К ПРЕДЫДУЩЕЙ ЧАСТИ

Чтение Псалтири о живых и по усопшим 2 часть
10 глава
(Читаем помянник на «Славах» первой кафизмы)

Помянник…
Святая святых.
Как ты поминаешь {с каким сердцем, с какими чувствами} людей, подчас тебе не знакомых, так и Господь помянёт тебя.
Помни, душа моя, помни — поминая других, ты поминаешь себя. Как ты к другим — так и Господь к тебе, так было и так будет во все времена.
Равнодушное поминание, поминание спешное, поминание «лишь бы скорее прочесть, отвязаться от списка имён» сослужит худую службу, прежде всего, тебе самому.
Помни, душа, помни — когда ты открываешь помянник свой,
не один ты открываешь его. Думать, что ты можешь молиться в одиночестве, — худшее из обольщений. Вместе с тобой открывают списки грехов тех, за кого ты молишься, множество демонов. Встают вместе с тобой на молитву о других и Ангелы Божии.
Всмотрись в себя внимательнее, и ты увидишь, с каждым разом яснее и яснее, действие внутри себя как сил тьмы, так и сил Божиих. И не думай, что бесы борются с Ангелами за душу твою. Нет у бесов силы против Ангелов Божиих никакой, но САМ ты — даёшь власть над собой или демонскому проявлению, или же проявлению Всесильной благодати Бога, и так происходит ВСЕГДА.
Именно поэтому — каждое поминание на молитве — это труд. Иногда бывает насилие над собой, а иногда радость молиться за других.
Множество помянников прочёл я по роду служения своего в Алтаре чтецом, но не припомню, чтобы были одинаковые поминовения. Всегда в душе происходит что-то разное, что-то новое, и предвидеть, что будет ожидать тебя на молитве сегодня и, тем более, завтра (сухость души или же слёзы умиления) не сможет, наверное, никто.
Поминание имён — это и Голгофа, и Рай. Изредка… очень изредка, раз в несколько лет, не всякая душа может понести это, открываются для ума темницы адские и оттуда смотрят на тебя души или душа того (тех), за кого ты молишься.
Нужно помнить, что тайны духовного мира не вредят лишь тем, кто умеет, в навыке, убивать внутри себя губительное религиозное воображение.
Воображение на молитве должно молчать (это одно из наиболее важных свойств нищеты духа).
Образы на молитве — лучше не принимать никакие.
Но если преисподняя откроет {по повелению Божию} врата свои хотя бы однажды, и ум увидит, что там, увидит демонов с красными глазами, поверь мне, человек… не сможешь ты не заплакать. Не сможешь не ужаснуться тому, что не увидишь, но {скорее} почувствуешь внутри себя (силу ада) и не сможешь уже остаться прежним.
Мир померкнет для тебя земной. Соблазны земли станут как ничто — потому что… то, что там… это превыше сил человека… Какая Любовь и какая нечеловеческая сила ненависти бьётся за власть над душою КАЖДОГО.
Если ты читаешь имена от всего сердца, не спеша, внятно, наполняя себя (посильной для тебя) заботой о каждом, о ком просишь, в мире ином происходят изменения, которые видеть неполезно человеку. Не смогут вынести зрения иного мира многие.
Мир иной столь прекрасен, что, побывав в нём, прочувствовав красоту и силу иного мира в себе самом хоть однажды — не сможешь уже любить землю и не сможешь жить на ней спокойно, без тоски и без боли о том, что увидел, без боли о Небесных жителях и о Небесных местах. Боль эта — весьма сильна.
Ещё более разрушительное действие на душу оказывает зрение ада.
Ужасное томление. Если пытаться описать словами — не сможешь, да и не нужно.
Моли Бога, чтобы не видеть тебе никогда ни Рая, ни ада. Ни со зрением Рая, ни со зрением ада не справится душа твоя — будь уверен в этом и не стремись знать тайн иного мира. Лучше в простоте добросовестно молиться о тех, кто просит твоих молитв. Тем более, если ты служитель церкви.
Если же душу твою кто-то томит посторонними мыслями, к молитве не относящимися, если кто-то торопит гнать тебя поспешно имя за именем, знай — это не ты спешишь, это демоны поторапливают тебя, чтобы осуждение получил ты душе своей и никому не смог помочь: ни себе, ни тому, о ком молишься.
Знай, что труд твоей души поминать искреннее и честнее перед Богом, когда читаешь каждое имя неспешно, размеренно, с остановками на именах и с раздумьями, и это труд нужный не только тем, о ком ты просишь, но, прежде всего, это нужно тебе самому.
Молитва от молитвы всегда будет отличаться — это НОРМАЛЬНО, так и должно быть. С годами и тем более с десятилетиями качество молитв твоих будет меняться всё разительнее и разительнее.
Иногда бывает такое испытание, что навалится на душу такой силы равнодушие и такая внутренняя глубокая усталость, что сам поймёшь это в самом себе. Сил у тебя не будет, и как ты тут ни старайся в такие дни, но сонливость и утомление не сможет дать тебе помянуть внимательно всех, а иногда это сотни и даже тысячи имён (если ты служишь в храме).
Тогда уже читай, как можешь, читай по-скорому, но в конце ВСЕМИ силами души проси Бога, чтобы Он Сам искренне помянул всех, о ком у тебя не хватило душевного тепла помянуть внимательно в этот день. А если ты упрешься, не станешь считаться с немощью ума своего и станешь стараться во что бы то ни стало (возможно, с гордостью о себе самом) читать внимательно все имена, хотя сил на это ЯВНО сегодня нет, то не сможешь ты завершить свой помянник в этот день.
Молитва за других — это борьба, борьба всегда. Как и в любой борьбе — приходится менять тактику войны и достигать того, что можешь. В борьбе не всегда можно делать всё так — как сам того хочешь.
У духовной борьбы много правил и много способов проиграть или же выиграть эту борьбу, но знай одно.

День, проведённый без СОКРУШЕНИЯ духа твоего о греховности СВОЕЙ, — сделает душу твою ПОЛНОСТЬЮ неспособной к успешной молитве.
Как ты проводишь дни свои — вот так ты и станешь потом молиться. Молитва — не магия. Невозможно, проведя день в рассеянии и забвении памятью о Боге, встав на молитву, найти в себе самом чистоту мыслей и искренность к Богу. Нет — если ты НЕПОСТОЯННЫЙ в усилиях к Богу, то на твою душу во время молитвенного правила твоего неумолимо навалятся рассеянность, уныние, страх, лень, навязчивое пустомыслие…
То есть те демоны, которых ты впускал в себя во время дня (забывая о Боге и скитаясь умом по вселенной как безхозный, неизвестно кем управляемый дрон), не дадут тебе возможность искренне молиться, и демоны… не уйдут от тебя скоро.
Поверь, если ты десятками лет жил без Бога — десятками лет ты и будешь вынужден избавляться от демонов пустомыслия потом. А не так… что взял молитвослов или Псалтирь в руки и сразу «в дамки» — сразу, мол, Бог откроет тебе Любящие Объятия Свои.
Нет, поверь, так не бывает почти ни с кем.
Бог открывает Любящие Объятия свои ТОЛЬКО ЛИШЬ тем, кто тянет богослужебную лямку свою как бурлак, без рассуждений, годами и десятилетиями.
Поэтому всякий, надеющийся СКОРО научиться хорошо молиться, пишет на воде вилами сам для себя письмена нечитаемые.
Молитва, тем более искренняя молитва за других, — это труд, труд и ещё раз (многолетний, ежедневный) труд над самим собой, где учитывается всё.
Как(?) ты живёшь, как(?) к кому относишься, как(?) кого простил, как(?) обучен смиряться, не пристрастен ли(?) к развлечениям ума — бесчисленным в наше время, не осуждаешь ли(?) кого, не считаешь ли(?) себя лучше кого бы то ни было и прочее, и прочее, и прочее. Условий много, и все они важны.
Это как в лодке. Если хоть в одном месте лодки не будет хватать хоть одной доски (хоть одного свойства твоей души) — ты неумолимо пойдёшь на дно…

Вместо успешной молитвы за других, сам ты станешь нуждаться в молитвенной помощи от посторонних людей.
Но, если просят тебя молиться о себе кто-либо, не смотри на грехи свои. Как можешь (посильно) исправляй себя и молись, как можешь, за других и будь уверен — ошибки на молитвах НЕИЗБЕЖНЫ у каждого. Они ПРОСТО неумолимо неизбежны. Бог же примет от тебя лишь одно — ПОТ и ТЕРПЕНИЕ твоей души.
.
Есть множество вариантов поминовения живых и усопших на молитвах я же читаю по-простому. На каждой
«Славе» всегда всё одинаково: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно (всегда), и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Аллилуиа трижды).
Господи, помилуй. Господи, помилуй, Господи, помилуй.
(начинаю неспешно читать имена)
(По окончании списка вначале о живых, потом о усопших) дочитываю:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь
.
После чего начинаю читать или следующую часть кафизмы, или молитвы по прочтении всей кафизмы, если \на ряду\ была третья
«Слава».
Читать особые молитвы о усопших и о живых меня (во-первых) храм отучил. Там, реально, нет времени читать особые молитвы о живых и отдельно о усопших. Дадут тебе сотню записок, и дай Бог успеть помянуть все имена к окончанию литии о усопших или панихиды, а в пост и всей литургии может не хватать, это когда поминаются общие помянники, и ты с ними один на один в Алтаре.
Для меня уже давно нет нужды как-то особо «раскачивать» свою душу отдельно для живых, отдельно для усопших некими особыми приготовительными (хотя вроде бы и узаконенными) текстами. Для Бога нет мёртвых, но все живы.
Поэтому я уже привык поминать вслед за живыми сразу же имена усопших без чтения предварительных особых молитв, просто осознавая, что одни ещё здесь, а другие там, в ином мире, но они тоже живы, чувствуют и видят многое. В том числе видят и то, как я молюсь о ком. С усердием ли? Или же наспех?
И (во-вторых) прошу понять меня правильно, довольно витиеватые тексты православных молитв о усопших и живых рекомендуемые на
«Славах» (судите сами…) иногда отвлекают душу от простоты молитвенного делания:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей]причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. И т.д.»
Кому эти особые молитвы помогают правильнее молиться — пусть их читают, во славу Бога, потому что
молитвы эти хорошие очень, они правильные, но у меня не срослось, я оставил их и не жалею.
11 глава
(О совершенстве и о несовершенстве Псалтири и о созерцании (очень коротко))

После второй славы (7 псалом) пророк Давид напоминает сам себе о воздаянии за тот грех, какой он мог бы совершить. Призывает Бога на помощь и прославляет Его.
Сердце читающего — также должно {в чувствах} прославлять Бога, вместе с пророком. Если чувства спят и не славят Бога, тогда надо возвращаться к стихам, вновь и вновь, и так до тех пор, пока чувства не оживут. Ведь молитва — это труд, и Псалтирь для того и дана человеку — для ОЖИВЛЕНИЯ души к Богу.
Если всмотреться, особенно тем, кто склонен к аналитическому мышлению и имеет навыки невербального мышления, то вся Псалтирь (весь её смысл и вся суть) может без особого труда уместиться в нескольких основных (не так уж и сложных) понятиях: Слава Божия, немощь человеческая, наказание за грех, благость жизни с Богом. Вот, пожалуй, и всё, если не прописывать в аналитическом анализе исторические детали и поворотные сюжетные части Псалтири.
Возникает вопрос.
Если духовные законы, по сути своей, достаточно просты, то для чего царь и пророк Давид в самых разных словосочетаниях раз за разом говорит: то о Славе Бога, то о наказании за грех, то о немощи человека и прочее? Для чего же он делает так?
Ответ очень прост.
Псалтирь — это адаптация к немощи человеческого сердца.
Ум человека — неудержимая птица.
Если до падения человека (это может быть и в душах тех, кто реально близок к святости) Бог занимал НЕПРЕРЫВНО центральное место в уме человека, так что и себя человек считал за ничто, будучи очарован Благостью и Всесилием Творца своего, то в состоянии падения, в котором живём сейчас мы, нужно человеку ум свой удерживать с насилием при памяти о Божиих истинах.
Вот для чего Псалтирь так долго, так разнообразно и многоречиво говорит о вещах {по сути своей} несложных… чтобы пробудить сердце человека многими словами к начаткам Жизни в Боге. Полнота же жизни в Боге (не удивляйтесь сказанному) — это Жизнь в Блаженнейшем Безмолвии Бога, где (в Самом Боге) совсем нет никаких слов, нет мыслей (в привычном нам понимании), но Царит Благость Бога и Покой, не нарушаемый ничем, имеющим жесткую (а, значит, и несовершенную) форму, в том числе, не нарушается Покой Бога и стихами земной Псалтири. Совершенство — это и есть Сам Дух, Бог — непостижимо Действующий в Благости Безмолвия Своего.
Именно поэтому чтение Псалтири (потому что ЛЮБОЕ чтение несовершенно перед Совершенством Бога), при всей полезности чтения псалмов, не является непременным и обязательным условием духовного роста.
Псалтирь будит душу к простому в сути своей почитанию Бога и почитанию себя самого за ничто.
Но… духовная жизнь исполнена НЕУМОЛИМЫХ 🙂 парадоксов, так было всегда и так всегда будет.
Тем, кто дотошен, тем, кто обучен своим духовником, так или же иначе, правильнее понимать духовное — Псалтирь может даровать РАДОСТЬ духовного СОЗЕРЦАНИЯ Божиих Истин.
О созерцании я и хочу немного поговорить здесь.
Как происходит созерцание?
Душа, если она только читает ВНИМАТЕЛЬНО каждый стих Псалтири, если не гонится за спортивным результатом (прочту сегодня десять кафизм), может, да и должна, почувствовать силу радости и Покоя, заключённую в текстах Псалмов.
Услышать внутри себя {что возможно ЛИШЬ при внимательном неспешном чтении КАЖДОГО стиха Псалтири} действие благодати Божией, это — как разбудить присутствие Самого Бога в себе самом.
Вот почему Иоанн Златоуст сказал широко известное:
«Лучше перестать восходить солнцу, нежели перестать читать Псалтирь». По-славянски: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим» и ещё (он же):
«вы узнаете (из псалмов) и все другое: о Христе, о воскресении, о будущей жизни, о (загробном) блаженстве, о воздаянии, об учении нравственности и все, относящееся к догматам. И тысячами других наставлений переполнена эта книга.
Если ты впал в искушение, ты почерпнешь здесь обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств; впадаешь ли в бедность или в какое несчастье, она укажет тебе многие пристани. Будешь ли ты праведным – и тогда извлечешь из нее великую пользу; будешь ли грешником – отсюда получишь утешение» подробнее высказывания о Псалтири известных святых можно кратко посмотреть здесь https://elitsy.ru/communities/36030/453385/
Я же не преследую цели подробного толкования псалмов. Эти толкования уже написаны святыми людьми, и там всё есть, но для тех, кто любит Псалтирь и молитву, Бог будет открывать всё более и более глубокие смыслы и радость от чтения этой Божественной книги, в том числе и такое, о чем пока ещё не написано у святых. Но нужны три обязательных условия:
не мнить о себе высоко, не спешить с чтением (не гнать стих за стихом, но вслушиваться в отзвук смысла и что чувствует тело при чтении Псалтири и быть предельно честным и искренним с Богом, то есть, если что-то в Псалтири не понимаешь, — открой толкование, вникни — разберись.
Есть в Псалтири (не особо часто), но есть неудачные переводы, и тут нужно интуитивно догадываться о том, что хотел изначально сказать там или тут сам пророк Давид в том или же ином псалме. И я не исключаю того, что псалмы принадлежат не только Давиду, но были и соавторы. Это нормально и крамолы в этом, лично я, никакой не вижу. Каждый переводчик — по умолчанию, соавтор, но лучшим «переводчиком» Псалтири является Сам Господь!
Именно поэтому, читая Псалтирь, надо следить за собой. Если ум и душа питается Силой и Благостью Бога при твоём чтении Псалтири, — читай эту книгу и обязательно благодари Бога за доставленную тебе Радость.
А если чтение этой книги доставляет тебе не радость познания, а лишь как трудную обязанность исполняешь («вычитываешь правило» — терпеть не могу это высказывание), то что-то идёт не так. Нужно что-то в себе исправить. Возможно, надо сократить меру чтения Псалтири. Читать меньше текста, но внимательнее. Ведь
передозировка духовным рождает нечувствие души и омертвляет её.
12 глава
(Тропари и молитвы по первой кафизме)

Тропари и молитва по первой кафизме, что можно интересного видеть здесь?
Трисвятое по Отче наш уже рассмотрено здесь в начале седьмой главы.
тропари сия 🙂 очень и очень интересны, если только Дух Божий раскроет глубину смыла, тайно заключённого в них. Хотелось бы остановиться на них подробнее, чтобы увидеть, КАКОЕ изумительное богатство смысла может укрываться в простых (лишь на первых взгляд) молитвах, прилагаемых к славянской Псалтири. {Саму же Псалтирь я толковать не возьмусь. Долгий это труд, да и есть уже очень хорошие толкования на псалмы. Толкований немало можно найти в сети в свободном доступе, есть сводные и попроще}
Первый тропарь:
«В беззако́ниих зача́вся аз, блу́дный, не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю, но дерза́я на человеколю́бие Твое́, зову́: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя»
.
«В беззако́ниих зача́вся аз, блу́дный»
— Псалтирь духовная книга, и говорит она не о плотском, но о духовном. Напрасно кто станет думать, что в начале этого тропаря {цитатой 7- ого стиха 50-го псалма, «Се бо в беззако́ниих зача́т есмь»} говорится о греховности плотского зачатия. Вовсе нет.
Здесь говорится о греховности духовного, (а также и чувственного) зачатия наших мыслей и о блуде души, то есть о упрямом повседневном бегстве души: от Бога, от полноты послушания Духу Бога. Пять слов тропаря, а если душа (по повелению Божию) находится в созерцании, в эти пять слов вместится не только почти вся его сознательная жизнь, но и немалая часть личного будущего. Ведь и в будущем уму человека будет свойственно с неумолимым постоянством уклоняться в беззакония, забывать о Боге и блудить вне ПОЛНОГО послушания Ему, Всемилостивому и Всепремудрому.
Таково свойство правильного чтения стихов в Псалтири.
Краткий стих, а перед умом мгновенно раскрываются не только бесчисленные беззакония, привитые нам безбожным образованием, светскими правилами и всем тем, чем напрасно гордится гордый человеческий род, но частично открывается будущее своё и предварительно оплакивается Богомудрой душой.
«не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю» — опять краткий стих тропаря (также взятый от псалмов ), и глубина необозримая открывается для того, кто склонен к смиренному правильному созерцанию…
Это сколько же нужно перестрадать душе, сколько десятилетий провести в покаянных слёзных молитвах, чтобы НАКОНЕЦ понять несмирение своего разума и сердца, чтобы понять свою ПОЛНУЮ неспособность с помощью земных чувств и представлений видеть (точнее чувствовать) Небесное!
Сколько смирения и сколько правды Божией в этих шести словах:
«не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю». Сколько ПЕЧАЛЬНОГО духовного опыта нужно пережить, чтобы понять, что НИЧТО человеческое, НИЧТО из прошлого земного опыта не войдёт в Царство Духа, в Котором нет привычных нам тяжких земных (неповоротливых, ужасно медленных в постижении и в раскрытии) форм!
Да не дерзают ум человека и чувства человека входить к Богу в привычном ему земном предстоянии… не примет тебя Бог. Все подвижники хорошо знают это — к Богу — ТОЛЬКО в ином, неземном предстоянии можно войти и никак и никогда иначе.
Многие подспудно чувствуют несовершенство земного обращения к Богу и к святым Его, но эта Неземная простота и смирение святых
«не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю» укрывается от непосвящённых, укрывается для многих, даже до самого последнего дня кончины их.
Вот… всего лишь краткое…
«не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю», а СКОЛЬКО Премудрости духовной, сколь много мыслей и сколько трудных многолетних раздумий о Божественном перерождении своей многоболезной души. СКОЛЬКО Божественного Утешения и Света может найти для себя в этих шести (лишь на вид простых) словах тот, кто серьёзно занимается изучением Псалтири и духовной жизни {покаянием} вообще.
НЕЧЕМ… НЕЧЕМ человеку войти душой своей на Небо!!!! Отчаяться бы, ничто земное не войдёт к Богу, самое тело своё — оставить надо, чтобы приблизиться к Творцу, как бы забыть о нём, покинуть мир форм, но тут же даётся ответ на это недоумение…
«но дерза́я на человеколю́бие Твое́, зову́: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя» (этот стих тоже перефразирован из псалма). Вот, вот где надежда твоя, душа моя… в тайнодействии Бога, в Его человеколюбии, в Его Желании очистить тебя от всего земного и спасти в блаженстве Его Духа, твоё дело ТОЛЬКО лишь, не надеясь на свой слабый разум, просить: «Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя».
Один (это только первый 🙂 )тропарь… а если с покаянием и с внимательным вглядыванием в своё и в общественное прошлое покопаться в нём поглубже, то можно написать о нём небольшую покаянную, духовно полезную, повесть.
(
Примечание: знак препинания «точка с запятой» (;) в ц-славянской Псалтири означает отнюдь не точку с запятой, как нам привычно, а означает он вопросительный (?) знак. 🙂 )
Второй тропарь:
«А́ще пра́ведник едва́ спаса́ется, аз где явлю́ся, гре́шный? Тяготы́ и зно́я дневна́го не понесо́х, но с нае́мники единонадеся́того часа́ сопричти́ мя, Бо́же, и спаси́ мя
.
«А́ще пра́ведник едва́ спаса́ется»
— есть, вновь и вновь, о чём задуматься и тут… Есть, есть о чём написать небольшую душеспасительную повесть и на эти четыре слова: «А́ще пра́ведник едва́ спаса́ется» (которые также взяты, непосредственно, из тела псалмов).
Может вызвать недоумение как бы некое преследование Богом праведника, так что он
«едва спасается». Возникает вопрос. Неужели Бог жестокий? Почему у Него строгость такая даже и к своим, что и свои «едва спасаются» от Бога? Но этому недоумению не будет места, если помнить что блага, любые блага внутрь души любого праведника подаёт ТОЛЬКО Господь. Ни у праведника, ни даже у ангелов Святых нет внутреннего источника блага. Ни малейшего… что становится ясным из внимательного изучения глав о свойствах Божиих и о Ангелах в книге Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры».
В этих главах описано, как сатана стал сатаною. Доброго своего (как и прочие святые Ангелы) ничего не имел, а от Единого Источника Благого — сам же и отступил.
Если вникнуть, то в отрыве от Божией благодати никто и из праведников не имеет перед Богом ничего своего доброго, но Бог Сам устраивает всё. За праведником лишь произволение и старание следовать тому, что внушает ему Господь.
Дальнейший текст этого тропаря довольно несложен и в созерцательном толковании, по моему мнению, не нуждается:
«аз где явлю́ся, гре́шный? Тяготы́ и зно́я дневна́го не понесо́х, но с нае́мники единонадеся́того часа́ сопричти́ мя, Бо́же, и спаси́ мя». Но Псалтирь книга не только для ума, она и для чувств. Для чувств тут достаточно созерцания. Есть чем разбудить душу свою, особенно тем, кто обратился к Богу в зрелом возрасте, проведя перед этим бóльшую часть своей жизни во грехе и в Богозабвении.
Здесь — в этом тропаре Псалтири, душа просит надежду на прощение. Некие сложные знания для просьбы о прощении тут не нужны и даже неуместны, но нужна лишь простая искренняя вера в милосердие Бога. К этому и располагает эта часть тропаря.
Третий:
«Слава: Объя́тия О́тча отве́рсти ми потщи́ся, блу́дно мое́ ижди́х жити́е, на бога́тство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твои́х, Спа́се, ны́не обнища́вшее мое́ да не пре́зриши се́рдце. Тебе́ бо, Го́споди, умиле́нием зову́: согреши́х на не́бо и пред Тобо́ю».

При внимательном рассматривании несложно увидеть, что третий тропарь, практически один в один, повторяет смысл первого тропаря. С этой стороны, — толкование на первый тропарь вполне подойдёт и для этого (третьего) тропаря. Слова только у первого и третьего тропаря разные, а смысл — один в один (что вообще свойственно для многих мест в Псалтири) — одинаковый.
Четвёртый:
«И ныне: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га па́че ума́ же и сло́ва, непреста́нно моли́ с го́рними си́лами да́ти оставле́ние грехо́в нам всем, и испра́вление жития́, ве́рою и любо́вию при́сно Тя чту́щим».

Матерь Божия непрерывно молится за всех и без наших к Ней молитв, но когда мы особо просим Её молиться за нас — это делает нас ближе к Ней и к Богу.
Го́споди, поми́луй (40) и молитва:
«Влады́ко Вседержи́телю, Непостижи́ме, Нача́ло све́та и преу́мная Си́ло, и́же Ипоста́сного Сло́ва Оте́ц и еди́носильнаго Твоего́ Ду́ха Испусти́тель: милосе́рдныя ра́ди ми́лости и неизрече́нныя бла́гости не презре́вый челове́ческого естества́, тмо́ю греха́ содержи́мого, но Боже́ственными све́ты свяще́нных Твои́х уче́ний, зако́ном и проро́ки свети́вый ми́ру, последи́ же нам того́ единоро́дного Твоего́ Сы́на благоволи́вый пло́тию возсия́ти и ко осия́нию нас Твоего́ просвеще́ния наста́вити: да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния на́шего, и да́руй нам, Бо́же, во бде́нном и тре́звенном се́рдце, всю настоя́щего жития́ нощь прейти́, ожида́ющым прише́ствия Сы́на Твоего́ и Бо́га нашего, судии́ всех, да не возлежа́ще и спя́ще, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание за́поведей Твои́х обря́щемся и в ра́дость Его́ совни́дем, иде́же пра́знующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизглаго́ланную. Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ славу возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь»

Молитва призывает отрезвиться от мирской суеты и внимательнее относиться к своему спасению.

13 глава
(Вторая кафизма и молитвы после неё)

Девятый, десятый псалом второй кафизмы (до первой славы) говорят непосредственно о дьяволе. Душа просит вместе с пророком защиты от нападений духов тьмы.
Одиннадцатый псалом очень подходит для нашего времени:
«Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный, я́ко ума́лишася и́стины от сыно́в челове́ческих». Оскудели люди, носящие в себе свет Божий, так что и среди верующих невозможно стало найти святого. «Су́eтная глаго́ла ки́йждо ко и́скреннему своему́, устне́ льсти́выя в се́рдце» — не о Боге разговоры в обществе, лестью (забвением о строгости Суда Божия) разговорами о суете люди губят друг друга… «и в се́рдце глаго́лаша зла́я», глаголаша злая — по отношению к себе и к ближним…
Зло в том, что ОБЩЕСТВОМ забыт Бог. Забыто праведное воздаяние за преступное забвение Бога.
«Злая» — это и есть Богозабвение, с последствиями. «Потреби́т Госпо́дь вся устны́ льсти́выя, язы́к велере́чивый, ре́кшыя: язы́к наш возвели́чим, устны́ на́ша при нас суть, кто нам Госпо́дь eсть?» — вот что ожидает за гробом тех, кто не обращает ни малейшего внимания на слова Иисуса Христа о любви к Богу ВСЕМ: сердцем, умом, помышлением, крепостью.
Когда читаю сердцем (не умом, но сердцем) 11-ый псалом, горьким невидимым плачем омывается душа моя… сколь преступно много разлито повсеместно в наше время забвение о Боге. Мало кто осознаёт, что душу свою можно погубить не только преступлением заповедей Бога, но и неисполнением их.
«Словеса́ Госпо́дня словеса́ чи́ста, сребро́ разжже́но, искуше́но земли́, очище́но седмери́цею» — хвалит пророк жизнь в Боге! «О́крест нечести́вии хо́дят, по высоте́ Твое́й умно́жил eси́ сы́ны челове́чeския».
Двенадцатый псалом коротко призывает Бога и направлен непосредственно против духа тьмы, дьявола. Тринадцатый — лишь углубляет мысли, высказанные в одиннадцатом псалме.
Пятнадцатый псалом относится к числу неудачно переведённых.
«У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне» — не знаю даже, возможно ли(?) кому русскоязычному, не прочитав и не вникнув в отдельные толкования на этот стих псалма, понять, что речь тут идёт: «Ужя» — верёвки «нападоша» от «державных» от «власть имеющих моих» — от ближних Давида значит. То есть: «сделали тесно мне, связали верёвками, властвующие мои» — далее если перевод формулировать с ясностью: «ибо достояние мое державно есть мне» — означает: «власть над достоянием моим принадлежит мне».
Не люблю подобные, трудно ложащиеся на ум (особенно для начинающих читать Псалтирь) места, но, при желании, кто хочет, тот сможет развязать и эти смысловые узлы.
Читать стихи псалмов как заговор, не понимая значения стихов, я считаю, что это преступление перед самим собой.
Надо предварительно всё разбирать, готовиться к осмысленному чтению Псалтири. Крайне желательно знать точное значение всех неясных (устаревших) славянских слов и читать всё осмысленно.
«Сказа́л ми eси́ пути́ живота́» — «открыл мне пути жизни» — как благозвучнее это бы звучало, если бы перевели так. С ассоциативными недостатками славянского перевода приходиться считаться. Куда тут денешься?
«Тук свой затвори́ша» пс. 16 ст. 10. дословно «жир свой закрыл» — понимается по смыслу: «перестал делать мне благое»
«Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя» «изгнавшие меня, обошли чтобы погубить», «oчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю» — понимается по смыслу: «приготовился для прыжка, как лев, преклонился к земле глазами».
В дальнейшем разбор подобных сложностей псалмов делать уже не буду, чтобы не «утяжелить» до безмерности текст своих статей. Хочу лишь пробудить интерес в читающих Псалтирь к более ясному пониманию смысла стихов. Всё можно найти, всё (при желании) можно узнать из толкований общедоступных в интернете. Толкований на псалмы много и, при усидчивости и при наличии свободного времени, можно за одну-две-три недели расставить для себя самого в Псалтири все точки над i самостоятельно, как это когда-то сделал я ещё до того, как интернет широко распространился в России.
Толкования на молитвы по второй кафизме:
«Аз сый дре́во непло́дное, Го́споди, умиле́ния плода́ не ношу́ отню́дь и посече́ния страшу́ся, и огня́ о́наго бою́ся негаси́маго. Те́мже Тя молю́: пре́жде о́ныя ну́жды обрати́ и спаси́ мя»
.
«Аз сый дре́во непло́дное»
— я древо бесплодное. Плотскому, незнакомому с духовной жизнью разуму, это высказывание, конечно, увидится унылым. Гордому «смирению» тоже бывает свойственно, «потупив глазки» перед Богом или же (что хуже) перед людьми, сказать о себе: «я древо неплодное», «я грешник» — не в словах суть. Тут будет тебе и оправдание своей лени и усыпление своей совести, чтобы не трудиться в поте лица на молитве и прочее. Но НЕ ТАК воспринимает это святое высказывание разум духовный.
Духовный человек — если он действительно духовный — НИКАК не останется без плода в самом себе. ВСЁ у него будет.
Будет: и Покой Божий, и Мир красивый вокруг него и внутри него, и Блаженство в Боге и с Богом такое, что если бы только люди могли почувствовать хоть малую только часть этого Блаженства — оставили бы ТОТЧАС всю прошлую жизнь свою и углубились бы в созерцание Божества и прочее.
Жизнь духовного человека — высшее счастье.
Если бы это было не так, то не было бы и святых у Иисуса Христа ни одного
и вдруг… святые говорят сами же о себе, едва ли везде, где только не прочтёшь о них: «Аз сый дре́во непло́дное» — откуда такой парадокс и даже противоречие? Но противоречия тут никакого нет. Плод внутри святых Сам Господь, Он же: и Путь, и Истина, и Жизнь. А человек (сам в себе) — не плод, не путь и не жизнь, но истинно «дре́во непло́дное». Гениальность этой части тропаря в том, что он ОДИНАКОВО верен как для грешника, не имеющего плодов реальной (весомой) святости, так и для святого, всевозможно (с Любовью) украшенного Богом.
«умиле́ния плода́ не ношу́ — даже не возьмусь давать развёрнутый ответ о умилении. Истинное умиление знакомо может быть {и так или же иначе может стать понятным} лишь только тем, кто сам находится в нём. Коротко, умиление — это Покой в Боге, это покаяние в Покое Любви Бога, покаяние Благодатью Бога. Какие к умилению слова не подбирай, а всё будет не то… и в Псалтири таких мест очень много.
Очень много необъяснимых земными словами понятий, переживаний и прочее.
Псалтирь… это — огромный,
почти бесконечный, мир!
«посече́ния страшу́ся, и огня́ о́наго бою́ся негаси́маго» — тут всё не так-то и просто. Можно хоть несколько тысяч раз сказать самому себе: «Боюсь Бога, боюсь Суда». Но при этом внутри себя яснее ясного понимать, что на самом-то деле глубоко наплевать душе твоей и на Суд Божий, да и на Бога тоже, да и есть ли Он вообще — Бог? Не нужно удивляться в себе самом таким вот чувствам и мыслям. Подобные мысли, на грани крайнего пренебрежения к Богу и даже на грани кощунства, к сожалению, вполне нормальные — для падшей природы человека. Тут не нужно отчаиваться, что ты такой неблагоговейный, а правильно расставить главное внутри себя, а главное, это устойчивый девиз: «Хоть я и немощен, я должен разбудить в себе тёплые чувства к Богу, должен разбудить веру!»
И этого ТОЖЕ полно будет в Псалтири.
Не нужно думать, что чтение Псалтири — это наслаждение одно и созерцания. Хорошо, если есть и созерцания, и наслаждения духовными текстами, и я не вижу ничего хорошего, если душа тупит и не желает отзываться на псалмы как должно, но… но… нужно уметь признавать себя тем, что ты есть (немощью) и продолжать бороться за оживление своей души к Богу, бороться до крови. В этом тоже Псалтирь. Душа не отзывается, молчит, засыпает, уклоняется от смысла читаемых слов, но ты молись, заставляй себя отрабатывать Хлеб Божий — по полной. Тогда, глядишь… и перестанет быть душа мёртвой к стихам Псалмов.
Псалтирь — это жизнь. Не всегда ласковая и пушистая.
Необходим труд. Без МНОГОЛЕТНЕГО труда над самим собой ничего ценного в молитве никто не находил.

«Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́, я́ко корабле́ц в пучи́не, аз еди́н обурева́юся от прегреше́ний мно́гих, но в ти́хое приста́нище наста́ви мя, Го́споди, покая́нием и спаси́ мя»
.
«Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́»
речь тут идёт о зрении беззаконий своих… Чем более лет (а лучше десятилетий) станет подвизаться добросовестно душа, ради Христа, в молитвах своих — тем больше она увидит в себе самой беззаконий.
Святые прямо пишут о том, что заповеди Евангелия во всей своей чистоте не могут быть исполнимы, но… они даны нам, и дело человека — делать то, что по силам: думать о Евангелии чаще, размышлять, помнить, насиловать душу, когда она упирается и стремится на широкие просторы пустомыслия — лишь на первый взгляд КАЖУЩИЕСЯ безобидными… Нет-нет… просторы пустомыслия — не безличны, их дьявол рождает сам в себе, и потом всю эту безбожную бесчисленную грязь он внушает людям. Внушает всему миру неисчислимое разнообразие пустых лживых мыслей, и мир утопает в них! Утопает, не чувствуя, — что гибнет для вечности.
Когда душа увидит в самой себе истинную глубину греха, как в мыслях, так и В КАЖДОМ чувстве своём {в том числе и к Богу не без греха КАЖДАЯ наша мысль и КАЖДОЕ чувство внутри каждого из нас, в наших мыслях о Боге — есть и ошибки, и грех, и гордость, и иные тонкости, трудно понимаемые человеком}, тогда — эти слова «Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́» покажутся душе КРАЙНЕ недостаточными для того, чтобы описать ПЛОТНОСТЬ и ПОСТОЯНСТВО того греха, который она увидит сама в себе по Благодати Бога.
Без благодати же Бога — человек НЕ МОЖЕТ видеть в себе самом ничего: ни опасности греха, ни сам грех, ни (тем более) глубину своей личной поражённости грехом.
Тихое же пристанище — Сам Господь!
«в ти́хое приста́нище наста́ви мя, Го́споди, покая́нием»
«Влады́ко Вседержи́телю, О́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, даждь ми те́ло нескве́рное, се́рдце чи́стое, ум бодр, ра́зум незаблу́дный, Ду́ха Свята́го наше́ствие, к стяжа́нию и дово́льству и́стины во Христе́ Твое́м: с Ни́мже Тебе́ сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь»
— в этой молитве ничего толковать не нужно, и так всё очевидно.
14 глава
(Избранные молитвы и тропари после третьей кафизмы и далее)

Кафизма три, пс. 17 — псалом, очень-очень точно описывающий путь к духовному совершенству. Глубокий, созерцательный псалом! Если задуматься над некоторыми псалмами, то в них можно будет увидеть {необъяснимый словами} иной мир, мир, описывающий не события, произошедшие некогда с пророком и царём Давидом, но те события, которые происходят в душе каждого человека, стремящегося приблизить свою душу к Богу.
Удивляешься и, с годами чтения Псалтири, всё более и более ясно начинаешь понимать, что Псалтирь — это книга, написанная в вечности, — настолько глубокие заключены в ней мысли и чувства.
21 псалом описывает страдания Иисуса Христа на Голгофе так, словно пророк Давид сам присутствовал при кресте Христовом…

Третий тропарь после третей кафизмы в ц-славянской Псалтири: «На Стра́шном суди́щи без оглаго́льников облича́юся, без свиде́телей осужда́юся, кни́ги бо со́вестныя разгиба́ются, и дела́ сокрове́нная открыва́ются. Пре́жде не́же во о́ном всенаро́дном позо́рищи и́маши испыта́ти, я́же мно́ю соде́янная, Бо́же, очи́сти мя и спаси́ мя». Говорит о том, что Благодать Божия каждого из нас будет судить внутри нас же самих… и о том, что будет судить нас Бог СОВСЕМ не по тем (глубоко по сути своей ложным) представления о грехе и о грехах, какие нам самим кажутся справедливыми, но так будем мы Судимы — как Сам Бог увидит нас. То есть СОВСЕМ иначе. Это ИНАЧЕ необходимо в себе самом понять и познать прежде смертного своего часа, и это вполне возможно, хотя и нелегко!
Очень важный тропарь.
В этом состоит умение правильно приготовить себя к Суду за горбом — в умении оценивать своё внутреннее состояние не самому, но посредством благодати Бога. Надо уметь, как бы слиться с Богом, слиться так — чтобы увидеть себя не своим разумом, но Его Глазами и Его Духом. Тогда… тогда мир станет проще для тебя. Ты перестанешь осуждать и судить других людей, но осуждать непрерывно будешь ТОЛЬКО себя самого — за недостаток любви к Богу и к людям, за те бесчисленные внутренние язвы и изъяны, которые присущи КАЖДОМУ человеку. Тогда только и поймёшь ты с ЯСНОСТЬЮ для себя, что мир делится на две (очень неравные) части…
Бóльшая часть людей — так или же иначе продолжает упрямо судить себя самостоятельно (или вообще никак не думать о Суде Бога), а очень малая часть людей, обученная тому своими духовниками, не умом своим, по-человечески слабым, но МНОГОЛЕТНЕЙ молитвой своей пытаются разбудить в себе зрение греха СВОЕГО — зрения Богом, зрения — Его Духом.
Молитва Ефрема Сирина прямо говорит об этом:
«ДАРУЙ мне {Господи} зрети МОЯ прегрешения». А раз «ДАРУЙ», значит, сам человек не в силах видеть в себе самом грех, но необходимо совершенно особое Действие Благодати Божией в КАЖДОМ человеке — чтобы смог увидеть в себе самом человек всё то, что и прежде жило в нём {свою гордость и большое неразумие перед Богом}, но было, до времени, сокровенным, скрытым от сознания и от совести своей.
Этим примечательна и полезна Псалтирь особенно для тех, кто начинает свой путь в вере.
Душа, подолгу задерживаясь на текстах Псалмов (ведь быстро, ту же кафизму и не прочтешь, если читать со вниманием и искать должный настрой), приучается к мышлению в русле Божиих Истин и приучается к этому с огромной внутренней пользой для себя.
Когда же душа проникнется достаточно глубоко сутью Божиих Истин, тогда, по благословению духовника, она может оставить чтение Псалмов и повседневных своих молитв и перейти \на почти {посильно} непрерывное\ чтение кратких молитв. Молитва Иисусова, Богородичное правило или иное.
В чём смысл перехода на более простое правило?
В том, чтобы душа могла значительно БОЛЕЕ тратить времени на внимательную молитву, нежели чем на чтении Псалтири или же на чтении иных молитв. Ведь для краткой молитвы не нужно почти ничего. Нужен только собственный разум и сердце, которые всегда под рукой. Но нужен руководитель.
Многие, на моей памяти, брались за чтение непрерывной молитвы Иисусовой, находясь под ярким впечатлением от книг о непрестанной молитве этой, но мало кто выдерживал потом тот скрытый внутренний накал — что содержит в себе подобная практика.
Опытный советчик в молитве простой и краткой нужен ещё более чем при молитвах продолжительных.

Тропарь по четвёртой кафизме: «Смире́нную мою́ ду́шу посети́, Го́споди, во гресе́х все житие́ ижди́вшую: и́мже о́бразом блудни́цу, приими́ и мене́, и спаси́ мя» — тут тоже, возникает вопрос… с какой такой стати, молящийся должен искренне считать, что ВСЁ житие своё прожил он «во гресех»?
Ведь большинство людей, читающих Псалтирь, отнюдь не Чикатилы какие-нибудь. Много делают, по-видимому, невредного для себя и для других. Несут семейные и церковные послушания, воспитывают детей и прочее… и вдруг «во гресе́х все житие́»…ну и для чего такое актёрство?
Но не к актёрству призывает этот тропарь человека, а к зрению греха СОКРОВЕННОГО своего, который, как я говорил только что выше, — живёт в каждом человеке, но мы не видим это падение в себе. Но Бог должен засвидетельствовать наш сокровенный грех душе с Любовью. А Бог ВСЁ делает с большой и даже с Безграничной Любовью, но, к сожалению… большинству людей не свойственно искать в себе самом раскрытия смысла всего, с чем они сталкиваются, — МОЛИТВОЙ.
Поверьте, совсем разное впечатление получает человек, когда он смотрит на мир глазами своего (падшего) разума и когда молитва раскрывает в нём ИНОЕ зрение, ЗРЕНИЕ Глазами Бога на всё.
Чтение Псалтири весьма и весьма способно (медленно, не сразу, но с годами чтения её) привить душе вкус к духовному \более правильному\ переосмыслению себя и мира.
Завершу же опыт своего краткого изложения на тексты и на механизмы восприятия текстов Псалтири,
цитатой последнего тропаря 20-ой \последней\ кафизмы: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных Сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь». Эта молитва не требует никакого особого толкования, но, тем не менее, в ней выражена самая важная суть спасения души человека… То есть спасет нас Господь, спасают нас Страдания Спасителя мира Иисуса Христа, спасают молитвы Святых, то есть всё перечисленное в этой заключительной молитве, а не наши усилия к спасению, хотя они необходимо нужны.
То есть с чего начинается ц-славянская Псалтирь сравни (первая молитва перед началом чтения Псатири): «Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь», тем же она и заканчивается, ещё и ещё раз напоминая нам о смирении.
15 глава
(Краткое заключение)

Поначалу я планировал более развёрнутый текст о теле псалмов, но потом решил, что для вдумчивого человека будет достаточно того вводного материала, что я уже дал выше.
Весь мой сайт — это, прежде всего, попытка разбудить мышление современного человека в несколько нетрадиционном для большинства из нас направлении. Но, по сути,
то, что я представляю как нечто нетрадиционное в настоящем времени, есть достаточно основательно забытые традиции подвижников, живших прежде нас.
Опираясь на их опыт (и, надеюсь, на их молитвы), я создал эти пятнадцать кратких глав о чтении Псалтири о живых и по усопшим, как мне думается, достаточно несложных для понимания современного человека.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ АВТОРУ

ОБ АВТОРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЕЖЕДНЕВНО НОВОЕ НА МОЁМ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЕ