(О ВИДЕНИЯХ — ГЛАВА ПЕРВАЯ)

Даже если бы я хотел, серию глав ниже я не смог бы ориентировать на людей нетерпеливых при решении духовных вопросов. А как же часто бывает так, что нескончаемые заботы и развлечения день за днём и год за годом «поедают» не только земное время человека, но и львиную долю душевного тепла внутри семейных отношений, а также «съедают» хлопоты и развлечения, человека — в вечности!
Весомый успех в духовном невозможен без повседневного сложного, дотошного, упорного, многолетнего труда над самим собой. Понимание и вкус к покаянию не приходит к человеку скоро, но стабильная радость от постоянства в молитвах приходит лишь тогда, когда Бог станет центром почти что каждой мысли человека. Тогда только, когда душа будет стараться из года в год ежедневно, покаянно «любить Бога ВСЕМ сердцем своим» (Мк. 12:30), внутри обновлённых чувств может открыться таинственная дверь в блаженнейший мир православной мистики, — в мир прекрасный, — в мир беспредельно широкий, — в мир удивительно простой, — в мир необыкновенно могущественный, невероятно интересный и увлекательный!
Мне, с 89 года живущему вне суеты и вне современных «скоростных» условий мышления, очень и очень нелегко находить общие точки соприкосновения с теми, чья жизнь протекает в колесе бесконечной спешки и череде нескончаемых забот. Люди, гонимые неспокойным внутренним ветром, иногда делают отрицательные выводы о моих рассказах за считанные минуты, а порою даже и за секунды знакомства с ними. Людям страшно поверить в возможность живого общения современного им человека с Богом и с Ангелами Его. Именно поэтому по временам меня воспринимают то как прельщённого, то как лжеца, то как сказочника, то как ищущего славы перед людьми в своих произведениях. Наиболее же ревностные православные, считающие себя особо образованными, публично обвиняют меня в сектантстве. Но важно ли скороспелое мнение людей обо мне? Не важнее ли то, что думает о каждом из нас Господь?
.
Сколько людей томятся от скуки? Сколько душ изнывает от страхов и депрессий? Сколько терзаются от неудовлетворённости собой и другими..? И кто не страдает от того, что не может он перестать осуждать ближних? Но если бы кто (из мучающихся вне Христа и без Христа) научился бы православному покаянию! Какой бы тогда удивительный простор внутри себя он нашёл бы, если бы только набрался решимости твёрдо жить по Евангельским заповедям!

Знаю, что сочувствия видениям, описанным мною в главах ниже, не возникнет у тех, кто способен лишь на то, чтобы гордо указать мне на мои богословские заблуждения. Пользу получит лишь тот, кто не побоится критически взглянуть на себя самого и на своё прошлое. Утешает меня твёрдое знание, что только лишь благодать Бога, и ТОЛЬКО лишь Она одна может подсказать сердцу читающего, полезно ли то, что о чём я пишу ниже, или же нет?

«…ю́ноши ва́ши видѣ́нiя у́зрятъ…» Деяния гл. 2 ст. 17.

Вечер.
На часах второй час ночи.
Устав от двухнедельного безвыходного сидения и лежания дома, скорбно молюсь Христу: «Погулять бы мне сейчас, Господи.., хоть немного походить бы по улице. Подышать бы свежим воздухом».
Открываю занавеску окна.
Окно «смотрит» на федеральную трассу.
Огни придорожных фонарей высвечивают звенящую тишину. Машин нет. Ночь. Душа опускается в давно уже ставшее знакомым мистическое чувство особого присутствия Божия. Тело неожиданно для меня наливается энергией извне, и внутри появляется стойкая вера, что выйдя из дома, у меня будут силы ходить, хотя до этой минуты я перемещался с болями и немалым трудом.
Одеваюсь. Закидываю за спину на случай приступа мышечной слабости толстый полипропиленовый коврик, на котором мне будет тепло сидеть даже и на снегу, и выхожу из дома.
Пустынно, блаженно, ветер.
Снег вкосую густо «прорезает» свет жёлтых и белых фонарей.
Дом мой расположен на краю города. Предпоследний на выезде. Ухожу в ночь всё дальше и дальше, за автозаправку и, спустя километр, сворачиваю с широкой трассы на второстепенную дорогу. Небо становится чистым, а ветер неожиданно стихает так, будто его и не было только что.
Полнолуние.
Луна светит так ярко, что можно даже было бы газету читать, но газеты нет, зато есть молитва: «Богородице, Дево, радуйся…», которую привычно твержу раз за разом, и на душе становится, как и всегда, тепло и легко.
Мир с обстоятельствами и Богом — это лучшее, что даёт человеку непрерывное покаяние.
Снимаю коврик со спины, нахожу удобное место, разбиваю ногами заострённый высокий край снежной обочины и сажусь на твёрдый снег. Так далеко от дома я несколько месяцев уже не ходил.
Всматриваюсь в дорогу, уходящую вглубь полей. Тишина и лунный свет такие плотные, что хоть рукой их трогай… Что я и делаю. Потягиваю руку и трогаю ею тишину, свет, луну и лес. Жаль, что лес далеко за полем, и я могу лишь «потрогать» его рукой.
Так хорошо мне бывает только лишь, когда я один, и сколь же много гордого и неполезного приносит душе моей общение с людьми. Будь моя воля, давно уже покинул бы всех, навсегда выключил бы компьютер, ушёл бы вглубь лунного света вслед за голосом Бога, зовущего к Вечному Покою.
— Что же ты сидишь и «трогаешь лес» рукой? — неожиданно слышу голос Ангела-Хранителя. — Встань и иди. Не бойся, что не хватит сил. Домой вернёшься не той дорогой, которой пришёл сюда.
Я, зная что иной дороги, идущей в город нет, не спорю с Ангелом, но встаю. Ведь в каких сложных переделках бывал, но чтобы Ангел ставил меня в безвыходное положение? Такого не было. Отряхиваю пропиленовый коврик от снега, одеваю его за спину и послушно иду за тем, кто зовёт меня в лес, в непроходимые сугробы, в сказочную тайну иного бытия, бытия — теперь я уже точно знаю, что неземного.
Прохожу километр дороги, идущей по полям, и захожу в границы леса.
Лунный свет высвечивает след от снегохода, примыкающий под прямым углом к дороге, по этому следу я и ухожу в лес, ухожу негаданно. Непредвиденно погружаюсь в безмолвную сказку!
Луна серебрит мелким густым сапфиром каждую веточку и все открытые для её необыкновенно яркого света участки снега. Синее «серебро» неслышно поёт и переливается. Сверху, из ниоткуда, хотя туч нет и нет ветра, сыпется живой жемчуг мелких ледяных красок. Синий, красный, фиолетовый..! Все цвета радуги, да такие яркие.., каких прежде я никогда не видел и во всю свою богатыми лесными приключениями жизнь. И в этот час я отчётливо понимаю, что если бы я спал дома в эту ночь, это было бы истинное преступление!
Спустя два километра ходьбы, то среди узкого коридора из тучных высоких заснеженных елей и сосен, то среди широких полян, выхожу к знакомому столику и скамье для отдыха. Руками сметаю почти полуметровую шапку снега с досок и сажусь.
Устал.
Сердце учащённо колотится, и если не отдохнуть, точно знаю, что будет приступ.
В лунном свете слышу голос Ангела моего.
— Помнишь видение, посланное тебе, когда ты был послушником в монастыре и пас за ручьём коров?
«Помню» — мысленно ответил я.
В голове до мелких подробностей всплыл косогор, на котором я сидел, покуда коровы размеренно жевали жвачку свою, и то особо яркое для сокровенных моих чувств видение, о котором я не рассказывал никогда никому.
Видел я Крест Господень и как к основанию Креста стекались судьбы мира. Люди почему-то очень и очень быстро приближались к Кресту, и каждый приближался с тем, что более всего занимало его время и мысли. Кто-то даже ехал к Кресту на машинах. Иногда я узнавал знакомых. Каждый был занят чем-то своим. Кто-то строил дома и даже заводы. Кто-то стоял у станка. Но тот, кто стоял у станка или на стройке, тот тоже быстро приближался к Кресту Божию, и что было совсем уж удивительно, все кто приближался к Богу… РАЗБИВАЛИСЬ о Крест. Машины ломались. Станки и земные дома рушились. Люди умирали, и всё исчезало у основания страдающего за грехи мира Иисуса Христа. И был мне голос.
— Возвращайся в ту охотничью избушку, из которой ушёл. Учись молитве. Ищи покаяния. Если останешься в монастыре, ненужные заботы обяжут тебя, и ты разобьёшься о Крест.
Тогда (весной 94-ого) я послушался этого видения и, спустя месяц, вернулся из Калуги на Алтай.
.
— Видение Креста Божия в монастыре не было полным, — сказал мне Ангел. — Хочешь ли знать, что даёт Господь тому, кто идёт к Христу с покаянием?
«Да. Хочу» — мысленно ответил я.
И вот, почувствовал я в тишине и в мире окружающего меня снега и леса такую силу Милости Божией, что слёзы духа потоком потекли из моих глаз. Видение продолжалось более трёх часов, но видел Бога я не мыслями, но духом и телом.

Не нужно думать, что видения от Бога должны сопровождаться словами и образами. Это не обязательно.
1) Видеть Бога мыслью (то есть через слова и через рождающиеся в уме образы) — способ самый-самый опасный и ненадёжный.
2) Безопаснее «видеть» Бога чувствами (то есть, когда в мысли нет ни слов, ни образов, но чувства человека «пьют» благоухание простоты и Любви Божией, и так наслаждается Милостью Бога душа), что бывает после исповеди, при чтении духовного повествования, после вечернего богослужения и особенно после добросовестного покаянного причастия Тела и Крови Иисуса Христа.
3) В почти полной же безопасности находится тот, кто в навыке «видит» Бога телом. По учению отцов, чувствовать Бога физическим телом — это и есть самое высшее и самое блаженное переживание из всех переживаний, возможных для человека на земле. Тело человека наделено от Бога способностью не ошибаться в определении правильности видения, как не может оно ошибаться, например, и в благости свежего лесного воздуха.

Ум может ошибиться даже и у духовно опытных, да и ошибается ум почти всегда у каждого человека, о чём подробнее буду говорить в другой главе. Ум почти непрерывно ошибается, потому что он несёт внутри себя НЕУМОЛИМУЮ печать гордыни. Чувства также могут быть обмануты дьяволом, когда Бог попустит ему являться кому-либо под видом Ангела Светлого, но такие явления бывают редко. И слава Богу, что явления демонов бывают людям нечасто. Телу же человека не может дать дьявол блаженного чувства жизни и прохлады, Божиего умиротворения, которое может дать только лишь Создатель его и Господь.
Тело человека Боготворится Покоем Божиим, вот в чём смысл. Обоготворение тела человека происходит, конечно же, не вдруг и не сразу, но узнавание Духа Божия телом кающегося приобретается с углублением покаяния, и потом уже именно телом-то и узнаёт человек безошибочно приходящего к нему Бога. И если пришедшие к человеку мысли сопровождаются беспокойством в теле, а в мыслях рождается пусть даже самая-самая слабая тень сомнения и тревоги, то это признак присутствия сатаны.

Когда видение моё у лесного столика завершилось я пошел по лесу в направлении города. Места мне были знакомыми, потому что летом я уже ходил там, и я подумал что сегодняшняя ночь была, наверное, лучшей в моей жизни. Ведь я узнал на опыте то, о чем выше уже и невозможно подвижнику знать. Явно чувствовать Бога телом, по учению святых, — это верх духовного совершенства. Но как только я принял в себя эту мысль, как тотчас оступился мимо твердой колеи от снегохода и провалился по пояс в сугроб, сразу же поняв, что подо мной болото. Левая нога нелепо задралась кверху, а другая увязла в трясине, не замёрзшей под снегом. Я стал вытаскивать ногу. Она легко пошла вверх, но морозоустойчивый широкий «Топтыгин» идти вместе с ногой вверх не захотел, потому что его плотно обхватило водой и тиной. Сделав несколько осторожных попыток вытащить ногу, я понял, что перспективы мои печальны… До дома надо идти ещё около двух километров, и если я вытащу ногу, оставив сапог в болоте, то неприятностей не избежать.
«За гордость мою, Господь смирит меня сейчас так, что я этот незапланированный поход в лес на всю жизнь запомню…» — подумал я.

«Что делать?» — мысленно спросил я Ангела.
— Полежи и отдохни. Сапогом понемногу боковыми движениями разрушай захватившую его корку. Если очень тихо, то вытащишь. Будешь спешить, провалишься в болото глубже.
Я подсунул под себя коврик, висевший за спиной, немного пошевелил сапогом, но поняв, что быстро тащить рискованно, лёг удобнее и задумался.
«Кончились мои откровения — с печалью подумал я, — теперь только терпеть и думать о покаянии».
— Не кончились, — ответил мне Ангел. — Знаешь ли ты, как видениями обманывает сатана всякого, кто много мнит о себе?
«Разве же бесовские видения бывают у людей часто?» — мысленно возразил я Ангелу.
— Люди НЕПРЕРЫВНО управляются дьяволом в течение всей своей жизни различными видениями, но они боятся видеть тех, кто управляет ими. Объясню тебе это позже. А сейчас иди со смирением домой.
Я попробовал вытащить ногу ещё и ещё раз. Наконец, мало-помалу осторожно выбрался из ямы. При свете луны увидел, как высоко намерз снег на правом сапоге в тех местах, где он соприкоснулся с болотной водой. Провались я на пару сантиметров ниже, сапог был бы полон ледяной вонючей воды. Поблагодарив Бога, что нога осталась сухой, я вышел к участку дороги, идущему вдоль промышленной зоны.
….
(О ВИДЕНИЯХ — ГЛАВА ВТОРАЯ)
По возвращении домой я несколько дней на слышал Ангела своего, но не звал его, зная, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Когда Ангел Божий желает, он свободно входит в чувства, в мысли, и в тело человека сам, и Ангелу Божию никак нельзя диктовать периоды его прихода. или же ухода. Конечно же, человек, не обученный устраняться от греха и от пустых мыслей может как бы удалить от себя святого Ангела своего, но принудить Ангела явиться по методу некоей «православной» магии невозможно. Ангелы, на то и Ангелы, чтобы приходить и уходить тогда, когда они сами считают это нужным.
Божий духовный мир — мир потрясающе тактичного уважения к свободе всех тех, кто живёт в Нём. Там, в мире святых духов, нет тех, кто не был бы занят созерцанием Благости Божией, и это там происходит постоянно, так, что даже и при встрече со святыми или с Ангелами внутри Царства Небесного душа совершенно во всём там видит, а тело чувствует присутствие Милости Божией. Милость Божия — это и есть ГЛАВНОЕ там.
.
Пришёл день, и Милость Божия вновь знакомо вошла внутрь тела и мыслей моих, и я увидел Ангела-Хранителя моего. Увидел не видением образа его, но духом.
Встреча с Ангелом — это не всегда слова, но всегда РАДОСТЬ, та самая радость, что знакома только лишь тем, кто почитает себя хуже даже и самих демонов. Радость общения с Ангелами не приходит ни к кому из тех, кто хоть в самом-самом малом, но считает себя способным на добрые дела, на добрые поступки и на добрые чувства. Объединяться с духом святого Ангела — то же самое, что объединяться со святым Безмолвием Бога. Мысли становятся тихими. Душа умиротворяется. Ум не может рождать мечтательные образы и слова. Чувства утрачивают гордую прыть, а тело приходит в устойчивый, блаженный покой.
То есть…
Встреча с Ангелом не нуждается в словах и видениях, но делает НЕВОЗМОЖНЫМИ образование гордых образов и гордых чувств внутри мыслей человека. Ведь заповедь Иисуса Христа — «Блаженны нищие духом» — дана не только для людей, но дана она и для Ангелов.
Нищета духа — это благодатный отказ от самонадеянности даже и в самом-самом малом.
Нищета духа — это благодатный отказ от суда над собой и над ближними.
Нищета духа — это благодатный отказ ради терпения в заповедях Иисуса Христа.
И если уж в ком есть истинная нищета духа, если уж в ком есть искреннее и честное осознание себя, что он хуже и безумнее всех, тогда какие же(?) образы, какие же(?) гордые планы, какое(?) суждение и осуждение ближних может зародиться внутри человека?
Никакие!!!
Когда Ангел Божий входит внутрь человека, ум его становится безвидным, мысли не рассуждающими, тело покойным и весь человек в целом делается, словно младенец, лежащий в люльке любящей матери его. Он становится безпечальным, безмятежным и не тревожит его ничего.
.
Но иное происходит с теми, кого сатана прельстил гордыми религиозными видениями.
Прельщённые дьяволом не имеют покоя и свободы от гордых мыслей о Боге и от образов. Слова и мысли «о Боге» НЕПРЕРЫВНО сменяют в уме прельщённых друг друга. Таким образом, сатана, ловко орудуя цитатами из Писания и отцов, обсуждает внутри обманутых им людей всё и вся. Не осуждать кого-либо и не возноситься над кем-либо обманутые сатаной не могут. И идут они к людям «бороться» за «истинную» веру с теми, кто точно так же, как и они, пленены дьяволом. И бывает, что одни гордецы пытаются доказать другим гордецам, сколь их гордыня «чище» той гордыни, которую они, как думают, что видят и обличают в ближних своих.
.
Упала душа моя на колени перед Ангелом-Хранителем моим, и с великой горечью воззвал я к нему сердцем.
«Ангел мой. Что я могу сделать, чтобы избежал я влияния от гордых видений сатаны?»
— Нищета духа и личный плач о ТВОИХ грехах. Вот что важнее всяких и любых видений. Истинное видение — это и есть чувствование греха своего, как песок морской. Молись в простоте сердца. Молись примерно так, как молятся малые дети, и дождись тех дней, когда Бог Сам уберёт всё лишнее из твоей души. Но если стремление к безмолвию ума станет исходит от тебя самого, но не от Божественной природы Бога, тогда тебя будет ожидать великое поражение. Нельзя безмолвие и покаяние моделировать в себе, потому что это гордость, и Бог не примет такое безмолвие и покаяние от тебя, но Он будет возвращать рецидивы греха в твоё тело и мысли до тех пор, пока ты опытом не узнаешь, что ты абсолютное ничто и никто. А теперь вспомни то видение, которое отлучило тебя от мира сильнее и надёжнее всего.
После этих слов Ангела в моей памяти всплыла монастырская библиотека, где я нёс послушание свое, и ту особо памятную мне минуту, когда я читал книгу Дмитрия Ростовского «Алфавит духовный», где были следующие слова.

«О Едином Господе подобает радоватися нам»

Редко, всего лишь дважды в течение жизни моей бывало такое со мною, что когда прочёл какие-то слова, и внутри моего сознания словно бы вспыхивал яркий-яркий, ярче света солнечного духовный свет, чтобы я понял, что прочтённые мною слова нужно было совершенно особо хранить в сердце своём. Я должен был поверить в то, что радоваться мне нужно ТОЛЬКО ЛИШЬ о Единой Милости Иисуса Христа, и что не должно мне по-настоящему глубоко радоваться ничему иному.
Ни духовным успехам, ни людям, ни знакомствам, ни деньгам, ни видениям и ни озарениям не должно было радоваться мне от того дня. НИЧЕМУ не должно было мне радоваться, но лишь исполнению Воли Божией надо мною, над всеми и над вся!
Надо ли говорить, как после этого случая охладела душа моя и даже стала мёртвой ко всему тому, что я видел и встречал потом на земле? И как же охладели ко мне все прежние друзья мои. Я перестал радоваться тому, чему радовались они, и друзья мои оставили меня, поняв что я стал «какой-то пришибленный».
Да, конечно же.
Радовался я потом и красоте женского лица, и красоте природы, и совершенно особенно радуюсь пению птиц, но душа моя научилась видеть за земной красотой и за земными благами ВИНОВНИКА этих радостей, и душа научилась радоваться Ему.
Второй исключительный случай, когда в сознании моём также родился яркий-яркий духовный свет, и я особо выделил и запомнил слова, прочтённые мною в «Точном изложении православной веры» преп. Иоанна Дамаскина, были такими.

«Внутри святых Ангелов нет источника добродетели, но источником добродетели внутри них является Сам Бог»

Помню, что дьявол в течение многих лет потом настойчиво пытался вытеснить из меня правильную мысль, что в святых нет личного добра, но разум мой, по Милости Бога, выстоял в смирении, и после долгой борьбы со своей гордыней, после того, как я искренне и честно признал себя за всегдашнее и абсолютное ничто, мне открылся свободный вход в мир святых духов. Меня там приняли, потому что я уже не имел даже и малой тени желания навязывать кому-либо свой образ мыслей. Я не захотел что-либо менять в мире земном, но стал искать более сокровенное, более глубокое ПОКАЯНИЕ, поняв, что каяться правильно я никогда не умел, но что для правильного покаяния нужно ТЕРПЕЛИВО, в течение всей своей жизни выпрашивать у Бога особое, Духовное видение себя самого и своих грехов.
.
О Духовном видении себя самого и о том, как ум человека НЕПРЕРЫВНО причащается гордыне дьявола, подробнее опишу в третьей главе (О ВИДЕНИЯХ).

(О ВИДЕНИЯХ — ГЛАВА ТРЕТЬЯ (заключительная))
Что же поражает душу при правильном входе в духовный мир?
Поражает его ПОТРЯСАЮЩАЯ простота, неизменность, изящество и любовь.
Бог, Творец, дал на все века неизменный идеал любви и совершенства в Себе Самом.
Три Лица Троицы.
Видение предельно простое, блаженное и столь же естественное для человека, как и земное дыхание его.
Господь Собою постигает Свои же свойства.
Постигает просто.
Для того чтобы душа могла видеть себя духовно, она должна стать одно со всеми Тремя Лицами Бога, одно не по существу, потому что по существу с Богом может быть единым только Сам же Бог, но единым по мере вместимости.
Вместимость же — это Сам Бог.
То есть в простоте и Любви Божией человек может постигать Бога бесконечно долго и бесконечно просто.
Вот в чём заключается суть правильного воззрения на себя.
Богом движимая душа должна (Богом же) строить отношения с Богом и оценивать Богом всё.., и как только в процесс оценки или же в процесс постройки отношений с кем-либо или же с чем-либо начинает вмешиваться собственная воля человека, происходит отсечение человека от совершенств Бога и начинается власть и царство гордыни!
Гордыня — это мнимая самостоятельность, мнимая независимость от Создателя своего, мнимые блага и мнимая свобода.
.
Конечно же, я делал акцент в одной из своих статей о крайней опасности упрощения пути спасения человека, говорил о том, что для спасения души человеку нужно будет напрячь и тело, и разум, и интеллект, и совесть, и дух, и, по видимому, у святых отцов мы не находим прямого и точно такого же изложения этой опасности, как это выразил я, но эта мысль заключена у святых в другие формы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что для очищения души нужно заменить весь её состав, столь сильно в нас смешано всё с ядом греха. Другие святые пишут, что без усталости на молитве нет молитвы и иное.
То есть.
Святые отцы нередко используют в своих произведениях метод акцентирования, и этим моментом весьма и весьма ловко пользуется сатана в душах тех верующих, кто мало знаком с общим наследием отцов. Дьявол показывает уму малоопытных тот или же иной акцент, но утаивает ТРИ факта:
1) Непостижимость для человека — даже и самого простого.
2) У святых, если не полениться и детальнее войти в суть какого-либо вопроса, то почти непременно можно обнаружить (на большинство их предостережений) предостережения, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ их же акцентам.
3) Никогда и ни при каких условиях сатана не напомнит человеку о ПОЛНОЙ беспомощности человека постичь или же сделать что-либо правильно.
Покажу это на кратком примере.
Многие православные знают о предупреждениях святых, что видениям доверять нельзя.
Но многие ли помнят слова святых о том, что «тот, кто не увидит Иисуса Христа при жизни в теле, тот не увидит его и по смерти»? То есть душа имеет весьма и весьма большой шанс, сторонясь видений, не спасти этим душу, но ПОГУБИТЬ её, и погубить навечно!!!
Если изучать святых, то подобных мнимых противоречий можно найти столь много, что и до ропота на Бога дойти можно будет запросто.
Одни святые говорят, что благодатных состояний искать нельзя, другие же утверждают: «если ты не получил благодати, то и не считай себя за человека» и многое-многое иное, на чём не буду здесь останавливаться подробно, потому что суть проблемы ясна. И решается эта проблема святыми отцами просто и изящно…

Святые учат что не только множество, но и преобладающее большинство духовных проблем не решаются: ни словами, ни беседами, ни советами, ни разумом, ни откровениями, ни видениями, ни знанием святого Писания и отцов, но только ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ в покаянной молитве.

Очень и очень бывает мне грустно «общаться» с теми ревностными верующими, которые не имея молитвенного весомого стажа, движимые сатаною, видят одни акценты святых, но не знают о других. И так они нападают на всех тех, кто (по их мнению) знает духовные предметы хуже их.
И этих людей НЕВОЗМОЖНО: ни исправить, ни вразумить, ни остановить.
Они не видят того духа, что движет ими.
Они не видят того, что они слепые рабы дьявола.
Они упоены «правильностями» своих мыслей и тем мутным чувственным наслаждением, какое им даёт дьявол, держа их разум в совершенно ПОЛНОМ подчинении у себя. И такие люди могут годами Причащаться, могут быть в священном сане и говорить о божественных истинах другим, но при более близком знакомстве с ними понимаешь, что эти сосуды пусты, и что сколь не ищи духовности там, где её нет, её внутри них не найдешь.
На изгнание беса высокоумия у святых отцов есть ПРОСТЫЕ рекомендации (не спрашивают — не давай совета, считай себя неразумнее всех и иное), но если уж кто движим ложной духовностью, то прозревает он обычно только лишь тогда, когда его запутает в свои жёсткие сети или блуд, или пьянство, или гнев, или другой какой грубый порок.
Но, оставим это рассматривать.
Как тут не описывай чьё-либо плачевное положение, но исправить печаль можно ведь только лишь искренней молитвой о человеке больном болезнью высокоумия.
Вот почему я никогда не спорю с теми, кто увлечён собой, потому что за них только МОЛИТЬСЯ-то и нужно, а исправить их может ТОЛЬКО лишь Сам Бог.
.
Теперь в качестве противовеса я дам описание того, как видит себя в духовном мире (Духовное зрение) тот человек, что сумел правильно войти в мир святых духов. И тут — первый парадокс и первая неожиданность…
«Чем ближе к Богу, тем больше грехов».
Откуда же такое недоразумение?
Есть предание, что Адам после его изгнания от Лица Божия так много плакал, что замешивал хлебы на своих слезах.
Вот тот самый идеал, на который равнялось древнее монашество и на который должно равняться и тому кто искренне желает увидеть Бога и войти в Его Блаженное Царство ещё при жизни в теле.
Нужны слёзы по тому Царству Бога, которое большинство людей даже и не видели, но они лишь чувствуют то, как же плохо им живётся — вне Любви Создателя своего и Творца.
Нужны НЕ СВОИ, не из себя выжатые гордые слезы души и НЕ СВОЁ гордое покаяние, которое безумно показывают сектанты, но нужны слёзы и плач Святого Духа о душе твоей, чему и апостол учит совершенно недвусмысленно ведь… «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26)
Как уж тут ни крути, но и в покаянии правильное достигается ТОЛЬКО лишь по той же самой изящной и простой схеме, которую я помянул в самом начале этой заключительной главы (о видениях). Душа должна не своим умом, не свойствами своих чувств и мыслей осудить себя, но Духом Божиим, и Им же оправдать себя. И чтобы это произошло, нужна нищета духа, нужно доверие видениям Божиим внутри себя и АБСОЛЮТНОЕ недоверие себе самому, через что и достигается ЧАСТИЧНАЯ независимость от гордых внушений дьявола.
А теперь, внимание, изюминка этой статьи о видениях…

Видящий себя Духом Бога, видит, что грех соприсутствует в каждом чувстве, в каждой мысли, в каждой молитве и в каждом внутреннем озарении его! Он видит, что он ИСТИННО достоин ада, достоин во всём, и что достоин он вечных мучений будет всегда, вечно!

Вот к чему приводит отказ от своего разума и реальное приближение к Духу Божиему.
Душа начнёт ежедневно и почти непрерывно как бы мистически «пить» то страдание за свои грехи, которые истинно бесконечны, и бесконечны эти грехи совершенно в каждом человеке. Но люди не хотят соглашаться с Духом Божиим, что «всяк человек ложь», не хотят сердцем признать свидетельство святого Писания: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). «Не дам славы Моей иному» (Исаии 42:8) и многое иное. Людям видится более правильным и простым судить себя и других, исходя из тех акцентов, что они берут из святого Писания и от отцов церкви, а раз сами.., то это значит: и безблагодатно, и неправильно, и не к месту, и не ко времени, и криво, и гордо, и в погибель, и в осуждение самим же себе.

Ни при каких условиях и никак невозможно убрать из истинно верного познания и видения чего-либо Личных действий Бога, Личных действий Пресвятой Троицы! Но — Богом должен суметь человек увидеть себя, Богом — должен он осудить сам себя и Богом же он может оправдать себя перед правосудием Божиим! И не только нет иного пути к духовному совершенству, как через «Твоя, от Твоих, Тебе приносяще», но никогда иного пути к совершенному познанию чего-либо или кого-либо и не будет, в том числе и в вечности…

Какая наиболее частая молитва, употребляемая в богослужебной практике?
Слава и ныне…
Вот оно!!! О совершенстве спасения твердится в уши верующих так часто, что это может даже показаться излишне назойливым! Но какова же разница между тем, кто слышит или читает: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь», вникая в это своим разумом и чувствами, и тем, кто вникает в эти же самые слова Духом Божиим (а Духом Божиим — это-то только и есть правильно).
Разница в том, что тот, кто вникает своими силами ума и души, тот или мало что чувствует, или ничего не чувствует, или же, что тоже бывает, он чувствует внутри себя мутное действие духовного тщеславия своего и самомнения…
Тот же, кто читает эти молитвы в Духе Божием, тот читает их с сокровенной от всех и немалой болью о себе самом и (по возможности непрерывно сокрушаясь и КАЯСЬ) при славословии Богу смиренный погружается в силу этих слов так глубоко, что он явным образом прикасается к Силе непосредственно каждого Лица Пресвятой Троицы раздельно, касается столь явно, что и тело его радуется славе Божией, и ум, и уж тем более скорбящие и (в навыке молитвенной скорбью смирившиеся в глубине души) чувства.
Молитва смиренного становится не закрытой дверью пред Богом, но делается открытым входом к Богу, после чего все молитвы его начинают доставлять всему человеку в целом величайшее из возможных блаженств на земле.
Но что же принято считать правильным между современными верующими..?
Принято считать правильным добросовестное (по отцам, с вниманием) вычитывание служб и правил, но «смиренно» не горя при этом духом своим к Богу, а если уж кто-то загорелся любовью к Богу и ожил для Чуда живого общения со святыми, что же верующие думают о таковых?
Всё правильно…
Человек впал в духовную прелесть… Впал, потому что он не такой же духовно тлеющий и мёртвый, как остальные. Впал в ересь, потому что он явно нарушает акценты святых. Он ищет благодать, он находит её, и (о ужас…!!!) грешник недобитый, он ещё и (годами!) радуется Ей!

И кто же кому судья?
Никто никому не судья.
Не только судьи не судьи тому, кого они судят, но не судьи судьям и те, кого осуждают неправедные судьи.
Судья всем Бог и кому ведомы Суды Его?
Аминь.

Заключение:
Духовник монах, не имеющий священного сана, но обладавший такой изумительной силой молитвы, какую я не встречал ни у кого и никогда больше у других верующих, тот, что учил меня азам покаянной молитвы в горах Алтая, как-то сказал мне слова, запомнившиеся мне на всю жизнь.
— Лучший ответ на духовное недоумение — правильным тоном заданный самому же себе покаянный вопрос.
— Причем же тут правильный тон? — спросил я.
— Сокрушение духа не имеет предела в человеке… истинно, не имеет.

(дополнение)
Ближе к смирению путь души упрощается тем, что Бог в теле, в мыслях и в чувствах кающегося создаёт Тишину Свою, и на фоне этой тишины, на фоне Безмолвия Бога душа сразу же видит всякого мысленного врага своего и не принимает его гордые неспокойные внушени
я.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ