего нового в начитанную душу положить уже не может… (четвёртая заповедь блаженств также косвенно говорит о покаянном безмолвии).
О важности безмолвия ума и сердца Святое Писание говорит столь часто, что всё и не перечислить, и ещё того больше говорят о важности покаянного безмолвия ума и сердца Святое Писание и православные святые.
О МОЛЧАНИИ………………………………………
В том-то и состоит мудрость, что не книги, и не то, что написано у святых отцов о безмолвии ума, будет судить мир, но будет Судить Сам Господь. И с той позиции, насколько тайны безмолвия ума известны лично мне, я могу сказать это определённо точно… Если Бог станет засуживать в ад за одно лишь неведение законов безмолвия, от одного этого Праведного осуждения Божия в Рай не вошла бы никогда ни одна душа вообще… Рай был бы пустым… Поэтому человеку не нужно задаваться вопросом — спасётся ли не знающий тайн безмолвия или же нет? Но нужно делать всё от себя зависящее, чтобы САМОМУ не пройти мимо своего спасения, чтобы не пренебрегать в деле спасения своей души в том числе и знаниями о НЕОСПОРИМОЙ КРАЙНЕЙ важности покаянного безмолвия ума.
Статья двадцать четвёртая
Как совместить (по возможности непрестанное покаянное) безмолвие и шутливость, приветливость при общении с ближними и любовь к внутреннему уединению?
Если душа правильно духовно развивается, то внутри неё меняется совершенно всё, но меняется не так, как сам того желает человек или как себе представляет это, но по Воле Божией. Ведь как себе представляет непрестанно покаянную жизнь человек, далёкий от правильных представлений об истинном покаянии?
Он представляет себе душу, непрестанно мучающуюся от осознания грехов своих, непрестанно {по-актёрски «заламывающую руки» перед Господом} и то и дело говорящей Богу: «Ах! Какой же я грешный пред Тобою, Господи». Нет… Такого гордого картинного «покаяния» Бог и не ожидает от человека и Бог не примет его. Настоящее покаяние, истинная грусть о своём падении имеет в человеке НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ природу, но природу Божию.
Это-то как раз более всего и вызывает в современных нам людях недопонимания, маловерия, неверия и недоразумений… Людям хочется прийти к Богу и каяться в своём прежнем падшем состоянии, а Бог желает изменить человека так, чтобы душа не только КАЯЛАСЬ иначе, но чтобы она вся стала иной. А как приходит к обновлённому состоянию человек? ТОЛЬКО через благодатное преображение себя самого (как выражался мой духовник, «надо пережечь себя покаянными молитвами и чувствами, пережечь — всего без малейшего остатка, чтобы изменил внутри тебя Господь всё, не ты чтобы сам изменил, но Господь!»). Я с этим встречаюсь почти непрерывно… Многие люди хотят к Богу, они хотят искренне каяться, но хотят это делать так, как им самим это видится правильным.
Бог же, хочет от человека лишь одного.., чтобы сам человек своими мнимо правильными мыслями и мнимо благими чувствами НЕ МЕШАЛ Богу Делать в человеке то, что Бог Сам посчитает нужным сделать. Но приобретение смирения — это весьма и весьма ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ [пожизненный] процесс, процесс не разовый, процесс до крайности болезненный.
Вот на этом долговременном и болезненном процессе преображения себя молитвами и нужен человеку юмор, особенно же над самим собой. Нужна доброта к ближним, нужна развитая воспитанием тактичность, чтобы не вмешиваться грубо ни в чью жизнь, ни влезать со своим скорыми суждениями ни в чей образ мыслей. Вообще, если у человека нет чувства юмора, незлого, мягкого и нет умения посмеяться над самим собой, пусть даже и с горечью, то в духовной жизни таким людям будет очень и очень трудно. Истинное покаяние — это такая сложная и такая трудно приобретаемая вещь, что покуда душа поймёт, что там к чему, душе приходится много мучиться, страдать, переживать. А туда ли она вообще идёт? Да и демоны не будут оставлять душу в покое. Начнётся жесткая внутренняя война внутри человека, и без юмора, не знаю даже, возможно ли будет какому человеку выдержать тот накал эмоций внутри себя, который вызывает (почти непрерывное) чтение молитв?
Так приходит зрелость к душе. Познав на личном опыте, НАСКОЛЬКО трудно вести истинно христианский образ жизни, человек перестаёт проповедовать о Боге, ясно понимая, что к Богу по столь трудному пути недоброволец не сможет идти. Богу нужны только добровольцы. И так получается, что при встрече с людьми, далёкими от знаний об истинном христианстве (а таких людей достаточно даже и среди священства, потому как веру знают более умом, но души бывают совсем пустые) человек, умеющий и любящий каяться, никак не покажет себя изнутри, он не выкажет ничем, что он и кто он, и ничем постарается не отличаться от тех, кто его окружает.
Поддержит беседу, посмеётся над шуткой, сам кого хочешь может рассмешить иногда едва ли не до слёз, но в тайне своей души он будет искать лишь ТОЛЬКО болезненное (непременно почти непрерывное) ПОКАЯНИЕ перед Иисусом Христом. Излишнего же общения тот, кто ищет непрестанного покаяния, ВСЕГДА будет стремиться избегать всеми возможными для него способами: застолья, беседы, излишняя благоустроенность быта, общение с ближними даже и о духовном, даже частое чтение книг о духовном (то есть общение через книгу), ВСЁ это должно быть принесено в обязательную жертву тому, чтобы молитва покаяния не прерывалась или прерывалась как можно реже.
Статья двадцать пятая
Мысли о политике, о слухах, о быте, о домашних делах и безмолвие — как совместить?
Если душа развивается в духовно верном направлении, основным лейтмотивом всех её чувств и мыслей будет печаль оттого, что душа удалилась от Бога. Политика (разделяющая гордых людей) станет для такой души как несуществующая.
Более того, мир станет как несуществующий… Всё, что будет видеть душа, — это таинство того, как вселенский грех отражается внутри неё самой, как он наносит боль душе, и нужны будут частые молитвы, нужна будет особая помощь от Бога, чтобы эту боль суметь носить в себе, чтобы живо и искренне переживать как за свои грехи так и за те грехи, о которых слышишь.
Не судить никого и не осуждать, но молиться и плакать, всемерно ограждая себя от слухов и прочего лишнего. Быт, домашние дела — всё должно сводиться к максимальному минимуму. Пусть мир воюет друг с другом, сколько хочет сам того. Ведь если кто увлечён политическими идеями, ему ничем ведь не покажешь и не объяснишь неправду его… Пусть каждый живёт так, как сам хочет, но любящий покаяние должен быть вне суеты, вне раздоров, вне непокоя и тем более вне политики.
Настоящая цель Бога — ввести человека в Покой. А если в уме и чувствах человека будет жить хоть одно политическое (или бытовое, социальное) пристрастие, то Бог не сможет сделать такую душу спокойной. Иной вопрос — дела благотворительности, угодные Богу. Такие дела нужны, но излишеств надо избегать и в этом, да и вообще во всём, что мешает покаянному устроению души.
Статья двадцать шестая
Безмолвие как непрерывное пожизненное испытание для души
Человек так устроен, что всё-то ему хочется знать ответы на те или иные вопросы: «А правильно ли я тут поступил? А вот тут? Как надо правильно думать? Где она, истинная правда?». Кто не мучился над подобными вопросами? И кто потом не удивлялся тому, насколько редко чувствует человек, что поступок его или же мысли были вполне правильными? Даже самое правильное иногда вызывает сомнения, а так ли это правильно? Есть ещё и такой эффект, что можно высказать правильную мысль, но и из десяти услышавших эту мысль людей все десять сделают разные выводы, пусть хоть немного, но выводы будут сделаны разные, а иногда очень уж разные. Также один и тот же человек, он непрестанно меняется. Что-то прочтённое и понятое сегодня таким вот образом, завтра, а то и того раньше, понятое или утратит смысл и важность, или же увидится в ином свете, иногда в почти противоположном.
Всмотреться если, то несложно будет увидеть — безмолвием Бога в человеке испытывается почти каждая его минута, почти каждая из его мыслей и чувств. Тем более смерть человека — это вход в безмолвие совершенно особое… ВЕЧНАЯ недосказанность, едва ли не вечное безмолвие ума человеческого перед даже не особо сложными вопросами, людское бессилие ТОЧНО отвечать на многие и многие извечные вопросы, безсилие понять, а как же ему можно начать (или какую вести ему) жизнь, чтобы она была правильной — мучает многих, и полной уверенности нет ни у кого. А если какая-то уверенность есть, то это говорит не о том, что человек идеален или свят, но лишний раз подтверждает то, что он и малейшего понятия не имеет о том, что такое истинная правда.
Истинная же правда состоит в том, что Истинен и Прав может быть ТОЛЬКО Бог. Вот откуда возникает это безмолвие и бессилие ума человеческого перед бесчисленными, перед извечными, перед большими и перед малыми вопросами. Человек не может и не должен иметь внутри себя источник совершенно правильных идеальных мыслей. Единственным источником Источником правильного внутри человека может и должен быть лишь один только Дух Божий. В этом вся трудность. В этом трудность для меня как для писателя. Для меня мысль, только что изложенная мной выше: «Истинен и Прав внутри любого человека может быть один лишь ТОЛЬКО Бог» — проста, невероятно ценна, близка, выстрадана десятилетиями сложных трудных исканий в поисках истины, но из сотни прочитавших эту мою мысль мало у кого что будет много общего с тем представлением, которое ношу в себе самом об этом предмете я.
Люди разъединены и разобщены грехом. Люди разъединены несовершенством, разъединены различным внутренним опытом. И ничего с этим не поделаешь. Труд писателя мне напоминает чем-то стрельбу из испорченного оружия. Целишься на восток, а снаряд улетает куда угодно, но только не туда, куда он был изначально нацелен. Такова реальность. Меня почти всегда будут понимать не так, как понимаю написанное мной я сам, и это приводит меня к нелёгкому испытанию болезненным личным покаянным безмолвием.
Я не знаю и не могу предвидеть, кто и как меня поймёт, и ум мой вынужденно безмолвствует. Я не знаю, как исправить оружие слов, чтобы оно било без промахов, … и ум мой вновь покаянно-болезненно безмолвствует. Я не знаю, что скажет Бог о любом из дел моих, … и ум мой ОПЯТЬ безмолвствует. Испытание безмолвием, уж не знаю, для кого как, но для меня оно будет длиться пожизненно. Даже не знаю, сколь бы оно было мучительным для моего рассудка, если бы однажды я не открыл для себя верное понимание испытания безмолвием. Я поверил в то, что мир — это тайна Божия. Я поверил в то, что Бог ВСЁ делает лучшим образом, и как бы ум мой не упрямился и как бы не твердил он мне, что много плохого вокруг… Я поверил в то, что покаянное безмолвие моего ума — это есть тот самый лист, площадка, место (слова разные — суть одна), где Бог ТОЛЬКО и может даровать мне Свой Божественный Покой внутри Себя. Я поверил в то, что молитва (если она Движима Богом) не должна иметь внутри себя непременно озвученных слов. Я поверил в то, что Ангельский язык чувств и представлений не нуждается в переводчиках и что понятен всем во вселенной, он понятен даже бессловесным животным. Я поверил духовному отцу своему, что безмолвие (как тайна будущего века) может раскрыться в человеке ещё и при его жизни в теле. Я поверил в то, что Божие смирение души может плодотворно отражаться в душе человека лишь внутри сокрушённого безмолвия его чувств и мыслей. Я поверил в то, что как стоит лишь начать озвучивать мысли о смирении, как от смирения может не остаться даже и малого следа… Я поверил в то, что безмолвие — это ТЕРПЕЛИВОЕ доверие Богу, и что безмолвие — это та самая Истинная Жизнь, которую Он предуготовил ВСЕМ в будущем веке… И после того как я поверил во всё вышесказанное произошло чудо… БЕЗМОЛВИЕ ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ИСПЫТАНИЕМ ДЛЯ МЕНЯ.., оно перестало тяготить и ИЗ ИСПЫТАНИЯ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗ БЛАЖЕНСТВ ВЕРЫ… Вера в Правосудие, во Всесилие и в Премудрость Бога — вот что делает блаженным и безмолвным и ум мой, и тело, и чувства.
Статья заключительная
Безмолвие для тех, кто занят интеллектуальным трудом
Да простит меня образованная часть общества, но я уверен в том, что человеку с высшим образованием значительно труднее будет прийти к Простоте Божией, чем человеку малообразованному. Много мешающих причин. Все их даже кратко если попытаться рассматривать, то статья «распухнет» до нежелательного объёма. Образованный человек, начитанный, своей начитанностью так засоряет свой ум разными «правильностями» и «праведностями», что Бедному Господу и Слова Своего некуда бывает вместить в образованного человека. Засыпет цитатами и выкладками Простоту Божию так плотно, что Богу только и останется (и человеку, в котором Господь), что молча молиться за умников и умниц, именно — молча молиться. Потому что умники и умницы уже умны. Им НЕЧЕМУ поучиться у Бога и у Его людей. Но бывают редкие исключения.
Душа начинает искать близости к Христу, начинает томиться вне и без Того, Кто Единый Источник Жизни и Счастья для любого из людей, а высшее образование (бывает и не одно) уже получено и лежит тяжким грузом на душе, лишая душу как простоты, так и элементарного внутреннего покоя. А если ещё и хлеб насущный добывается умом? Программисты, инженеры, им ведь тоже надо как-то находить способ исполнять заповедь о смирении ума своего, о сокрушении духа. Для них я вижу только такой выход, чтобы находить те возможные «окна» внутри своего времени, которые нужно обучить себя посвящать ТОЛЬКО покаянной молитве. Всё просто. Выбрал время… И нет ничего и никого. Но есть ты сам, есть Господь, есть твои грехи и твои прошения к Нему о себе, и о своих ближних. Всё остальное должно перестать существовать для души. Только так для тех, кто занят умственным трудом, лишь временными покаянными безмолвиями своего разума и молитвой к Богу можно оживлять в себе интерес к духовной жизни. И очень нужно опасаться ментального сладострастия высокообразованным людям. Начитаются книг, и вместо простейшего ПОКАЯННОГО безмолвия ума своего перед Богом разводят внутри себя «христианский» «салат-винегрет» из прочитанных бесчисленных правил, законов, анафематствований, традиций, суждений, рассуждений, тем более опасных, что винегрет бывает обычно собран из святых источников. То есть духовно убивает сам себя человек как раз именно тем, что дано человеку Богом на пользу его души… До заражённого ментальным сладострастием даже Бог не может достучаться.., не то, что другой какой-либо человек.
Для этого и нужно приучать свой ум к покаянному безмолвию, для этого и необходимо как можно более чаще напоминать самому себе о немощи своего разума, чтобы сумела душа услышать Живое Безмолвие Бога, чтобы она сумела очароваться Светом Христа и чтобы поняв безумие своего мысленного сладострастия, душа научилась в навыке молчать умом, молчать умом особенно о духовных предметах, и чтобы душа сумела сказать единственно важное внутри неё, сказать не умом, но сердцем… «Здравствуй, Господи. Ты — Тишина… Как жаль мне, что я так долго удалялась от Тебя. Будь во мне, а я — в Тебе, мне ТАК хорошо быть рядом с Твоим Молчанием!».
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Не хотелось бы, чтобы у прочитавшего мою книгу о безмолвии ума и чувств создалось упрощённое понимание всего того трудного и сложного, о чём я писал на протяжении статей этого сборника. Не стоит думать, что если кто остановит в себе самом все свои мысли, то этим он уже якобы достигнет волшебного результата. Нет, от безличного и гордого внутреннего безмолвия душе станет лишь хуже и духовная жизнь зайдёт в беспросветный тупик.
Большинству людей к сожалению свойственно (на подсознательном уровне) искать пути обхода трудных участков пути. Я уже писал об этом выше в других выражениях, но ум может не обратить на это должного внимания, поэтому ещё и ещё раз раз напоминаю здесь об этом. Если кто станет стремиться к безмолвию ума совсем не как к месту для покаянных молитв, совсем не как к Дару Божию, МЕДЛЕННО развиваемому покаянием, но если кто станет стремиться к внутреннему и внешнему безмолвию как к самоцели, тогда… безмолвие-то он, может быть, и найдёт, но в его безмолвии не будет Бога. Бог же требует от человека обязательного напряжения всех его мыслей. То есть необходимо будет долговременно и неизменно болезненно размышлять о пути своего спасения, о заповедях Евангелия, о том, как жили святые люди прежде нас, и многое-многое иное прочее — всё это будет отображаться внутри человека как череда образов, слов, мыслей нарушающих безмолвие.
И пусть безмолвие нарушается в данном благочестивом случае. Потому что возникшие перед душой вопросы нужно решать, а не безмолвствовать, не убегать и не прятаться от них. Но вопрос в том, КАК их решать? Я рекомендую тем, кто пожелает прислушаться к моему опыту, искать ответы на свои вопросы не сколько в уме, не сколько в образах, и не только читая и думая о той или иной проблеме, но искать Бога надо БОЛЕЕ в болезненном смиренном и ПОКАЯННОМ безмолвии своего ума, нежели лишь только через книги и Писание, раз за разом надо оттачивать своё сердце и свой разум к УМЕНИЮ СЛЫШАТЬ невербальный Голос Бога.
Комментарии блокированы во избежание спама