(О СМИРЕНИИ статья первая)
О смирении писать трудно по многим причинам, но более всего трудностей предоставляет историческая ментальная ОТОРВАННОСТЬ современного нам общества от основополагающих свойств смирения. Люди даже и не знают, что такое смирение…
Человечество столь старательно, под руководством дьявола, вытеснило идею ПРАВИЛЬНОГО понимания смирения из сознания преобладающего числа людей, что для большинства смирение стало или несуществующим, или криво понятым, или же не настолько важным, как о нём высказывались святые отцы церкви. А святые утверждают, что без смирения невозможно спасение души, без смирения шансы попасть в ад — очень и очень велики. Сравни цитату Исаака Сирина: «Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».
Как только речь заходит о понимании смирения, почти у всех наших современников могут начаться, те или же иные ошибки и кривотолки…
Одни могут сказать, что и в мусульманине, и в буддисте, и в сектанте, и в атеисте может быть сколь угодно много смирения, и потому всех их может спасти Бог. А другие же наоборот — с сильным возмущением могут озлобиться: «Это мои-то, покойные родные? Сколько делали они добрых дел? Сколько они терпели? Растили детей, помогали ближним и иное, а смирению никто их не учил, потому что господствовал атеизм. И лишь за одно только то, что не было у них смирения, они будут гореть в аду? В ВЕЧНУЮ муку всех моих маловерующих ближних лишь за такую ничтожную малость, только ЛИШЬ за отсутствие смирения?!! Да ни за что я в это не поверю!!! Ваши святые или врут, или ошибаются про смирение. Бог ведь Милостив. Если кто не крал и не убивал, растил детей и имел совесть, такого человека Бог возьмёт в Рай».
Но мне хотелось бы оставить заблуждающихся о смирении с теми мыслями, какие они сами считают верными для себя. Статья эта создана не для тех, кто уже и так «всё знает», она пишется только лишь для тех, кто имеет желание узнать о смирении то, чего он (возможно) не знал ранее. У святых всё ведь давно уже написано о смирении, но эти знания раскиданы по необъятным просторам святоотеческих книг. Ниже я хочу сделать скромный сводный обзор.


Отступление:
Почему я (как автор) начал писать эту статью?
Не написано ли о смирении вполне достаточно святыми?
Есть ли смысл дополнять ИХ мысли мыслями моими? Есть даже такое мнение, что о православии нужно читать лишь прославленных церковью святых, а современников ни читать, ни слушать нельзя, просто потому что все мы грешные и далеко отступили от ясности мыслей святых. Добавлять НИЧЕГО нельзя, иначе будет ересь и утрата смирения перед наставлениями Церкви.
Я согласен с тем, что мы грешные, и я знаю, что я грешен, как и все, но если даже такой (не особо-то умный) грешник, как я, увидел БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ пробел в знаниях о смирении у современного мне общества, то почему же я должен молчать об этом пробеле? Ни Церковь, ни святые не умерли и не застыли как камень. Писания святых также, лично для меня, не стали неким незыблемым музейным наследием церкви, как это кто-то очень хотел бы внушить людям. Писания святых НУЖДАЮТСЯ не только в переосмыслении нашими современниками, но и в НОВОМ освещении их слов, не для искажения учения святых, но для более удобного понимания их современным сознанием ищущих Бога. А если уж слушать Евангелие, то святым обязан быть вообще-то, КАЖДЫЙ верующий. Святым обязан быть — я; тот, кто читает это; монах; тот, кто состоит в клире… Святость же, по учению отцов, недостижима без смирения. Вот поэтому-то и пишу пространный текст о смирении, потому что эта тема особо важна для каждого верующего, да и просто потому, что это интересная тема для меня. А раз она интересна мне, значит, она будет интересной и другому кому-то. Пусть заинтересованных будет немного, но я точно знаю, что они будут.
В переписке с читателями я с удивительным постоянством получаю письма с вопросами о смирении. Спрашивают: как обрести смирение? Что такое смирение? Самое же интересное — кто же спрашивает об этом? Об этом спрашивают не только люди, находящиеся внутри православной практики считанные годы. Спрашивают об этом и те, кто воцерковлён более 20 и даже более 25 лет. Спрашивают также и те, кто преподаёт Закон Божий. Даже от пожилых и, что уже вполне естественно, опытных в служении Богу священников я иногда получаю вопросы на эту же самую тему…
О чём это говорит?
Это говорит о том, что написанное святыми о смирении оказывается сложным для понимания природы этой добродетели даже для тех, кто занимается этим достаточно давно. А сколько же кривотолков о смирении я слышу в сети то тут, то там?!
Есть даже такой сатанинский приём, с которым мне приходится регулярно сталкиваться в «общении» с некоторыми особо «духовно подкованными» «верующими». Они скажут какую-либо ересь мне или какую-либо явную провокацию, и если я (о несмиренный!) посмею возразить или даже просто задать искушающему меня человеку наводящий вопрос, как он тут же поднимает истерический или же «интеллигентно-язвительный» шум о моём «несмирении» и сразу же указывает на то, что я «гордый», что я «спорю», и по-скорому публично обвиняет, что вся моя святость «рассыпалась» в миг от их «праведного» моего испытания. И это моё «доказанное» ими несмирение возникает лишь от того, что я не смирился перед ложными доводами…
Очевидно, что некоторые верующие воспринимают смирение как некую елейную бесхребетность и согласие со всеми и со вся… но это не так. Истинное смирение столь грозное и столь сильное оружие, что перед ним падает ниц даже сам дьявол. Смирение упраздняет почти все страсти в человеке. Страсти просто-напросто перестают действовать в мыслях и чувствах человека, потому что их делает бессильными Своей Силой Господь Иисус Христос.
Ниже я сделаю попытку привести понятия о смирении в некую общую систему, хотя как раз системе-то смирение и не поддастся никогда, потому что добродетель эта не от человека, она ДАРУЕТСЯ человеку Непостижимым Богом в указанный Самим же Богом срок. Смирение потому и непостижимо, что оно есть действие Бога в человеке. А как и кто смог бы описать непостижимое? Но всё же некую систему взглядов на добродетель смирения создать, я считаю, возможно. Эта система не сможет объяснить тайну смирения целиком, просто хотя бы потому, что эту тайну не смогли объяснить даже и величайшие из святых (сравни цитату Иоанна Лествичника: «Мы не можем сказать, в чем собственно состоит сила и существо смиренномудрия, однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо»), но предложенное мной некое слабое подобие системы поможет указать малые вехи для практического приобретения этой добродетели.



Тот, кто давно читает мой сайт (да и вообще всё, что я создаю), наверняка заметил, что я не пишу о грехах мира, что никогда и никого не критикую публично, не вступаю в споры с сектантами и иноверцами в своих статьях, не пишу о личностях и никого стараюсь не обличать, но почти всё мои усилия рассчитаны лишь на сознание тех, кто ищет нелёгкий путь личного ПРАКТИЧЕСКОГО приближения к Богу.
Вот на практику личного обретения смирения я и сделаю особый акцент, призвав познавательную составляющую (цитаты из Писания и отцов, знание догматов и учения святых о человеке) лишь как помощь для личной молитвенной практики всем, кто желает самостоятельно найти добродетель смирения для личного пользования душе своей.
Тема о смирении для кого уж как, а для меня — очень и очень интересная тема. О ней я напряжённо размышляю более тридцати лет. А за столь долгое время можно ведь даже мартышку или же медведя научить не только на мотоцикле кататься, но даже и вертолётом управлять. Это, конечно же, шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки.
Темы, которые я рассмотрю ниже, будут следующими:

1) (БОГОСЛОВСКОЕ ОСНОВАНИЕ СМИРЕНИЯ) и ПОЧЕМУ ОТСУТСТВИЕ СМИРЕНИЯ ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В ЦАРСТВО ИИСУСА ХРИСТА?
2) ИСКАЖЕНИЕ СМИРЕНИЯ (ЛОЖНОЕ СМИРЕНИЕ)
3) КАК Божественное и необъяснимое СМИРЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ?
4) СМИРЕНИЕ УМА (ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ) + (СЛЕДСТВИЕ УТРАТЫ СМИРЕНИЯ УМА)
5) СМИРЕНИЕ ЧУВСТВ (ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ)
6) СМИРЕНИЕ ДУХА
7) ПОЧЕМУ СРОКИ ОБРЕТЕНИЯ ИСТИННОГО СМИРЕНИЯ СТОЛЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫ?
8) ПОЧЕМУ БОГ НЕ ДАЁТ СМИРЕНИЕ ЛЮДЯМ ДАРОМ, ПО УМОЛЧАНИЮ?


БОГОСЛОВСКОЕ ОСНОВАНИЕ СМИРЕНИЯ
Так как статья рассчитана на подготовленного читателя, местами я буду краток.
Знаменательно, что как первые две ветхозаветных заповеди, так и первые две заповеди блаженства, а также и наиболее важная заповедь в законе прикровенно говорят не о чём-то ином, но ИМЕННО о природе Божественного смирения.
Сколь же важным почитает Бог эту добродетель, что во всех Своих первых и наиболее весомых поучениях говорит не о чём-то ином, но именно — о смирении?!
В богослужебной практике православной церкви наиболее частая молитва какая?
«Слава Отцу, и Сыну, и святому Духу» — как мне это видится; и здесь также идёт речь не о чём-то ином, но — о смирении.
Выраженная мной мысль предельно проста и предельно ясна мне, потому что я много думал об этом и много лет просил Бога, чтобы Он пояснил мне суть таинства смирения.
Как же пояснил мне это Бог?
Созерцанием.
Тот, кто думает, что Библию и святых отцов можно постичь не созерцанием и не молитвой, но лишь усилиями ума своего, очень и очень глубоко заблуждается.
Не умом постигает человек Божии слова, но действием Его же Духа. Действие Духа в человеке — это и есть созерцание.
И не нужно думать, что созерцание — это удел лишь неких особо ревностных отшельников-монахов, безвыходно сидящих в пещере и созерцающих внутри себя свет Божества Иисуса Христа: хотя это утверждение будет отчасти справедливо, но созерцание может быть даже и у неверующего человека, и после того как созерцание правды Божией коснётся чьей-либо души, неверующим этот человек уже не сможет остаться!
Чем же
созерцание выделяется из общего ряда повседневных мыслей человека?
Оно выделяется КРАЙНЕЙ убедительностью и такой сокрушающей чувства совершенно особой силой, что человек не станет требовать логических доказательств услышанному, потому что Бог Сам КАСАЕТСЯ мыслей человека. От Силы Божией человек и начинает понимать, что это прикосновение ИСТИННО. Сила Бога — это и есть то самое доказательство, которое логикой не могут объяснить в том числе и те, кто находится в созерцании.
Этим радостно смирение, и этим оно блаженно. Смирение можно созерцать внутри себя долговременно и устойчиво. Оно может днями, неделями и даже месяцами не покидать не только чувства и мысли человека, но сделает свободным от страстей и блаженным также и самое тело его. Смирение даёт величайшее из блаженств всему человеку в целом.
Но давайте вернёмся коротко к двум первым ветхозаветным и новозаветным заповедям, к главной заповеди в Законе и к наиболее частой молитве «Слава и ныне». О чём же всё это (выраженное различно) говорит и при чём же тут Божественное смирение?
Для удобства восприятия я не дословно, но предельно сокращённо и вольно изложу всё мной вышеперечисленное в некое (условное) одно предложение:

«Я Бог твой.., не делай из себя кумира, блажен почитающий себя за ничто, блажен кающийся, возлюби Бога ВСЕМ существом твоим, Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
Для человека, готового услышать голос Божий, в этом изложенном мной выше вольно составленном кратком предложении может увидеться единство поучения Божия, может ожить некое таинство веры — делающее надёжно блаженным душу всякого человека и открывающее вход в Царствие Небесное. Это нужно понимать… НЕ БУКВЫ делают блаженным душу и тело человека, но Дух Божий, если Он, только Он Сам, ПОЖЕЛАЕТ КОСНУТЬСЯ чувств и мыслей того или же иного человека, в то или же иное время.
Вот на чём было основано блаженство пребывания созданных Богом творений Его в его Царствии: Сам Бог являлся источником блаженства и источником истинного знания как в ангелах, так и первых людях — до дня их отпадения от Создателя своего. То есть
Сам Бог и был их знанием, чувством, осязанием, бытием, блаженством, жизнью, покоем, радостью, наполненностью, выражаясь кратко — всем внутри них!!!
Это-то и есть та самая тайна смирения, что оказалась столь основательно и столь ПРЕСТУПНО забытой большинством наших современников. Смирение как факт невозможно само по себе, в отрыве от влекущей его ИНОЙ силы, просто потому что это невозможно вообще и в принципе. Смирение возможно ЛИШЬ при проявлении покорности чему-либо или кому-либо. И лишь тот предмет или же сила, перед которым проявляет покорность (смиряется) человек или же ангел, и является мерилом: истинное ли, правильное ли смирение это? Или же оно ложное и потому будет человеку или же ангелу только во вред.
Меня может посетить желание выпить спиртного, украсть, соблудить, или захочется вылить свой гнев на кого-либо. И я могу смириться с пришедшими ко мне сильными (или же слабыми) желаниями и чувствами. В этом и может проявиться моё смирение — перед силой греха…
Это не называется святым смирением, хотя по природе своей это и есть смирение, то есть проявление покорности внешнему наитию.
Но если я проявлю покорность силе и внушению Божию, то это будет уже смирением иным — полезным для меня. Соль же и
смысл глубинный истинного смирения заключается в том, что: и внушение Божие, и возможность его исполнить, и само исполнение этого внушения, а также и сам благой результат от исполненного повеления Божия… НИКАК не может принадлежать другому какому-либо источнику, но лишь единому Богу, только!
В «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина есть очень и очень важная деталь для понимания природы смирения.
Ангелы — не имеют внутри себя НИ МАЛЕЙШЕГО источника блага, но источником ЛЮБОГО блага внутри них — является Сам Бог. В этом (перед Богом) равны: и святые Ангельские силы, и люди как святые, так и грешные, и даже демоны… ВСЕ перед Богом равны в том, что не имеют ЛИЧНОГО ИСТОЧНИКА благ внутри себя, но причастными благу остаются лишь те, кто проявляет покорность внутри себя личным действиям Духа Божия. Сравни цитату: «Освящение ангелы имеют от иного, чем от своего существа: от Духа; пророчествуют они (и служат) при содействии Божественной благодати».
.
Всё, что я изложил выше, выглядит довольно сложно и громоздко, но для достигшего покаянного молитвенного созерцания все эти сложности ни к чему.

Кто правильно молится, тот почти непрерывно видит достоинства Бога Троицы. Он ясно зрит ту ДЕЙСТВУЮЩУЮ любовь, которую являет внутри Себя Бог Отец к Богу Сыну действием Бога Святого Духа. Это-то и есть ЕДИНСТВЕННО идеальный образец внутренней жизни всякого христианина (и у святых Ангелов). То есть Силою Бога Духа быть сопричастным той любви, какую имеет Бог между Тремя Лицами Своими.
Видения же при этом и образы будут совершенно начисто отсутствовать внутри мыслей и чувств человека, потому что Бог — это Дух Совершенный и потому неописуемый ни образами, ни словами, ни звуками; Он блаженно и непостижимо постигается внутри духа человеческого вне образа, вне слова и вне звука, лишь наитием Его же Силы.
Приближение к этому идеалу любви Бога между его Лицами способствует исполнение тех заповедей, о которых я сказал в начале этого раздела.
Слышащий да разумеет:

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
1. Блаженны нищие духом (те, кто отрёкся от воли своей, так что как бы даже и не имеет своего духа), ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие (о своём отпадении от Духа Божия), ибо они утешатся (созерцанием Любви Божией).
1. Возлюби Господа Бога твоего ВСЕМ разумением твоим.

…….
В последующей (второй) части этой статьи будет рассмотрена тема:

ПОЧЕМУ ОТСУТСТВИЕ СМИРЕНИЯ ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В ЦАРСТВО ИИСУСА ХРИСТА?

(О СМИРЕНИИ статья вторая)
ПОЧЕМУ ОТСУТСТВИЕ СМИРЕНИЯ ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В ЦАРСТВО ИИСУСА ХРИСТА?
«Господи, …возбуди во мне такие прошения, которые приносят пользу благодаря согласию моей воли с Твоей волей, ибо Ты – Тот, Кто даёт молитву молящимся»
«…если осознание степени моих грехов получу я, Господи, не вынесет душа моя горькой боли от них»
«О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою и хвалою от всего сердца восхвалить Тебя за милости Твои; ибо Ты пришел и обновил меня знанием нового века»
«О Тайна, возвышенная за пределы слова и молчания, …собери ум мой в молчание молитвы и да умолкнут во мне блуждающие помыслы благодаря этой просветленной беседе моления и изумления, исполненного тайн. К Престолу величия Твоего повергаюсь я, Господи мой, – я, который есть прах и пепел и отребье человечества»
«{Господи}, Ты знал меня во все времена – знал, что меньше младенца знаю я, куда иду…»
Отрывки из молитв Исаака Сирина, епископа Ниневийского


Конечно же, если кто-либо поставит себе целью достичь тайны созерцания блаженной любви Бога Троицы вот так вот сразу, без предварительной долговременной покаянной подготовки, без частого причащения святых Христовых Тайн, если кто-либо станет стремиться видеть тайны Бога внутри себя, как бы моделируя это созерцание внутри себя или же особо прося о подобном созерцании Бога, то ни к чему хорошему такой душевный эксперимент не приведёт.
Тайны Божии
не раскрываются человеком, Сам Бог вводит человека внутрь Своих тайн в то время, когда душа не ждёт благодати и созерцания. У смирения (как и у каждого молитвенного чувства) есть свои ступени. Они столь различны, что ступени последние делают первые ступени будто несуществующими. Но тот, кто наберётся терпения (и долготерпения) для того, чтобы настойчиво и пожизненно идти по трудным ступеням Воли Божией навстречу своему Создателю, тот, с годами покаяния, может быть введён Богом в том числе и в созерцание Его Тайны Любви. И эта Тайна Любви Святой Троицы — навсегда изменит душу. Она навсегда изменит отношение человека к себе самому и ко всему. Человек станет ИНАЧЕ воспринимать как малые, так и большие события. Он увидит, что в КАЖДОМ событии есть Любовь Божия и Его Мудрость, он увидит это в уме, но не своим умом, а силой действующей в нём веры. После этого смирения своего душа научится ПРЕДЕЛЬНОЙ осторожности: в мыслях, в похвалах, в выводах, в словах и решениях. Осуждать же душа уже никого не сможет, но суд над любым человеком будет отдавать не себе, а предоставит лишь Единому Богу.
То есть созерцание смирения сделает блаженным (и долговременно безмолвным) ум человека. Чувства же опустятся не в события, но НЕПОСРЕДСТВЕННО в глубь Любви Божией. Тело же вкусит надёжное блаженство жизни в благодати Иисуса Христа. Этим характерно блаженство пришедшего Божественного смирения (смирения, принадлежащего не человеку, но Богу), смирение само засвидетельствует надёжность Своей Любви. И душа сделается блаженной, именно потому что она получит свидетельство от Бога: её уже не предадут (как было это прежде) в позорное и злое игралище грубым или же тонким страстям.
Всё изменится так, как человек себе представить не может. Сколько бы ни старался кто представить Любовь Божию, но это уже почти конец покаянного пути. Это то самое «лёгкое бремя Христа», которое только потому становится лёгким, что за тебя его станет нести Сам Иисус Христос.
Но
прежде чем Бог введёт душу в совершенство Своего смирения и в совершенство Своей Любви, душа должна очиститься от страстей своих смирением несовершенным, то есть смирением подготовительным.
В предыдущей части статьи я показал, что смирение не может быть самостоятельным качеством какого-либо человека. И если кто-то думает, что имеет смирение, то одним уже этим он станет жёстко противоречить самой сути природы смирения… Ведь смирение — это ПОКОРНОСТЬ Воли Божией, и возникает смирение именно как благодатная покорность Личным действиям непостижимого Бога.
Воля же Божия выражена может быть не только прямым непостижимым наитием Святого Духа, но и иными видами, если вдуматься, то также непостижимыми до конца.
Наиболее простой (но он же и наименее совершенный) вид выражения воли Божией — через букву святого Писания и через словесные наставления святых отцов церкви.
В Писании — как в Ветхом, так и в Новом Завете — указаны почти все возможные для человека виды покорности Воле Божией!
Вот почему не войдёт никто в Царствие Иисуса Христа из тех, кто не имеет смирения: потому что смирение — это покорность воле Божией, выраженной как через букву Святого Писания, так и, тем более, — через Дух.


Вот это последнее-то, выражение Воли Божией через действие Святого Духа в человеке, и делает человека ИНЫМ. Так что по-иному станут видеться и заповеди, которые УТРАТЯТ строгое подчинение букве Писания. Буквы даже перестанут быть буквами, но они станут той самой шелухой, за которой находится Плод, а Плод этот есть Мудрость не человеческая, но живая Мудрость, мудрость Божия, Мудрость — вышеестественная для человека и непосильная как для понимания человека, так и для чистого исполнения заповедей. Божия Мудрость (постигаемая через созерцание смирения) может сделать так, что заповеди Бога станут восприниматься как некое единое Слово Божие, Слово Действующее… именно Слово, Действующее, как Действует Бог, а не как некое мёртвое слово, данное для научения и назидания.
В качестве примера:
Для меня лично первая заповедь Христианского блаженства «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3) — это не что иное, как две первые ветхозаветные заповеди, соединённые воедино. «Я Бог твой» + «Не сотвори сам из себя кумира и не поклонись себе», но эти заповеди соединены внутри моего сознания (внутри моего духа) не смыслом только, но они действием Бога.
То есть в степени созерцания смирения заповеди начинают не только внутри моего духа взаимно пересекаться и как бы поглощать одна другую, но и движимы начинают быть действием Божиего Духа.
В этом суть. Суть и соль правильного исполнения заповедей Бога — в разумном отречении от своего ума и в разумном отречении от почти всех своих предчувствований и чувств в пользу Ума Божия и в пользу чувств Божиих.
Это и есть высшее исполнение Христовых заповедей. Для этого надо научиться навыку лишать себя собственных желаний, научиться трудному навыку лишать себя собственных гордых выводов и собственных гордых разумений; то есть в навыке дух человека должен стать максимально ничтожным, «нищим собой», и всё это ради того, чтобы (забыв о ВСЕХ своих желаниях и разумениях падшего ума своего) могла душа позволить жить в себе Духу Божиему.
Когда, к примеру, я вдумываюсь в заповедь о покаянии, то эта заповедь также таинственно содержит сама в себе две начальные ветхозаветные и две начальные новозаветные заповеди, но содержит не их сложную словесную форму, а форму несловесную. То есть, думая лишь о сокрушении духа своего, я могу (невербально) содержать в себе всю тайну правления Богом — моего внутреннего духовного мира. (Невербально — это значит вне форм знакового материала.)
В этом-то и заключается блаженство реального приближения к Богу и блаженство созерцания смирения — ум мой, утрачивая сложность законов изложенных в Писании, становится молчаливым свидетелем любви Божией к миру, а сами молитвы души приобретают характер движения «Твоя от Твоих, Тебе приносяще». После чего молитвенные усилия души сводятся лишь к простейшему поддержанию внутри себя тайного сокрушения духа перед Богом. И в этом примитивно простом, всемерно покаянном настроении духа таинственно начинает раскрываться для меня исполнение ВСЕГО закона Божиего в целом.

Это парадоксально, но полнота исполнения заповедей Христа по мере наполнения души Духом Бога приводит не к сложностям, но к предельному упрощению вообще всего в человеке, доводя человека почти до абсолютной немоты мыслей внутри. Молитва из словесных форм органично перетекает в форму живого и блаженнейшего питания души и тела Духом Бога, которое можно сравнить с вдыханием чистого лесного воздуха. После этого упрощения душа, утрачивая горделивую сложность, начинает жить жизнью вечной прежде своего перехода в иной мир. Наступает время тайнозрения сокрушения своего духа, которое заключается в том, что душа (отказавшись от самоанализа) видит себя (анализируемой, если можно так выразиться) не своим умом, но Духом Бога, и тогда человек начинает видеть себя ВСЕГДА — худшим даже и самих демонов. Кающийся впадает в святое безумие, и если уж начнёт плакать по повелению Духа Божия, то истинно о ВСЁМ в себе; и если уже душа начала плакать правильно о себе, то не сможет перестать плакать о СЕБЕ до последнего своего земного вздоха, видя и сам плач свой перед Богом исполненным недостаточности, тьмы, несовершенства. И за этот плач непрестанный не станет хвалить себя душа, но ещё того более укорит, потому что самосуд для созерцающего смирение Божие невозможным становится для человека, но всё меняется в нём непостигаемо.
Вот это-то, этот самый (в своём выражении абсолютно несложный) навык НЕПРЕРЫВНОГО САМОУКОРЕНИЯ и вводит человека в целом — в блаженнейший живой духовный мир, где открывается возможность (невербального) прямого общения со святыми и с Самим Богом.
.
Вот почему, не имея глубокого смирения, не может душа войти в Царствие Небесное и в живое общение со святыми, если не будет она иметь внутри себя созерцания смирения: потому что в Царстве Бога, можно правильно общаться, правильно думать, правильно решать, правильно любить, правильно чувствовать и правильно забывать ТОЛЬКО ЛИШЬ по Личному действию Духа Божия внутри души. И такое действие Бога внутри души возможно только при выработанном навыке отрекаться от своего ума, при выработанном навыке отрекаться от своих чувств,
при выработанном навыке отрекаться от почти всего себя — в целом.
.
Если же говорить о среднем внутреннем состоянии современного нам общества верующих, то приходится признать с печалью, что большинство людей столь забиты и столь жёстко запуганы собственными нескончаемыми заботами и проблемами, что о совершенстве созерцания того, как внутри них могло бы проявиться действие покорности Духу Божию, даже и не думают — потому что некогда думать о личном совершенстве и страшно поверить в то, что совершенство смирения доступно и им также…
Сатана запугал современных людей так сильно, что и сам разговор о христианском совершенстве большинство людей, как правило, воспринимают как некую ересь и даже как нечто чуждое собственно православию! Но как бы кто ни хотел сделать из православия прикладную религию, ценную лишь как некий музейный обряд, но… Христос ни для чего иного ведь приходил, как ТОЛЬКО для живого, немузейного обожения человека в целом, в каком бы времени этот человек ни жил. Христос приходил для обожения ума человека, для обожения его чувств и, что почему-то многими считается несущественным, для обожения
тела человека также. Но об этом я буду пространнее говорить в подразделах о смирении ума и чувств (смирении истинном и ложном), а также в подразделе о смирении духа. И, что удивительнее всего, оказывается: без смирения тела становится совершенно невозможным смирение духа!
В последующей (третьей) части этой статьи я рассмотрю темы:
2) ИСКАЖЕНИЕ СМИРЕНИЯ (ЛОЖНОЕ СМИРЕНИЕ)
3) КАК Божественное и необъяснимое СМИРЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ?



ПЕРЕХОД к 2 ЧАСТИ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ