Слабая сторона проповедей (как сатана обходит мысли проповедников) (сборник из десяти статей)
Предисловие
Зная, что исправлять полезно ТОЛЬКО себя, в нижележащем сборнике кратких статей я (даже тенью мыслей своих) не преследовал цель обнажать духовную немощь кого-либо из современных мне проповедников, но хотел лишь дать ненавязчивый материал для тех, кто не боится работы над собой.
Конечно же, та или иная степень внутреннего несогласия с духом (как современных, так и древних) проповедей о христианстве во мне (как и в каждом человеке) есть, и ниже я хочу озвучить не своё недовольство, но сделать попытку раскрыть (возможную) механику того, как дьявол {внутри мыслей и чувств людей} ПАРАЗИТИРУЕТ, в том числе и на проповедях прославленных церковью святых.
В желании склонить кого-либо к образу своих мыслей {пусть даже внешне православных}, мне думается, непременно найдёт себе уютное (опасное) пристанище личная гордыня. Поэтому, боясь гордости, с годами я всё более и более становлюсь склонным к покаянной молитве за ближних, всемерно опасаясь навязывать личное мнение о духовных предметах кому бы то ни было вообще.

Молитва ВСЕГДА действует мягче, точнее и эффективнее любых, даже самых правильных, проповедей.
Но изредка нужны и слова.
С молитвой и личным покаянием перед Богом начнём десять важных для спасения души тем:

(1 тема) Идеальный проповедник
Понимаю, сколь многим не понравится то, что я хочу здесь озвучить. Но это мысли, выстраданные (не только моей жизнью и немалыми скорбями, но и) благодатным опытом. То есть я положительно утверждаю, что иными путями, не так, как об этом будет сказано в статьях далее, — реальную благодать, скорее всего, не сможет стяжать никто.
Благодать же бывает двух родов: 1) призывающая и 2) удерживающая душу при Боге.
Первый вид благодати получают многие. Многие и теряют. Многие о ней забывают.
Но не о призывающей к Богу благодати я поведу речь далее, но о благодати,
удерживающей в подвиге, то есть о такой, которая уже не уйдёт от человека просто так, но останется при нём как залог Вечного Блаженства с Богом в Его Царствии и которая будет пожизненно поддерживать человека в его покаянных трудах к Богу. Об этой, весьма и весьма стабильной, благодати и поведу речь ниже.
Чтобы прояснить мои мысли, приведу пример из жизни.
Жил в Греции некий талантливый человек. Окончил семинарию, показав отменные успехи в обучении. Его скоро рукоположили в священство и, после того как он с отличием отучился в Духовной Академии, возвели в сан епископа и оставили в Академии преподавать богословие, чем он и занимался, по послушанию, лет около тридцати. Потом попал в автокатастрофу. Чудом оставшись живым, ушёл на Афон и поступил на послушание к Старцу.
Старец заповедовал новому чаду ни с кем не разговаривать до тех пор, пока не разрешит.
К Старцу приходили монахи за советом, и епископа подмывало сказать наставление, но было нельзя. Прошло несколько лет. Все эти годы епископ молчал и молился, а потом Старец сказал ему:
— Теперь можешь говорить, с кем хочешь.
Епископ же отвечал:
— Я не знаю, что говорить.
Тогда Старец сказал ему так:
— Ты и раньше не знал, что говорить, но не понимал, что не знаешь.
Вот в чём я вижу ПРАВИЛЬНОЕ понимание духовного.
Душа должна ПРЕОБРАЗИТЬ себя долговременным молчанием, покаянным смирением и многолетними молитвами, и только лишь ПОСЛЕ этого преображения она может проповедовать идеально, но никак НЕ РАНЕЕ.
Душа, преображённая трудами, будет знать немечтательные пути к Богу. Душа будет молчать, когда молчит Бог, и будет говорить, только когда пожелает говорить Бог.
Это КРАЙНЕ-КРАЙНЕ ВАЖНОЕ условие: выстраданная, вымоленная,
выработанная в навык нищета духовная, заповеданная Иисусом Христом.
Доколе душа не потрудится в покаянных молитвах достаточно времени, она не только не сможет проповедовать правильно, но
НЕ СМОЖЕТ и слышать ГЛУБИНУ слов о Боге, НЕ СМОЖЕТ чувствовать важность истин Божиих. Не сможет, даже если от всего сердца хотела бы услышать и пожелала бы понять.
Годы, проведённые в духовном нерадении, НЕПРЕМЕННО сделают всякую душу неспособной к правильному восприятию, и на исправление понадобятся годы труда над собой.
Понадобится \примерно\ столько же лет покаяния, сколько лет душа провела в забвении о Боге…
К тому, что проповедь только лишь тогда достигает цели, когда сами слушающие положат реальные труды покаяния и молитв, я вернусь ещё не раз.
Не нужно обольщаться… Покуда нет за спиной ёмких лет, наполненных молитвой, не сможет раскрыться у человека слух к реальному Голосу Бога, потому в наше время многим людям необходимы уже не годы, а
десятилетия покаянного труда над самим собой — и только после этого срока есть у них шанс научиться слышать проповеди правильнее… понимать читаемое правильнее.
.
А теперь о идеальном Проповеднике, о Иисусе Христе.
Бог пришёл на землю во плоти… Выше Иисуса Христа невозможно найти проповедника, но как действовала Его Проповедь? Безусловно ли?
Если мы всмотримся в Евангелие, то увидим, что нет, не безусловно. Одни люди (Апостолы), хоть они и не сразу могли понять Христа, но всё же развили в себе способность постигать слова Бога, другие же, хоть и видели перед собой своего Создателя и слышали Его, однако не только остались глухи к Евангелию, но сделались ещё более безумными и ожесточёнными к Богу, нежели были прежде.
Плохо ли проповедовал Иисус Христос?
Бог ли не знал, кто перед Ним и каковы мысли слушающих Его?
Но почему же одни (не сразу, но
постепенно) вызревали для Царствия Его, а другие остались недозрелыми?
Исторический опыт Евангелия располагает всякого разумного человека признать, что эффективность проповеди зависит не только от проповедника, но и от внутреннего устроения того кто слушает проповедь.
.
Для того же, кто раскрыл в себе самом {покаянной молитвой} разумение Путей Бога, для того Сам Бог ЕЖЕДНЕВНО проповедует
{Своим Блаженным Покоем внутри него} о событиях происходящих в мире. Бог проповедует не словами, но пытается достучаться до человека событиями его жизни, пытается разбудить душу от обольщений сокровенным течением бытия человека. Эта проповедь ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ Сильна, Властна, Убедительна; столь Убедительна, что Убедительнее уже и некуда, но слышит эти Проповеди Бога лишь тот, кто обучен правильному покаянию.
О проповеди Бога внутри раскрывшегося духовного мира см. статью восьмую.
(2 тема) Идеальная проповедь
Идеальная проповедь для каждого своя.
Я не в силах судить о глубине и частностях переживаний других людей, но на память приходит личный опыт встреч с тем, что там…
Детство моё прошло среди природы, первые предчувствия бытия иного мира приходили ко мне, когда я был один в лесу. Это не описать словами и теперь уже не повторить. Бытие иного мира так властно входило в моё существо, что не нужны были мне никакие доказательства существования иного мира. Он просто существовал, и всё.
Красота леса, гор, красота ветра и того веяния, что не отсюда, так захватывали моё воображение и чувства, что я не припомню за все годы, проведённые в одиночестве в лесу, ни единой скучной минуты. Я знал: лучший мир существует, — знал просто потому, что Бог Сам Свидетельствовал мне это. Каких-то ярких видений я почти не видел, но убеждение в том, что мир лучший (иной) есть и что меня там ждут и любят, у меня было с раннего детства.
Потом начались юношеские годы и далее, всё глубже и глубже вниз по греховной лестнице, всё ближе и ближе к дьяволу. Так, среди многолюдства и страстей, душа познакомилась с иной стороной духовного мира — с миром падших духов. И я бы не сказал, что мир падших духов мне не понравился. Он нравился мне, хотя предчувствие и осознание того, что с ним лучше бы мне никогда бы не иметь ничего общего, у меня было, но влечения к острым переживаниям пересиливали, а о Спасителе Иисусе Христе я даже и не знал.
Я думал, что Иисус Христос — это миф, выдуманный умными дядями, которые пользовались религией как уздой для необразованного народа.
Сознательное же обращение моё ко Христу (как и у многих в начале 90-ых) произошло при чрезвычайных обстоятельствах, когда я был готов кинуться в ноги хоть к кому, только бы не лишиться земной жизни.
Бог ответил. Помог. Неотвратимая гибель моя осталась неисполненной, и начались другие идеальные проповеди.
Я увлёкся молитвой и
[что было следствием моих частых напряжённых молитв] потому начал познавать бесчисленные НЕМОЩИ своего разума и воли, и я научился понимать, что ВСЯ моя жизнь, со всеми её мерзостями, с бесчисленными падениями, со странностями и страданиями, с тьмой моего разума и прочим, (по Благодати Божией) привлекала меня к личному покаянию перед Богом, — это и была идеальная проповедь Бога ко мне. Бог как бы говорил мне (событиями моей жизни): «Без Меня тебе будет плохо…».
Не скоро я понял что Бог призывал меня к Себе, и что не было в моей жизни ни одной бессмысленной минуты… Всё направляло меня не к себе и не к людским (бесчисленно ложным и льстивым) идеалам, но к Иисусу Христу, призывало меня в Царствие Его, в то Царствие, что не от мира сего.
Потому мир делал мне (и я сам себе) и ещё не раз сделает (я сделаю сам себе) больно, потому что мир этот прейдёт, и прейдёт так, что удивится человек. Ведь этот мир, по сути, это почти иллюзия, которую можно сравнить с действием кипятка: и мы бежим от обжигающей нас воды, после чего путь у человека остаётся один-единственный…
Не К СЕБЕ, Не к миру, Не к КОМУ-ЛИБО, но к Богу, Царство Которого не здесь.
Далее, молитва сделала так, что мне открылось бытие иного мира с такой разрушающей душу {и одновременно созидающей заново} силой, что я понял: если и есть нечто надёжное и стоящее внимания, то это Жизнь Божиих истин.
Открылись законы молитвы, и началась иная жизнь, которую невозможно будет никому удержать в себе самом, если он станет расслабленно думать о Боге, если он ослабнет в покаянии и в молитве за себя и за других.
Сейчас, на сегодняшний день, идеальной проповедью для меня является вся моя жизнь, как прошлая, так настоящая и даже будущая.
***Я всей непостижимой глубино
й чувств и мыслей моих понимаю, что без Бога я АБСОЛЮТНОЕ ничто. И что Бог ВСЁ не только для меня, но и для любого живого существа.
То есть Голос Бога дошёл до глубин моего сознания и остался там, остался как Самодовлеющая, Независимая от моих волевых усилий Сила и Благая Воля.
Лучшее, чему научил меня Бог (методом кнута и пряника), —
я ПЕРЕСТАЛ {разучился} задавать Богу ненужные вопросы.
Вот в чём заключалась Идеальная проповедь Бога для меня лично… Бог обучил мою душу молчанию пред Его Премудростью и Волей. Бог сделал покорной душу мою не моим личным представлениям (вечно ошибочным) о Нём и о людях, но смирил мои мысли и чувства.
Так я сейчас живу. Пень пнём и дурак дураком, но зато не своим умом стараюсь ориентироваться в отношениях с миром и людьми, но слушаю Бога…
не Скажет ли Он мне что?
Особой стороной коснулась меня идеальная проповедь Бога при общении с двумя благодатными моими учителями молитвы.
Это было незабываемое время.
Мне не говорили умных слов, но душа чувствовала в наставниках такую силу и блаженство, какие я хотел видеть и в себе самом. Да только не знал, что путь к молитвенному блаженству измеряется десятками лет (почти непрестанного) покаяния.
Многим, ради покаяния и в стараниях жить по Евангелию, пришлось мне пожертвовать, но я ни о чём сейчас не жалею, потому что приобрести удалось лучшее. Кто-то может сказать, что ему улыбнулась жизнь, а я с полной уверенностью говорю, что мне Улыбнулся Бог; а Улыбка Бога — многого стоит… Она делает человека блаженным ещё здесь, на земле.
Вот что такое Идеальная Проповедь Бога — это возможность Чувствовать Его Благость в своём теле, в чувствах и в мыслях; это покой, несмотря ни на что; это предчувствие Будущей Жизни столь сильное, что пропадает желание видеть и чувствовать этот мир. Хочется ослепнуть и даже скорее умереть, чтобы перестать видеть покрывало, закрывающее Лицо Бога, — этот мир.
Не назову этот мир грешным, потому что это гордо, но он — покров на Лице Бога. И дай Господь, придёт время — я перестану видеть этот покров, а если бы мог, то не стал бы на него смотреть уже и сейчас.
Любить тот кипяток и ту тяжесть, что принесла мне моя земная жизнь, мне не за что… позади лишь боль, тьма, скорби, разочарования, обольщения, погоня за ложью бесчисленной внутри себя и вне себя.
Всё же надёжное, благое, истинное, радостное находится не здесь, но ЛИШЬ в Торжествующем Царстве Иисуса Христа.

(3 тема) Идеальный слушатель
Идеальному слушателю не нужны ни книги, ни проповеди.
В правильном смысле слóва ему не нужны и святые Отцы, не нужно даже Евангелие. Ему нужен Сам Господь, нужен Его Дух, нужны Его Непрестанные Живые несловесные Ответы на его молитвы. Поэтому
самая важная книга (для идеального слушателя) — это православный молитвослов. При надлежащем терпении в молитвослове можно без труда найти ответы на все свои духовные запросы, и отвечать тебе будет Сам Бог.
Молитва в форме монолога перед Богом или святыми — это (для меня лично) давно уже не молитва, но жестокая насмешка над молитвой.
Читая молитвы, я должен слышать Бога лучше, чем себя.
Правильная молитва наполняет душу столь сильными переживаниями, что сравнивать их с чем-либо иным — неразумно. Я не к тому, что святые отцы и Евангелие не нужны, но к тому, что живой разговор с Богом ВСЕГДА будет многократно важнее чтения любой православной духовной литературы, а неправославное лучше и в руки не брать даже, а не то что читать и вникать…
Чтение Евангелия и Отцов позволительно и полезно, когда душа спит к Богу и её нужно разбудить к молитве или же к покаянию. Но если душа ожила в молитве и слышит отзвук на свои прошения, то молитвослов (большинство молитв можно знать на память) — это ЛУЧШЕЕ чтение на любое время дня и ночи.
У святых Отцов хорошо замечено… «Дар говорить и дар слышать, оба дара есть дары Святого Духа».Сравни «..каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом» (Кор. 12:7-8)
Если человек обучен молиться правильно — то есть когда он молится с разумной мерой боли о себе самом, — то проповедником и просветителем его души становится Дух Божий, Сам Господь, Матерь Божия, Ангелы или кто-либо из святых Бога. Кто же лучше, чем они, научит душу правильнее понимать Бога?
Поэтому, когда передо мной стоит выбор между молитвой и чтением Отцов или Евангелия, в 99 случаях из ста я предпочитаю молитвослов или чтение молитв на память. Если ум молящегося или думающего о Боге излишне наполнен цитатами из Отцов и Евангелия, то это недобрый признак.
Правильно молящийся должен ЧУВСТВОВАТЬ Дух Бога, должен ГЛУБИННО переживать Радость Живой Возможности Питаться Духом Бога, подобно тому как тело человека питается земным воздухом. Правильная молитва радует, наполняет, живит, открывает для души мир Божественного Покоя и Красоты. Правильно молящийся видит в этом мире Действие Совершенства Божия. Правильная молитва наполняет душу верой, а не многосложными мыслями о Боге.
Слова для правильного действия молитвы почти не нужны.
То есть молитва правильная должна давать и телу, и душе человека Жизнь, Покой, Маломыслие.
Если же душа молящегося наполнена сложными видениями и словами, то это говорит лишь о том, что обольститель — дьявол вклинился в разум между душой человека и Богом и внушает сознанию прельщённого нечто своё, лишая душу нищеты духовной и Покоя.
Нищета духовная — это ведь ПРЕЖДЕ всего ОТСУТСТВИЕ слов и личных (гордых) чувств в душе к кому-либо, в том числе и к Богу.
Святые аскеты подметили: «Тот, кто не видит ничего, тот видит Бога». Сравни: Преп. Антоний Великий «Божество невидимо людям и реально недоведомо (неосмысляемо). Так и солома не переносит поднесенного огня, но вспыхивает и обращается в пепел».
Оно и правильно, ведь Бог Бестелесен. Как можно в словах и ведениях увидеть правильно Того, Кто не имеет формы?
Я не проповедую здесь нечто неправославное. Не проповедую некоторое мысленное безмолвие, подобное буддийской или оккультной нирване, но лишь говорю о том, что если Бог и станет говорить что-то душе, то Он сделает это без слов и без видений — ГОРАЗДО доходчивее и лучше, чем если бы во время молитв твоих внутри тебя образовывались бы красочные видения и слова.
…………..
Бог любит молчание.
Молчанием Своим Бог может бесконечно долго наполнять дух и разум человека, и уму Божие молчание не надоедает… Прп. Исаак Сирин не зря сказал: «Молчание есть Тайна будущего века», и если душа во время молитв своих научится чувствовать и Жить (Живопитаться) Духом Бога без посредства слов и видений, — это будет лучшее состояние для неё.
ТОЛЬКО ЛИШЬ на фоне смирения ума, ТОЛЬКО ЛИШЬ на фоне безмолвия мысли, ТОЛЬКО ЛИШЬ на фоне сокрушения духа ЛЮБЫЕ проявления личной гордыни становятся явными, потому что гордыня НАРУШАЕТ внутри человека Безмолвие Бога. Всё, что нарушает Безмолвие Бога внутри человека, это и есть гордыня.
…………
Поэтому-то во время правильной молитвы лучшее состояние души — когда душа не слышит внутри себя НИКАКИХ цитат, НИКАКИХ словесно оформленных мыслей, НИКАКИХ сложно выраженных умопостроений перед Богом или перед святыми.
Бог Прост. Он любит Простое общение с душой и телом человека.
Бог, Его «слова», вернее Он Сам, Бог Слово, Бог Дух, Бог Отец в Троице, — это и есть воздух души и тела человека,
не нуждающийся в словах.
Это можно сравнить с живым сильным чувством любви к другому человеку. Ты видишь того, кого любишь, ты искренно наслаждаешься тем, что видишь, но стоит начать словами описывать переживаемую тобою любовь — и душа неизбежно утратит полноту переживания.
(Дополнение к 2-ой теме)
Пару слов о буддийской и о медитативной нирванах и об оккультных мистических состояниях.
Я не проповедую здесь ни буддизм, ни оккультную мистику. Более того, я не знаю, что такое буддизм. Зачем мне пустословить о том, чего я не испытал на практике? Я лишь хочу сказать, что Евангельской нищеты духа (Евангельского молчания ума основанного на нищете духа своего) вполне будет достаточно для более или менее правильного чтения любой из православных молитв. А что переживают буддисты и оккультисты-мистики внутри себя — мне неизвестно.
Мой Спаситель и мой Единый Бог — Господь Иисус Христос.
Когда я читаю свои молитвы, душа моя направлена непосредственно к Богу, к Пресвятой Троице, направлена к Личности Иисуса Христа, к Матери Божией или же к конкретному святому, Ангелу (Ангелам).
Нужды в безличном Боге или же в некоей безличной нирване у меня
никогда не возникало, как не возникало стремления к безличному молчанию ума и чувств.
Стремление к безличному молчанию ума я воспринимаю — как прямой путь к безумию. Молчание же ума перед Непостижимыми Действиями Бога — это разумная мера предохранения себя от высокоумия.
Вообще, умение правильно чувствовать и слышать внутри себя Действия Бога должно быть основано не на личных усилиях разума и чувств человека (как это достигается в аутотренинге, при медитации или в оккультизме), но всё правильное должно основываться на Блаженных Действиях Самого Бога
[Которого мы призываем в своих молитвах], и в этих случаях [когда внутри духа человека Действует Бог Своей Любовью и Блаженным Покоем] слова душе становятся не нужны.
Вот такой вот парадокс духовной жизни…
Если кто пожелает стать идеальным слушателем Проповеди Божией — тот пусть отучит себя
молитвами почти от мыслей что сформированны в слова — пусть отучит себя от сложных умопостроений, потому что Бог — Предельно Прост.
(4 тема) Идеальные условия раскрытия (и удержания) духовных ценностей
Идеальное условие раскрытия молитвы — опять же безмолвие ума основанное на нищете духа, о котором я говорил главой выше, и {в определённой РАЗУМНОЙ мере} нужно обязательное смиренное и разумное безмолвие всех личных чувств, чтобы гордой своей «любовью» к Богу не провоцировать Бога предавать душу сатане на смирение.
В молитве (это понимание приходит не сразу, но лишь с годами покаяния) главное не то, что ты скажешь Богу, но то, что Бог скажет тебе.
И для того чтобы услышать ответ Божий, нужно (в навыке) приучать ум и чувства свои к их СМИРЕННОМУ РАЗУМНОМУ (ИСКРЕННЕМУ ВЫСТРАДАННОМУ) молчанию перед Богом.
То есть: наступило время молитв — твой разум должен очиститься от любых посторонних мыслей, он должен стать чистым от земного, в навыке, на молитве ум должен быть свободным от любых приходящих к ней образов. Это очень трудно добиться, но душа должна уметь в навыке не зависеть от своих гордых чувств и помнить что вне мысленного и чувственного безмолвия (вне выстраданной и вымоленной у Христа нищеты духа) никому невозможно будет весомо достучаться до Бога и невозможно будет научиться слышать (точнее бы сказать — ЧУВСТВОВАТЬ) ответы (Благость) Бога, обращённые к тебе лично.
Как отвечает Господь?
Громом ли с Небес?
Голосом? Голосами ли?
Видениями и наставлениями?
Нет.
Глас Божий проще, и нужно уметь Его понимать.
Глас Божий — это чистота ума на молитве. Не нужно ожидать, что чей-либо разум может стать чистым, пока Бог Сам не Коснётся его мысленного Неба. Вне Действия Духа Божия в ком-либо, НИ ЧЕЙ разум не может истинно безмолвствовать в том числе и перед Богом. Глас Божий — это Радость Особая иТихая, (это радость не моего \личного и потому глубоко падшего\ бытия или моего мысленного или чувственного падшего самовыражения, но) это Радость Его Бытия внутри меня.
Глас Божий — это насыщенность тела, души и ума тем, что узнаётся опытным в покаянии молитвенником сразу же. Так же, как сразу же узнаётся и то печальное время, когда Господь (Дух Его) отступает от души. Глас Божий — это Его Лицо и Его Дух. Глас Божий — это Сам Бог, это — Его Благость и Его Непрерывающаяся ни на одно мгновение истинная Любовь.
Парадокс, но Лицу Бога свойственно Безмолвствовать и не иметь никакой формы и вида, и в тоже время Лицо Бога не безмолвствует ни единого мгновения — потому что Оно НЕПРЕРЫВНО Излучает Благость.
Вот эта вот Благость Божия, эта
Радость Его Бытия внутри души и внутри тела человека — это и есть Идеальное условие для того, чтобы душа не ослабевала в подвиге покаяния, и чтобы душе не становилось скучно во время любых из её молитв.
Стоит со смирением помнить что НИЧТО кроме Самого Духа Божия не сможет и удерживать в человеке ведение, чувство, важность и осознание первостепенной необходимости в Духе Бога.
Вот что важнее важного осознать человеку.
Духовные ценности, вкус к ним, само знание о них — это и есть Сам Господь, это и есть Личное Действие Бога внутри чувств и мыслей человека.
Когда же человек начинает сам «рожать»
из себя самого «духовное», тогда НЕУМОЛИМО получаются: ереси, заблуждения, неизбежные искажения и преступное умаление Божиего Пути.
Вот почему молитва должна крепиться
на двух важных основах: на Евангельской нищете духа (то есть на безмолвии ума и на безмолвии {гордых} чувств) и на НЕПРЕРЫВНОМ стремлении к (глубоко покаянной) молитве, чтобы внутри (в навыке) образовалось как можно менее своего личного, но как можно более того что Божие — то есть — Его Мир, Любовь Божия, и благодать Спасителя Христа.
И нищета духа, и стремление к непрерывности молитвы (возлюби Бога ВСЕМ сердцем, крепостью, душою, разумением) — это очень и очень нелёгкие добродетели, но нелегко они даются лишь в начале молитвенного покаянного пути, а потом, когда уже будет пройден некий невидимый рубеж (определённый Самим Богом, а не человеком), тогда уже
нищета духа и безмолвие ума с Живым Чувством Бога станут душе и телу СТОЛЬ же естественными, сколь естественно человеку дышать.
Много ли тратит сил и энергии человек на земное дыхание?
Если он не болеет астмой, то настолько немного, что даже не замечает усилия лёгких своих.
То же самое может произойти и с молитвой.
Когда душа проникнется мыслью, что важнее молитвы к Богу НИЧЕГО нет,
когда душа в навыке научится опираться не на себя и не на свои личные представления (почти во всём и всегда ложные) о мире, о Боге и о Божественном, тогда в душу и тело человека может Войти Идеальное условие раскрытия и удержания всех и любых истинно духовных ценностей — Сам Господь. После чего человек может стать подобным грозному боевому кораблю, ведомому Богом в Царствие Христа.
Чувства человека будут обучены, и при появлении на «горизонте» чего-либо враждебного Духу Божию душа МГНОВЕННО отреагирует. Всё неспокойное и враждебное душе будет с предельной беспощадностью уничтожено, будет изгнано из души и сожжено Огнём Духа Божия.
Вот в чём заключается секрет плодотворной стабильной молитвы покаяния и любой истинной духовности вообще. Душа и тело молящегося должны вкусить Радость Свободы в Боге и Богом.
Если этой Радости Свободы в Боге (примиряющей душу и тело человека со всем миром и со всеми обстоятельствами его жизни) человек не вкусил, то на пути угождения Богу он скоро выдохнется, он перестанет быть искренним в своих молитвах, и духовная (покаянная) жизнь души сместится с центрального места на периферию ума. Человек станет номинальным верующим… он станет унылым, скучающим, тоскующим, несостоявшимся, печальным, мятущимся от досаждающих ему обстоятельств и от внутренне раздирающих (терроризирующих его разум на молитвах) страстей.
И вот тут, на этапе Живой встречи с Богом, приучающим дух человека к Живому Безмолвию Бога, всякий кающийся аскет (а встретить Бога внутри себя можно, лишь умея и любя отказывать себе самому во многом и многом ради покаянной молитвы) сталкивается с феноменом сокрушения духа…
Дух Божий находится при человеке ТОЛЬКО тогда, когда душа осознаёт в себе самой ад, присутствие ада и бесконечную любовь ко всему тёмному, безумному, неразумному, сатанинскому. Дух Бога бывает благосклонен к душе лишь тогда когда человек искренне, честно, в долговременном навыке, не по актёрски считает себя самого истинно хуже всех и даже хуже самих бесов.
Но как только человек
хоть тенью тени мысли подумает о себе, что он что-то умеет хорошо (что умеет правильно молиться там, смиряться или же каяться), как Дух Божий МГНОВЕННО оставит гордеца, и внутрь него (у многих этот процесс удаления от Господа происходит незаметно для их сознания) войдёт обольщающий разум гордого сатана, НАПОЛНИВ ум и чувства обольщаемого МНОЖЕСТВОМ образов и НЕПРЕРЫВНО МЕНЯЮЩИМСЯ обилием «мудрых» «Божественных» «озарений» и иное.
Чем отличается прельщённый от смиренного?
В прельщённом живут множество видений, множество планов, множество страхов перед будущим и множество предположений. Прельщённый не может не судить ближних и дальних, иногда он бывает в экзальтации и он неизбежно живёт в обязательном внутреннем непокое. В смиренном же нет ни видений, ни планов, ни предположений, кто и как будет Судим Богом. В нём невозможным становится суд над ближними и дальними, в нём нет ни экзальтации, ни тем более какого-либо страха или же непокоя. Ум смиренного пребывает в Блаженном Безмолвии Бога. А Блаженное Безмолвие Бога — это и есть тот самый мысленный экран, на котором только и можно увидеть любое, даже самое малейшее движение духа бесовского около себя.
Да, дьявол может очень многое… Он может обмануть кого угодно из людей, но есть вещи, для него непосильные. Приблизившись к душе, сокрушившей себя (по возможности непрестанным покаянием), он
НЕ МОЖЕТ при своём приближении не нарушить Божиего Смиренного Безмолвия внутри человека.
Вот почему преп. Нил Сорский сказал ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ важную мысль: «Вслед за бесстрастными помыслами всегда страстные последуют, как опытом познано было. Вход первых причиной [для входа] вторых бывает», то есть первые мелкие мысли на молитве — это и есть самый что ни на есть точный признак того, что дьявол начал АКТИВНОЕ общение с душой. А в духовной жизни мелочей нет. Да и нарушение наиболее важной заповеди в Законе — «Возлюби Бога ВСЕМ сердцем, крепостью, душою, разумением» — НИКАК не может быть мелочью… Ведь если мысли твои (хоть на минуту-две) удалились от нищеты духа, удалились от памяти о Боге и от покаяния — это прямое НАРУШЕНИЕ Наиглавнейшего Закона, это прямое преступление души перед самой собой. Но, к сожалению, среди современных нам «верующих», в том числе и среди священства, нередко действует дух самооправдания: «мы не монахи, и потому молиться непрестанно мы не можем и не обязаны».
Ну, не монахи так не монахи… Насильно ведь мил не будешь?
Любить Бога не ВСЕЙ крепостью своей, не ВСЕМ разумением своим, не ВСЕМ сердцем своим, не ВСЕЙ душою своею, но лишь по временам (когда придёшь на службу или во время утренних и вечерних молитв (15 минут утром 20-25 минут вечером)) никому ведь не запретишь, верно?
Так пусть тогда уже и не удивляются православные, что не стало между ними истинных наставников, что не стало чудотворцев и святых, подобных древним святым.

(5 тема) Механика действий дьявола в современных проповедниках и слушателях
Понимаю, что многим — большинству — не понравится то, что я озвучу ниже, но мне хотелось бы здесь позволить себе быть предельно откровенным. Те мысли, что изложу, малопопулярны, многим они окажутся в новинку. Уверен, даже тем, кто примет их всем сердцем, сложно будет переварить их в себе самом (и уж тем более сохранить надолго) — потому что природа человека (убитая грехом Богоотступничества) КРАЙНЕ ЖЁСТКОЕ оказывает внутри всякого человека
мысленное СОПРОТИВЛЕНИЕ всему истинно христианскому.
Так как же действует дьявол внутри душ людей, говорящих и слушающих проповеди о вере?
***Проблема эта является архитрудной и архисложной, потому что всякий человек ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО вызревает к тому, чтобы перестать ему опираться на свой разум, но научиться (в навыке) опираться на Разум Иисуса Христа.
А
другого пути избавиться человеку от ЕЖЕДНЕВНЫХ И ЕЖЕМГНОВЕННЫХ действий внутри него дьявола нет. Есть ТОЛЬКО один путь: Господь должен Сам ЗАМЕНИТЬ в человеке {все и любые} выводы его рассудка.
Очень непросто приобрести человеку у Бога нищету духовную.
Очень и очень непросто человеку перестать доверять себе самому совершенно во всём!
Предельно непросто человеку УДЕРЖАТЬСЯ в смирении своего ума.
А
для многих верующих (в наше духовно слабое время) непросто даже и прийти к (несложной, по сути) мысли, что плод познания добра и зла — НЕПОСИЛЕН для человека и НИКОГДА (в том числе и в Вечности) этот плод не окажется посильным ни для кого во Вселенной, но лишь когда Сам Бог {сделав чувства и мысли человека \или Ангела\ Своим Домом — для чего изначально и был создан человек, чтобы быть Храмом и Домом Бога} войдёт в чувства и мысли человека — ТОЛЬКО тогда человеку будет ДАРОВАНО Блаженство познания добра и зла в природе МАКСИМАЛЬНОГО Послушания Богу, по Личному действию Духа Бога…
Вот только ТОГДА и сможет человек увидеть в себе самом все без исключения действия дьявола, лишь тогда — когда Сам Бог войдёт в чувства и в мысли человека. И при этом вхождении Бога в рассудок человека душа НЕПРЕМЕННО и НЕИЗМЕННО опустится в Духовный Плач
о всём в себе самой, как в Священную Бездну, как в истинную Жизнь в Боге. Лишь только тогда душа станет истинно разумной — когда Дух Божий войдёт внутрь неё и Освятит там всё Своим Разумением.
Любые же иные попытки разума человеческого и чувств увидеть в себе самом грех (вне Личного Действия Духа Божия в человеке) обречены на неумолимую неудачу.
…….
…….
С чем можно сравнить человека, пришедшего к вере?
Сравнить его можно с автомобилем, брошенным в воздушную среду.
«Жил» себе этот автомобиль, «жил». Ездил по дорогам своего разума, думал, что умеет делать правильные повороты и остановки, и вдруг бац! — и оказался в воздухе…
Руль вправо — руль влево. По тормозам. По газу. А эффект НУЛЕВОЙ. «Машина» не слушается сама себя!
Хоть «открывай дверь», вылезай из «машины» и бросайся вниз, потому что толку в управлении уже нет. И через этот опыт (познания почти ПОЛНОГО БЕССИЛИЯ личных желаний перед Богом) проходят все…
Видит человек с годами и даже с десятилетиями молитвенной практики, что личные усилия его в вере не приносят ему должного удовлетворения. Усилия могут быть многолетними и немалыми — только вот РЕАЛЬНЫЙ результат придёт
ВЕСЬМА и ВЕСЬМА сомнительный.
А что нужно было делать?
Нужно было, под руководством опытного духовного отца, ОСОЗНАТЬ, что Духовная Жизнь — это Жизнь по Иным Законам, это жизнь не по человеческим законам и представлениям, но по Законам
Божиим и по Законам Непостижимым. Нужно было, чтобы «автомобиль» души «в воздухе» многолетнего смирения был ПОЛНОСТЬЮ разобран и ЗАНОВО собран в принципиально иное «транспортное средство», в некое подобие самолёта или же ракеты, способной делать реальные повороты, остановки и любые иные {угодные Богу} Движения в Воздухе Божественной Благодати.
Вот что является основным препятствием в самопознании, в покаянии и в опытах практического приближения к Богу… Человек, будучи условно «автомобилем», может хотеть научиться движению в Воздухе Бога — но у человека НИЧЕГО не получится до тех пор, пока он (ПОКАЯНИЕМ и Огнём своих молитв) не переделает всего себя по образу Ангела Господня.
…….
…….
А что происходит с человеком, когда он пройдёт переделку и научится быть уже не «автомобилем», «думающим» по-земному, но когда Бог даст ему крылья НЕПРЕСТАННОГО покаяния?
Произойдёт, как я это называю внутри себя, «эффект пустого Божиего Храма».
По долгу служения в церкви мне приходилось немало времени проводить внутри храма в почти полном одиночестве. И до сего дня, если позволяет здоровье, прихожу за полчаса-час до начала богослужения. Открыл же я «эффект пустого Божиего Храма», когда занимался росписью.
Если своды храма высокие, то наблюдается такое.
Начинаешь слышать то, чего в повседневной жизни не слышишь.
Шорох одежды. Дыхание. Кажется, что даже лишнее движение мыслей вызывает в пространстве храма НЕСВОЙСТВЕННОЕ для Святости Места НАРУШЕНИЕ Тишины Божией. Вот именно это и должно произойти внутри души умеющей и любящей в навыке ВСЕГДА каяться
о всём в себе.
Внутри души должна Поселиться Тишина Бога, и в этой Тишине законно и естественно может проявлять себя
ТОЛЬКО лишь Сама Тишина Бога, только лишь Божия Любовь и только Его Покой. И чтобы вокруг души {отринувшей общечеловеческое гордое плотское мудрование}, в которой Поселилась Тишина Иисуса Христа, ни происходило, такая душа никого и ничего не должна оценивать, да и оценивать она не пожелает и не сможет. Но душа станет просить и просить Бога, чтобы Он, Всемилостивый, НЕ ОСТАВИЛ бы никого, потому что все люди немощны точно так же, как немощна она сама!
В навыке нужно научиться быть настолько самостоятельным и независимым ни от чьего гордого мнения, чтобы ЛЮБОЕ движение души, которое НАРУШАЮЩЕТ Тишину внутреннего храма и Любовь Божию, воспринималось рассудком как движение дьявола внутри себя… Вот, лишь только тогда душа сможет научиться слышать православные проповеди (и правильнее понимать всё прочтённое) без сокровенного тайного и явного участия сатаны внутри своих чувств и мыслей — вот так вот всё непросто и просто одновременно.
Но, что же делает дьявол внутри тех, кто не успел переделать земной «автомобиль» своей души в подобие Ангела?
Он направляет ВЕСЬ
[в целом] строй мыслей человека или вовне (чтобы тот осуждал дальних и ближних) или же внутрь (чтобы тот, на основе личной гордости, возмечтал, сколь много добрых дел он якобы сделает, и как много и хорошо он будет молиться, и о прочей гордой пустоте).
Если услышит горделивый человек о Любви Божией — то вместо того чтобы относиться к Любви Божией как к НЕПОСТИЖИМОМУ для него Таинству, он может начать думать (то есть обольщаться), что он якобы знает, что такое истинная Любовь Божия, и может начать судить о Любви Бога по-своему, по-человечески, «по-автомобильному» — неуклюже, и в сути своей умственно безсильно, грубо и конечно же крайне неверно.
Более чего-либо иного сатана любит направлять ум и чувства человека, слышащего о Заповедях Бога или же что-либо из писаний святых отцов о молитве, о покаянии, о смирении и о посте,
против дальних и ближних его.
Слышит человек о целомудрии — и осуждает.
Слышит о непрестанной молитве — и осуждает.
Слышит о непрестанном покаянии — и осуждает.
О чём ни услышит у святых (о Богоугодном и о святом, по его «автомобильному» мнению), тем он и осуждает ближних своих.
Последние времена — сугубо излюбленная сатаной тема в наше время… И как же в тайне приятно бывает прельщённому человеку думать, что все вокруг него погибают, а вот он («автомобиль») знает истинный путь…
А что же особое делает дьявол внутри множества православных проповедников?
Он тайно лишает их смирения.
Сатана тайно для их самих лишает их осознания того, СКОЛЬ глубоко в падении находится ВСЯКИЙ говорящий или пишущий о Боге…
Дьявол стремится лишить всякого человека, не чего-либо иного, но именно по возможности НЕПРЕРЫВНОГО ПОКАЯНИЯ… Вот так вот всё просто и непросто одновременно.
Слышащий да разумеет.
….
Как же чувствует себя душа, обученная смирению ума своего и смирению чувств, если она встречается с печальными ссорами между людьми?
А никак…
Ветры человеческих ссор и разделений не способны увлечь ту душу, которая сумела войти в Тишину Бога.
****Если в душе, из которой изгнан сатана, и возникают какие-либо неспокойные мысли, то все они переплавляются Благодатью Бога в простейшее покаянное
чувство: «Боже, не оставь никого… Всех, кого возможно, помилуй и спаси». И не смотрит душа (живущая в Боге), кто какой веры придерживается и кто насколько глубоко заблуждается, но РАВНО молит о всех Господа ещё и ещё раз. «Боже, не оставь никого… Всех, кого возможно, помилуй и спаси».
….
Хочешь ли ты, редкий читатель мой, сумевший услышать смиренные мои мысли, знать, что является критерием того, есть в тебе дьявол или же нет? Действует ли он в тебе или же нет?
Если имеешь ты чувство неприязни или нелюбви хоть к одному человеку — неважно, жив он или уже у Господа; если душа твоя рассуждает о ближних, деля их на «правильных» и «неправильных»; если ты не просишь Бога о Милости ко всем, но желаешь, чтобы Бог одних переместил туда, других сюда, — то знай: ты пока ещё «автомобиль», пытающийся «летать по воздуху». И будь уверен, что внутри истинной духовной жизни у тебя никогда и НИЧЕГО дельного не получится и что Бог не услышит тебя, но плодом гордого твоего суда над ближними будут: неуспех в духовном, томление, суета, пустомыслие, внутренняя тяжесть…
Но если ты
никого не судишь, но ВСЕГДА в тебе живёт искреннее Господне: «Боже, не оставь никого… Боже, всех, кого возможно, помилуй и спаси» — то ты уже не «автомобиль» в вере, но близок к Тому, кто Живёт и Правит Ангелами святыми, и ты (по Милости Бога) теперь уже в них, а они в тебе живут в блаженном Божественном безмолвии мыслей твоих. И потому ты так Блажен, и потому внутри души твоей обычно бывает долговременно: Тихо, Надёжно, Спокойно и Радостно, потому что Безмолвен и Блажен Живущий в тебе Христос.

(6 тема) Что такое глубина действия духовных истин в человеке (о стяжании христианского {монашеского} дерзновения)
Если человек правильно сориентируется в Евангелии, если он сумеет избежать ловушек самооправдания и гордого (самонадеянного) подвижничества, то (пусть не сразу, но с годами молитв) душа его может начать разгораться к Богу всё более и более Устойчивым Огнём Его Любви, а Огонь Любви к Богу — это и есть истинная молитва. Огонь Любви к Богу — это и есть истинная Жизнь в Боге.
****Но необходимо иметь ясное понимание что Любовь к Богу — это есть Личное Действие Святого Духа в человеке, это есть Действие Божиего Милосердия в человеке, но никак не действие любви той самой человеческой которая оказалась безконечно повреждённой по падении Адама во всяком и в любом из людей.
****Тот, кто нашёл Огонь Любви Божией, тот, кто стяжал христианское дерзновение, тот, кто научился правильно молиться и правильно понимать Бога — тот, есть тот в ком действует Сам Бог по непреложному литургическому принципу: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще».
Это необходимо ясно осознавать:
всё идеально правильное в любом живом существе — это и есть Действие Самого Бога, и потому, чтобы обучиться правильной Жизни в Боге, необходимо усвоить всё, что привлекает Бога внутрь души своей, и постараться как можно далее держаться от всего того, что располагает Бога от души удаляться.
В этом и состоит труд.
Человеку как бы самостоятельно (с немалыми сложностями) нужно так изучить Характер Бога, нужно так стремиться понять Евангелие и так постараться исполнить всё возможное для него, чтобы мог настать Блаженный период Действия в нём Божиего Духа, чтобы раскрылись в нём глубины Божиих Животворящих истин. Если же глубина духовных истин Бога в человеке раскроется — тогда человек может вступить в реальное внутреннее чувственное и мысленное единение с Небожителями {в единение с Живыми истинами Бога и Самим Богом}.
В духовном мире, подобно тому как на земле человек поддерживает жизнь тела земной пищей, душа его может поддерживать в себе самой Вечную жизнь и Блаженство, лишь питаясь глубиной Божиих истин (или, точнее, питая себя Самим Богом Истиной, а Истина всего лишь одна и это Сам Господь). Если же кто пожелает быть истиной вне Иисуса Христа, то — пожалуйста, места в аду хватит на всех, желающих проявить себя в мнимо «свободном» творчестве.
Вот так вот всё непросто, просто и строго одновременно…
Кто не со Христом, тот против Него.
Что же может произойти с чувствами и мыслями человека, обучившего себя смирению перед премудростью Божией ценой разумного отказа от своего (неизмеримо испорченного падением Адама) рассудка?
Душа может получить возможность ежедневно с силою впитывать внутрь себя из Небесного Царствия Божия Энергию Любви святых. Когда душа \опытная в молитве\ обращается к Богу или к кому-либо из святых, то она здесь же и СРАЗУ же, прямо во время совершения молитвы своей, получает живой ответ от Бога
, который ясно понимает не только чувствами: но, блаженство Бога явным образом будет отражаться в теле молящегося. И в чувства и в мысли и в тело молящегося вступит радость его со-бытия с Богом. Во время молитвы, его мысли вкусят радость Живого Покоя Небесного, а по телу пройдёт Огонь Прохлады Духа; и всё это (Радость в мыслях и Радость в теле от их Блаженного со-бытия с Богом) должно быть не редким исключением, но это должно быть ПОВСЕДНЕВНОЙ реальностью КАЖДОГО верующего христианина. Встречается же подобное Живое единение со святыми нечасто — только лишь потому, что самооправдание и обычаи мира сего лишают большинства верующих полноты самоотречения ради Иисуса Христа.
****
Проблема же обретения христианского дерзновения до глубокого изумления проста, и для её решения 99% успеха зависит от долготерпения на молитве.
Если уж сказал Господь, что Его нужно любить ВСЕМ сердцем, помышлением, крепостью и душою, то всё, что нужно, — это явить пожизненное самоотречение и долготерпение ради
наибольшей из заповедей Бога.
Да, самоотречение это трудно и сложно, но, ведь это и несложно одновременно. Более же всего самоотречение сложно лишь потому, что оно крайне не в моде в наше время. Оно сложно ещё и потому, что ближние наши почти непрерывно ожидают, а иногда и требуют от нас жизни не с Богом. К сожалению, у ближних и у дальних наших есть нескончаемая масса иных целей, тех самых целей которые к заповедям Христа никак не относятся; впрочем, разного рода и общие всему миру уклонения от строгих заповедей Христа не избавляют ведь верующих от ответственности? Путь к Богу указан в Евангелии один, любить Бога ВСЕМ помышлением своим и другого пути нет и не будет никогда. Дьявол же будет стремиться пожизненно ЗАТМЕВАТЬ внутри всякого человека всеми возможными для него отвлечениями и увлечениями не что-либо иное, но именно Важность Евангельских истин. Нам же, нужно стараться ежедневно удалять из себя всё то лишнее, что мешает Богу проявлять Себя Свободнее внутри человека.
(7 тема) Моя проповедь (мои публичные размышления о духовном)
Естественно, дьявол может с лёгкостью обойти и исказить любую из моих статей внутри любого читающего человека, с учётом индивидуальных особенностей каждого.
Как это делает сатана?
Он (внутри сознания человека) высвечивает ложным светом важности некие истины (Божии или же иные), которые, как прельщённый думает, он понимает достаточно хорошо.
Это и есть наиболее сложное для многих…
Понять, что
дьявол прячется внутри человека ПРЕЖДЕ всего в том, что человек считает для себя ясным и понятным.
Сатана так умело подминает под себя общий строй мышления человека, он может столь тесно и плотно тайно охватывать практически все без исключения мысли и чувства человека, что многие попросту не видят личных действий дьявола внутри себя, так он им близок.., но, как только кто-либо начнёт посвящать молитве всё более и более времени, то его может изнутри, а иногда и снаружи начать ЛИХОРАДИТЬ так, что он потом мало что хорошо понимает — так где же духовный верх, где низ и что ему с самим собой нужно бы сделать, чтобы стало легче и проще жить?
****Вот что происходит с душой, как только она начнёт делать попытки реально приблизиться к Богу… Вплётшийся в глубину сознания человека сатана начинает с болью и с немалыми потрясениями выходить из души, и выходит сатана из человека много-много медленнее, чем это хотел бы кто-либо.
Классика православного духовного развития, так сказать…
Молитва вместо покоя и блаженства в Боге вначале приносит душе обязательный непокой, приводит к немалым скорбям и вводит в долговременные нелёгкие испытания.
В этом периоде страсти то и дело с силой взрываются внутри человека.., и всё, чего особо и тайно боится в период очищения души от гордости дьявол, — это если душа СМИРИТСЯ и признает искренне саму себя дурой. Дьявол особо боится если какая душа признает саму себя ошибающейся истинно почти что
во всём. То есть дьявол особо и тайно боится, когда какой-либо человек начнёт относиться ко всему не как к понятному и ясному для него, но, как к Тайне Божиего Мироправления.
Вот о чём я стараюсь говорить как можно более часто на страницах моего сайта, как буквально, так и иносказательно, как прямо, так и косвенно.
****
Мир, всё что в нём и всё что в человеке — ВСЁ это ТАЙНА Божия, и тот, кто считает себя способным исполнять и знать какую-либо из Тайн веры хорошо, тот ОДНОЗНАЧНО находится в безраздельной власти гордого духа тьмы

Нищий же духом, не только веря, но и по опыту покаяния зная, что мир — это Непостижимая тайна Бога, не дерзает видеть себя знающим хоть что-либо хорошо и конечно же, он никогда не дерзнёт думать что он умеет что-либо духовное делать хорошо. И хотим мы это или же нет, но во все времена, те кто думает, что знает веру хорошо, будут тайно и явно духовно противостоять всем тем, кто относится к вере как к Тайне Божиего Промысла.
(8 тема) Проповеди внутри Божиего мира (внутри раскрывшегося духовного мира)
Когда душа войдёт в духовный мир (что, на мой взгляд, не так уж трудно достичь при жизни в теле), то как же сильно удивится она тому, что в духовном Божием мире проповедует о Благости Божией — совершенно всё без исключения. Тамошний воздух.., всё пространство.., все необозримые просторы.., ты сам (там)… и покой всего и вся там… — всё это будет восприниматься не иначе, но именно как Личные Действия Духа Божия, будет восприниматься как Личные Действия Самого Господа, Святой Троицы. Познаётся же эта благость не через слова (
на Небе нет слов), но эмпирически. Услышать и понять что-либо в этих проповедях (точнее сказать в пении Духа Божия и в пении Ангелов везде там) можно лишь только через личный опыт. Если же кто попытается описывать Жизнь Неба земными словами, то ничего доброго из этого не получится ни у кого.
(9 тема) Правильное ви́дение борьбы дьявола и Бога за свою душу
Мне думается, что из всех тем, какие я когда-либо пытался рассматривать на страницах моего сайта, тема о том, как можно увидеть борьбу дьявола и Бога внутри своей души, является наиболее сложной для изложения.
Причин сложностей я нахожу (основных) пять.
Первая причина:
Человеку свойственно гордо мнить о себе и глубоко обольщаться, что если бы только Бог показал ему действия сатаны внутри его чувств и мыслей, то человек (якобы) от дьявола с гневом и со страхом бы отвратился. На практике же это совсем не так. Есть немало искушений, при встрече с которыми человек, даже наверняка зная о том, что предложение будет исходит лично от дьявола, не только не станет противиться предложениям падшего духа, но более того, он сделает обязательные и все возможные от него усилия для, чтобы грех этот сделать, а потом БЕСКОНЕЧНО раз за разом будет этот грех повторять и повторять до безконечности.
****Не стоит обольщаться. Дар видеть грех и дар ненавидеть грех — оба эти дара в
полном смысле слова дары Божии, и если Бог Сам не откроет какому-либо человеку глубину его падения, то никакой человек так НИКОГДА и не сможет при жизни в теле увидеть воистину БЕСКОНЕЧНОЕ падение личное. И если Сам Бог не даст неприятия ко всему тому, что может предлагать человеку дьявол, то человек не будет бояться делать любой грех.
Вторая причина:
Гордое и неправильное воспитание. Если человек воспитан на иллюзии, что якобы он сам может видеть в себе самом грех и что он якобы может сам устраняться от какого-либо греха, то от этой иллюзии сложно будет потом избавиться. Привитая гордыня, как Кощей Бессмертный, из года в год будет упрямо воскресать внутри сознания человека, и может понадобиться не один десяток лет нелёгких покаянных молитв, пока кто избавится от наследственного безбожия и от наследственной родовой гордыни своих предков.

Третья причина:
Двери постижения правильного раскрыть в человеке невозможно ничем… Ни проповеди, ни духовные книги, ни самые что ни на есть убедительные доводы, ни доказательства, ни принуждения — не смогут показать человеку глубину его заблуждений в Божественном.
ТОЛЬКО лишь когда человек САМ сделает некие шаги к Богу, Бог сможет просветить и смирить разум человека. Это ВАЖНО понимать. Как бы ни старался я точнее излагать Божественное, но если человек пренебрегает постоянством в своих молитвах, если он послабляет себе в личных трудах ради спасения своей души, то никто и НИЧЕМ не сможет сделать его ум яснее, и никто и ничто (кроме его личного труда над собой) не сможет помочь духовно ленивому человеку.
Четвёртая причина:
Присутствие дьявола внутри мыслей и чувств человека выявляется ТОЛЬКО исполнением заповедей Христа. Это как жить в доме и не знать того, что находится за его пределами. Но стоит пуститься в духовный путь, как окажется, что за оградой дома (за оградой пустого самомнения своего) есть и лес, и злые звери в лесу, и неумение ориентироваться (в духовном), и горы, и пропасти, и миражи, и многое-многое иное, что находится не вне, но ВНУТРИ самого человека, а человек не знал этого прежде… Не знал, потому что пытался сохранить уют своей души, потому что боялся выйти на встречу Богу. Когда же человек «выйдет» из дома своей души, когда он перестанет доверять прошлому своему опыту, он, рано или поздно познав глубину всех личных немощей, поймёт, что для того чтобы РЕАЛЬНО УВИДЕТЬ в себе самом всю глубину действий греха, нужно пользоваться не своим умом, но разумом Божиим. Ангел-Хранитель должен войти в чувства и мысли человека, и душе, желает она этого или же нет, но нужно научиться нелёгкому искусству ПОНИМАТЬ Язык Ангелов внутри себя. Вот ТОЛЬКО тогда душа (не с помощью книг и наставлений, но ПОСРЕДСТВОМ личного действия Ангел-Хранителя внутри себя) МАЛО-ПОМАЛУ сможет увидеть всю (безумно широкую, и потрясающе глубокую и глубинную) палитру действий личного греха внутри себя.
Пятая причина и наиболее труднопонимаемая сложность:
Духовный мир для тех, кто реально обучен правильно ориентироваться в нём, — это не страна, где всё ясно-понятно и послушно воле и чувствам человека, но это
страна Великой Священной тьмы, в которой человеку совсем ничего не принадлежит. Всё правильное там можно найти ЛИШЬ в Руках Бога, а все худое — в руках дьявола и внутри тайно дезориентированного гордого произволения самого человека.
.
Так как же увидеть в себе самом борьбу между дьяволом и Богом за свою душу?
А вот наберись терпения, начни молиться и исполнять заповеди Иисуса Христа Бога, и увидишь сам в себе многое неведомое… Увидишь, что это не сатана с Богом борется внутри тебя за твою душу (где ему бороться с Всемогущим), но что это ты сам в КАЖДУЮ секунду своего бытия
или приближаешь сам себя к Богу, или же удаляешься от Него.

Ты увидишь что никакой борьбы между Богом и дьяволом (этой, столь любезной лжи в творчестве оккультистов) на самом деле-то нет {да и как возможно кому-либо бороться с Всемогущим?}, но есть цепь правильных и неправильных выборов внутри произволения человека.
Конечно, кто-то может возразить, что Иаков боролся с Богом, и как можно после этого утверждать, что никто не может бороться с Всемогущим? Но нужно иметь разум, чтобы отличить реальную борьбу от символа.
Чтобы правильно усвоить, как сложно получить у Бога дар различения духов, стоит помнить, что даже старцы на Афоне и те не считают себя защищёнными от ошибок и заблуждений. И это никого не удивляет.
Или, к примеру, Симеон Новый Богослов какой был великой жизни подвижник! — и вдруг у него читаем дословно следующее: «Козни дьявола непостижимы».
Так нам ли думать о себе, что мы можем легко научиться зрению того, как сатана обходит внутри нас всё правильное и Богоугодное, и как проворно и ловко он наизнанку может вывернуть
всё внутри всякого человека в выгодном ему и опасном для души направлении?
(10 тема) Как сатана искажает духовные песнопения внутри человека
Такова уж печальная участь человека: желает он этого или же нет, но доколе душа его не смирится (а к смирению истинному ой(!) как нелегко прийти, на это нужны десятки лет упорного ежедневного молитвенного насилия над самим собой), и доколе не поймёт человек личное бессилие своё буквально во всём, как в большом, так и в малом, он остаётся
сложным сам для себя и страдает и мучается от своей сложности.
Казалось бы, что уж может быть проще?
Слышит человек некое духовное песнопение или читаемую молитву — и душой стремится вникнуть в то, что поётся или читается (пусть даже это читается или поётся наедине). И где же тут сатане найдётся тёпленькое место внутри души христианина?
Но вот так вот мы печально сложны…
Человек может заливаться слезами на литургии или дома, читая или слушая что-либо Божественное, но говорят ли его слёзы и его печаль о его духовной высоте или чистоте?
Ничуть…
…….
Преподобный Иоанн Лествичник: «Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей».
…….
По моему мнению, почувствовать себя очистившимся от страстей может лишь та душа, что находится в предельной зависимости от дьявола.
Вспомним житие Арсения (Великого) IV век.
Что(?) сказал ему Ангел Господень или же, вернее, Сам Господь: «Бегай людей и спасёшься». Арсений ушёл в скитскую пустыню, но и там повторно услышал от Господа «Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании, это корень добродетели»… То есть видим, что конкретно от Арсения Господь Пожелал, чтобы тот удалялся и от (современных ему) монахов.
Вот в чём скрыт секрет внутреннего совершенства…
Лишь в долговременном покаянном молитвенном уединении (и в обязательном удалении от людей) какая-либо душа может стать ТАЙНОЗРИТЕЛЕМ того, как действует внутри неё грех, и лишь ТОЛЬКО во внутреннем уединении душа может оплакать свой грех; и по другому (не удаляясь от всех и от себя самого) тут никак…
Песнопения (не только мирские, но и богослужебные) способны вызывать в душе эстетические чувства,
весьма и весьма отличные от чувств духовных. Более того, если во время богослужения душа устремится к душевной составляющей (к душевной эстетике) пения, то духовное подменится этим и отгонится.
Духовное же имеет природу столь ОТЛИЧНУЮ от наслаждения эстетикой пения и от душевных плотских (кровяных) движений чувств человека, что как только Духовное приходит, то абсолютно всё душевное во всяком человеке НЕПРЕМЕННО затихнет и ПОЛНОСТЬЮ перестанет производить обычное своё действие потому что Богу по Своему ненавистно и неприятно почти абсолютно всё, что к Его Духу не имеет прямого отношения. Именно этой НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ и антагонизмом душевного плотского-гордого и Духовного (смиренного) и пользуется активно (везде где только может) сатана.
Вызывая в душе человека плотское наслаждение духовными песнопениями, дьявол может с лёгкостью оставить душу в неведении о красоте и о пользе пения Духовного, пения Ангельского — которое не имеет слов и через познание которого на личном опыте, душа непременно полюбит долговременное покаянное молитвенное уединение. Пение Ангелов ТАК сильно отличается от пения людей, что всё (во время их славословия Богу) может станет для души как ничто, в том числе и богослужебный чин и богослужебное словесное пение.
Нужно ясно представлять, что узаконенное в церкви богослужебное пение — это та самая ступень, наступив на которую, не нужно задерживаться на ней чрезмерно долго, но нужно идти далее, нужно идти ближе к Богу, ближе к Ангелам, нужно идти вглубь своей души, потому что Бога и Ангелов и святых можно встретить лишь только внутри себя самого, внутри сокровенного от всех мысленного безмолвия. И когда Блаженная встреча и соединение твоей души с душами святых, что на Небе, произойдёт, весьма удивится душа тому, что на Небе не нужны слова.
Слов там нет, да и ранее их там тоже никогда не было.
****Чтобы душа научилась жить и дышать Духом Бога, подобно тому как земное тело дышит воздухом земным, она должна успеть ЗАБЛАГОВРЕМЕННО отвыкнуть от всех земных слов, от земной музыки и от большинства земных своих гордых чувств.
Увидеть грех в себе {всю
истинно бездонную глубину греха в себе самом} и оплакать его в себе — подобно рождению заново. Это как научиться заново мыслить. Это (для падшего человеческого духа) как научиться дышать под водой, не будучи созданным для этого природой.
То есть для того чтобы христианин смог изгнать Силой Божией из себя гордость и обучиться смиренной Жизни в Боге, он ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пережить процесс внутренней душевной смерти
{Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода Иоан.12:24}. Но внутренне умирать душой для Жизни в Господе нужно, никого об этом открыто не извещая и уж тем более никого не настраивая против церковного пения, но тайно от всех внутри себя нужно удаляться от МЕШАЮЩЕГО душевного действия пения и чтения.
Для чего Церковь православная из века в век повторяет одни и те же песнопения и молитвы? Для чего христиане раз за разом читают и читают одни и те же тексты Евангелия, Апостолов и иное духовное и о духовном? Они пытаются развить внутри себя духовную глубину чувств, а потом (многие знают это по личному опыту) из души довольно скоро и едва ли не всё хорошее теряется и уходит почти бесследно… Почему же так происходит?
Да потому, что
истинная сила благочестивых чувств находится НЕ В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА, но у Единого источника любого блага, у Бога, и Бог показывает душе это опытно. Бог опытом показывает личную неспособность души удержать в самой себе духовное тепло и тем более духовный огонь.
Смирившаяся же душа, обучившаяся доверять все свои чувства Господу, и которая сама на себя крайне опасается опираться как большом, так и в малом, пусть — не сразу разово, но мало помалу, с годами покаянных молитв, — она может начать жить уже не собой и не личными чувствами и предпочтениями, но Сам Господь может постепенно (медленно) вывести избранную Им душу на простор Блаженной Свободы в Нём.
И кто же из верующих христиан не чувствует своей истинно бездонной духовной немощи? Чувствуют свою по своему безконечную личную немощь, скорее всего, наверное все, кто честен сам с собой.
К примеру, мы знаем что общепринято в Церкви говорить определённое число дней после празднования Пасхи: «Христос воскресе», но всмотримся внутрь себя,
что(?) кроется за нашим личным: «Христос воскресе»?
Испытываем ли мы истинную Радость о воскресшем Господе?
Или может всё таки до истинного переживания воскресения Христова нам нужно ещё расти и расти сокровенным и нелёгким личным покаянием долгие-долгие годы?
А во время пения Херувимской?
Всмотрись в себя: с Херувимами ли душа твоя?
И тут нужно понимать, что, не отделив внутри себя (а это труд и труд) плотское и эстетичное от Духовного, душа может так никогда Херувимов и не услышать внутри себя, если конечной точкой религиозных переживаний душа оставит голый эстетизм богослужебного пения как таковой.
Сатана ведь может перехитрить душу, и перехитрить тем удобнее, что человек будет обольщаться о себе, мол, он уже глубокого достиг, ведь он же ходит в церковь на службы регулярно и иное подобное…
Вычистить же из человека дьявольское, падшее плотское и всё то нечистое, что в Царствие Христа не входит, может ЛИШЬ Сам Господь Иисус Христос и
в сроки, указанные не человеком, но Означенные Им же для всякой души свои — соответственно мере её самоотречения ради Воли Божией.
Аминь.


Связанная статья см.

.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ